В январе 1912 года священный синод, согласно прежним установлениям ( κατ τ νενομισμνα), опять возвел ( παν γαγεν) на Писсидийскую митрополичью кафедру бывшего Родосского митрополита Герасима, который управлял Писсдийской паствой и раньше в 1893–1896 годах. И опять, при определении акта возвращения митрополита Герасима па Писсидийскую кафедру, священный синод не считал необходимым предварительно наметить трех кандидатов, а потом произвести выбор из них путем канонического голосования в храме, но административным своим распоряжением совершил акт перевода. Кроме того, священный синод, вопреки господствующему порядку, разрешил митрополиту Герасиму не приезжать в Константинополь, а отправиться с Родоса прямо в Писсидию, так что, по-видимому, чин малого и великого наречения с благодарением вновь не были совершены, но были зачтены митрополиту Герасиму прежние наречения, бывшие при избрании его на Писсидийскую кафедру в 1893 г. Известны и другие факты временной отставки ( προσωριν διαθεσιμτης) или пребывания на покое митрополитов, которых необходимо было переместить с одной кафедры на другую, причем такая отставка была большей частью весьма непродолжительна и производилась исключительно с тем, чтобы так или иначе оформить необходимость перемещения митрополита с одной кафедры на другую. Так, в 1902 году был временно удален за штат Маронийский митрополит Константий, против которого восстала его паства; в 1903 г. был уволен временно на покой Кассандрийский митрополит Леонтий, который немедленно же был избран на Эносскую кафедру; в 1911 году Кесарийский митрополит Софроний в одном и том же заседании священного синода (28 апреля) был удален на покой и избран на Колонийскую митрополичью кафедру. А в заседании священного синода 24 октября 1908 г. Прусский митрополит Нафанаил принес каноническое отречение от управления своей епархией. Немедленно было произведено избрание нового иерарха на Прусскую кафедру и священный синод избрал Превезского митрополита Дорофея, оказав ему предпочтение пред другими кандидатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Эти священнослужители в обязательном порядке временно командировались из Болгарии для контроля над местным духовенством (многие из них входили в состав образованных архиерейских наместничеств) и через четыре-пять месяцев должны были заменяться новыми (в качестве материального стимула они получали жалование на 10 % больше чем в Болгарии). Следует отметить, что среди присланных священнослужителей было немало русских священников, поселившихся в Болгарии после окончания гражданской войны в России. Конечно, не все иереи хотели временно оставлять свои приходы в Болгарии, и в целом эта акция создавала условия для кадровой текучки и беспорядков. Чтобы навести дисциплину, Синод 1 июля 1943 г. возложил на митрополитов Бориса, Филарета и Евлогия задачу систематизировать правила пополнения клира в Македонии и Западной Фракии. 6 июля Синод постановил к осени произвести полную замену отслуживших указанный срок священников новым духовенством, а 8 июля 1943 г. утвердил разработанные тремя митрополитами «Правила командирования священников из старых приделов Царства в новоосвобожденные земли». Они предусматривали, что все священнослужители Болгарской Церкви в возрасте до 50 лет, за небольшим исключением (мобилизованные военные священники, негодные по состоянию здоровья, архиерейские наместники и т.д.), будут командированы на три-четыре месяца в новые епархии. Отказ от командировки был равносилен отказу от приходской службы, с которой в таком случае увольняли. На этом заседании Синод утвердил и первые квоты командированных священников из старых епархий, в том числе 30 в Драмскую епархию (по 6 из Софийской, Видинской, Врачанской, Сливенской и Неврокопской) и 12 — в Маронийскую (по 6 из Пловдивской и Старо-Загорской). [lvi] При этом старались отправлять наиболее образованных и деятельных священников. Те, кто добровольно оставался на занятых территориях больше положенного срока получали дополнительные льготы: им повышали на 30 % жалование, выплачивали наградные за выполнение «специальных заданий» в «новоосвобожденных землях», передавали в пользование бесхозные земли, имущество выселенных греков и интернированных евреев (часто это имущество продавалось по символическим ценам). В конце июля 1943 г. Синод одобрил список кандидатур на священнические места в новых областях и, кроме того, решил осенью произвести перемены в составе духовенства болгарских колоний за границей для обновления и усиления церковной работы в них. [lvii]

http://bogoslov.ru/article/1063529

мира. Всеми этими предметами ведомства главных священников заимствуются от ведомства епархиального. Во внутреннем устройстве своего управления ведомства как главного священника армии и флотов, так и главного священника гвардии и гренадер представляются организованными на одинаковых началах. Общее течение и производство дел в этих ведомствах сосредоточивается в существующих при главных священниках и под непосредственным их надзором канцеляриях, которые имеют свою историю. Выслушав в предложении Амвросия, митрополита с.-петербургского, Высочайший указ 11 апр. 1800 г. о том, чтобы все полковые священники по всем своим частям относились ко вновь назначенному обер–полевому священнику, присутствующему в Синоде Озерецковскому, Св. Синод 2 из пунктов своего определения постановил: «Для исправления при нем, Озерецковском, письменных по сей должности дел, определить на время одного надёжного и способного из состоящих в канцелярии Св. Синода приказных служителей с тем, что ежели впредь, по стечению дел и обстоятельств, по усмотрению его, полевого обер–священника Озерецковского, окажется необходимая в прибавке их надобность, то об определении оных, сколько потребно будет, и о произвождении им жалованья, представить ему в Св. Синод, или в другое место, куда следовать будет, предоставить рассмотрению его протоиерея». В том же определении в последующем 3 п. Св. Синод разрешил вопрос и о суммах на делопроизводство в предначертанной канцелярии: «А дабы, было сказано в этом пункте, не могло последовать остановки в письменных, с кем следует, сношениях, и в течении других дел, то отпустить ему протоиерею на канцелярские расходы из имеющейся в Св. Синоде остаточной от 798 и 799 годов положенной на прибавку в канцеляриях суммы 150 р., выдав оные, кому от него протоиерея и кавалера принять поверено будет». Исполнение той и другой части настоящего своего определения Св. Синод предоставил распоряжению синодального обер–прокурора графа Хвостова. Озерецковский выбрал для исправления при себе канцелярских обязанностей губернского секретаря Ильинского, который и был отправлен к нему 13 апреля; Ильинскому же Озерецковский поверил принять и ассигнованные 150 р. на канцелярские расходы. Изображенный составь исправления письменной части при обер–священнике оказался не только временным, как определил Св. Синод, но и кратковременными 15-го мая 1800 г. дан был Св. Синоду собственноручно подписанный императором Павлом следующий указ:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

На заседании 3 июля 1941 г. Синод обсудил дополнительно собранные сведения о нуждах новых епархий. Оказалось, что там имеется 1153 прихода (и еще 120 в Южной Добрудже), то есть почти половина от общего количества находилась в основной части страны. Часть приходов (особенно в Эгейской Фракии) подлежала укрупнению, и Синод посчитал, что для нормальной церковной жизни на новых землях нужно 800 священников. Поэтому вместе с обеспесением 30 новых священников для Южной Добруджи и 60 иереев дополнительно для вакантных приходов Синод запланировал на 1942 г. увеличение расходов бюджета почти на 37 млн. левов (с 95650 тыс. в 1941 г. до 132370 тыс. левов). Таким образом, общее число священнослужителей экзархата должно было вырасти с 2564 до 3454. Кроме того планировалось принять на учебу в Духовные семинарии всех болгар и македонцев, не завершивших свою учебу в семинариях Югославии, Греции и Румынии. [xlviii] Одной из основных проблем новых земель было заполнение вакантных священнических мест, что являлось постоянной трудностью для Болгарской Церкви и на прежней территории государства. Скоро стало ясно, что только возвращением прежнего клира экзархата в четыре новые епархии проблему не решить. Поэтому уже с лета 1941 г. туда стали командировать священников, ранее никогда не служивших в новых епархиях. В связи с этим Народное собрание одобрило выделение еще одного кредита для обеспечения 375 болгарских священников и диаконов, которые были распределены по приходам и монастырям в Македонии (280) и Эгейской Фракии (95). Эти священнослужители в обязательном порядке временно командировались из Болгарии для контроля местного духовенства (многие из них входили в состав образованных архиерейских наместничеств) и через четыре-пять месяцев должны были заменяться новыми (в качестве материального стимула они получали жалование на 10 % больше чем в Болгарии). Конечно, не все священники хотели временно оставлять свои приходы в Болгарии, и в целом эта акция создавала условия для кадровой текучки и беспорядков. Чтобы навести дисциплину Синод 1 июля 1943 г. возложил на митрополитов Бориса, Филарета и Евлогия задачу систематизировать правила пополнения клира в Македонии и Эгейской Фракии.

http://bogoslov.ru/article/565403

3 временных правил срок выслуги на пенсию таковых лиц должен считаться именно по день получения на месте указа об увольнении. При сем 11) об явить духовным лицам во всех епархиях чрез местные духовные Консистории: а) чтобы по предписываемому в ст. 23 временных правил порядку с прошениями о назначении пенсий обращались к епархиальным Преосвященным, а не в Святейший Синод, так как Синод не может назначать пенсий по таковым просьбам, без удостоверения епархиального начальства о правах просителей на пенсию и б) чтобы в том случае, когда просители, получив со стороны епархиального начальства отказ в испрошении им пенсий, будут по этому поводу жаловаться Святейшему Синоду, они прилагали непременно при таковых жалобах надлежаще засвидетельствованные местными благочинными копии с указов духовных Консисторий, коими им отказано в пенсии, и объясняли с должною обстоятельностью, по какой именно причине они считают изложенное в указе Консистории решение незаконным, или несправедливым. 171. От 9 марта (9 мая) 1876 года за 429. О распространении на протодиаконов кафедральных соборов и на вдов их правил о пенсиях и пособиях. Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 февраля сего 1876 года за 1596, о распространении на протодиаконов кафедральных соборов и на вдов их временных правил 1866 г. о пенсиях и единовременных пособиях по епархиальному ведомству. Приказали: согласно заключению хозяйственная управления, предоставить право на получение пенсий за 35 летнюю службу протодиаконам кафедральных соборов и вдовам их. 172. От 14 июня 1868 г. 38. Относительно возобновления пенсии священнослужителям епархиального ведомства. Но указу Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 12-го минувшего апреля за 4096, с изъяснением заключения хозяйственного управления по возбужденному департаментом Государственного Казначейства вопросу о том могут ли бить возобновляемы духовным лицам, на основании ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

184 В справке, выданной митрополиту Сергию 20 мая 1927 года, значилось: «Заявление и(справляющего) д(олжность) «Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола», митрополита Нижегородского Сергия, гр(ажданина) Страгородского и список образовавшегося при нем временного, так называемого Патриаршего Священного Синода (…) в Административном Отделе ЦАУ НКВД получены и приняты к сведению. Препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его, не встречается» (Акты Святейшего Патриарха Тихона… С. 498). 185 «Совершенно секретно. Срочно. Лично Тов. Тучкову». Донесения из Ленинграда в Москву, 1927 – 1928 годы/Публикация, вступление и примечания А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 365–366. 186 Мазырин А. В. Легализация Московской патриархии в 1927 году: Скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4. С. 121. 188 «По советским законам (а именно по инструкции НКЮ и НКВД РСФСР от 27 апреля 1923 г(ода)) Синод как центральная организация мог быть должным образом легализован лишь в качестве «исполнительного органа всероссийского съезда религиозного общества». Именно так был легализован обновленческий «Священный Синод». «Но у митрополита Сергия, – говорилось в одном из полемических документов 1928 г(ода) – так называемом «Каноническом исследовании деяний митрополита Сергия», – этих церковных съездов не было, и Сергиев Синод составлен им единолично, по-видимому, по соглашению с каким-нибудь органом советской власти, играющим в РСФСР роль бывшего обер-прокурора. Как можно думать, весь процесс регистрации Синода свелся к тому, что список членов Синода был предоставлен митрополитом Сергием в НКВД, а здесь он был присовокуплен к делу. Во всяком случае, у митрополита Сергия нет никакой официальной бумаги НКВД об утверждении Сергиевского Синода в качестве исполнительного органа староправославной Церкви. Таким образом, дефективный с точки зрения канонов Церкви, Сергиев Синод не имеет никакого юридического значения и по гражданским законам» (Мазырин А. В. Легализация Московской патриархии в 1927 году… С. 122).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Решительные распоряжения царствования Павла Петровича оказали своё влияние и на решение дела с вызванными священниками. Указом 24 сентября 1797 года св. синод уже прямо предписывал немедленно выслать из Минской епархии обратно в Смоленскую тех священников, которые окажутся «неискусны» в «своем звании», или «в кротком обхождении с народом»; а на место их «определять таких, которые бы могли служить примером духовным своим чадам жизнию и добрым поведением» 2313 . В указе ничего не было сказано о тех вызванных из Смоленской епархии лицах, которые священнический сан получили уже по приезде в Минскую епархию и о которых были определённые указания в прежнем указе, – и преосвященный Иов не замедлил обратиться за разрешением этого вопроса. Рапортуя св. синоду, что в Смоленскую епархию отослан уже 31 священник, да умерло из вызванных 5, преосвященный просил позволения отправить обратно и тех, которые были присланы из Смоленской епархии дьяконами и дьячками, так как многие из них замечены в жизни невоздержной, а «смирять их», по не имению в Минской епархии «удобных к тому монастырей», никаких средств не имеется. Прежние расчеты преосвященного Иова на «довольное количество священноцерковнослужительских детей, способных к занятию священнических мест», не вполне оправдались и он просил у св. синода распоряжения о высылке в Минскую епархию «из другой, какой заблагоугодно будет, епархии, хотя из семинаристов, человек 15 таких, кои бы по честному своему поведению могли быть произведены во священники» 2314 . Св. синод удовлетворил просьбе преосвященного Иова, дозволив отсылать, в случае надобности, в Смоленскую епархию и тех священников, которые высланы были оттуда дьяконами и причетниками; и так как для них нельзя было ждать в Смоленской епархии священнических мест, то св. синод предписал преосвященному Смоленскому, «до усмотрения исправления поведения их и до открытия по званию их мест», определять их временно на причетнические места. Истребовать из смежных с Минской епархий потребное число семинаристов для определения в священники св. синод предоставил самому преосвященному Иову, известив о том соседних преосвященных 2315 . Иов обратился за кандидатами на священство к Киевскому и Белогородскому преосвященным; первый прислал 15 церковников; а второй одного священника и трёх дьяконов. И церковники, и дьяконы в 1798 году получили священный сан 2316 . Несколько позже, по новому требованию преосвященного Иова 2317 , было ещё прислано в Минскую епархию из Киевской семь священников 2318 из Белорусской три 2319 и из Черниговской четыре семинариста 2320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Члены и присутствующие Святейшего Синода, при вступлении в должность, дают присягу по особо установленной форме.(25 Января 1721 г. при Им. Указ. П. С. П. и Р. т. 1. 1.) Члены и присутствующие в Святейшем Синоде из епархиальных архиереев не освобождаются от занятия и управления делами вверенных им епархий. (29 Сентября 1726 г. П. С. П. и Р. 1843. П. С. 3. 4959.) Примечание. Членам Святейшего Синода и назначаемым ВЫСОЧАЙШИМИ указами для временного присутствия в нем епархиальным архиереям, до воспоследования ВЫСОЧАЙШЕЙ воли о возвращении им в епархии, Святейший Синод может, по своему рассуждению, в свободное от занятий по Синоду время, сам собою разрешить временные отлучки из С.-Петербурга в их епархии для исправления епархиальных дел, доводя только о таковых разрешениях каждый раз до ВЫСОЧАЙШЕГО сведения через Обер-прокурора. (Указ 14 Октября 1865 г.) Члены Святейшего Синода, а вместе и присутствующие в нем епархиальные архиереи в публичных процессиях и церемониях занимают высшие места пред прочими того же сана епархиальными архиереями, как подчиненными и находящимися в подчинении Святейшему Синоду. (10 Марта 1725 г. П. С. П. и Р. 1498. П. С. 3. 4765.) Святейший Синод, по первоначальному учреждению, имеет свои заседания в три каждой недели дня т. е. в понедельник, среду и пятницу. (17 Февраля 1721 г. П. С. П. и Р. 6. П. С. 3. 3742). При слушании, обсуждении и решении дел, все члены и присутствующие в Святейшем Синоде, пользуются равным правом голоса. (П. 13. Ч. 3. Дух. Регл. П. С. П. и Р. П. С. 3. 3718.) Святейший Синод сносится с Правительствующим Сенатом посредством ведений, подписываемых Обер-секретарем и Секретарем по принадлежности. (3 Марта 1721 г. П. С. П. и Р. 25. П. С. 3. 3749). С Министрами и Главноуправляющими отдельными частями Святейший Синод входит в сношение через посредство Синодального Обер-прокурора. С Епархиальными Преосвященными, Главными Священниками Гвардии и Гренадер, Армии и Флотов, а также с Духовными Консисториями и Губернскими Правлениями, посредством указов, обращенных на имя означенных лиц и учреждений, и подписанных Обер-секретарем и Секретарем по принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Ничего более существенно­го, чем приведенная выше справка из Административного отдела НКВД о том, что его заявление об образовании Синода «принято к сведению» и «препятствий к деятельно­сти органа, впредь до утверждения его, не встречается», митрополит Сергий («гр. Страгородский»), судя по всему, так и не получил 41 . По советским законам (а именно, по инструкции НКЮ и НКВД РСФСР от 27 апреля 1923 г.) Синод как центральная ор­ганизация мог быть должным образом легализован лишь в качестве «исполнительного органа всероссийского съезда религиозного общества» 42 . Именно так был легализован обновленческий «Священный Синод». «Но у м[итрополита] Сергия, - говорилось в од­ном из полемических документов 1928 г. - так называемом " Каноническом исследова­нии деяний митрополита Сергия " , - этих церковных съездов не было, и Сергиев Синод составлен им единолично, по-видимому, по соглашению с каким-нибудь органом совет­ской власти, играющим в РСФСР роль бывшего обер-прокурора. Как можно думать, весь процесс регистрации Синода свелся к тому, что список членов Синода был предо­ставлен м[итрополитом] Сергием в НКВД, а здесь он был присовокуплен к делу. Во всяком случае, у м[итрополита] Сергия нет никакой официальной бумаги НКВД об утверждении Сергиевского Синода в качестве исполнительного органа староправо­славной Церкви. Таким образом, дефективный, с точки зрения канонов Церкви, Сер­гиев Синод не имеет никакого юридического значения и по гражданским законам» 43 . Догадку автора «Канонического исследования» о том, что у митрополита Сергия не было никакой официальной бумаги НКВД об утверждении Синода, подтверждают ма­териалы переписки заместителя с управлявшим западноевропейскими русскими при­ходами митрополитом Евлогием (Георгиевским). Когда в октябре 1928 г. митрополит Евлогий для своих нужд запросил среди прочего акт легализации временного патриар­шего Синода гражданской властью, митрополит Сергий попытался отмолчаться. Оче­видно, высылать абракадабру о том, что «препятствий, впредь до утверждения, не встречается», ему было неудобно.

http://bogoslov.ru/article/353938

В обязанности Синода Экзархата входят: забота о проведении в жизнь определений и постановлений Соборов и Священного Синода в границах Экзархата, избрание и предложение на утверждение Священного Синода Русской Православной Церкви Экзарха и архиереев Экзархата, представление архиереев Экзархата для участия в работе Священного Синода в качестве временных членов, утверждение настоятелей и настоятельниц монастырей на территории Экзархата, решение богословских, богослужебных, дисциплинарных, пастырских и церковно-административных вопросов, обращение с посланиями к пастве Экзархата, а в необходимых случаях и к соотечественникам за рубежом, дела духовного просвещения, катехизации, миссионерства, планирование подготовки кадров духовенства и их распределение, наблюдение за деятельностью духовных школ Экзархата, решение вопросов церковно-издательской деятельности, забота о состоянии архитектурных памятников и древностей, находящихся в ведении Церкви на территории экзархата, наблюдение за пенсионным обеспечением заштатных клириков и церковных работников. Синод Экзархата может организовать комиссии для решения стоящих перед ним задач. Секретарь Синода, являющийся одновременно управляющим делами Экзархии, назначается Синодом Экзархата. Синод назначает также руководителей других учреждений, которые могут быть созданы в Экзархате. Синод Экзархата принимает апелляции на решения епархиальных церковных судов. Возглавляет управление Экзархатом Экзарх, имя которого возносится за богослужением во всех храмах Экзархата. Он созывает Синод Экзархата и является его председателем. Экзарх наблюдает за правильным прохождением дел в канцелярии Синода и за точным исполнением принятых постановлений; представляет Экзархат в Священном Синоде Русской Православной Церкви как его постоянный член. В обязанности Экзарха входят: поддержка единства епископата, наблюдение за исполнением архиереями Экзархата своих обязанностей, представление архиереев, клириков и мирян к Патриаршим наградам, награждение клириков и мирян церковными наградами, решение недоразумений между архиереями без формального судопроизводства, рассмотрение жалоб на архиереев, посещение епархий Экзархата, начальственное наблюдение за деятельностью учреждений экзархии, обращение с посланиями к епископату, клиру и мирянам Экзархата, полномочное представительство Экзархата перед государственными властями, ответственность за экуменические и межрелигиозные отношения на его территории.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010