Скачать epub pdf 37. Неделя двадцатая по Пятидесятнице Гaл. I,11–19 11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14. и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Каждое доброе дело непременно имеет какое-нибудь препятствие или толкуется и вкривь и вкось. Где Бог ставит Церковь , там, говорят, и дьявол устрояет себе и своим слугам приют. И чем выше, бескорыстнее доброе дело, тем дьявол злее становится и старается более повредить благотворителю чрез своих слуг. Это мы видим постоянно в жизни, нам современной, в кругу людей, нам близких и знакомых; это же явление заметно и издревле. Вот и сегодня вы слышали несколько стихов из послания св. апостола Павла к галатам. В них св. апостолу Павлу пришлось защищать себя, свою деятельность, ограждать души, колеблющиеся от лжеучителей. Св. апостол Павел, повинуясь голосу свыше, вдалеке от иудейской земли возвещал Христа в Галатии, где большая часть жителей была язычниками. Добродушные люди приняли проповедь Павла, крестились, стали жить по-христиански. Но лишь только Павел, образовав в Галатии христианское общество или Церковь , удалился из пределов Галатии, как туда пришли постоянные враги Павла – крещеные иудеи, которые терпеть не могли Павла за то, что он не предлагал своим ученикам учение Христа с присоединением еще иудейских обрядов, даже с обрезанием. А многие из крещеных иудеев того времени думали, что помимо еврейства никто не спасется, что язычник, если хочет быть христианином, должен сначала перейти в иудейство, а потом уже в христианство. Апостол же Павел, хотя был сам из иудеев, но не так учил. Крещеные иудеи, пришедши к галатам, говорили им, что они не вполне христиане, поскольку обошли еврейский закон, что Павел, их обративший, не настоящий, не первостатейный апостол, что он не так учит, как другие апостолы, обращавшиеся среди евреев. И поэтому враги Павловы предлагали галатам-христианам отпасть от учения Павлова и принять обряды еврейские и то учение, которого держались они, пришельцы. А между тем, эти обряды стесняли совесть и отнимали у галатийцев свободу. Свобода же, христианством просвещенная, есть высшее благо в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf 8.01 Служба преподобномученику Исаакию, старцу Оптинскому На Г осподи воззвах стихиры гл. 6 Преславно совершив крестоношения путь/постнически подвизався/еже по образу прежде бывших отцев,/вся плотская мудрования духу повинул еси,/душу молитвою просветил,/образ был твоему стаду/юже не дал еси в снедь безбожным врагом,/и душу свою за овцы положил,/темже венчался еси победы венцем,/живоначальною Дланию,/преподобномучениче Исаакие. Днесь тобою хвалится собор Оптинский,/имуща тебя добля страдальца и исповедника,/Крестом бо гордыню диаволю посрамил/и щитом веры безбожных шатания низложил,/светолития Ангельского достигл еси,/отцем оптинским преславно сочетался/венченосче Исаакие,/новомученников Российских славо. Якоже звезда воссиял еси в нощи,/тьму безбожия прогоняя,/иноком облистал еси путь светозарнейший,/риз очервлением своея крови,/дерзновенно вшел еси во святая святых,/и Пресущественному поклонился,/дариносяще раны краснаго исповедания,/темже молися Христу/даровати вселенней мир и велию милость. Слава гл. 8 Велий день нынешнего торжества,/Оптина Пустынь в виссон святых одеяся,/и багряницею мученической крови украшается,/прославляя своего последняго архимандрита,/преподобномученика Исаакия,/законно подвизавшегося,/и власть безбожную мужественно обличившаго,/дары прнесши Христу всебогатыя, раны на теле огнепальныя, яко жертва всесожигаемая;/темже Тому молися отче прилежно/еже избавитися стаду твоему муки вечныя,/и мир глубоцый Церкви Русския испроси/и Отечеству на враги победы. И ныне: праздника На стиховне стихиры праздника Слава святому, гл. 5 Краснейшее прозябение Оптиной Пустыни,/новомученников благовонный цвете/страстотерпче Исаакий,/добропобедный мучениче,/ днесь приемлет венец нетленный от Богородицы,/и источает исцеления струи,/всем верно поющим его страдания,/яко дароцарственное приношение,/в яслех Лежащему и пеленами Повитому/нас ради Младенца зрак восприимша,/Единому Многомилостивому. И ныне: праздника Тропарь преподобному гл. 1 Венечник явился еси преподобномучениче Исаакие/яко враги Креста Господа твоего низложил еси,/старцем оптинским поревновал еси/и с новомученики Российскими прославился еси/темже мы тебе с любовию вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf В доме Божием мы предлагаем вашему вниманию слова Псалмопевца: уготовах светильник помазанному моему. Враги его облеку студом: на нем же процветет святыня моя ( Пс.131:17.18 ). Кто сказал это? Что это за светильник, приготовленный для помазанника своего сказавшим? Кто суть враги сего помазанника, которых он посрамит посредством сего светильника? Что это за святыня, которая процветет на сем помазаннике? Из всех сих слов ясны и понятны только следующие два: помазанному моему. Ибо здесь должно разуметь не другого кого, как Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. И так, вникая в сии слова, мы находим, что их сказал Бог Отец. Бог Отец, т. е. Лице – Бог Отец, говорит устами Пророка: уготовах светильник помазанному моему. Нет нужды доказывать Христианам, что Сын Божий есть вместе и Его помазанник. Итак, нашедши говорящее лице, посмотрим, кто был светильник, уготованный Богом Отцем для Сына Помазанника? Сам Господь говорит об Иоанне Крестителе: он бе светильник горя и светя, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его ( Ин. 5:35 ). И так, Он назвал Иоанна светильником, возженным от Источника света, чтобы он свидетельствовал о Истине. Ибо люди находились тогда в такой слепоте и столь слабое имели внутреннее око, что не иначе могли узреть Солнце правды, как только при помощи светильника. Но, если у кого око сердца было светло; тот узрел бы Его гораздо скорее, и не требовал бы светильника для Его указания. Ибо Господь, сказавши о сем светильнике: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его, прибавляет: аз же имам свидетельство более Иоаннова. И так сей светильник возжен для слабых во время ночи. Как же возжен? Отец говорит Помазаннику – Сыну своему об Иоанне: се аз посылаю Ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ). Так Он приготовил светильник Помазаннику своему! Как же он посрамил врагов Его посредством сего светильника? Наперед заметьте, что сей светильник, как я сказал, возжен от Источника света. Сам Иоанн свидетельствует о сем: от исполнения его мы прияхом ( Ин.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Скачать epub pdf Вступление в Преторию ( Ин. 18:28–32 ) Первосвященники сделали свое злое дело. Им оставалось только докончить его, получить утверждение от Понтия Пилата. Вот почему «От Каиафы повели Иисуса в преторию; это было утром». Уже в этом мы замечаем ту злобу, которую враги Господа питали к Нему. В эту ночь взяли Его в Гефсиманском саду, в эту же ночь Он был долго допрашиваем у первосвященника и затем осужден. Телу и душе Спасителя были причинены неизъяснимые страдания, чрезвычайно изнурившие и ослабившие Его. Человеколюбивые судьи при подобных обстоятельствах из сострадания не лишают отдыха даже разбойников и убийц. Но Спасителю Его враги не дали возможности отдохнуть ни минуты. Сами они после обвинения Его по доносу ушли и сном подкрепили свои силы. Но у Господа было все отнято: воины и слуги первосвященника мучили Его всю ночь. Забрезжило утро. Иерусалим стал просыпаться. Проснулись и книжники, и судьи Христовы. Довольные ночным судом, они были заняты теперь только одним: что скажет им Понтийский Пилат. Без него они не могли привести своего суда в исполнение. «Стекается, поет Церковь , соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст. О беззаконных, о неверных, ясно грядущего судити живым и мертвым, на суд готовят! Исцеляющего страсти к страстем уготовляют»! Не ласково встретил Пилат членов синедриона. Он был человек очень гордый и всегда и везде старался поддерживать свое собственное достоинство, римское величие и могущество. Но в то же время он был очень тонкий и хитрый политик и на некоторые вещи, происходившие у евреев, старался смотреть сквозь пальцы, чтобы не раздражить еще более и без того страстный еврейский народ. На шум он вышел сам к членам синедриона, с притворным снисхождением спрашивает их: какое вы обвинение возводите на этого человека. На самом же деле он уже много слышал об этом Иисусе, Который около трех лет находился среди его подданных и совершал величественнейшие чудеса, везде свидетельствовавшие о Его могуществе и благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 году в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу – в храмах Константинополя совершались неусыпные моления. 1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Божией Матери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием. Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Божию Матерь, Которая шла по воздуху от царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над амвоном Божия Матерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лицо. «Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» – спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, святый отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Окончив молитву, Божия Матерь сняла с Себя светлый блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом. Долго созерцали святой Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Божией Матери также сделался невидимым. Весть о необыкновенном видении в храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавит их от надвигавшегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Скачать epub pdf Псалом 55 Сей псалом заглавляется таким надписанием: В конец, о людех, от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом. В этом надписании указывается: а) на имя составителя этого псалма, б) на то обстоятельство в жизни Давида, которое послужило поводом к составлению псалма, и в) отчасти на его содержание. Составителем этого псалма всегда признаваем был псалмопевец и царь израильский Давид, что и означают слова: Давиду в столпописание. Последнее – славянское изречение (в греч., от – то же, что: «или», в лат. tituli inscriptio) преосвящ. Порфирием с греческого переведено также столпописание, а потому по-русски и значит не что иное, как надписание над псалмом имени составителя его, каковое есть «Давид». Выражение столпописание взято от обычая древних делать для всегдашней памяти на столбе, или на камне, надпись имени победителя или того лица, которое совершило что-либо особенное, важное. Псалом этот можно назвать молитвой, в которой Давид прежде всего изливает пред Богом жалобу свою на врагов, изо дня в день преследующих и угнетающих его (ст. 2, 3); затем выражает твердое упование на Бога, чрез которое он совершенно освобождается от страха, наводимого на него множеством врагов его, постоянно злоумышляющих против него (4–6). В этих чувствах надежды и крепкого упования на Бога, он находит особую причину для прославления Господа. Злоумышляя против Давида, враги его собираются и прячутся, чтобы ближе наблюдать за всеми движениями его, чтобы выждать более удобный случай уловить душу его (7). Поражая их гневом Своим, неужели беспричинно, или ни за что, Господь отвергнет их (8)? Тебе, Господи, говорит Давид, известна вся жизнь моя, и все слезы мои пред Тобою, как бы записаны в книге у Тебя (9). Когда я призову на помощь Господа, враги мои обращаются назад, и тут для меня ясно, что Господь за меня. А это и служит мне предметом для всегдашнего прославления Господа Бога (10–13), Который избавил меня от смерти, очи мои от слез и ноги от преткновения, чтобы я мог благоугождать Ему во свете живых (14). Под людьми, от святых (т.е. от святыни храма Господня) удаленными, Давид разумеет, конечно, себя и всех тех несчастных изгнанников из отечества, которые присоединились к Давиду после того, как он возвратился от Анхуса, царя гефского, у которого думал укрыться от преследований царя Саула ( 1Цар.21:10–11 ), и с которыми он скитался по горам и пустыням палестинским. От святых удаленные – это те четыреста мужей-изгнанников, которые не могли ходить в храм Божий, но скитались вместе с Давидом туда и сюда, укрываясь от гонения Саула ( 1Цар.23:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Слово в неделю девятнадцатую по Пятьдесятнице Л юбите враги ваша ( Лук. 6:36 ). Любить врагов обязывает нас единство природы нашей с их природою. Имея одинаковое происхождение, мы должны любить всех без исключения – и самых недоброжелателей наших, и притом так, как ближайших нам, как кровных наших. Тоже внушает нам и назначение бытия нашего. Мы получили бытие и продолжаем оное для того, чтобы нам, по возможности, в нравственных своих действиях уподобляться Творцу своему. И, так как Творец наш столько благ, что повелевает солнцу своему сиять не для добрых только, но и для злых, ниспосылает дождь не для одних праведных, но и для нечестивых: то и мы, чтобы в сем случае уподобиться Ему, по мере наших сил, должны любить не одних только любящих нас, но и тех, кои к нам неблагорасположены, а равно и благотворить не одним благодетелям, но и обидчикам и досадителям нашим. А еще более располагает к сей любви то, что мы, как члены единого таинственного тела Церкви, под единым главою ея Христом Господом, должны взаимно друг другу помогать и споспешествовать общему спасению нашему; и наконец прямая заповедь Христова: любите враги ваша. Все сии побуждения сами по себе, и взятые вместе и каждое особенно, сильны и действительны, и, казалось бы, должны были убедить нас в обязанности любить врагов наших, столь твердо и решительно, что нарушения оной ни в каком случае и ни при каких обстоятельствах, по видимому, и ожидать не надлежало. Но, к сожалению, ежедневный опыт представляет нам противное. Не видим ли мы во многих других и не чувствуем ли нередко и сами в себе преступных порывов гнева и мщения против ближних наших, часто за самые ничтожные оскорбления? Не больше ли встречаем враждующих друг против друга, нежели доброхотствующих и взаимно прощающих друг друга; не больше ли питающих в себе злобу и ненависть к другим, нежели взаимною любовию и снисходительностию покрывающих взаимные друг против друга погрешности и оскорбления? Не большая ли часть из нас в пылу гнева своего, если не в слух других, то в тайне своего сердца, говорит: отмщу врагу моему, и до конца постигну его ( Притч. 20:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Среди великих подвижников Церкви навсегда осталось имя преподобного Макария Египетского. Память его 19 января/1 февраля. Родом он был копт. Богу он послужил в сане священника и был прекрасным духовником. Собратья поначалу называли его иронически – младостарцем. Потом убедились, что не старый еще отец Макарий действительно приобрел старческий опыт христианского подвижничества. Его наставления ценились во все века. И сегодня мы еще раз убедимся в духоносности отца Макария – вспомним его «Послание к чадам своим». Маленькое послание, три страницы, но каждая строчка в нем – на вес золота. После обращения к Богу – подвиг и борьба со страстями Преподобный Макарий отправляется от того момента, когда, положив начало покаянию, христианин всей душой ищет Бога и получает от Него дар – печаль о грехах. Это, как известно, основное покаянное чувство, со временем оно производит покаянную радость. А что потом? Потом Бог дает человеку хорошо знакомый пустынникам суровый подвиг – в постах и бдениях, дает силы переносить поношения и полюбить плач, в котором изливается покаянная печаль. Думаю, это можно считать плодом покаяния. Еще одно важное обстоятельство: человек перестает обращать внимание на грехи окружающих, потому что занят очищением души от своих грехов. Враги нашего спасения на этом этапе начинают ожесточенное сопротивление, невидимую брань. Бесы внушают человеку помыслы уныния, которые замаскированы под благочестивые мысли: «Много трудов требуется, чтобы Бог вселился в тебя, совершившего столько грехов». Если сердце человека не принимает эти помыслы, то враги подсовывают коварный помысел тщеславия: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». Так бесы пытаются склонить человека к ослаблению подвига. В том случае, если человек не принимает сердцем этот помысел, бесы заходят на бой с другой стороны – они побуждают человека на непосильные подвиги. Причем бес тщеславия поначалу готов помогать в этих незаконных подвигах. А потом, наигравшись, бросает помогать и с удовольствием передает человека во власть беса уныния.

http://pravoslavie.ru/100640.html

Существует обширная литература о трагической судьбе русских дворянских семей, которых после Октябрьского переворота выселили из родных гнезд и вынудили покинуть Россию. В книге «Эхо родной земли. Двести лет одного русского села», вышедшей в свет на русском языке в 2005 году, Сергей Шмеман рассказывает об усадьбе Сергиевское (ныне Кольцово Ферзиковского района Калужской губернии) и о судьбе его бывших владельцев Осоргиных. Михаил Михайлович Осоргин (1861–1939), последний владелец Сергиевского, был одно время губернатором в Гродно и Туле, вице-губернатором в Харькове. Женился на княжне Елизавете Николаевне Трубецкой. От этого брака родились 7 детей: три сына и четыре дочери. Все члены старинного дворянского рода Осоргиных были людьми глубоко верующими и трепетно любившими Россию и свое Сергиевское, где они провели много счастливых дней. В октябре 1918 года они были изгнаны из Сергиевского как «враги и эксплуататоры народа». Оставшись без крова над головой, Осоргины скитались по московским родственникам и знакомым. Старшим детям – Михаилу, Сергею и Софье – удалось во время революции выехать за границу. Только в 1931 году во Францию приехали остальные члены семьи – 13 человек: мать, отец, их незамужние дочери Мария и Антонина, вдова Ульяна Самарина и пятеро ее детей и Александра (урожденная Голицына) с двумя детьми – вдова расстрелянного на Соловках Георгия Осоргина. На вокзале в Париже их встречали около ста родственников: Трубецкие, Лопухины, Самарины, Лермонтовы, Бутеневы и др. Так русские остались без России! В октябре 1918 года Осоргины были изгнаны из Сергиевского как «враги и эксплуататоры народа» Оказавшись оторванными от любимой Родины, любовь к ней и православную веру Осоргины передали своим детям и внукам, которые, хотя и являются в настоящее время гражданами Франции, США и других стран, но по вере, душевному устройству и по языку продолжают оставаться русскими. Октябрьская революция, несмотря на все ее ужасы, имела то неожиданное значение, что вынужденные эмигранты распространили по всему миру православную веру и русскую культуру. Так, глава семьи Михаил Михайлович Осоргин в 70 лет стал священником, осуществив мечту своей юности; его сын Михаил (1887–1950) – один из организаторов Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, в котором преподавал устав и церковную музыку; младшая дочь Антонина (1901–1985) приняла монашеский постриг с именем Серафима; его внук Михаил Георгиевич (192–2012), сын Георгия, казненного в 1929 году в Соловецком лагере, служил протоиереем, был настоятелем храма равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (предместье Парижа); внучка Ульяна Сергеевна (1929–2017) вышла замуж за известного православного пастыря Александра Шмемана.

http://pravoslavie.ru/156898.html

Утешения пастве в бедствиях войны Отклик по поводу начала войны с Японией Письмо митрополита Московского Владимира императору Николаю II 102 Ваше Императорское Величество, Благочестивый Государь. Пятьсот лет тому назад тяжко томилась Святая Русь под игом татарским. Точно грозные тучи, от времени до времени поднимались с востока дикие орды монголов и всеразрушающей бурей проносились по градам и весям родной земли, но в эти тяжкие годины великих испытаний Милосердный Господь посылал ей великих печальников и молитвенников. И в сонме сих угодников Божиих, как светлое солнце среди звезд небесных, сияет смиренный Радонежский игумен, преподобный Сергий, сей воистину игумен всея Руси, возбранной воевода и небесный гражданин русской земли. Когда в 1380 году надвинулась на Русь орда нечестивого Мамая и великодержавный князь Димитрий Иоаннович не мог умилостивить этого гордого монгола ни дарами, ни покорностью, тогда благодатный старец благословил Московского князя идти противу полчищ Мамаевых и, отпуская в помощь двух своих витязей бояр-схимников, изрек ему чудное пророчество: «Дерзай, княже, победиши враги твоя». И свершилось дивное слово Сергиево: впервые после покорения Руси монголами Русь стеной повалилась на монголов и сокрушила их силу на поле Куликовом. Отошел к Богу из земной жизни великий старец. Но он остался верным сыном родной земли. Проходили столетия; великие беды и скорби обрушивались на Русь православную; дважды Москва была в руках вражьих, но нога вражья не переступала порога его обители. «Неотступно буду от места сего», – рекла ему некогда Царица Небесная, и непреложно было Ее обетование. Именно тогда-то, когда казалось все потеряно и неоткуда было ждать земной помощи, тогда-то восставал на защиту родной земли Сергий – и все беды исчезали, как дым, и враги бежали со стыдом, и снова Русь сияла во всем величии своего родного православия и христоподражательного народного смирения, страшная своим врагам. Жив он, угодник Божий, жив и ныне в сознании православного русского народа. Сотнями тысяч идут к нему со всех концов православные русские люди – идут и как живому поверяют все скорби свои, все заботы свои, повергаясь до праха земного у подножия его раки святой. Мы, недостойные иноки его святой обители, мы – постоянные свидетели этого благодатного общения нашего народа с его небесным печальником, заступником и молитвенником пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010