Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Итак, стоять есть отличие служащего; сидеть же, как Христос, есть отличие того, кому служит. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда. Сам же Христос одну, говорит, принес жертву, - собственное Свое тело, - за наши грехи, навсегда достаточную нам, чтобы не было нужды во второй. Воссел одесную Бога ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его (Пс.109:1). Следовательно, Христос не только Первосвященник, но и Бог. После исполнения дела, ради которого Он по домостроительству и получил наименование Первосвященника, - Он, наконец, воссел, как Бог, ожидая, пока враги Его будут положены в подножие ног Его. Враги же Его - это неверующие и демоны, которые и сами покорятся: то есть злоба их останется бессильной, так как они будут преданы огню неугасимому. А теперь пока Павел врагами называет преимущественно неверующих евреев, утешая верующих из иудеев, потерпевших бесчисленное множество мучений от них. Не унывайте, говорит, ибо восстающие ныне на вас будут покорены, или, лучше, будут попраны. И это, очевидно, потому, что Христос сидит одесную Отца. Так как это произошло, то и исполнится, по сказанному в псалмах. Почему же они не тотчас были положены в подножие ног Его, то есть не были удалены из мира? Ради верующих, которые будут рождаться от них. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Совершенно, говорит, освободил от грехов освящаемых и помазуемых Кровию Его, чрез крещение в смерть. Так как все крещаемые соединяются подобием смерти Его, то ясно, что они освящаются Кровию Его. О сем свидетельствует нам и Дух Святый. Что свидетельствует? - то, что Он совершенно избавил нас от грехов одним приношением, так что мы не имеем нужды во втором. Ибо сказано: вот завет, который " завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер.31:33-34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Отчего турки угнетают христиан? Оттого, что Бога не знают. Истинный Бог – не ведом им. Имя Божие не известно у них. Отчего союзники их вооружились против нас? Оттого, что они Бога не понимают, не знают, как должно, не помнят Бога, забыли Его. Отчего мы сами бываем часто неспокойными, малодушными? От маловерия. Господи, да святится имя Твое у турок, да святится имя Твое у англичан и французов, да святится имя Твое у всех врагов нашего отечества! Просим и молимся Тебе, Господи, чтобы враги наши узнали Тебя, вспомнили Тебя. При свете Твоем они успокоятся и другим покой дадут. Да святится имя Твое и в нас, Господи! Просим и молимся Тебе, чтобы мы твердо веровали в Тебя, чтобы свет веры Твоей всегда светился в нас. При вере в Тебя ничто для нас враги – видимые и невидимые. Слушатели-христиане! Вы желаете, молитесь, чтоб имя Божие святилось. Но знаете ли, чем всего больше святится имя Божие? Святыми делами, святой жизнью святится оно. Ты желаешь, молишься, чтобы имя Божие святилось, чтобы другие узнали Бога, помнили Его, веровали в Него, – действуй честно, старайся вести себя всегда так, чтобы и в словах, и в делах твоих видна была святость Божия, чтобы видно было всем, что ты Бога знаешь, поминаешь и помнишь, – и тогда будет святиться имя Божие и другие узнают Бога, вспомнят и уверуют в Него. Царица Небесная, Мати Господа Вышнего! Помолись о нас, чтобы Господь услышал нашу грешную молитву, чтобы имя Сына Твоего и Бога везде и у всех святилось, чтобы и враги наши узнали и вспомнили Его. Аминь. 34. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:28) Однажды случилось Иисусу Христу прийти в одно селение. Тут женщина по имени Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, по имени Мария, которая села у ног Иисусовых и слушала слово Его. Марфа же много заботилась об угощении и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа, Марфа! ты заботишься… о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк.10:38–42).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Пилат поставил на это крыльцо Иисуса Христа, истерзанного и облитого кровью в терновом венце и сказал евреям: «вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем вины». Должно быть, сам Пилат почувствовал жалость, смотря на Иисуса, и сказал, указывая на Него народу: «вот человек» (т. е. посмотрите, как Он измучен и поруган). Но не таковы были враги Спасителя, чтобы чувствовать жалость к Иисусу Христу. Как лютые звери, увидевши кровь, становятся еще лютее, так и еврейские начальники и слуги их, увидевши измученного Иисуса, еще с большею злобою закричали: «распни Его, на крест Его!» – «Возьмите Его вы и распните, а я не нахожу в Нем вины» – сказал Пилат. Враги Христовы ответили, что он, Пилат, должен судить Иисуса Христа по их закону, а не потому, как он сам думает о Иисусе Христе: «по нашему закону Он заслужил смерть, потому что выдал Себя за Сына Божия», – сказали они. Испугался Пилат от этих слов, в первый раз услышал он теперь, что Иисус называет Себя Сыном Божиим. Только что перед этим жена прислала сказать ему: «не делай ничего этому праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Да и сам он прежде слыхал об Иисусе Христе, о Его дивных чудесах. Поэтому подумал он, что Иисус Христос, в самом деле, может быть не простой человек, позвал Его опять в свои палаты, чтобы допросить Его. «Откуда Ты?» – спросил он Иисуса Христа; но Христос не дал ему ответа. «Как! Ты мне не отвечаешь? разве не знаешь, что в моей власти распять Тебя и в моей власти отпустить Тебя?» – сказал Пилат. Тогда Христос ответил ему: «надо Мною ты не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (т. е. если бы Бог не попустил тебе судить Меня). Услышавши такой ответ, Пилат еще больше убоялся гнева Божия, если осудит на смерть невинного, да еще не простого человека и решился защитить Его. Опять вышел он с Иисусом Христом к народу, но враги Христовы догадавшись, что Пилат хочет отпустить Христа, стали уже грозить ему. Они сказали: «если ты отпустишь Его (Иисуса Христа), то ты недруг царю; кто себя называет царем, тот противник царю», – это значит, мы донесем на тебя царю нашему, что ты потакаешь тому, кто себя выдает за царя, изменник царю, а тогда евреи были под властью чужеземного царя или кесаря Римского; Пилат же был его наместником или правителем еврейской земли, от него поставленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

После канона и песни «Чертог Твой», уже петой несколько раз, поются стихиры на хвалитех, за ними – великое славословие, просительная ектения и стихиры стиховны. В стихирах описывается, как беззаконное соборище иудейское собирается предать Пилату Содетеля и Зиждителя всех. Беззаконные и неверные! они готовят на суд Того, Кто Сам придет судить живых и мертвых, обрекают на страдания Того, Кто исцеляет людские страдания. Он идет на заколение вольное, плещи дает на раны, ланиты – на заушения, не отвращает лица от стыда заплеваний и все терпит, чтобы всех воскресить. В утешение и ободрение скорбящих учеников Он говорит им: не страшитесь, не соблазняйтесь тем, что будете видеть. Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить и отдать душу за спасение мира. Иуда, омочивший руку в солиле с Господом, простирает руки к беззаконным, чтобы принять сребреники, рассчитывает цену мира, которым помазали Господа, и не страшится продать бесценного. Дает умывать свои ноги и предает Господа лобзанием, оставив лик апостолов, он повергает на землю тридцать сребреников, потому что не знает о тридневном воскресении Господа. Омраченный корыстолюбием, он в одно время лишается жизни привременной и божественной, заботой о нищих прикрывает лихоимство, жалеет мира грешницы, а продает миро небесное, продает, как беглого раба, Того, Кого нельзя продать. На первом часе, в паремии, из 11-й и 12-й главы пр. Иеремии, пророк, обреченный, за свои правдивые речи, на смерть, представляется прообразом Иисуса Христа. Враги ведут его на заклание, готовятся вложить (ядовитое) дерево в пищу его и истребить его от земли живых, чтобы забылось самое имя его. Враги Иеремии, это – враги Христа. Они растлили виноград Божий, обратили его в пустыню непроходную. Между тем они благоденствуют: путь их спеется, богатство растет, семейства размножаются. Но пророк угрожает им от имени Господа: Я исторгну их от земли их и дом Иудин отвергну. Верных чад моих помилую и возвращу их в землю их, т.е. приведу в спасительную ограду Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После таких истязаний Пилат опять вывел на крыльцо И. Христа, истерзанного и. облитого кровью, в терновом венце, и сказал иудеям: «Вот я вывожу Его к вам, чтоб вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.» Должно быть сам Пилат почувствовал жалость, смотря на Иисуса, и сказал, указывая на Него народу: «Посмотрите на этого Человека! (т. е. как Он измучен и поруган).» Но не таковы были враги И. Христа, чтобы чувствовать жалость к Нему. Увидавши измученного И. Христа, иудейские начальники и слуги их еще с большею злобою закричали: «Распни Его! На крест Его.» – «Возьмите Его вы сами и распните, а я не нахожу в Нем вины,» – сказал Пилат. Враги Христовы ответили ему, что он, Пилат, должен судить И. Христа по их закону, а не так, как он сам думает об И. Христе: «По нашему закону Он заслужил смерть, потому что выдал Себя за Сына Божия,» – сказали они. Испугался, Пилат от этих слов: в первый раз он услышал теперь, что Иисус называет Себя Сыном Божиим. Только что перед этим жена Пилата прислала сказать ему: «Не делай ничего этому Праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Да и сам Пилат прежде слыхал о дивных чудесах И. Христа, а потому и подумал, что И. Христос в самом деле может быть, не простой человек, – позвал Его опять в свои палаты, чтоб допросить Его. «Откуда Ты?» – спросил он И. Христа; но Спаситель не дал ему ответа. «Как! Ты мне не отвечаешь. Да разве не знаешь, что в моей власти распять Тебя или отпустить Тебя?» – сказал Пилат. Тогда Христос ответил ему: «Надо Мною ты не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе это свыше» (т. е. если бы Бог не попустил тебе судить Меня). После такого ответа Пилат еще больше убоялся гнева Божия, если осудить на смерть неповинного ни в чем, да еще не простого Человека, и решился защитить И. Христа. Опять Он вышел с И. Христом к народу. Враги же Христовы, догадавшись, что Пилат хочет отпустить Иисуса, стали уже грозить правителю своему; они сказали: «Если ты отпустишь Его (И. Христа), то ты не друг царев; кто себя выдает за царя, тот противник нашему царю.» Это значит: мы донесем на тебя царю, который поставил тебя управлять нами, что ты потакаешь человеку, присвоившему себе царскую власть, – изменнику царскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Прем.16:3 . дабы те, мучимые голодом, по отвратительному виду насланных гадов, отказывали и необходимому позыву на пищу, а эти, кратковременно потерпев недостаток, вкусили необычайной пищи. 3 . Писатель разумеет наказание египтян отвратительными жабами, появившимися в таком количестве, что они залезали всюду: в дома, в печи, в квашни ( Исх. 8:3 ) и возбуждали брезгливость к пище, к которой прикасались. Поэтому-то «мучимые голодом» египтяне «отказывали и необходимому позыву на пищу». Таким образом, израильтянам животные посылались для удовлетворения их «прихоти», а египтянам животные мешали удовлетворить и естественному чувству голода. Как видно из этого примера, писатель с большим искусством устанавливает параллель между различными событиями из древней истории еврейского народа. Начало 3-й ст. «дабы те» непосредственно связано с 1-м стихом, а не со вторым. Прем.16:4 . Ибо тех притеснителей должен был постигнуть неотвратимый недостаток, а этим только нужно было показать, как мучились враги их. 4 . См. Прем.11:9–11 ст. Мера наказания для израильтян и египтян неодинаковая. Вторых постигает «неотвратимый недостаток», полная невозможность удовлетворить свой голод, полная мера наказания, а израильтяне наказываются только для того, чтобы знать, «как мучились враги их». В самом их страдании есть доля приятного, сознание, что так же, но еще в большей степени, страдали их исторические враги. Прем.16:5 . И тогда, как постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца. 5 . Писатель переходит к другому событию наказанию израильтян укушением ядовитых змей ( Чис. 21 , с 6 ст.) и отмечает прежде всего то, что и здесь «гнев Божий не продолжился до конца». Прем.16:6 . Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, Прем.16:7 . ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех. 6–7 . Эти стихи передают рассказ Моисея о медном змие ( Чис. 21:6–9 ), который был вознесен на дерево с тем, чтобы укушенные змиями, взирая на него, получали исцеление. Этот змий был для евреев «знамением спасения», известного рода символом, но не сам непосредственно давал исцеление: «ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех». Значение змия, как символа, заключалось в том, что он наводил на «воспоминание о заповеди закона Твоего». Нет основания думать, что змий напоминал о какой-нибудь определенной заповеди закона, нарушенной евреями. Далее это выражение заменяется более общим: «в напоминание слов Твоих» (11 ст.). Медный змий вообще должен был напоминать евреям о милости Божией, спасающей кающихся грешников, и об их долге повиновения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пришествие Мессии будет «избавлением» для одних и «низложением» других. Пс.55:10             Тогда обратятся враги мои вспять;                         в день, когда воззову,                         то познаю, что Бог – мой. «То познаю, что Бог – мой». – Та же мысль, что в диалоге Авраама с Господом: «по чему узнаю, что буду наследовать землю?» ( Быт.15:8 ). Авраам не выразил сомнений и не искал знамения, и не земля – предмет его конечного интереса. Авраам, как и Давид, не хочет прерывать общения и просит Бога быть ближе, чтобы еще узнавать Его (см. Пс.25 /24:14). Нападения врага могут принести величайшую пользу: человек познает, что Бог его спас. Пс.55:14             Ибо Ты избавил душу мою от смерти.                         Разве не [избавил] ноги мои от толкающего,                         чтобы ходить пред Богом во свете живых? «От толкающего» – букв.: от толчка. Глагол того же корня обозначает действие, когда Ангел Яхве «толкает» людей рассеяния в их земной жизни ( Пс.35 /34:5) – и он же «сталкивает» беззаконных во мрак, и «они не могут встать» ( Пс.36 /35:13). От этой участи был избавлен Давид, когда был в бегах среди врагов (в Гефе; перед тем, как начать неистовствовать, изображать безумство). Возможно, до избавления от опасности Давид говорит, что Богом избавлен. «Ходить пред Богом» – высшая форма праведности, как у допотопного Еноха, как у Ноя, как заповеданная Аврааму (см. Пс.16 /15:8). Но такое говорилось о человеке в земной жизни. «Во свете живых ходить пред Богом» – будет человек в царстве спасенных душ 311 . Пс.56:4             Он пошлет с небес и спасет меня,                         [подвергнет] поношению язвящего меня.                         Пошлет Бог милость Свою и истину Свою. «Пошлет с небес» – текст пророческий: Бог Отец пошлет с небес Сына – Милость и Истину. Он подвергнет поношению диавола. «Язвящего» – змея-диавола ( Пс.56 /55:2). Пс.56:5             Душа моя, – среди львов да почию,                         [среди] пламенеющих сынов человеческих;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Промышляя преимущественно о своем избранном народ, Израиле, Господь не оставлял своим промыслом и все другие народы: ибо, с течением времени, и они должны были войти в состав единого всемирного царства Божия. – Язычники только, как не знавшие и не почитавшие истинного Бога, до времени были истинными и постоянными врагами Его и ожесточенно враждовали против Его церкви; но, в конце времен Ветхого Завета, созерцая пути промысла Божия, как в жизни народа Израильского, так и в своих судьбах, они должны были покориться Богу, не смотря на свое, упорное дотоле, противление Его воле и власти. Но язычество, как царство лжи и зла, было сознано таковым всюду только с явлением Христа Спасителя и было низложено только Им, как Сыном Божиим. Восстал Христос, как Бог, – воскрес из мертвых, и – рассеялись враги Его, как дым: прежде всех непосредственные враги-распинатели увидали, что стража, приставленная охранять гроб умершего и погребенного, сама омертвела от ужаса, в момент восстания Христа из мертвых; и это было знамением гибели всех других врагов Божиих. Затем, вскоре по разрушении Иерусалима, и все Иудеи, как враги Сына Божия, были рассеяны по всем странам мира. А вслед за этим, наконец, и во всех странах языческих начало исчезать само язычество, и исчезло как дым, совершенно бесследно, и прежде всего там, где оно было особенно сильно и враждебно Царству Божию, именно – в Греко-Римской империи. Только Христос восшел на высоту, – на небо небес на Восток и пленил плен: только Он именно восшел на небо, когда вознесся на небо над горой Елеонской, находящейся на восток от Иерусалима, и от храма, где был видимый престол Божий на земле, на восток и от места, где совершилась крестная смерть Его, – от пещеры, где было погребение и где последовало воскресение Его, как Победителя греха, смерти, ада и диавола. Тогда Он пленил плен или обратно взял из плена всех, кто дотоле содержался в плену адской власти, кто был во власти лжи и греха на земле, особенно в язычестве, и всех ввел в свое царство правды и святости. Ап. Павел спрашивает: " восшел, что означает, как не то, что Он (Христос) и нисходил прежде в преисподние места земли?» и отвечает; «нисшедший, Он же есть и Восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Ефес.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пс.101:26–28 ), но апостол Павел придает им определенное значение: он хочет показать, что Творцом мира был не только Бог Отец, но и Единородный Сын Божий, воплотившийся и принявший имя Иисус. Земля, которую основал Господь через Своего Сына, когда-нибудь исчезнет, и Бог изменит все с такой легкостью, с какой человек сворачивает одежду. Лишь вечность бытия Божия останется неизменной. Далее мы читаем: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (ст. 13). Апостол Павел открывает нам истину о том, что Тот, про Кого сказано: «Седи одесную Меня», есть Единородный Сын Божий. Доказывает он это словами из Священного Писания, говоря, что Сын Божий неизмеримо выше ангелов, потому что ни о ком из них никогда не было сказано, чтобы кто-либо из ангелов воссел одесную Отца, доколе все враги его не будут повержены под его ноги. Враги Христа — это и демоны, и еретики, и люди, чуждые Ему. Вражда с такими заблуждающимися людьми состоит не в том, чтобы мы преследовали их и от имени Божия наносили им вред, а в том, чтобы мы противились духу, который враждебен Евангелию и евангельским догматам. Людей мы любим, но зло, носителями которого они бывают, мы ненавидим и отвергаем. И часто случается так, что враги Бога впоследствии становятся его друзьями, точнее сказать преданными рабами, как это произошло и с самим апостолом Павлом. Поэтому под враждой нужно понимать непримиримое отношение к заблуждению и ереси как греху, но не к людям. Если мы избегаем людей, пытающихся нас соблазнить, то не потому, что они действительно достойны пренебрежения, а потому, что мы сами немощны. «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (ст. 13–14). Ангелы — это служебные духи, и они не могут сравниться с Сыном Божиим. Хотя Он так же был послан в мир, но не как служебный дух, а как Тот, Кто произвольно принял решение о том, чтобы сойти на землю, воплотиться, принять человеческое естество и послужить делу нашего спасения — послужить добровольно, а не потому, что это было заложено в Его природе.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Пс.11:8,9             Ты, Господи, сохраняешь их,                         соблюдешь их от рода сего вовек.                   Кругом нечестивые ходят 119 ,                         когда возвысилась ничтожность 120 у сынов человеческих. Давид замыкает Псалом на начальную мысль: богообщение пресеклось в народе. Однако таково        слово Божье – простое: когда нечестивые кругом и ничтожество наверху, смиренные и нищие – терпящие невинно будут спасены. Пс.12:3             Доколе я буду слагать советы в душе моей,                         скорбь – в сердце моем [целый] день?                         Доколе 121 будет возноситься враг мой на меня? Душа стала как собрание (совет эца), где толпятся помыслы и каждый подает свой голос (совет) 122 . Такое состояние замкнутости (рефлексии, несообщительности) Давид понимает как отлученность. Это состояние – не нейтральное, это состояние, когда «враг» превозмогает. Пс.12:4,5             Увидь, ответь мне, Господи Боже мой,                         просвети очи мои, да не усну смертно.                   Да не скажет враг мой: я превозмог его.                         Враги мои [да не] возрадуются, что я поколебался. «Увидь, Боже», – просит человек, потому что тогда и я увижу («просвети очи мои»), где выход. Если остаться наедине с собой – на совете своих помыслов, то это значит, что «враг» и «враги» одолели, а я поколебался. Враг тоже «говорит в сердце моем: не поколеблюсь» ( Пс.10:6 /9:27). Давид понимает, что или он, или враг одолеет. Пс.13:1             Сказал низкий в сердце своем: «нет Бога».                         Они растлевают, делают мерзкое с поруганием.                         Нет делающего благое. " Низкий» навал 123 – глагол того же корня (навал) обозначает поведение «оскорбительное», «презрительное» по отношению к почтенному ( Мих.7:6 ) и святому ( Втор.32:15 ); такое поведение – «глупое, несмысленное». Однако и Бог может нечто «сделать презренным», «оскорбить» ( Наум.3:6 ; ср. Иов.42:8 ). Навал в данном контексте обозначает неподобающее поведение низшего 124 по отношению к высшему – в этом заключается «глупость и бессмыслица».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010