1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу». 2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно. Наши сведения о происхождении и судьбе часов Рождества Христова и Богоявления не отличаются достаточной полнотой и относятся уже к позднейшему времени. Во всех надписаниях рассматриваемых часов творцом их обычно называется Софроний, патриарх Иерусалимский († 644). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – полное почти отсутствие различия в составе тропарей и чтений по разным памятникам заставляет предполагать в данном случае наличность одной редакции, и именно – редакции патр. Софрония. Именем св. Софрония, большею частью, надписываются только тропари; но иногда и все последование часов усвояется этому-же песнописцу. Вернее, однако, думать, что патр. Софронию принадлежит редакция одних лишь тропарей, даже самостоятельное составление некоторых из них. Разнообразие псалмов, указываемых в разных памятниках, свидетельствует о существовании нескольких редакций самого чина. Во всяком случае несомненно, что при патр. Софроний и благодаря его личным трудам этот чин получил свою окончательную обработку. Патр. Софроний сообщил ему тот вид, в каком он остается и доселе, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

24. Среда 5-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мц. Матроны Солунской (с 27 марта – субботы 5-й седмицы Великого поста). Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 24 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 8-й) и Троичны гласа. Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 3-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8. Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 3-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца, а по 6-й – ирмос канона предпразднства).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИСАЙИ ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Святой Исайя, епископ Ростовский, занимает важное место в ряду святых, почитаемых русской церковью. Ростовский край, населенный в XI в., когда св. Исайя занимал здесь епископскую кафедру, неславянскими языческими племенами, еще только начинал принимать христианскую веру. Как известно, первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, хотя в Житии Леонтия Ростовского, сохранившемся во множестве редакций и списков, ничего не говорится о мученической смерти первого ростовского епископа. После него Исайя Ростовский становится истинным просветителем, обратившим в христианство жителей Ростовской земли. Именно поэтому составитель жития святого сравнивает его подвижничество с деяниями апостолов, постоянно подчеркивает, что подвиг Исайи «равный со апостолы». Житие Исайи Ростовского сохранилось в двух редакциях: краткой и пространной. Пространная редакция памятника, вошедшая в состав майского тома ВМЧ, была создана на основе краткой, по мнению М. Д. Каган, в начале 1-ой четв. XVI в. для установления общерусского празднования памяти святого. Вскоре после этого составилась и служба св. Исайе, во многом отразившая содержание жития (см.: Каган М. Д. Житие Исайи//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 279–280). Источниками для создания пространной редакции жития Исайи Ростовского наряду с текстом краткой редакции послужили также Повесть временных лет, Киево-Печерский патерик, Житие Феодосия Печерского . Текст памятника публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 427–428 об.). МЕСЯЦА МАЯ 15. ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИСАЙИ ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА , Господи! Венец многоцветный, всяких цветов красотой украшенный, видящим его великую радость приносит, каждый цветок своим обликом влечет к себе: один белым цветом сияет, другой же красным, и багряным, и золотистым, и разный вид они имеют, в едином же великолепии соединены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

под редакцией прот. А. Гинкеля 1. Богословие миссии 1.1. Предмет и задачи православной миссиологии Миссиология является дисциплиной, рассмотрению которой подлежит благовестническая деятельность Церкви. Под «миссией» (лат.: missio – отправление, посылка, поручение) понимается: 1. Направление миссионеров (как проповедников) в определенные страны, их деятельность, а также организация ( Церковь ), миссионеров отправляющая. 2. Особое служение, направленное на углубление и расширение христианской веры, чаще всего в лишь номинально христианской среде (воцерковление формальных христиан). 3. Но самое первоначальное значение этого понятия – проповедь веры среди нехристиан, распространение Царствия Божия в мире и созидание новых Церквей. По словам свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Сибири и Америки, миссионеру необходимо «оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения…» (Наставления Высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского нушаганскому миссионеру, иеромонаху Феофилу). Латинское слово «missio» является переводом греческого «αποστλλω» (отправлять, посылать), и потому в первоначальном значении своем оно применялось для указания на Божественный план спасения человечества: Бог Отец посылает Сына ( Ин. 5.36 ), затем через Сына – Духа Святого ( Ин. 15.26 ), после чего Сын посылает Своих учеников ( Ин. 20.21 ). Предметом миссиологии являются формы и методы возвещения Благой вести о спасении человечества, осуществляемом Триипостасным Богом, а также изучение деятельности Церкви по евангелизации и путей, которыми она ее осуществляет. Миссиология – это наука о миссиях, миссионерской истории, миссионерской мысли и миссионерских методах. Задачи православной миссиологии формулируются с учетом двух противоположных направлений, одновременно присутствующих в православной миссии. С одной стороны, благая весть звучит о наступлении Царствия Божия, призывает к познанию Истины и освобождению от греха в Духе Святом. «Положительные» задачи самой миссии кратко сформулированы апостолом Петром в его первой проповеди на площади Иерусалима после сошествия Святого Духа на апостолов: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2.38 ), то есть существуют определенные этапы спасения, более подробному рассмотрению которых будет посвящено дальнейшее исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1-м стихословии; седален Богородицы по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление...». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава I. Ранняя московская агиография (XIV – начало XV в.) § 1. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Петра Самым ранним памятником московской агиографии является Житие митрополита Петра в его первоначальной Краткой редакции. В историографии длительное время господствовало мнение, что автором данной редакции был Прохор, епископ Ростовский, который после смерти Петра временно возглавлял Русскую церковь (в 1327–1328 гг.). Исследователи при этом исходили из чтения списка Соф., 1389, в заголовке которого значилось имя Прохора («Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье, творенье Прохора, епископа Ростовьскаго») 1 . Показания других списков, не содержавших имени Прохора, в расчет не принимались – следовательно, неявно подразумевалось, что Софийский список в данном случае сохранил древнейший вид памятника. В. О. Ключевский хотя и разделял общее мнение о Прохоре как о первом жизнеописателе митрополита Петра, сделал между тем очень ценное наблюдение: списки, не содержавшие в заголовке имени Прохора (Син., 556; Унд., 565), правильно называют участником Владимирского собора 1327 г. великого князя Александра Михайловича; списки же с упоминанием Прохора (Соф., 1389; Сол., 805) ошибочно упоминают участником собора Ивана Калиту, противореча собственному рассказу, что князь Иван, описав чудеса, совершавшиеся при гробе митрополита Петра, послал свиток во Владимир для прочтения на соборе – следовательно, сам не поехал 2 . Стоит добавить, что вторичность замены Александра Михайловича на Ивана Калиту проистекает также из ошибочного перенесения на Калиту титула великого князя Владимирского, каковым московский князь в 1327 г. еще не обладал. Окончательно подорвал веру в легенду о Прохоре как составителе Жития митрополита Петра Е. Е. Голубинский : ученый обнаружил, что в самом тексте памятника Прохор упоминается в 3-ем лице и называется «преподобным» – и отсюда сделал вывод, что Житие «должно быть считаемо произведением неизвестного» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За год работы каждая из тринадцати комиссий Присутствия представила в президиум как минимум по одному документу, в том числе проекты соборных или синодальных решений, концептуальные материалы для рассмотрения Собором или Священным Синодом, а также материалы для проведения общественных дискуссий. Восемь проектов были приняты в первом чтении на заседании президиума Присутствия в декабре 2010 года, а затем направлены на отзыв в епархии и размещены в Интернете с целью проведения общественной дискуссии. Полученные отзывы были изучены, систематизированы и предоставлены пленуму редакционной комиссией. По результатам дискуссии на пленуме в эти проекты были внесены поправки и изменения. Межсоборное присутствие постановило передать на рассмотрение Архиерейского Собора семь документов: «Общественная деятельность православных христиан», «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», «Временное положение о социальной и материальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей», «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Вседержителя за возможность проведения в Москве впервые пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 2. Выразить признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за инициативы, благодаря которым деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви стала носить системный характер. 3. Считать положительным опыт работы редакционной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси, в связи с чем внести соответствующие поправки, регламентирующие деятельность этой комиссии, в Положение Межсоборного присутствия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1397103...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царский русский марш пройдет в Москве Акция приурочена к Дню народного единства и 400-летию династии Романовых 31.10.2013 2204 Время на чтение 4 минуты Марш в честь 400-летия династии Романовых пройдет в Москве , говорится в поступившем в редакцию РНЛ пресс-релизе. Акция согласована с Правительством Москвы. Гражданское и молитвенное шествие право-консервативных сил в честь 400-летия Дома Романовых именуется организаторами «Царский русский марш». Марш пройдёт 4 ноября в 13 часов по маршруту - метро «Октябрьское поле» до метро «Щукинская», где состоится митинг-концерт с участием известных исполнителей патриотический песен. В 1612 году – подлинные авторы Царского русского марша – Минин и Пожарский освободили Третий Рим. Благодаря их верности и чести 400 лет тому назад в 1613 году на Руси умолкла смута и воцарилась Правда. Минин и Пожарский исполнили свой долг. Народное ополчение восстановило монархическую форму правления, и традиция русской государственности утвердилась вновь. «Отдадим дань памяти нашим великим предкам восстановившим государство и Дому Романовых в год его 400-летия!» - пишут организаторы. Место сбора: метро «Октябрьское поле» в 12:00 Шествие: с 13:00 до 14:30 от метро Октябрьское поле по улицам Маршала Бирюзова и Маршала Василевского до метро Щукинская (протяженность маршрута 2,5 км) Митинг-концерт: с 14-30 до 16:00 Основные лозунги мероприятия: За будущую Царскую Россию! Против либерально-богоборческой экспансии! За крепкую семью и за традиционные семейные ценности! Против убийства детей во чреве матери! За монархическую форму правления! Против этнопреступности и за государствообразующий статус русского народа! За Россию как за Империю – большую, неделимую и богоугодное Русское Царство! Координатор Штаба Ю.Е.Горский: +7 917 5146020, goragor@bk.ru. Страничка ВКонтакте . Живой Журнал . Есть глубокий промысел в том, что Царский русский марш (ЦРМ) проводится в окрестностях бывшего Ходынского поля, пишет в поступившей в редакцию РНЛ статье «Камо грядеши, Царю Славы?» Олег Фомин-Шахов . «Те, кто выдали нам " рекомендацию " провести Царский марш не в центре Москвы, а на окраине, на Ходынке, чье имя связано с кровавой катастрофой, якобы очерняющей имя последнего Государя, видимо, хотели посмеяться над нами. Надеемся, не пожелали нам передавить друг друга, как это было в день празднований по поводу восхождения на престол Государя Императора Николая Александровича. Но Бог поругаем не бывает. А насмешка над радеющими за православное русское Царство патриотами превратилась в грозный символ», - отмечает автор статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/31/ca...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. издание С.-Петербургской епархии, выходившее в 1895-1917 гг. До 1895 г. текущие офиц. сведения по епархии выборочно печатались на страницах журналов «Духовная беседа» (1858-1876) и «Церковный вестник» (с 1875). В 1895-1901 гг. «И. по С.-П. е.» выходили под одной обложкой с «Санкт-Петербургским духовным вестником» , издававшимся Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви . В 1 за 1895 г. в обращении «От редакции» (С. 3-5) сообщалось, что заботами С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) его епархия, «хотя и поздно, сравнительно с другими епархиями, получает, наконец, свой литературный орган». «И. по С.-П. е.» в первые годы существования фактически являлись офиц. частью «Санкт-Петербургского духовного вестника», но помещались не в начале, как офиц. отделы во всех епархиальных ведомостях, а в конце каждого номера (в 1895-1898 с отдельной пагинацией, потом с общей). «Известия» составляли незначительную часть «Вестника» и первоначально включали рубрики «Высочайшие распоряжения», «Распоряжения Святейшего Синода» и «Распоряжения епархиального начальства» (почти в каждом номере сообщалось о «наградах и движении по службе», о назначениях катехизаторов, о сборах и т. п., сведения помещались в т. ч. о зарубежном духовенстве, подведомственном С.-Петербургскому митрополиту). С 1898 г. здесь публиковались также отчеты и уставы епархиальных учреждений и благотворительных об-в, разрядные списки и объявления СПбДС и Александро-Невского ДУ, извлечения из журналов епархиальных съездов духовенства. Все остальные материалы, в т. ч. офиц. документы гос. и общецерковного значения (епархиальная хроника, некрологи и т. п.), печатались на страницах самого «Вестника». Редакторами журнала были свящ. (впосл. прот.) Философ Орнатский (с 1895 по 5 за 1901) и свящ. Павел Лахостский 6-52 за 1901). С 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «И. по С.-П. е.» (с 17/18 за 1914 г. выходили под названием «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина» , издававшемся Александро-Невским об-вом трезвости. В 1902-1914 гг. они выходили 2 раза в месяц (в 1903 - 23 номера). Редакторами были свящ. Александр Рождественский (1902-1905) и свящ. Петр Миртов (1903-1914). Издание состояло из офиц. и неофиц. отделов. В 1915-1917 гг. «Известия» вновь издавались Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви; они выходили еженедельно в качестве приложения к ж. «Воскресный благовест» под редакцией прот. Евгения Кондратьева и прот. Иоанна Слободского. Последний номер 51) вышел 23 дек. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/293860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПЛ [греч. Επλους, Επλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане . Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни. Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV - нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп. Диоклетиана и 7-м - имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е. туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр. выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки - это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е. стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

http://pravenc.ru/text/187252.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010