Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Информация размещена перед входом в храм В 1665 году на средства толчковцев был сооружен теплый каменный Вознесенский храм с приделом Казанской Богоматери. 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: первый-во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй-во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. К концу XIX века возникла необходимость в срочном капитальном ремонте храма. С 1902г. проводились необходимые работы: замена фундамента подрядчиками Дудоровым и Кузминым. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из больших камней-булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента. 24 августа 1906 года состоялось освящение обновленной церкви. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов.  Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода - " мирским строением " , её великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы и красноречиво говорит об их благочестии. Обратясь к истории, мы узнаём, что на рубеже XV-XVI веков на правом берегу реки Которосль сложилась одна из самых знаменитых ярославских слобод - Толчковская. Её жители занимались выделыванием кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. " Толчковской " же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев. В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить " бесование " было строительство храма на месте языческих " торжеств " . И храм построили - во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Скорее всего, изначально он был посвящён Рождеству Крестителя и лишь впоследствии его престольным праздником стало Усекновение главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00214

В 1991 году храм передали общине верующих. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя главы Иоанна Предтечи. Редкий дар храму преподнесла замечательная чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина, оформив боковые приделы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Заново, с точным соблюдением пропорций и стиля 19 века, возведён из руин, утраченный после пожара усадебный дом, в котором прежде размещался дом пионеров, а теперь находится Воскресная школа. Единственная непоруганная святыня, сохранившаяся с момента основания усадьбы – святые родники, бьющие из-под храма. На средства прихожан-благотворителей рядом с родниками построена часовня с купальней. http://www.predtechahram.ru/church/history На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня. Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня. В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.

http://sobory.ru/article/?object=00765

В годы польско-литовской интервенции село Ащерино было разорено и сожжено, храм Иоанна Предтечи уничтожен, а само место в писцовых книгах Рузского уезда 1620-х гг. называлось «пустошью, что было село Ощерино на реке Педне». После смерти Ивана Осорьина и его сына Никифора душеприказчиком его наследников стал их зять дьяк Прокофий Филиппов Пахирев. Еще в 1615 году Прокофий Пахирев получил в приданное за своей женой Прасковьей Осорьиной сельцо Сумароково Можайского уезда Искини и Боннского стана. Источники отмечают о сельце Сумарокове, что «…напред сего та вотчина была Вознесенского девича монастыря старицы Ираиды Ивановой дочери Осорьина да сына ее Ивана, его Прокофья тестя, купля». Таким образом, судя по этой записи, мать Ивана Осорьина, владельца Ащерина, была инокиней Вознесенского девичьего монастыря в Кремле — старица Ираида Ивановна Осорьина. Претерпев целый ряд «родственных разделов», имение Осорьиных со временем превратилось в самостоятельные семейные наделы, включающие в себя земли, пустоши и части сел. Так треть пустоши, «что было сельцо Ощерино на речке на Педне, а в нем храм Ивана Предтечи с пределы», стала принадлежать Матвею Чихачеву. Таким образом, по дошедшей до нас информации из писцовых книг 1628 года, можно полагать, что в селе Ащерине вновь была построена церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца, но кем и когда — сведений нет. Первые упоминания тех лет о существовании церкви в селе Ащерине находим в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1644 год. В ней значится церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм разрушался и строился не единожды. Есть точные сведения, что еще одно свое рождение деревянная церковь пережила в 1782 году. Церковь была построена во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделом святителя Николая Чудотворца. А в 1873 году на месте деревянной церкви «на церковно-кошельковую сумму и тщанием доброхотных дателей» был возведен ныне существующий каменный храм. В храме было учреждено три Престола: центральный — во имя Собора Иоанна Предтечи, а также в обоих приделах — во имя пророка Илии и во имя святого чудотворца Николая.

http://pravoslavie.ru/69295.html

По писцовым книгам 1628 г.: «церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском на погосте, по окладу дани 14 алтын, по наказу гривна». По переписным книгам 1646 г. Московского уезда: «к селу Хотуни село Ивановское, на речке Сосенке, у церкви во дворе поп Ерофей Иванов, во дворе просвирница Афимьица, во дворе пономарь Афонко Иванов, да крестьян 14 дворов и двор бобыльский». По писцовым книгам 1675 – 77 гг.: «дворцовое село Ивановское, к селу припущено в пашню пустошь, что была деревня Острюково, а в селе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с трапезою и с папертью деревянная, клетцки, на паперть три всхода; церковь, паперть и всходы крыты тесом, в церковь три двери. В церкви царские двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса, образ Рождества Иоанна Предтечи, образ св. пророка Илии с житием; по левую сторону царских дверей: образ Пресвятой Богородицы Казанской «с праздники» в киоте, оклад серебряный басемный, золочен, венец и цата серебряны, золочены; перед местными образами 4 свечи поставные деревянные писаны красками, подсвечник писан сусальным золотом и серебром. В тябле деисусов и праздников 23 иконы, пред ними паникадило медное о 14 шанданах. Хоругов, на ней писан образ Нерукотворенного Спаса, на другой стороне – Распятие Господне… Перед церковью на паперти колокольница, рубленная в замок, крыта тесом, на ней 4 колокола весу пуд с семь. Церковь и образы, и всякая утварь строение мирских людей. У церкви во дворе поп Иван Ерофеев, с ним живет его сын поп Ферапонт, пономарь Ивашко Андреев, просвирница Дарьица; усадебной церковной земли за речкою Сосенкою ½ десятины, да за овражком ¼ десятины; пашни паханые церковные земли 15 четвертей в поле, сена меж пол и позаполью 70 копен». В 1678 г. на церковь Рождества Иоанна Предтечи положено дани 2 руб. 16 алтын 5 денег, заезда гривна. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г. в селе Ивановском, на погосте, у церкви поп Ферапонт Иванов; церковной земли 20 десятин в поле, сенных покосов и леса нет. В 1703 г. в приходе церкви Иоанна Предтечи находилось 273 двора, церковной земли 15 четвертей в поле, сенных покосов 70 копен.

http://sobory.ru/article/?object=03329

Скит Иоанна Предтечи в Оптиной пустыни, который практически создал духовную славу монастырю и стал центром старообрядчества, имел два храма. Один из них – деревянная церковь Иоанна Предтечи, построенная почти сразу после возведения скита – в 1822 году. Это была особая церковь. Всем своим внешним видом она напоминала уютный барский домик с террасками, украшенный белыми колоннами. Несмотря на такой вид, строение не вырывалось из общего стиля аскетических построек. Церковь была построена из деревьев, растущих в местном лесу, большей частью сосновых. Однокупольная постройка в стиле классицизма. Строили ее, как и сам скит, отец Моисей с братиями: сами рубили деревья, расчищали место, освобождали его от кореньев. Труды были тяжкие – все делалось вручную. Храм получился необыкновенный – просторный, светлый. Внутреннее убранство тоже носило аскетический характер. Никакие украшения, которые могли бы отвлекать от молитвы, здесь не присутствовали. Храм вселял чувство величия Бога. Здесь во время богослужения невозможно было услышать посторонних разговоров. В 1923 году храм закрыли, частично разрушили, уничтожили крест. В 1990 году церковь Иоанна Предтечи была возвращена монастырю, восстановлена, богослужения ведутся по особому скитскому уставу и в престольные праздники. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Скитская церковь, как мы уже знаем, построена в 1822 году трудами основателя скита, о. Моисея, с помощию Козельских Граждан Д.В. Брюзгина и Ф.Т. Третьякова, на каменном фундаменте из соснового лесу, срубленного на этом же самом месте. Освящена 5 Февраля 1822 года бывшим Игуменом Оптиной пустыни Даниилом, во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня и названа по воле (покойного) Преосвященного Филарета, домовою церковию для Архиерейского приезда. С этою-то целью западная часть храма построена по домовому расположению; – что в тоже время доставляет Старцам удобность к более безмолвному стоянию на церковных службах. Эта пристройка, при входе, имеет крыльцо на столбах под навесом с фронтоном и освещена с двух сторон – северной и южной – 8-ю окнами – по 4 с каждой стороны; окна высокия и широкия с прямыми перемычками, дубовые рамы с медным прибором, окна со ставнями. Квадрат настоящей церкви имеет с южной и северной стороны по одной входной двери, в которые вход устроен в виде рундука на столбах под крышею с фронтоном; а прирубленный, полукружием (семигранным) олтарь освещен двумя (такими же как выше) окнами. Крыша, как над самою церковью, так и на прочей ея пристройке, – железная на четыре ската, над нею возвышается квадратный выступ с карнизом, на коем утвержден глухой купол, оканчивающийся конусообразным шпилем; на шпиле золоченая глава, а в нее водружен золоченый же восьми-конечный крест.

http://sobory.ru/article/?object=05222

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Сайт: www. Московская Епархия. Истринское Благочиние В четырех километрах от города Дедовска на Волоколамском шоссе стоит изящная церковь в стиле аннинского барокко. Церковь была построена в 1741 г. в усадьбе Федора Абрамовича Лопухина – племянника первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны. Церковь Иоанна Предтечи при сдержанном внешнем декоре обладает необычной композицией: алтарь и притвор храма имеют одинаковые пропорции и симметрично расположены относительно центральной части. Алтарную часть венчает небольшая квадратная башня. В 1830 г. такая же башня над притвором была заменена трехъярусной колокольней. Изначально Садки было «сельцом», то есть населенным пунктом без церкви, но с двором помещика. В 1622-1623 гг. здесь было поместье дьяка Никифора Спиридонова. В 1644 и 1648 гг. его сын Матвей продал поочередно две половины сельца князю Алексею Михайловичу Львову, и в течение двадцати лет Садки оставались во владении представителей этой княжеской семьи. С 1669 г. Садки были проданы Богдану Матвеевичу Хитрово, а после кончины хозяина в 1693 г. сельцо перешло племяннице его вдовы Аграфене Степановне Урусовой. При ней в Садках была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, посвящение храма было выбрано в честь небесного покровителя супруга княгини – стольника Ивана Никитича Урусова. В документах поместного приказа отмечено, что 23 февраля 1699 г. княгиня Урусова обращалась к государю с прошением: «В подмосковной своей вотчине, в Горетове стану, в сельце Садках, по обещанию своему, построила она церковь Божию во имя Рождества Иоанна Предтечи, а преж сего в том сельце Садках церкви Божии не бывало». Первый Иоанновский храм в селе Садки простоял чуть меньше полувека, и в 1741 г. был заменен сохранившимся до настоящего времени каменным зданием в стиле барокко. О том, как выглядел прежний деревянный храм, говорится в кратком описании из отказной книги Петра Андреевича Толстого 1719 года: «В селе Садах церковь Рождества Иоанна Предтечи деревянная, шатровая, крыта тесом, расписана в кирпич красками, при той церкви колокольня шатровая, брущатая, крыта тесом, на колокольне четыре колокола, в том числе один разбит».

http://sobory.ru/article/?object=02039

возвращена верующим. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1805 г. До того, как в 1772 г. восточная часть Белоруссии была присоединена к территории России, эти земли принадлежали Польше. Хозяином этого земельного надела был польский магнат Радзивилл. После 1772 г., когда данная часть земель отошла к России, этот надел считался государственным, пока императрица Екатерина II не подарила его Ивану Ивановичу Михельсону, белорусскому военному губернатору, генералу пехотных войск, главнокомандующему русских войск в Молдавии и Валахии. Кроме этого, генерал Михельсон был одним из тех, кто участвовал в подавлении восстания под предводительством Емельяна Пугачева. За значительный вклад в постройку и благоустройство храма Иоанна Предтечи, а также за заслуги перед Отечеством, его похоронили в склепе под храмом. На его средства и по его инициативе и был выстроен храм Иоанна Предтечи. Есть предание, что генерал построил храм после своего обращения из лютеранства в православие. На фасаде храма с западной стороны раньше была табличка из дерева, на которой был текст из металлических букв. Он указывал на дату постройки и то, что храм был выстроен на деньги и по воле генерала Михельсона. По одним источникам, строительство было продолжено в 1863-1866 г.г. По другим же – храм почти до 1950-х г.г. был действующим и не подвергался никаким перестройкам. Храм имел два престола. Главный престол был посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Верхний придел был освящен во имя Святой Великомученицы Екатерины, в честь святой покровительницы царицы Екатерины II. Современники свидетельствуют, что в приделе храма были иконы императрицы, генерала Михельсона и его двух дочерей. Храм имел богатое убранство и утварь: с дубовым паркетом и лепниной, тонкой резьбой и мраморными украшениями, это было настоящее произведение искусства. В притворе были установлены два мраморных бюста. Один принадлежал самому генералу Михельсону, второй - его супруге Шарлотте Ивановне. Эти работы Ф. И. Шубина сегодня находятся в экспозиции Эрмитажа.

http://sobory.ru/article/?object=12961

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010