Рождение Иоанна совершилось не столько от плотских родителей, сколько от благодати Святаго Духа, ибо Иоанн нужен был не столько родителям, сколько Божию Слову. И родившийся младенец приял благодать Божию от самой матерней утробы: едва он родился – и голос отцу подает. Когда собравшиеся спрашивали знаками у Захарии, как бы он хотел назвать новорожденного, он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И тот, кто не поверил словам Ангела, теперь принужден был писанием открыть бывшее ему видение и, дав младенцу имя, вдруг получил дар слова! И все удивились, ибо в ту же минуту разрешились уста его, освободился язык его, и он стал говорить, благословляя Бога... О, новое и удивительное чудо! Имя младенцу пишется, и доселе немые уста отца его являются вещающими и пророчествующими, нарекается имя«Иоанн», – и нарекающего язык получает свободу; одно имя праведного разрешает немоту, и доселе неподвижный язык движется и благословляет Бога! Так родился святой Предтеча Господень. Так появился на свет Глас, которому предстояло вопиять в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. О, чудо! Слово приходит, и голос предвещает Его пришествие; Владыка грядет, и раб предпосылается; Царь приближается, и воин впереди идет. Да возрадуемся все и возвеселимся, что Елисавета родила, и Захария заговорил, что Предтеча родился, и мир весь возрадовался. Воскликнем же и мы с Захарией: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Своей и сотворил избавление ему». Богу единому подобает всякая слава, честь и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Слово святаго отца нашего Иоанна Златоуста ) 687. «Немощи немощных носити» (Рим. 15:1,2) всиДолжны есмы мы сильнии немощы немощных носящи, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию» (Рим. 15:1,2) Когда видишь, что твой сосед не любит в церковь ходить в праздники, то пойди к нему и скажи ему: «Пойдем, сосед, вместе Богу помолимся!» Когда видишь, что твой сосед не посылает детей своих в науку, скажи ему: «Грех тебе будет, сосед, за деток твоих, что растут они у тебя без науки, не будут знать грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Поэтому святые отцы Церкви крещение Иоанново называют «не совершенно духовным», предначинательным актом, предуготовительным к крещению Христову, только приводящим крещаемых к покаянию для того, чтобы они уверовали в Мессию. Иоанн призывал иудеев покаянием во грехах предуготовить себя к тому освобождению от греха, которое имел даровать им пострадавший за грехи Сын Божий. О таком значении своего крещения сам Предтеча пред своими слушателями засвидетельствовал, сказавши, что он пришел крестить только водой, для того чтобы предвозвестить Израилю об имевшем вскоре за ним явиться Мессии, Который будет совершать крещение высшее ( Ин. 1, 26–34 ). «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). В этих многозначащих словах святого Иоанна существенно определяется общий характер и значение его крещения в отношении [к крещению] Христову или христианскому, как будет видно из последующего рассмотрения. Характеризуя крещение Предтечи Христова, святой апостол Павел так говорил некоторым его ученикам: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). По словам блаженного Иеронима , «те, которые получали крещение от Иоанна, крещаемы были во имя Господа Иисуса, Который имел прийти после него». Подобно этому говорит святой Амвросий: «Иоанн крестил в отпущение грехов, но не в свое имя, а во имя Христа». В этих свидетельствах имеется косвенное указание на то, что Предтеча Мессии совершал свое крещение с произнесением определенной формулы: «Крещаю тебя во имя Грядущего» или «Я крещаю тебя и привожу к вере (посвящаю) во Христа, имеющего прийти» 1 . Так в крещении Иоанновом материя – вода уже начинает оглашаться таким голосом, который возвещал о Слове, имевшем сообщить этой материи силу, между тем иудейские омовения и очищения не имели формы и слов, способных уяснить цель, обозначить их силу и действия, и это составляло отличительную для крещения Предтечи черту и вместе превосходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Апостолы исполнили повеление своего Учителя. Они отправились с проповедью по всей земле Иудейской, везде возвещали о покаянии и наступлении царствия Божия на земле и, вместе с тем, творили многие чудеса во имя Иисуса Христа. 37. Мученическая кончина Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–12 ; Мк.6:14–29 ; Лк.9:7–9 ) В то время, как Иисус Христос после Своего крещения обходил города и селения, проповедуя наступление царства Божия, Иоанн Креститель был заключен в темницу. Царь Ирод незаконно женился на Иродиаде, жене брата своего Филиппа. Иоанн Предтеча строго обличал Ирода за его поступок. Иродиада возненавидела Иоанна за обличения и решилась убить его. Но сколько она ни уговаривала своего мужа, Ирод не соглашался убить Иоанна, потому что сам глубоко уважал его и часто с любовью слушал его наставления. Но Иродиада успела упросить его заключить Иоанна в темницу, а вскоре представился ей случай и убить посланника Божия. По случаю дня своего рождения, Ирод сделал большой пир и пригласил на него своих вельмож и старейшин. Во время пиршества пришла дочь Иродиады и плясала перед гостями. Она так угодила этим Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, до половины моего царства отдам тебе». Девица пошла к матери своей спросить совета. Та научила ее просить голову Иоанна Крестителя. Ирода сильно опечалила эта просьба, но ему казалось стыдом пред гостями не сдержать своего обещания, и он послал оруженосца в темницу отрубить голову Иоанна. Оруженосец исполнил приказание Ирода: пошел в темницу, отсек голову Предтече И. Христа и принес ее на блюде девице, а та отдала ее матери своей. Ученики Иоанна, узнав о его мученической кончине, взяли тело его и похоронили, а потом передали о случившемся Иисусу Христу. Когда до Ирода дошел слух об Иисусе Христе и Его многочисленных чудесах, он недоумевал, что это за человек: одни иудеи говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых; другие думали, что Он – пророк Илия или один из древних пророков. Поэтому Ирод сильно искал случая увидеть Иисуса Христа. 38. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Иисус жил в Назарете безвестно, почти до тридцати лет. 49 Есть, однако, сведения о том, что Он тогда делал. Св. Иустин, сам родом из Палестины и родившийся во времена апостольские, сообщает, что Иосиф был мастеровым и что Иисус работал вместе с ним землепахатные орудия, что возрастал как все человеки и питался точно так же как все. 50 В остальном должны мы чтить тайны Божии. Вымыслы воображения не имеют места в истории, равно как и книги апокрифические; выводы же более или менее справедливые из общих сведений, почерпнутых в книгах еврейских, не имеют ничего серьёзного. Когда же Иисус оставил мастерскую Иосифову, чтобы начать Свою проповедь , то Тиверий царствовал уже в продолжении пятнадцати лет, Понтий Пилат правил Иудеей во имя этого императора, Ирод – Антипа, сын Ирода Великого, был четверовластником в Галилеи, Филипп брат его, четверовластником в Итурии и Трахонитской стране, а Лисаний четверовластником в Авилине. 51 Анна и Каиафа были в то время первосвященниками. 52 28-й год. Посланничество Предтечи и Крестителя Иоанна Иоанн, сын Захарии, вел тогда жизнь в пустыни. Он удалился туда с молодых еще лет и оставался там до времени, когда должен был выполнить послание, на которое избран Богом. 53 Одежда его была из верблюжьего волоса, на чреслах носил он кожаный пояс, а пищей ему акриды (саранча) и дикий мед; он не пил ни вина, ни другого хмельного напитка. 54 Пророки Исаия и Малахия 55 предрекли посланничество его так: «се посылаю Ангела моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобой». 56 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему, 57 всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да унизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими и узрит всякая плоть спасение Божие». Проповедь и наставления Иоанна Предтечи Проповедь Иоанна, сына Захарии, состояла в приготовлении умов и сердец народа к пришествию Мессии. Вот почему проповедовал он покаяние, очищающее душу. Вскоре стали стекаться из Иерусалима и всей Иудеи слышать его наставления, исповедовать грехи свои и принимали его крещение. 58

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

А как мы будем взирать на святую икону, где изображена глава св. Иоанна Предтечи, лежащая на блюде? Со страхом, трепетом, с благоговением преклонясь перед великим подвигом того, чья жизнь была сплошным служением высшей правде. С любовью и благоговением будем взирать на эту икону, будем молиться великому мученику Христову, названному в Св. Писании Ангелом, уготовляющим путь Спасителю нашему. Будем воссылать к нему молитву, чтобы не быть малодушными и трусливыми, когда потребуется исповедать имя Христово, восстать за поруганную правду. Будем просить и Того, Кого крестил он в Иордане, чтобы благодатной Своей силой помог и нам подвизаться за истину. Аминь. 12 сентября 1950 г. Слово в день святых апостолов Петра и Павла Святой первоверховный апостол Павел был призван на свое великое служение чудесным образом. Когда он приближался к Дамаску со злым умыслом хватать, сажать в тюрьмы, истязать всех уверовавших во Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:3–6 ). Как изумительно Божией силой, явлением Самого Господа Иисуса Христа этот жестокий гонитель христиан был обращен к вере в Него и стал самым пламенным из всех апостолов! Почему такого чуда был удостоен именно он? Ведь других апостолов Господь призвал просто, проходя по берегу Генисаретского озера, где сушили свои сети рыбаки, бедные галилеяне, неграмотные, ничему не учившиеся. Христос остановился, увидев Петра и Андрея, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ; Мк. 1:17 ). Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Живительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев ( Ин. 1:49 ), – и стал апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Дом Закхея Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. 6 февраля, 2011 Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. -… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится — об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря Закхея . Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне Обитатель русского участка в Иерихоне Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. На участке Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

http://pravmir.ru/dom-zakxeya/

О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк.1:5–25 Гал.4:22–31 Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях. О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения. Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Той и мы велегласно (громко) возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. § 2. Рождество Предтечи У Пресвятой Девы Марии была родственница Елисавета, жившая с своим супругом, священником Захариею, в Иудейской нагорной стране. Захария и Елисавета были праведны перед Богом, но бездетны, не смотря на свои преклонные годы. Однажды, когда Захария, совершая службу в иерусалимском храме, вошел в Святилище для каждения, ему явился Ангел и сказал: «Захария! молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном. Он будет Господним Предтечею и будет приготовлять Ему народ». Захария потребовал удостоверения, и Ангел сказал ему: «я Гавриил, предстоящий пред Богом. И вот, ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим». У Елисаветы действительно родился сын. В восьмой день, по закону Моисееву, надлежало младенца обрезать и дать ему имя. Собрались родные и хотели назвать его именем отца, но мать потребовала, чтобы его назвали Иоанном. Захария взял дощечку и также написал: «Иоанн имя ему». В это время разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком явлении Мессии и о том, что Иоанн будет ему Предтечею. Зачатие Иоанна Предтечи празднуется 23 сентября, а рождение 24 июня. § 3. Благовещение Пресвятой Девы Через шесть месяцев после возвещения о рождении Предтечи Иоанна Архангел Гавриил послан был от Бога в Назарет к Пресвятой Деве Марии благовестить о рождении от нее Спасителя мира. Он явился к ней с такими словами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты в женах! – Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его. и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царству Его не будет конца». Пресвятая Мария спросила: «как будет сие, когда я мужа не знаю?» Ангел отвечал: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010