Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная».    В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Великого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.    Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).    Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.    Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства — под 26 марта. СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ (см. Типикон под 25 марта)    Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.    Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Так было положено начало поста святых апостолов (Петровского).    Одновременное соблюдение постов всеми православными христианами на всем земном шаре, одновременное празднование всех общехристианских праздников.    Кроме тех случаев, когда вечерня заканчивается литургией преждеосвященных Даров.    Типикон и Триодион. Понед. 1 седм. Великого поста по окончании вечерни.    Хотя 169 правило Номоканона наряду с временами, в которые «помины не бывают», упоминает и 1-ю седмицу поста, но оно разумеет здесь невозможность совершения в эту седмицу (как и во все дни четыредесятницы кроме суббот) заупокойной литургии, и сверх того неудобство (даже просто по продолжительности богослужения 1-й седмицы) совершения нарочито заупокойных и поминальных молений (напр. панихид). Но совершение общих кратких литий на первой седмице прямо предписывается уставом (Триодион и Типикон. Понедельник 1 седмицы в конце утрени).    До понедельника Фоминой недели он совсем не употребляется, а далее, до субботы Пятидесятницы, в седмичные (с некоторыми исключениями) дни он будет употребляться не более одного раза в сутки на полунощнице.    Типикон. Триодион. Надписание утрени Великого Пятка    Как в честь святых, так и в честь Богоматери — Ее икон.    Службы рядовых святых, память которых приходится на Великий Пяток, выпеваются заранее на повечериях Великого поста, на которых, начиная с понедельника 2-й седмицы и до пятка 6-й, поются:...каноны минеи имеющих прилучитися святых от субботы Лазаревы до недели Фомины (Типикон и Триодион. В понедельник 2-й седмицы постов). Храмовой же праздник по 46 главе о храмах переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы. Также и праздник Георгия Победоносца при совпадении с Великим Пятком переносится на понедельник Светлой седмицы.    Церковный Устав, особенно старинные записи порядка служб, иногда праздничную икону называют одним словом «ПРАЗДНИК». И в просторечья доселе это слово употребляется в том же значении: «Поставить свечу ПРАЗДНИКУ».    Об этом см. ниже в 3-й главе.    Утр. Вел. Пятка на стиховне, 1-я стихира; вечерня Великого Пятка, на Господи воззвах, 1-я стихира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Радоница – от слова «радость», и во вторник после Светлой седмицы мы несем пасхальную радость нашим родным и близким, мы с ними радуемся воскресшему Господу. Но только ли на Радоницу мы можем молиться за умерших? Все мы знаем, что умерших поминают и на саму Пасху, во время проскомидии, когда вынимаются частички за умерших православных христиан из пятой просфоры, и во все дни Светлой седмицы. У Бога нет мертвых, все живы. Протоиерей Александр Пономаренко А традиция Радоницы, с посещением кладбища на девятый день после Христова Воскресения, нужна даже больше нам, живым. Это своего рода барометр нашей любви к умершим, а по отношению к кладбищам можно судить о культуре народа. Меня больше всего беспокоит то, что я вижу каждое Фомино воскресенье. Почему-то считается необходимым именно в этот день идти на кладбище и там напиться до потери пульса. Эта странная «традиция» в советское время приняла какие-то глобальные размеры, прямо сформировался культ выпивки на кладбище. Советское кладбище – оградки, лавочки, столик, – это же для того, чтобы удобнее было пить. Если мы пойдем на старинное кладбище, там ничего этого нет: ни оград, ни лавочек, ни столиков. Нам, священникам, надо много трудиться, чтобы в конце концов людей привести к определенной культуре. Кладбище должно быть кладбищем, а не гульбищем. А мы можем туда прийти и помолиться о умерших, прежде помолившись в храме. Мы в нашем приходе стараемся воспитывать людей и отучить от традиции ходить на кладбище в воскресенье, поскольку в воскресенье мы собираемся в церкви на литургию. Недавно, в Светлый вторник, я отпевал по пасхальному чину своего друга. Я ждал, что он в мае приедет ко мне в гости, мы должны были заранее созвониться. И вот я уже собрался набрать его номер, как вижу – звонит он. Беру трубку, а голос не его, внучкин: «Дедушка умер». На кладбище, когда уже гроб опустили, я только оглянулся – неподалеку две могилы, два памятника – моей тете и моему дяде. Я подошел, обнял эти кресты и сказал: «Христос Воскрес!» Не думаю, что я согрешил, поприветствовав любимых родственников в день Светлой седмицы, оказавшись на кладбище в день похорон друга.

http://pravmir.ru/ya-obnyal-kresty-na-mo...

Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья). БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди. В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает 374 , за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями. Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого – окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» – и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной) 375 . По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12 раз); затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем – отпуст. После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами. Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: после канона, «Достойно есть», Трисвятого и «Отче наш» тропари «Господи сил, с нами буди» не поем, но поются или читаются тропари дня и храма, затем – «Боже отец наших», «Иже во всем мире», «Слава»: «Со святыми упокой», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых» и далее по Часослову. Отпуст малый (молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья). БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ    В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.    Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.    В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.    Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого — окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» — и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной). По «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12 раз); затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем — отпуст.    После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами.    Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: после канона, «Достойно есть», Трисвятого и «Отче наш» тропари «Господи сил, с нами буди» не поем, но поются или читаются тропари дня и храма, затем — «Боже отец наших», «Иже во всем мире», «Слава»: «Со святыми упокой», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых» и далее по Часослову. Отпуст малый (молитва «Владыко Многомилостиве» — не читается).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Патриаршее слово в Троице-Сергиевой лавре за Божественной литургией в Светлый вторник 21 апреля 2009 г. 17:00 21 апреля 2009 года, во вторник Светлой седмицы, в день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры . После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молившимся с проповедью о Пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вся Пасхальная неделя посвящается одной жизненно важной теме — теме веры и неверия. В первый день Пасхи за вечерним богослужением мы читаем Евангелие о том, как Господь явился ученикам, а Фомы не было. И сказал Фома, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока не прикоснется к Спасителю своими руками и не вложит пальцы в язвы от гвоздей. Следующее воскресенье продолжит эту тему, и мы прочитаем следующую часть Евангелия, повествующую о том, как Господь явился ученикам и как Фома был среди них, и как Фома вложил свой перст в язвы от гвоздей и признал Воскресение, поклонился Спасителю Воскресшему. И сегодня только что мы слышали два Евангельских эпизода. Петр пришел ко гробу, увидел пелены лежащие, и отошел в себе дивяся бывшему . Ну, казалось бы, зачем же удивляться? Ведь неоднократно Спаситель говорил, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть. Так радоваться надо было, а не удивляться — ведь все так просто: пуст гроб, пелены лежат — значит, произошло Воскресение. Не верит Петр, не может понять, что произошло. А два других — Лука и Клеопа, которые шли во Эммаус — рассказывают своему спутнику о том, что произошло. И Спаситель, Который и был этим путником, но Которого не узнали Лука и Клеопа, ибо, по слову Евангелиста, глаза, зрение их было удержано, Он им говорит: разве не так надлежало пострадать Христу? И в  самом деле — разве Лука и Клеопа не слышали то, что Спаситель, еще будучи живым, говорил о Своем страдании, смерти и воскресении?

http://patriarchia.ru/db/text/623516.htm...

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмицевторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

30 «В среду пятыя седмицы вечера звон в красныя. Такожде и в четверток ко утрени и вечерни» (Типикон, гл. 49, 4-я Неделя вечера). 31 Принято на практике читать этот канон священнику и так же, как и в четыре дня 1-й седмицы, посреди храма. Для этого священник во время пения ирмоса: «Помощник и Покровитель...», облаченный в фелонь (от начала утрени), исходит северными дверьми к уготованному аналою. Впереди свещеносец со свечой. Царские врата закрыты. Завеса Царских врат стоит отверзена от начала утрени. 32 «Поскору» выражается в том, что на кафизмах между «Славами» нет пения, тропари на часах читаются, а не поются; в конце каждого часа молитва св. Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами. «Во царствии Твоем…» на изобразительных читается, а не поется. 33 Храмовой праздник, если случится в Страстную седмицу до Великой пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в пятницу или в субботу Страстной седмицы, или на первый день Пасхи – переносится на понедельник Светлой седмицы. 34 «Поется же первее посреде церкве канонархом единожды. Таже: Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, Вел. понед., утреня). 35 «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь, Служба в Великий понедельник). 37 «На трапезе же ядим сухоядение и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»). 38 «Сице же творим в великий понедельник вечера и во вторник к среде» (Типикон, Великий понедельник вечера, 3-е «Зри»). 39 В обителях бывает расход. «В соборных же храмех и приходских росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, Великая среда, утреня). 41 «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны...» (Типикон, Великая среда, вечер). 42 «Ведомо же буди, яко от сего святаго дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Из России и газеты, и письма, но и прочитать некогда было. Между прочим, из Казанской Академии поздравление с 30-летием, но тоже лежит непрочитанное; да и не интересно: вероятно, идеализация, порядочно надоевшая, и к которой я считаю себя чистосердечнейше непричастным. Нравится людям сочинять для себя идеально хороших людей — ну и пусть! Мне-то какое дело, когда я, в сущности, самая ничтожная личность, искренно и от души осознающая себя таковою.      22 апреля/5 мая 1910.    Четверг Светлой Седмицы.    Принял от Моисея Кэвамура счеты по оосакской постройке, с января по сие время. Все правильно.    Выбрал вместе с ним облачения для отсылки во Владивосток 11-му Стрелковому Восточно-Сибирскому полку. Полк, оставляя Порт-Артур для военных действий, оставил свою Церковь и теперь ищет ее: командир прислал огромный список церковных вещей, спрашивая не здесь ли они. Половина из них серебряные: священные сосуды (три полных Литургийных прибора), кресты, Евангелия в серебряных окладах, лампадки — ничего этого, конечно, нет — все заграблено японцами. Но недорогое — многое находится здесь, и отошлется: облачения, поломанные подсвечники, иконы.    Преосвященный Сергий ездил с пасхальными визитами к русским в Йокохаму, за себя и за меня, взяв мои карточки.      23 апреля/6 мая 1910.    Пятница Светлой Седмицы. Великомученика Георгия.    Праздник в моем родном селе Березе. Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело.    А я большую часть дня занят был корректурой; остальную употребил на выбор вещей для отсылки 11-му Стрелковому полку, и на чистку иконной, в ризнице, от насекомых, грызущих дерево, и от пыли.      24 апреля/7 мая 1910.    Суббота Светлой Седмицы.    Последнюю Пасхальную службу, с 7-ми часов утра до 10-ти, служили 4 иерея. Роздан артос. К сожалению, мало было из города молящихся. Потом убрано все пасхальное украшение Церкви, за исключением плащаницы на престоле.    После всенощной благословил молящихся Преосвященный Сергий, готовящийся завтра служить, пред большим путешествием по Церквам Хоккайдо, куда во вторник отправляется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пришлось бы петь канон пр. Богородицы и недельного святаго: в остальные дни до четверга включительно один канон пр. Богородицы. В тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение, – если следовать указанию Триоди Постной относительно канона на повечерии 4 недели, – могло бы быть такое распределение канонов: в понедельник – пр. Богородицы и 14 (предполагая, что он находится на очереди); во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. Если же следовать указанию Типикона относительно канона во вторник 5 седм., то такое: в понедельник – пр. Богородицы и недельного святаго; во вторник – пр. Богородицы и 15; в среду – пр. Богородицы и 16; в четверток – пр. Богородицы один. На 6 седм. возможны следующие случаи и перемены в канонах: 1) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона; малое повечерие в самый праздник до четверга, включительно также без канона. 2) Если в Лазареву субботу случится предпразднство Благовещения, то служба его поется в четверток 6 седм. (Тип., л. 202 на об.). Канон четвергового святаго должен быть пропет на повечерии в среду. 3) Если в Лазареву субботу, а равно в нед. Ваий или в один из дней Страстной или Светлой седмиц случится отдание Благовещения, то на повечерии мимошедших дней 6 седмицы поются стихиры и канон попразднства и Архангела (Тип., л. 220). В пяток 6 седм., или седм. Ваий, на повечерии положено петь канон Андрея Критского : Песнь победную поим вси Богу... (Типик., послед. в пят. седм. Ваий, л. 331 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 364). В неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмицы „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, Великого понедельника, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 335 на об. Чит. его в Тр. Постн., л. 385 на об.). Во св. и Вел. понедельник „на повечерии поем трипеснец, гл. 8, творение кир Андрея Критского “ (Тип. л. 336 на об. Чит. его в Тр. Постн.. л. 395 на об.). Во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010