Беседа (во вторник Светлой Седмицы) о явлении воскресшего Спасителя мира двум ученикам на пути в Эммаус. Святого Григория Двоеслова ( Лук. 24:13–35 ). С труждающимися в ежедневном праздновании надлежит беседовать понемногу, – и это может быть полезнее (потому что часто и пища, которой бывает недостаточно, принимается с большей жадностью). Итак, я решился объяснить смысл Евангельского чтения вообще, а не каждое слово (в отдельности), чтобы пространное слово объяснения не могло обременить любви вашей. Вот вы, возлюбленнейшие братья, слышали, что Господь явился двум ученикам на пути, хотя еще неверующим, однако же, беседующим о Нем, но не показал им вида, по которому они узнали бы Его. Господь внешне – перед очами телесными сделал то, что происходило у них внутри – пред очами сердечными: ибо они внутри самих себя и любили (Господа) и сомневались, а Господь внешне и присущ был им и не открывал, кто Он. Итак, Господь явил Свое присутствие беседующим о Нем, а скрыл образ познания Его от сомневающихся в Нем. Хотя Он произнес слова, упрекнул в упорстве разума, открыл тайны Священного Писания о Себе Самом, однако же, показывал им вид, что хочет идти далее, потому что в сердцах их был еще далек от веры. Итак, простая Истина через двоякость явила апостолам Себя в теле такой, какой была у них в уме. Надобно было испытать: те, которые еще не любили Его, как Бога, не могли ли любить Его, по крайней мере, как путешественника. Но так как не могли быть чужды любви те, с которыми шествовала Истина: то они приглашают Его, как Странника, в гостиницу (в селение, в которое они шли, – в Еммаус), – и для чего мы говорим: «приглашают», когда написано: и нуждаста Его (удерживали Его)? Они (путешественники в Еммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу, – и Бога, Которого не узнали по изъяснению Священного Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божьи, они (путешествовавшие в Еммаус – Лука и Клеопа) не просветились, а, исполняя их, просветились, – как и написано: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся ( Рим. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В греческом слово источник(πηγ) – женского рода, а вода (δωρ) – среднего. В Евангельской фразе πηγ δατος λλομνου причастие λλομνου – среднего рода в родительном падеже, т.е. оно согласовано со словом вода(δατος), которое также среднего рода и в родительном падеже, а не со словом источник (πηγ), которое женского рода в именительном падеже. Текущей является вода, а не источник. Простите, привожу примеры из того, что было под руками (с факсимильных изданий обоих памятников: Остромирово Евангелие (ГПБ, Г-.п. 1.5) М, 1988; Елисаветградское Евангелие (РГБ. Ф. 187. 9500) М, 2009. Триодь Цветная. Старый и новый обряд: среда Преполовения, 2-й канон, 7-я песнь, 3-й тропарь (здесь и далее греческие источники соответствуют новообрядным). Триодь Цветная. Новый обряд: пяток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Старый обряд (та же стихира): четверток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Триодь Постная. Старый и новый обряд: вторник 4-й седмицы поста, песнь 8-я канона, 3-й тропарь. В старопечатной Триоди перевод: вода жива почерпаема. Минея декабрь (старый и новый обряд): 3-е декабря, 3-й воззвах (в греч. 1-й). В старопечатном тексте перевод: воду почерпающа [в жизнь вечную]. Триодь Цветная. Новый обряд: неделя 5-я, эксапостилларий на и ныне, Преполовению. В старопечатной Триоди этого эксапостиллария нет. Богородичная служба по старому чину на Светлой седмице служится во вторник – Одигитрии (бдение). Это древнейшая служба, которая имеется, например, в Триоди Моисея Киянина (XII в.). Греки ее не сохранили, исчезла она после никоновской справы и из наших книг. Так, например, в той же стихире ниже есть выражение: [δωρ] τν μβροσαν το νκταρος. Его следовало бы перевести: [вода] нектара бессмертия(или божественного напитка), но переводчик вводит неологизм и переводит – [воду] амвросию, нектара(в ущерб, кстати, грамматике, не соблюдая падежные формы). Неологизм амвросия(амброзия) не прижился в богослужебных текстах, но прижился в светском речевом обиходе конца XVII и в XVIII веке, как и похожий неологизм харатир(характер), введенный Евфимием Чудовским (см. Крылов I , 232 ).

http://bogoslov.ru/article/2308475

Рубрики Коллекции Говорят, что... нужно пить водку на могиле за упокой родных 1 мин., 07.05.2013 Поделиться Говорят, что... нужно пить водку на могиле за упокой родных ... на самом деле от питья водки покоя не будет ни самому пьющему, ни его умершим родным. По химической классификации водка является цитоплазматическим ядом, убивающим клетки живого организма. А синдром алкогольной зависимости — это диагноз, который признается всем мировым врачебным сообществом. Очевидно, что употреблением яда, развивающего в тебе самом тяжелую болезнь, помочь своему умершему родственнику невозможно. Часто спрашивают :    можно ли выбрасывать яичную скорлупу от освященных яиц?   Отвечаем: конечно, хранить эту скорлупу как некую святыню было бы нелепо. Но также неправильно и выбрасывать ее вместе с бытовым мусором в помойное ведро. Проще всего закопать скорлупу в таком месте, где не ходят люди. Почему  в пасхальные дни нельзя ездить на кладбище?   ... потому, что Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога все живы. Пасха — день радости, а не скорби. По этой причине в течение всей Пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Часто спрашивают:   можно ли венчаться сразу после Пасхи, на Светлой седмице? Отвечаем: на Светлой седмице Таинство Венчания не совершается, чтобы люди не смешивали духовную радость о Воскресении Христовом с радостью вступления в брак. Повенчаться в Церкви можно со следующего после Пасхи воскресенья — Фоминой недели. В 2013 году это 12 мая. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 15.04.2023 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/govoryat-chto-nuzhno-pit-...

Рубрики Коллекции Фото Санкт-Петербургской Духовной академии Пасха — простые вопросы 5 мин., 11.04.2012 Поделиться Содержание Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище? Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям. К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности. В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день. С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

http://foma.ru/pasxa-prostyie-voprosyi.h...

В нашем храме сейчас нет служб. Потому что нет певчих, и только два священника не болеют. Но один из них – старше 70 лет, а другой – в группе риска по состоянию здоровья. Сейчас неизвестно, когда службы возобновятся. Мы приостановили их до 10 мая, думаю, что и дальше придется продолжить такой карантин. Жертвенность, а не деятельность Иеромонах Иоанн (Гуайта) — Я никогда не исключал того, что могу заболеть. Но и особенно об этом не думал, просто старался соблюдать все меры безопасности — дистанцию, маски. Поэтому, когда заболел, не испугался, а сразу стал что-то предпринимать. Во вторник Светлой седмицы у меня подскочила высокая температура. Меня по телефону проконсультировали о том, какое лекарство нужно принимать. Я стал думать, как бы организовать доставку лекарства утром следующего дня. Но друзья привезли мне его уже к полуночи. У меня не было сомнений, что это вирус, потому что я почувствовал недомогание на следующий день после того, как заболел настоятель, отец Александр Борисов, старший алтарник, еще один священник нашего прихода, кто-то из певчих. Отец Александр сразу был уверен, что это коронавирус, потому что ему как биологу прекрасно известно: когда заболевает вся популяция, это явный признак инфекционного заболевания. Меня на расстоянии консультирует очень хороший московский врач, наша прихожанка. И одновременно – мой брат, он врач в Италии. У меня есть возможность сравнивать методы лечения там и тут. Оказалось, что они абсолютно идентичны. Пасхальная служба закончилась, и я вернулся домой около четырех часов утра. На следующее утро в воскресенье я почувствовал недомогание, но решил, что просто очень устал. Потом слабость прошла, и в воскресенье во второй половине дня я пошел делать уборку в одну квартиру, в которую должны были заехать люди. Просто решил, что раз нет служб, займусь полезным делом. Я потратил на уборку вторую половину воскресенья и первую половину понедельника. Ну а во вторник, как уже сказал, заболел. Несколько раз за время болезни у меня поднималась высокая температура – 38 и выше. Потом температура снизилась. Сейчас ее нет. Очень характерна для этой болезни головная боль, но больше всего – крайняя усталость, слабость, когда не можешь ни писать, ни читать, ни сосредоточиться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Скачать epub pdf Среда Во вторник вечера на Господи воззвах: поставим стихов 6, и поем стихиры воскресны, глас 4: Животворящему Твоему Кресту, непрестанно кланяющеся Христе Боже, тридневное Воскресение Твое славим: тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество Всесильне, и иже на небеса восход обновил еси нам, яко един Благ и Человеколюбец. Древа преслушания запрещение разрешил еси Спасе, на древе Крестнем волею пригвоздився, и во ад сошед, Сильне, смертныя узы яко Бог растерзал еси. Темже кланяемся еже из мертвых Твоему воскресению, радостию вопиюще: всесильне Господи, слава Тебе. Врата адова сокрушил еси Господи, и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: род же человеческий от истления свободил еси, живот и нетление миру даровав, и велию милость. И восточны 3: 3 Приидите воспоим людие, Спасово тридневное востание, имже избавихомся адовых нерешимых уз: и нетление и жизнь вси восприяхом зовуще: распныйся, и погребыйся, и воскресый, спаси ны Воскресением Твоим, едине Человеколюбче. Ангели и человецы, Спасе, Твое поют тридневное востание, имже озаришася вселенныя концы, и работы вражия вси избавихомся, зовуще: животворче всесильне Спасе, спаси ны воскресением Твоим, едине Человеколюбче. Врата медная стерл еси, и вереи сокрушил еси Христе Боже, и род человеческий падший воскресил еси. Сего ради согласно вопием: воскресый из мертвых Господи, слава Тебе. Слава: Господи, еже от Отца Твое Рождество, безлетно есть и присносущно: еже от Девы воплощение, неизреченно человеком и несказанно: и еже во ад сошествие страшно диаволу и аггелом его: смерть бо поправ, тридневен воскресл еси нетление подавая человеком, и велию милость. И ныне: Богородичен: Иже Тебе ради богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь, Ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет Богородице, мир, Христос имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Сила русского духа Завершилась экспедиция Валентина Ефремова на Чукотку в посёлок Эгвекинот 29.06.2023 32438 Время на чтение 4 минуты Фото: ФЕСКО Пока СМИ сосредоточены на обсуждении политических и военных действий, происходят события, которые наглядно демонстрируют силу русского духа и ширь русской земли, в которых и кроется непобедимость России. Как сообщала «Русская народная линия», во вторник Светлой Седмицы, 18 апреля, путешественник Валентин Алексеевич Ефремов отправился из Нижнего Новгорода в экспедицию на Крайний Север – в посёлок Эгвекинот на Чукотке. И вот спустя два с лишним месяца непростого пути он достиг цели своего путешествия. Своими мыслями о путешествии Валентина Ефремова поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» его друг, активно помогавший ему в организации путешествия, казачий генерал Валерий Васильевич Камшилов: Спешу поделиться радостной новостью – в среду, 28 июня, казачий полковник Валентин Алексеевич Ефремов завершил свою экспедицию на Чукотку, посвящённую уроженцу нашей Рязанской земли преподобному Герману Аляскинскому. Путешествие началось в Нижнем Новгороде 18 апреля, а закончилось в посёлке Эгвекинот. Промыслительно, что в тот же день, только пять лет тому назад, 28 июня 2018 года, Валентин Ефремов завершил экспедицию, посвященную 370-летию похода казачьего атамана Семёна Дежнёва. Дежнёв на семи кочах (поморский корабль со скруглённым дном, чтобы избежать вмерзания во льды) достиг самой северо-восточной точки России, которую впоследствии назвали «мысом Дежнёва». Пять лет назад на мысе Дежнёва были поставлены крест, колокол и якорь. Воистину всё свершилось по Божиему промыслу – никто ведь не предполагал, что нынешняя экспедиция завершится именно 28 июня, как и пять лет тому назад. Я постоянно был на связи с Валентином Алексеевичем, можно сказать, прошёл вместе с ним все испытания, встречавшиеся на пути, только дистанционно. Жизнь всегда вносит свои коррективы в наши планы. Так было и на сей раз, из-за таяния льдов на реке Лена наша экспедиция пошла по незапланированному сценарию. Пришлось изменить маршрут и пойти не на Якутск, а через Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск и Владивосток. Поэтому соратники Валентина Ефремова Александр Сутомаев и Владимир Логинов, готовившиеся принять участие на самом сложном участке экспедиции, в итоге к нему не присоединились. Как раз из-за изменившегося маршрута следования.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/si...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ. Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. И мы конец: И сущим во гробех живот даровав. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Таже ектениа великая от диакона: Миром Господу помолимся. Подобает ведати, яко по внегда начати иерею, кадит святую трапезу по обычаю и весь олтарь, вечер, на Господи воззвах:  на Утрени, в начале канона исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся:  и прочее. Хор: Аминь. Господи воззвах, на глас 3. Поставим стихов 6, и поем стихиры воскресны, глас 3. На «Господи воззвах:» стихиры на 6. Стихиры воскресные, глас 3 Стих:  Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Стих:  Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. Твоим Крестом, Христе Спасе,/смерти держава разрушися,/и диаволя прелесть упразднися,/род же человеческий, верою спасаемый,/песнь Тебе всегда приносит. Твоим Крестом, Христе Спаситель,/смерти могущество разрушено/и обольщение диавола уничтожено;/род же человеческий, верою спасаемый,/песнь Тебе всегда приносит. Стих:  Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Стих:  Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. Просветишася всяческая/Воскресением Твоим, Господи,/и рай паки отверзеся,/вся же тварь восхваляющи Тя,/песнь Тебе всегда приносит. Просветился весь мир /воскресением Твоим, Господи,/и рай снова открыт;/все же творение, прославляя Тебя,/песнь Тебе всегда приносит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vtornik-s...

Ящик с книгами, пришедший вместе с вышеозначенными 21 ящиками, открыт был только в Токио, и в нем оказались книжки пасхального богослужения и Обиходы четырехголосного пения Бахметева. Первые опоздали к рассылке в дальние места, а ближние были снабжены заранее; впрочем, и все дальние места получили предварительно по экземпляру или по два пасхальной службы, или отдельно напечатанной, или в Цветных Триодях. Обиходы Бахметева отданы в переплет и будут посланы в Мацуяма, для тамошних двух хоров, солдатского и офицерского. К.П. Победоносцеву я вслед за сим буду писать и благодарить его за необыкновенно теплое участие, доставившее такое количество свечей в пользу военнопленных и книги, как вышеупомянутые, так и множество других для чтения пленным. 27 апреля – 7 мая получены Миссией еще, в 3-х ящиках, свечи, 150 фунтов, тоже оплаченные жертвователями. Прошу Ваше Высокопреосвященство принести сим жертвователям благодарность мою и военнопленных, а больше всего принять оную для себя. С последними свечами получен и ящик религиозных книг и мелких брошюр, посланный сюда старцами Святой Горы Афонской. Благодарность и им! Книжки распределены и рассылаются военнопленным. Теперь о денежных пожертвованиях от Вас. Кроме 200 долларов, о получении которых я уже имел честь писать Вам, получены мною 4–17 апреля, при отношении СевероАмериканского духовного правления, 440 долларов – 886 иен 65 сен, «собранных причтами церквей Алеутско-Северо-Американской епархии на духовные нужды русских военнопленных в Японии». Затем 19 апреля – 2 мая, во вторник Светлой седмицы, при письме Вашего Высокопреосвященства, получены два чека: один на 360 долларов – 725 иен 44 сен, в состав каковой суммы, кроме пожертвований церквей и прихожан Вашей епархии, входят на духовные нужды пленных: от Преосвященного Трифона [Туркестанова; †1934], московского викария, 108 долларов, из Берлина чрез протоиерея А.П.Мальцева 50 долларов и от священника Кексгольмского полка (в Варшаве) Садинова 25 рублей; другой на 496 долларов, полученных от «Московских ведомостей», округленный Вашим Высокопреосвященством в 500–1007 иен 56 сен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Так ли усердно мы служим Господу своим достоянием, или осмеливаемся думать, что к нам не посылал Господь что-либо требовать у нас? О, Царь неба и земли! Устами Твоих духоносных посланников Ты давно уже сказал, чего требуешь от нас. Пошли нам искру Твоего света, чтобы увидеть мрак наших ложных убеждений и своекорыстия! В писании глаголет Господь Вседержитель: «Мое есть сребро и Мое злато» ( Агг.2:9 ). Но так ли украшены наши православные храмы, чтобы даже в тех, которые почитаются богатыми, были в полном достатке Богослужебныя вещи и все соответствовало славе имени Господа и велелепию святыни Его? Сказал Христос о Своих учениках и их преемниках: «иже вас приемлет, Мене приемлет» ( Мф.10:40 ). Но во всех ли православных домах поддерживается такая заботливость о служителях алтаря, чтобы общее усердие и почтение к ним приближено было к достоинству пославшего их? Обещал Христос в лице бедных и несчастных принимать благотворения. Не забываем ли, мы сие обещание? Умножается ли в нашем обществе достояние нищих? Помним ли, что чем больше будет между нами тайных благотворителей, тем меньше будет около нас явной нищеты? От ваий, которыя держали в руках, примем окончательный урок. Если эти ветви будут брошены: оне увянут и засохнут; если будут посажены в землю: дадут рост, и в свое время зацветут. Укореним наши души в почве христианской веры и добродетели, – и оне процветут к жизни не только безсмертной, но и блаженной. Аминь. Слово во вторник Светлой седмицы «Не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути?» ( Лк.24:32 ). Лука и Клеопа, на пути в Эммаус, несколько часов шли вместе с Спасителем, и не узнавали Его. Уже только в час вечерняго отдохновения и преломления хлеба они Его узнали; но как скоро узнали, Он стал им невидим, и они с сожалением сказали друг другу: «не горело ли в нас сердце, когда говорил Он с нами на пути?» Каждому из нас свыше предназначено то место селения, в котором день нашей земной жизни склониться должен к вечеру. Но каждый, прежде нежели придет на место упокоения, должен совершить более или менее долгий, жизненный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010