«Если бы…», или История одного Причащения Эта история записана со слов Ирины, прихожанки одного из московских храмов. Я крестилась в юности, и, когда мама предложила в крестные свою лучшую подругу, тетю Люду, я согласилась. И мама, и сама крестная были женщинами нецерковными: в храм ходили иногда, в Бога верили – не отрицали, но, как и большинство людей советского времени, сильно «не увлекались». У тети Люды была неудачная операция по онкологии, потом случился перитонит, и она попала в реанимацию. Состояние ее становилось все хуже и хуже. Сын Людмилы пытался прорваться к ней, но в реанимацию никого не пускали. Вдруг мне в голову пришла мысль, что можно помочь крестной уже сейчас и причастить ее перед уходом Однажды во Вторник Светлой седмицы я молилась и задумалась: крестная безнадежна, она умирает, и что делать, когда это случится. Но потом вдруг мне в голову пришла мысль, что можно помочь человеку уже сейчас и причастить его перед уходом. Только как это осуществить – было совершенно не понятно. Размышляя, к кому из священников обратиться (духовный отец в тот период был очень занят, и мне не хотелось его беспокоить), я шла по квартире и случайно заметила, как на телефон мужа пришло сообщение от нашего друга – алтарника Леши. Надо сказать, что муж в тот день с невысокой температурой остался дома, что с ним бывает крайне редко. Я перезвонила Леше, объяснила ситуацию и тут выяснилось, что наш священник отец Алексей как раз где-то в районе больницы, что меня очень удивило и обрадовало! Я позвонила батюшке, и оказалось, что он в тот момент был совсем рядом с больницей. Тогда я даже не осознавала, что у него должны быть с собой Святые Дары, но отец Алексей ехал с причащения на дому нашей болящей прихожанки, проживавшей, к счастью, в том районе, и у него они с собой были! Я оставила маленького ребенка мужу и помчалась, а в голове – куча вопросов. Как мы пройдем в реанимацию, если даже родного сына крестной не пустили? Вдруг тетя Люда не захочет причащаться? И как она отреагирует на мое появление? А может, ее вообще эта ситуация со священником испугает – как многих нецерковных людей в тяжелой болезни, к которым вдруг приходит батюшка.

http://pravoslavie.ru/146234.html

Если генеральная уборка не была сделана до Вербного воскресенья – отложите ее до лучших времен. Приурочьте к дачному сезону. Но ни в коем случае не назначайте на Великий Четверг, когда по «народной» традиции считается уместным мыться, убираться, печь куличи и красить яйца. И всё это – в один день, в который, помимо прочего, надо уместить два важных и красивейших богослужения! Вообще, неясны до конца причины упорного следования этой «чистой» традиции. Может, когда семьи были большими, женщины менялись: одни на службе, другие баню топят, а вечером те, кто молился с утра – полы драят? Но сейчас-то, когда выделять специальный день под «банный» нет необходимости, что мешает покончить с хозяйством к понедельнику-вторнику – эти дни не такие напряженные, как конец недели. Кулинарные шедевры Когда же печь куличи, если не в четверг? Меня тоже интересовал этот вопрос, пока однажды я не испекла их во вторник, и всё встало на свои места. Нет, не засохнут! Домашние, дрожжевые, хранятся больше месяца, разрезаешь – и они как из печки, благоухают. Красота. Корочка подсыхает, да, но она уже через несколько часов после духовки становится плотной. И это вообще не проблема, если вы кулич украшаете глазурью или пудрой. С яйцами, конечно, такой номер не пройдет – недельку их не будешь хранить, но и процесс окраски, согласитесь, не очень трудоемкий. Можно, в конце концов, использовать термоэтикетки, а часть яиц отдать на расправу детям с фломастерами. Так что покрасить можно в любые два часа, которые вы выкроите благодаря отказу от лишних хлопот. Разработайте меню на Пасху сейчас – это избавит от лишнего времени, проведенного в магазинах, и от лишних покупок на радостях после поста. Мы на Пасху готовим традиционные куличи, творожную пасху, красим яйца. К этому добавляется одно мясное блюдо – и хватит, пожалуй! Блюда эти тяжелые, для кулинарных экспериментов времени много, а лежать на диване шариком на Светлой седмице совсем не хочется. Если придет много гостей, мы закажем пиццу, да и по доброй традиции они всегда приносят угощение, все меняются яйцами, куличами. Так что умереть с голоду мы не боимся. Зато и у плиты не помрем. Богослужения Страстной: как вместить?

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-stras...

Стоя на службе, глядя на радостные лица вокруг, я не могла поверить, что в пасхальную ночь будет ракетный обстрел. Для меня все это было неожиданно и жутко. У нас в храме служба уже закончилась, я пришла в нашу палату и поздравила сестер с Пасхой. И вдруг раздался свист летящих ракет, который я раньше никогда не слышала. Одна из сестер даже спросила: «Это что, петарды?» Взвыли сирены. Раздались взрывы. Мне трудно описать свои переживания в этот момент: звонят колокола, сердце переполняет пасхальная радость, кажется, ликует весь мир, славящий Христа. И вдруг летящая со свистом смерть, вой сирен и ясное осознание, что всего один миг — и тебя больше нет. Мы бросились на первый этаж, предполагая, что сейчас привезут раненых. Но в ту ночь никто к нам так и не поступил. Знакомый врач подарил кулич, который испек сам, и мы съели его утром с большой радостью. Тогда, 16 апреля 2023 года, по Донецку выпустили 20 ракет, были пострадавшие и жертвы. До нас ничего не долетело. На следующий день город как будто вымер. Все знали, что после массированной ракетной атаки через какое-то время обстрел повторится. Тем не менее местные жители утром пришли в больничный храм освящать яйца. У них по традиции яйца освящают не в Великую субботу, а утром на Пасху. Во вторник Светлой седмицы я вернулась в Москву. И, вспоминая потом об этой поездке, поняла, что Господь все равно всегда рядом, несмотря на все ужасы, которые посылает нам судьба. А Александр, о котором я рассказала выше, через месяц ушел на СВО, он и до сих пор там. Если можно, помолитесь о нем. Маленькое чудо Перед поездкой я обычно исповедаюсь и причащаюсь. И беру благословение у своего духовника и духовника сестричества, без этого никуда не еду. Священники молятся о нас на Литургии. Это очень помогает, придает спокойствие и силы. Кроме того, на месте мы сами стараемся ежедневно вместе молиться утром и вечером, после работы обсуждаем прошедший день, поддерживаем друг друга. И милостью Божией, иногда удается даже причащаться. Когда я приехала в Луганск, в госпитале, помимо обычных моих обязанностей, понадобилась помощь и в перевязках раненых. Моим начальником был замечательный врач. Однажды я попросила его отпустить меня на воскресную Литургию, чтобы причаститься. Он сказал, что с радостью отпустил бы, но, так как заменить меня в этот день будет некем, он сможет это сделать, только когда закончатся все перевязки. Я очень расстроилась, но приняла все как есть.

http://patriarchia.ru/db/text/6110039.ht...

В другой раз Старец рассказывал: «Во время бдения в одном монастыре я очень замерз и думал о том, что, причастившись, пойду после Божественной Литургии к себе в келью и, чтобы согреться, укроюсь тремя-четырьмя одеялами. Однако, как только я причастился, по всему моему телу стало разливаться тепло. Я чувствовал, как Божественная Благодать распространяется у меня внутри подобно тому, как постепенно становится все теплее и теплее электрический обогреватель».    Видение молящегося ребенка Старец рассказывал: «Когда-то я просил Бога, чтобы Он показал мне, как нужно молиться. И вот я увидел в видении одного знакомого ребенка. Он стоял на коленях и со слезами исповедовал Богу свои грехи. А после этого он воздевал руки и обращался к Богу с просьбой. Это видение поразило все мое существо и я воскликнул: «Боже мой, прости меня, я еще не научился молиться». Поэтому хорошо, чтобы молитва начиналась исповедью нашей жизни вообще. А после исповеди пусть будет прошение, внутри которого — славословие и благодарение».    «Христе мой, благослови меня…» 26 марта 1984 года со Старцем произошло событие, о котором спустя несколько дней он рассказывал так: «Устремив взор на икону Христа, я молился и вдруг почувствовал в себе какое-то изменение. Падая ниц, я воскликнул: «Христе мой, благослови меня!» Тут же я почувствовал благоухание, которое наполнило всю мою келью и долго не уходило. У меня там лежал пыльный, грязный коврик — так вот даже он стал благоухать. Я стоял на коленях и лобызал даже этот пыльный коврик».    Страшное видение 11 апреля 1984 год, во вторник Светлой Седмицы, около двенадцати часов ночи, Старцу было видение, связанное со страшным преступлением, — абортами. Он рассказывал об этом видении многим. Свидетельства о нем опубликованы и в других книгах, но мы помещаем его здесь ввиду необыкновенной важности этой темы, которая беспокоит многих. Возможно, узнав о видении Старца, получит пользу чья-то душа. Итак, Старец рассказывал: «С вечера я возжег две свечи, как обычно возжигаю их с молитвой о тех, кто страдает душевно и телесно. В числе страждущих — и души усопших. Эти свечи горят и когда я сплю. И вот я увидел страшное видение. Передо мной открылось поле пшеницы, которая еще не начала колоситься. Колосья только-только наливались силой. Стоя за оградой этого поля, я ставил на нее свечи об упокоении усопших. Слева простиралась неровная, гористая и сухая местность, которая сотрясалась от сильного гула, от тысяч душераздирающих криков, которые могли тронуть даже самое жестокое сердце. От этих душераздирающих криков у меня обливалось сердце кровью, но я не мог понять, что происходит. И тут я услышал голос: «Поле, засеянное еще не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ усопших, которые воскреснут. В месте же, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами».

http://pravmir.ru/249925/

«Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои» (Иер. 13:24),(А..Дворкин) 14.01.2013 23:55:42 Александр Дворкин   «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои» (Иер. 13:24), или за что папа Войтыла просил прощение 13 апреля 2004 г.?   На 13 апреля 2004 г. (вторник Светлой Седмицы) пришлась знаменательная годовщина: 800 лет со дня взятия Константинополя участниками VI Крестового похода. За пасхальными торжествами дата эта осталась почти незамеченной среди православных. Но в Ватикане о ней вспомнили.В этот день многие СМИ торжественно отрапортовали, что папа римский попросил у константинопольского патриарха прощения за совершенное 800 лет назад разграбление Константинополя и убиение крестоносцами многих его жителей. «Это постыдный день для католичества и скорбный для православия», – говорится в ватиканском заявлении. Итак, еще одно заявление о прощении в длинной череде было сделано. Но действительно ли Ватикан отрекается от постыдных страниц своей истории? Проще всего просить прощения за преступления, которые сам не совершал. В чужих грехах каяться всегда легче, да и свои грехи делаются куда менее заметными. В действительности же папы Константинополя не грабили и его жителей не убивали. Более того, весь тот беспрецедентный грабеж и насилие, вся резня, святотатство и зверство, которые совершались в городе крестоносцами, совершались без ведома и благословения тогдашнего римского епископа Иннокентия III. Да, поначалу во всем латинском мире падение православного Константинополя праздновалась как величайшая победа. И папа Иннокентий, вначале категорически запретивший крестоносцам идти в поход  против христианского города, услышав о падении Константинополя, тем не менее был чрезвычайно доволен. В ответ на торжествующее письмо нового латинского константинопольского императора Балдуина, бахвалившегося великими и ценными результатами чуда, совершенного Господом, папа провозгласил, что радуется о Господе, восстановившем единство христианства, и благословил его на все дальнейшие дела.

http://radonezh.ru/analytics/mozhet-li-e...

Настоятель: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. И мы: Аминь. Хор: Аминь. Настоятель поет с прочими служители во святом олтаре: И предстоятель с находящимися в алтаре трижды поет тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,/и сущим во гробех живот даровав.  Трижды. Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. И лики тойжде, трижды. И народ поет тот же тропарь трижды. Настоятель глаголет припевы: Затем предстоятель возглашает стихи Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,/и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И на кийждо стих мы поем тропарь весь по единожды: И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут,/яко тает воск от лица огня. Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vtornik-s...

17–1–1991, в три часа ночи, отправился один брат к Старцу, чтобы возвестить ему о начале войны в Ираке. Когда добрался до кельи, посветил фонариком в сторону окна церкви – т.к. знал, что в эти часы Старец молится, – и легонько постучал в железку у входной двери. Через несколько минут Старец открыл дверь и спросил: – Э, кто? Брат назвал своё имя, и Старец сразу же, прежде чем тот успел что-либо сказать, заговорил: – Около трёх четвертей часа назад, когда я молился, «получил известие», что началась война в Ираке и будет очень большая катастрофа. Брат ответил: – Геронта, для этого я и пришёл, чтобы сообщить тебе, но напрасный труд! Ваш совершенный телевизор не нуждается в известиях! Пасха 1984 г., вторник Светлой седмицы, молясь, Старец увидел ужасное видение: Перед ним простиралось большое поле, засеянное пшеницей, которая только начала всходить. Он стоял у стены, обнесённой вокруг поля, зажигал свечи и прилеплял к стене. Свечи эти он зажигал за усопших, как и в действительности. (Старец обычно возжигал свечи за весь страдальческий мир, за живых и за усопших.) Слева от поля было дикое и пустое место, тёмное, без следов растительности, полное скал и камней. Его потрясало непрерывное землетрясение, и повсюду разносился сильный рёв. Старец прислушался повнимательнее к этому вою и различил, что он образовался от тысяч душераздирающих криков. Он не знал их происхождения, но сильно страдал при слышании их. Там, где он находился, недоумевая о смысле видения, он услышал голос, объяснявший ему, что засеянное поле пшеницы, которая ещё не созрела, символизировало усыпальницу душ умерших, которые воскреснут. А страшное место слева, было местом, где собираются души детей, убиенных от абортов. Старец настолько страдал от увиденного, что после окончания видения, несмотря на то, что очень устал, не мог прилечь, чтобы уснуть немного. Характерным является случай, произошедший с профессиональным фотографом, который систематически старался сфотографировать Старца, но тот избегал его. Но однажды благочестивый фотограф пришёл в келью Старца посоветоваться о духовной жизни и, как обычно, принёс с собой фотоаппарат с новой плёнкой (36 кадров). Старец ему сразу же открыл, улыбаясь снял с плеча фотоаппарат и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов, от которых умирает 200 тысяч женщин . – Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведёт к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю [чтобы они не падали в цене]. А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом. Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают! Аборт – это страшный грех. Аборт – это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия. Однажды ночью, по произволению Божию, мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно, – я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность – одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, – это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.

http://pravoslavie.ru/97654.html

с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вообще вся Светлая седмица проходит как один день и имеет абсолютно идентичный план всех богослужений, все они симметричны и различаются только в текстовом наполнении и незначительных мелочах. Про вечерню мы уже сказали. Утреня дней Светлой седмицы совершенно такая же, как утреня первого дня Пасхи, за исключением двух-трех моментов. Первое: пасхальный канон Иоанна Дамаскина с понедельника Светлой седмицы поется с Богородичными тропарями; второе: каждый день имеет в своем последовании воскресные песнопения Октоиха определенного гласа, а так как гласы каждый день меняются, то вместе с ними меняются и тексты. Структура службы остается неизменной, а тексты, взятые из воскресных служб Октоиха, все время разные. Во все дни Светлой седмицы на Божественной литургии звучат праздничные антифоны и все, что было в первый день Пасхи. Меняются ежедневно только прокимен, Апостол и Евангелие, а в остальном все то же самое, что и в первый день Пасхи, и таким образом семь дней действительно проходят, как один.   В пятницу на Светлой седмице назначено празднование образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и песнопения этого дня не только пасхальные, но и Богородичные. Эти песнопения включены в Триодь, но там оговорено, что в Типиках это исследование не указывается. И действительно, в Типиконе ничего не говорится о праздновании Живоносному Источнику. Оно достаточно позднее, возникло не раньше XIV века. Есть и другое празднование, которое не зафиксировано ни в Типиконе, ни в Триоди, а указывается только в календаре, во вторник Светлой седмицы — празднование в честь Иверской иконы Божией Матери (Око Церковное назначает на этот день празднование Одигитрии). Часы, полунощница и повечерие на Светлой седмице имеют идентичное последование. На Светлой седмице во все время совершения служб и между службами оставляются открытыми Царские и дьяконские врата как образ того, что врата Царства Божия открыты для нас. И действительно, эти постоянно открытые врата производят очень большое впечатление. Наконец, приходит Суббота Светлой седмицы. Совершена Божественная литургия. В этот день должно быть раздробление артоса, который стоял на солее и выносился на крестном ходе каждый день Светлой седмицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010