Дометианово житие Немани, по изд. Даничича стр. 246, где пред венчанием Стефана королевским венцом говорится о Диоклее, что она «зовется велико кралевьство оть перва», и где в подтверждение права Стефанова на королевский венец указывается на то, что отец его родился в Диоклее, и у Тейнера b Monumenma SlavorumMeridionalium, m I, рр. 5, 6 и 13,. грамоты папы от 1198 и 1200 годов, в которых Волкан, младший брат Стефана Первовенчанного, бывший тогда удельным владетелем Диоклеи, называется королем Далмации и Диоклеи – rex Dalmamiae em Diocleae [Tom же Волкан, когда в 1202 г. отнял у брата Расу и таким образом пересел с младшего стола на старший, превратился из королей в низшие по титлу великие жупаны и искал у папы получить себе королевский венец, которого он не имел как владетель расский, у Teйhepa ibid. р. 36 sub fin.]. Диоклея могла получить название королевства и ее удельные владетели могли носить титул королей единственно только потому, что в этой именно области имели свое пребывание два старые сербские короли – Михаил и Бодин. Что их столица была именно в городе Скадаре или Скутари, это мы предполагаем на том основании, что в Скадаре встретили Бодина в 1096 г. шедшие чрез приморскую Сербию крестоносцы (см. у Вильгельма Тирского b Hismoria rerum mrasmarinarum lib. II, сар. XVII, в Патрол. Миня т. 201, стр. 267 fin., – слова Вильгельма Тирского, которые называет встреченного владетеля не по имени, а бeзuмehho regem Slavorum, Шафар. Древн. II, I, 417, разумеет не о Бодине, а о Волкане (не том, о котором сейчас выше) неправильно, потому что король именно был Бодин, а не Волкан; по местным преданиям, Бодин и погребен был в Скадаре, см. Макушева Исследования об историч. памятниках и бытописателях Дубровника стр. 4, прим. 2 fin.). Относительно Расы обыкновенно думают, что впервые ее сделал столицей Сербии Стефан Неманя, который будто бы до своего великокняжения был в ней князем удельным. Но это совершенно несправедливо; что Раса была столицей еще во время младенчества Неманина, в начале XII в., при его отце и братьях (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

б) В средней полосе (Рассии и Босне) Раса, Пожега (Incera), Призрен, Врана, Скопль, Топлица, Десница, Добрунь, Которица, Лешница, Дрежняк, Галич, Сеница, Тешан, Медюреч, Выдоевач, Паньтино, Звечано, Чернабуча, Будимль, Плевле, Лугомир, Горица, Лазы, Травник, Радешит, Столац, Миятовац, Валко, Соленая, Яйце. в) В южной (Зете) – Дукля, Скутарь, Будва, Цетина, Лента (Лецинь), Градит, Река (Recatina), Черник, Пропатна, Слатива (Свачь), Облачит, Лета, Драчь, Бар, Дривость, Дань, Рыбница. г) В юго-западной (Требинье, Конавле, Захлумье и Неретве): Котор, Рисан, Лука, Виталица, Рудине, Любомир, Драчево, Урме, Сокол, Обод, Завала, Требине, Твердош, Добричево, Хлум, Дубровник, Стон, Мокьрск, Осле, Дабар, Невесене, Глумник, Далмен, Неретва, Затон, Острог, Вруля, Олмшь, Млеть. д) На северо-западе в Хорватии: Скрадено, Белград, Беличин, Хлевно, Столпы, Кори, Гламочь, Плива, Нин, Книн, Сплет, Трогирь, Бреберь, Стридон, Соленая. См. Весселинга замечания на Синекдема, Бандурия – на порфирогенета, Шафарика Древн. III, 425–453. Черткова библиот. 2: 82, 84, 113. Стефаново житие св. Неманя и жичская грамота, Edrisi у Тафеля De provinc. р. 31–33. Tubing. 1847. 249 П. Иоанн X († 900 г.) в письме к сербским князьям Михаилу захлумскому и Томиславу хорватскому. 250 Летописи в Гласнике I, 163; V, 21. У Григоровича стр. 65. У Шафарика в Памятн. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ликию срьбину быти родом еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали тривалльского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина, не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единаго града, Македонии сопредельнаго. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в нечестии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близь дней апостольских». 252 См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в описании событий 842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Мы взяли себе за правило, как только ступим на какую-нибудь новую землю, прежде всего узнавать прошлое ее народа. В Сербии нам сопутствовала удача и мы нашли индолога, который прекрасно знает и весьма любит Индию. Десять ночей он читал и рассказывал нам об истории сербского народа. Если бы даже он рассказывал нам не десять ночей, а десять месяцев, нам и того было бы мало. Но то, о чем мы услышали от нашего нового друга и любителя Индии за десять ночей, я должен, к отчаянию моему, сократить так, чтобы вы могли прочитать это за десять минут. Ведь письмо, которое невозможно прочитать за десять минут,— это не письмо, а уже иной жанр литературы.    Святые люди сделали самостоятельными и объединили племена, переселившиеся некогда на Балканы из Индии. Запомните это: из Индии. Святой Симеон Неманя и его сын святой Савва совершили это дело. Династия Неманичей служила Богу и народу в течение двухсот лет. Почти все жупаны, короли, деспоты и князья, так же как и их супруги и близкие и дальние родственники, стали святыми. Их святые тела сохраняются в раках нетленными и сейчас в разных монастырях и храмах — не только на сербской земле, но и на всех Балканах: в Греции, Болгарии, Румынии и Албании. Это были истинно святые люди; каждый из них всегда подписывался так: «Слуга Христа Бога». Только потому, что они в своем сиянии, силе и богатстве предали себя на служение Богу, они и смогли так блистательно послужить людям. Ведь люди не могут любить друг друга как братья, если они все вместе не любят Отца своего Небесного. Многие из династии Неманичей, и мужчины и женщины, посвятили себя монашеской жизни, ведя борьбу против плоти и крови и духов злобы поднебесных. Другие из них столь же героически боролись против гуннов, монголов, татар и папства под священным девизом: «За крест и свободу!». Запомните этот сербский девиз, которому уже много столетий, но который и сегодня для сербов так же нов и современен, как путеводная Полярная звезда. И в нынешние дни вы повсюду услышите от сербов: «Мы живем и боремся за честной крест и золотую свободу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

- Я такой эксперимент поставил: на каждый тяжелый вопрос, судьбоносное вопрошание стал искать, и вполне успешно, между прочим, ответы в Библии – что в Ветхом, что в Новом Завете. Псалтирь очень помогает. Например: «Почему разрушилась богатая и сильная Югославия, чьи граждане жили себе, считай, припеваючи?» Ответ сразу просится: « Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» (Пс. 126). Мы этот «хлеб болезни», в которую, давай уж честно признаемся, сами себя с каким-то диким наслаждением ввергли, до сих пор, мне кажется, жуем – зубы ломаем. Или - еще вопрос: «Когда “все это” закончится?» Да очень же просто, откроем пророка Иеремию: «Возвратитесь, мятежные дети, Я исцелю вашу непокорность» - «Вот мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе, Боге нашем, спасение Израиля» (Иер. 3:22-23). Мы могли надеяться на самую сильную армию на Балканах, на крепкую валюту, на мощного и авторитетного правителя («на нефть и газ, на оставшийся лес и золото с алмазами, на ядерное оружие…», - чуть не перебил я Неманю), но все это исчезло во мгновение ока, если мы не надеемся на Христа и не ведем себя по-христиански. То, что Он нас любит и буквально умоляет нас вернуться, вроде как понятно – неясно только то, с каким упорством мы отталкиваем протянутую руку, продолжая считать себя обойденными справедливым Божественным вниманием. Прикинь, что случится, если это внимание к нам – что к народу вообще, что к каждому из нас, сербов, в частности – будет действительно справедливым. Да мы секунды по земле не пройдем. Жалуемся: «Ой, наши храмы рушат!» - а мы сами-то давно в храме были? А если были, для чего туда приходили? Свечку поставить да песню народную во дворе исполнить – так себе Православие. Тут я не смог уже сдержаться. Перебил собеседника: «Поверь, Неманя: не только вы, сербы, пострадаете, если внимание будет справедливым. Есть варианты».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/21/...

При всем этом необходимо иметь ввиду, что Западная Славония соблюдала все международные договоры, начиная с плана Венса и последующие и ожидала мирного решения своих проблем. Народ поверил в справедливость международного сообщества, в защиту УН ПРОФОР-а, в защиту Югославии, которая своим подписанием плана Венса гарантировала его (народа) безопасность. К сожалению, доподлинно известно, что накануне, 30 апреля 1995 года, уже в 21 час, силы УН ПРОФОРА были извещены о готовящемся нападении хорватской армии. Они укрылись, уступили свои позиции нападавшим и тем самым стали соучастником этого ужасного убийства невинного населения. Убийство продолжается дальше. Последние известия, полученные сегодня около 10 часов, говорят о том, что около Пакраца совершается безжалостное убийство мужчин, трупы которых сжигают. Женщин и детей уводят в неизвестном направлении. Доступ на эти территории запрещен, даже для господина Ясуши Акаши. Во время бомбардировки Босанской Градишки разрушен центр города, уничтожено большое количество домов, в которых, в основном, были размещены беженцы, ранее прибывшие из Зеницы и других мест. Мала Даяна и Неманя Шоич, беженцы из Славонии, погибли под развалинами. Тело Даяны найдено обезглавленным. Вот так страны победительницы, и побежденные празднуют победу над фашизмом. Франье Туджман и Алия Изетбегович готовятся принять активное участие 9 мая в торжествах в Москве и других местах. СР Югославия торжественно празднует 1 мая и готовится к празднику победы. Западная Славония и ее сербский православный народ переживают свою окончательную агонию. Ясеновацкая резня продолжается спустя пятьдесят лет на глазах у всего мира. Очевидно, что происходящее сегодня с Западной Славонией – это только первый акт того, что уготовано народу Республики Сербская Краина и Республике Сербской, в присутствии (и соучастии) УНПРОФОР и НАТО, демократической Европы и Америки и других гуманных и гуманитарных факторов международного сообщества. Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

…А когда на сербского ребенка кидается взбешенная свора – как на днях, как, впрочем, ежедневно, – мы запираемся дома и надеемся, что с нашим ребенком такого не случится. Напрасно надеемся. Любой серб здесь – тот отец из села Бабин Мост, сына которого у его дома хотят зарезать, и любой серб здесь, в Косово и Метохии, – Неманя Митрович из села Бабин Мост, который лежит с ножевыми ранениями в больнице рядом с отцом. Которому сказано, и неоднократно: «Вон отсюда! Всё здесь – наше, и ничего ты нам не сделаешь. Убьём». …Две минуты в новостной программе, тусклый голос диктора, пара комментариев, один снимок – всё, вот и вся реакция в остальной Сербии. Сорок восемь часов в участке для преступников. И родители, не знающие, как жить дальше. Неизвестность, неопределенность, страх – это наша повседневность вот уже больше 20 лет. Сербы Косово и Метохии не могут «распланировать свой день» – когда по утрам слышишь о новых нападениях, не до планов: скажи спасибо, что вообще живой. Жизнь здесь строится по-другому, совсем по-другому. Когда «Новости» рассказывают об очередной трагедии в соседнем селе или деревне, просто вздыхают и переключают канал. Пока над нашими головами выстраивается «большая политика», в наших прихожих стоят упакованные чемоданы – на случай бегства. Что нас держит? Врожденная уверенность в том, что твоя земля – святая. Да, это очень крепкие корни. Благодаря им мы всё еще боремся – как против открытых врагов, так и против скрытых «друзей», чья мечта или задача – стереть и нас, и даже память о христианах на этой земле в порошок. Те, которые не верят во Христа, смеются над «какой-то душой», что есть в человеке, никогда не поймут нашего упорства и подвига. Но те, которые знают, что есть Бог, могут, я думаю, гордиться: мы всё равно остаемся, всё равно молимся. Без права на свободу, живя вне закона, без своего государства… Только с верой в Божию правду, которая сильнее человеческой. Рейтинг: 10 Голосов: 503 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

http://pravoslavie.ru/148603.html

Среди валахов, начавших освободительное движение, болгары, без сомнения, играли активную роль и, возможно, немало способствовали внутренней организации нового царства. Куманы также участвовали в этом движении. Новое болгарское царство в этническом смысле было валашско-болгарско-куманским, а его династия, если утверждение Никиты Хониата можно принять, была валашской. Причиной восстания было недовольство византийским владычеством, ощущавшееся и валахами, и болгарами, а также их стремление к независимости. Время, казалось, было особенно благоприятно для них, так как империя, переживая еще последствия смуты времени Андроника и революции 1185 года, не могла с надлежащими средствами приступить к ликвидации восстания. Никита Хониат с наивностью пишет о том, что причиной восстания стало отнятие скота у валахов для празднеств по случаю свадьбы Исаака Ангела с дочерью короля Венгрии. Петр, этот «отпавший лукавый раб,» как его назвал митрополит Афинский Михаил Акоминат, и Асень сперва понесли несколько поражений от византийских сил, однако они смогли заручиться поддержкой от куманов, живших по ту сторону Дуная. Борьба стала для империи более трудной, и в конце концов Петру и Асеню удалось заключить своего рода соглашение. Петр с самого начала восстания принял царский титул, теперь же он надел подобающие одежды и принял знаки царского достоинства. Новое болгарское царство со столицей в Тырново было признано независимым от Византии. Была признана и независимость национальной церкви.Новое царство известно как Болгарское царство Тырново. Одновременно с болгарским восстанием происходило аналогичное движение в сербских землях, где основатель династии Неманичей, великий жупан Стефан Неманя, положивший начало объединению Сербии, вступил в союзные отношения с Петром Болгарским для общей борьбы против империи. В 1189 году германский государь Фридрих Барбаросса, как участник третьего Крестового похода, двигался через Балканский полуостров по направлению к Константинополю. Сербы и болгары возымели намерение использовать момент и при помощи Фридриха добиться своей цели. Во время своего пребывания в Нише германский государь принимал сербских послов и самого великого жупана Стефана Неманю и там же вел переговоры с болгарами. Сербы и болгары предлагали крестоносцам союз против византийского императора, но под тем условием, чтобы Фридрих позволил Сербии присоединить Далмацию и сохранить отвоеванные от Византии земли, а Асеням предоставил бы в бесспорное владение Болгарию и обеспечил за Петром императорский титул. Насколько можно судить, Фридрих не дал им решительного ответа и двинулся дальше. Один историк XIX века, В. Г. Васильевский, по этому поводу замечает: «Был момент, когда разрешение славянского вопроса на Балканском полуострове находилось в руках западного императора; был момент, когда Барбаросса почти готов был принять содействие болгарского и сербского вождей против Византии, что неминуемо повело бы к разрушению Греческой империи.»

http://sedmitza.ru/lib/text/434319/

Для греков было настоящим счастьем, что им удалось взять в плен болгарскую царицу: вследствие этого, по крайней мере, временно, в 1188 году 6ыла прервана перемирием убийственная мелкая война с болгарами. Каким бы жалким правителем ни был Исаак, он всё же незаслуженно поплатился за грехи своих предшественников, как во время норманнской войны, так и во время третьего крестового похода. Некогда в стремлении стать великим человеком Мануил I Комнин гнался за призраками и решительно разрушил, поэтому, дружественные отношения к западному императору, столь важные политически. Можно поэтому понять, что, когда ужасная весть о падении Иерусалима (в июле 1187 г.) ещё раз вызвала энтузиазм в защиту креста, византийский император ожидал с боязливым опасением приближения своего германского брата Фридриха Барбароссы. Между тем германский император лояльнейшим образом вёл в 1188 г. в Нюрнберге переговоры о пропуске и выслал вперёд очень значительное посольство. Но безграничная трусость византийского императора привела его к безрассуднейшему образу действий: когда к границам империи приблизились 80 000 главных германских сил, Исаак заключил со смертельным врагом креста Саладином формальный союз, острие которого было направлено против крестоносцев, и унизился до того, что отвёл мусульманам мечеть в столице 37 . К тому же в бессильной дерзости императорская канцелярия оскорбила гордого героя, ребячески употребив титул «великий князь Германии». 26 августа 1189 г. Фридрих достиг Филиппополя; от живущих здесь армянских купцов он получил подробные сведения о полном упадке империи. Греки относились в высшей степени враждебно к крестоносному войску и нападали на отдельные его части в лесах и в горах. Напротив, сербский князь Стефан Неманя в высшей степени гостеприимно приветствовал Фридриха в Нише, а болгарские князья предложили свой союз, чтобы с 40 000 болгар и куманов помочь ему при взятии Царьграда. Но император, верный своему обету, не хотел потерять из виду основную задачу своего похода ниспровержением христианского государства. Его энергичное поведение в такой степени импонировало византийскому слабосильному монарху, что он велел согласно договору беспрепятственно переправить крестоносцев в марте 1190 г. в Азию. На азиатской почве греки продолжали относиться к крестоносцам также коварно. И всё же немцы опять сделали для них самое лучшее. Постоянный бич фракийской фемы – сельджуки были разбиты наголову 18 мая 1190 г. у Икония, и их столица была взята штурмом. Ослабление сельджуков принесло грекам пользу. Однако Исаак не был похож на Алексея I Комнина, который сумел бы тотчас по мере сил использовать благоприятное стечение обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

После недолгого отдыха начался крестный ход в сопровождении священнослужителей, с духовными песнопениями, при непрестанном колокольном звоне и каждении. К шествию присоединялся народ, певший от радости. Ибо их прежний могущественный государь и правитель Неманя, при котором они наслаждались миром и благоденствием, ныне возвращался к ним как святой, дабы защитить их, лишенных покоя и обнищавших из-за несогласия и столкновений между братьями. Все теперь исполнились надеждою и ожиданием блага. Хотя великий старец был мертв телом, но, как святой, он был жив и более силен ныне, чем в то время, когда их оставил. Святые всегда сильнее королей и царей. Кроме того, тут был и его прекрасный сын Савва, о святой жизни и самозабвенных трудах коего в сербском народе уже ходили легенды; так что не знали, кем больше восхищаться и кому оказать большее почтение, отцу или сыну. Оба возвращались на землю Сербии как Божие благословение и бесценное сокровище. У врат Студеницы процессию встретило духовенство во главе с игуменом Дионисием, поставленным на эту должность еще Неманей. После заупокойной литургии прославленное тело преподобного Симеона было положено в мраморную гробницу, которую он приготовил еще при жизни во время строительства Студеницы. Принц Вукан со своими сыновьями и внуками также присутствовал при этом. Он приветствовал Савву с великим уважением, не как брата, но как духовного отца и господина. Немного отдохнув, Савва начал ежедневное служение Божественных литургий, на которых усердно молился об умножении любви между братьями. На каждой службе он произносил проповеди , предостерегая, назидая, поучая и утешая великих и малых. В богослужениях Савве помогали отцы-святогорцы. Они были восхищены величием и красотою мраморного храма Студеницы и растроганы любезностью и гостеприимством сербских монахов и народа. По желанию Саввы они при всяком удобном случае беседовали с сербскими иноками о святом жительстве, ведущем ко спасению и жизни вечной. В это время Савва беседовал со своими братьями, Стефаном и Вуканом. Слушая угодника Божия, Вукан стыдился, ибо согрешил он, нарушив отчий завет. Он уверял, что бунт произошел не по его желанию, но по наговорам его вельмож. Таким образом прекратилась вражда между братьями, которые продолжили свою жизнь во взаимной любви, так что и народ сохранил их в памяти как примиренных братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Переворот, произведенный в пользу Алексея, брата Исаака Ангела (1195), имел важные последствия в политике Византии на Балканах. Трудно сказать, была ли непосредственная связь между этим переворотом и тем, который в начале следующего года произошел в Сербии. Известно, что один из сыновей Стефана, по имени Волкан, был владетелем Зеты, которая до времени Стефана занимала главенствующее положение в Сербии и владетельные князья которой носили титул королей. По праву рожденья Волкан был старший из сыновей и ему принадлежало наследство в Сербском княжестве, но на самом деле, когда 25 марта 1196 г. Неманя отказался от престола с целью принять монашеский постриг, наследником его объявлен не Волкан, а младший сын Стефан, женатый на дочери только что вступившего на престол Алексея. Это распоряжение Немани, обусловленное, по всей вероятности, важными государственными соображениями, предоставляло зетскому владетелю титул великого князя с некоторыми привилегиями в его пользу за отказ от наследства на великое жупанство и вместе с тем узаконило на все последующее время отдельность Зеты от Рашки в политическом и церковном отношении. Принимая во внимание, что история Зеты развивалась в ином направлении, чем история континентальной Сербии, т. е. что в первой преобладали западные культурные влияния и латинский церковный обряд, эта область и в конце XII в. рядом новых и не предвиденных Стефаном мотивов приведена была к укреплению на пути своего предыдущего раздельного существования. Для оценки последующей деятельности Волкана имеют значение два обстоятельства: завоевательное движение Венгрии, окончившееся падением Хлума, удела Мирослава, и церковная политика папы Иннокентия III, имевшая столь крупное значение в истории папства. Оказывается, что Волкан был женат на родственнице папы Иннокентия и, следовательно, имел особенные причины вступить в ближайшие сношения с Римом и получить от папы некоторые церковные привилегии для своей страны. Таким путем Волкан приобрел для себя титул короля и для своей Церкви – самостоятельную архиепископию с кафедрой в Бари. В дальнейшем события сербской истории стоят в тесной связи с латинским завоеванием Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010