Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в XV веке, обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя. 63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного Образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии ; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; Симбирской и Новоспасской епархии ; Симферопольской и Крымской епархии . Необходимо отметить материалы о праотце Симе, старшем сыне Ноя, и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике VI века, о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским. Читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии, известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего пять), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина, и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в 15 в., обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя.  63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ; Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ; Симферопольской и Крымской епархии РПЦ. Необходимо отметить статьи о праотце Симе, старшем сыне Ноя и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике 6 в. о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским, читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии и известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего 5), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://pravenc.ru/shop/2658722/

Эмир Кустурица: Credo Кино – вид искусства, а искусство и религиозный способ познания мира очень близки. 24 ноября, 2014 Кино – вид искусства, а искусство и религиозный способ познания мира очень близки. Знаменитый режиссер Эмир (во Святом КрещенииНеманя) Кустурица 24 ноября отмечает 60-летие со дня рождения. К юбилею маэстро мы подготовили подборку цитат из его интервью за разные годы. О христианском кино Христианское кино должно исцелять души людей. В нем должно быть особое отношение к каждому зрителю. Не как к потребителю. Нужно, чтобы, посмотрев твой фильм, люди начинали обнимать друг друга, испытывали счастье, сердечную радость. Радость от полноты бытия. Не в этом ли эстетический смысл человеческой жизни? Надо помочь человеку освободиться от страхов, чтобы он, пройдя через катарсис, мог сказать: «Жизнь, полная трудностей, стала легче». Если ты христианин, и цель твоего творчества – сделать человека счастливым, твой фильм, как инструмент, поможет выполнить задачу твоей жизни. …Наверное, время от времени в картине может «прочитываться» какой-то христианский сюжет. Бывает, что режиссер явно касается какой-то церковной темы или отсылает зрителя к какой-то библейской истории. Но проблема здесь в другом: большинство сегодняшних фильмов никак не касаются смысла человеческого существования. А значит, они заведомо не могут быть христианскими. Более того, можно откровенно назвать их языческими. Сегодняшнее кино делится не на христианское и нехристианское, а скорее, на коммерческое и некоммерческое. Современная цивилизация – то есть рынок – нуждается лишь в тех картинах, которые пойдут «на ура» у публики. При этом считается, что публика любит кино развлекательное, которое по определению никак не затрагивает центральные моменты человеческой жизни. Однако если та или иная лента к этим темам все же обращается, она становится христианской. По одной простой причине: она дает людям повод задуматься над вопросами «кто есть человек» и «зачем я живу». А эти вопросы – сущностно христианские.

http://pravmir.ru/emir-kusturitsa-hristi...

Стефан Неманя родился в дуклянской области, в г. Рыбнике в 1114 г. Крещен первоначально по обрядам римско-католической церкви в монастыре св. Сергия и Вакха и получил в крещении имя Вакхин. По возвращении его родителей в свое отечество, г. Рашку, крещен вновь по обрядам православной церкви и получил новое имя Немен, которое он после обратил в прозвище и назывался Стефан Неманя. Неманя вырос под крылом своих родителей и получил сербское домашнее и православно-религиозное воспитание. После смерти своего отца и дяди, великого жупана Уроша I в 1159 году, братья Стефана Немани разделились и получили каждый по части рашской жупании, под верховным управлением великого жупана Уроша II. Стефану Немани достались в удел Топлица, Ибар, Рашка и Река. После тридцатисемилетнего управления, Неманя отказался от престола в пользу своего сына Стефана Тихомила, впоследствии названного Первовенчанным, принял 25 марта 1195 г. монашеский чин с именем Симеона и удалился в свою «задушбину» монастырь Студеницу 735 . Спустя два года отправился в Св. Гору и —524— сначала поместился в монастыре ватопедском, а потом перешел в монастырь Хиландарь, каковой монастырь он обновил и устроил, и здесь скончался на руках своего младшего сына св. Саввы 13 февраля 1199 года, как утверждают одни историки или 1200 года, как думают другие. – Стефан Неманя своею жизнью и деятельностью имел великое влияние на политическую и религиозную судьбу сербского народа. Он был основателем сербской династии Неманичей, первым объединителем сербского народа. Победив противников своей государственной идеи – объединения сербских племен, Стефан Неманя в 1187 году был уже единодержавным властителем. Так как в его державе было много еретиков богомилов, бывших противниками и государственной и церковной власти, то Неманя открыто преследовал их, созвал против них собор, изгнал учителей богомильских и сжег их книги. Вместе с богомильством уничтожил и следы прежнего язычества. Он же был великим покровителем православной церкви. В своей области и даже за пределами ее он много построил церквей и монастырей, богато их одарил и прилагал особые заботы о церковном благоустройстве и порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По свидетельству летописца, Неманя родился в 1113 году, а умер в 1199. Таким образом лета его составили немногим меньше века. Почти половину своей долгой жизни он провел в борьбе за единство своего народа и за укрепление отечества. Неманя родился в Рибнице, близ Дукли, и был крещен в католической церкви, но позднее заново крестился в православном храме Святых апостолов в Расе. Отец его звался Завидой и был одним из удельных сербских князей с резиденцией в Дукле (нынешней Подгорице в Черногории). Мы не знаем ни родословной Завиды, ни его родственных связей с великими сербскими князьями: Десой, Урошем, Вуканом и Бодином. Имя его осталось в истории лишь благодаря известности его сына. После смерти Завиды Неманя по отцовскому завещанию унаследовал самую восточную четверть сербского княжества: от Раса до Ниша. Прочие три части достались братьям: Тихомиру, Мирославу и Страцимиру. Все четверо были недовольны полученным наследством. Братья Немани были завистливы и себялюбивы. Они считали, что их земли слишком малы, и каждый из них желал расширить свой удел за счет других братьев. Дальновидного же Неманю беспокоила раздробленность сербских земель. Он мечтал о единстве своего народа и о державе, которая объединила бы всех сербов. В то время существовало несколько сербских княжеств, а разделение княжества Завиды еще более увеличило их численность. Каждому из этих малых государств угрожала опасность стать добычей более сильных соседей. Ради осуществления своего идеала – объединения всех сербов в одну державу, способную защитить себя и обеспечить свое развитие, – Немане пришлось вступить в схватку и с внутренними, и с внешними врагами. Битва шла с переменным успехом. Однажды он был разгромлен своими братьями и, как некогда Иосиф, брошен в глубокий ров. Чудесным образом его спас святой Георгий, и Неманя продолжил борьбу. В следующем столкновении он одержал победу: старший брат, Тихомир, погиб, а двое других братьев сдались и пообещали никогда больше не устраивать междуусобиц. Так четверовластие прекратилось: Неманя стал единственным правителем отцовского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще с большею настойчивостию он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Неманя с твердостию объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования с святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, ни маю не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущества их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедающий Христа Сыном Божиим, и потом тои с его нечестивыми книгами прогнан был» 261 . Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покровительствовал богомилам 262 . Но это не избавило Боснии от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства 263 . – Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии 264 . В горных ущельях, в местах глухих, в начале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы» 265 . Следствием таких распоряжений было то, что единством св. веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии. При такой политике успел он возвратить Сербии коренные Славянские поселения, занятые Греками, и возвысить народность Сербскую 266 . Это стоило ему долгой борьбы: Греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена Славян соединить под одну Славянскую власть 267 . Всею душою любя св. веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница 268 , Сопочаны 269 . Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы 270 . Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию св. Саввы, он строго подтверждал стране своей о духовенстве сельском: «начетки даита ему от своих плод праведных» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тут начались нападения внешних врагов: Неманя воевал с Византией, Венгрией, Дубровником, Болгарией и крестоносцами. Не входя в подробности всех столкновений, скажем только, что в конце концов Неманя сумел создать сербскую державу от Адриатического моря до Софии и Перника. Он был прекрасным полководцем, и, как многие великие военачальники, весьма набожным человеком. Как только выпадало затишье между войнами, Неманя строил храмы: в Студенице, Скопле, Нише, Косанице. Кроме того, по своему христианскому великодушию, он посылал богатые дары храмам в Иерусалим, Константинополь, Рим, Бари и в другие города и веси. А его щедрость к нищим и убогим была широко известна и на Востоке, и на Западе. Могучий ратоборец за свою землю и милосердный человек Божий – таков был Неманя. Когда византийский царь Мануил впервые встретился с ним в Нише, он был удивлен мудростью молодого человека. Два авторитетных историка описали пребывание Немани в заточении в Константинополе. Евстафий восхвалял храбрость Мануила, «сумевшего покорить сей великий народ (сербов) и их прославленного вождя (Неманю)». Затем Евстафий продолжает: «Я смотрел на Неманю с восхищением: ростом он выше обыкновенного – весьма высокий и красивый человек». Другой историк, Манас, так описывал Неманю: «Варвар, широкоплечий и красивой наружности, он украсил императорский триумф, хотя и был встречен жителями Константинополя с насмешками». С приведенными выше описаниями совпадают и изображения Немани на фресках в монастырях Сербии, Афона и Болгарии. Он всегда предстает перед нами в образе восьмидесятилетнего старца-монаха, с классическими чертами лица, исполненный величия и силы. Глава 2. Принц Растко Сербский народ весьма чадолюбив. Многодетность сербы считают великой Божией благодатью. У Немани и его жены Анны было двое сыновей и несколько дочерей. Супруги достигли весьма зрелого возраста, и Господь уже перестал посылать им потомков, однако Анна и Неманя стали в молитвах просить у Господа еще одного сыночка, который стал бы им опорой и утешением в старости. И обещали, что после рождения третьего сына продолжат свою жизнь уже не как муж и жена, а как брат и сестра. И Господь Бог , по великой Своей милости, даровал им чадо мужского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

И мы не должны вызываться на искушения. Другое дело, если, вследствие данного обета, приходится терпеть горе и позор и голод: не нарушай обета, чего бы то ни стоило, да будет слава Господу. Память Святого Епископа Иоанна, Игумена Синайского В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани 303 , хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. Отчего это так? С 1062 года большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы 304 . Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником 305 . В 1143 году он торжественно снова принял крещение от руки православного Расского епископа Леон­тия 306 . Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя за­ключен был в подземную пещеру своими братьями 307 . Но сербский народ встал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тот начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаженный Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи Небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) немцев, греков, венгерцев: он, находясь вблизи Звечан- ского храма святого Георгия, послал добрых священников молиться святому Георгию. Совершены были ночное бдение и Литургия. Ночью один из священников видит пред собою воина. «Кто ты?» – спросил он в испуге. «Я раб Христов Георгий, – отвечал явившийся, – и послан на помощь к государю твоему». И Стефан одержал неожиданную победу 308 . Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался, и льстил: но это не помогло делам его 309 . Так блаженный Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Еще с большей настойчивостью он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Не­маня с твердостью объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования со святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, нимало не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущество их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом тот с его не­честивыми книгами прогнан был» 311 . Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покро­вительствовал богомилам 312 . Но это не избавило Боснию от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства 313 . Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии 314 (современной Хорватии). В горных ущельях, в местах глухих в начале правления Немани в на­роде еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы» 315 . Следствием таких распоряжений было то, что единством святой веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политиче­ское тело Сербии. При такой политике успел он возвратить Сербии коренные славян­ские поселения, занятые греками, и возвысить народность сербскую 316 . Это стоило ему долгой борьбы: греки под видом покровительства чи­стой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена славян соединить под одну славянскую власть 317 . Всею душою любя святую веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница 318 , Сопочаны 319 . Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы 320 . Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию святителя Саввы, он строго под­тверждал стране своей о духовенстве сельском: «Начетки даита ему от своих плод праведных» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010