Великий сербский жупан [Жупан – титул сербских властителей, приблизительно соответствует нашему князю. Титул появляется с одиннадцатого века], самодержец Стефан Неманя, был благочестив, богобоязнен, боголюбив, храбр и украшен незлобием, правдой, милостью и кротостью. Его супруга Анна, внучка греческого царя Романа [В оригинале дочь – кчи, однако это невозможно, поскольку Анна родилась между 1125 и 1130 годом, а ближайший византийский император с именем Роман – Роман IV Диоген умер в 1078 году], ни в чем не уступала своему мужу в благих добродетелях. После того, как у них родилось много сынов и дочерей, тихая и благочестивая Ана перестала рожать по промыслу Божию, как некогда Лия, супруга Иакова ( Быт. 30, 9–21 )) По этой причине оба они сильно тосковали и всей душой желали , чтобы у них появился еещ один ребенок. И богомудро посоветовавшись между собой, они встали на молитву и со слезами возопили ко Господу: «Господи Боже Вседержителю, Ты некогда послушал Авраама и Сарру и других праведников, которые молились Тебе, да дашь им потомство, услыши днесь и нас грешных рабов твоих, молящихся Тебе: дай нам по воле милосердия Твоего и по божественному промыслу Твоему родить чадо мужского поло, да по бескрайней силе боголюбивого доброверия Твоего исполнит оно свое отечество, которому мы, слуги твои, положили начало по заповеди Твоего Божества и и твоих святых апостолов, надеясь принять Твою божественную награду. И если сотворишь милость с рабами Твоими, то даем тебе единственный обет: от зачатия дитя мы разлучаемся от природной законной любви и ложа, и будем все время, до конца жизни, сохраняться в чистоте тела, «совершая святыню во страсе Твоем.» И преблагий Господь, Который находится вблизи всех, кто истинно Его призывает, услышал чистую молитву и этих праведников. И это было начало несказанных судеб Божиих, которые так очевидно явились в жизни Преподобного, дивного и в самом рождении, ибо его рожденье было плод не только закона человеческой природы, но и молитвы. И родившись по природе, он дарован был от Бога, как плод молитвы, и Богу был предназначен. Обрадованные родители прославили Бога, и вскоре заново родили свое чадо водою и Духом, просветив его божественным крещением, и дали ему имя Растко [Растко родился в 1169 году. Значимо и интересно то, что в том же году во владение Русских перешел святогорский монастырь св. Пантелеимона, в котором позднее Растко принял монашеский постриг].

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

Кроме того, эти слова утверждают единство Отца и Сына, а также Божество нашего Господа и Спасителя. Бог посетил нас, братья мои, Сам Всевышний Бог – Бог святый, крепкий и бессмертный. Это – верх нашего утешения и нашей радости. О Господи Иисусе, Сыне Божий, Свидетель истинный всяческого блага, которого денно и нощно жаждут наши сердца, освяти нас, укрепи и соделай общниками бессмертия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 13 февраля 1. Преп. Симеон Мироточивый . – Стефан Неманя, великий властитель сербского народа, объединитель сербских земель, создатель независимого Сербского государства, защитник Православия, истребитель ересей. Сначала был крещен в латинстве, но потом освободился от римской Церкви и стал членом Церкви Православной. На первых порах зависел в государственном отношении от греков, но впоследствии избавился [и] от этой зависимости и стал полностью самостоятельным. Укрепив государство и утвердив в нем православную веру, он, по примеру своего сына, святого Саввы, принял иноческий постриг в монастыре Студеница в 1195 году. [При этом] ему было наречено имя Симеон. Его супруга Анна тоже постриглась в инокини, получила имя Анастасия и удалилась в женский монастырь. После двух лет иночества в Студенице Симеон ушел на Святую Гору [Афон]. Там он сначала поселился в монастыре Ватопед, вместе со святым Саввой. Дни и ночи отец и сын проводили в молитве. Построили они и 6 келий: Спасителю, Бессребреникам, святому Георгию, святому Феодору, святому Предтече и святителю Николаю. Купили руины Хиландара и воздвигли величественный монастырь, в котором Симеон прожил лишь 8 месяцев и скончался. Когда был он на последнем издыхании, святой Савва, следуя его желанию, положил его на простую рогожу. Устремив взгляд на иконы Богоматери и Спасителя, блаженный старец произнес следующие слова: Всякое дыхание да хвалит Господа! И отошел ко Господу 13 февраля 1200 года. 2. Преп. Мартиниан . Изумительно и предивно житие этого святого подвижника, и его следует прочитать целиком. Чего только не претерпел он, чтобы неослабно исполнить заповеди Господни! В 17 лет удалился на гору, именуемую «Ковчежное место», в Каппадокии, и провел там 25 лет в посте, бдении, молитве и в борьбе со многими искушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Другую опасность – не внешнюю, а внутреннюю – представляла богомильская ересь. Она угрожала существованию не только Церкви, но и государства. Расслабленные в богословии, богомилы были весьма суровы в области морали. По их манихейской теории, Бог сотворил только духовный мир, диавол же – материю, материальные тела и материальный мир. Поэтому все материальные предметы, как сотворенные злым духом, представляют собою зло и, следовательно, от них нужно уклоняться. Богомилы полностью воздерживались от употребления мяса и вина и от брака, отрицали Ветхий Завет и читали только Новый и Псалтырь. Также они отрицали церковную иерархию, крещение, евхаристию и все прочие таинства; не почитали ни святых храмов, ни икон, ни креста, ни мощей; не признавали богослужения, чудес, церковных канонов и законов: все это связано с материей, а стало быть, произошло от диавола. Им, однако, удалось соблазнить народные массы аскетизмом, искони почитаемым на Востоке. Колыбелью богомильства была Азия. Изгнанные оттуда, эти еретики появились во Фракии и Болгарии. В последней их предводителем был некий священник Богомил, по имени которого получило название все движение. Когда их стали преследовать и в Болгарии, они переместились в Центральную Сербию, а после того как их изгнал Неманя, поселились в Боснии. Там они глубоко пустили корни, реформировав свое учение и организацию: разрешили брак, употребление вина и мяса, начали строить монастыри и проповедовать патриотические идеи. Одно время богомилы пользовались такой популярностью, что многие принцы Боснии и Герцеговины стали их последователями и покровителями, вместе с многочисленными дворянами и даже некоторыми латинскими епископами. По повелению папы крестоносцы устремились против этих еретиков, подвергая их страшным мучениям, сначала в Боснии, а позднее в Южной Франции (патарены, альбигойцы). Но, вопреки страшным гонениям, богомильство продержалось несколько веков. Савва считал, что насилием богомильства не победить: следует действовать убеждениями. Можно предположить, что это был единственный пункт, в котором он не сошелся бы со своим отцом Неманей. Но кто может наставить богомилов и склонить их к возвращению в правую веру? Сербскую Церковь в ту пору возглавляли архиереи, присылаемые из Греции. Савва понял, что для борьбы и с римокатолическим наступлением, и с богомильской ересью его народу нужна хорошо организованная национальная независимая Церковь с архиепископом и образованным духовенством сербского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Крещение сербов (как сообщает Константин Багрянородный) относится к IX в. В правление Василия I (867–886) была крещена область Рашка (со столицей Раш, к югу от современного Белграда), затем христианами стали жители прибрежных городов Далмации. Практически с первых шагов христианства в этой стране в сербском народе засвидетельствованы подвижники благочестия. Сохранились имена первых сербских отшельников Гаврило Лесновского, Иоакима Осоговского, Прохора Пчиньского. Аскетизм в Сербии стал характерной чертой не только монастырской духовности, он широко присутствовал в простом сербском народе. Постились, молились, имели духовных наставников многие сербские герои, правители и полководцы. Однако в начальный период своей христианской истории Сербия не имела собственной церковной организации. Сербские епархии первоначально состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях. Рашка находилась первоначально в составе Константинопольского Патриархата (после завоевания сербских земель в 1018 г. Василием II Болгаробойцей), затем отошла к Охридской архиепископии, однако борьба за политическую независимость очень скоро толкнула местные власти в объятия папства, преобразованного григорианской реформой. Великий жупан Рашки Стефан Неманя пытался расширить свои владения на юг, подчинил себе Зету (где крестился по латинскому обряду) и хотел даже поколебать Византию, но потерпел поражения в 1172 г. от Мануила Комнина и в 1190 г. от Исаака Ангела и был принят в православие через миропомазание православным епископом Раша. Β 1190 г. его сын Стефан получил константинопольский придворный титул севастократора и женился на племяннице Исаака Ангела Евдоксии. Область Диоклея, или Зета (позднее – Черная гора, Черногория или Монтенегро), с митрополичьей кафедрой в Диррахии была более динамичной в политическом отношении и переходила от признания юрисдикции Константинополя к подчинению (с середины XI в.) латинской архиепископии Бара (Антибари, ныне Старый Бар в Черногории). Хорватия, попавшая под власть венгров в 1102 г., отошла к Западной церкви и остается католической доныне, в Зете же, правитель которой Михаил в 1077 г. получил свою королевскую корону из рук папского легата, после поражения от Алексея I Комнина (1085–1090) было восстановлено греческое управление с центром в Диррахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всемирно известный режиссер Эмир Кустурица снимает короткометражный документальный фильм о Православии, сообщает сайт Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Всемирно известный режиссер Эмир Кустурица снимает короткометражный документальный фильм о Православии, сообщает сайт Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. 10-минутный фильм Эмира Кустурицы войдет в большой кино-проект, рассказывающий о 7 мировых религиях. Съемки фильма начались в конце сентября в боснийском селе Увиеча возле города Требине. Далее они пройдут в известном боснийском монастыре Тврдош, в бывших австро-венгерских казармах в с. Страч и в виноградниках близ Требиня. Свой режиссерский замысел Эмир Кустурица пока не раскрывает. Известно лишь, что он также сыграет и единственную роль в новом фильме. Эмир Кустурица родился в Боснии в сербской семье непрактикующих мусульман. По словам режиссера, его дальние предки были православными и перешли в ислам во время османского завоевания сербских земель. В 2005 г. он принял православное крещение с именем Неманя. Источник: Седмица.Ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/emir-kusturica-snimaet...

– мужской монастырь Дечаны в честь Вознесения Господня (1323 – 1330), основанный королем Стефаном Первовенчанным. Крупнейшим сербским монастырем является Хиландарская обитель на Афоне в честь иконы Божией Матери «Путеводительница». Она основана в 1199 г. святым Саввой и его отцом Симеоном (в миру – сербский король Стефан Неманя). Эта обитель на протяжении веков была известнейшим духовным и культурным центром сербов на Святой Горе. В эпоху Османского владычества монастырь играл большую роль в развитии сербской государственности. Здесь воспитывались и возрастали верные сыны сербского народа – прп. Иеромонах Паисий Хиландарский, архим. Неофит (Бозвели), епископ Макариопольский Иларион (Стоянович), с деятельностью которого связано восстановление автокефалии Болгарской Православной Церкви в 1872 г. Духовное просвещение и издания. Сербская Православная Церковь имеет ряд крупных духовных учебных заведений, среди которых – Православный Богословский факультет в Белграде, открытый в 1920 г. и до 1946 г. входивший в состав Белградского университета; 4 духовные семинарии и существующие при монастырях монашеские школы. Журналами, издаваемыми Сербской Церковью, являются «Гласник» – официальный церковный орган (с 1919 г.), «Православный миссионер» (с 1958 г.), «Богословское обозрение» (с 1968 г.). Православный Богословский факультет в Белграде с 1957 г. издает журнал «Богословие». Главный союз православных священников Союзной Республики Югославии издает журнал «Православная мысль» (с 1958 г.) и газету «Вестник». С 1969 г. ежемесячно издается журнал «Святосаввский колокольчик» для приходских священников, преподающих в храмах Закон Божий детям. Ежегодно выпускаются Церковные календари, книги духовного содержания, учебники для духовных школ. Для исследования истории и современного состояния Сербской Церкви особую ценность имеют сборники, посвященные 750-летию автокефалии Сербской Церкви и 50-летию восстановления патриаршества в Сербии, например, «Сербская Православная Церковь (1219 – 1969)» (Белград, 1969), «Сербская Православная Церковь (1920 – 1970)» (Белград. 1971) и др. К 1100-летию крещения Сербии – в 1979 г. – издана «Энциклопедия Сербской Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальная часть сербов была крещена в конце царствования византийского императора Ираклия около 640 года священниками, вызванными из Рима, так как занятая ими территор и я в то время входила в область церковного диоцеза не константинопольского патриарха, а римского папы. Из Рима сербам однако же не дали особого епископа, и христианство среди них не могло пустить глубоких корней. Прошло два века; наступило царствование византийского императора Василия Македонянина. В это время, как оказалось, еще все сербы, за немногими исключениями, были идолопоклонниками. По их просьбе, Василий послал к ним проповедников из Греции. Это было в 868–870 годах. Но и теперь крещены были еще не все сербы. Сербская церковь продолжала находиться в подчинении римскому папе; собственного епископа у сербов не было по-прежнему; в церковном отношении они находились в ведении латинского архиепископа или митрополита антиварскаго. Так продолжалось до XII века. В политическом отношении сербы составляли тогда великое жупанство (княжество), находившееся в вассальной зависимости от византийских императоров. 18-й жупан и князь сербский Стефан Неманя свергнул греческое иго и объединил под своею властью в одно сильное государство всех сербов. Он отложился также и от Рима, приняв крещение (в 1143 году) от православного епископа Леонтия, проживавшего в городе Pac и потому именовавшегося рашским. После смерти Стефана младший сын его св. Савва, принявшей пострижение на Афоне, в русском Пантелеймоновом монастыре, а потом игуменствовавший в построенном им в Сербии монастыре Студеницком, решил добиться для своей сербской церкви прав автокефалии (церковной независимости). С этою целью, в 1219 году, он, по рассказу его жизнеописателя, отправился в Никею, тогдашнюю резиденцию византийских императоров. Император Феодор Ласкарис и константинопольский патрихарх Герман 2-й сначала охотно соглашались на то, чтобы сербская епископия была возведена на степень митрополии с известным числом подчиненных ей епископий; но они выразили большое неудовольствие, когда увидали, что Савва хлопочет об автокефалии, т.е., просит, чтобы сербская митрополия было объявлена совершенно независимою от константинопольского патриарха архиепископею. „Царь, С ие слышав,-рассказывает жизнеописатель св. Саввы далее,-премени лице свое высокого ради прошения, ниже бо патриарху отнюдь и всем благородным угодно по-мыслися, хотяху бо священством и властию церковною сих (сербов) покоривы себе, послушливы же и дароносивы имети». Тем не менее, император и патриарх, сильно стесненные крестоносцами и изгнанные ими даже из Константинополя, увидали себя вынужденными согласиться на просьбу св. Саввы: сербской церкви была дарована автокефал и я; тогда же в Сербии учреждено было 12 епископий, а сербскими епископами предоставлено было право избирать архиепископа; единственное условие, которое при этом было поставлено патриархом, состояло в том, чтобы сербский архиепископ на литургии „в первых“ поминал его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Разделы портала «Азбука веры» 11 Авг 2022 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил к лику святых священника, крестившего Гаврилу Принципа В Избранное Фото: svetigora.com В мае Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил священномученика Милоша Билбию к лику святых. Синодальный акт о канонизации священномученика Милоша Билбии был зачитан 10 августа 2022 года, во время торжественной Божественной литургии в храме святых апостолов Петра и Павла в боснийском городе Босанско-Грахово. В конце XIX века тогда еще приходской священник Милош крестил Гаврилу Принципа − будущего виновника гибели австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на svetigora.com. Литургию возглавил епископ Бихачский и Петровацкий Сергий. Первое литургическое прославление новоканонизированного святого началось накануне дня его памяти вечерним богослужением. «Останки святого мученика Милоша, известного в народе как Милан Билбия, помещены в новую раку, изготовленную его внуком, протоиереем Воиславом Билбией, который является приходским священником Роттердама, архиерейским наместником в Нидерландах», − рассказал протодиакон Неманя Релич. В 1914 году протоиерей Милош служил приходским священником в боснийском селении Черны-Луге, где начал строительство храма святого пророка Илии. Эти труды прервались 28 июня, в день когда Гаврило Принцип убил австро-венгерского престолонаследника Франца Фердинанда, что стало формальным поводом к началу Первой мировой войны. За убийство полагалась смертная казнь, но ее не могли применить к несовершеннолетнему, каковым по австро-венгерским законам считался 19-летний Принцип. Начались судебные тяжбы и тогда власти вспомнили про священника Милана Билбию из Черны-Луге, который крестил рожденного 26 июля 1894 года младенца Гаврилу. Чтобы священник изменил церковное свидетельство о крещении, сдвинув дату рождения Гаврилы Принципа на месяц раньше, австро-венгерские власти решили его подкупить. После того, как отец Милан отказался участвовать в фальсификации, его арестовали и подвергли в тюрьме жестоким пыткам, заставляя признать, будто настоящая дата рождения Принципа − 26 июня.

http://azbyka.ru/news/arhierejskij-sobor...

В младенчестве он был крещен латинским священником, но на 30 году от рождения снова принял крещение (1143 г.) от православного рашского епископа Леонтия 149 . По внушению веры и благочестия, он построил много церквей, наприм. Георгиевскую в Расске, Никольскую в Топлицах, и монастырей, напр. Студеницы, Сопачаны и пр. Узнав, что сын его Стефан, впоследствии Савва, сербский архиепископ, удалился тайно на Афон, и Неманя, вместе с женою своею Анною, дал Богу обет иночества и пострижен был ей. Каллиником, с именем Симеона, а она с именем Анастасии, управление же государством передал (1195 г.) сыну своему Стефану. Местом его подвигов был сперва монастырь-Студеница, им самим построенный, потом Ватопед на Афоне, где было первое трогательное свидание державных иноков– отца с сыном, и где потом сын постился и трудился не только за себя, но и за дряхлого отца, а отец платил ему за то слезами молитвы, любви и благодарности, и наконец Хиландар, который им вместе с сыном был как бы вновь создан, и в котором он однако недолго пробыл (около 8 месяцев). Потрудившись для спасения себя и пользы ближних, державный инок Симеон мирно почил (13 февр. 1200 г.) на глазах своего сына и погребен в Хиландаре, в мраморном гробе. От мощей его истекало миро 150 . Стефан первовенчанный король сербский (1195– 1224г.), был старший сын Стефана Немани. Усмирив брата своего Вулкана, хотевшего завладеть всею Сербиею, он получил царский венец (1217 г.) от папы, но после (1222 г.) снова был венчан на царство братом своим, св. Саввою, сербским архиепископом. Под конец жизни он постригся в монашество, много оказал благодеяний церквам и монастырям, наприм. Студенице, Сопочанскому, Которскому, Хиландарскому и пр., и скончался 24 сентября, 1224 г. Мощи его в Студенице 151 . Сын его, король Владислав, также причислен к лику святых. Драиушин был старший сын Стефана Уроша I и внук Стефана ИИервовенчанного. Он, по смерти отца, около 5 лет управлял Сербиею (1270– 1275 г.), но потом уступил власть брату своему Милутину, и оставил добрую память о себе: он много заботился об истреблении ереси богомилов, он жил с женой, как брат с сестрой, он щедро наделял милостынею и церкви и монастыри; он для тайных подвигов молитвы выкопал себе могилу, наполнив ее черепицею и каменьями, и пред смертью (22 марта 1316 г.) постригся в монашество с именем Феодора 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010