И сказал св. Евстафий: «будьте воздержны и крепитесь силою Св. Духа». И сказали они ему: «мы не можем быть без пищи и заплатим им за коров». И когда наш Евстафий увидел убожество и бедность учеников своих, пожалел о них и сказал им: «ступайте и сделайте, как хотите». И когда прошла засуха, когда приблизилась и наступила жатва, сказал отец наш Евстафий чадам своим: «возвратите коров богатому стяжанием своим». И когда они вкусили сыров, отказались отдавать животных верным. И посему помолился отец наш Евстафий к Богу и умертвил этих животных. Когда увидали чада св. Евстафия сие чудо и знамение, пришли к нему все, нося камни и сказали: «отче, прости нас и помилосердуй о нас, чтобы мы не умерли, подобно этим животным, ибо все, что ты говоришь гласом твоим исполняется; как поступил Моисей с Даваном и Авироном и Кореем и с теми 250 мужей, которые возносили с ним каждение, и как Илия погубил 202 князей и Петр, сказав Анании и Сапфире и как Фома – с ударившим его в лицо, не поступи с нами; ибо дана тебе власть от Бога и все возможно тебе». Так говорили все чада, и он ответил им: «блюдите, не грешите же больше». И так сказав, благословил их, и они вернулись в мире. f.20. Расскажем и поведаем чудеса и доблести сего аввы Евстафия. Когда было время обеда, принесли к нему братия пищу свою, чтобы он благословил. И взяли они из рук его хлеб благословенный и потом съели свои хлебы. И после этого принес один из чад отца нашего Евстафия питие в чаше и сказал: «благослови, отче». И сказал ему отец наш Евстафий: «только ли это благословить мне тебе, или то, что в ваших жилищах?» И услыхав это, все вострепетали и сказали: «то, что творим мы в тайне, он узнал яве». И опять принес один кушанье, приправленное маслом, и приготовил овощ вверху так, чтобы не узнали люди, а внутри была пища, приправленная маслом. И сказал этот ученик отцу нашему Евстафию: «благослови нам эту пищу». И отец наш Евстафий, полный благодати и даров, ведавший тайны души, как сказал Павел: «в нем Дух Святой и весть вся, и не требует, да кто учит его» (Sic! Uoah. I, 2, 27 ), отвечал этому ученику: «благослови эту пищу! ты сказал мне, но что благословить мне: то, что внутри, или то, что вверху?» И сказав это, он благословил пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ибо пришествием своим на землю и рождеством своим в убогом вертепе Вифлеемском не показал ли Он всему миру, что Он к нам грешным более милосерд, нежели правосуден, более хочет спасти нас, нежели погубить, более прощает, нежели наказывает за наши грехи? О, сколь счастливы мы, что Он явился на земле не в славе человеческой и не во всей славе Божией! Недоступен Он был бы для нас грешных и тогда, если бы Он родился во дворце царей Иудейских, и тогда, когда явился бы с неба во всей славе своей и все святые ангелы с ним. Нет! Он сокрыл свое Божество под образом рабства, убожества, нищеты, простоты – под кровом сиротства пренепорочной Девы Марии и плотника старца Иосифа. Что ж? Не могли умолчать, но воспели славу Его святые ангелы, восшумел весь Иерусалим, заговорили книжники Иудейские, и сам ад заставил Ирода поднять меч и убить 14 тысяч младенцев Вифлеемских. Что было бы с Ним, если бы Он родился во дворце царей Иудейских – пред лицом царя Ирода, лютейшего всех царей земных? Что было бы со всем миром, если бы Он явился на облаках небесных во всей Божеской славе? В образе человека явился Он – и то вострепетали вратницы адовы, мертвые воскресли, духи злобы убегали. О, Ты, Господи, милосерд, что явился к нам грешным в таком убогом образе! Теперь Господь доступен для каждого из нас, ибо, как в вертепе Вифлеемском, так во всяком храме Божием, Он раждается на жертвеннике, воздухами как пеленами покрывается, на престоле как в яслях полагается и преподается в снедь верным. Со страхом же Божиим, христиане, и с верой приступайте к Нему: и богатый и бедный, и пастырь и мудрец, и господин и раб, и старый и малый; вкусите все и увидите, яко благ Господь ( Пс.33:9 ) – благ ко всем призывающим Его. – Христос раждается, славите только не в ликовании и не в козлогласовании, но в псалмах и пении духовном, воспевая в сердцах ваших Господу. – Господь с небес приходит невидимо и неприметно под видом хлеба и вина, – со страхом Божиим приступайте и Его встречайте. Христос на земле душой и сердцем, – возноситесь, пойте Господу вся земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Ибо что яснее этих слов? Действительно, более евангельски и апостольски, нежели пророчески и гадательно, проповедал пророк. О чём Господь сказал в Евангелии: узрите Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с ангелами Его (Мф 24:30; 26:64), и [о чем] блаженный Павел говорит: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые восстанут нетленными , и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:16-17), тому ясно научил нас блаженный Даниил, предвозвещая второе пришествие Спасителя. Как ясно называет Его Сыном человеческим по воспринятому Им естеству, так говорит, что грядет на облаках, по собственному Своему обетованию, чтобы показать власть и принять честь, власть и царство от Ветхого днями, как человек. Это и во втором псалме от лица Самого Господа говорит блаженный Давид: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (2:7-8). Это же говорит и блаженный Даниил, ибо сказано: и все люди, племена и языки служили Ему. И, показывая нескончаемость царства, пророк продолжает: власть Его - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. Так описав откровение, пророк прибавил: Вострепетал дух мой в теле моем, Данииле, и видения головы моей смутили меня. Ибо видение это, говорит, было весьма страшно, и неведение значения таинственных явлений смущало ум и наполняло смятением. И пришел к одному из стоящих, и просил его объяснить все сие. Стоящими называет пророк те тысячи тысяч и тьмы тем, которыми не число определенное показал он, но выразил множество, превосходящее всякое число, и служащих, и предстоящих; потому что почетнейшие не только предстояли, но и принимали повеления; прочие же тем, что стояли со страхом, изъявляли готовность служить. И как в человеческих судилищах одни из подчиненных стоят, показывая этим, что судилище страшно, а другие исходят и входят, принося судье ответы: так и в этом наиболее страшном судилище Даниил видел, что тьмы тем предстоят, а тысячам тысяч вверено служение.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ибо что яснее этих слов? Действительно, более евангельски и апостольски, нежели пророчески и гадательно, проповедал пророк. О чём Господь сказал в Евангелии: узрите Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с ангелами Его ( Мф 24:30; 26:64 ), и [о чем] блаженный Павел говорит: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые восстанут нетленными 630 , и  мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес. 4:16–17 ), тому ясно научил нас блаженный Даниил, предвозвещая второе пришествие Спасителя. Как ясно называет Его Сыном человеческим по воспринятому Им естеству, так говорит, что грядет на облаках, по собственному Своему обетованию, чтобы показать власть и принять честь, власть и царство от Ветхого днями, как человек. Это и во втором псалме от лица Самого Господа говорит блаженный Давид: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (2:7–8). Это же говорит и блаженный Даниил, ибо сказано: и все люди, племена и языки служили Ему. И, показывая нескончаемость царства, пророк продолжает: власть Его – власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. Так описав откровение, пророк прибавил: Вострепетал дух мой в теле моем, Данииле, и видения головы моей смутили меня. Ибо видение это, говорит, было весьма страшно, и неведение значения таинственных явлений смущало ум и наполняло смятением. И пришел к одному из стоящих, и просил его объяснить все сие. Стоящими называет пророк те тысячи тысяч и тьмы тем, которыми не число определенное показал он, но выразил множество, превосходящее всякое число, и служащих, и предстоящих; потому что почетнейшие не только предстояли, но и принимали повеления; прочие же тем, что стояли со страхом, изъявляли готовность служить. И как в человеческих судилищах одни из подчиненных стоят, показывая этим, что судилище страшно, а другие исходят и входят, принося судье ответы: так и в этом наиболее страшном судилище Даниил видел, что тьмы тем предстоят, а тысячам тысяч вверено служение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Архангел глаголет Деве не все о Господе Иисусе Христе, но лишь то, что Ей как пророчество известно и понятно из Священного Писания. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. И Она имеет многому научиться от Сына Своего и во времени, и в вечности, сохраняя все слова Его в сердце Своем (Лк.2:51; Ин.2:4). Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает (Ис.9:6-8; 10:16; 11:1; Иер.25:5; 30:9; Иез.34:24; Ос.3:5; Мих.5:4; Пс.131:11; Дан.2:44; и др.). Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131:11). Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля (Ис.9:8). Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( " Хорошо спросила Она ангела: " Как сие возможно? " - ибо Она ранее читала, что Дева во чреве приимет, но не читала, каким образом во чреве приимет " . Свт. Амвросий.) Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли? Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы. Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас - удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Исаак, воображая, что он благословляет Исава, очевидно считал его не вполне достойным для унаследования всей полноты благословения, и таким образом Иаков и Ревекка не вполне достигли того, чего добивались. Едва удалился мнимый Исав, получивший благословение первородства, как за получением его явился и действительный Исав. Если неблаговиден был поступок Иакова, то не менее подлежат порицанию и действия Исава, так как он не хотел сознаться, что давно уже продал право первородства своему брату Иакову. Когда Исаак узнал об обмане, он «вострепетал великим трепетом», но отказался уже отнимать данное благословение. «Я благословил его, он и будет благословен» сказал встревоженный патриарх. Исав поднял «громкий и весьма горький вопль» и просил Исаака, чтобы он благословил и его. «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» с плачем упрашивал Исав, и Исаак благословил его и сказал: «вот от тука земли будет тебе обитание твое, и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечем твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься, и свергнешь иго его с выи твоей». В этом благословении предсказана была вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь, который подчинил себе последних (Ирод Великий, эдомитянин по происхождению). Потеряв право первородства, Исав возненавидел брата своего Иакова и замыслил даже убить его, как только умрет отец. Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к родному брату своему Лавану в Харране, пока не утишится ярость Исава. Но чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала о кровожадном намерении Исава, а выставила пред ним другую причину для временного ухода Иакова из дома, именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из ее родства, что несомненно было вместе с тем и истинным желанием ее сердца. «Я жизни не рада от дочерей хеттейских (жен Исава), сказала она; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли, то к чему мне и жить?» Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова к Лавану для отыскания себе жены, но вместе с тем уже сознательно повторил ему благословение, которое раньше дал по неведении, и притом усугубляя его всею полнотою данных Аврааму обетований. «Бог Всемогущий, сказал он, да благословит тебя, да расплодит тебя, и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе, и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» Таким образом Исаак прозрел от духовной слепоты и дал свое благословение достойнейшему, а Исав все более и более предавался чувственности и взял себе третью жену Махалафу, дочь Измаила, заключая родственный союз с тем, кого изгнал Авраам. Так духовная неспособность Исава к первородству обнаружилась во всей своей полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Календарь Материалы 2 апреля 2007 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] В этот день — второй после торжественного входа Господня в Иерусалим, — возвращаясь в город поутру, Иисус Христос «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Лариса Маршева Пришедший из России церковнославянский язык русской редакции широко использовался сербскими «книжными людьми» конца XVIII – начала XIX века. На нем шло богослужение, писались художественные и публицистические произведения, велось делопроизводство. [Гость сайта] Алексей Сагань В конце февраля в музее храма Христа Спасителя в Москве открылась выставка произведений художника Сергея Беклемишева (1870–1920), всю свою жизнь посвятившего созданию серии картин на евангельские сюжеты. На выставке представлено более 60 работ – практически все наследие художника, долгое время остававшееся неизвестным широкому зрителю. [Пресса] Интервью архиепископа Корсунского Иннокентия газете «Русская Мысль» 24 марта в Париже на совещании клира и мирян французского благочиния Корсунской епархии было принято решение временно приостановить участие Корсунской епархии в заседаниях Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). Владыка Иннокентий прокомментировал нынешнюю ситуацию в сфере межправославного диалога во Франции. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Преподобный Ефрем Сирин Христолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание. (MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb )

http://pravoslavie.ru/archive/070402

Когда же настал вечер, говорят они: уйдешь ты? Я же сказал им: нет, но здесь буду спать, и положили мне рогожу поодаль, и для себя в другом углу поодаль, и сняли поясы свои и аналавы, и легли вместе на рогожке, прямо против меня. Я же молился Богу, чтобы открыл мне делание их. И вот отверзлась кровля, и был свет, как днем, а они не видели света, и когда подумали, что я сплю, старший толкнул младшего в бок, и встали и препоясались и простерли руки свои к небу, и я смотрел на них, они же не видали. И видел я, что бесы, как мухи, приходили к младшему и приходили к устам его, другие же к глазам. И видел я ангела Господня, который имел меч огненный, ограждал его и отгонял от него демонов, а к старшему не могли они и приблизиться. И перед утром они легли, а я показал вид, что просыпаюсь, и они также. Сказал же мне старший слово сие одно: прикажешь совершить двенадцать псалмов? И я сказал: " да " . И пел младший пять псалмов из шести стихов и одно аллилуия. И после стиха выходила огненная свеща из уст его и восходила до небес, также и старший когда отверзал уста свои поя, как вервь огненная выходила из них и достигала до неба. И я приложил не много, и когда уходил, говорю: помолитесь о мне; они же сотворили поклон молча. И узнал я, что старший уже совершен, а с младшим воюет враг. Спустя не много дней почил старший брат, и на третий день младший. И когда приходил кто из отцев к авве Макарию, он брал их в келию братьев сих, говоря: посмотрите место мученичества юных странников. 4. Пришел некогда авва Макарий Египетский из Скита в гору Нитрийскую в день приношения аввы Памво, и говорят ему братья: отец, скажи слово братьям. Он же сказал: я еще не был монахом, но видел монахов. Ибо, когда я жил в келии в Скиту, понуждали меня помыслы, говоря: выдь во внутреннюю пустыню и посмотри, что там. Оставался я в борьбе с помыслом пять лет, говоря, не от бесов ли он. И как помысл продолжался, пошел я в пустыню и нашел там озеро воды и остров среди него, и пришли звери пустыни пить из него, и вижу среди их двух человек нагих, и вострепетало тело мое, ибо подумал я, что это дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Когда царь земной хочет в какой-либо город прийти и город об этом знает, все граждане его ожидают и приготовляют себя к встрече и принятию его. Царь Небесный, Иисус Христос, хочет прийти вновь, о чем и Сам, живя на земле, объявил, и рабы Его, святые апостолы, проповедали нам, и Церковь святая этого чает. Итак, должно христианам как ведающим об этом пришествии Его приготовляться к встрече и принятию Его и ожидать Его каждый день, потому что Он неожиданно придет, а тем более, что придет не так, как первый раз пришел – в смирении и нищете, но придет в страшной славе. Придет не жить на земле, учить и страдать (это уже было), но судить и воздать всем по делам их. Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришествие Христово», – как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Всякого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще пришествие Христово? Может быть, и на этих днях будет. Ибо никто совета Божия и определения не знает. Ведь сказано: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий ( Мф. 24, 44 ). Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Христос, придет Христос в мир», – и пришел Христос, когда определенное Ему время пришло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет судить и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда грешники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием! Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день и да приуготовляемся к сретению Господа нашего, ибо уже близок день Господень и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2, 2 ). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать и с апостолом Иаковом исповедовать: пришествие Господне приближается; вот Судия стоит у дверей ( Иак. 5, 8–9 ), а тем более, когда уже видим, что по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь ( Мф. 24, 12 ), и благочестие попирается, и нечестие более и более умножается; слово Божие презирается, и каждый почти единой суете придается, и мало кто спасения души искренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что неожиданно услышим вопль: вот, Жених идет, выходите на встречу Ему ( Мф. 25, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Константинополь), и я не переста­вал часто и постоянно предлагать вам такое увещание; но так как некоторые остались в этой заразе, то теперь уже мы про­изведем отсечение. Хотя я не имею железа, но имею слово, острее железа; и хотя я не ношу огня, но есть у меня учение, пламеннее огня и могущее жечь сильнее. Не презирай же нашего приговора. Хотя мы не важны и весьма смиренны, однако, по благодати Божией, мы получили достоинство, по которому можем делать это. Итак, да будут отлучены такие люди, чтобы здоровые у нас сделались более здоровыми, а больные восстановили себя от тяжкого недуга. Если же вы вострепетали, услышав этот приговор, — а я вижу всех воздыхающими и сокрушенными, — то пусть они переме­нятся, и приговор будет отменен, потому что подобно тому, как мы получили власть вязать, так получили и разрешать и опять приводить (в Церковь). Да и не отлучать наших братий хотим мы, но отклонить позор от Церкви. Иначе теперь и язычники станут издеваться над нами, и иудеи будут насме­хаться, если мы будем так равнодушно смотреть на наши собственные грехи. А в противном случае и они станут весьма одобрять нас и удивляться Церкви, получив уважение к нашим законам. Итак, пусть не входит в Церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию, но пусть будет он от­вержен и вами и станет общим врагом. Если же кто , говорит апостол, не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2Фес.3:14). Сделайте вот что: не разговаривайте с ними, не принимайте их в дом, не разделяйте с ними трапезы, не имейте с ними общения ни при входе, ни при выходе, ни на торжище; и таким образом мы легко возвратим их. И как тех зверей, которых не легко поймать, охотники загоняют в сеть, преследуя их не с одной стороны, а со всех, так и тех, которые уподоби­лись свирепым зверям, мы будем преследовать общими си­лами, мы с одной, а вы с другой стороны, и тогда скоро уло­вим их в сети спасения. А чтобы это случилось, разделяйте и вы с нами негодование против них, или лучше скорбите за законы Божии, и мало-помалу обращайте столь тяжко болящих и согрешающих братий, чтобы они постоянно были с вами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010