Сейчас трудно поверить, что еще пять лет назад мы не служили литургию вместе, мы не были вполне единой Церковью. И это огромное приобретение. Заключительный акт процесса церковного возрождения, духовного воссоединения, примирения нашего народа имел огромное значение. Подписание Акта о каноническом общении в единой Поместной Русской Православной Церкви. Источник: patriarchia.ru Теперь, конечно, встали совсем другие проблемы. Мы решаем технические вопросы нашего взаимодействия: как Русской Зарубежной Церкви строить взаимоотношения с различными органами церковной власти и управления в России, с кем надо согласовывать то или это, к кому лучше обращаться за содействием в решении того или иного вопроса. Этот уровень проблематики совершенно не сопоставим с тем, что было тогда. Сколько за эти годы прошло совместных паломничеств и богослужений, конференций духовенства, молодежных инициатив – невозможно перечислить! Теперь это неотъемлемая составная часть нашей жизни. Произошедшие изменения в восприятии России за рубежом – отдельная страница, о ней лучше расскажут наши зарубежные братья. Но для нас это было очень трогательно. В советские годы, несмотря на то, что взгляды на восприятие нашей действительности у нас не совпадали, мы, конечно, были благодарны Русской Зарубежной Церкви за книги, которые они издавали, за то, что они искали возможности переправить их в Россию, за сохранение нашей русской церковной традиции в тех условиях жизни, в которых они оказались, за достоинство, с которым они пронесли крест изгнания… Это все вернулось к нам. Многие направления движения поменялись местами. Если раньше из Джорданвилля книги разными путями тайком пересылали в СССР, то теперь решаются другие вопросы: как доставить из России тонны православной литературы в США, как сделать это подешевле. Совсем другой уровень. Но самое главное, что произошло за эти годы, – мы впитали тот опыт, который несла русская эмиграция. Мы чему-то научились в ходе и этого диалога, и продолжающегося общения с нашими братьями. Они вносят очень существенный вклад в нашу общую церковную жизнь. В нашем Архиерейском Соборе, в нашем Поместном Соборе, в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, в различных коллегиальных органах Русской Церкви – практически во всех церковных структурах представлены архиереи, клирики, миряне Русского Зарубежья. Мы думаем, что нашим братьям, в рассеянии сущим, тесная связь с Церковью в Отечестве тоже очень важна.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Иерусалимская и Румынская Православные Церкви восстановили евхаристическое общение 25 февраля, 2013. Новостная служба Этому событию предшествовали переговоры между делегацией Румынской Патриархии во главе с митрополитом Тырговиште Нифонтом и представителями Иерусалимского Патриархата с целью урегулирования вопроса относительно открытия подворья Румынской Церкви в Иерихоне. 25 февраля. ПРАВМИР. Между Иерусалимской и Румынской Православными Церквями восстановлено евхаристическое общение, сообщает Православие.ву . Этому событию предшествовали переговоры между делегацией Румынской Патриархии во главе с митрополитом Тырговиште Нифонтом и представителями Иерусалимского Патриархата с целью урегулирования вопроса относительно открытия  подворья Румынской Церкви в  Иерихоне. Это подворье отныне признано «домом» для румынских паломников, посещающих Святую Землю. По результатам собеседований был подготовлен итоговый документ, в котором также говорится о восстановлении Евхаристического общения между двумя Церквами. 9 мая 2011 года Священный Синод Иерусалимского Патриархата «единогласно с сожалением решил» прервать евхаристическое общение с Румынской Православной Церковью. Причиной конфликта стал спор вокруг строительства Румынской Православной Церковью храма на канонической территории Иерусалимского Патриархата.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-i-rumyn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Московский и всея России Тихон – духовный вождь Русского мира К 150-летию со дня рождения 09.04.2015 1263 Время на чтение 15 минут Выступление на межрегиональной конференции «Русский мир в эпоху международной нестабильности. Идеология и пути национального и духовного возрождения современной России». г. Калязин, 19 марта 2015 г. Уважаемые коллеги и друзья, позвольте поприветствовать Вас от лица Петровской академии наук и искусств. Академия, являясь державно-патриотической общественной организацией, вместе с Международным общественным объединением «Русское Собрание» выступает одним из организаторов этой конференции. Наша тверская делегация благодарна Администрации Калязинского района, и в первую очередь её главе - К.Г.Ильину, за возможность вновь побывать на земле Макария Калязинского и поделиться с единомышленниками результатами своих исследований региональных проблем Русского мира. Судя по прозвучавшим выступлениям, собравшихся интересует не столько «эпоха международной нестабильности», сколько основная проблема Русского мира - его раскол, и вытекающая из этого факта созидательная задача: объединение Русского мира и возрождение России. Поэтому мы будем в раскрытии проблем ориентироваться на предложенный нами вариант названия международного конгресса - «Собирание Русского мира: культура, идеология, геополитика» как общей темы второй, послеобеденной, части конференции. По крайней мере, в подготовке к ней тверская делегация ориентировалась на эту проблематику. Итак, приходится констатировать: русский мир расколот, четырьмя исходами русских из пределов своего Отечества за последние 100 лет, распадом Советского Союза в 1991 г., гражданской войной на Украине в настоящее время. Что делать для того, чтобы сберечь русский народ внутри страны и собрать цивилизационную общность «Русский мир» в новое единство? В постсоветский период начало этому процессу положило восстановление в 2007 г. канонического общения Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви Зарубежом.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

– Мы чувствуем сплоченность, несмотря ни на какие Болотные площади и новые майданы. – Дай Бог, чтобы это продолжалось. – Нам бы еще Союз писателей снова присоединить к России, а то его всё пытаются и пытаются закрыть. – А пытаются те, кто ходил на Болотную. Все эти Быковы, Улицкие и прочие. Люди, которые индивидуализм противопоставляют коллективизму. – А ведь Православие-то как раз религия коллективизма, а не индивидуализма. – Безусловно. – Валерий Николаевич, скажите, а когда вы впервые надели нательный крест? – В 1987 году. – Шла подготовка к 1000-летию Крещения Руси. – Совершенно верно. – А ведь я тоже в 1987-м. Получается, мы в один год с вами стали носить кресты. Хотя крестили меня в младенчестве, в 1959-м. А вас? – Тогда же, в 1987 году, я и принял таинство святого крещения. Будучи членом КПСС, парторгом. А за четыре года до этого в 1983 году у меня была памятная и в значительной мере переломная встреча. Я тогда был главным редактором «Роман-газеты», и ко мне в гости приехал знаменитый владыка Василий (Родзянко) , епископ Сан-Францисский, представитель Русской Зарубежной Церкви. Епископ Василий (Родзянко). Фото: Юрий Кавер      – Который во многом способствовал изменению отношения зарубежников к Московскому Патриархату. Владыка Василий (Родзянко) стал читать молитвы – и словно какая-то преграда рухнула: я стал вместе с ним молиться – Совершенно верно. Так вот, он решил побывать у меня в гостях. Увидев его, наша консьержка Рахиль Иосифовна сказала: «Валерий Николаевич! К вам приехал либо какой-то патриарх, либо сам Господь Бог!» В то время я еще стеснялся открыто молиться. Молитвы знал, но что-то внутри преграждало путь молитвенного общения с Богом. Мне даже дочка моя Марина говорила: «Папа, молись, пожалуйста!» И вот когда владыка Василий в моем доме стал читать молитвы, то и во мне эта преграда рухнула, я стал вместе с ним произносить слова молитв. Потом мы с владыкой Василием ездили вместе по святым местам России, он видел возрождение Православия и, действительно, много способствовал тому, что в итоге было восстановлено каноническое общение Зарубежной Церкви с Московской Патриархией. Помню, однажды он вспоминал, как его родители в 1918 году говорили о необходимости эмигрировать. Ему тогда три года было. Они говорили: «Ну это же ненадолго!» Рассказывая мне об этом, он погладил свою длинную седую бороду и сказал: «Вот это “ненадолго” выросло до такой бороды!» Я тогда особенно осознал, какой трагедией стало для сотен тысяч русских людей бегство из своей родной страны. Сейчас эта трагедия повторяется на Украине. И многие, как тогда, говорят: «Это ненадолго». И неизвестно, как всё обернется. Не дай Бог, чтобы как тогда, надолго!

http://pravoslavie.ru/72660.html

Мы были бы искренне рады руководствоваться канонически акривийным принципом наличия в Эстонии одной единственной автономной или автокефальной Церкви, который вы правильно рассматриваете как окончательное решение, однако, к сожалению, духовное состояние находящихся там христиан не допускает в данном случае подобного решения, с чем и Вы косвенно согласились, признав по икономии наличие там двух параллельных юрисдикций. Поэтому ни одной из этих Церквей не подобает упрекать другую в навязывании решения, очевидно вызвавшего трудноразрешимые проблемы, которые мы совместно пытаемся преодолеть как можно лучше. Ибо мы знаем, что если в основе данного решения лежит фундаментальная антиканоничность, то неизбежно и многие опирающиеся на нее решения страдают от некоей аномалии, которую по икономии мы вынуждены принимать, ибо когда краеугольный камень всего строения принят по икономии, а не по акривии, отступления от канонической акривии становятся неизбежными в каждом частном случае. Следуя этому, мы продолжаем считать неоправданным известное решение Священного Синода Святейшей Русской Церкви, тем более что сейчас в дружественной атмосфере и с обоюдной готовностью ведутся дискуссии по урегулированию всех нерешенных в Эстонии вопросов, многие из которых, такие как экономические, мы не можем решить, поскольку они относятся или к компетенции властей суверенного государства Эстонии – властей, которые являются носителями законодательной и административной власти, или же к компетенции церковных общин, которые, согласно законам Эстонского государства, являются носителями соответствующих имущественных прав и полномочий принимать по ним решения. Тем не менее мы считаем, что весьма способствовало бы «миру и благостоянию Святых Божиих Церквей и соединению всех» – к чему и Вы, как сами пишете, стремитесь – восстановление Высокопреосвященнейшим Корнилием канонического общения с Высокопреосвященнейшим Стефаном и находящимися в его юрисдикции священниками, на большинство из коих он антиканонически и вопреки нашему согласию наложил суровые епитимии по той одной лишь причине, что они предпочли, на основании права, проистекающего из Цюрихского соглашения от апреля 1996 г., войти в духовную юрисдикцию не подчиняющейся ему Эстонской [Автономной Апостольской, – Ред.] Церкви. Ибо нельзя допустить, чтобы на священника законно и канонически налагалась епитимия за поступки, разрешенные ему по соглашению наших Церквей. Такие действия подразумевают отказ от принятия этого соглашения, и мы недоумеваем, как Вы, с одной стороны, утверждаете, что остаетесь верными данному соглашению, а с другой, одобряете или, по крайней мере, молчаливо терпите то, что Высокопреосвященнейший Корнилий налагает строжайшие епитимии на тех, которые сообразуются с этим соглашением, да еще и одобряете его решение разорвать духовную связь с теми, кто, сообразуясь с соглашением, пожелал подчиняться не ему, а другому епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, пока с их стороны такого понимания не наблюдается. Например, бывший глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер в одном из интервью сказал, что если мы начнем обсуждать тему роли римского епископа во Вселенской Церкви, то православным придется пересмотреть свои представления о роли Римского Папы. (Он ни слова не сказал о том, что свои представления придется пересмотреть католикам). А затем кардинал сказал о существовании «двух кодексов канонического права» внутри Католической Церкви: «один для латинской Церкви, а другой для восточных Церквей, находящихся в полном общении с Римом». «Соответственно этим двум кодексам примат действует одним образом в латинской Церкви и другим – в Восточных Церквах. Мы не хотим навязывать православным порядок, принятый сегодня в латинской Церкви. В случае восстановления полного общения должен быть найден некий новый тип примата для Православных Церквей», – заявил он. Вот что говорил несколько лет назад глава папского совета по содействию христианскому единству. Иначе говоря, его фантазия не простерлась далее, чем в очередной раз предложить нам унию: «У нас есть восточный обряд, примите его, и проблема будет решена». Мы говорим, что проблема не будет решена ни принятием унии, ни принятием православными того папизма, который существует сегодня в Католической Церкви. Проблему можно решить, только если сами католики пересмотрят свое понимание папского примата, вернутся к тем позициям, на которых они стояли в первом тысячелетии. И тогда с этих исходных позиций можно будет начинать диалог. Задача, стоящая перед таким диалогом, – непростая, но я бы не стал называть ее невыполнимой. Те сдвиги, которые уже произошли во взаимоотношениях между православными и католиками и о которых я вам вкратце рассказал, показывают, что путь диалога вполне перспективен. Он позволяет обсуждать имеющиеся различия, имеющиеся проблемы и трудности и приходить к взаимоприемлемым решениям и формулировкам. Конечно, это не значит, что на практическом уровне сразу будут решены все проблемы, но, по крайней мере, мы намечаем пути этих решений, задаем нашим взаимоотношениям некий положительный вектор. 7. Практический аспект православно-католического диалога

http://azbyka.ru/pravoslavno-katolichesk...

Что касается восстановления канонического единства и евхаристического общения с Зарубежной Церковью, то это важнейший рубеж. В каком-то смысле оно стало завершением трагедии человеческих и церковных разделений XX века, прекращением внутренней вражды в русском мире. Конечно, на самом глубоком, духовном уровне мы были едины и прежде - в церковной и национальной памяти, в личной молитве. А с другой стороны, торжественный акт воссоединения в 2007 году есть лишь начало пути, который нам еще предстоит пройти. Потому что, по моему мнению, мы еще не вполне постигли и освоили то, что в эпоху жестокого преследования Церкви богоборческим режимом сумели сохранить зарубежные ревнители православной веры и традиции. Нам нужно глубже узнавать друг друга и как бы прорастать друг в друга, обмениваясь особым опытом и дарами, которыми обладает каждая сторона. Мы еще можем многому научиться друг у друга - пребывая в ограде единой Поместной Церкви. Положение Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляющейся частью единой многонациональной Русской Церкви, остается трудным. Хотя и не следует преувеличивать масштабы раскольнических образований, само их наличие, безусловно, ослабляет украинское православие. Но поддержка канонической церкви велика, в чем мы смогли убедиться в Киеве во время празднования 1020-летия Крещения Руси летом этого года с участием Святейшего Патриарха Алексия. Думаю, что мы сегодня ближе к решению " украинского церковного вопроса " , чем еще совсем недавно, и это, безусловно, заслуга в первую очередь покойного Патриарха Алексия. Посетив в октябре Константинопольскую Патриархию в сопровождении представительной делегации, в которую входит и Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский, приняв участие в межправославном совещании, Патриарх Алексий вывел украинскую проблему на тот уровень, на котором и должны решаться такие сложные вопросы. Собрание предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей приняло решение о продолжении общеправославного соборного процесса. Перед лицом единой вселенской Православной Церкви группы раскольников в отдельных странах утрачивают способность производить впечатление влиятельной силы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/23/...

Но когда Святейшим Патриархом избран был Алексий I, большинство из оставшихся в живых правых оппозиционеров (почти все они погибли в 30-е годы) воссоединились со священноначалием Русской Церкви. В сущем сане принимались через покаяние и клирики, присоединяемые из Русской Зарубежной Церкви, пока не восстановлено было полное каноническое общение с нею. Таким образом, исходя из буквы и смысла канонов, а также исторических прецедентов, можно сделать следующие выводы: присоединение в сущем сане возможно лишь при присоединении чрез покаяние по третьему чину, минимально необходимым условием которого должно быть сохранение преемства апостольских рукоположений. Оно невозможно при присоединении из общин, где его нет (как у кальвинистов или самосвятов), где оно формально есть, но не вытекает из принятой экклезиологии (англикане, шведские лютеране). Никакая икономия не в состоянии небывшее сделать существующим. Тем более что в этом нет нужды: кающихся «клириков», не имеющих действительного рукоположения, можно «перерукоположить», если они того достойны. В тех же случаях, когда в общинах, из которых вышли клирики, апостольское преемство рукоположений сохранено и догматически принимается православное учение о священстве, суд как над персонами, так и над отделившейся общиной принадлежит самой Церкви. И еще важно подчеркнуть, что этот суд совершается не иначе, как в границах собственной юрисдикции. При пересечении этих границ все решения вторгающейся в чужие пределы и тем самым мародерствующей церковной власти незаконны, недействительны и ничтожны, а само такое вторжение составляет уже церковное преступление, подлежащее церковной ответственности и суду. Что же касается канонизации лиц, пребывавших в расколах и отделении от законного священноначалия, то, как известно из истории Русской Церкви, когда в 1990-е гг. при подготовке канонизации новых мучеников и исповедников встал вопрос о том, можно ли считать некоторых из них таковыми в строго церковном смысле, иными словами, существует ли возможность церковного прославления тех, кто завершил свою земную жизнь вне канонического общения с законным священноначалием, сделан был вывод о возможности канонизации тех архиереев и клириков, кто пал жертвой репрессий, находясь в отделении от Заместителя Местоблюстителя, но не переставая признавать главой Церкви заточенного Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и не пытаясь образовать иной, параллельный церковный центр.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Святейший Патриарх Кирилл: Господь помогал и мне, и моим собратьям из Зарубежной Церкви Москва, 16 мая 2012 г. 15 мая 2012 года на телеканале «Россия-1» был показан фильм митрополита Волоколамского Илариона «Единство верных», приуроченный к пятилетию восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. О своем участии в процессе примирения двух ветвей Русской Церкви в фильме рассказывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мое личное отношение к теме преодоления разделений внутри Русской Церкви обусловлено в первую очередь историей семьи. И дед мой, и отец были исповедниками веры. Они были всегда солидарны с нашими братьями и сестрами, которые находились за рубежами Отечества, и поэтому внутренняя симпатия к тем нашим православным людям, которые покинули пределы Советского Союза, у меня была с детства и поддерживалась рассказами родителей и рассказами деда. Поэтому, когда Господь призвал меня к служению в сфере внешних церковных связей, я никогда не оставлял мысль о том, что следует всеми силами приближать момент воссоединения. Но действовать в этом направлении мне было довольно сложно, потому что в глазах братьев и сестер, принадлежавших к Зарубежной Церкви, я был в каком-то смысле образом «враждебной» Московской Патриархии, хотя в душе никогда таковым не был и пытался использовать любую возможность беседы с представителями Русской Зарубежной Церкви для того, чтобы содействовать взаимопониманию. Когда обстоятельства начали складываться так, что сближение двух частей Русской Православной Церкви стало реальностью, то как председатель Отдела внешних церковных связей я активно включился в этот процесс. Мне казалось, что, занимая эту должность, я не должен был непосредственно участвовать в переговорах, потому что по благословению моего блаженнопочившего предшественника Святейшего Патриарха Алексия я нес полную ответственность со стороны Московского Патриархата за результаты этого процесса и поэтому зарезервировал для себя некую возможность входить в переговорный процесс в те моменты, когда возникали особые трудности.

http://pravoslavie.ru/53549.html

Еще одной заслугой Анфимия стало восстановление Дунайской эскадры, понесшей значительные потери в результате вторже­ния варваров. Важнейшим предприятием Анфимия стало сооружение кре­постных стен вокруг разросшегося Константинополя, численность населения которого к началу V века приблизилась к полумилли­ону. В 412 г. стена, воздвигнутая при святом Константине, была основательно разрушена землетрясением, и тогда под руковод­ством Анфимия начато было сооружение новой крепостной сте­ны с 92 башнями, значительно западнее Константиновской; ее протяженность от Золотого Рога до Мраморного моря составля­ет около 7 километров. После очередного землетрясения, кото­рым построенная Анфимием стена была значительно поврежде­на, уже в 447 г. ее отремонтировали и дополнительно укрепили. Известная с именем Феодосия, она, хотя и в перестроенном виде, дошла до наших дней, представляя собой один из самых гранди­озных памятников крепостного зодчества. Крепости строились тогда и в других городах империи, особенно на Балканах, где про­ходила самая угрожаемая граница государства. Благодаря участию Анфимия, удалось преодолеть церковный раскол, возникший в результате преследования святого Иоан­на Златоуста, имя которого было внесено в диптихи, после чего восстановлено было общение между Римской и Константино­польской церквами, прерванное в связи с гонениями на него. С восстановлением канонического общения столичных церквей связано и преодоление политических разногласий между двумя правительствами одной и той же Римской империи. После падения Рима власть Гонория распространялась лишь на малую часть Гесперии, как греки называли Запад. Император утратил контроль над Британией, Галлией, Испанией, Африкой, оказавшимися в руках вторгшихся варваров или узурпаторов. Юг Италии был оккупирован вестготами во главе с их новым коро­лем Атаульфом. Он уже не был, подобно своему великому род­ственнику Алариху, варваром, едва задетым влиянием римской культуры. Атаульф получил образование, владел латинским язы­ком, понимал мир, который, казалось, лежал у его ног; именно поэтому он мог трезво оценить реальное положение дел и поли­тическую немощь своего народа, обладавшего военным превос­ходством над римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010