Циркумцеллионы наречены так, потому что живут в поле; их называют также котопитами, и следуют учению вышеозначенной ереси. Они сами себя умерщвляют из любви к мученичеству, дабы, оторвавшись от этой жизни насильственным образом, заслужить звание мучеников. Присциллианисты прозваны по Присциллиану, который в Испании сложил из заблуждений гностиков и манихеев некое смешанное учение 27 . Люцифериане произошли от Люцифера, епископа Сирмийского. Они предают анафеме тех католических епископов, которые при Констанциевом гонении приняли арианское нечестие, а после, раскаявшись, решили вернуться в католическую веру: либо за то, что действительно поверили [в арианство], либо за то, что притворялись верующими. Католическая церковь приняла их обратно в своё материнское лоно, как некогда Петра, после плача его об отречении ( Мф.26:75 ). Люцифериане, надменно принимая сию материнскую любовь, а раскаявшихся принять не желая, отошли от общения с Церковью и заслужили пасть с самим своим зачинщиком Люцифером – кто на заре готов восстать 28 . Иовианисты названы так по некоему монаху Иовиану; они утверждают, что нет различия между замужними и девственницами и никакой разницы между воздержными и попросту кутилами 29 . Элвидиане прозваны по Элвидию; они говорят, что после Христа Мария родила других сыновей от мужа своего Иосифа. Патерниане восходят к некоему Патерну; считают, что нижние части тела созданы дьяволом . Арабики наречены так, потому что появились в Аравии; они говорят, что душа умирает вместе с телом, а при скончании века вместе с ним и воскреснет. Тертуллианисты прозваны так по Тертуллиану , пресвитеру Африканской провинции, города Карфагена; они учат, что душа бессмертна, но телесна, и считают, что души грешников после смерти превращаются в демонов 30 . Четыренадесятники зовутся так, поскольку настаивают, что Пасху следует справлять вместе с иудеями 14-го числа Луны: ведь τσσαρες значит ‘четыре’, а δκα – ‘десять’. Никтаги наречены так от сна, ибо отвергают ночные бдения, утверждая, что это суеверие – нарушать божественное право, отводящее ночь для покоя 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Русское простолюдье от умиленной любви к святой Параскеве, от природной тяги к побывальщине сложило изрядно удивительных, назидательных легенд, связанных с мученицей, святой целомудренностью своей восхитившей крестьянок. Согласно причудливой легенде, деревенская дева шла в пустынный скит, дабы обрести ангельский чин, но по дороге на деву напал сладострастник, чтобы принудить ко греху. Но коль Параскева люто противилась, то насильник убил ее и закопал в землю; долго ли, коротко ли, а из колен убиеннной выросли три липы, прозванные Исколена. В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, о святой так говорится: «Жители ближней деревни стали почитать их, срубили возле лип часовенку, где установили образ святой Параскевы- Пятницы. По народным преданиям выходило, что вроде это и была сама мученица Параскева. Три липы, прозванные Исколена, стали народной святыней. (...) В народном почитании святой Параскевы-Пятницы мы слышим некоторые отзвуки языческого природоодухотворения, как и вольное легендарное толкование реального образа святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, - в этом выразилось печальное и грешное, причудливое переплетение истинной веры в Бога с многочисленными суевериями, вынесенными из славянского язычества и не изжитыми за много веков после святого крещения.(...) К мифической Исколене ...к деревам, сросшимся или раздвоенным, расстроенным... приходили деревенские девицы и с молитвой просили духовных сил на целомудрие, просили и прощения за уже совершенный грех. Через такие диковинные дерева, посвященные святой Параскеве, прозываемые в народе еще и разлуками, проносили детей, прося святую Пятницу об исцелении чад. «Бысть некогда в пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо ростяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же священницы из близлежащих весей и приносяху образ святой Параскевы, нареченной Пятницы, молебные пения совершающе. Людие же для получения здравия сквозь оное дерево пронимаху дети своя, иные же, совершенного возраста и сами пролазаху и получаху исцеления». Из жития Андриана Пошехонского, чудотворца (1550)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Три пастыря 7 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. 8 октября, 2011 7 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. 7 октября 2011 года по совершении всенощного бдения в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры в соответствии с определениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев обители возглавил чин наречения архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского. Архимандрит Лукиан (Куценко) С молитвой преподобному Александру Свирскому Архимандрит Лукиан (Куценко), нареченный во епископа Благовещенского и Тындинского Архимандрит Лукиан (Куценко), настоятель Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, нареченный во епископа Благовещенского и Тындинского, родился в 1965 году в Одесской области, был крещен во младенчестве и с детства стремился к монашеству и священству. «Я просто любил Бога и Церковь — это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный  стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени», — рассказал отец Лукиан в своем ставленническом слове.

http://pravmir.ru/tri-pastyrya/

Глава 10 Дан.10:1 . В лето третие Кира царя персскаго, слово открыся Даниилу, ему же прозвася имя Валтасар. Иным кажется, что в показании года сделана ошибка, и в начале писавший книгу поставил: «в лето третие», вместо: в лето первое. А доказательством сему сказанное блаженным Даниилом вскоре по начале пророчества: «и бысть Даниил даже до перваго лета Кира царя» ( Дан. 1, 21 ). Ибо, говорят, если Даниил жил до первого только года царствования Кирова; то как же видит откровение в третий год? Но думаю, что в первом месте означается не время определенное, и жизнь блаженного Даниила не ограничивается первым годом царствования Кирова. Да и там сказано не собственно до первого «( πρ τθ)», но до одного »( νς)», года царствования Кирова. И мне кажется, что Пророк сим хочет читающим пророческое писание показать, что дожил он и до Кира царя персидского, который, сделав свободными пленных Иудеев повелел им, если кто хочет, возвратиться и отечество и воздвигнуть божественный храм. А сие даст ясно нам видеть и святый Ангел, вскоре после сего вступивший в беседу с Даниилом, ибо говорит: и было «в первое лето Кирово, стах в державу и крепость» ( Дан. 11, 1 ), то есть, едва только воцарился Кир, как употреблены мною все меры, чтобы освободить народ из плена. И в конце книги сказано: «прия Кир Персянин царство, и бяше Даниил сожительствующ с царем, и славен паче всех другов его» ( Дан. 14, 1. 2 ). Так «по» всему оказывается верным сие число: «третие лето». Поэтому «в лето третие Кира царя персскаго, слово открыся Даниилу, ему же прозвася имя Валтасар». И истинно слово, и сила велика, и разум дадеся ему в ведении. Пророк справедливо называет сие словом и видением; потому что видел святых Ангелов, слышал их беседующих, и в точности дознал будущее. Сказует же, что «слово истинно», чтобы все без сомнения прияли, что будет наречено. Дан.10:2 . В тыя дни аз Даниил бех рыдая три седмицы дней. Дан.10:3 . Хлеба вожделеннаго не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя, и мастию не помазахся до исполнения трех седмиц дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Гермогенианам дал имя некто Гермоген, который, вводя нерождённую материю, сравнивал её с нерождённым Богом, признавал матерью стихий и богиней; таковых, стихиям служащих, порицал апостол [Павел] (ср. Кол.2:8 ) 17 . Манихеи берут начало от одного перса именем Манес. Он вводил две природы или субстанции, а именно добрую и злую, и говорил, что души истекают из Бога, точно из некоей купели. Ветхий Завет они отвергают и лишь отчасти принимают Новый завет. Антропоморфиты прозваны так потому, что с деревенским простодушием считают, будто у Бога и в самом деле есть человеческие члены, о которых упоминается в книгах Писания (в переводе с греческого на латынь νθρωπος будет homo); они пренебрегают гласом Божьим, который рек ( Ин.4:24 ): «Бог есть дух». Ведь Он бестелесен, на члены не делится, массой тела не мерится 18 Гиеракиты восходят как к основателю к Гиераку: принимают только монахов, браки отвергают, не верят, что царствие небесное принадлежит детям 19 . Новатиане – от Новата, пресвитера города Рима, который покусился в противоборстве с Корнелием занять епископскую кафедру и положил начало ереси, не желая принимать обратно отступников и перекрещивая уже крещённых 20 . Монтанистами зовутся еретики, которые в пору гонения скрывались в горах (montes), по каковой причине отделились от тела католической Церкви. Евиониты наречены по Евиону. Они полуиудеи, и потому одновременно чтут Евангелие и плотски служат Закону: выходит, это против них пишет к галатам Апостол. Фотиниане прозваны по Фотину, епископу Сирмия в Галлогреции, который, разжигая ересь евионитов, утверждал, что Христос был зачат Марией в брачном общении с Иосифом. Аэрианам дал имя некто Аэрий; они отвергают приношения за усопших 21 . Аэтиане – от Аэтия. Они же евномиане, по диалектику Евному, ученику Аэтия, под чьим именем они лучше известны: утверждают, что Сын неподобен Отцу, а Дух Святой – Сыну. И говорят, что никакого греха не вменить тому, кто не оставил веры. Оригениане пошли от своего основателя Оригена . Они говорят, что ни Сын не может видеть Отца, ни Дух Святой – Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Любопытно также, что начальство Академии иногда под влиянием пуризма, а иногда по неизвестным побуждениям изменяло фамилии некоторых из новопоступавших студентов, если эти фамилии казались почему- нибудь неблаговидными. Напр. из поступивших в Академию в 1818 году Василий Телятьев переименован в Нордова; в 1822 году Василий Дагаев – в Сахарова, Андрей Бехтеев – в Разумовского, Иван Пулькин – в Синайского. Заметим, что та же фамилия, Пулькин, появилась опять в Академии в 1842 году, но она оставлена без перемены. В 1824 году студент Александр Неклюдов получил фамилию: Николаевский. В 1836 году поступил в студенты Павел Пьянков: ему переменили фамилию и прозвали Собриевским (от sobrins, трезвый). Это обстоятельство в последствии наделало много хлопот Собриевскому, когда он уже окончил курс. После смерти отца ему пришлось получать наследство. По документам пермской губернии, откуда он был родом, он значила Пьянковым, – и Собриевскому отказали в правах на получение наследства. Ему стоили немалых трудов и издержек, чтобы возвратить себе родовую фамилию. Св. Синод утвердил за ним прежнюю фамилию уже в сентябре 1841 года 74 . В 1840 году в число студентов приняты Любовников и Бубалович; первому вследствие его прошения переменили фамилию в 1842 году и прозвали Варницким (от Варницкого монастыря – родины преп. Сергия), а другому дали фамилию: Правдин. В 1842 году принят в число студентов из владимирской Семинарии Дмитрий Халуйский, носивший фамилию по месту рождения. Фамилия его изменена по его прошению, и он стал называться Правдин. Бывали такие случаи, что митрополит Филарет изменял монашеское имя студента, которое обыкновенно придумывал ректор Академии, если такое имя ему не нравилось. Напр. в 1837 году пострижен Петр Гонорский и наречен Павлином; митрополит приказал переименовать его в Поликарпа. Отдельный мир в малом мире студентов составляли монахи, которым назначались особое помещение и трапеза. Большая часть из таких студентов вследствие самоуглубления и религиозной настроенности, усиливаемой благоговением к великому наставнику монахов, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

После него был сделан патриархом Макарий, родом из Хамы, епископ Евхаитский, получивший имя Михаил. Он пробыл на патриаршестве 4 года и был низложен вследствие возникших из-за него замешательств; а между христианами вражда и соблазн продолжались целый год. Вместо него был поставлен патриархом Дорофей, митрополит Триполъский, по прозванию Дау, и был наречен Иоаким. Он ездил в страны христианские, куда ездили и мы, и где видели его портрет. По возвращении он пробыл на патриаршестве 12 часов. Вышеупомянутый приснопамятный патриарх Михаил, родом из Хамы, скончался за несколько лет раньше него на острове Родосе, где и похоронен. Затем вышеупомянутый патриарх Иоаким отправился в область Хоранскую, где был мученически умерщвлен, и там же погребен. После него целый год престол оставался без патриарха, пока не был поставлен на место него кир Иоаким, митрополит Эмесский, он же Ибн-Зияда. Он пробыл на патриаршестве 11 лет и лишился зрения. Этот добродетельный муж варил Святое миро и освятил его по обыкновению в великую Среду (1594/5) 7103 г. от сотворения мира, соответствующего 1003 году хиджры. Когда он лишился зрения во дни шейха Георгия, сына Самора, усилилось недовольство против него, и на место него был поставлен патриархом кир Дорофей, известный под именем Ибн-Ахмара, дамаскинец и рукоположенный при жизни Иоакима митрополитом патриаршего дома. Что касается Ибн-Зияда, то он уехал в Египет и скончался в Синайском монастыре, где и похоронен. Патриарх Дорофей пробыл на патриаршестве 8 лет и скончался в селении Хасбея в Вади ат-Тим и там погребен. После него был сделан патриархом Афанасий, по прозванию великий Ибн-Даббас, бывший митрополитом в Хоране. Он пробыл на патриаршестве 8 лет. При нем случались частые смятения и распри до самой кончины его великим постом в богохранимом Триполи, вне которого он погребен в монастыре Кефтип. После него сделался патриархом брат его кир Кирилл, также митрополит Хоранский, который был возведен на патриарший престол в Триполи в Воскресенье недели Самаряныни. В этот же самый день в Константинополе тамошний патриарх Тимофей, не зная о поставлении Ибн-Даббаса в Триполи, поставил также патриархом Антиохийским Игнатия, митрополита Сидонского, известного под именем Атыет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Uc.LXII:2 . И узрят языцы правду твою и царие славу твою и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е Свет истины, освящения и спасения, имеющий со славою открыться в Христовой Церкви, привлечет к ней взоры благоговения и удивления народов и царей. Узрев этот свет, они признают ее превосходство пред всеми религиозными обществами, даже пред ветхозаветною Церковью, и в отличие от последней, «назовут ее именем новым, какое Господь наречет». По толкованию бл. Иеронима, она «не будет называться Иерусалимом и Сионом, но получит новое имя, которое дал ей Бог, сказавшей Ап. Петру: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Mamф. XVI, 18 ). Это наименование (Церковь Моя) произошло от Бога, так что она будет называться Господнею. И народ ее будет называться не старым именем, Израильским, но новым, то есть христианами». Uc.LXII:3 . И будеши венец доброты (красоты) в руце Господни и диадима (повязка на голове) царствия в руце Бога твоего Новозаветная Церковь называется здесь венцем красоты и диадимою в том смысле, что в очах Божьих она, как искупленная честною кровью Христа, так же дорога, как для царей дороги венцы, составленные из драгоценных камней и служащие символами их царской власти. Венцы и диадимы обыкновенно служат украшением головы, а не рук. Если же здесь говорится, что Церковь будет венцем и диадимою в руке Господней, – это надобно понимать в том смысле, что она будет охраняема от бед крепкою рукою Господа с такою силою, что никто не отнимет ее у Него, никто не восхитит из рук Его овец Его духовного стада ( Иоан. Х, 28 ), верующих в Него и преданных Ему. Мысль тожественная с обетованием Христовым о Церкви: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей. Uc.LXII:4 . И не прозовешися ктому (уже) оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя (тебе прозвание будет: воля Моя) , и земля твоя (земле твоей будет прозвание) : вселенная; яко благоволи Господь в тебе и земля твоя вкупе населится Сими словами изображается благоволение Божие к Церкви Христовой, новозаветному Сиону и Иерусалиму, сравнительно с положением ветхозаветного Израиля. Судьба ее отлична будет от судьбы последнего. Израиль за неверие во Христа оставлен, отвергнут будет Богом. Но Христова Церковь никогда не будет отринута Им, всегда будет пользоваться благоволением Господа, так что прозовут ее, говорит Господь, – воля Моя, т. е. предмет благоволения Моего. Бывшая в обладании у Израиля земля будет пуста, лишится своих прежних обитателей; но христиане будут владеть всею вселенною по силе обетования Христова: блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Житие объясняет это тем, что имя Златоуста указывает не на минутный восторг, а на глубокое удивление силе слов Иоанна наряду с трудностью их понимания. «Обыче же блаженный, – говорит житие, – иногда от глубочайшия премудрости износити словеса, а наипаче творяше то в начале пресвитерства своего и составляше проповедь не всем разумительну людем ненаученным». Слава проповедника и необыкновенное красноречие привлекали народ, но научность некоторых выражений затрудняла его понимание для народа. И вот, продолжает житие, «единою некая жена послушающи и глаголемы неразумеющи воздвиже глас от народа и рече к нему: учителю духовный, паче же реку, Иоанне Златоустый , углубил еси кладезь святаго твоего учения, а ужа ума нашего суть кратки и не могут досязати». Тогда множество народа рекоша: «аще и жена слово сие изглаголала, то Бог имя то нарече ему, отселе Златоустом да будет зовомый. От того убо времени и до днесь тако от всея церкви именуемый есть. Святый же Златоустый помысли в себе, яко несть полезно хитросплетенное к народу простирати слово и оттоле тщашеся не ухищренными витийскими, но простыми нравоучительными же словесы беседу свою украшати, яко да и простейший слышатель разумеет и пользу приимет» 1 . Таким образом, по свидетельству жития, выходит, что название Иоанна Златоустым относится к началу его пастырской деятельности в качестве пресвитера Антиохийской церкви и указывает на определенный исторический факт, имевший даже влияние на характер поучений Златоуста, так как заставил великого учителя больше сообразоваться с пониманием народа и заботиться о внешней отделке и упрощении речи. Святой Димитрий Ростовский в слове на день Златоуста признает это предание за несомненное. «Стыдно нам, – начинает он свое поучение, – Стыдно нам мужескому полу, яко ныне празднуемаго светильника миру, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о не мы, но жена Златоустым нарече. Прозван быст Златоустым от жены, а не от нас. Спасет Бог тую жену, что хорошее, красное святому Иоанну приличное ему нарекла именоваше, – Златоустый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

—318— святаго твоего учения, а ужа ума нашего суть кратки и не могут досязати. Тогда множество народа рекоша: «аще и жена слово сие изглаголала, но Бог имя то нарече ему, отселе Златоустом да будет зовомый». От того убо времени и до днесь тако от всея церкви именуемый есть. Святый же Златоустый помысли в себе, яко несть полезно хитросплетенное к народу простирати слово и оттоле тщашеся не ухищренными витийскими, но простыми нравоучительными же словесы беседу свою украшати, яко да и простейший слышатель разумеет и пользу приимет». 2287 Таким образом, по свидетельству жития, выходит, что название Иоанна Златоустым относится к началу его пастырской деятельности в качестве пресвитера Антиохийской церкви и указывает на определенный исторический факт, имевший даже влияние на характер поучений Златоуста, так как заставил великого учителя больше сообразоваться с пониманием народа и заботиться о внешней отделке и упрощении речи. Св. Димитрий Ростовский в слове на день Златоуста признает это предание за несомненное. Стыдно нам, начинает он свое поучение, стыдно нам мужескому полу, яко ныне празднуемого светильника миру, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о не мы, но жена Златоустым нарече. Прозван бысть Златоустым от жены, а не от нас. Спасет Бог тую жену, что хорошее, красное святому Иоанну приличное ему нарекла именование, – Златоустый. По истине Бог усты её глаголаше, по имени бо и дело бяше. 2288 Таково обычное объяснение происхождения названия Иоанна именем Златоуста. Но его нельзя, однако, считать достоверным, принимая во внимание с одной стороны мелочность данного факта и его несогласие с характером Златоуста, как популярного проповедника. С другой стороны указанное объяснение опровергается достоверными свидетельствами древности. Предание о том, что Иоанн назван Златоустым за глубину мысли и непонятность выражения при внешней привлекательности еще при жизни своей, основывается на свидетельстве о том —319— Метафраста, которое, в свою очередь, принимается за достоверное у Барония.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010