96       Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Хамдан (ок. 910–967) – основатель алеппской ветви мусульманской династии Хамданидов. В 942 г. получил от халифа аль-Муттаки прозвание Сейф ад-Даула (Меч державы), с которым и вошел в историю Ближнего Востока. В 944–945 гг. отнял у эмира-тюрка Ихшида Халеб, Химс (Хомс) и Антиохию. В разное время его владения распространялись на Сирию, часть Армении, Верхнюю Месопотамию, Киликию. Он прославился и как щедрый меценат, приютив у себя знаменитого мусульманского философа аль-Фараби и не менее знаменитого поэта аль-Мутанабби (см.: Лэн-Пулъ С. Мусульманские династии: Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями/Пер. с англ, с примеч. и доп.: В. Бартольд. СПб., 1899. С. 89–91; Босворт К. Э. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии/Пер. с англ.: П. А. Грязневич. М., 1971. С. 82–83; Canard М. Histoire de la dynastie des Hamdanides de Jazira et de Syrie. Algers, 1951; Bikhazi R. J. The Hamdanid Dynasty of Mesopotamia and North Syria, 254–404/868–1014. Diss.: University of Michigan, 1981. 97       Шейзар – древний город на реке Оронт в Сирии. Первоначальное название – Се(н)зар (упоминается в переписке из Амарнского архива (XVI– XI вв. до н. э.)), при Селевкидах переименован в Лариссу, при римлянах возвращено прежнее название, в византийских источниках – Сезер. Захвачен арабами в 638 г., после чего неоднократно переходил из рук в руки в ходе арабо-византийских столкновений. 98       Правильное чтение yusamma вместо ошибочного sTma дает рукопись Sin. Arab. 405 (см.: Nasrallah J. L’eglise melchite en Iraq, en Perse et dans l’Asie central 11 РОС. 1975. T. 25. P. 135–173, здесь: p. 155). 99       Процедура возведения на епископскую кафедру имеет две составляющие: избрание, результатом которого является так называемое наречение на кафедру, и обряд рукоположения (хиротонии). 100       В данном случае мы сохраняем в переводе глагол, заимствованный из греческого (χειροτονω – рукополагать), поскольку и в арабском тексте здесь употреблено заимствование shartarf.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале этой главы продолжается изложение от лица пленных иудеев признания в том, что постигшие их бедствия суть то самое наказание Божие за их грехи, которым еще раньше угрожали им пророки, а они не верили им, не слушались их вразумлений и продолжали грешить, доколе наконец Господь не навел на них этих бедствий (1–10 ст.); а затем до конца следует покаянная молитва пленников иудейских к Богу, в которой они приносят искреннее раскаяние в своих прошлых грехах (12, 24 ст.), признают в своих бедствиях проявление строгого, но справедливого суда Божия (6, 9 ст.), которым угрожали им пророки (20–23, 27–35 ст.), и умоляют Бога, чтобы Он удалил от них ярость Свою (13 ст.) и дал им благодать пред лицом поработителей (14 ст.), не ради их самих, а для прославления Своего имени среди язычников (15–17 ст.) Устави (исполнил) Господь слово Свое, еже глагола на нас... (1–5 ст.) – здесь (как и выше – 1:20) разумеется исполнение угроз, изреченных еще пр. Моисеем: Втор. 28:36, 44, 53 . Яже глагола Господь на нас вся злая, сия приидоша на ны... (7–9 ст.) – ср. да отвратится убо от нас ярость Твоя, яко остася нас мало во языцех (13 ст. ср. 28–29 ст.) – так исполнилась угроза, изреченная пр. Моисеем: останетеся в числе малом, вместо того, егда бысте яко звезды небесные множеством ( Втор. 28:62 ). – Имя Твое призвася на израили, и на племени его (15 ст. ср. 26 ст.). т. е. Израиль и потомство его называется народом Твоим, ибо прозвание или наречение имени кого-либо на ком или на чем означает принадлежность последнего первому (ср. Ис. 4:1 ; Иер. 7:10–11; 14:30; 32:34 ; Ис. 63:16, 19 ). – Яко послал еси ярость Твою на нас, якоже глаголал еси рукою отрок Твоих пророк... (20–26 ст.), в этих словах можно видеть указание на исполнение пророчеств Иеремии: 9:11–12, 21–22; 11:22, 21:3–10; 22:18–19; 32:31. – Обратятся к сердцу своему на земли преселения своего... (30–35 ст.) – в этих словах передается мысль пророчества Моисея: Втор. 4:29–31; 30:1–6 ; и Иеремии: 31:16–20, 31–33, 40; 32:27–44. 1. Утешительные обетования иудеям. Глава 3:36–38

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Отцу же Иосифу отшедшу къ Господу, онъ непрестанно моляшеся въ его: гробници Господу Богу и пречистой его Матери, и отца Иосифа призываше на молитву, и желание простираше, еже отршитися плоти и быти съ нимъ. И услыша Богъ молитву его; и не по мноз времени, мало поболвъ, наложи на ся великий ангельский образъ, и, причастився животворящаго тла и крови Христа, Бога нашего, и простився со всми, веселымъ лицемъ отойде къ Господу. Братиа же зло пожалша о немъ. Б бо мужь благъ, и языкомъ сладокъ, всхъ Господа славяше, и лицемъ свтелъ, браду черну, и густу, и не добр велику имяше, на конець разсохата, и возрастомъ умеренъ. Положиша его во придле церковнмъ съ братиами его, преже отшедшими, славяще Бога, ему же слава нын и присно. О ОТЦЫ МАКАРИИ КАЛЯЗИНЬСКОМЪ 60 Повда намъ отець Иосифъ Волоцкый о отци Макарии Калязиньскомъ. Глаголаше его быти сродника болшимъ боляромъ тверьскимъ, прародителие же его нарицаеми Кожины. И еще юнну ему сущу, родителие же его сопрягоша ему жену. Онъ же помале увща ея отоврещися мира и облещися во иноческый образъ. Такоже и онъ оставивъ миръ и бысть мнихъ. И во своихъ мстехъ созда манастырь, въ Кашине, на брезе великиа рки Волги, и отчину свою, вси села, приложи тому манастырю. Б же на томъ мсте жилъ земледлець, емуже прозвание Каляга. И смирениа ради не повел его нарицати своимъ именемъ, но нарече его Калязинъ. Законъ же положи не держати хмелнаго пития, ни ясти, ни пити по келиямъ. Егда же собрася къ нему немало число инокъ, той же не восхот священьства приати и начальствовати братиамъ, но во смирении жити. И сего ради, избравъ единаго отъ сущихъ съ нимъ инокъ, поставляетъ игумена, самъ же, яко единъ отъ послднихъ инокъ, пребываше во всякихъ службахъ тружаяся и одяние всхъ хужьше ношаше, смиренъ и кротокъ зло; и егда кого нарицаше по имени, всякому глаголаше: «Старчушко доброй». И ничимгъ не владяше сущимъ во обители, точию смотряше, еже бы жили по преданому закону манастырьскому. Игуменъ же присовокупивъ себ нкоихъ отъ братий и начаша нкоя розоряти сущая обычая въ манастыри: и въ брашне, и питии, и прочая вся не по преданному закону творити. Святый же много наказавъ его, и не послушающу ему, сказавъ о немъ епископу и инаго избравъ себ, поставляетъ игумена. И по времени и тому наченшу тмъ же обычеемъ жити, онъ же и того отстави ото игуменъства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, по милости Божьей, поборник веры остался цел и возвратился в свою страну не только здрав и невредим, но еще с честью и дарами от мусульманского князя, к особенному удовольствию, посылавшего его, Фотия. В 857 – 58 году, когда Фотий был уже патриархом и когда, следовательно, для него открылась не только большая возможность, но и прямая обязанность действовать к распространению святой веры, явилось новое к тому отвне призвание. Козары, жившие на западной стороне Каспийского моря (которое потому в восточных географиях и называется Козарским) и в последствии занимавшие от устьев Волги все побережье Азовского и Черного морей до самого Киева, ознакомлены были издавна с христианской верой, но слабо и зачаточно и потому жившие среди них магометане, евреи и даже язычники, пользуясь полной свободой вероисповедания, старались каждый выхвалять свою веру и привлекать к ее принятию, так что правящая власть, каганы, не знали, на какую сторону обратиться и какую веру предпочесть. Между тем с греками, не только считавшимися, но действительно бывшими тогда наиболее просвещенным народом, козарские властители были в приязненных отношениях и даже входили с ними в родственные союзы. Так, когда им понадобилось для защиты своих владений от набегов кочующих на родов построить в нынешней стране козаков, на берегу Дона, крепость, назвавшуюся впоследствии Саркел или «белая вежа», то для сооружения ее обратились к греческому императору Феофилу с просьбой прислать им искусных зодчих, что и было охотно исполнено. Юстиниан же II, свергнутый с престола Тиверием, нашел убежище у хана козарского и женился на его дочери, которую после и венчал царским венцем. Равно и Лев Исаврянин, желая примирить с собою козарский народ, женил сына своего Константина, прозванного впоследствии Копронимом, тоже на дочери козарского князя, нареченной в крещении Ириной (не та это Ирина, которая восстановила православие, но другая, гораздо прежде бывшая), а от этого брака у Копронима родился сын Лев, прозванный даже по матери Козарин или Хозарин.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Научное издание «Повести об астрологе Мустаеддыне» осуществила Элиза Малэк по списку РНБ, собр. СПб. Духовной академии, 302, 70-х гг. XVII в. (ТОДРЛ. Т. XXV. С. 254–258). Настоящее издание подготовлено по этому же списку с небольшими исправлениями по списку БАН, собр. Архангельской семинарии, 228, XVII в. Стр. 328. Сулиман, салтан турской... – Сулейман I (1520–1566), известный в Европе под прозванием Великолепный, а у турецких историков названный Эль-Кануни (Законодатель). Его царствование было временем наибольшего военного могущества Турции. При нем были завоеваны юг Венгрии, остров Родос, Тунис, Триполи, Багдад, Грузия, часть Азербайджана. ...нынешнему Махмету-салтану... – Правнук Сулеймана I, Магомет III (1593–1603). Вступив на престол, казнил девятнадцать своих братьев. В его правление Турецкая империя начала клониться к упадку. ...Сыгер-град взял, тогда духовную написав... Темже повелеваю и увещеваю, дабы есте никогда на польской народ не наступали... – При осаде венгерской крепости Сигета Сулейман I умер, а крепость была взята великим визирем Соколлу Мехмет паша Тавил. Рассказ о завещании Сулеймана не лишен исторической основы Сулейман в 1521 г. принял послов Венеции, России и Дубровника. Послу Василия III Третьяку Губину было обещано, что крымский хан не будет беспокоить Московское государство набегами. ...со Веденским королем... – В эти годы главой Священной Римской империи Габсбургов со столицей в Вене (Ведне) были Максимилиан I (1564–1576) и Рудольф II (1576–1612). Стр. 329. ...салтан Мурат... – При Селиме II (1566–1574) и его сыне Мураде III (1574–1595) Турция постепенно теряет свои позиции мощной военной державы. ...дед его, учинил жены своея ради (яже бе от рода росийского, дщерь священника из Рогатына). – Хоррем-Султане, мать Селима II, по свидетельствам европейцев, была пленной украинской поповной по имени Роксолана из г. Рогатына, находящегося к юго-востоку от Львова. ...в Скутаре-граде, иже древле наречен бяше Калкидон, положением сопротив Константинополя... – Ускюдер (Скутари) – часть Стамбула, расположенная на азиатском берегу Босфора. В античные времена на этом месте находился город Халкидон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этому примеру следовал и Мухаммед, когда при обращении в ислам многим переменял прежние имена, особенно, если они носили на себе следы идолопоклонства, примеры чего мы уже указывали. Этот обычай доныне практикуется у мусульман и даже получил у них суеверное значение; например, чтобы избавиться от какой-нибудь продолжительной и упорной болезни, они имеют обычай переменять имя больного, что нам лично приводилось не раз встречать среди татар и киргизов 2342 . Кроме всего этого арабы-язычники еще имели обычай придавать к собственному имели прозвании для выражения почести и, особенно, часто для выражения порицания, насмешки и т.п 2343 . Этот последний обычай арабов давать имена, как позорные прозвища, Мухаммед воспретил в Коране: «верующие! ... Не бесславьте себя самих: не давайте друг другу унизительных прозвищ». 2344 Однако, сам Мухаммед лично не считал себя, вероятно, обязанным соблюдать это запрещение, высказанное им будто бы от лица Божия, потому что, как знаем, прозывал своего дядю Абду-ль-Уззу, упорного врага своего, Абу-Ляхабом , что значит «отец пламени» т. е. человек, осужденный на мучение в адском пламени 2345 , что в некотором смысле может соответствовать бранному выражению: «чёртов сын», «исчадие ада» и т.п. Впрочем, еще раз считаем нужным заметить, что наречение имен у арабов-язычников только в некоторых случаях имело прямую связь с религией, почему мы и коснулись здесь этого предмета, в большинстве же случаев по установившемуся обычаю имя заимствовалось от какого-либо физического свойства новорожденного, от какой-либо характерной особенности его, или от какого-либо, особенно, выдающегося случая при рождении и т.п. 2346 Омовение. В другом свете представляется нам обычай омовения у арабов. Омовение было у них чисто религиозным обрядом, хотя, может быть, прочному его укоренению среди них способствовали физические условии их родной страны и климата. До нас дошло много свидетельств о существовании обряда омовения у арабов. Так Геродот еще говорит, что арабы после некоторых естественных отправлений совершали омовение, при том из самого свидетельства Геродота вытекает, что это делалось не просто как требование чистоты, но имело религиозный характер 2347 . Тоже самое подтверждают и арабские писатели. Так Шахрастани свидетельствует: «Они (арабы) постоянно соблюдали религиозные очищения, который впервые исполнил Авраам. Это десять постановлений, которым он придал законченный вид: пять – относительно головы, и пять – относительно тела. Что касается относящихся до головы, то они: полоскание рта, промывание носа, подстрижете усов, разделение волос на голове при омовении и очищение зубов зубочисткой; а что касается относящихся до тела, то они: очищение после испражнения, обрезание ногтей, вырывание волос под мышкой, бритье волос на срамных частях и обрезание. Когда явился ислам, он утвердил это, как религиозные постановления (сюинат) 2348 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Едом Исав наречеся крайнего ради женонеистовного смешения [п](за крайнее пристрастие к женам): невоздержанием бо присно разжигаем и сластьми оскверняем, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя.    Исав прозван Эдомом, что значит — «красный», в память той жадности и легкомыслия, какую обнаружил он, когда, возвратившись с охоты голодным и увидав у Иакова кушанье, по цвету красное, сказал ему: «накорми меня красным этим», — и за это кушанье отказался в пользу Иакова от своего первородства. Что мне в этом первородстве, когда я умираю (с голоду), — сказал он при сем и свой отказ от первородства подтвердил клятвой (см. Быт. 25:30—33).    Таким образом, в угоду чувственности он не только не подорожил священными правами, соединенными с первородством, но показал еще недостаток благоговения к имени Божию, запечатлев им свой непохвальный поступок. Имя Божие не было для него священным, сила чувственности победила в нем страх к нему. В этом смысле апостол Павел называет Исава «сквернителем» (см. Евр. 12:16), то есть презрителем святыни.    Страсть к чувственным наслаждениям сказалась также в любострастии Исава. Она была причиной, что Исав имел жен из нечестивого Ханаанского племени, — они были в тягость Исааку и Ревекке, особенно недовольна была ими Ревекка: она от них жизни была не рада (см.: Быт. 26:35, 27:46). Что мне до того, — рассуждал, конечно, Исав, — что они язычницы, не веруют в Единого Истинного Бога, чтут ложных богов и предаются мерзостям языческого суеверия, например, прибегают к волхвованию, — за все это не мне отвечать, это дело их совести: мне нужна не вера их, а ложе их.    Чувственность и в этом случае говорила в нем языком, подобным тому, каким он говорил Иакову: мне не нужно первородство, — мне нужно кушанье. В обоих случаях он заслуживал прозвища — Едом, — красный: в нем горел пламень чувственных страстей, так сказать, докрасна, до крайней степени накалявший все его существо.    Чревоугодие и любострастие Исава, невоздержанием присно разжигаемого и любострастием оскверняемого, сделали его образом всякой грехолюбивой души, подобно ему воспламеняемой чувственными страстями. Горе душе, пожираемой этим пламенем! Подобно Исаву, она теряет уважение ко всему святому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Едом Исав наречеся крайнего ради женонеистовного смешения [п](за крайнее пристрастие к женам): невоздержанием бо присно разжигаем и сластьми оскверняем, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя. Исав прозван Эдомом, что значит – «красный», в память той жадности и легкомыслия, какую обнаружил он, когда, возвратившись с охоты голодным и увидав у Иакова кушанье, по цвету красное, сказал ему: «накорми меня красным этим», – и за это кушанье отказался в пользу Иакова от своего первородства. Что мне в этом первородстве, когда я умираю (с голоду), – сказал он при сем и свой отказ от первородства подтвердил клятвой (см. Быт. 25, 30–33 ). Таким образом, в угоду чувственности он не только не подорожил священными правами, соединенными с первородством, но показал еще недостаток благоговения к имени Божию, запечатлев им свой непохвальный поступок. Имя Божие не было для него священным, сила чувственности победила в нем страх к нему. В этом смысле апостол Павел называет Исава «сквернителем» (см. Евр. 12, 16 ), то есть презрителем святыни. Страсть к чувственным наслаждениям сказалась также в любострастии Исава. Она была причиной, что Исав имел жен из нечестивого Ханаанского племени, – они были в тягость Исааку и Ревекке, особенно недовольна была ими Ревекка: она от них жизни была не рада (см.: Быт. 26:35, 27:46 ). Что мне до того, – рассуждал, конечно, Исав, – что они язычницы, не веруют в Единого Истинного Бога, чтут ложных богов и предаются мерзостям языческого суеверия, например, прибегают к волхвованию, – за все это не мне отвечать, это дело их совести: мне нужна не вера их, а ложе их. Чувственность и в этом случае говорила в нем языком, подобным тому, каким он говорил Иакову: мне не нужно первородство, – мне нужно кушанье. В обоих случаях он заслуживал прозвища – Едом, – красный: в нем горел пламень чувственных страстей, так сказать, докрасна, до крайней степени накалявший все его существо. Чревоугодие и любострастие Исава, невоздержанием присно разжигаемого и любострастием оскверняемого, сделали его образом всякой грехолюбивой души, подобно ему воспламеняемой чувственными страстями. Горе душе, пожираемой этим пламенем! Подобно Исаву, она теряет уважение ко всему святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На основании указанных наблюдений, целый ряд особенностей Острожского текста мы ставим в связь с известностью исправителям Острожской Библии лучших, более исправных и более древних южно-славянских и русских текстов: 35:1,3 требник Ген.=олтар Остр.; 35:14 масло древяное Ген.=елеи Остр.; 37:15 вонялиц Ген.=истакти (σταχτς) Остр.; 38:36 рабичищ Ген.=евнух Остр. К этой же категориии особенностей я отношу и следующие характерные слововыражения: 35:7, 8, 10, 15, 18 нарече Ген.=прозва Остр., с этим согласны Л и русские списки; 35:10 племени Ген.=семени Остр., 37:13 ходи да тя пущу Ген.=ходи да пошлю тя Остр.; 38:18 влезе Ген.=вниде Остр., с этим совпадает Рз. По всей вероятности, тем же влиянием древних списков объясняется 35:16 «обон пол костела Гадер Ген.=недалече столпа Гадер Остр, (с поздним недалече). По всем особенностям слововыражения, в тексте Острожской Библии мы имеем лучшего представителя типа списков южно-славянских М. Г. Кр. Рз. Сав.и русских списков состава Л и Ар. Острожскому изданию этот тип был доступен еще до переработки его по тексту геннадиевского типа. Это ясно видно из большей древности словаря этих текстов сравнительно с чтением переработанных списков и из большей последовательности и выдержанности этого словаря. В острожском тексте книги Бытия, по нашему убеждению, в значительной мере сохранился давно искомый наукой мефодиевский перевод книги, лишь очень слабо наметившийся в издании книги Бытия прοφ. А. В. Михайлова , вследствие того, что ему оказались доступными только сильно переработанные списки этого мефодиевского перевода. Едва ли не такого происхождения добавления 38:21 въпроша же муж населных Ген.=въпроша же мужеи населных и рече им Остр.; 38:23 да имать то Ген.=рече же Иуда: да имать то Остр.; 38:26 очистися Фамар Ген.=очистися Фамар паче мене Остр. К этой же или, может быть, к другой категорий источников – к самостоятельной сверке доострожского текста с самостоятельно выбранным греческим оригиналом – относятся исправления текстов Острожской Библии, в роде восстановления пропусков: 35:25 опущ. Ген.=Изыде же оттуду Израиль, постави кущи за столпом Гадер Остр. Какого рода греческий текст был под руками у острожских исправителей, с этим вопросом мы несколько подробнее встретимся дальше, в других библейских книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Ложью окружал Ефрем Господа, когда, поклоняясь тельцам, думал вместе служить Богу, совершая Им учрежденные праздники: Израиль и Иуда окружали Господа нечестиями, когда служили идолам и непотребствовали на идольских празднествах. Но когда они раскаются и обратятся, буду снова знать их, т.е. «буду удостаивать своего попечения, и сделаю, что наречетесь народом, посвященным Богу всяческих». Бл. Феод. Здесь Израиль и Иуда соединяются как в нечестии, так и в последующем прощении, какое получили начинательно во дни Ездры и Неемии, и совершенно в церкви Христовой, где по уверовании, людие святи прозвашася (сн. 1Пет. 2:9 ). По св. Ефрему: «дом Израилев и Иуда были коварны, имели Меня в устах, а не в сердце, пока не принуждены стали идти в Вавилон люди святые и верные, какие нашлись между ними, как-то: Даниил, Иезекииль и прочие с ними». Евр. текст, по-видимому, отделяет Иуду и дает разуметь, что он оставался верным Богу в то время, когда Израиль поклонялся идолам. Глава 12 1. Ефрем же зол дух, гоняше зной весь день: тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирияны завеща, и елей во Египет посылаше. С Евр.: «Ефрем ловит ветер и гоняется за восточным; всякий день приумножает ложь и гибель, и вступает в союз с Ассуром, и посылает в Египет масло оливковое». Здесь св. пророк, осуждая суетные надежды Израиля, сравнивает его с человеком, который гоняется за восточным знойным ветром и получает один вред, и обличает в том, что, во-первых, сам Ефрем есть злой дух, т.е. сам похож на злой восточный ветер, распространяя один вред между другими народами; во-вторых, ловил один ветер, – служил суете, преследовал суетные и вредные надежды; в-третьих, умножал тщетная и суетная, «т.е. ставил множество идолов на холмах, ибо их называл тщетными и суетными, говорил бл. Феод., потому что подобно зною портят все их плоды»; в-четвертых, оставив Бога, искали помощи у язычников, вступали в запрещенные союзы то с Ассириянами, то с Египтянами, посылая к последним в дар свое оливковое масло, славившееся своим качеством по всему Востоку. Св. Ефрем под заветом с Ассириянами разумеет договор Израильтян – платить им дань. Прекращение этой ежегодной дани царем Осиею, вместе с изменой, подало Ассирийскому царю Салманассару повод вторгнуться в царство Израильское и разрушить оное. См. 4Цар. 17:3, 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010