Затем Софар произносит: Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется ( Иов. 20:10–18 ). Софар, в понимании святителя Иоанна Златоуста , здесь особым образом подчеркивает, что настигающее лицемеров и беззаконников наказание приходит внезапно, а значит, имеет не естественные причины, а ниспосылается Самим Богом. Как пишет Златоуст, говоря здесь как бы от лица обращающегося к Иову Софара, «их погибель происходит внезапно, чтобы ты не думал, что их беды происходят по естественному стечению [событий], но [знал, что они совершаются] по некоторой Божественной и необычной силе» 779 . В связи с этими словами Софара Святые Отцы также приводят их нравственно-аллегорическое истолкование. Так, Ориген под «желчью аспидов», таящейся «под языком» лицемеров, о которой говорит Софар (см.: Иов. 20:12–14 ), понимает яд их противного истине учения 780 . Святитель же Григорий Великий , истолковывая слова Софара Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его ( Иов. 20:15 ), пишет: «Лицемер хочет знать откровения Божьи, но только не делать. Хочет мудро говорить, но не жить. А тем, что не делает того, что знает, он теряет и то, что знает, ибо, не связывая свое знание с исполнением, пренебрегая чистотой доброго делания, он утрачивает и знание. Итак, «имение» священного закона, которое чтением он «глотал», забывчивостью он «изблюет». И Бог исторгнет его из чрева его, потому что все то, чему он не захотел служить, Бог искоренит из памяти его справедливым судом, чтобы заповеди Божьи он не держал лишь в словах своих, не исполняя их в жизни... Тот... кто держит в памяти заповеди Его, но их не исполняет, держит в словах заповедей осуждения, которыми осужден будет» 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Указание на истину предвечного рождения Сына Божия от существа Бога Отца содержится в истории Мелхиседека, ибо, по апостолу, для того не упомянуто в сей истории об отце и матери Мелхиседека, о его родословии и начале дней, чтобы он уподоблен был Сыну Божию, не от плотских родоначальников произшедшему по своему Божественно­му естеству, но прежде век сущему и предвечно рожденно­му от существа Бога Отца. На сие подобие Мелхиседека Сыну Божию указал, прежде апостола, также псалмопевец в одном из пророчественных о Христе псалмов, 109-м. В этом псалме сам Бог является свидетельствующим о Сыне: «из чрева прежде денницы родих тя... Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:3–4 ). Здесь рождение Сына, подобного Мелхиседеку священника, от существа Своего Бог Отец представляет под образом рождения «из чрева», и чрез то указует на Его единосущие с Собою; а что Он родился прежде «денницы» [утренней звезды], это значит, что Он родился предвечно, прежде всего сотворенного (слич. Пс 71,17 ). Что св. Церковь , установившая чтение рассмот­ренной паремии в празднование 1 -го Всел. собора, имела в виду именно предызображение Мелхиседеком предвечного Сына Божия, это видно из следующей стихиры, воспе­ваемой в сей праздник: «Из чрева родился еси прежде денницы, от Отца  безматерен прежде век: аще и Арий тварь тя, а не Бога славит, дерзостию смешая Тя зиждителя тварем безумно, но собор иже в Никеи Сына Божия Тя проповеда Господи, Отцу и Духу сопрестольна» (стих. на Господи воззвах). «В-третьих», потому, что вообще победа Аврама, храни­теля истинной веры, над царями, вторжением своим в мирные гражданские общества возмутившими мир их, слу­жит образом торжества пастырей Церкви, сошедшихся на великий собор, и главы ее Христа над нечестивыми врагами ее, возмутившими ее мир своим лжеучением. На сие сход­ство того и другого торжества указывается также в одной из песней канона, положенных на праздник 1-го Всел. собора: «Якоже древле божественный Аврам, ввоинившеся вси всечестнии богоглаголивии людие, враги Твоя, Блаже, неистовые Твоею силою крепко погубиша».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Человек пресыщенный – злая воня 36 для Бога, Богородицы, Ангелов и святых; он смердящий труп, живой мертвец, потому что душа его порабощена сластям и связана ими, как пленница. Не от пристрастия ли к чреву произошли все беды в мире? Не чрево ли – рычаг в мире всякого зла? Не для чрева ли скопляются богатства, завоевываются чужие земли и тесны бывают свои? Не из-за чрева ли враждуют единокровные? Не из-за чрева ли дети гонят нередко своих родителей? Не из-за пресыщения ли происходят гордость, злоба, зависть, уныние, отчаяние? Господи! Просвети сердечные очи потомков первозданного человека и мои, да не рабствуем мы чреву, да ревнуем о воздержании, посте, молитве, о просвещении омраченного грехами и пристрастиями естества нашего, об источении и умерщвлении грехолюбивой плоти. (Какая нужда, например, тебе есть-пить по утрам и время, особенно удобное для молитвы и занятий, отдавать чревоугодию? Если с вечера ты ничего не ел, то утром можешь несколько вкусить легкой пищи и, если нужно, пития; а если с вечера ел – поутру не должно есть ничего до часа первого или до полдня.) Даждь славу Богу: не возвышай пред лицом Божиим человека-грешника ложным возвышением из-за его рода, чина, ума, богатства, силы; помни, о иерей, что он – грешник и сам ты – также, и оба или все глубоко смиряйтесь пред Господом и работайте Ему со страхом и трепетом. Да молчит всякая плоть человеча... и ничтоже земное в себе да помышляет 37 пред лицом Господа, в храме Его. Сердца наши к Тебе, Слове, да возвысятся и да ничтоже усладит нас от мирских красот на слабость! 38 Чем виновато невинное дитя? А и оно бывает причиною моего соблазна. Значит, причина во мне, а не в других, и надо осуждать свое нечистое и злое сердце. Я сам по благодати Господней издаю журнал о милостыне. На что мне другие журналы? Самые лучшие из них должны говорить о милостыне. Господи! Мирскаго мя превышша слития сотвори 39 . 14 декабря. 14 декабря. Раннюю литургию совершив благопоспешно, причастился Святых Таин неосужденно, в мире душевных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вы слышали начало в нынешнем Евангелии, где сказано: «в преполовение праздника взыде Иисус во церковь и учаше» ( Ин. 7:14 ). Ниже Евангелист сказывает, чему именно учил Господь в нынешний день, выслушаем Его: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин. 7:37–38 ). Чтобы лучше уразуметь связь сей проповеди со временем, в которое, и обстоятельствами, при коих произнесена она, должно припомнить, братие, что в праздник кущей, между другими обрядами был и тот, чтобы брать торжественно воду из источника Силоамского и носить в храм Иерусалимский. Один из главных священников в сопровождении хора левитов исходил для сего из храма, сходил под гору, на коей находился он, черпал золотым сосудом воду из Силоамского источника, приносил его на главе в храм среди гласа труб и органов, и там возливал на алтарь. Священная церемония сия была одна из самых величественных и сопровождалась таким веселием в народе, что у Евреев образовалось присловие: «тот не знает радости, кто не видал радости священной воды в праздник кущей». Вода же самая, носимая таким образом, означала собою частью прошедшее, – те воды, кои Евреи не раз чудесно получали во время странствования по пустыне; частью будущее – дары благодати, имевшие излиться (во время пришествия Мессии) на Его последователей. Теперь представьте, что во время несения первосвященником воды Силоамской ко храму, когда толпы народа не помнили себя от веселия и радости, Иисус Христос остановился на одном из возвышенных мест при храме, и величественным гласом взывает: «аще кто жаждет, да придет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин. 7:37–38 ). То есть, как бы так говорил Он Иудеям: вода, за коею исходите вы с таким торжеством, которую пьете с такою радостью, хотя есть самая чистая, но она утоляет жажду только одного тела и только на время, но в вас есть жажда духа, которой не может утолить никакая вода. Хотите ли утолить и сию жажду, утолить навсегда? Обратитесь ко Мне, уверуйте в Меня, предайте себя всецело и навсегда Мне. Я дам такую воду, которую испивший не будет иметь жажды никогда. Напротив, сами сделаетесь живоносным источником для других, непрестающим, неиссякающим. «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин. 7:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Как явился на земле Сын Божий Что значить воплотился? От кого Сын Божий воплотился на земле? Знала ли Мария, что от неё родится Спаситель мира? От кого она узнала об этом? Как назвал Марию архангел Гавриил? Почему Дева Мария называется Богородицею? Какое место в ряду других существ занимает Богоматерь? Дво, радйс, Благодатная Господь съ Тобою: благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева твоег, ко Спаса родила ес дшъ нашихъ. Благодатная – получившая благодать от Бога; благодать – Божья сила, помощь, любовь; благословить – сказать доброе слово, пожелать добра, величать, наделить счастьем; плод чрева – родившийся; Спас – Спаситель. В молитве этой мы говорим Деве Марии: радуйся, называем ее Богородицею, потому что родившийся от нее был не просто человек, а в то же время и Бог, то есть Богочеловек; – благодатною, потому что она получила от Бога благодать, то есть любовь и силу Божью, так как с нею Господь; – благословенною в женах, потому что она возвеличена Богом и преимущественно достойна благословений. Мы называем благословенным и плод чрева ее, то есть того, Кто от нее родился. Затем мы высказываем, почему ее так величаем: яко Спаса родила ecu душ наших, потому что ты родила Спасителя наших душ. есть ко во­ис­ти­н блажити Т, Богородиц, Присноблаженню и Пренепорочню, и Ма­терь Бо­га на­ше­го. Чест­нй­шю и слав­нй­шю безъ безъ Бо­га Слова рождшю, с­щю Богородиц Т ве­ли­ча­емъ. Яко – чтобы; воистину – по истине, по справедливости; блажити – величать, прославлять; присноблаженный – всегда блаженный; пренепорочный – в высшей степени непорочный; без истления – без болезни; Бог Слово – Сын Божий, второе Лице Пресвятой Троицы; рождший – родивший; сущий – настоящий, истинный; честнейший – достойнейший; херувимы и серафимы – высшие ангелы. В этой хвалебной песни мы сперва обращаемся к Богородице с прославлением, которое по справедливости принадлежит ей, как всегда блаженной и в высшей степени непорочной Матери нашего Бога. Потом мы величаем ее, то есть, прославляем, превозносим хвалами, потому что она обладает большим достоинством, чем херувимы, несравненно славнее серафимов, так как она без нарушения девства родила Сына Божия и есть истинная Богородица. Сына Божьего мы называем здесь потому Богом Словом, что Он, явившись на земле, открыл, то есть показал, нам невидимого Бога Отца точно также, как наше слово выражает мысль, скрытую в нашей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С первого взгляда жизнь Предтечи Господня покажется неподражаемой по своей высоте и исключительности его положения. Избранный от чрева материя и еще во утробе ее исповедавший Христа Господа, и почтивший Пречистую Владычицу, — по рождению скоро вынужденный укрыться в пустыне и там воспитавшийся, оттуда особенным гласом вызванный на дело приготовления людей к сретению Господа, — огласивший проповедью долины Иорданские, привлекший к себе и вразумивший целые сонмы заблуждавших и указавший всем путь спасения к Господу–Агнцу, закланному от сложения мира, — крестивший сего агнца Спасителя и вскоре потом, как уже совершивший свое дело, по Божию попущению взятый в темницу за небоязненное обличение неправды, по злобе жены с одной, и по женоподобной слабости, — с другой стороны, — оканчивает здесь свое поприще мученическою кончиною, по повелению властителя, объюродившего в жару женонеистовых движений, возбужденных плясовицею на пиру. — Чему тут можно подражать, скажет иной, и чему поучаться нам, немощным? Но вникните ближе и найдете! Св. Иоанн Предтеча избирается из чрева матери своей. — Его зачатие предвозвещается, его будущее служение предсказуется, равно как и слава, его ожидавшая в благодатном Царстве. Вот черта, кажущаяся более всех далекою от нас, которая, однако ж, более всех близка к нам. — Не дивитесь, если скажу, что мы все, — христиане, — избраны от чрева материя, нам предвозвещено и назначение наше, и слава, ожидающая нас. Ап. Павел говорит, что Бог " избра нас во Христе Иисусе еще прежде сложения мира, выти нам святым и непорочным пред ним в любви " (Еф. 1,4, П.), и чрез то наследниками вечного живота. — То, что мы родились от христианских родителей, и тотчас чрез крещение соделались христианами, это первая к нам милость Божия — избрание нас быть причастниками благодати Христовой и уготованных нам благ вечных. Вот подобие Св. Иоанну в избрании! Поревнуем же быть ему подобными и в оправдании избрания. Он явил себя именно таким, каким быть избран. — Явим и мы себя такими, какими быть избраны. — Цель избрания знаете, и то, как достигнуть ее, ведомо вам. Я только словом Апостола приглашаю: " Потщитеся, братие, — известно ваше звание и избрание творити " (2 Петр. 1, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Пс.131:11–12 Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Изложив свои прошения в молитве пред Богом, псалмопевец, т.е. сам царь Соломон, выражает потом надежду на то, что эти прошения его к Богу будут исполнены. Эту надежду он основывает на том, что молится Тому же Господу Богу, Который благоволил к Давиду, отцу его, и, оказывая свое благоволение, Господь дал разные обетования Давиду, которые, относясь лично к Давиду, вместе с тем, относились к лицу Иисуса Христа, Сына Божия (см. 2Цар.7:16 ; Ис.9:6 ; Лк.1:32–33 ; Деян.2:20,31 ). И эти обетования не просто дал, но с клятвою. Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: последними словами как бы подтверждает, что обетования Божии непреложны, что истина Господня неизменна, хотя и под условием. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем, т.е. от семени Давида произойдут цари еврейского народа. «Но конец обетования, – говорит блж. Феодорит, – утверждает Владыка Христос, возобладав царством Давида». «Это одно обещание, – продолжает тот же Феодорит, – и оно получило исполнение: ибо не только Соломон, но и сыны Соломона удостоились царских престолов, а конец обещания подтвердил Владыка Христос, приняв во власть свою царство Давидово. Это предсказал, по внушению Божию, и пророк Исайя: «Отрок родился нам», и несколько далее: «На престоле Давидовом и на царстве его исправить его отныне и до века» ( Ис.9:6 ). Итак, сие-то обещание, как я сказал, утвердил Христос, а другое, т.е. нижеследующее, дал Бог не неопределенно, но с некоторым ограничением» (7, с. 1044]. Это ограничение, или условие, под которым Бог обещал Давиду посадить на царском престоле его потомков его, имеющих произойти от плода чрева его, состояло в следующем: «Если, – говорит, – сыны твои, Давид, будут хранить завет Мой и свидетельства, или откровения Мои (свидения Моя сия), которым Я научу их (посредством чтения их); если, говорю, сохранят закон Мой имеющие быть преемниками царства сыны твои, то не только сыны твои, но и сыны сынов их вовеки будут сидеть на престоле твоем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 49 1. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» ( Ис.49:1 ). Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. «Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель ( Мф.1:23 ). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9 ). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени. 2–4. «И соделал уста Мои как острый меч» ( Ис.49:2 ) которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. «Тенью руки Своей покрывал Меня». Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – «острый меч» есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не вразумляет тебя и Павел, точнее всякого ведущий небесное, утверждая, что упразднены будут и чрево, и его пожелания (см.: 1Кор. 6, 13 ); напротив того, весь ты занят трапезой, со всею роскошию угождаешь одной только гортани, чрево почитаешь богом. Посему если думаешь, что все кончится с настоящею жизнию, то прекрасно подвизаешься, обременяя себя яствами. А если веришь, что будет нечто и после сей жизни, то приготовляй дела свои к отшествию (прп. Исидор Пелусиот , 60, 194). ...Если чаешь отойти к Богу, то послушайся моего совета и угашай неистовство чревоугодия, ослабляя в себе разжжения сластолюбия, которых излишество предает нас тамошнему пламени (прп. Исидор Пелусиот , 60, 199). Источник. Пренебрегай лакомые снеди, потому что в скором времени обращаются они в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление оных сверх потребности ныне порождает болезни, а в будущей жизни подвергает ответственности на Суде (прп. Исидор Пелусиот , 60, 207). Источник. Чревоугодием ... называется излишество. Но и неистовая заботливость о чреве есть также чревоугодие, потому что ?????? значит неистовый. Поэтому, для чего оставив соразмерное и благодарное употребление даров Божиих, стараешься с неистовством о лакомых яствах и суетных поварских ухищрениях, которые не к напитанию служат, но приводят в страстное неистовство? (прп. Исидор Пелусиот , 60, 219). Источник. Поскольку в естестве нашем, при множестве нужд, самая великая – нужда чрева, потому что, предписывая нам многое, всего меньше соглашается покориться разуму, то будем удерживать самоуправство чрева рассудком, и неукротимое ухитримся сделать ручным. Достигнем же сего, если нужде станем удовлетворять потребным и неумеренность сокращать тем, что будем довольствоваться малым (прп. Исидор Пелусиот , 60, 304). Источник. Если чрево препобедишь, то овладеешь и тем, что от чрева, и не заслужишь осмеяния... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 392). Источник. ...Простирающиеся далее довольства необходимым и позыв на пищу оскорбляют пресыщением, и притупляют чувства, и сами того не замечают, что от излишества в наслаждении теряют наслаждение пищею (прп. Исидор Пелусиот , 62, 230). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О, ругатель человечества! О, человекоубийца! Кто это? – Диавол. (5 мая.) Увы! терние страстей во мне усилилось и совсем заглушает пшеницу добродетелей. Увы! из-за житейских сластей любовь к ближнему и, следовательно, к Богу иссякает ужасно! Один человек пред смертию говорил своей плоти: радуюсь, что ты болишь, разрушаешься, наветница, враждебница моя, и не будешь уже больше гнездом диавола. О посещении заключенных в темницу, или арестантов, говорю в своих проповедях, а сам не посещаю их даже по долгу. Что это значит? Или говорить только можно, а делать предоставить тому, кто желает? Где же пример проповедника?.. Увы! по грехам моим я достоин десяти темниц – и доселе остаюсь свободным, по милосердию Божию! А братия мои арестанты по нужде, может быть, сделали грехи – и посажены в тюрьму. Много я узнал, а азбуки всё еще не знаю, то есть обуздания чрева. Корень всех добродетелей есть обуздание чрева, и корень всех зол – необузданность чрева. Господь Иисус Христос прежде всего наложил пост на чрево, когда искушаем был в пустыне сатаною. И нам неотменно нужно ежедневно творить брань с чревом и побеждать его прихоти. Всесожегаемая. Всего ветхого человека сожги – благодатию Святого Духа. Якоже огнь да будет ми Тело Твое Святое, сжигая страстей терние. Ближний ­­ близнец: все люди ближние – близнецы, потому что от одной крови. По рекомендации преосвященного Филофея была у меня сегодня (27 апреля), в понедельник, из Ярославля священника вдова Ульяна Дмитриевна Лаврова, просфорница из Демид[овского] лицея, по случаю случившейся с нею напасти – похищения саквояжа с деньгами и вещами. Славная, духовная женщина: в сладость побеседовал я с нею часа три. В 11 часов отправилась на пароход. Просила помолиться за юношу Иоанна. Рассказывала со слов преосвященного Филофея о том, как некоторые архипастыри, например Нафанаил Псковский, умирая, ничего не оставляли; как похвальна милостыня; что грешно монахам оставлять после себя капиталы на соблазн людям; что миряне должны брать пример с монахов или духовных нестяжания и любви к Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010