«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 37–39). В этом евангельском чтении описано как будто бы нечто совершенно отличное от того, что произошло с апостолами в день Пятидесятницы. На них сошел Дух Святой в виде огненных языков, здесь же говорится о реках воды живой, которые истекут из чрева. Под чревом нужно понимать не собственно чрево — живот, а духовную внутренность человека, каковой является душа. Тело — это внешняя сторона человеческого существа, душа — внутренняя. Когда из души человека начинают истекать реки воды живой, это и есть признак действия в нем благодати. Благодать может являться в виде огненных языков, как было с апостолами, каким-либо иным образом, а может быть совсем невидимой, но внутренний ее признак несомненно такой — она истекает из сердца человека, из его души. По описаниям внутреннего опыта подвижников мы знаем, что действие в сердце молитвы Иисусовой выражается в том, что она течет в нем, как ручеек или река. Когда у одного старца спросили, есть ли у него непрестанная Иисусова молитва, он сказал: «Течет», указав жестом направление этого течения от головы к сердцу. Выражение Спасителя: «Реки исходят из чрева воды живой» необыкновенно точное. Ручеек молитвы есть только начальное действие благодати. Когда же благодать переполняет сердце, она, как из до краев наполненной чаши, начинает изливаться и заполняет сначала всю душу, а потом и тело, словно некий сосуд. Так учит святитель Игнатий (Брянчанинов), который проповедовал истины, пережитые им самим. Поэтому и свои труды он назвал «Аскетическими опытами», этим названием подчеркнув, что все, о чем он учит, есть именно опытное знание, а не какие-нибудь отвлеченные мысли. Итак, благодать, истекая из сердца человека, наполняет душу, а потом освящает и самое тело, о чем и говорит святитель Игнатий, толкуя слова пророка Давида: «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?» ( Пс.34:10 ), то есть вся плоть человека проповедует об этом действии благодати. Некоторые подвижники, жившие уже в послеапостольские времена, в IV столетии, которое называют «золотым веком» монашества, были преисполнены великой благодати. К одному старцу пришел монах и спросил: «Как нужно молиться?» Тот ответил: «Если хочешь, молись так…» — и, когда он поднял к небу руки, они засветились и стали как огненные. Вот человек, на котором исполнились слова Спасителя, что «из чрева его истекут реки воды живой». Некий монах нечаянно стал свидетелем того, как молился Арсений Великий : он стоял весь огненный. Благодать столь обильно действовала в этом подвижнике, что просветилось и его тело.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Егда же благоволи Бог . Когда благоволил, — а прежде этого разве не благоволил? Если избрал еще от чрева материя, то и благоволил с того времени, как избрал. Но то благоволительное избрание — вечное; во времени же Бог делом совершает Свои вечные предначертания, когда приходит время. У Бога всякой вещи свое время. Свое время было для пришествия Господа на землю чрез воплощение (см.: Гал. 4, 4); будет свое время для второго Его пришествия; есть свое время для всякого явления в жизни общественной и в жизни каждого человека. Так был свой благоприятный момент и для обращения святого Павла. Божественное промышление не пропустило его. Святой Павел, по обращении и просвещении Духом, уразумел это и исповедует теперь пред всеми. «Заметим, — говорит святой Златоуст,— как он все случившееся с ним признает не человеческим делом, но приписывает Богу, все устрояющему о нем по особенному промышлению». Но Павлов Бог и наш есть Бог. Потому в этом для нас урок смотреть на события своей жизни при свете веры в благое Божие промышление. Но спрашивается: «если он избран от чрева матерня, то как же он был гонителем?» (святой Дамаскин). «Если он избран от чрева материя, а призван после, то, конечно, по какому-либо благопромышлению, в этот промежуток времени был оставлен самому себе» (Экумений). «Смотри, как он здесь старается показать, что и самое время, в продолжение которого он оставался в заблуждении, было в зависимости от недоведомого некоего усмотрения Божия. Ибо, если он от чрева матери своей избран быть Апостолом и призванным к служению сему, а призван после и, званный, послушался Призывающего: явно, что Бог по недоведомой какой-нибудь причине доселе медлил призванием его. Какое же тут было смотрение Божие?» (святой Златоуст). «То, чтоб внезапное его изменение многим послужило к удостоверению в истине Евангелия» (Экумений). «Это и сам Павел решает в другом месте, говоря: да во мне первом покажет все долготерпение, за образ хотящим веровати Ему в жизнь вечную (ср.: 1 Тим. 1, 16)» (святой Дамаскин).

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

Первый день праздника и последний, или седьмой, называли великими, потому что и Закон последний день праздника называл нарочитым, святым (Лев 23:35–36). Следуя сему, и евангелист называет последний день великим. Справедливо Он обращается с речью к народу в последний день и тем как бы напутствует его на обратный путь домой. Ибо говорить тем, которые среди дня предавались увеселениям, было бы неблаговременно. Они не стали бы слушать. Иисус возгласил громко частью для того, чтобы быть услышану, частью для того, чтобы показать смелость, что Он не боится никого. Ин 7:38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Что же говорит Он?  «Кто верует в Меня, как сказано в Писании». Здесь должно остановиться, потом снова читать  «из чрева потекут реки» (Ис 12:3; Иоил 3:18). Многие веровали по причине знамений. Он показывает, что веровать должно не столько на основании чудес, сколько на основании Писания. Ибо правая вера от Писания. Посему Он говорит:  «Кто верует в Меня, как сказано в Писании», то есть как Писание свидетельствует обо Мне, именно: что Я Сын Божий, Творец, Господь всего, Спаситель мира. Ибо многие, по-видимому, веровали, но не так, как сказано в Писании, а как им хотелось. Таковы все еретики. Сказал, что у такого верующего потекут реки из чрева. Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давид:  «и закон Твой у меня в сердце»  (Пс 39:9). Сказал, что потекут  «реки воды живой», а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, из чрева текут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали вслед за собою, как реки какие, неудержимым течением своим. Ин 7:39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

для иудеев 55 Пс.21:8 .  Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою Пс.21:9 .  Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему). Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его)( Матф.27:39 ), и в Евангелии от Луки, написавшего сие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос-избранный Божий ( Лук. 23:35 ) 56 Пс.21:10 .  Яко Ты, еси исторгий мя из чрева Чрез сообщение с мужем разрушаются ключи девства жены; ибо семя вброшенное мужем, естественно разверзает утробу; которая, затворившись содержит семя в себе, доколе младенец не сделается совершенным; а когда он совершится, сия утроба, стесняясь бременем и великостью младенца, разверзается опять и таким образом дает младенцу свободу выйти вон, или родиться. А в отношении к рождению Христа Спасителя надобно сказать, что как зачатие Его было без семени мужеского, так и рождение младенца было сверхъестественное и преславное. Поелику сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы. Упование мое от сосцу матере моея! Ты, Боже, говорит, надежда моя от сосцев матери моей, ибо с сего самого времени Я познал надежду мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лице Божеством, как и Евангелист Лука сказал: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростию; и благодать Божия была на Нем ( Лук. 2:40 ) 57 Пс.21:11 .  К Тебе привержен есмь от ложесн Твоему, Отец мой, покрову Я предан, потому что на земли Я не имел отца. От чрева матере моея Бог мой еси Ты Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем, как мы уже сказали, соединенным со Мною Божеством. А слово «от чрева» означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения! Пс.21:12 .  Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались ( Матф.26:37, 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:18 ) «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» ( Ин.3:16 ) В Кол.1:15 сказано, что Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Пролог Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога». В греческом тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theon». В.Н. Лосский пишет: «Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким образом «прос» содержит в себе идею отношения, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы». Сын рождается из существа или естества Отца, а не из ничего или каким другим образом Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды, не из ничего. Это – а) следует из самого понятия о рождении: «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности, точно так, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего» (Иоанн Дамаск. Точное Изложение прав. веры кн. 1, гд. 8; Athanas. de decret, Synod. Nicen. n. 6); и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ). «Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего»? (Hilar. dc Trinit. lib. VI). «Это не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истинные, а не ложные порождения, обыкновенно, раждаются из чрева родителей; то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева». Василий вел. прот. Евном. кн. VII. Хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что либо при этом отделялось или Отец чего либо лишался Впрочем, хотя Сын рождается из самого существа Отца, но не так, чтобы от существа Отца что-либо при этом отделялось, или чтобы и Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недостаток: нет, – «неразделимый Бог безраздельно родил Сына», «родил Премудрость, но Сам не остался без премудрости; родил Силу, но не изнемог; родил Бога, но сам не лишился божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился: равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» ( Кирилл Иерусалимский . Огласительные поучения XI, п. 18). Или, если указать на близкое подобие: Сын родился от Отца, как свет от света. Рождение Сына Божия есть рождение вечное и, следовательно, никогда не начиналось и никогда не оканчивалось

http://azbyka.ru/syn-bozhij

20.  Но какова же лукавость ваша, если вы стараетесь убрать даже слог «от» (ех), написанный в качестве предлога, и воспользоваться другим, который в таком виде не встречается в Священном Писании? «Через» (per) Деву, говорите вы, Он рожден, а не «от» Девы, и: «в» ложеснах, а не «от» ложесн, — ибо и ангел сказал Иосифу во сне: Что в Ней рождено, то от Духа Святого (Матф. 1:20); и не сказал: от Нее. Но ведь ясно, что если бы даже он употребил слова: от Нее, — то разумел бы все равно: в Ней, — ибо то, что было от Нее, было в Ней. Сообразно этому, стало быть, слова его «в Ней» и «от Нее» совпадают: ибо, что было в Ней, то было от Нее. Хорошо, впрочем, что тот же самый Матфей, излагая родословие Господа от Авраама до Марии, говорит: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой рождается Христос (1:16). Да и Павел предписывает молчать этим «грамматикам»: Бог, — говорит он, — послал Сына Своего, ставшего от жены (Галат. 4:4). Разве он говорит «через жену» или «в жене»?. А если он предпочел сказать «ставшего» (factus), так это слово выразительнее, чем «рожденного» (natus), ибо гораздо проще было бы ему сказать «рожденного». А говоря «ставшего», он указал на слова: Слово стало плотью (Иоан. 1:14) и подтвердил реальность (veritas) плоти, ставшей от Девы. В этом случае покровительствуют нам и псалмы, но, конечно, не псалмы отступника, еретика и платоника Валентина, а святейшего и всеми признанного пророка Давида. Он воспевает Христа для нас, и через него Христос воспел Сам Себя. Вонми Христу и услышь Господа, говорящего с Богом–Отцом: Ибо Ты Тот, который извел Меня из чрева Матери Моей (Пс. 21:10), — вот одно. Ты упование Мое от груди Матери Моей; на Тебя оставлен Я от чрева Ее (10–11) — вот другое. И от чрева Матери Моей Ты — Бог Мой (11) — вот третье. Теперь разберем смысл этих слов. Ты извел Меня, — говорит Он, — из чрева. Но что исторгается, если не то, что прилежит ему, что связано и прикреплено к тому, из чего–ради разобщения — исторгается? А если Он не прилежал чреву, то как мог быть исторгнут? Если Тот, Кто был исторгнут, прилежал чреву, то как мог Он прилежать иначе, нежели как прилежа чреву через пуповину, то есть как бы через отросток той оболочки [плода], которой она связана с порождающим чревом? Ведь даже когда одно внешнее соединяется с другим внешним, то оно так сплачивается и срастается с тем, к чему прикрепилось, что при отторжении забирает с собой часть того тела, от которого отторгается, — как бы след расторгнутого единства и взаимодействия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Как же насмехались люди над Христом! Окружающие признавали, что Он спасал других от болезней и даже смерти, – и вдруг в них торжествует злоба: давай, покажи, сделай! Некоторые святые отцы даже полагали, что Иуда Искариот верил: Христос, обладающий Божественным могуществом, не подвергнется насилию. Предатель не ведал, что Спаситель добровольно идёт на страдания как Искупитель мира. Страшен момент смерти Богочеловека. Солнце скрылось, мир погрузился во тьму. Господь сказал: «Совершилось!», – совершился искупительный подвиг. «И, преклонив главу, предал дух» ( Ин.19:30 ). И тут в одно мгновение всё изменилось: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» ( Мф.27:50–54 ; Лк.23:47–48 ). Часть 2 Дальше Спаситель объясняет в псалме Свою природу: Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея (10). Ибо Ты исторг Меня из материнского чрева, на Тебя уповаю с самого раннего младенчества – когда ещё питался материнским молоком. Христос таинственно воплотился на земле, Он был зачат в утробе Пречистой Девы Марии. Архангел Гавриил объяснил Деве: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). Девять месяцев Спаситель находился во чреве Матери, как это свойственно человеку, зачатому от семени. Бог определил Еве после грехопадения: «...в болезни будешь рождать детей» ( Быт.3:16 ). Но святые отцы полагали, что Пречистая Дева при рождении Сына не испытывала боли, как это бывает у всех матерей. Господь избавил от этого Её и Младенца Христа. Тех, кто ведёт праведную жизнь, Бог не оставляет. Тем более Богочеловек никогда не был отделён, отвержен от Божественной природы: К Тебе привержен еси от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты (11). Эти псаломские слова выражают внутреннюю, исполненную Божественной силы молитву Спасителя в тот момент, когда Его предсмертные страдания доходили до невообразимого предела: «К Тебе я привержен от самого зачатия, от чрева Матери, Ты Мой Бог». И мы несомненно веруем в «Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна» ( Символ веры ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Глава 49. «Раб Божий», как Основатель вечного Завета, униженный миром и прославленный Богом. Обращение всех народов к Богу-Спасителю. Восстановление разоренного Сиона и господство его над язычниками 1–3. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. (Послушайте Мене острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя. И рече Ми: раб мой ecu ты Израилю, и в Тебе, прославлюся). Древние народы, населявшие обширные и отдаленные страны, имевшие каждый свое вероучение и нравоучение, особое богослужение, руководствовавшиеся баснословными (мифологическими) преданиями своей старины и опытной мудростью своих предков, как священным залогом и законом общественной жизни, не знали, не могли и даже не желали знать истины Божественного Откровения, данного избранному народу – Израилю. Но вот наступает новое время, когда все народы земли услышат проповедь Божественной истины из уст избранного Раба Божьего. – Обращаясь ко всем народам мира, Раб Божий, говоривший через всех пророков, говорит и через Исаию: Послушайте Мене, острова – по направлению на запад собственно острова и побережные земли Средиземного моря; и внемлите, языцы – народы отдаленных земель Востока (ст.12). Временем многим стояти будет, глаголет Господь, через многое или неблизкое еще время настанет и совершится то, что в течение еще более продолжительного времени только ожидалось, что говорил и говорит Господь, а именно – придет Спаситель мира, Основатель вечного завета. – От чрева матери Моея нарече имя Мое: для величайшего дела своей благости, которое было предопределено от вечности, Господь чрезвычайным образом избирает Раба Своего – еще от чрева Матери Его, т.е. еще при зачатии Его во чреве Матери, нарекает Ему имя, – дает Ему такое знаменательное имя, которое точно определяет Его Богочеловеческую природу, личные свойства и совершенства, великое служение Богу и человечеству и мировую славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ну, почему невозможно? - Вообще, надо сказать, что анафема - это, понимаете, это ведь не действие со стороны церкви по выталкиванию члена за ее пределы, за забор какой-то, ограду, или из храма вытолкнуть человека, нет. Анафема - это констатация церковью того, что сам человек себя вывел за пределы тела церковного. И если бы это было не так, то тогда бы в чине, например, исповеди, когда священник читает общее перечисление грехов и читает молитву, он упоминает, что, согрешая, мы все сами под свою анафему падоше. То есть, согрешая, человек выводит себя, в принципе, из тела церковного, а через покаяние вновь входит. Но здесь этот сознательный выбор, который ими делается, и отказ приносить покаяние, конечно, очень и очень настораживает. - Батюшка, тут вопрос про скопцов. Как же скопцы, рожденные от чрева матери? - Ну, понятно, тут Христос упоминает о трех видах скопцов. В том тексте 19-й главы от Матфея, которую я упоминал, действительно, есть скопцы, которые от чрева матери таковыми родились, то есть, неспособны к деторождению. Те скопцы, которые оскоплены от людей- это второй разряд скопцов, это действительно вот то техническое действие, которое совершается и совершалось в древности, и третье- это те, кто сам себя оскопил ради Царства Небесного. Христос в данном случае цену дает только последним. А те, что от чрева матери оскоплены, те, что оскоплены от людей- это, в принципе, нейтральный момент. То есть, он никаким образом в область Духа не входит. И человек, рожденный оскопленным от чрева матери, может быть как грешником, так и праведником. То же самое оскопленным от людей, как грешником, так и праведником. Вот, мне кажется, и ответ на вопрос. - Ну, еще такие вопросы: как хранить и как пользоваться земелькой с могилок святых? - Самое такое удобное пользование земелькой с могилок святых - это прикладывание их к частям болящего тела, или, может быть, головы, требующей вразумления. Это, мне кажется самое подходящее использование. - Батюшка, возвращаясь к началу нашей программы, мы говорили о преподобных, родителях преподобного Сергия, и Марии, об этом удивительном времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Прииде, воплощся, Христос Бог наш из чрева, Егоже Отец прежде денницы раждает; правления же держа пречистых сил, в яслех скотиях возлежит и пеленами повивается, разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений. Толкование Начало для данного тропаря заимствует священный песнотворец из 109 псалма, в котором от лица Бога Отца говорится к Сыну: Из чрева прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ). Если следовать наиболее точным толкованиям, в том числе и творца данного канона песнописца Космы, в этом изречении подразумевается предвечное Рождение Бога Сына от Бога Отца. Поскольку Господь в Евангелии, говоря о Своём божественном Рождестве, обращается к словам именно 109 псалма: Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене ( Пс.109:1 ). Итак, песнотворец говорит: «Единородный Сын и Бог, Которого безначальный Отец рождает бесстрастно и прежде веков из чрева Своего, в последние времена пришёл и воплотился от Девы». Слово «чрево», по словам Феодорита, имеет символическое значение и образно относится к Отцу, ибо Бог бестелесен и невещественнен, чрева или иных органов телесных и человекоподобных Он не имеет, это исключено! А по словам Иоанна Златоуста , слово «чрево» указывает на подлинность Рождества, то есть, что Сын родился от одной и той же сущности Отца. Севир считает, что чрево указывает на единосущность, а по мнению Феодорита, оно указывает на тождество сущности. Ибо как у людей родные их дети рождаются из их же тела и имеют одно и то же с их родителями естество, так и Ты, Единородный Сыне мой, родился от меня, Отца Твоего Единосущного, и показываешь в Себе Самом мою сущность неизменной. Под словом «денница» подразумевается, по мнению Птохопродрома, не только солнце и перед солнцем восходящая (утренняя) звезда Афродиты (то есть планета Венеры), но и высший из Ангелов, которого прежде за его светлость называли Люцифером (то есть светоносным), но ставшего в последствии из-за своей гордыни тьмой. Поэтому «прежде денницы» означает, что Сын родился от Отца прежде всякого творения, видимого же и невидимого. И потому Феодорит и Севир «прежде денницы» понимали как «прежде веков». По словам же Афанасия Великого , «прежде денницы» указывает на то, что способ Рождества Сына находится в безвестности и непостижимости и сокрыто в глубокой тьме, то есть оно полностью невидимо и непостижимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010