В этом случае смерть отроковицы также была настолько очевидна, что над Господом стали смеяться, как над человеком, говорящим что-то абсурдное. Сразу же после своего воскресения она захотела есть — эта подробность говорит о том, что перед Спасителем была маленькая девочка, еще не понимавшая, что произошло. Она не только стала полностью здорова, но и, как к выздоровевшему ребенку, к ней сразу вернулся аппетит. Из Евангелия мы знаем и другие подробности совершения этих чудес: название местности, где был воскрешен юноша, — город Наин; имя отца отроковицы — Иаир. Вполне может быть, что эти люди были известны первым христианам. И, наконец, самое великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря Четверодневного. Он умер за четыре дня до того, как Господь пришел к его гробу. Поскольку Палестина — страна скалистая, то у иудеев был обычай хоронить усопших не в могилах, как у нас, а в пещерах. Тело праведного Лазаря подверглось тлению, поэтому его сестра Марфа сказала: «Господи, уже смердит, потому что он уже четверодневен» (см. ст. 39). Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом, которого она горячо любила, — она не понимала, что Он на самом деле хочет сделать, и поэтому предостерегла отваливать камень от пещеры. Трудно говорить такие слова о родном человеке, но Марфа, как мы знаем из других евангельских повествований, была здравомыслящим, хозяйственным человеком. При чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того чтобы утешить Марфу и Марию и посочувствовать их горю. Видимо, их семья была известна, а Лазарь был молодым человеком, потому что, по Преданию, после своего воскресения он прожил еще многие годы и даже стал Кипрским епископом. И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, предвзято настроенные люди, — все они стали свидетелями воскрешения Лазаря. Когда он, подобно кокону, обвитый погребальными пеленами — как изображается на наших иконах, — вышел из пещеры, Спаситель сказал: «Развяжите его и оставьте идти» (см.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Пусть же сестры и сродницы умершего ума — плоть, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут к Христу и припадут пред Ним, ведя вслед за собою и помыслы исповедания, как те — иудеев. Ибо Иуда — значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира, не погребайся в житейских развлечениях и страстях; — подобно как и ученикам Своим Он говорил: ‘вы не от мира’ (Ин. 15: 19), а апостол Павел: ‘и мы выйдем к Нему за стан’ (Евр. 13: 13), то есть мир, — и таким образом воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобой. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, кратко сказать, был в самом худом положении и «по деятельности», которая обозначается руками и ногами, и «по созерцанию», которое обозначается покрытым лицом, — итак, хотя он находится в таком бедственном положении, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра». Чего да сподобит нас милосердный Господь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1510 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Литература   Вот как описывает воскрешение четверодневного Лазаря один из великих каппадокийцев, святитель Амфилохий Иконийский: «Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: " Это он. Это не он. Похож на него " (Ин. 9: 9). Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти.

http://pravoslavie.ru/30002.html

  Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия— а романам Достоевского отказать в том невозможно— цитируется Священное Писание, то пренебречь этим— значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста. В «Преступлении и наказании» Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря (Ин. 11, 1-45). Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел всего романа. О воскрешённом Лазаре впервые напоминает Раскольникову следователь Порфирий Петрович, сопрягая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя (отчасти лишённый индивидуального отличия Порфирий становится олицетворением некоего надличностного начала, которое направляет действия Раскольникова): «— Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим? — Верую,— твёрдо отвечал Раскольников ... — И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую. — Верую,— повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия. — И-и в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую. Зачем вам всё это? — Буквально веруете? — Буквально. — Вот как-с... так полюбопытствовал. Извините-с» (6, 201). Да нет, не пустое здесь любопытство. Тут явное действие Промысла: Раскольников не очень-то и помнил о том эпизоде, не то что веровал (не без причины же и запнулся при ответе). Но в сознание его брошено зерно, которое даст в своё время ростки будущего обновления. Недаром евангельский рассказ завершается словами: « Тогда многие из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него » . Чтение Сонею Евангелия— один из тех эпизодов, соприкосновение с которым даёт мощнейший очищающий разряд душе человека. «Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на неё: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Голос её стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нём и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому...»— она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом поражённые, падут, зарыдают и уверуют... «И он, он — тоже ослеплённый и неверующий,— он тоже сейчас услышит, он тоже

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В романе «Преступление и наказание», можно утверждать, опираясь на цитированное письмо к Каткову, ставится и одна из проблем соборного сознания — а это уж идея чисто православная. Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия — а романам Достоевского отказать в том невозможно — цитируется Священное Писание, то пренебречь этим — значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста. В «Преступлении и наказании» Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря ( Ин. 11:1-45 ). Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел всего романа. О воскрешённом Лазаре впервые напоминает Раскольникову следователь Порфирий Петрович, сопрягая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя (отчасти лишенный индивидуального отличия Порфирий становится олицетворением некоего надличностного начала, которое направляет действия Раскольникова): « — Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим? — Верую, — твёрдо отвечал Раскольников … — Ии-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую. — Верую, — повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия. — Ии в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую. Зачем вам всё это? — Буквально веруете? — Буквально. — Вот какс… так полюбопытствовал. Извинитес» (6,201). Да нет, не пустое здесь любопытство. Тут явное действие Промысла: Раскольников не очень-то и помнил о том эпизоде, не то что веровал (не без причины же и запнулся при ответе). Но в сознание его брошено зерно, которое даст в своё время ростки будущего обновления. Недаром евангельский рассказ завершается словами: «Тогда многие из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».  Чтение Сонею Евангелия — один из тех эпизодов, соприкосновение с которым дает мощнейший очищающий разряд душе человека. «Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на неё: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Голос её стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нём и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания» (6,251).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Так зачем же тогда умирать за Христа? Интерпретация еретиков лишает смысла Евангелие! Еще более жутко по своему нечестию толкование иеговистов. – “Вместо того чтобы идти на компромисс в отношении Своей верности Иегове Богу Всемогущему, Он (Иисус) был готов бесстрашно претерпеть смерть. Да, Иегова, с одной стороны, может уничтожить “душу” (в данном случае подразумеваются виды на будущее как живая душа), но Он, с другой стороны может и воскресить кого-либо к вечной жизни. Каким же любвеобильным, сострадательным небесным Отцом является Иегова!” 195 – Таким образом они просто игнорируют “ненужные” слова, и пытаются факт неподвластности человеческой души физической смерти представить как просто надежду на будущее. 6.3.Свидетельства чудес Как и в Ветхом Завете Бог открывал Свою волю не только словами, но и делами. Конечно, тоже самое происходило и тогда, когда Бог стал человеком. Он исцелял всех насилуемых от диавола ( Деян. 10, 38 ), и чрез это естественно открывал природы тех, кто был Им освобожден. Также вполне понятно, что в присутствии Творца все творение раскрывается во всем своем блеске. И поэтому сектанты часто пытаются истолковать в свою пользу свидетельства чудес. Но на самом деле они скорее говорят о православном дифизистском понимании человека. 6.3.1. Воскрешение Лазаря Одним из самых явных проявлений божественной мощи Иисуса Христа было воскрешение четверодневного мертвеца Лазаря. Неудивительно, что адвентисты пытаются из этого повествования вывести подтверждение своей теории: “Праведник Давид “не взошел на небеса”. Когда Лазарь уснул”, Христос сказал, что идет “разбудить его”. Он не повелел Лазарю сойти с неба на землю, но вызвал его из гроба, куда его положили после смерти. Это же можно сказать и о других детях Божьих, уснувших сном смерти” 196 . Подобным образом рассуждают и иеговисты: «когда умер Лазарь, Иисус Христос не сказал, что его душа попала в чистилище, в преддверье ада или испытывала какое-то другое «промежуточное состояние». Вместо этого Иисус просто сказал: " Лазарь… уснул» ( Ин. 11, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Это будем помнить и тому детей учить, а от пустословия отщепенцев отвращаться. Приняв молитвенное положение, Спаситель пред пещерою, где был погребен Лазарь, действительно стал молиться в слух народа. Для чего же Он молится? Не подумай, что для Него нужна молитва . Он Сам говорит, что молится народа ради стоящаго окрест. Народ-то этот не только не веровал в Него, но распускал молву, что будто Он обольщает людей, отвлекая их от Бога. Вот теперь Спаситель и показывает, что Он действует во всем согласно с волею Отца. Отец и Сын имеют одно хотение, едину волю. Сын пожелал Лазаря воскресить. Отец согласен с этим желанием. Спаситель созерцает событие, как уже совершившимся. Он благодарение возносит Отцу и прибавляет: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Приметь, как Бог Иисус Христос предвидит событие прежде его совершения и, как имеющий единую волю с Отцом, действует согласно с Ним. Близ стоявшие люди видели и слышали теперь, что Он не противник Бога, как злобно говорили враги, и действует не силою бесовского князя, как богохульствовали они же, но силою и волею Бога. А если же Он творит столь великие и чудесные дела, как воскрешение четверодневного мертвеца, и творит сие согласно с волею Бога Отца, то кто же Он? Мессия, предвозвещенный пророками, от Бога посланный для спасения мира. Он Бог от Бога. Для того и молился Спаситель при народе, чтобы возбудить в людях предстоявших веру. Окончив молитву Свою, Господь Иисус Христос гласом велиим воззва: Лазаре, гряди вон ( Ин.11:43 ). Громким голосом Спаситель повелевает. Кому? Мертвецу. Да ведь он не может слышать. Смерть сковала ему и слух его и зрение. Нужно было отдать повеление самой смерти, чтобы она сняла мертвящие узы и возвратила бы душу из царства мертвых. Да кто же может повелевать и приказывать смерти? Только Бог один. Ему и смерть повинуется. По слову Господа она возвращает из ада, куда сходили души всех умиравших людей ветхого завета, душу Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Видевше же народи чудишася и прославиша Бога» (ст. 8). Если бы я жил в то время, то я сказал бы: «Счастливы вы, капернаумляне, что имеете у себя дом Христов и живущую в нем пречистую Богородицу Деву! Счастлив и ты, расслабленный, что был принесен в этот дом, в котором обитает пречистая Богоматерь! Если бы Христос и не восхотел исцелить тебя, то она, как милосердная Мать, умолит Его и исходатайствует тебе исцеление от Него». О, люди! Расслаблены и мы душами нашими! Будем же притекать в дом Христов и Богородичен, – не в тот, который был в Капернауме, но в сей святой храм и прочие. Обратимся мы, грешные, ко Христу и Богородице и смиренно припадем к Ним с покаянием. Теперь, пожалуй, пора из града Капернаума пойти в весь, в которую вошел Господь наш: «Вниде Иисус в весь некую». Эта «некая» весь, вспоминаемая в Евангелии во все Богородичные праздники, по словам толкователей Евангелия, была Вифания, в которой жил друг Христов Лазарь и сестры Лазаря – Марфа и Мария. Название Вифании толкуется как дом послушания и дом благодати Господней, – и справедливо, ибо там слушала Мария учение Христово: «Мариа же, седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его» ( Лк. 10:39 ). Также и благодать Божия совершилась в том не малая, ибо воскрешен был из мертвых четверодневный Лазарь. Сравним теперь чудеса Христовы, бывшие в Капернауме и в Вифании. В Капернауме Господь исцелил расслабленного, носимого четырьмя людьми, в Вифании же Он воскресил из мертвых четверодневного Лазаря. В Капернауме Он обличил Своих хулителей: «Нецыи от книжник реша: Сей хулит; и видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих»; в Вифании же Он самым делом чудесным постыдил тех, которые сомневались в возможности чуда, ибо и там были говорившие: «Не можаше ли Сей, отверзый очи слепому, сотворити, дабы и Лазарь не умер?» ( Мф. 9:3, 4 ; Ин. 11:37 ). В Капернауме Он отпустил больному грехи: «Дерзай, чадо, отпущаются греси твои; востани, возьми одр твой и иди в дом твой»; в Вифании же Лазаря, вышедшего из гроба и повязанного по рукам и ногам погребальными пеленами, он повелел развязать, что было прообразом разрешения человеческих грехов. Прославивши за все это всесильного Бога, я обращаюсь к толкованию Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Оставляя сладостные подробности Божественного дружества, – коснемся кратко того, как был воскрешен Лазарь Божественным Другом его – Христом. Лазарь сделался тяжко болен; сестры посылают к Господу с извещением о болезни друга Его. Господи! се, егоже любиши, болит. Господь, удаляясь от ненависти книжников и фарисеев, которые уже составили совет против Него, и обнародовали определение на последователей Его, что если кто исповесть Его Христом, т.е. Мессиею, Сыном Божиим, отлучен будет от сонмища, ( Ин. 9:22 ) находился в то время по другую сторону Иордана в расстоянии от Вифании не менее двух дней пути. Получив известие, Он еще два дня промедлил в том же месте, где был, и в сие время друг Его умер. Господь узнает о смерти друга Своего по Божественному всеведению; говорит ученикам: Лазарь, друг наш успе , и не спешил идти туда, дабы тем открытее в последний раз показать Божественную свою силу и могущество ожесточенным в неверии Фарисеям чрез воскрешение четверодневно умершего, и явить истину небесного Своего посланничества. Возвещая ученикам Своим о смерти Лазаря, Он смерть друга Своего назвал сном; а они, приняв это за естественный сон, приняли и за добрый знак к выздоровлению. Господи! аще успе, спасен будет ( Ин.11:12 ). После сего Он им прямо сказал, что Лазарь друг наш умер, и радуюся вас ради, да веруете, яко не бых тамо: но идем к нему ( Ин.11:14–15 ) И пошел совершить последнее на земле славнейшее чудо, чудо воскрешения четверодневного мертвеца, за которым вскоре последовало пребожественное чудо собственного Его тридневного воскресения из мертвых. Когда подходил к месту жительства, плачущие сестры, одна после другой встречая Его, говорили Ему: Господи! аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер ( Ин.11:21,32 ) Господи! Мы знаем, что во вселенной все послушно, все покорно Тебе. Ты могуществом своим утишаешь ветры, укрощаешь волны морские, возставляешь больных и воскрешаешь мертвых, аще бы Ты был зде, не бы брат наш умер. Но и ныне вемы, яко елика аще проспит от Бога, даст Тебе Бог ( Ин.11:22 ). Спаситель, тронутый слезами и молениями сестёр о брате, Сам возмутился духом, прослезился о нем, и имея Божественное намерение воскресить друга Своего, но сокрывая оное, повидимому токмо в чувстве соболезнования говорит к сестрам: где положисте его ( Ин.11:34 ). Пришедши на место погребения Лазаря, прежде совершения чуда, возсылает молитву к Отцу Своему; по молитве обращается к бездыханному, и уже воню тления и разрушения издававшему телу, и могущественным гласом: Лазаре гряди вон, воззвав душу из недр преисподней, возвращает в бездыханное тело Лазаря. Услышав глас Сына Божия умерший, четыре уже дня бывший в недрах земли, исшел из гроба обязан рукама и ногама укроем, и лице его убрусом обязано ( Ин.11:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Этого только и ждали враги Иисуса, и снова ( Ин.8:59 ) за камни, чтобы побить Его. Не обращая никакого внимания на их угрожающие действия, Он объяснил им, что принятое Им название Сына Божия – нисколько ни посягательство с Его стороны на не принадлежащие Ему права, ни богохульство, что если писание называет «богами» людей с помазанием свыше, то тем более, и бесконечно более, Он может назвать себя Сыном Божиим, Он – освященный и помазанный Богом по преимуществу, значит, помазанник (Христос – Мессия) в высшем значении слова. А в доказательство этого, опять-таки, пусть Иудеи рассмотрят Его дела. Если они не достойны Бога, то пусть не веруют в Него, Иисуса, а если они достойны Бога, то пусть искренно признают, что Бог в Нем и Он в Боге; другими словами, что Он Сын Божий – во всем значении слова, значит, ожидаемый Мессия. Ответ на постановленный вопрос был открытый и прямой. Доказательства неотразимы: что можно было сказать против правды дел, если уже считали недостаточным – правду слов Иисусовых? Но не то требовалось, не убедиться и уверовать желали, а лишь подыскивали возможности сгубить Его. Камни не пошли в дело – верно у народа не поднялись-таки на Него руки, поэтому «опять искали схватить Его»; опять, значит все те же, что и прежде, фарисеи ( Ин.7:44 и далее). Но час для этого еще не настал, и Господь Иисус удалился за Иордан, в область Перею, на то место, где прежде крестил Иоанн. Место называлось – Вифавара 33 . И здесь, как в Галилее, проповедь его многими была принята открытым и искренним сердцем. Воскрешение Лазаря, последствия этого Но в то время, как Господь Иисус учил за Иорданом, на любимой им семье, в Вифании, отяготело великое испытание: тяжко и опасно заболел Лазарь. Сестры, встревоженные его положением, но полные веры в любовь и божественность своего Учителя, поспешили уведомить Его о случившемся горе. Иисус не поспешил к ним, как можно было ожидать, но, сказав посланным что болезнь не к смерти, остался там же еще на два дня. После этого объявил своим ученикам о своем намерении возвратиться в Иудею. Их напоминание о крайнем озлоблении против Него Иудеев не сильно было остановить Его, а затем Он положительно объявил им о смерти Лазаря. В Вифанию Он прибыл на четвертый день Лазаревой смерти, когда он был уже похоронен и тело его начало разлагаться. И здесь совершилось величайшее из Его чудес – воскрешение этого четверодневного, начинавшего гнить, мертвеца. Непримиримая ненависть к Иисусу фарисеев, враждебные отношения к Нему священства и решение «совета»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И так благочестивое семейство, с благоговением приемля в дом свой небесного Гостя, угощало Его и брашном телесным, паче же угощало любовью духа; – а Божественный Посетитель, воздая им за любовь Божественной любовью, питал их в духе и силе хлебом небесным, глаголами живота вечного. Слушая учение Божественного Учителя, и слушая со всем усердием и расположением, как показывает пример Марии, которая, сидя при ногу Иисусову, слушала учение Его, – они совершенно познали во Христе утеху Израилеву, Мессию, Сына Божия, Богочеловека. Что самое Марфа ясно исповедала при многочисленном собрании Иудеев, присутствовавших при воскресении Лазаря: ей, Господи! аз веровал, яко Ты еси Христос Сын Божий, иже в мир грядый (27). Спаситель, обретши весь дом верным, возлюбил Божественной любовью не только Лазаря, но и сестр его Марфу и Марию; как о том свидетельствует возлюбленный ученик Христов, любляше же Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря (4). Не нужно говорить о том, что они все достойны были любви Его. Сердцеведец знал, каковы были эти верные человеки, знал внутреннее расположение их, видел их твердую веру, горячую любовь и преданность к Нему, которые достойны были их, как истинных Израильтян, и не требовал, чтобы кто свидетельствовал Ему о сих верных человеках. Оставляя сладостные подробности Божественного дружества; – коснемся кратко того, как был воскрешен Лазарь Божественным Другом его – Христом. Лазарь сделался тяжко болен; сестры посылают к Господу с извещением о болезни друга Его. Господи! ce, его же любиши, болит. Господь, удаляясь от ненависти книжников и фарисеев, которые уже составили совет против Него и обнародовали определение на последователей Его, что если кто исповест Его Христом, т.е. Мессией, Сыном Божиим, отлучен будет от сонмища ( Ин. 9, 22 ), находился в то время по другую сторону Иордана в расстоянии от Вифании не менее двух дней пути. Получив известие, Он еще два дни промедлил в том же месте, где был, и в сие время друг Его умер. Господь узнает о смерти друга Своего но Божественному всеведению; говорит ученикам: Лазарь, друг наш, успе, и не спешил идти туда, дабы тем открытее в последний раз показать Божественную Свою силу и могущество ожесточенным в неверии фарисеям чрез воскрешение четверодневно умершего, и явить истину небесного Своего посланничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010