Мощи его были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром. Во время Своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного. В тропаре (главном песнопении дня Лазаревой субботы) есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых ( объяснение православных молитв ). В Лазареву субботу на трапезе разрешается рыбная икра. ( Другие постные рецепты… ) Читайте также — Лазарева суббота: пробуждение души Свт. Лука Войно-Ясенецкий о Лазаревой субботе «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» Общее воскресение… уверяя… Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму. Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово. Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?

http://pravmir.ru/lazareva-subbota/

После сего святые были отведены в темницу. На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему, велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги, по повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их самих. После сего начали пускать в святых стрелы, но и стрелы, так же как и камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших. Наконец, игемон, видя, что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом. И усечены были за Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями — Леонтием, Анфимом и Евтропием [ 4 ]; все они погребены были вместе. Они не только при жизни, но и после смерти получили дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь. Память святого праведного Лазаря Четверодневного Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе [ 1 ]. После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12:1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин. 12:9–11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Почему эти праздники соединены? Ответы находим в Писании и богослужении. Безусловно, нужно было время, чтобы народ узнал о чуде от свидетелей. Ап. Иоанн говорит, что при Входе Господа в Иерусалим люди встречали и чествовали Его как Мессию именно в связи с чудом воскрешения Лазаря: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» ( Ин. 12: 17, 18 ). По времени эти события отдалены, но по смыслу они едины. Мессия явил Себя как Победитель смерти. Христиане славят победу Христа над смертью и в Лазареву субботу, и в Вербное воскресенье: «Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» 336 . Эта победа над смертью проявилась в воскрешении Лазаря как знамении всеобщего воскресения мертвых («Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя» 337 ) и собственно в Воскресении Христовом («честное Воскресение Твое прообразуя нам» 338 ), которое без Крестной Жертвы немыслимо. Господь показал иудеям, что, воскресив четверодневного мертвеца, Он имеет силу воскресить и Себя трехдневного, о чем прикровенно говорил уже в начале Своего служения (см.: Ин. 2: 18–21 ). В одном из богослужебных текстов Лазаревой субботы воскрешение Лазаря названо предначинанием Креста и началом Страстей Господних. «Учеником Создатель всех предвеща, глаголя: братия и знаемии, наш друг успе, сими предглаголя и уча, яко вся веси, яко Создатель всех. Идем убо, и увидим странное погребение, и рыдание Мариино, и Лазарев гроб узрим, тамо бо хощу чудодействовати, совершая Креста предначинание, и всем подая Божественное оставление» 339 . Почему такая связь? Мы видим, что именно после воскрешения Лазаря иудеи решают непременно убить Христа, народ же после этого чуда признаёт Христа Мессией, что и выражает при Входе Спасителя в Иерусалим. Сам Вход, как единственное за все служение Спасителя открытое явление Себя как Царя-Мессии, стал началом Страстной седмицы, о чем мы говорили чуть выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы. Воскрешение Лазаря Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной! Вот светозарное торжество приходит первым, показывая нам образ Христова воскресения. Вот воссиял светоносный праздник Лазаря , являя чудеса Христовы. Вот воскресение Лазаря, произошедшее на четвертый день после его смерти, как плод приносит Христово воскресение, произошедшее на третий день. Вот Лазарь, как второй предтеча, является тем, которые сидят «во тьме и сени смертной» (ср.: Ис. 9: 2), возвещая Светодателя и Спасителя Христа. Ныне явилась первая причина уничтожения ада. Ныне Христос наполнил весь мир удивительными чудесами. Ныне Тот, Кто низверг силу смерти, воскресил мертвеца, четыре дня пролежавшего во гробе. Ныне Он предначертал образ Своего пресветлого воскресения, открывая это ученикам и всему миру через сего четырехдневного мертвеца. Ныне иудеи пришли ко гробу, собранные для свидетельства, чтобы видели Божественную силу Христа и власть, которую Он имеет над живыми и мертвыми, и не начали бы говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2: 18). Им нужно было видеть Его силу и власть, чтобы они были готовы поверить в Христово воскресение. Так что этим чудом Он желал убедить больше людей и уверить учеников в Свое воскресение. Иисус ушел в Иудею, и смерть Лазаря произошла в Его отсутствие, чтобы не сказали некоторые, что Он будто бы лишь кажущимся образом представил его умершим, чтобы потом явить ожившим, но чтобы они были очевидцами и смерти Лазаря, и погребения и воскрешения его. Как ясно сообщил об этом евангелист Иоанн: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

http://pravoslavie.ru/107584.html

Беседуя с Марфой, сестрой умершего Лазаря, Иисус Христос говорил ей: воскреснет брат твой. Марфа говорит Ему: вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день. Иисус сказал ей: Аз есмь воскрешение и живот: веруй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Ин.11:23–26 ). Иисус Христос и Своими делами показал, что Он есть начальник жизни, воскрешая мертвых одним словом, как воскресил Лазаря четверодневного. И неверующие не умрут, а будут жить по смерти; но их вечная жизнь, в удалении от лица Божия в мучениях, есть смерть, а не жизнь, и в слове Божием называется смертию второю ( Откр.21:8 ). Это раскрыл Господь в притче о богаче и нищем Лазаре ( Лк.16:19–31 ). В притче этой Иисус Христос ясно учит, что как душа роскошествовавшего богача, так и душа нищего Лазаря по смерти тела остались живы: душа Лазаря наследовала блаженство с Авраамом, а душа порочного богача – осуждение, в удалении от радостей небесных. Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную, как Сам Господь учит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Апостол Павел, обличая неверие в будущую жизнь, говорит: аще в живот сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:19–22 ). Апостол показывает нелепость неверия в будущую жизнь так: если мы, то есть Апостолы и все верующие во Иисуса Христа, только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков: потому что мы здесь ради Христа терпим презрение, гонения, мучения, каждый день умираем, чему неверующие во Христа не подвергаются. Но как несомненно, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, так несомненна и будущая жизнь. Как смерть вошла в мир через человека, так через Богочеловека совершится и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» ( Ин.11:47–48 ). Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин.11:45 ). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» ( Мф.23:17 ). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» ( Ин.11:47 ). Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Все вместе, скорбя и плача, они направились к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Спаситель тоже прослезился. Люди думали, что Он идёт к могиле, чтобы оплакать усопшего. Но, ко всеобщему удивлению, Христос повелел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. «Господи, — робко запротестовала Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На это Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Открыли вход в пещеру. Было тихо. И Спаситель громко воззвал к Отцу Небесному: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А затем с Божественной властью обратился к умершему: «Лазарь! Выйди из пещеры». Из тёмного полумрака пещеры появился обмотанный погребальными одеяниями. Ужас объял людей, когда они увидели, что Лазарь действительно воскрес после четырех дней смерти! Его развязали, и он стал ходить и вести себя как раньше — словно проснулся от тяжёлого сна. Так произошло одно из великих чудес — воскрешение четверодневного Лазаря. Это чудо произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа. Слава об этом происшествии разнеслась по всей стране. А некоторые иудеи, затаив злобу, поспешили в Иерусалим сообщить синедриону о случившемся. 46. Торжественный Вход Господень в Иерусалим Все мы знаем и любим праздник Вербное воскресенье. Каждый старается прийти в храм, чтобы освятить ветки вербы, которая только-только начинается распускаться этой весенней порой. Освящённые пушистые веточки ставят дома к иконам, как знак Божия благословения. Как дети еврейские встречали Христа с молодыми пальмовыми ветвями, так и мы несём на встречу с Ним в храм молодые весенние побеги. Но на самом деле Вербное воскресенье — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Было это накануне праздника Пасхи- той самой Пасхи, когда Он должен был закончить Своё земное служение. И в этом событии много не только радости, но и скорби. Слава о том, что Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря, дошла до Иерусалима. И когда его жители узнали, что Спаситель идёт в храм на праздник, то ликование их не знало границ: толпы людей устремились к воротам города навстречу Христу. Люди стелили свои одежды, чтобы Он шествовал не по земле. Дети резали пальмовые ветки и тоже бросали их на дорогу.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

12–15). Это пророчество обозначает, что истинные израильтяне, то есть те, которые желали принять Мессию и стать Его учениками и последователями, не должны были бояться, хотя по грехам своим достойны были всякого наказания и Царю Израилеву следовало бы, наверное, жестоко наказать их за их отступление от Бога, нерадение и греховную жизнь. Но вход Господа в Иерусалим на молодом осле, или осленке, знаменовал Его кротость. Он въезжал не на боевой колеснице и не на боевом коне, но на животном совершенно мирном, не использовавшемся на войне. «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (ст. 16). Ученики исполнили пророчество по приказанию Спасителя, не понимая, однако, что делают; сделали это из послушания. Это пример всем христианам, пример того, что, оказывая послушание Церкви, может быть, даже и не понимая какого-либо момента святоотеческого учения, мы тем самым исполняем волю Божию. И когда вслед за тем нас посещает благодать Божия, то мы осознаем, в чем заключался смысл того или иного действия, мотивированного просто уважением к авторитету святых отцов и Преданию Православной Церкви. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). Люди приветствовали Господа Иисуса Христа, может быть, также не понимая того, что они делают, движимые, скорее, сердечным чувством, а не сознательной верой. Весь Иерусалим «пришел в движение»: одни приветствовали Спасителя, другие просто с любопытством смотрели, поддавшись общему праздничному, восторженному настроению. Причиной этого «движения» было величайшее чудо, совершенное Господом, — воскресение из мертвых Лазаря Четверодневного. Люди не могли не признать величия Иисуса и как бы поневоле прославляли Его: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых». Когда Господь входил в Иерусалим, то непосредственные свидетели воскрешения Лазаря объясняли причину своего ликования всем, кто пришел, чтобы увидеть это необыкновенное торжественное шествие, всем любопытствующим, стекавшимся с разных сторон Иерусалима (в Иерусалиме в то время было много богомольцев, пришедших на Пасху из разных стран).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Взволнованная этой встречей Марфа поспешила домой, чтобы позвать Марию. Мария же сидела в доме, окруженная родными и соседями, утешавшими ее в горе. Марфа, подойдя к сестре, тихо сказала ей: « Учитель здесь и зовет тебя » (Ин.11:28). Мария, обрадовавшись, поспешно встала и пошла из дома. За ней последовали родственники, думая, что она пошла плакать при гробе брата. Увидев Христа, Мария припала к Его ногам и, повторив слова сестры, сказала: « Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11:32). Видя всех скорбящих и плачущих, Иисус заплакал. Святые отцы говорят, что Господь плакал и об умершем друге и о всём человечестве, пораженном болезнями и смертью. Скорбя, Господь в сопровождении толпы направился ко гробу Лазаря. Гроб по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Думая, что Иисус пришел сюда оплакать умершего, иудеи были удивлены, когда Он велел отвалить камень от гроба. На робкий протест Марфы: « Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе » (Ин.11:39), Иисус сказал: « Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин.11:40). Когда отвалили камень, Иисус, подняв глаза к небу, стал громко молиться: « Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин.11:41–42). « Лазарь, иди вон !» – воскликнул Спаситель. Из пещеры появился умерший, обвитый погребальными пеленами, и Иисус попросил снять с него пелены, чтобы Лазарь смог идти. Чудо воскрешения четверодневного Лазаря потрясло иудеев более чем остальные чудеса Спасителя, и многие уверовали в Иисуса как Мессию. Слух о воскрешении Лазаря быстро распространился по Иерусалиму и его окрестностям. Многие ходили в Вифанию, чтобы посмотреть на Лазаря, и видя его живым, обретали веру в Христа. Иудейские духовные власти должны были с сожалением признать, что авторитет Иисуса Назарянина в народе растет, невзирая на то, что вера в Него каралась отлучением от синагоги (см. Ин.9:22).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Неделя закончилась двумя важными праздниками для всех православных верующих: Лазаревой субботой, когда Церковь славит воскрешение праведного Лазаря, и Вербным воскресеньем. «Святой праведный Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос любил Лазаря и часто посещал его дом. В свои последние дни Спаситель скрывался от преследований. Узнав, что Лазарь умер, Он решил идти в дом сестер. К тому времени, как Иисус пришел, почивший уже четыре дня пролежал во гробе. Христос пришел к пещере и произнес: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет», - рассказывает читателям о событии, вспоминаемом верующими в Лазареву субботу,  газета «Труд» . 4 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Православная Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим. Смысл этого праздника разъясняет Евангельское повествование : «Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос торжественно, как Царь, въехал в Иерусалим. Ученики Христа привели ему ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Народ, собравшийся на праздник, узнал, что идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, множество людей вышли Ему на встречу. Многие снимали с себя одежды и расстилали их на Его пути, как ковер, а другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Народ радостно восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!». О смысле этого праздника рассказывает «Православная газета» : «это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании...

http://pravoslavie.ru/4887.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010