Кроме того, в стихирах и каноне праздника отразилось понимание Церковью действий Христа в Вифании как Бога и как Человека. Как Человек, – Иисус плачет у гроба Своего друга, «скорбя внутренне»: Он разделяет горе сестер умершего; как Человек Он участливо спрашивает: «где вы положили его?»; как Человек Он молится перед всем народом Отцу Небесному, «чтобы здесь стоящие поверили, что Отец послал Его». Но как Бог , Зиждитель Мира, Он словом Своим воссоздает из разлагающегося трупа живое тело человека; как Бог повелевает аду освободить дух Лазаря; как Бог возвращает дух Лазаря в ожившее тело его; наконец, как Бог повелевает Лазарю выйти вон из могилы, чтобы продолжать свою жизнь на земле. В этих действиях, Иисус Христос являет Свою власть над жизнью, смертью и адом. Богослужебные тексты праздника раскрывают далее значение любви, – любви христианской – которая царила в Вифанском семействе. Христос любил Марфу и Марию и друга Своего, Лазаря; сестры любили Христа, любили друг друга и брата. И все, что произошло в Вифании во время болезни и смерти Лазаря, и само воскрешение его, – в сущности, было торжеством любви Бого-Человека к людям, и ответной любви человеков к Богу. Эта любовь, не имевшая границ в своей глубине и духе, оказалась той могущественной силой, которая воскресила четверодневного Лазаря: «дабы уверовали» ( Ин. 11:15 ), все в эту силу непобедимой любви Христа к человеку и Его власть над смертью и адом. В Своей любви к семейству в Вифании Христос, как поется в церковном песнопении, «предложил нам образ сердечной любви», т.е. пример истинной любви человеческой, одухотворенной, сердечной, безбрежиой; той любви, которая дала мудрость Марфе, когда она из глубины своего сердца исповедала Христа, как Сына Божия, грядущего в мир. Именно эта любовь родила в ней мудрую веру. Но какова была новая жизнь и дальнейшая судьба воскресшего Лазаря? Евангелие говорит об этом очень мало. Известно только, что Лазарь продолжал некоторое время жить в Вифании, куда приходило множество Иудеев, чтобы убедиться, что Лазарь действительно воскрес. Известно также, что Лазарь продолжал участвовать в общей семейной жизни и находился «как один из возлежащих» на той трапезе, которую, за шесть дней до Пасхи, Марфа и Мария устроили для Христа. Но о дальнейшей жизни Лазаря свидетельствует только церковное предание. Так в «Синаксаре на Субботу святого и праведного Лазаря», в церкви читается житие Лазаря, где говорится, что он, приговоренный негласным судом фарисеев к смерти, должен был спасаться, и удалился на остров Кипр. Там он прожил тридцать лет, и в апостольский век, был епископом Кипрской Церкви. Там он и умер. Тело его, по свидетельству церковной истории, впоследствии было перенесено, в Константинополь и погребено в одном из местных храмов. ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Исполняя закон Ветхозаветного общественного Богослужения ( Исх.23:17 ) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни Своей земной жизни ходил на праздник Ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время Евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до Своего вознесения, Так Иисус Христос шёл в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин Иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса и Христа на Пасху ещё более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу синедриона Иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере во Иисуса Христа ( Ин.11:45 ). Лазарь был Еврей и фарисей, сын Симона фарисея ( Мф.26:6 ), родом из Вифании. Господь часто во дни Своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сёстрами его Он любил и называл другом Своим ( Ин.11:3,5,11 ). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики ( Ин.11:4,15 ). Услышав о воскрешении Лазаря, Иудейские первосвященники и старейшины говорили о Иисусе Христе: что сотворим; яко Человек Сей многа знамения творит. Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш ( Ин.11:47–48 ). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет ( Ин.11:49–50 ). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят ( Ин.11:53 ). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешённого ( Ин.12:10 ). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от Апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Её руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенёс мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Остров святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Ольга Курова Остров святых Кипр в августе – это выжженная солнцем земля с бесцветными стеблями сухой травы, спелые гроздья винограда в садах и синее ласковое море, не позволяющее сорокаградусной жаре окончательно сломить ваш дух. Наше знакомство с островом начинается с узкой бетонированной набережной Ларнаки – третьего по величине среди четырех кипрских городов. В православном мире Ларнака известна благодаря находящейся в ней святыне – гробнице св. Лазаря Четверодневного. Само название города произошло от греческого слова λρναξ – гробница. Ранее этот город, чья история восходит ко временам античности, носил название Китион. Согласно преданию, после воскрешения из мертвых праведный Лазарь прожил ещё 30 лет на острове Кипре, где был избран первым епископом Китиона. / Кипр в августе – это выжженная солнцем земля с бесцветными стеблями сухой травы, спелые гроздья винограда в садах и синее ласковое море, не позволяющее сорокаградусной жаре окончательно сломить ваш дух. Наше знакомство с островом начинается с узкой бетонированной набережной Ларнаки – третьего по величине среди четырех кипрских городов. В православном мире Ларнака известна благодаря находящейся в ней святыне – гробнице св. Лазаря Четверодневного. Само название города произошло от греческого слова λρναξ – гробница. Ранее этот город, чья история восходит ко временам античности, носил название Китион. Согласно преданию, после воскрешения из мертвых праведный Лазарь прожил ещё 30 лет на острове Кипре, где был избран первым епископом Китиона. Быстро и незаметно в городе темнеет, вечерняя прохлада располагает к исследовательским прогулкам. Узкими улочками, носящими то греческие, то турецкие, реже – английские названия, идем к собору. Над старой частью города возвышаются зубчатые стены портовой крепости, высвеченные из густой южной ночи лучами прожекторов. Рядом – мечеть с минаретом в лесах. Мимо его конуса медленно проплывает полная желтая луна, чтобы вскоре спрятать сияющий лик за кронами высоченных финиковых пальм. Дома в этом районе – одно-двух этажные, уютные, окруженные клумбами и фруктовыми деревьями. Широкие балконы и террасы, выходящие порой прямо на улицу, помогают их владельцам перенести духоту и зной, царящие здесь с мая по октябрь. Ровным рядом изящных фонарей уходит в перспективу знаменитая Финикудес – набережная с аллеей финиковых пальм, визитная карточка Ларнаки. На набережной работает бесчисленное множество ресторанов, таверн, кафе, в субботний вечер переполненных до отказа – тут и семьи с детьми, и старики, и молодежь. Это создает впечатление, что у местных жителей вообще не принято ужинать дома. Зато от полудня до четырех-пяти часов вечера на улице никого не встретишь, разве что незадачливого туриста – здесь живут в режиме сиесты.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Если идти по этой дороге, то неизбежно приходишь к заключению, что евангельский текст - лишь архетипическая модель, сценарий, по которому играется героями сюжет произведения. Здесь не может быть речи об изображении реального присутствия Христа в человеческом существовании, Христос - лишь один из прототипов, поведенческий пример. Более того, имея в уме бахтинскую идею карнавала и веселой относительности, вполне можно завести речь о профанирующем пространстве произведений Достоевского, что и происходит. Например, воскресение главного героя " Преступления и наказания " Раскольникова едва намечено и отнюдь не столь очевидно, как воскресение Лазаря четверодневного. Князь Мышкин в романе " Идиот " совсем не воздвигает к новой жизни " блудницу " Настасью Филипповну, которая сама оказывается " некающейся Магдалиной " . Или, скажем, генерал Пралинский в повести " Скверный анекдот " не умножает радость на свадебном пире своего бедного подчиненного Пселдонимова, как Христос в Кане Галилейской, а напротив, заставляет Пселдонимова, образно говоря, выпить чашу " желчи и оцта " . А в " Братьях Карамазовых " , последнем романе Достоевского, " блудные сыны " , братья Карамазовы, возвращаются к отцу, который не только не прощает их, но и сам оказывается " блудным " почище их. Однако такая логика неизбежно заводит в тупик, поскольку получается, что в одном произведении один и тот же герой воплощает одновременно разных участников единой евангельской протоситуации, часто разведенных в этой ситуации по противоположным полюсам. В том же " Преступлении и наказании " образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом, которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении мысленно сравнивает его с иудеями, присутствовавшими при совершении неслыханного чуда воскрешения уже смердящего Лазаря и уверовавшими во Христа. А в конце романа, когда Соня издали сопровождает Раскольникова, отправившегося в свой крестный путь - добровольно признаться в совершенном им преступлении и понести соответствующее наказание, главный герой явно сопоставляется со Христом, за которым на Его крестном пути издали следовали жены-мироносицы. Т.е. получается, что герой романа воплощает сразу все три принципиально различающихся типа, составляющих евангельскую протоситуацию воскрешения Лазаря: и самого Лазаря, и сомневавшихся иудеев, и, не много не мало, даже Христа.

http://pravoslavie.ru/31250.html

6.3.1. Воскрешение Лазаря Одним из самых явных проявлений божественной мощи Иисуса Христа было воскрешение четверодневного мертвеца Лазаря. Неудивительно, что адвентисты пытаются из этого повествования вывести подтверждение своей теории: «Праведник Давид «не взошел на небеса». Когда Лазарь уснул», Христос сказал, что идет «разбудить его». Он не повелел Лазарю сойти с неба на землю, но вызвал его из гроба, куда его положили после смерти. Это же можно сказать и о других детях Божьих, уснувших сном смерти» . Подобным образом рассуждают и иеговисты: «когда умер Лазарь, Иисус Христос не сказал, что его душа попала в чистилище, в преддверье ада или испытывала какое-то другое «промежуточное состояние». Вместо этого Иисус просто сказал: «Лазарь… уснул» (Ин. 11, 11). Ясно, что Иисус, зная истину о состоянии души после смерти, верил, что Лазарь был без сознания, не существовал» . «Библейское учение о воскресении несовместимо с доктриной о бессмертии души. Если бы бессмертная душа продолжала существование после смерти, никто не нуждался бы в воскресении, или в возвращении к жизни. Марфа, однако, никаких мыслей о бессмертной душе, живущей еще где-то после смерти. У нее не было веры в то, что Лазарь уже отправился в какую-то духовную сферу, чтобы продолжить свое духовное существование. Напротив, она выразила веру в Божие намерение не оставить от смерти и следа … Лазарь также не рассказывал ни о какой загробной жизни. Рассказать ему было нечего» . Анализируя эти тексты можно заметить, что в них содержится ряд ложных силлогизмов и недоказанных положений. 1. Слова Христа, «Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11, 11), они понимают в прямом смысле, несмотря на то, что Сам евангелист недвусмысленно дал понять, что это иносказание, ибо дальше говорится, что «Иисус сказал прямо: Лазарь умер» (Ин. 13). Сном Христос назвал смерть Лазаря вовсе не потому, что смерть означает небытие (такого значения смерти Библия, как мы уже могли убедится, не знает, да само понятие сна вовсе не предполагает бессознательного состояния, как это было показано выше), а потому что для Него воскресить Лазаря не труднее, чем нам разбудить уснувшего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этим благая цель была достигнута. Ведь Христос сотворил это чудо, как и все прочие знамения и чудеса, чтобы побудить людей веровать в Него, а не в сатану; в Бога Человеколюбца, а не в диавола, человекоубийцу от начала ( Ин. 8,44 ). Здесь важно отметить, что Господь даровал зрение слепорожденному юноше не силой одного Своего слова Прозри! – как слепому Вартимею, но употребил при этом и материальные вещества: слюну, прах и воду. Тем самым придал он значение и сим бессловесным элементам, которые через Него начали быть, когда пришли в бытие. Сделал же Господь это для того, чтобы показать, что все они служат Его целям и намерениям. Точно также немного позднее оказал Он высокую честь хлебу и вину – чтобы после освящения были они Его Телом и Кровью. Без всякого сомнения, это чудо пробудило не только прозревшего юношу, но и многих людей уверовать в Иисуса как Господа и Мессию. Воскрешение Лазаря. Перед последней пасхой на земле Господь Иисус воскресил Лазаря из гроба. Новое чудо и новая отрада для народа. Новый громовой раскат для сребролюбивых старейшин в храме и в синедрионе. Знали они, что Христос воскресил умершую дочь Иаира и сына вдовицы в городке Наин. Хоть и воскресил Он сих двоих прежде их погребения, тем не менее это были страшные и поразительные чудеса для внимательных сборщиков «шекелей» в храме. Ибо сей злоклятый шекель ценили они выше Яхве, и Моисея, и собственной души. Но воскрешение Лазаря, четверодневного мертвеца, уже засмердевшего во гробе, явилось для них ошеломившим их ударом небесного Громовержца. Ведь о чем–то подобном [люди] не только не слыхали от начала времен, но и не рождалось это в мыслях человеческих. И посему, наперекор истерии и гневу начальников храма, тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него ( Ин.11:45 ). Именно ради этого Господь и воскресил Лазаря – чтобы многие уверовали в Него. Следовательно, цель чуда была вполне достигнута. Засохшая смоковница. Это единственное чудо, сотворенное Иисусом во время Его земной жизни, где конечным итогом явилась смерть. Проклял Господь бесплодную смоковницу, сказав: До не будет же впредь от тебя плода вовек ( Мф.21:19 ). (Эта не принесшая плода и засохшая смоковница символизирует судьбу христоборческого народа.) Впрочем и это, с виду разрушительное, Христово чудо дало свой созидательный результат. Увидев это, ученики удивились ( Мф.21:20 ). И вера в карающую силу Иисуса как [грядущего] Судии в них окрепла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Лекция 23. Чудеса Господа. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря Православные просветительские курсы Протоиерей Андрей Ткачев      Темы лекции: причины совершения чудес Иисусом Христом, виды этих чудес, условия их совершения, характерные портреты людей, получивших исцеления; воскрешение Лазаря Четверодневного как чудо, явленное для народа; Преображение Господне как чудо, явленное узкому кругу учеников. Лекция протоиерея Андрея Ткачева и о тветы на вопросы слушателей (продолжительность: 2:25:07) Рейтинг: 8.5 Голосов: 404 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии нино 14 сентября 2015, 20:22 Спасибо большое отец Андрей! Благослави вас Господь! Александр Трошин 20 августа 2015, 20:07 Многие лета Отцу Андрею за его душе спасительные лекции Татьяна-Васильевна Борачук 13 апреля 2015, 23:52 Очень интересно! Хочется опять и опять возвращаться к Вашей лекции. Подумать, поразмышлять об услышанном, на некоторые моменты из своей жизни, с учетом услышанного, посмотреть по-другому... Спасибо Вам большое! Лидия 17 марта 2015, 05:21 Спаси Господи, о. Андрей! Как всегда ваши лекции наполняют душу , укрепляют в вере и дают надежду на спасение. Вы приносите много радости и понимания. Благодарим Господа,что подарил нам такого священника. Здравия вам и многая лета. Молимся за вас. Храни вас Господь! Елена 15 марта 2015, 16:23 Добрый день! Почему-то стали недоступны некоторые видеофайлы, в частности последняя лекция(23) о. Андрея Ткачева. Анна 14 марта 2015, 23:29 Спаси Господи Вас, отец Андрей! Даже неловко как-то слушать ваши изумительные лекции в пост, потому что это одно сплошное удовольствие:-) А если серьезно, то лекция трогает до слез, заставляет задуматься и укрепляет веру, изгоняя уныние и лень. Особенно почему-то налюбился эпизод про Богородицу, которая " глазами попросила " Господа о первом чуде на свадьбе. Ольга 14 марта 2015, 00:34 Отец Андрей! Спасибо за литературно-живописные экскурсы. ) «Сместившееся небо» - из романа Ремарка «Триумфальная арка». Картина Ханта – «Светоч мира». Что касается слова «синергия» - тут «академизм» отца Иринея мне больше по душе.)

http://pravoslavie.ru/77833.html

1991 г. Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Осанна сыну Давидову… осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ) — восклицаем мы в сегодняшний праздничный день, повторяя слова восторженной толпы, сопровождавшей Иисуса Христа, когда Он как Царь, торжественно въезжал в Иерусалим. Сегодняшний праздник тесно связан с событием, которое предшествовало этому дню — воскрешением из мертвых четверодневного Лазаря. После воскрешения из мертвых Лазаря, Христос задерживается в доме Лазаря и его сестер, Марфы и Марии. Здесь, в этом гостеприимном и любимом Им доме, совершается то, что предвещает смерть Спасителя. Взяв драгоценное миро, Мария помазывает Иисуса Христа. По древнему иудейскому обычаю этот обряд совершали только по отношению к самому близкому гостю. А Иисус Христос был самым дорогим гостем в доме Марфы, Марии и их брата Лазаря. Ученики, а в особенности Иуда Искариотский, упрекают женщину в такой «расточительности». Но Иисус Христос говорит: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего» ( Ин.12:7 ). Так человечеству было возвещено, что Мессия, Которого через несколько часов будут восторженно встречать жители Иерусалима, уже приготовлен к погребению. Это означает, что уже совершается жертва, непостижимая для человеческого разума. Историки свидетельствуют, что Иерусалим в те времена был несравненно прекраснее и величественнее, нежели теперь. Особенно же в день Пасхи, когда каждый иудей стремился туда попасть, чтобы в Храме Иерусалимском принести жертву и помолиться. Иисус Христос, как и каждый иудей, идет в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы в храме общаться с верующими и «исполнить всякую правду». И что же мы видим? Мы видим нечто в то время непонятное для окружающих. Иисус Христос садится на молодого осленка и торжественно въезжает в город. Жители выходят Ему навстречу и на пути, по которому едет Спаситель, постилают свои одежды. Дети с ветвями в руках восклицают: «Осанна сыну Давидову… осанна в вышних!» ( Мф. 21,9 ). Негодующим первосвященникам и книжникам Христос припоминает пророчество Ветхого Завета, которое предвещало Его царственный вход в Иерусалим, спрашивая: «Разве вы не знаете, что сказал пророк? Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу…». Младенцы воспевали хвалу входящему в Иерусалим Царю. Это был момент максимального проявления царственного служения Иисуса Христа. Люди видели в Нем Того, Кто освободит их от неволи, кто победит, уничтожит всех врагов Израильского народа, даст ему независимость и процветание. Но цель Богочеловека Иисуса Христа, Мессии, Спасителя была иной. Он пришел на землю не затем, чтобы царствовать по-человечески. Он пришел на землю, чтобы принести Царствие Божие. Именно так мы воспринимаем вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, как символ торжества Его Царства, торжества Его Правды на земле, торжества Любви и Добродетели, которые Он принес.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Катавасия: Истинно Богородицей Тебя исповедуем/мы, спасенные Тобою, Дева чистая,/с сонмами бесплотных Тебя величая. Также на глас 1: Свят Господь Бог наш: трижды. Ексапостиларий Словом Твоим, Слово Божие,/Лазарь ныне вскакивает, вновь к жизни спеша;/и люди с ветвями Тебя, Могущественный, прославляют,/ибо Ты до конца уничтожишь ад/смертию Своею. (2) Слава, и ныне: Лазаря у тебя Христос/уже отнимает, смерть,/и где, ад, твоя победа?/Плач Вифании на тебе ныне прекращается./Будем все ветвями/в честь Его победы потрясать. На «Хвалите:» стихиры на 8, глас 1 Воскресение и жизнь для людей,/Ты, Христе, гробу Лазаря предстал,/удостоверяя нам два естества Твоих, Долготерпеливый,/что Ты, Бог и Человек, от Чистой Девы произошел. Ибо как смертный Ты спрашивал: «Где он погребен?»/И как Бог живоносным мановением/воскресил четверодневного. Лазаря умершего Ты на четвертый день/воскресил из ада, Христе;/прежде смерти Твоей смерти владычество потряс,/и в лице одного, Тобой любимого,/предвозвещая освобождение всех людей от тления./Потому, поклоняясь Твоей всесильной власти, мы взываем:/«Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!» Марфа и Мария Спасителю говорили:/«Если бы Ты здесь был, Господи,/не умер бы Лазарь!»/Христос же, воскресение усопших,/его уже на четвертый день из мертвых воскресил./Придите, все верные, поклонимся Ему,/грядущему во славе спасти души наши. Божества Твоего, Христе, признаки/предлагая Твоим ученикам,/среди толп Ты Самого Себя смирял,/сокрыть его желая./Потому Апостолам Ты, как все предвидящий Бог,/смерть Лазаря предрек;/в Вифании, же находясь с народом,/хотя не пребывал неведении о гробе друга Твоего,/узнать о том старался, как Человек./Но мертвец четверодневный Тобою воскрешенный,/Божественную Твою силу явил./Всесильный Господи, слава Тебе! Глас 4: На четвертый день воздвиг Ты друга Твоего Христе,/и рыдание Марфы и Марии прекратил,/показывая всем, что Ты – Сам все совершающий Божественною силою,/самовластным изволением,/ Тот, Кому Херувимы взывают непрестанно:/«Осанна в вышних! благословен Ты, над всеми царствующий Боже, слава Тебе!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Далее Толстой говорит в чуде, «проявилось могущество Бога, чтобы доказать Его истинность. Но какая связь между истинностью Бога и тем, что Лазарь воскрес»? Мы не понимаем, как Толстой мог даже ставить такой вопрос. Если Христос одним словом вызвал из гроба четверодневного разлагавшегося мертвеца живым, то это слово есть слово Всемогущего Истинного Бога. Ведь только Творец, создавший человека из праха, мог опять восстановить к жизни разрушающийся прах человека. Ложный бог не может создать жизнь из праха, вложить жизнь в прах. А потому, чудо воскрешения Лазаря, проявляя Божественное всемогущество Христа, указывает в Нем Истинного Бога всему разумному миру, как об этом засвидетельствовал Сам Христос. «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Но Толстой ставит такой вопрос и не видит никакой связи между чудом воскрешения Лазаря и истинности Бога, потому что он Самого Христа приравнял к волхвам, знахарям, колдунам, фокусникам, спиритам, морочащим простой народ, а в делах Христа видит фокусы и обман. Конечно, при таком взгляде на Евангельские события, нет и не может быть никакой связи между чудом, всемогуществом и истинностью Бога. Но посмотрим, чем и как он доказывает эту безумную нелепость? Доказательства его вполне соответствуют величию предмета, о котором он рассуждает, и достойны его гениального ума! Толстой верен себе, у него полная гармония во всем. Уж если сказал он бессмыслицу, то он проведет ее по всем ступеням и доведет ее до Геркулесовых столбов. «Я сомневаюсь, приводит свои доказательства Толстой, что монета, которую мне дают, настоящая, золотая. Мне показывают, что монета эта имеет свойство, положим, хоть издавать звуки. Да, хорошо, он воскресил Лазаря, а монета издает звуки, но чем же мне это доказывает, что Иисус – Бог, и что монета золотая? Причинной связи нет никакой». Раз Толстой вступил на такой путь, то он уже не может остановиться и с каждым шагом все ниже, ниже спускается в своем диком безрассудстве. Так, он не удовлетворяется тем, что Христос разлагающегося мертвеца воскресил. Это по его понятию, и фокусники могут проделать. Поэтому он требует от Христа, чтобы Он для доказательства истинности Бога, «сделал что-нибудь поудивительнее, какую-нибудь звезду сделал четвероугольною».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010