8) Он единосущен Отцу, то есть составляет одно существо с Богом Отцом; 9) через Бога Сына сотворено Богом Отцем все существующее. Как читается второй член Символа Веры ? Что значит: верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия? Что значит имя Иисус? Что значит имя Христос? Что значит: верую в Сына Божия единороднаго? Что значит: верую в Сына Божия – рожденнаго прежде всех век? Что значит: верую в Сына Божия – света от света? Что значит: верую в Сына Божия – Бога истинна от Бога истинна? Что значит: верую в Сына Божия – рожденна, несотворенна? Что значит: верую в Сына Божия единосущна Отцу? Что значит: верую в Сына Божия, имже вся быша? (Смотри §§24–25). Третий член Символа веры: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Я верую, что: 1) Сын Божий сошел с неба на землю; 2) Он сошел с неба для нас, всех людей, для нашего спасения от греха и смерти; 3) Он воплотился, то есть принял человеческое естество, от Марии Девы по наитию Святаго Духа; 4) Он вочеловечился, то есть сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую; 5) Приняв человеческое естество, Иисус Христос, Сын Божий, не перестал быть Богом, и потому называется Богочеловеком; 6) Дева Мария, как мать Богочеловека Иисуса Христа, воистину есть Богородица и достойна почитания выше всех сотворенных Богом существ, не только человеков, но и ангелов. Как читается третий член Символа? Что значит: верую в Сына Божия, сшедшаго с небес? Для чего Сын Божий сошел с неба? Что значит: верую в Сына Божия воплотившагося? От кого Сын Божий принял человеческое естество? Что значит: верую в Сына Божия вочеловечшася? Сын Божий перестал ли быть Богом, когда вочеловечился? Признавая в Иисусе Христе божество и человечество, как мы называем Его? Как мы величаем и почитаем Деву Марию? Четвертый член Символа веры: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавши и погребенна. Я верую, что: 1) Сын Божий Иисус Христос распят был на кресте при Понтие Пилате, Римском Правителе Иудеи;

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Господь воплотился и вочеловечился воистину, не возгнушавшись и человеческим именем: вочеловечился не только плотью, но и Именем, которое и облеклось в смиренное, человеческое имя, обычное среди благочестивых евреев. Итак, имя Господа Иисуса есть Имя Божие, но и человеческое. Оно неразрывно связано с человеческим естеством и человеческим именем, и, будучи имманентно человеческому естеству, оно вводит в него силу Божию, есть боговоплощение в Имени. Чрез это Имя Иисусово имеет для нас совершенно единственную, исключительную близость и доступность: если страшно и чудно Имя Божие в Ветхом Завете, то Имя Иисусово сладостно, хотя и могущественно, в нем причащаемся мы любви Божией, вкушаем благодать Божественного Имени. Если в именах Божиих присутствует сила Божия, то в Имени Иисусовом она по особому ощутительно близка человеку. Как Имя Божественное, оно содержит силу Божию, есть энергия Божества, но она есть вместе и энергия человеческого естества, принадлежит Богочеловеку. Здесь нет того трансценза, прорыва из имманентного к трансцендентному, из мира и от человека, в не–мир и к не–человеку, в Божественную область. Таковую мы имеем в Ветхом Завете, где лишь первосвященник, предохраняемый всеми сакральными средствами — торжественностью литургического момента, облачением, каждением, святынею места — входил во Святая Святых произносить Имя Божие. О Имени же Иисусовом все мы призваны, как царственное священство, входя в Святая Святых своего сердца, произносить и призывать Его, и Он присутствует во Имени Своем. Для древнего Иудея Имя Божие было как вершина Синая, в мраке и молниях, куда входил один лишь Моисей, и всякое почти, — кроме узаконенного ритуально, богослужебно, — призывание Имени Божия было греховным употреблением его всуе. Имя же Иисусово дает себя призывать»на всякое время и на всякий час», и непрестанно обращать в сердце своем. Нужно во всей силе и остроте осознать и ощутить эту разницу, даже противоположность между Именем трансцендентного Божества, которое было далеко и страшно и только во храме обитало, согласно совершенно определенному свидетельству Слова Божия, и Именем Иисусовым, храмом для которого является всякое человеческое сердце, и каждый верующий имеет священство этого храма, как запечатленный этим Именем. Оно, конечно, остается страшно, требует к себе благоговейного трепета, как величайшая святыня, ибо воистину оно есть Имя Божие. Но оно стало близко, доступно, не отделено онтологической пропастью, существующей между Творцом и тварью. Чрез эту пропасть воздвигнут мост, божеское и человеческое соединились уже нераздельно и неслиянно   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Тот же, который не пожелал внять призыву Его, остался внутри ада во веки веков… Так и ныне: кто не вонмет увещаниям Церкви, останется во тьме навсегда, на веки вечные… Глава 23. Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда О, несчастные нынешние люди! Не довольно с вас того, что пути вашего покаяния оскверняете вы хождением вашим (т. е. живете нераскаянно), но еще охуждаете других в кругу трапезы?.. Едите хлеб насущный с празднословием осуждения и осуждаете должников ваших по делам их, какими они должны вам. Ибо так делают ныне люди среди круга трапезного; едя и пия, они многословят с празднословием осуждения своего, осуждая все, что только попадется злобе их. Не на пользу ли души должают перед вами люди, делая нечто злое 52 вам, как вы и сами о том просили прежде, чем сесть за трапезу, и говорили: «Отче наш! Иже еси на небесех, да святится Имя Твое… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» Говорим: «Отче Небесный», потому что, создав нас, Ты снизошел к естеству человеческому, послал Единородного Твоего Сына и Слово, Который воплотился от Духа Святаго, вочеловечился, прияв естество человеческое, по естеству став человек и путевождь спасения людей. Ради спасения нашего воплотился Сын и Слово Божие. Быв неосязаемым, сделался и стал осязаемым, пребыл тем, чем был — Единородный Сын и Истинный Сущий Бог, удержав два естества — Божеское и человеческое… Всесильный, превысший над всем созданием, поставил Он нас над всеми в творении Своем. Мы же заповеди Того, Который поставил нас владыками в создании Своем, преступили; и изгнало нас грехопадение из того, что мы преступили, изверглись мы из благодати Святаго Духа (т. е. обнажились от благодати) и не в силах сами собою облещись в нее, в благодать Святаго Духа… Научи же нас оправданиям Твоим, спасению нашему, да познаем Создателя нашего, сотворшего небо и землю… Ты человека положил владыкою над всем, и завладело естество человеческое горами, холмами, древами плодоносными, всеми кедрами и прочее. Ты насадил рай на востоке, поселил в нем человека, которого создал, и поставил властителем над созданием Твоим. Но человек не соблюл завета Твоего, который Ты завещал ему: не ешь от запрещенного древа, чтобы не умереть. Человек преслушался, вкусил от плода преслушания и смертию смерти умер…

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Если мы станем отрицать, что единый и единственный Христос – из двух, и притом различных, природ, будучи неразрывен после единения, тогда противники правых догматов спросят нас: «Коль скоро все в Нем – одна природа, как же Он тогда вочеловечился и какую плоть сделал Своею собственною?» 135 Через отрицание того, что «все во Христе – одна природа», оче­видно, утверждаются две природы в Нем «после единения» 136 . Когда мы говорим, что Единородный Сын Божий, воплотившийся и воче- ловечившийся, – один, Он через это не смешался, и не перешла в природу плоти природа Слова, как и природа плоти – в Его природу. Но у Него сохраняются и усматриваются особенности каждой природы 137 . И в этих словах, исключающих признание одной природы у единого Христа, есть явное сходство с Халкидонским оросом: «единением не нарушается различие двух природ, но сохраняются особенности каж­дой природы» 138 . Человеческая природа не умаляется и не исчезает, поскольку для наилуч­шего раскрытия того, что Он стал человеком, достаточно сказать, что Он воплотился 139 . И совершенство в человечестве, и указание на сообразную нам сущность внесено через это слово «воплощенная»... В словах «Он воплотился» име­ется ясное и недвусмысленное исповедание того, что Он стал человеком, и ничто более не препятствует признавать, что Тот же Самый Христос, бу­дучи единым и единственным Сыном, есть и Бог , и человек, совершенный как в Божестве, так и в человечестве 140 . То есть в спорном выражении наряду с «одной природой Слова» через прибавку «воплощенная» вводится человеческая природа (сущ­ность), и оно означает, что в едином Христе сохраняются две различные, и притом совершенные, природы. 141 Единородный Сын Божий, насколько Он мыслится Богом и есть Бог, не пострадал в собственной, превосходящей телесное, природе, но пострадал Он перстным естеством. Ведь было необходимо, чтобы у единого и ис­тинного Сына сохранилось и то, и другое: и не страдать по Божеству, и принять страдания по человечеству 142 . Выходит, что во Христе есть две природы: бесстрастная Божественная и подверженная страданию «перстная» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

   Причиной того, что Благий Господь употребил Свое воплощение в качестве средства спасения, является Его безмерное и всемудрое человеколюбие. Захотел Он восприять и охватить всё человеческое естество, всецело внести его в Свою Божественную Ипостась и таким образом спасти его от безбожного и языческого (букв.: «вне-Божия». — «Примеч. пер».) растления, делая способным к Богочеловеческому бессмертию и вечности. Ведь погибель и поражение человека смертью есть не что иное, как обезвоживание, удаление человека от Бога как Источника жизни и бессмертия. Спасение же человека состоит в приближении его к Богу, в сочетании с Богом, в обожении. Господь Иисус Христос стал человеком, чтобы в Себе Самом наиболее тесно и неразлучно соединить человека с Богом, явив всем людям в обожении спасение человеческого естества от языческой и безбожной порочности, смерти и тления.    «Ради нас Господь стал человеком, — восклицает святой Григорий Богослов, — и принял на Себя образ раба, и за наши беззакония был веден на смерть. Так поступил Спаситель, Который как Бог мог спасти единым хотением, ибо одним повелением сотворил всё. Соделал же Он то, что для нас важнее и что нас более всего постыжает, — стал подобным нам и одинаковой с нами чести (равночестным)».    Господь ради человека «истощил Себя и воплотился, а еще вернее — вочеловечился, дабы человек, уничтожив в помыслах своих все плотское и влачащееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству... Господь воплотился, и дольний человек стал богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним едино, ибо возобладало лучшее, дабы настолько я стал богом, насколько Он стал человеком».    «Какова причина того, что Бог ради нас восприемлет на Себя человеческое естество? Конечно, чтобы нас спасти... Ради нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас порабощенных грехом. А для убожества человеческого что выше сего, как соединиться с Богом и через такое соединение стать богом».    «Вечный Бог Слово становится ради нас человеком, чтобы Даровавший нам бытие (τ εναι) даровал и благобытие (τ ε εναι); или, лучше сказать, чтобы мы, грехом отпавшие от благобытия, снова были возвращены в благобытие воплощением... Пришествие Бога к людям через воплощение имеет целью возвратить нас к Богу, чтобы мы, отвергнув ветхого человека, облеклись в нового (см. Еф.4:22-23) и как умерли в Адаме, так ожили во Христе (см. 1Кор.15:22), со Христом рождаясь, распинаясь, спогребаясь и воскресая. Ибо человеку необходимо претерпеть этот спасительный перелом (изменение), чтобы как из приятного произошло скорбное, так и из скорбного вновь возникло приятное. Ибо «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). И если вкушение от запрещенного плода явилось виною осуждения, то тем паче Христово страдание служит оправданием».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Остается поэтому сказать, что воплотиться значит соединиться с плотию, а выражение Слово стало плотию означает, что самая ипостась Слова непреложно соделалась ипостасью плоти. И что Бог соделался человеком, и человек - Богом, - сказано, ибо Слово, будучи Богом, без изменения соделалось человеком. А что Божество соделалось человеком, или воплотилось, или вочеловечилось - мы никогда не слышали. Но что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих ипостасей - мы научились; что Бог приемлет образ, то есть чуждую сущность, а именно соответственную нашей - (действительно) говорится. Ибо имя Бог присоединяется к каждой из ипостасей, а Божество мы не можем сказать об ипостаси. Ибо мы не слыхали, что один только Отец или один только Сын, или один только Дух Святый есть Божество, ибо слово Божество обозначает естество, а слово Отец (обозначает) ипостась - подобно тому, как и слово человечество (обозначает) естество, а (имя) Петр - ипостась. Слово же Бог обозначает и общность естества, и одинаково употребляется в отношении к каждой ипостаси - подобно тому, как и слово человек. Имеющий божеское естество есть Бог, и (имеющий) человеческое - человек. Сверх всего этого, должно знать, что Отец и Дух Святый не участвовали в воплощении Слова ни в каком ином отношении, как только в отношении к божественным знамениям и по благоволению и Глава XII. О том, что Святая Дева - Богородица, против несториан Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившийся от Нее - истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, - истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр.1,2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, - не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее в Свою собственную ипостась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

А что Божество сделалось человеком, или воплотилось, или вочеловечилось, мы никогда не слышали. Но что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих Ипостасей, мы узнали; и что Бог принимает образ, то есть чужую сущность, именно одинаковую с нашей, сказано. Ибо имя «Бог» ставится о Каждой из Ипостасей, а слова «Божество» мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что Божество есть один только Отец, или один только Сын, или один только Дух Святой; ибо слово «Божество» обозначает естество, а слово «Отец» – Ипостась, подобно тому как и человечество – естество, а Петр – ипостась. Слово же «Бог» обозначает и общность естества, и в отношении к каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому как и слово «человек». Ибо Бог – Тот, Который имеет Божеское естество, и человек – тот, кто имеет человеческое. Кроме этого, должно знать, что Отец и Дух Святой ни в каком смысле не участвовали в Воплощении Слова, если не в отношении к Божественным знамениям и в отношении к благоволению и желанию (гл. 11, с. 145–148). О том, что Святая Дева – Богородица (против несториан) Богородицею же Святую Деву мы провозглашаем в собственном смысле и воистину. Ибо, подобно тому как истинный Бог есть Тот, Который родился от Нее, так и истинная Богородица – та, Которая родила воплотившегося от Нее истинного Бога. Ибо мы утверждаем, что от Нее родился Бог, – утверждаем, не предполагая, что Божество Слова от Нее получило начало бытия, но что Само Божие Слово, Которое прежде веков бездетно родилось от Отца, и безначально и вечно находилось вместе с Отцом и Духом, в последние дни ради нашего спасения вселилось в Ее чрево и без изменения от Нее воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, а истинного Бога; не обнаженного, а одетого плотью, не принесшего тела с неба и не прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и давшего ей в Себе Самом ипостасное бытие (то есть «воспринявшего ее Своим Божеством в единство Его Божеской Ипостаси»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как имманентная сила Отца, Логос со-вечен Отцу, но рождение Его в качестве отдельной Ипостаси было собственно историческим актом: «Отец явил Свое Слово в определенное Им время, когда восхотел и как восхотел» (ContraNoet., 10). Рожденное от Отца, Слово единого существа с Отцем: «Говоря иной, я не утверждаю, что суть два Бога, но (разумею двух), как свет от света, воду от источника, луч от Солнца» (Contra Noet., 11). «Логос один только (рожден) от Бога, почему и Сам есть Бог, будучи по существу присущ Богу» (Refut. Х:33). Логос рожден Отцем «в качестве Начальника, Советника и Исполнителя всего сотворенного» (Contra Noet., 10) и был Посредником, Который открывался в Ветхом Завете. Но в собственном смысле Сыном Божиим Он стал только со времени Своего Воплощения: «Оставаясь бесплотным и Словом Самим по Себе, Логос не был совершенным Сыном, хотя и был при этом совершенным Сыном единородным. И плоть сама по себе не могла составить Ипостаси, так как только в Слове она имела свой состав: Так явился единородный совершенный Сын Божий» (Contra Noet., 15). Как видно из изложенного, Ипполит воспроизводит тринитарные воззрения апологетов. У него отмечают также довольно ясный субординацизм – в связи с этим стоит обвинение его в двубожии. Вместе с тем указывают, что Ипполит не признает Святого Духа Лицом в собственном смысле слова: он считает в Боге «два лица, а по домостроительству третью благодать Святого Духа» (Contra Noet., 14). Действительно, Ипполит ясно не дает Святому Духу наименования Лица; но необходимо помнить, что в то время еретиками ставился только вопрос об отношении Отца и Сына – Святой Дух оставался вне полемики, и потому не чувствовалось нужды в точном определении учения о Нем. Но в Троице (Tria) Ипполит называет и Святого Духа: «един есть Бог: повелевающий – Отец, повинующийся – Сын, сообщающий знание – Святой Дух; Отец над всеми, Сын чрез все, Святой Дух во всем» (Contra Noet., 14). Слово, сначала бесплотное, ради нас соделалось истинным Человеком, воплотилось и вочеловечилось, приняв душу разумную и наши немощи и наши страдания (Comm. In Dan. 2:33, 5 ; Contra Noet., 4, 17, 18, 12, 15; De Christ, et Antichrist. 4). Это Воплощение произошло не чрез превращение Слова в человека – двойство элементов Божественного и человеческого Ипполитом энергично утверждается; но единение их самое тесное ( σογκερσας, μξας): один и тот же есть вместе Бог и человек (De Christ, et Antichrist 4:26; Contra Noet., 6, 13, 14, 17, 18). Слово воплотилось, чтобы спасти нас всех, чтобы освободить Своим послушанием (De Christ, et Antichrist. 3:4; Contra Noet., 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Его же, из «Книги [полезных] слов»: «Одни учат об одной природе, разрушая при этом совершенное человечество, от нас присоединенное Богом Словом ради спасения целого человека. Другие же учат о двух ипостасях, то есть природах, в смысле разделения и отделения, а не в смысле единения по сущности, как показывают [это] святые отцы. Так что и те, и другие погрешают против истины» 154 . Что может быть яснее этого? Единственно, в чем он их упрекал – это то, что они признают две природы 1833А в смысле разделения и отделения одна от другой, так что для каждой из них вводится особая ипостась, и две природы, [по их мнению], не созидают [в одной ипостаси] одного лица, посредством единения по сущности в [одну] сущность. При этом всеми способами он отвергал одну природу. Кирилл, из [Слова] «О вере»: «Но ведь Он создал Себе храмину в святом чреве Девы, храмину, одушевленную и совершенную, и, облекшись ею и соединившись с нею неизреченным образом, хотя обе природы были сохранены и не смешанны, явился Иисус Христос , явленный как человек, умопостигаемый же как Бог» 155 . 1833В Его же, из «Письма Суккенсу»: «Мы говорим, что есть две природы, но один Христос, Сын и Слово Божие (вочеловечившееся и воплотившееся» 156 . Его же: «Ибо различие природ не разрушается с единением» 157 . Его же из «Второго письма Суккенсу», [где] он показывает, что не намеревается, говоря, что Сын воплотился, смешать природы: «Если нами утверждается, что Единородный Сын Божий воплотился и вочеловечился, это не значит, что Он смешан, как кажется нашим противникам, и не обратилась природа Слова в природу плоти, ни природа плоти – в [природу] Слова. 1833С Напротив, и то, и другое [и Слово, и плоть] остается в той особенности ( διτητι), [которая свойственна ему] по природе, как мы только что показали» 158 . Пусть же объяснит нам кто-нибудь, как же будет существовать одна природа, если не через смешение и изменение? Что означает, что каждое из двух сохраняется и что существует в своей природной особенности? Его же, из «Письма Евлогию», [где говорится], что он отвергает не использование слова «две», но отказ говорить о двух [природах], объединенных по ипостаси: «Так обстоит дело и у Нестория: даже, если говорит о двух природах, обозначая различие между плотью и Богом Словом – ибо природа Бога Слова – одна, а природа плоти – другая – тем не менее, он не исповедует единство вместе с нами» 159 . Итак, [видно, что] он говорит, что Несторий исповедует две природы вместе 1833 D с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Второй отдел Никейского Символа Веры относится к Сыну, который воплотился или вочеловечился для возрождения мира и искупления его принесением Себя в жертву. У Бога есть только один Сын, его Слово, которое есть вечное выражение его естества, и рожденный Им предвечно. Слово одно только от вечности изошло из Начала или из Отца через действие, называемое рождением. Это действие совершилось прежде всех век, то есть прежде сотворения тех последовательных мгновений, которые называются временем и прежде сотворения всех существ, коих бытие измеряется временем. Следовательно, Отец никогда не был без Сына; иначе можно было бы представить себе мгновение, когда Сын получил бытие, Он вошел бы тогда в разряд тварей, а в вечности существовало бы мгновение, что невозможно и составляет противоречие. И так Слово есть вечное исхождение из вечного начала; Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинна, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, то Он был бы тварью; если бы даже предположить вместе с арианами, что естество Сына подобно естеству Отца, то все-же Он был бы тварью, потому что получил бы Свое естество не через вечное рождение, но через действие, которое, не будучи необходимым в Боге, составляло бы действие внешнее, следовательно, творчество. И так или Сын единосущен Отцу, по необходимому и вечному рождению, или Он вместе и Бог и тварь. Но таким образом было бы признано существование двух богов, из коих один был бы Творцом другого, что составляет мнение нелепое и безобразное. Бог действовал относительно всего создания через Свое Слово. Следовательно, через Него Он дал бытие всем существам, составляющим оба мира, видимый и невидимый. Сын, для возрождения и спасения человечества, сошел с небес, то есть проявил Себя в мире земном, вне мира невидимого. Он воплотился, то есть соединился с совершенным существом человеческим, которое составило уже с Ним нераздельное единое Божественное лицо и именуется Иисусом Христом. Его имя Иисус – значит Спаситель, потому что Он пришел спасти человечество; Он Христос, т. е. помазан на искупление мира. Естество божественное и естество человеческое совершенны в Иисусе Христе, а между собой совершенно отличны, так что нельзя приписывать одному естеству то, что принадлежит другому; но все свойства каждого их двух естеств должны быть относимы к лицу, которое едино. Итак в Иисусе Христе существуют две воли: одна человеческая, другая божественная, и два действия. Но действие и воля человеческие подчинены воли и действию божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010