2 ст. то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. Итак, быть может, благодаря вере во Христа, вы уже объединились и утешаетесь взаимно единством веры во Христа, находите отраду в проявлении любви друг к другу, духовно сроднились между собой, стали на путь милосердия и сострадательности, то дополните мою радость, объединитесь еще больше, до полного единства ваших мыслей в вере, в любви и побуждениях к ней, будьте все, как один. 3 ст. Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Т. е. свои личные интересы отложите в сторону и во взаимных отношениях руководитесь не желанием в чем-либо превзойти других или тщеславием, а смиренномудрием, всех почитайте выше и достойнее себя. 4 ст. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Хотите быть единодушными и единомышленными, хотите жить в союзе мира и любви, заботьтесь не исключительно о себе только, но и о других. И это непременно. 5 ст. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе. Образцом смиренномудрия для вас, христиан, должен быть Сам Господь наш Иисус Христос. Вы должны быть проникнуты тем же чувством смирения, что и Христос. 6 ст. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быт равным Богу. Он, будучи полным образом существа Божия, единосущным Отцу, не считал самовольно себе присвоенным быть равным Богу, ибо был такой же истинный Бог, как и Бог Отец. 7 ст. Но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Будучи истинным Богом, Он воплотился и вочеловечился, и сделался подобным человекам, т. е. стал истинным человеком, но без греха, и в этом смысле только подобным человекам. И по виду став как человек, т. е. по своей телесной и духовной природе развивался и рос, как и все другие люди. Будучи истинным человеком, но в тоже время и истинным Богом, Он не только не превознесся по своей человеческой природе среди других людей; но умалил, уничижил эту человеческую природу, принявши на себя зрак раба, т. е. явил себя тем, что считается среди людей незнатным мира и уничиженным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

370 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ). Вот же, ясно и отчётливо написано, что просвещение познания Бога и Отца просияло в лице Христа. Поэтому Он и сказал: Видевший Меня видел Отца. Я и Отец – одно ( Ин.14:9,10:30 ). Но отпечаток (χαρακτр) Божества не телесен, он – в подобающих только Божеству силе и славе. А это было во Христе невредимым, почему и Он настаивал, чтобы Его познавали также и через них, и желал, чтобы слушатели через превосходство Его деяний 371 к уразумению Его Боже- —130— ства, несмотря на то, что слегка уничижала Его воспринятая плоть. Действительно, Он говорит: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то когда не верите Мне, верьте делам Моим ( Ин.10:37 ). И, по-моему, Христос сказал тогда именно это, поскольку знал, что это не может не послужить на пользу. Ведь раз они думали, что Тот, Кто вочеловечился ради нас, не есть Бог по природе, но всего лишь простой человек, такой, как мы, то из-за этого некоторые делались неспособными принять веру в Него. Смиренно отсекая робость и страх этих людей, относя веру к Божественной природе в лице Отца, а вовсе не к свойственному нам уничижённому состоянию, Он провозгласил: верующий в Меня не в Меня верует, но в пославшего Меня. И видящий Меня видит пославшего Меня ( Ин.12:44–45 ). Тем самым разве не сказал Он: «О послушные Моим словам, не мните обо Мне ничего ничтожного и устремлённого долу; но знайте, что, отдавая веру Мне Самому, видимому во плоти, вы станете веровать не просто в некоего человека, но в Самого Отца, через Меня, Сына, во всех отношениях равного Ему и не отличающегося от Него; ведь хотя Я и воплотился ради вас и усвоил это уничижённое облачение, человечество, даже и так Я имею равенство природы и действия с Отцом и совершенно невредимо пребываю в тождестве славы с Ним»?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(9) Но боговдохновенное Писание говорит, что Слово от Бога стало плотью 72 , то есть соединилось с плотью, имеющей разумную душу, а, следуя за евангельскими проповеданиями, святой и великий Собор сказал, что рожденный из сущности Бога и Отца Единородный, чрез Которого все и в Котором все 73 , «ради нас человеков и ради нашего спасения» спустился с небес, воплотился и вочеловечился, пострадал и воскрес и что в свое время придет как Судья, и он наименовал Слово от Бога «единым Господом Иисусом Христом». Так заметь же, говоря об едином Сыне и именуя Его Господом Иисусом Христом, он утверждает, что Тот родился от Бога и Отца и есть «Единородный, Бог от Бога, свет от света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, не сотворенный и единосущный Отцу». (10) Однако о имени «Христос» (Помазанник) можно сказать, что оно подходит не одному только Единородному, ведь мы найдем, что оно усвоено и другим. А именно, Бог сказал об избранных и освященных в Духе: Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла 74 . Да и божественный Давид, помазанный Богом в царя рукой Самуила, называет Саула помазанником Господа 75 . И для чего я говорю это, когда желающим легко можно увидеть, что оправданные по вере во Христа и освященные в Духе почтены таковым наименованием? И в самом деле, пророк Аввакум предвозвестил о Таинстве Христовом и о спасении через Него, говоря при этом: Ты вышел для спасения народа Твоего, чтобы спасти помазанных Твоих 76 . Следовательно, имя Христа может подходить не только и не собственно Еммануилу, но и всем другим, кто бы ни был помазан благодатью Святого Духа. Это выражение произошло от соответствующего действия, и от помазания – помазанники. А что и мы сами обогащаемся этой славной и поистине достойной приятия благодатью, это подтверждает премудрый Иоанн, говоря: Вы имеете помазание от Святого и знаете все 77 , – и снова: Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как Его 78 помазание учит вас 79 . Но и об Еммануиле написано: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

    XXXV. A теперь вновь буду спрашивать я, а ты мне отвечай. Не ходи вокруг да около, а скажи прямо: всесилен ли Сын Божий? да или нет? [Положим,] ты скажешь: «не знаю, ибо не постигаю силы Божией». Но, если не постигаешь [Его] силы, как же [тогда] разделяешь Его соединение, не зная, какой силой Он соединяется? Если же, наоборот, скажешь, что Он не всесилен, то постыжает тебя Божественное Писание, сказавшее: «знаю, что Ты все можешь, и нет для Тебя невозможного» (Иов 42:2). А если исповедуешь истину и скажешь: «да, поистине Бог всемогущ», то о происшедшем и [засвидетельствованном] в Писании домостроительстве [Божием] более уже не ищи [этого] «как», ибо [этим] ты показываешь неверие в то, что Он всемогущ; а если Он всемогущ, то более не ищи этого «как». Если же [тебе] нужно знать это «как», то Он для тебя более уже не всемогущ.     XXXVI. Uбo скажи мне [хотя бы] меньшее (так как оно меньшее, как мы сказали выше): как из ничего Он создал небо и землю, море и все, что в них? Если же не имеешь, что сказать об этом, то не суемудрствуй о более удивительном: как Он вочеловечился, или как через плоть бесстрастно пострадал, и не покушайся исследовать [это] естественным порядком, а веруй, что Он, будучи всемогущим, как захотел, так и сотворил. Или ты не слышал в Писании, что все, что восхотел Господь, Он сотворил (Пс 134:6)?     XXXVII. Haм нужно только веровать тому, что говорит о Нем Божественное Писание, а не исследовать, «как» [Он сотворил то или иное]. Писание же говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что ради нас Он воплотился, ради нас пострадал, ради нас распят, ради нас умер, ради нас погребен, и воскрес, и вознесся, и село одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых, и пребывает во веки. Будем же веровать, что Слово бесстрастно претерпело и сотворило все то, о чем сказано в Божественном Писании. А так как [Писание] не говорит, каким [именно] образом, то [и мы] не будем исследовать. [Но] написано, что благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота Божества телесно (Кол 1:19; 2:9). И если же Он Сам так благоволил, зачем нам разыскивать, как[именно], (22.) или пытаться разделять Его в [Его] делах и приписывать некоторые из них Его Телу, а другие — Обитающему [в Теле]? Как если бы Он, по нашему рассуждению, иногда обитал [в Своем Теле], а иногда не обитал. Еще написано: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5). Видишь, как [Писание] везде исповедует воплощенного и неразделимого Сына Божия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Может, иссякла в тебе любовь — любовь к ближнему твоему, любовь ко всему творению Божию? А без этой любви к тому, что всегда с тобой, к тому, что ты видишь, — как можешь ты «любить Бога, Которого не видишь» (1Ин.4:20)? Не лжешь ли ты себе?    Может, возгордилась ты, сравнивая себя с другими? Но — чем?    Смирением своим? — Но если ты гордишься, то — где же оно, твое смирение?    Терпением своим? — Но подумай: а что вправду терпела ты?    Боль физическую? Но что — твоя боль, если сравнить ее с теми муками, которые испытал на кресте Господь твой? Ты бы — смогла ли сказать о мучителях твоих: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34)?    Боль душевную? Но что она — в сравнении с оплеванием, биением, заушением, крестом и смертью — от тех самых, ради которых Господь наш Иисус Христос пришел на эту землю, воплотился и вочеловечился? в сравнении с той болью, которую испытал Христос, когда «возопил гласом велиим: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф.27:46; Мк.15:34: ср.: Пс.21:2)? Оставил Тот, Кто Единственный — не просто сродни, а — Един с Ним в самом существе Своем?    Многознанием своим гордишься ты? — Но знаешь ли ты, как человеку спастись, особенно сейчас, когда и «праведник едва спасается» (1Пет.4:18; Притч.11:31)?    И подумай, наконец: что есть у тебя — своего, то есть — того, что не было бы тебе дано всещедрым Богом? Найдешь ли ты что-нибудь таковое, кроме грехов твоих — того, что именно и отличает тебя от Господа твоего, ибо Он был подобен тебе во всем, кроме греха (Флп.2:7; Евр.4:15)? Того, что именно и надлежит тебе преодолеть, чтобы стать достойным образа Божия, в котором ты создан, который потерял через прародителей твоих, который возвращен был тебе Крестной искупительной Жертвой Христа твоего, в которую и ты сам крестился (ибо, как сказано, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»(Рим.6:3—5)); который, наконец, ты вновь и вновь теряешь, всечасно потакая грехолюбию своему, — теряешь, вместо того чтобы приобретать...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“…иной придет во имя свое, его примете” ( Ин.5:43 ). Апостол Павел называет антихриста: “человеком греха, сыном погибели” ( 2Фес.2:3 ). По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” ( Быт.49:17-18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: “От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем” ( Иер.8:16-17 ). В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: “которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — “666”. По объяснению свщмч. Иринея Лионского , “имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого” (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие “от среды удерживающего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: “ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”. Слову “что” в синодальном переводе соответствует греческое “to katechon”, что буквально значит “держащее или удерживающее”, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: “не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)”. Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под “удерживающим” и “держащим” можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцов и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и возшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой-либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь . От знаменитейшего Кандидиана, уведомившего наше благочестие, мы узнали, что в ефесской митрополии некоторые дела произведены в беспорядке и не так, как следовало. Ибо и не все, как предписано было, сошлись благочестивейшие епископы, когда епископ великого града Антиохии с другими митрополитами уже приближался, и те, которые собрались, не совещались вместе, не соглашались между собою, и дела, касающегося веры, не исследовали должным образом, или как предписывалось в посланных нами священных посланиях, так что ясно видно, что одни другими были оскорблены, по причине сильного пристрастия всех к своим мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Будучи таким и пребывая в Отце и имея Отца пребывающим в Себе, не отделясь от Него и совершенно не оставляя Его, Он сошел на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, став... равным нам во всем, кроме греха, чтобы, пройдя через все наше, воссоздать и обновить того первого человека, а через него и всех рожденных и рождающихся, подобных своему родител». Симеон неоднократно и с большой настойчивостью утверждает, что еще до сотворения мира Бог предвидел грехопадение Адама и его последующее раскаяние, а потому прежде веков предопределил и спасение человечества через Христа. Божественное предопределение выразилось в том, что после грехопадения, когда Адам стал тленным и смертным, и тварь уже не хотела повиноваться и подчиняться ему, Бог принудил ее к этому подчинению, сделав и ее, подобно человеку, тленной и смертной, хотя она не была виновата в грехопадении. Но тварь должна быть восстановлена, как говорит апостол Павел: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:19–21 ). То есть будущее восстановление твари и ее освобождение от рабства тлению предопределено – и оно должно произойти через человека: «Зная прежде сложения мира, что Адам нарушит заповедь, и предопределив его жизнь и воссоздание от нового рождения через рожденного во плоти Единородного Сына Божия... Он хочет, чтобы тварь оставалась в подчинении, поработившись человеку, для которого создана, став тленной для тленного, с тем чтобы, когда тот опять обновится и будет духовным, нетленным и бессмертным, тогда она, освободившись от рабства... со-обновилась вместе с ним и стала нетленной и как бы духовной. Ибо это прежде сложения мира предопределил многомилостивый Бог и Господь». Симеон подчеркивает, что воплощение Сына Божия принесло человеку бесконечно больше благ, чем он утратил через грехопадение. В самом изгнании Адама из рая уже проявилась благость Бога и любовь Его к человеку: «если бы они (прародители) покаялись еще будучи в раю, то получили бы опять только тот же самый рай, и ничего более». Но Господь уготовал для них Царство Небесное: «Смотри, как велико Его человеколюбие! Сойдя во ад и воскресив их, Он не восстановил их опять в тот же рай, от которого они отпали, но возвел на самое небо небес... Видишь ли, на какую высоту Он возвел их за их покаяние, смирение, плач и слезы... И не только (Адама) Бог почтил и прославил, но и... всех его сынов, которые подражают ему в исповедании, покаянии и слезах...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни ( Лк.4:1–2 ). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный ( Евр.7:26 ). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В.И. Добротворский V. О Боге Освятителе человека Искупление совершилось; в Лице Иисуса Христа, Богочеловека, явился на земле человек, удовлетворивший правде Божией, понесший наказание за грехи человечества и восторжествовавший над смертью. Но все, что совершил Иисус Христос, совершил «нас ради человек и нашего ради спасения и искупления, – нас ради воплотился и вочеловечился, совершил служение пророческое, первосвященническое и царское», почему Он именуется «Начальником спасения», «перворожденным всей твари», первенцем из мертвых», «новым Адамом », «Спасителем» и «Искупителем». Чтобы быть искупленным, каждому человеку надлежит быть в таком же неразрывном союзе с Искупителем, Богочеловеком Иисусом Христом, в каком каждый состоит с первым Адамом, но не по плоти, а по духу, тем не менее – в союзе также действительном и как бы органическом. «Я есмь лоза», сказал Иисус Христос, «а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). В этом же смысле теснейшего союза Иисус Христос именуется «Главою», а все люди, соединенные с Ним, «телом Его», или все вместе называются: «Телом Христа», а порознь «членами единого тела». Учение о союзе человека с Иисусом Христом, Начальником и Совершителем веры, есть существенная и характерная особенность христианской религии, отличающая ее от всех других. Это учение в порядке устроения искупления человеческого называется учением об усвоении каждому человеку дела искупления, совершенного Иисусом Христом, или: учением об освящении человека, потому что через союз с первым Адамом – всем людям усвояется грех, а чрез союз с новым Адамом, Господом Иисусом Христом, всем усвояется Его праведность, – Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф. 1:4 ). Усвоение человеку искупления, или освящение его совершается благодатию Божиею, которая действует посредством церкви и таинств: отсюда три пункта учения об освящении человека: учение о благодати Божией, о церкви и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010