Рим.12:2 .  Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, потому что образ этого века привержен к земле, низок, кратковременен, не имеет ничего возвышенного, постоянного, правильного, а все извращенное. И ты, если хочешь идти правильным путем, не напечатлевай в себе образа настоящей жизни, потому что в нем нет ничего постоянного и твердого. Поэтому апостол и назвал его образом, как и в другом месте говорит: «преходит бо образ мира сего» ( 1Кор 7.31 ). В нем нет ничего постоянного, прочного, но все временно, почему и сказал: «веку сему», указывая этим на тленность, а словом: «образ» – на вещественность. Укажешь ли ты на богатство, славу, телесную красоту, удовольствия, на все прочее, что люди считают великим, – все это только образ, а не действительная вещь, явление – личина, а не постоянная какая-либо сущность. Но ты не сообразуйся с этим, говорит (апостол), а преобразуйся обновлением ума. Он не сказал: преобразуйся наружно, но преобразуйся по существу, показывая этим, что мир имеет наружный только образ, а добродетели принадлежит не наружный, но истинный, существенный образ, который имеет природную красоту и не нуждается во внешнем украшении и формах, одновременно появляющихся и исчезающих, так как все это исчезает прежде, чем появится. Итак, если ты отбросишь внешность, то тотчас достигнешь (настоящего) образа. Ведь ничего нет слабее порока, ничто так скоро не ветшает. Потом, так как людям ежедневно свойственно грешить, то (апостол) утешает слушателя, говоря, чтобы он ежедневно обновлялся. Как мы поступаем с домами, постоянно починяя те из них, которые обветшали, так поступай и с самим собою. Ты согрешил сегодня, душа твоя обветшала? Не отчаивайся, не унывай, но обнови ее покаянием, слезами, исповеданием, добрыми делами и никогда не переставай это делать. Но как мы можем делать это? Во еже искушати вам лучшее, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная; это и значит: обновляйтесь, чтобы вам познать полезное для себя и волю Божию; или: вы тогда можете обновиться, когда узнаете полезное для себя, и то, чего хочет Бог. Если ты познал это и научился распознавать свойства вещей, то ты постиг и весь путь добродетели. Спросишь: кто же не знает для себя полезного и того, в чем состоит воля Божия? Все те, которые стремятся к настоящему, которые считают завидным богатство, а бедность унижают, которые домогаются власти, стремятся к внешней славе, считают себя великими, когда настроят великолепных домов, купят пышные гробницы, имеют толпу слуг и водят за собою множество евнухов. Там люди не знают, что для них полезно и в чем состоит воля Божия, ведь то и другое – одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Такая проверка была конкретной: была воля Божия взять Илию в особый удел «в вихре на небо». Это, конечно, знал сам Илия. Но это знали и сыны пророческие в Вефиле и в Иерихоне. Между ними и Елисеем каждый раз происходил примечательный диалог. Они спрашивали его: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: Я также знаю, молчите» ( 4Цар.2.3 ). Воля Божия о грядущем вознесении Илии была открыта, согласно данному тексту, многим десяткам, если не сотням, человек. По вознесении Илии многие из сынов пророческих также увидели «и сказани: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). Это значит, что воля Божия о человеке, в данном случае – об уникальной судьбе пророка Илии – открывается не одному человеку, а очень многим людям. Можно даже утверждать, что Бог желает открыть Свою волю всем людям. Но далеко не все эту волю Божию воспринимают или даже хотят воспринимать. Активное волеизлияние Господа должно быть соотнесено с желанием и большим духовным трудом, чтобы появилась реальная возможностью ее воспринять. Чем же обусловлена эта возможность? Ответ на этот вопрос также можно увидеть в приведенном выше отрывке. Сыны пророческие из Иерихона, которые были свидетелями вознесения Ильи, не поняли, что же на самом деле произошло с ним. Они просят разрешения у Елисея (признавая его, тем самым, старшим) о том, чтобы послать пятьдесят человек искать Илию на одной из гор или долин. Они не увидели духовного смысла произошедшего. Почему? Ведь они также пророки! Вернемся к последнему диалогу Илии и Елисея. Елисей, в ответ на слова Илии «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя», просит, чтобы дух пророческий, который на Илие, был на нем вдвойне. И он слышит удивительно кроткий ответ: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» ( 4Цар.2:10 ). Речь идет, разумеется, не о простом зрении, а о духовном. По слову Спасителя, острота духовного зрения зависит от чистоты сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Илия–громовержец, Илия, который не боялся состязаться с сотнями вааловых пророков, не берется судить о чистоте сердца своего ученика. Это – область тайны, которую может знать только Бог. Поэтому он и говорит: «Если увидишь…». Даже он, самый близкий Елисею человек, его учитель и духовный отец, не знает глубин его сердца.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Чтобы они не сказали: мы могли и без этой жертвы (Христовой) благоугождать Богу, - Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришёл, потому что " ни жертвы " , - говорит, - " ни приношения … - Ты не восхотел " . Этим он отвергнул всё и, сказав вообще, говорит и в частности: " … ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты … не благоизволил " . Приношением же было всё прочее, кроме жертв. " Потом прибавил: " вот, иду исполнить волю Твою, Боже " . О ком это сказано? Не о ком другом, как о Христе. Здесь (апостол) нисколько не обвиняет приносивших, показывая, что (Бог) не принимает жертв не за пороки их, как сказал он в другом месте; но потому, что наконец раскрылась недостаточность самого дела и обна­ружилось, что оно не имеет никакой силы и уже неблаговременно. Как же согласить это с частым приношением жертв? Не только, говорит, из частого (приношения их) видно, что они немощны и не приносят никакой пользы, но и из того, что Бог не принимает их, как бесплодные и бесполезные. То же самое выражено и в другом месте, когда сказано: " ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее " (Пс. 50:18). Отсюда очевидно, что не хочет их. Итак, не жертв хочет воля Божия, а отмены жертв; следовательно, нет воли (Божией) на то, чтобы они приносились. Что значит: " исполнить волю Твою " ? Значит - предать Себя самого, - на это воля Божия. " По сей-то воле освящены мы " . Здесь он иным образом доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Итак, ужели же на приношение жертв нет воли Божией? Но удивительно ли, что теперь нет на это воли Божией, если и вначале не было на то воли Его? " Кто " , - говорит (Бог), - " требует от вас (жертв) " (Ис. 1:12)? Почему же Он сам учредил (жертвоприношения)? По снисхождению. Подобным образом и Павел выражается, когда говорит: " ибо желаю, чтобы все люди были, как и я " , воздержанными (1 Кор. 7:7); а в другом месте предлагает та­кой совет: " я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей " (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

20 ст. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Вот стих при толковании которого никак не могут толковники дать ясного и точного смысла текста. Этот стих принадлежит к одному из тех мест в посланиях ап. Павла, о которых ап. Петр выразился, что в них есть нечто неудобовразумительное. Несомненно, он имеет отношение к предшествующему стиху и имеет в виду выразить ту же мысль, т. е. что закон по своему достоинству ниже обетования. Сообразно этому стих можно понимать так: когда Господь Бог возвещал свое обетование Аврааму, Он возвещал его усты к устам, без всяких посредников и Божественная воля была высказана во всей своей полноте и имела значение для всех людей. Когда же давался закон народу израильскому, то он был дан при участии посредников (Ангелов и Моисея). И хотя и тут была возвещена та же неизменяемая воля Божия, но она открыта была как бы не во всей полноте, сообщена была народу еврейскому как бы с некоторым ограничением, именно приспособительно к характеру только народа еврейского и к исторической обстановке его существования, хотя в том и другом случае действовала одна и таже воля Божия и один и тот же Бог, ибо Бог один. Отсюда понятно, что закон стоит ниже обетования. 21 ст. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Итак, хотя закон и стоит ниже обетования, но как выражение одной и той же Божественной воли не может встать преградой на пути исполнения обетования. Другого рода дело: если бы закон мог животворить, т. е. оживлять, возрождать людей, давать им силы и крепость для этого нравственного возрождения, тогда бы действительно закон мог заменить собой обетование. Но этого-то одухотворения, оживления и не давал закон. 22 ст. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Итак, закон не одухотворял, поэтому-то Писание, а в лице его Сам Бог, свидетельствует, что все люди, не исключая подзаконных иудеев, подпали под власть греха, все повинны пред Богом. Бог попустил греху царствовать над людьми с той целью, чтобы они, познавши свою ответственность пред Богом, устремили свои взоры к обещанному людям семени, т. е. к Мессии – Избавителю, дабы обетование и все, что с ним соединялось, т. е. обильное излияние благодатных даров св. Духа, дано было, т, е. совершилось, пришло в исполнение чрез Господа Иисуса Христа и дано было только верующим во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2) как крещеному человеку диавол строит козни, особенно во время поста и молитвы; 3) как Господь – кротко, точно агнец, но решительно как властелин – отвергает диавольские искушения. Проповедь о покорности воле Божией Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . Мф. 6:10 Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело – и телом, и душой – предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог , ибо совершенно вдал он себя в волю Божию. Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну ( Лк. 3:2 ). Словно невинный младенец – с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:33–34 ). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах. Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне мира сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 8 января 1. Свв. мученики Иулиан и Василисса . Происходили из благородных и богатых семей. После венчания взяли на себя обет жить девственно, как брат и сестра. Раздали всё свое имущество нищим и приняли иноческий постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

6:14—15), точно так же не может существовать рядом с Царством Божиим и царство греха. Оттого если мы состоим под властью Божиею, то грех никаким образом не может царствовать в смертном теле нашем (Рим. 6:12) и уже не имеет права следовать его повелениям, как скоро он хочет склонить нашу душу к плотским и богопротивным делам; напротив, должны мы земные члены умерщвлять (Кол, 3:5) и таким образом приносить плоды духа, (Гал. 5:22—23), причем Господь в нас ходит как бы в духовном рае, и один только Он над нами владычествует со Своим Помазанником, в нас сидящим одесную той духовной силы, которую мы желаем получить; Он и будет восседать там, доколе все Его враги в нас не падут к подножию ног Его (Пс. 109:1; 1 Кор. 15:25; Евр. 10:12—13) и не упразднится в нас всякое начальство и всякая власть и сила (1 Кор. 15:24). Возможно, что и в каждом из нас последний враг, т. е. смерть, истребится (1 Кор. 15:26), так что и в нас Христос будет говорить: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55; Ос. 13:14). Уже теперь тленное в нас должно, следовательно, облекаться святостью и нетлением, состоящим в целомудрии (Мф. 22:30) и полной чистоте, и смертное по уничтожении смерти должно облекаться бессмертием Отца (1 Кор. 15:53), так что, состоя под владычеством Божиим, мы уже теперь располагаем преимуществами возрождения и воскресения.  Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Лука, опуская эти слова, после Да приидет царствие Твое, переходит прямо к Хлеб наш насущный дай нам на сей день (11:3). Вышеприведенные же слова передаются только Матфеем; здесь мы рассмотрим их в связи с предшествующими. Так как мы, молящиеся, пребывающие еще здесь, на земле, знаем, что воля Божия исполняется всеми небожителями, то и молимся о том, чтобы она и на земле во всем была исполняема точно таким же образом. А это будет тогда, когда ничего мы не будем делать вопреки воле Божией. Если же воля Божия и нами на земле столь же точно будет исполняема, как это происходит на небе, то будем мы походить на небожителей, потому что, подобно им, тогда мы будем носить в себе образ Небесного (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Вступив на этот путь, мы будем иметь возможность приняться потом и за дела. Потому и Павел повелевает обновляться, « чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ». Здесь он укоряет, как мне кажется, и иудеев, державшихся закона. Хотя была воля Божия и на жизнь ветхозаветную, но не преимущественная, а приспособленная к слабости иудеев, совершенная же и благоугодная воля открыта в жизни новозаветной. И когда апостол новозаветную жизнь наименовал разумным служением, то назвал так в противоположность жизни ветхозаветной. « По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, по мере веры, какую каждому Бог уделил » (ст. 3). Выше сказав: « Умоляю вас… милосердием Божиим », здесь опять говорит: « По данной мне благодати … говорю ». Заметь смиренномудрие учителя, заметь кротость его души. Для столь великого увещания и совета он никак не признает достаточными собственные свои слова, но в подтверждение их ссылается то на милосердие Божие, то на благодать. Не от себя предлагаю я слово, говорит он, но от Бога. И не сказал: говорю вам Премудростью Божией, или законом Божиим, но: « по данной мне благодати », постоянно напоминая о благодеяниях, чтобы внушить им большую благодарность и доказать, что и благодать требует исполнения того, о чем говорится. « Всякому из вас ». Не тому только или другому, но и начальнику и подчиненному, рабу и свободному, неученому и мудрецу, женщине и мужчине, юноше и старцу — это общий закон, потому что Господний. Итак, апостол никого не обижает словом своим, предлагая наставление всем, даже и тем, которые невиновны, чтобы виновные удобнее приняли это вразумление и исправление. И что говоришь ты, скажи мне? « Не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать ». Здесь он указывает на смиренномудрие, мать всех благ, подражая в этом своему Учителю. Как Христос, взойдя на гору, чтобы предложить нравоучительное слово, начал речь прежде всего о смиренномудрии и его положил основанием: сказав: « Блаженны нищие духом » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо воля Божия есть освящение ваше. 1Фес 4, 3 Духовные чада, видя пример старца Андроника, учились переносить болезни и скорби. Все, что ни происходило с ним в жизни, он принимал как от руки Всевышнего и очень часто повторял: «Да будет воля Божия». В своих письмах начиная с 1963 года батюшка все чаще писал о том, что болеет, и просил молитв своих духовных детей. Приведем несколько отрывков из его писем, свидетельствующих об этом. «Сподоби же, Господи, вас, родные мои сыночки, купно со мною достичь и поклониться Рождшемуся Господу. Я все слабею и болею, наверно уж и вечер близко. Господи, да будет воля Твоя! Призываю на вас благословение Божие. С. ар. Андроник». «Мое здоровье с каждым днем понемногу становится все слабее и слабее, а главное, моя болезнь никак не утихает, а становится еще сильней, о чем прошу ваших св. молитв, чтоб Господь дал мне терпения... У всех прошу прощения и св. молитв. Простите. Бол. С. а. Андроник. Молитесь. Кланяются вам о. В. и м. Е., просят прощения и ваших св. молитв». «Да и в вашей болезни мужайтесь и с благодарением Господа переносите телесную болезнь и все случающиеся скорби... С. ар. Андроник». Мы видим, что старец учит переносить болезни с благодарением Господу и ни в коем случае не роптать. Как следует встречать церковные праздники Бог есть любовь... 1Ин 4,16 Те пожелания, которые делал старец своим духовным чадам, немного отличаются от пожеланий людям нецерковным. Если в светских кругах в первую очередь принято желать здоровья и счастья, успехов и благополучия, то старец кроме этих пожеланий сначала желает своим духовным чадам спасения души и духовной радости, помня о словах Христа Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк8,36 ). Старец также желает, чтобы его духовные чада учились преумножать любовь, потому что: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин 4,16 ). Преподобный Андроник учил своих духовных детей встречать церковные праздники в духе смирения, воздержания и терпения. Таких писем множество. Мы приведем отрывки из некоторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истины Троичности Божества и любви Божией не являются отвлечёнными идеями для человечества, они имеют непосредственное отношение к каждому человеку, “ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). Любовь Божия творит людей “детьми Божиими” (Ин. 3:2; Римл. 8:16; Ин. 1:12 и др.), и, по слову апостола Павла, Сам Единородный Сын Божий “не стыдится называть их братьями” (Евр. 2:11:12 ср. Ин. 20:17). Господь Иисус Христос открыл это людям, называя Бога их Отцом Небесным и научив их обращаться к Богу, как к ОТЦУ (Мф. 6:9; Лк. 11:2; Мф. 5:48; 6:4:8:15; Мк. 11:25:26; Лк. 6:36; и др.). Поэтому каждый человек имеет великую ценность — спасение одного человека доставляет радость на небесах (Лк. 15:7); душа человека больше пищи и одежды, она дороже всего мира, “ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит” (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Мф. 6:25; Лк. 12:23 и др.). Поэтому и воля Божия о человеке заключается ни в чём другом, как в его спасении: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4 и др.). Осуществителем этой воли Отца о человеке явился Сын Божий, Единородный — Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10; ср. 1 Тим. 2:6 и др.). “Ибо Я, — свидетельствовал Он, — сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:38–40). И Господь Иисус Христос в разных образах приближает к человеческому разумению то “дело”, которое Отец поручил Ему исполнить. Он пришёл “взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10), “не губить души, но спасать” (Лк. 9:56), “не судить мир, но спасти мир” (Ин. 17:47). И это спасение мира “чрез Него” (Ин. 3:17) должно совершиться не одним Его пришествием, не одним словом, но Ему “должно пострадать” (Мф. 17:23; Мк. 8:31; Лк. 9:22 и др.), “послужить и отдать душу Свою для избавления многих” (Мф. 20:28; Мк. 10:45), “жизнь Свою за овец” (Ин. 10:11), “Плоть за жизнь мира” (Ин. 6:51).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути. Единственная благоприятная жертва Богу – дух сокрушен о своих грехах, о своем падении, о своей страстности. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (см. Пс.50:19 ). Единственное правильное настроение при молитве Иисусовой – это покаяние и сокрушение о грехах, чуждое всякого осуждения и внимания к жизни других людей. «Где мне думать о пороках или добродетелях других, когда я стражду от своих немощей и желаю от них избавиться. Я – грешник, требующий помилования от Господа». Вот настроение первоначальное и необходимое для всякого желающего приникать к молитве Иисусовой. Прекрасное врачевство «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!» Эту молитву советуется произносить раз за разом не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и стоя или сидя произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души. Оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву все-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека. Да будет воля Божия «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения... Блажен, у кого надежда на Господа Бога» ( Пс.145:3–5 ) Одна лишь надежда на Бога – вот твердое основание. Остальное все непрочно... Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия. Наше дело – хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное – вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа. Слава Богу за все

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010