В некоторых списках слово «рать» заменяется словом «путь», т. е. значение этих слов совпадает. 505 Однако в целом семантика слова «путь» в древнерусском языке намного шире, так что статья могла пониматься не только как вопрос об участии в военных действиях, но и в прямом смысле как вопрос об убийстве на дороге, в пути, например, при защите от разбойников. В тексте конца XVI в. М- Соф. 875 , в котором записано подряд несколько статей об убийстве при разных обстоятельствах, присутствует и специальный вопрос об убийстве «татя или разбоиника». 506 В том же тексте вместо вопроса о рати записан вопрос: «Или на поле бился?» Такая статья также отличается многоплановостью. Конечно, «полем» могло быть и поле сражения, но в юридической практике средневековой Руси «полем» обычно назывался судебный поединок, т. е. «открытая вооружённая схватка, победитель которой признается невиновным». 507 Если в данной статье действительно говорится о судебном поединке, а не о войне, то это один из редких случаев, когда в покаянных текстах вообще упоминается о подобных поединках. Это тем более редкий случай, поскольку статья читается в обычном вопроснике для мужчин-мирян, тогда как чаще всего статьи, рассматривающие реалии светского права, записывались в текстах, обращённых к знатным или служилым людям. 1.3. Отравление Относительно распространены, хотя и в разных формулировках, вопросы об отравлении. Обычно они тесно примыкают к общим вопросам об убийстве; некоторые подобные статьи уже приводились выше. Статья записывалась и отдельно от общего вопроса об убийстве: «Отраву смертную давала еси кому?». 508 Спрашивали об отравлении не только человека, но и скота: «Человека или скотину не уморил ли еси отравою?». 509 Чаще всего в качестве яда упоминается «зелье», которое наделялось не только ядовитыми, но и магическими свойствами. Зельем назывались не только яды, но и разнообразные волшебные составы, с помощью которых можно нанести вред человеку или околдовать его. 510 Приведём несколько наиболее характерных статей, демонстрирующих, в каких целях применялись зелья. Прежде всего, это собственно отравление. Выше уже приводились статьи вроде «Или зелием отравил кого?»; но духовник спрашивал кающегося не только об отравлении, но и о знании ядов: «Зелия отравныя знаеши или иныя какия?» 511 Очень часто зелья применялись женщинами для того, чтобы вытравить плод и избавиться от нежеланного ребенка: «Зелие пивши детя изверьгла ли еси?», «Детя испортила еси зелием в матерне утробе или иным чим?». 512 Использовали зелья для того, чтобы околдовать кого-либо или навести порчу на недруга, при этом смертельный исход не обязательно подразумевался: «Кого зелием портил и травою доходил жены?» 513 Как видно из приведённых примеров, зелья применялись в самых разных целях; очевидно, что в разных случаях под зельями подразумевались разные снадобья. Однако в любом случае зелье наделялось не только определёнными химическими, но и магическими свойствами. 1.4. Научение убийству

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Эфир 17.01.2021». Для будущих родителей Артема : 8 (4822) 58-93-74 — региональный оператор Тверской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Имеется фото Артема. — С.50-51; Денис. (10 лет. Мои достижения; Обо мне; Я люблю). У знать больше о Денисе : На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Денис. Псковская область. Эфир 13.12.2020». Для будущих родителей Дениса : 8 (8112) 29-99-97— региональный оператор Псковской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Имеется фото Дениса. — С.50-51; Напрасно забытые книги Есть много книг для детей и подростков, которые написаны давно, но не утратили своей увлекательности и пользы. В нашей новой рубрике некоторые напрасно забытые книги предлагает вспомнить Виталий Каплан , редактор отдела «Культура» журнала «Фома», писатель и педагог. Григорий Ягдфельд, Виктор Виткович . Сказка о малярной кисти ./Представляет Виталий Каплан. Ил.: Обложка книги//Фома. март2021. — С.51. — (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Напрасно забытые книги »). Эту старую повесть (написана в 1957 году) сейчас можно было бы назвать «Ночным дозором» для младшеклассников. В самом деле, по сюжету, в Москве конца 1950-х годов действуют две тайные организации: добрых волшебников и, соответственно, злых. У добрых есть артефакт огромной силы: магическая кисть, которой если что нарисовать, то оно материализуется. У злых тоже есть не менее мощная штука: магическая резинка, которой можно что угодно стереть — то есть совсем стереть, вычеркнуть из реальности. Пружина сюжета — злые волшебники (на самом деле даже и не люди, а летучие мыши-вампиры) охотятся за малярной кистью, потому что только она способна восстановить стертое резинкой. А стереть они собирались ни много ни мало целую московскую улицу со всеми ее жителями. Кисть временно попадает в руки двух мальчиков-первоклассников, Феди и Миши. Их выслеживает агент вампиров, злой волшебник Абракадабр. Мальчики до поры до времени не понимают, в какое масштабное противостояние втянуты.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Звучит нелепо? Да, за этот тезис я получаю тумаки с обеих сторон: и от фанатов Поттера, шокированных предположением, что они читают «христианские» книги, и от его критиков, пораженных мыслью, что в книге о волшебниках и волшебницах может найтись что-то «христианское» и полезное для души. Но, нравится вам это или нет, именно христианское содержание «Гарри Поттера» и тот факт, что он выводит нас из психологической темницы материализма, побуждает читателей возвращаться к нему снова и снова. Поскольку именно магический сеттинг этих книг вызывает больше всего споров в религиозных сообществах и в то же время имеет самое важное и очевидное религиозное значение, наш разговор о том, что стоит за поттероманией, я начну с сеттинга и с формульного построения сюжета, которое Роулинг соблюдает в каждой своей книге. Магический сеттинг Некоторые христиане осуждают «Гарри Поттера», поскольку оккультные практики прямо запрещены во многих местах христианского Священного Писания . Хотя читать об оккультных практиках не запрещено, эти христиане предпочитают (также в согласии с Писанием, которое увещевает родителей оберегать детей от зла) защищать своих детей от книг, в которых оккультизм изображается симпатичным и привлекательным. Эти христиане верят, что одобрение оккультизма и изображение его как чего-то нормального подталкивает людей к увлечению колдовством. Меня самого чтение книг о Гарри Поттере убедило, что изображенная там магия не более способна подтолкнуть читателя к реальной ворожбе, чем научно-фантастические романы о путешествиях во времени — побудить к поиску путей в прошлое. Любящую семью многое в этих книгах порадует и едва ли что-то испугает. В том числе порадует традиционное и вполне безобидное волшебство, характерное для английской литературы, волшебство, воспитывающее в читателе духовный взгляд на мир и отнюдь не поощряющее тягу к оккультизму. Я говорю об этом без всяких сомнений, поскольку магия в «Гарри Поттере» — это вовсе не «колдовство», иными словами, не инвокационная магия. В согласии с вековыми традициями английской литературы, волшебство, которым в книгах о Поттере пользуются и герои, и злодеи, — это инкантационная магия, отражающая в сказочной форме человеческую жажду выйти за пределы материального мира вокруг нас.

http://blog.predanie.ru/article/garri-po...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Магия (от греч. mageia — колдовство, чародейство, волшебство) — сохранившаяся доныне форма древнего язычества , вера в то, что законы этого мира подчинены оккультным силам, которыми человек может овладеть с помощью особых действий (заклинаний, ритуалов и т.д.). Магизм, как и мистицизм , не связан с обязательным признанием личного и, тем более, Единого Бога. Магическое миропонимание рассматривает мир как нечто безусловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Всё и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Поэтому, нашедший “ключ” к ним становится подлинным властелином богов, людей и мира. Одна из индийских поговорок так и гласит: “Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания — брахманам. Наши боги — брахманы”. В отличие от религии , усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу , для магии основное — это знание того, что и как нужно сделать, чтобы достичь цели. Цели эти исключительно земные (наслать порчу, приворожить, разбить любовь и т.д.) и их достижение ни в коей мере не связано с духовно-нравственным состоянием человека. В магии основное — это правильно все сделать. Магическое сознание глубоко присуще ветхому человеку. Для очень многих православие — это поставить свечи, “приложиться”, что-то пожертвовать, подать поминания, заказать обедни, молебны, панихиды, посетить святые места, поисповедоваться и причаститься. А главное, без чего невозможно спасение — исполнение заповедей и покаяние, забывается. Но без духовного изменения (по греч. покаяние — meta 0noia — изменение образа мыслей) все эти внешние действия по меньшей мере бесполезны, но чаще вредны, поскольку создают видимость праведной жизни и приводят человека к самомнению и неприязни ко всем “грешникам”.

http://drevo-info.ru/articles/1433.html

Однако, несмотря на просветительскую деятельность новиковского масонства, в широком людском сознании Каббала продолжала ассоциироваться в первую очередь с числовой и буквенной магией. Еще больше усилила эту тенденцию эпоха романтизма, известная своим интересом ко всему магическому и волшебному. Так, Владимир Одоевский в «Русских ночах» говорит о каббалистических знаниях в первую очередь как о знаниях магических, а один из героев пушкинской «Пиковой дамы» спрашивает своего знакомого: «Как! У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у нее ее кабалистики?» . И в эту эпоху, как и в начале XVIII в. столетия, все свои знания о Каббале европейские и русские романтики черпали из пересказов все тех же магических книг XVI и XVII вв., откуда получали каббалистические знания алхимики ренессанса. Эра модернизма заново возродила интерес ко всему мистическому и оккультному, затихший было в середине XIX столетия. Французский символизм принес, используя слова американского филолога Бернис Розенталь, «Возрождение и популяризацию магии, алхимии и Каббалы» 14 . Возрождение Каббалы в Европе во многом обязано католическому священнику, взявшему еврейский псевдоним Елифас Леви. Леви не только перевел на французский подлинные книги Агриппы и Рейхлина по магической Каббале, но и написал несколько десятков собственных книг по этой же теме – более «научных» и «современных» по сравнению с «устаревшими» книгами XVI века. Французский интерес к «научной» Каббале быстро перенесся в Россию, где, как говорит Розенталь, «оккультизм был интегральной частью предреволюционной культуры, которой заинтересовались и художники, и писатели и политические деятели». Модернисты и особенно символисты вернулись к идее о магической созидательной власти слова. А. Рембо в своем знаменитом сонете о власти звуков одним из первых модернистов выдвинул идею, что звуки имеют цвета и могут определять человеческие эмоции. Р. Тименчик подметил, что идеи Рембо откликаются в стихотворении Н. Гумилева «На Венере, ах на Венере», где, согласно поэту, нету слов обидных и властных, так как все говорят языком из одних только гласных 15 . Можно даже утверждать, что Гумилев, который был членом масонской ложи и интересовался каббалистической символикой, использовал идею о том, что мир Бога – это мир звуков, а не слов и что именно этот мир потеряли люди после падения Адама: ао и уо – о древнем рае золотое воспоминанье. С Гумилевым перекликается Ф. Сологуб, который говорит в одном из стихотворений: «Родился бы я на Мадагаскаре,/Говорил бы наречием, где много а,/слагал бы стихи о любовном пожаре,/о нагих красавицах на острове Самоа» 16 . Очевидно, что остров, где в языке много гласных, для Соллогуба – аллегория утраченного рая.

http://azbyka.ru/fantasticheskaya-kabbal...

§ 4. Магизм Магизм (от греч. колдовство, чародейство, волшебство) есть вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний, ритуалов и т.д. Н.А. Бердяев (1948 г.) так писал о магии: «Оккультизм, например, есть сфера магии по преимуществу, т.е. необходимости, а не свободы. Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами, оккультная сила владела ими. Магизм, как и мистицизм, совершенно не связаны с признанием личного и, тем более, Единого Бога. Магическое миропонимание рассматривает мир как нечто безусловно статическое и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Все и вся подчинены извечно существующим оккультным законам. Отсюда, нашедший «ключ» к ним становится подлинным властелином богов, людей и мира. Одна из индийских поговорок так и гласит: «Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания – брахманам. Наши боги – брахманы». Поэтому в отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, магия основное внимание обращает на правильность совершения ритуала. Точное его исполнение имеет принципиальное значение в магии. Отсюда, для нее совершенно неприемлемо православное учение о таинствах, действительность которых обусловлена духовным состоянием принимающего (например, апостол Павел пишет о причащении: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор.2:29 ), – и это при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны таинства Евхаристии и правил подготовки к нему). Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример магизма в христианской практике – крещение или причащение человека по принуждению, или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть), а не по вере, как об этом говорит Господь ( Мк. 16:16 ). Магическое восприятие культа является вообще одной из главных причин вырождения христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

http://azbyka.ru/yazychestvo

Мы признаем, что в критическом анализе у наших противников телесной стороны Павловой природы есть частица правды, именно, что в телесной области Павла, как и в душевной, от природы находились некоторые приготовительные элементы к будущим сверхъестественным видениям. Апостол говорит, что Бог избрал его от утробы его матери ( Гал.1:15 ); следовательно, некоторые натуральные условия как в духовной, так и в телесной стороне его природы действительно приготовлены были для будущих божественных откровений. Павел был избранный сосуд для божественной, благодатной силы; это избрание, конечно, обнимало в нем все человеческое существо – дух и тело, потому что душевные и телесные свойства находятся в постоянном взаимодействии. Как в области человеческой природы, так и в области природы вообще сверхъестественное (вдохновение и чудо) всегда примыкает к натуральному: оно не есть действие волшебного жезла, магической силы, не является разрушителем натуральных сил и законов природы, но пользуется ими, основывается на них, возвышает их, возводит на высшую нормальную ступень деятельности 195 – и в этом состоит характеристическое отличие сверхъестественного явления от магического, волшебного, демонического. Отсюда, если Павел получал откровения в форме видений, то конечно эти откровенные видения имели для себя необходимые натуральные условия как в устройстве его физического организма, так и в общем строе, натуральном складе его душевной жизни. В этом состояло его избрание Богом от утробы матери; без натуральных условий сверхъестественное не имело бы в нем точек соприкосновения. Но если сверхъестественное откровение примыкало к натуральным данным в природе Павла, то от этого оно не теряет своего характера сверхъестественности, не становится плодом Натуральной природы Павла. Характеристическое в откровенных видениях – не видения или форма откровения, но содержание, облеченное в эту форму: без содержания, не было бы и формы. Если Павел физически ранее был уже подготовлен к откровенным, видениям, то все-же эти видения начались лишь по призвании его к новой жизни и деятельности в христианстве. Это натуральное подготовление состояло не в болезненном расслаблении нервов Павла, не в эпилепсии, на которую нет даже намеков в истории его дохристианской жизни, но просто в необходимых предварительных органических условиях для восприятия откровения в форме видений. Этим и объясняется ясное сознание у Павла во время откровенных видений, здравое отличие от реальных явлений; отсюда вытекает и полная достоверность его свидетельств о явлении ему Христа пред Дамаском, как об объективно-реальном, внешне-чувственном явлении. – Так в телесной организации Павла мы не находим никаких болезненных условий к призрачным видениям, но, наоборот, усматриваем все условия необходимые для ясного отличия объективного от субъективного и для восприятия сверхъестественного откровения в форме внутренних видений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Колдун отступил из первой комнаты во вторую, потеряв треть своих волшебных сил. Он метнул в юношу волшебные стрелы, которые превратились в огромное войско. Засверкали мечи, полетели копья. Вражеские воины окружили смельчака. Юноша отбивался изо всех сил: вот уже из его раненного плеча заструилась кровь, уже предводитель войска занес свое копье, чтобы пронзить его грудь, – но молодой воин нашел в себе силы вспомнить о беззащитных жителях города. Смело устремился он навстречу врагу. В тот же миг колдовство разрушилось, и войско исчезло. Разъяренный волшебник отступил в третью комнату замка, потеряв уже две трети своих магических сил. В бешенстве он бросил в юношу весь запас своих раскаленных стрел. Вылетев из замка, они превратились в очаровательную молодую женщину. Она обворожительно улыбнулась юноше и сказала: «Ты победил, прекрасный храбрый воин. Злой колдун убежал из замка. Я была его пленницей, и ты спас меня. Так отведай же освежающий напиток, приготовленный моими руками, а потом я перевяжу твои раны». Она протянула молодому воину чашу с напитком, к которому был подмешан смертоносный яд. Очарованный приветливостью молодой красивой женщины, юноша забыл об осторожности, взял чашу с ядом и только поднес ее к губам, как с неба капнем упал белый голубь, который выбил смертельный напиток из его рук. Но несколько капель попали на голубя, и он на глазах у юноши упал на землю мертвым. Молодой воин пришел в себя, разгадал замысел волшебника, и громко воскликнул: «Ты не уйдешь от справедливого возмездия, злой колдун!» В тот же миг молодая женщина исчезла, и перед юношей предстал сам волшебник. Он набросился на молодого война, пытаясь пронзить его мечом. Но юноша отразил удар, сбил колдуна с ног и надежно связал крепкой веревкой. В это же время Мрачный замок превратился в черное облако, которое, клубясь, растворилось в воздухе. Обрадованные жители спасенного города отослали волшебника к царю, который посадил его в подземелье. А для юноши он приказал отлить щит с изображением голубя, парящего над золотым сердцем. Надпись на щите гласила: «Чистое сердце – непобедимо!»

http://isihazm.ru/1/?id=128

Подпишитесь на наш Телеграм История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг. В интервью 1998 года Роулинг спросили, хотелось ли ей когда-нибудь стать волшебницей. Вот что она ответила: Мне хотелось стать не волшебницей, а алхимиком, а это совсем другое. Чтобы изобрести свой волшебный мир, я немало узнала об алхимии… Мне нужно знать в деталях, что может и чего не может магия, чтобы задать параметры своего мира и сохранить внутреннюю логику сюжетов. Где в «Гарри Поттере» алхимия? Помимо «магических параметров» и «внутренней логики» — везде, от заглавий книг до трансформации персонажей. Вот пять областей «Гарри Поттера», в которых особенно бросается в глаза алхимическая система образов: Во-первых, заглавия книг. Название первой книги — «Гарри Поттер и философский камень»: лишь в американском издании его заменили на «колдовской камень», поскольку издатель решил, что дети не захотят читать книгу со словом «философский» на обложке. Создание философского камня — одна из самых прославленных целей алхимии, так что такая замена вставила серьезную палку в колеса алхимическому плану Роулинг. А «Уорнер Бразерс» зарегистрировали копирайт на название «Гарри Поттер и келья Алхимика» на все материалы, связанные с «Гарри Поттером», от планируемого игрового приложения до аттракционов в предполагаемом тематическом парке. Во-вторых, персонажи-алхимики. Уже в начале первой книги мы узнаем, что директор Хогвартса и наставник Гарри Альбус Дамблдор — известный алхимик, друг и коллега знаменитого Николаса Фламеля. В «Фениксе» Дамблдор лишается многих титулов, но на визитке из шоколадной лягушки сохраняет то единственное, что для него важно, — перечисление своих алхимических достижений. (Фламель — реальный знаменитый алхимик, живший в Париже в XIV веке.)

http://blog.predanie.ru/article/garri-po...

Но келпинки недружелюбно молчали. Профессорша оглядела их, усмехнулась и сказала уже другим, будничным голосом: — Ладно, пока оставим это. Итак, девицы, мы с вами рассмотрели некоторые случаи левитации с помощью магических приспособлений и волшебных животных. Для краткости мы их называем «полетными средствами». Кто знает, зачем ведьмам, колдунам и прочим магам нужны полетные средства? Вот, например, драконы, грифоны, гиппогрифы: уход за ними сложен, а живой корм стоит дорого, ведь далеко не каждого грифона удается посадить на собачьи консервы. Или сапоги-скороходы: их надо вовремя сдавать в ремонт лепрехунам, а лепрехуны порой несговорчивы и к тому же не везде водятся. Почему же маги используют полетные средства, а не летают с помощью собственной магии? Келпинки задумались. — Может быть, из лени? — неуверенно спросила Алисой О " Брайен. — А может, у некоторых из них мало собственной магической силы, вот и приходится летать в чужих сапогах? — предположила Милли Милн, и тут же ей в голову полетел толстый учебник левитации, метко брошенный Филидой Стэнли. Милли едва успела уклониться, и книга грохнулась в проход между столами. — Алисой О " Брайен неправа, а Милли Милн права, но не совсем. Подними свою книгу, Филида. А ты, Милли, впредь остерегись вслух сомневаться в магической силе родственников присутствующих. Полетными средствами маги пользуются не столько по слабости, сколько из соображений энергетической экономии: они таким образом используют магическую силу предшественников, владевших до них этими полетными средствами, или силу магических животных. Так они берегут собственную колдовскую энергию. С некоторыми полетными средствами вы познакомитесь на уроках практической магии, а на уроке криптозоологии вас познакомят с летающими животными, и вы попробуете их приручить. Я же научу вас пользоваться классическим полетным средством ведьм — метлой. Но сейчас я вам продемонстрирую, как летают высшие маги, полностью овладевшие левитацией. Это будет полет без вспомогательных средств. Прошу внимания!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010