16.19. Какие бывают молебны? – По церковной традиции молебны служатся Господу, Божией Матери, святым Ангелам и святым угодникам Божиим. Наиболее часто совершаются молебны о болящих, о путешествующих, об учащихся, о благословении на всякое доброе дело, на Новолетие, на освящение воды и благодарственные. Благодарственные молебны адресуются Господу, но могут восполняться благодарственными молитвами Матери Божией и молитвами к святым. В  православном требнике имеется также множество молитв, молитвенных чинов и последований, вносимых в молебны или читаемых отдельно: о примирении враждующих, об умножении любви, при бедствиях (война, засуха, эпидемия) и в других жизненных нуждах. Совершение молебна может происходить в храме, в доме, в больнице, в школе, в поле (при освящении посевов) и т.д. 16.20. Что такое панихида? – Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. 16.21. Чем отличается молебен от панихиды? – На молебнах молятся о живых, а на панихидах – об усопших. 16.22. Что такое ектения?  – Ектения (в переводе с греческого «протяжное моление») – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на постоянное сосредоточение внимания. Цельная молитва делится на ряд кратких прошений, произносимых диаконом (или священником), которые чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектения произносится от лица всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются поданные записки о здравии и об упокоении. Наиболее употребительных ектений пять: 1) Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами «Миром Господу помолимся». Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется «Господи, помилуй». 2) Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами «Паки и паки (т.е. еще и еще) миром Господу помолимся» и имеет всего два прошения. 3) Сугубая ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». На каждое прошение сугубой ектении хор отвечает троекратным «Господи, помилуй». Потому и сама ектения называется сугубой, то есть усиленной.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Благословение Божие да будет с тобою! Письмо 8 священнику К., о мировом кризисе Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”,— сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе. “Кризис” — слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца:  Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс.  1 , 5). Далее опять:  Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс.  100 , 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч.  29 , 26). Сам Спаситель сказал:  Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.  5 , 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет.  4 , 17). Замени слово “суд” словом “кризис” и читай: “Милость и кризис воспою”, “от Господа придет кризис всякому”, “Отец весь кризис отдал Сыну”, “Время начаться кризису с дома Божия”. Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение — “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия — “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно — “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Будучи еще отроком, чуждался детских игр и любил подолгу молиться дома и в храме. Родители желали видеть его женатым, но он убедил их не принуждать его к брачной жизни. Со смертью же родителей, Авраамий раздал все доставшееся ему имущество по монастырям, церквам и бедным людям, сам постригся в Богородичной обители, в Белище, в 5-ти верстах от Смоленска. Св. инок особенно любил чтение творений святых отцов, говоря: «Жизнь наша есть война, а для войны нужны оружия и опытные познания; посему необходимо учиться у святых отцов, какое духовное оружие полезно в каком случае». Авраамий скоро сделан был пресвитером и духовником. Так прожил он 30 лет; но Промыслу Божию угодно было подвергнуть его многим скорбям. Так как очень многие и из горожан приходили к нему для назидания, то некоторые из городских священников и даже из монастырской братии начали завидовать ему, вымышлять разные клеветы на него и делать ему неприятности. Восстановили против пего даже игумена, так что святой должен был перейти в другой монастырь, в самом городе. Но здесь возбудили против святого Авраамия самого епископа, говоря, что он проповедует еретическое учение и живет нечисто, прикрывая темные дела наружной святостью. Собран был суд над преподобным, и он был осужден: ему запрещено было совершать богослужение и говорить с людьми. Авраамий все переносил благодушно, говоря о своих врагах: «Бог – им судья!» Но вследствие осуждения Авраамия произошло много вреда для города: люди слабые, которых святой удерживал своими наставлениями от пороков, предались снова порокам; а многие из учеников его, иноки, возвратились из монастыря к мирской жизни; в городе открылись разные беды: засуха, болезни. Тогда благочестивый священник Лазарь (впоследствии епископ) пришел в епископу Игнатию и сказал, что город еще строже будет наказан, если жители не раскаются в своей несправедливости против Авраамия. Игнатий разрешил Авраамию священнодействие, просил у него прощения городу и молитв о дожде. «Кто я, грешный, – смиренно говорил он епископу, – что ты возлагаешь на меня такое повеление? Помолись ты сам о вверенном тебе стаде, да послушает тебя Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

знаменует собой терновый венец на голове страждущего Спасителя. Митрополит ( греч. μητροπολτης – столичный) – один из высших санов архиереев, первоначально глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены М. Поскольку церковно–административные деления совпадали с государственными, кафедры М. располагались в столицах провинций Римской империи, которые охватывали их митрополии. Впоследствии М. стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул М. является почетным званием, следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения М. является белый клобук. Молебен – особое богослужение, в котором верующие просят Господа и святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые М. принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (война, засуха и т. п.). Чинопоследования М. содержатся в Требнике и Часослове, а также в Каноннике. Иногда к М. прибавляется пение Акафиста Спасителю, Богородице или святым. Молитва Господня – молитва «Отче наш» ( Мф. 6,9–13 ; Лк. 11,2–4 ), которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего...», составленная преподобным Ефремом Сирином (IV в.); читается на богослужениях Великого поста. Молитва Иисусова – благоговейное призывание спасительного имени Господа. Есть различные формы М. И., самая краткая из них («Господи, помилуй») постоянно используется в богослужении; наиболее распространенной формой М. И. является: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва – главный элемент православной аскетики. М. И. должна твориться постоянно, во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте; подвижник заключает ум в слова М. И., что предохраняет ум от рассеяния («хранение ума»), сердце от дурных движений («хранение сердца») и соединяет человека с Богом. В результате (на высших ступенях мистико–аскетической практики) подвижник восходит к умной молитве – для него уже необязательны слова (даже произносимые про себя) и М. И. становится чистым и безмолвным созерцанием Славы Божией. При этом аскет реализует завет ап. Павла о непрестанной молитве ( 1Фес. 5, 17 ), т. к. М. И. совершается в нем независимо от каких бы то ни было занятий и даже сна. Главным условием стяжания такой молитвы является очищение сердца и ума от помрачающих страстей. Практика М. И. лежит в основе традиции умного делания, или исихазма (от греч. συχχ – покой, безмолвие).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

И только тогда они готовы войти в единение с церковью и жить её жизнью. Никакой проповедник, сознающий свое призвание, не может отозваться сочувствием на такой странный зов. Для него начертан неизменный чистый идеал в Евангелии, и он ни на одну иоту не может отступить от него, и что-либо изменить или ослабить в нем. Выдумывать какое-либо новое христианство, менее строгое, более угодливое нашей плоти, – дело еретиков и отступников. У христианского проповедника прежде всего в виду должны быть духовные вековечные интересы, и они не могут быть принесены в жертву интересам временным, земным, скоропреходящим, служащим часто к удовлетворению нашей похоти. О земном благополучии, об устроении и усовершенствовании внешнего быта человека, о лучших способах удовлетворения потребностей низменных, житейских говорить – дело мирских учителей, которых много, гораздо больше, чем учителей церковных. Зачем требовать этого, и именно этого по преимуществу, от служителей церкви, в которой люди ищут спасения души, а не угодливости плоти? Можно, конечно, говорить и с церковной кафедры о предметах, относящихся к устроению внешнего, житейского благополучия человека или общества, и часто слышался прежде, и ныне слышится голос пастырей церкви, убеждающий верующих к взаимной любви, согласию, милосердию к бедствующим, преданности и повиновению предержащим властям, и т. под., что, полагаем, не без значения для возвышения и утверждения того благополучия, которого ищет человек на земле. Церковь небезучастна к внешнему земному благу нашему. Она, как всем известно, неусыпно молится о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временах мирных, молится об избавлении нас от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и смертоносных язв, а когда постигают тот или другой край какие-либо тяжкие бедствия, например, засуха и бездождие, угрожающие голодом, губительная болезнь, война, она усиливает свои моления, и к своим ежедневным молитвам присоединяет новые моления, прося у Бога избавления от бед, нас постигших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

МИТРА (греч. повязка, носимая на голове) - принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к.л. святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. МИТРОПОЛИТ (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " митрополит " является почетным званием, следующим после титула " архиепископ " . Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. МОЛЕБЕН - богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле, и т.д. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят 50 пс., канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике. МОЛИТВА ГОСПОДНЯ - молитва " Отче наш, иже еси на небесах... " (Мф. 6; 9-13; Лк. II; 24). которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление. МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА - покаянная молитва " Господи и Владыко живота моего... " , составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем). Читается на богослужениях Великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Получив такое послание святых отцов, царь сильно разгневался и решил изгнать из пределов иерусалимских патриарха Иоанна с обоими игуменами: Саввою и Феодосием. Но промысл Божий не попустил совершиться сему злодеянию. Случилась в то время война с какими-то варварами, и поэтому царь отложил до времени гонение на церковь и на преподобных отцов и стал готовиться к войне с варварами. После несправедливого изгнания святого патриарха Илии, по праведному суду Божию, случился голод и засуха и великий неурожай во всей Палестине, как во дни пророка Илии (3 Цар., гл. 17; Иак.5:17–18): затворилось небо и не давало дождя, и пересохли источники воды: сверх того, появилась во множестве саранча, покрыла всю землю и истребила всю траву на полях и листья на деревьях. Такая казнь Божия продолжалась до пяти лет, и многие умерли от голода и жажды. И говорили жители Иерусалима, что Бог наказывает Палестину голодом за несправедливое изгнание патриарха Илии. В то время блаженный Савва созвал настоятелей семи построенных им монастырей и не велел им заботиться ни о чем плотском, напоминая им евангельские слова: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31–33). И питаемы были они всемогущим промыслом Божиим. Однажды перед воскресением эконом великой лавры сказал преподобному: — Нельзя, отче, ударить в било в сию субботу и воскресенье к Божественной службе, потому что не только отцам нечего предложить есть, когда они соберутся, но даже для святого приношения не найдется хлеба: так обнищали мы. Святой же отвечал: — Я не оставлю службы из за недостатка в пище: справедлив Тот, Кто не велел заботиться о завтрашнем дне, и может пропитать нас во время голода; пусть церковник пошлет продать в город сосуд или одежду и купить нужное для святой литургии. Так отвечал святой эконому и, возложив надежду на Бога, ждал. И еще до наступления воскресенья вдруг приходят к нему какие-то отроки, посланные Божиим промыслом, ведя с собою тридцать ослов, навьюченных хлебом, пшеницею, вином и маслом, и разною другою пищей, и отдали все сие преподобному. Он возблагодарил Бога и сказал эконому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Слава затворника скоро возросла и все с большою верою приходили к нему за советами. Но вот что обличило Пророка. Никита знал на память все книги Ветхого Завета, но не хотел и слышать о Новом. Опытные старцы поняли состояние затворника и, явившись в келлию его, своими молитвами отогнали от него беса. И замечательно, когда вывели его из затвора и стали спрашивать о ветхом Завете, прельщенный не умел отвечать им ни слова и уверял с клятвою, что никогда не читал книг. После этого он предал себя строгому воздержанию, послушному житию и за добродетели в 1096 г. был поставлен Епископом Новугороду. Одиннадцать лет правил паствою и еще при жизни прославился даром чудотворения. Однажды продолжительная засуха готова была истребить полевую жатву, Святитель помолился и Господь послал обильный дождь на пажити; в другой раз сделался страшный пожар в Новгороде, Святитель опять помолился и огненная буря рассеялась. Лишь только исполнилось ему 16 лет, В. К. Ярослав Владимирович в 1035 г. отправил его на княжение в Новгород, и Новгородцы, преданные от души отцу, скоро также полюбили и сына. В 1042 г. Владимир ходил с Новгородскими удальцами на Ямь (Финляндию) и одержал там несколько побед. Это была первая воинская попытка юного витязя, в котором пылали отвага и молодечество потомка Скандинавского. В следующем году более важные обстоятельства увлекли Владимира в Киев. По поводу убиения в Константинополе одного знатного Россиянина возгорелась война у Русских с Греками. Ярослав, призвав из Новгорода сына, поручил ему начальство над войском и отправил к Константинополю на судах под руководством опытного вождя Вышаты. Греческий Император, не желая войны, прислал к Владимиру послов с дружеским письмом, в котором обещал разобрать дело и наказать виновных. Говорят, Владимир не уважил этого письма. Тогда Константин сам двинулся против Русских с сильным морским и сухопутным войском. Оба Флота сошлись близь Фара и, как говорят, Император снова предложил мир. «Согласен, отвечал Владимир, ежели вы – богатые Греки дадите на каждого моего воина по три фунта золота 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

2) По мнению Генгстенберга, в Св. Писании под образом всепожирающего пламени, обыкновенно, представляется гнев Божий и в частности война как одно из проявлений этого гнева, но никогда засуха. Поэтому, полагает Генгстенберг, и у пр. Иоиля в 1:17–20 должно разуметь грозящие евр. народу страшные войны, а никак не засуху. Доказательством этого, по его мнению, может служить Ам. гл. 7. Здесь наказание, которое произведет Иегова над народом Своим, т. е. неприятельские опустошения, пророк Амос представляет сначала под образом саранчи, а потом под образом огня, пожравшего всю землю народа еврейского. Это место у Амоса весьма сходно с рассмотренным нами у Иоиля (ст. 17–20); и если речь у первого о неприятелях, то, по мнению Генгстенберга, и у второго должна быть о том же. – Мнение Генгстенберга не имеет в себе достаточной силы. Так, во 1-х, из согласия пр. Амоса с пр. Иолем нельзя делать такого заключения, какое делает Генгстенберг. То, что Иоиль говорит в собственном смысле, Амос мог сказать в аллегорическом. Подобное мы видим даже у самого Иоиля. В 3; Евр.4:2 он говорит, что в долине Иосафата Иегова произведет Свой суд над всеми народами. Конечно, слова пророка нельзя понимать буквально (см. объясн. 3; Евр.4:2 ), но должно дать им такой смысл: как некогда, при Иосафате, в долине Бераха были поражены моавитяне и аммонитяне ( 2Пар.20:16–26 ), так в день Божественного суда постигнет страшное наказание и все другие языческие народы. Таким образом, речь Иоиля о суде над всеми народами в долине Иосафата имеет аллегорический, а не буквальный, смысл. Но понятно, отсюда нельзя утверждать, что то место исторической книги, в котором говорится о победе Иосафата ( 2Пар.20:16–26 ), должно понимать аллегорически, а не собственно, так как аллегорически говорит о ней Иоиль. Так точно нельзя заключать, что у Иоиля 1:17–20 речь аллегорическая, потому что она такова у Амоса. – Во 2-х, Генгстенберг утверждает, что в Св. Писании засуха никогда не представляется под образом всепожирающего огня и пламени. Но, кроме Иоиля 1:17–20, поэтическое описание засухи мы находим только в кн. Иеремии (гл. 14). Этот пророк, действительно, не представляет засуху под образом огня и пламени. Но в своем описании засухи он не употребляет вообще никаких поэтических уподоблений ее. Если же, таким образом, описание засухи в Библии встречается столь редко и там, где встречается оно (Иер. гл. 14), образ „всепожирающего пламени“ не необходим, то, понятно, мнение Генгстенберга теряет свою силу. Оно могло бы останавливать на себе внимание только тогда, когда библейские писатели часто говоря о засухе, никогда не сравнивали бы ее с пламенем. Не может казаться странным и самое сравнение засухи с огнем. Понятие о зное заключает в себе представление о чем-то опаляющем и поэтому Иоиль вполне мог поэтически представить знойное время под образом огня, пожирающего траву на полях и листья на деревьях (ст. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

И.В. 1 июня 2020, 17:16 И. 1 июня 2020, 12:48 " Вы производите впечатление человека, который в вопросах истории остановился на советских учебниках " . Вы извините, И., но это именно вы производите такое впечатление. Набор советских идеологических штампов, и полное наприятие фактов их опровергающих. Это называется страусиной позицией. Большевики у вас ни в чём не виноваты - ни в продразверстках, ни в раскулачивании, ни в репрессиях. Во всём у вас то засуха виновата, то враги, то засуха и враги. А может пора просто честно признать что большевистский режим был людоедским? Что именно он виновен за миллионы исковерканных людских судеб, за сотни тысяч убитых и замученных в гулагах, соловках, на бутовских полигонах... Иоанна_ 1 июня 2020, 16:45 " Бенефициар ковыряния ран " ?) Это слишком сложно для меня!) Я хотела только уточнить смысл своих слов, но у меня нет желания ввязываться в перепалку в заданной вами тональности, мистер/миссис Инкогнито! Желаю всего наилучшего! И. 1 июня 2020, 13:11 Иоанна, Бессмертный полк опровергает все мифы: люди защищали страну под названием СССР с той властью, которая там была. 34 млн. приняли участие в боевых действиях, а не побежали лизать сапоги " освободителям " , остальные работали в тылу на нужды фронта. А их потомки сводят счеты с умершими, потому что своими руками уничтожили то, что предки строили, за что воевали. Настоящие потребители, упущенную выгоду подсчитывают, воспринимая все хорошее как само собой разумеющееся, своих предков в должники записывая. Простейшие вопросы, где и кем бы вы были, если бы не СССР, и были бы вообще, мимо разума проходят, будто все поголовно потомки княжеских родов или кулаков, на худой конец. И. 1 июня 2020, 12:48 Иоанна, Вам был задан вопрос: когда еще была в истории России такая война, чтобы сравнивать? Когда еще входили на нашу территорию с целью не порабощения, а полного уничтожения населения? Но Вы уклоняетесь от ответа. Простите, это Вы производите впечатление человека, который в вопросах истории остановился на советских учебниках и, как альтернативе, солжениценском архипелаге. Репрессии невиновных не станут оправданными, если оперировать реальными цифрами и фактами, а не выдуманными для устрашения.Последствия коллективизации никуда не исчезнут, даже если убрать все мифы. Но зачем задумываться, кто сегодня бенефициар ковыряния ран нашей истории, когда можно на умерших спихнуть все. Так?

http://pravoslavie.ru/130863.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010