4. Гимны и молитвы патриарха Филофея Гимны и молитвы Филофея можно разделить: 1) воспевающие церковные праздники (на успение Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению, на Благовещение), 2) прославляющие святых ( Григорию Паламе , Иоанну Крестителю, великомученику Георгию, Иоанну Дамаскину , св. Николаю, трем святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; всем святым и отцам, бывшим на шести вселенских соборах), 3) написанные по случаю тех или иных общественных нужд (голод, землетрясение, эпидемия, засуха, болезнь, гражданская война, интервенция, – «за князя и за люди, егда исходити противу ратным») и 4) не имеющие видимого внешнего повода для создания (прокимены дневные, припевы к псалмам, стихи-тропари). Сразу бросается в глаза место, какое занимает в этих гимнах и молитвах тема общественных бед. В отличие от произведений в честь святых и праздников, которые предназначались для службы соответствующего дня и, следовательно, должны были исполняться в определённом месте годового цикла, гимны третьего разряда нашей классификации исполнялись нерегулярно – от беды к беде. В них громче, чем хвала, догматика и абстрактное молитвословие, звучит призыв о помощи в конкретной беде. Этими гимнами и молитвами автор как бы представляет бедственные картины настоящего пред очи Вечности. Хотя эти тексты, как и остальные, имеют предшественников (например, кондак Романа Сладкопевца и канон Иосифа Гимнографа по случаю землетрясения, – не говоря уж о ряде псалмов) и хотя здесь видна общая для жанра традиционность, богословско-экзегетическая основа и устремлённость едва ли не каждого образа и даже оборота речи к библейским образам и оборотам, особенно к Псалтыри (я укажу некоторые параллели), тем не менее, гимны такого рода историчнее других. Вот отрывок из канона «В усобных и иноплеменных бранех» 42 , написанного во время гражданской войны и турецкой интервенции: III. 3 Окрест псы лукавыи обидоша, Спасе, бесчеловечие погубити ищуще, в усобие внутренее, Боже, расслабляют паче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Преподобная Анна Кашинская (+ 1338) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 2 окт. в день преставления, 12 июня в день обретения мощей и второго прославления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостачов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Св. княгиня Анна Кашинская была потомком свв. князей мучеников Михаила Черниговского (память его 20 сент.) и Василька Ростовского (память его 4 марта). Дед ее, князь Борис Василькович ростовский, всю жизнь свою, почти с 14 лет, провел в Орде, отстаивая родной народ перед татарами, и называется «печальником земли Русской». Княгиня Анна Димитриевна родилась в 1278 г., а в 1299 г. вышла замуж за тверского князя Михаила Ярославича (память его 22 нояб.). У них было четверо сыновей — Димитрий, прозванный Грозные Очи, Александр, Константин и Василий — и дочь Феодора, умершая во младенчестве. Скорбно было княжение князя Михаила: мор, засуха, лесные пожары тяжко отразились на благосостоянии княжества. Но бедственнее всего оказалась несчастная война с Москвой. Началась она не по вине князя Михаила, а окончилась тем, что московский князь Юрий Данилович оклеветал его перед ханом и его вызвали в Орду. Все боялись за его жизнь. Княгиня Анна проводила его до устья реки Нерли, у деревни Малинник, и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь с младшим сыном Василием. 22 ноября 1318 г. св. князь Михаил был в Орде убит, но в Твери узнали об этом только через два года, когда вернулся в Москву князь Юрий и привез его святые останки. Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 г. привезли святое тело князя мученика в Тверь. Св. благоверная княгиня Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами на ладьях. Духовенство и народ стояли на берегу. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Рыдания заглушали пение. Теснота была такая, что гроб не сразу смогли внести в собор. Несмотря на то что тело везли в жару и оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его. Погребли его в соборе, где уже лежали родители его, рядом с первым епископом Тверским Симеоном (память его 3 февр.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437723/

Святитель Николай Сербский: Кризис — это суд Божий Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество. 21 июля, 2014 Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество. Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания»,- сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе. «Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17). Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия». Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение — «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия — «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно — «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-serb...

Подпишитесь на наш Телеграм Усилим борьбу! В рубрике «Московская Патриархия в защиту мира» публикуем одну из речей митрополита Николая (Ярушевича), «златоуста XX века» (клише, которое вы найдете во множестве аттестаций наследия митрополита Николая), выдающегося проповедника, богослова, педагога, дипломата, одной из центральных фигур истории Русской Церкви 20–50-х гг. XX в., один из основных участников возрождения структур Московской Патриархии после встречи Сталина с тремя митрополитами в 1943 г. (одним из них был как раз митрополит Николай), первого главы ОВЦС, главы Издательского отдела, члена Советского комитета защиты мира и Всемирного совета мира. Митрополит Николай — один из создателей того православного миротворческого, антимилитаристского богословия, которому посвящен наш цикл — один из плодовитейших авторов по этой тематике; Анатолий Ведерников, один из классиков этого богословия, статью которого мы публиковали в прошлый раз, — сотрудник митрополита Николая; митрополит Никодим (Ротов), публикацией фундаментального очерка которого мы начали этот цикл, сменяет митрополита Николая на перечисленных выше постах. Вот цитаты из предлагаемой речи митрополита Николая: «Те, чья пища — пот трудящихся и братоубийственная кровь, на протяжении веков внушали забитым человеческим массам «аксиому», что война есть такое же неизбежное стихийное бедствие, как землетрясение, наводнение, ураган, засуха, мор. Но не ясно ли, что зверя войны выпускает на волю не «неизбежность», не «судьба», а недобрая человеческая воля?! Апологеты человекоистребления утверждают, что война способствует пробуждению в человеке самых высоких его чувств: самопожертвования, мужества, отваги, благородства. Но не очевидно ли, что спасти утопающего, рискуя собственной жизнью, более благородно, чем с наибольшим искусством убить себе подобного?!» Преподобный Зосима (Верховский): медовая сладость, равенство, свобода, мирность, радость, ликующая любовь нестяжательной жизни Владимир Шалларь: к 190-летию преставления классика мистико-аскетической литературы исследуем пять ее жанров.

http://blog.predanie.ru/article/sovetski...

День спасения Отечества Икона «Благословление преподобным Иринархом – Затворником Борисо-Глебским – Православного русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества – Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году» 4 ноября — 394-я годовщина со дня избавления Москвы и России от польской интервенции. В этот день Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, незримую покровительницу русских людей в час испытаний. 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: – три царя — Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский (1606–1610); – засуха, голод, эпидемия чумы; – восстание Ивана Болотникова (1606); – самозванец Лжедмитрий II («тушинский вор») (1607–1610); – одновременное существование двух правительств — про-польского в Москве и «тушинского»; – осада Троице-Сергиева монастыря (1608–1610); – Семибоярщина (1610–1613); – избрание на московский престол польского королевича Владислава (1610); – Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова (1611); – война с Польшей (1609–1618); – шведская оккупация Новгорода и северных земель — Корелы, Копорья, Ладоги, Порхова, Иван-города, Тихвина и Орешка; – Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612); – выборы нового русского царя — 16-летнего Михаила Романова. Нам сегодня трудно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям. Вот лишь три исторических факта польской интервенции: – 16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) длилась осада Троице-Сергиева монастыря. 15 тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму 31 июля 1609 г. остался в живых лишь каждый десятый;

http://pravoslavie.ru/954.html

Разделы портала «Азбука веры» Молебен (молебное пение) – богослужение , при котором верующие просят Господа , Богородицу  или святых  о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.  Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).  Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен… Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением . По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени . Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона. В Чин молебна входят 50й псалом , тропари , канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия , молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике . Иногда к молебну прибавляется пение акафиста . О недопустимости молебнов после Литургии

http://azbyka.ru/moleben

Свято-Никольский храм (Зуя) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм  — православный  храм Украинской Православной Церкви Московского Патриархата во имя святителя Николая в поселке Зуя Белогорского района Крыма. Содержание История [ править править код ] В феврале 1808 года Екатеринославская духовная консистория приняла решение разрешить строительство церкви в селении Зуя, в августе того же года Святейший Синод постановил возвести новый храм во имя Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых христианами святых. Начались обычные хлопоты по отведению земли, разработке плана, составлению сметы на строительство. Местный священник Данилов организовал сбор денег. Однако необходимая сумма никак не собиралась, мешали то неурожай, то засуха, то суровые зимы, а затем началась война 1812 года. К январю 1828 года на строительство храма имелось всего 1000 рублей. Жители Зуи обратились за помощью к архипастырю, ссылаясь на то, что «блаженной памяти Государь Император Александр Павлович, проезжая в 1818 году через селение Зуя, соизволил обещать ассигнование на сей предмет 10 тысяч рублей». Но это обещание Император, вероятно, дал устно, поэтому денег на строительство храма не выделили. Хотя проект крестово-купольного храма с колокольней разработали в Санкт-Петербурге еще в 1824 году. Только в 1831 году прихожанам удалось собрать 3500 рублей серебром и храм в Зуе наконец построили, он действовал сорок лет, обветшал и был разобран в 1871 году. Епископ Гермоген описал его последующую историю: «Церковь каменная, с колокольнею, построена была в 1831 году и освящена во имя Святителя Николая; но, за ветхостью, разобрана, и в 1878 году построен временный молитвенный дом, а в 1884 году построена прихожанами новая церковь и освящена также во имя святителя Николая 8 апреля». За сорок лет Свято-Никольская церковь приобрела необходимую для проведения служб культовую утварь. А Император Николай II подарил церкви икону. Стараниями приходских священников была создана замечательная библиотека, в которой насчитывалось 418 томов и 375 названий, ее фонд пополнялся журналами. Начальное образование жители получали в двух церковно-приходских школах в деревнях, расположенных по соседству с Зуей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Святитель Николай Сербский: В чем причина кризиса? Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. 17 декабря, 2014 Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Письмо священнику К., о мировом кризисе Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”,– сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе. “Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17). Замени слово “суд” словом “кризис” и читай: “Милость и кризис воспою”, “от Господа придет кризис всякому”, “Отец весь кризис отдал Сыну”, “Время начаться кризису с дома Божия”. Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение – “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

http://pravmir.ru/o-mirovom-krizise-1/

Олеся Николаева Нужен ли нам такой закон «О культуре»? Если культурой будет признаваться группа «Война» и государственные премии будут давать за деятельность, подобную той, которая увенчала этой весной Литейный проспект, то, может, нечего тут и огород городить: это будет тупиковый путь в никуда, к торжеству пошлости и деструктивности. Повелитель дождя (+ видео, читает автор) Страну поразила долгая страшная жара и засуха. Больше месяца не было дождя, все выгорало, урожай погибал. А секретарю обкома это грозило не то что строгим выговором... Деньги для Саваофа (+Видео: читает автор) Когда мой муж стал священником отцом Владимиром в середине девяностых, народ был совсем религиозно непросвещен, а подчас и вовсе дик. И с него стали спрашивать “за всю Православную Церковь” во все времена ее существования: почему она гнала протопопа Аввакума, почему не раздала нищим по рублику из тех денег, которые пошли на строительство храма Христа Спасителя... А Галилея зачем сожгли? А Жанна д’Арк! Новый Никодим (ВИДЕО) Уполномоченный попался ему очень идейный, агрессивный и “занозистый” — все время норовил сделать какую-нибудь пакость священникам. И завел такой порядок: как только священник, назначенный в храм, обживется на своем месте, прихожанами пообрастет, только детишек в школу поотдает, крыльцо подремонтирует, огородик посадит, так его сразу и переводить в другое село, в противоположном конце епархии. Светлые следы — о творческом вечере Олеси Николаевой Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы " Инвалид детства " и " Мене, текел, Фарес " , повести " Пленный херувим " , " Ничего страшного " , " Корфу " , так и впервые изданная " Кукс из рода Серафимов " и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/olesya-nikolaeva/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010