При этом Церковь считала возможным и нужным ходатайствовать об освобождении от воинской службы людей, посвятивших себя службе Богу и Церкви. Помня о недавнем печально известном постановлении, отменяющем отсрочку от призыва для священнослужителей Православной Церкви, хочется обратить внимание на письмо святителя Григория Богослова к другу, военачальнику Элевиху, где он просит об увольне­нии с военной службы нужного ему чтеца Маманта. Чтец – это первая ступень священнослужения, и по канонам Церкви чтецы находятся в списке клира. Итак, вот что пишет святитель: «Дай ему (чтецу Маманту) письменное увольнение; тем самым себе подашь благопоспешные надежды в войне и военачальстве» 50 . О положительных качествах воина святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами» 51 . Примерно то же писал и святитель Феофан Затворник: «Вы – будущий воин! Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая» 52 . Вера повышает моральные качества воинов Говоря о событиях войны 1812 года, святитель Филарет Московский писал о том, что вера дала силы мужественно сражаться даже неопытным новобранцам, а возмущения святотатствами французов придали русским воинам решимости разбить врага: «Когда против чрезмерного числа вражеских полчищ правительство принуждено было поставить неискушенных в брани граждан, вера запечатлела их собственным своим знамением, утвердила своим благословением, и сии неопытные ратники подкрепили, обрадовали, удивили старых воинов. А когда неистовые скопища нечестивцев не оставили в мире и безоружную веру, когда, наипаче в богатой древним благочестием столице, исполняли свои руки святотатствами, оскверняли храмы живого Бога и ругались его святыне, усердие к вере превращалось в пламенную, неутомимую ревность наказать хулителей и даже в ободряющую надежду, что враг Божий не долго будет счастливым врагом нашим» 53 .

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-v...

Кроме приведенных припевов воскресного канона и Богородичного (второй указывается Октоихом для повечерия, см. 1 гл., неделя), богослужебные книги дают еще следующие припевы: «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Страстная седмица, см. Триодь и Тип., повечерие Недели ваий), «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (воскресная полунощница, см. Октоих 1 гл., неделя), «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см. Триодь и Типикон, повечерие понед. 1 седм. поста), «Преподобнии отцы, молите Бога о нас» (см. Триодь и Тип., суббота сырная), «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» (Триодь, повечерие среды 1 седм. поста), «Священномучениче Евфимие, моли Бога о нас» (26 декабря). Эти образцы показывают, что припев должен состоять из 2 строф приблизительно одинаковой длины, как например: Преподобне отче Андрее, Моли Бога о нас. Таким правилом и надо руководиться при составлении припевов. Следовательно, при двух и более святых уже не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безразличных для его славы, как «Тирон» (­ новобранец), «воин», «градарь», но и почетных: «Великий», «Богослове», «Златоусте», «Чудотворче». Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т. е. подле «преподобный» ставить еще «святой», почему не говорится «святый священномучениче N», а просто «священномучениче». На этом основании могут быть допустимы следующие припевы для разных ликов свв.: «Святии Архангели и Ангели молите Бога О нас», «Святый апостоле N моли Бога о нас», «Святии апостоли м…», «Св. пророче N м…», «Св. пророцы м…», «Святый мучениче N м…», «Святая мученице N м…», «Святии мученицы м…», «Священномучениче N м…», «Преподобномучениче N м…», «Святителю отче N м…», «Святии отцы м…» (нескольким святителям), «Преподобие отче N м…», «Преподобная мати N м…», «Преподобнии отцы м…», «Св. праведный N м…», «Св. праведная N м…». Составление же припевов для некоторых святых представляет большие затруднения (требуется более двух строф). Так например, Иоанну Крестителю («Св. Пророче и Предтече Господень Иоанне м…», равноапостольным («Святии равноапостольнии N и N м…»), князьям («Святый благоверный княже N м…»). Реестр этих припевов можно дополнить еще следующими: для праздников Господских, их пред- и попразднств: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных: «Пресвятая Богородице, спаси нас», для триодных канонов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (исключая 1. и 3-ю Неделю поста, где «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Давность практики

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сохранились свидетельства святых отцов, из которых следует, что оглашаемые из раза в раз слушали эти молитвы, в которых священник и поныне призывает Святую Троицу и просит Господа Бога изгнать из пределов сердца дух тьмы, который, конечно, не оставляет в покое христианина и после принятия им Крещения. Однако Крещение в корне меняет дело, потому что до вхождения нашего в Церковь лукавый действует изнутри, а Божия благодать, не насилуя нас, призывает нас к свету Господнему. После Крещения благодать Святого Духа, внедренная в самое сердце, поддерживает христианина, а лукавый со своими прилогами, соблазнами действует извне. Эти заклинательные молитвы священники должны читать весьма внимательно, потому что многие подмечают: если священник дерзнет что-то упустить, то это отражается на жизни крещаемого человека, и очень пагубно. Прочитаны заклинательные молитвы, лукавый дух нехотя покидает насиженное место, пришло время самих обетов крещения, которые я бы сравнил с присягой новобранца на верность Царю и Отечеству. Есть большая разница между гражданским лицом и военнообязанным. Офицер, принесший клятву на служение Родине, получает личное боевое именное оружие. В случае дезертирства его ждет военный трибунал. И крещенный человек – по природе воин. «Назвавшись груздем, полезай в кузов» – и лучше не произносить этих обетов, чем делать это легкомысленно, без внутреннего понимания, что и Кому мы обещаем, отрекаясь от служения гордыне, злобе, похоти человеческой, сопрягая себя со Христом, так, чтобы и верою, и правдою служить Царю земному и небесному. «Веруешь ли Христу?» – «Верую Ему, как Царю и Богу», – отвечает взрослый крещаемый, и, мне кажется, в этом ответе раскрывается монархическое сознание русского народа. Да, действительно, у нас Царь в голове, мы предстоим всемогущему и всеблагому Богу, Царствию Которого не будет конца. И дай Бог, чтобы все участники сегодняшней беседы, вспомнив свое крещение, помнили, что они в буквальном смысле поразили диавола, эту гордую падшую тварь, копьем презрения. Ведь прежде сочетания со Христом священник повелевает христианину: «Дунь и плюнь на духа тьмы». И это символическое действие означает, что мы обретаем от Господа благодатную силу побеждать все козни лукавого духа. Все силы мировой тьмы бессильны в отношении христианина, который, осеняя себя крестом и призывая имя Иисуса Христа, призван господствовать над темной силой.

http://pravoslavie.ru/90781.html

Известно, что самые красивые места на земле издавна отмечены храмами и монастырями. Не является исключением и благословенная земля Тавриды, в том числе и Ай-Тодор. Мыс располагается вблизи населённых пунктов Гаспра, Кореиз, Мисхор. Своим названием мыс обязан византийскому монастырю Святого великомученика Феодора Тирона, возникшему здесь ещё в эпоху раннего средневековья. Слово «тирон» переводится с греческого языка как «новобранец». Память святого Феодора Тирона (Феодора Амасейского) Православная Церковь празднует 17 февраля (2 марта), а также в субботу первой седмицы Великого поста. Воин Феодор, исповедуя Христа перед полководцами и сослуживцами, отказался принести жертвоприношение языческим богам и сжёг капище богини Кибелы. После истязаний Феодор Тирон был сожжён на костре в Амасии в 306 году. Великомученик Феодор Тирон считался главным покровителем Венеции до перенесения в этот город мощей святого апостола и евангелиста Марка. Жизнь монастыря Ай-Тодор на одноимённом мысе была долгой. «Высокочтимый монастырь в Кюризе» , то есть в Кореизе, упоминается в грамотах Константинопольских патриархов. Остатки монастырских построек видели здесь многочисленные путешественники, побывавшие на Ай-Тодоре, в том числе и во второй половине XIX века, которые увиденное описали. В то время даже была выпущена литография с изображением монастырских руин Ай-Тодора по рисунку Морица Вебеля – художника, участника археологических экспедиций графа Алексея Сергеевича Уварова. Ш. Монтандон, автор первого путеводителя по Крыму, описывал Ай-Тодор как мыс «плоский и лесистый» , «где видны большие можжевельники, а когда осматриваешь вблизи, – остатки древнего монастыря» . А вот в XX веке поэт Николай Тарасенко увидел на Ай-Тодоре уже лишь душистые крымские заросли: «Там из тёмных и тёплых расселин/Ветки тиса и тёрна торчат,/Можжевельник воздушен и зелен,/Лист фисташки багрян, как закат…». Живописное и подробное описание Ай-Тодора в первой половине XIX века дал учёный-путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере: «…Дорога делает большой поворот и целиком переходит на известняковые склоны мыса Ай-Тодор… Пройдя 2,5 версты… я замечаю, что мы у самого моря, и что скала, на которой мы находимся, образует крайнюю точку мыса Ай-Тодор. Здесь разбросаны руины, свидетельствующие о лучших временах, и высятся остатки стен древнего монастыря: его точный план различим с трудом; пять колонн – три большие и две малые, из белого с голубыми прожилками мрамора, похожие на такие же в Абхазии и на Аю-Даге, лежат там и сям… На малых колоннах вырезаны по два креста – как в Керчи и других местах. Они, несомненно, служили для иконостаса; их размеры – 11 дюймов в диаметре и 3 фута в высоту. Рядом с этими колоннами лежала четырёхгранная, в виде усечённой пирамиды, капитель.

http://azbyka.ru/fiction/aj-todor-dar-bo...

XV век – это век икон, а не фресок. По крайней мере, насколько мы располагаем данными на этот счет. Лучшие русские иконы датируются этим временем. Многие из них входят в иностранные собрания и таким образом сделали русскую икону широко ценимой за рубежами России. Многие иконы когдато принадлежали старинным иконостасам, но некоторые были написаны отдельно для храмов или частных домов. Они были темными и невыразительными до тех пор, пока не были расчищены и «раскрыты». Теперь они сияют живыми красками и выглядят как новые. Как я уже упоминал, большая часть происходит из Новгорода или принадлежит Новгородской школе. Естественно, большинство икон изображают единичные фигуры: это Спаситель, Богородица, любимые святые. Это те, сказания о которых вошли в русский фольклор, поразив народное воображение. Это не всегда были те святые, почитание которых подсказывалось церковными службами. На русских иконах редко можно было увидеть святых аскетов. Самые популярные святые – святитель Николай: как добрый, милостивый защитник обидимых или как суровый мститель злодеям, иногда даже с обнаженным мечом в руке; святой Феодор или, скорее, даже два Феодора: Тирон (воин-новобранец) и Стратилат (полководец); святой Георгий, поражающий змия; пророк Илия на огненной колеснице, возносящийся на небо; из русских святых – Борис и Глеб, святые князья-страстотерпцы. Только одна из женщин-святых, святая Параскева, удостоилась быть изображенной отдельной фигурой на иконе 506 . Ее традиционное изображение поразительно. Облаченная в красные одежды, с тонким крестом в руке, она излучает суровую красоту, напоминающую архангела, некое христианское подобие Афины. До падения демократии преподобный Сергий не был почитаем в новгородской Церкви, и потому иконы его редки. С другой стороны, часто встречаются иконы святых Флора и Лавра как покровителей коней. Однако это не двуфигурные иконы, вроде Бориса и Глеба, но весьма сложная композиция. Оба святых занимают верхний план. Под ними виднеется пейзаж с озером и три всадника, едущие, очевидно, поить лошадей. Их странные имена надписаны над головами: Спевзипп, Елевзипп, Мелевзипп. Специалисты по сравнительному религиоведению видят в этом пережитки дохристианского культа Малой Азии. Примечательно, что в противоположном углу Европы, в Лангре, древнем французском городе, существовал культ тех же святых, более известных как «Лангрские близнецы».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Илигей, узнавши, что на принадлежащей ему земле Далмат воздвиг обитель, в 1646 году хотел было изгнать его; но владельцу явилась во сне Матерь Божия, в багряном одеянии и венце, с огненным мечом, и повелела ему уступить землю для обители. Это явление было, вероятно, 15 февраля. После видения Илигей со смирением прибыл к Далмату и отдал ему для монастыря занимаемое им ныне место, и сверх того принес ему и другие дары. В конце 1646 года новые здания монастыря Далматского сожжены были калмыками; некото­рые из иноков были ими убиты, а другие взяты в плен, но Далмат скрылся и сохранил святую икону. По удалении калмыков он возвратился на то же место и обновил свой монастырь, который, украшаясь приношениями сте­кающегося для моления народа, сделался наконец знатнейшим в Сибири. 15 августа, в день храмового праздника обители, бывает в ней вели­кое стечение народа для поклонения чудотворной Далматской иконе День семнадцатый. Память святого великомученика Феодора Тирона Тирон – слово римское, значит новобранец, воин новый. Испове­дав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Феодор сжег ка­пище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 году. Верные похоронили его останки в городе Евхаите, недалеко от Амасии. Церковь в субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами: Пищею колив питает Тирон град, Пищу оскверненную учинив непотребну. Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквер­нить святой пост наш в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 го­ду епарху Антиохийскому тайно и ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться (см.: Деян. 15, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20 О Божием повелении первочеловеку возделывать райские насаждения св. Григорий Богослов говорит в Слове 38 («На Богоявление или на Рождество Спасителя») и в Слове 44 («На святую Пасху), хотя подобное различие между «деревьями» и «растениями» там не проводится. 21 Вариант перевода: «наслаждение». 22 Юлиан Отступник (331–363) – племянник Константина Великого, с 355 г. цезарь, с 361 г. – император Римский. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества – за это его и называют Отступником. Издал эдикт против христиан и дал привилегии язычникам, и вообще известен своими хитрыми, но тщетными попытками восстановить язычество. На 32м году жизни убит в войне с персами. 23 Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г., сын его Констанций – с 337 по 361 г. 24 Евдоксий – епископ Царьграда, арианин; занимал константинопольскую кафедру с 360 по 370 г.; родоначальник одной из отраслей арианской ереси, названной по имени его (евдоксиане). 25 Тирон – молодой воин. От лат. tiro — новобранец. 26 Максимиан Галерий, зять императора Диоклетиана, с 303 г. – соправитель его на Востоке, а после – его преемник (305–311). 27 Св. великомученик Феодор Тирон ( память 17 февраля ) пострадал при императорах Максимиане и Максимине 28 Лев III Исаврянин – Византийский император-иконоборец, царствовавший в 717–741 гг. 29 Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. 30 Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 гг. Довел иконоборчество до ужасов жестокого гонения. Умер во время похода на болгар в жару и воспалении, пораженный чрезмерно сильной и жгучей огневицей, по его собственным словам, заживо преданный неугасимому огню. 31 Лев IV Хазар (775–780 гг.) – сын Константина Копронима, род. в 750 г. от первой жены Ирины-хазарки, дочери кагана. Осенью 780 г. скоропостижно умер от опухоли (карбункула), при этом голова его страшно почернела, и он был поражен сильнейшим воспалением. 32 Ирина – супруга Льва IV, родом из Афин, тайная почитательница икон.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Итогом 7-летнего служения М. в полку стало издание «Сборника кратких христианских поучений к воинам, сказанных в Успенской полковой церкви, в гг. Дубно и Староконстантиново». Эти проповеди в 1810-1811 гг., накануне Отечественной войны, были произнесены перед воинами 24-й дивизии и пользовались большим успехом. 24 поучения тесно связаны со служением и с особенностями быта воина; в них разъяснялись обязанности в бою и в мирное время, важность присяги, военных символов. М. считал, что гос-ву нужна армия, призванная защищать веру, царя и Отечество, «дабы одолением врага даровать мир». По мнению М., воина на «ношение оружия» избирает промысл Божий и благословляет Церковь. Земные царства, по М., устроены Богом по образу Царства Небесного, а «государь представляет в своем лице Самого Высочайшего Бога; он есть Отец Отечества», который печется о благоденствии своих подданных. Поэтому «сердечная приверженность» и любовь к Помазаннику вменялись в существеннейшие обязанности истинного воина (Краткие христианские поучения. 1821. С. 54-58). Войны начинают люди, а оканчивает Сам Бог, «победа и поражение в деснице Господней». М. призывал надеяться на помощь Божию в бою, не предаваясь унынию, дружелюбно относиться к товарищам, посещать больных и раненых, помогать новобранцам советом и служить им добрым примером. Как считал М., убийство противника - «брата по плоти», без ожесточения и на поле брани, грехом не является. Поверженному противнику следует даровать пощаду. Осуждались такие пороки, как трусость, воровство, клевета, злословие, приверженность к азартным играм, пьянство, распутство; запрещались грабеж и мародерство, разорение иноверческих храмов. Самыми страшными воинскими преступлениями для М. были нарушение присяги, дезертирство, сдача в плен и выдача неприятелю военных тайн. Честная смерть в бою, по М.,- дверь в чертог Отца Небесного, но воин, обремененный пороками, не заботящийся в обычной жизни о спасении своей души, все равно - «чадо погибели». М. указывал на необходимость покаяния (не реже одного раза в год), посещения церкви, чтения духовной лит-ры, а также Воинского устава. По приказу военного начальства проповеди переписывались унтер-офицерами в тетради. В 1821 г. они были опубликованы и выдержали 4 издания; Высочайшим повелением рекомендованы для всеобщего ознакомления в полках и учебных командах. К 1812 г. М. составил сборник «военных песен для российских ратоборцев на случай войны с оттоманскою Портою», не сохранившийся до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2561852.html

Если кому счастие доставит возможность прикоснуться к самым останкам, то, как это вожделенно и какой возвышенной молитвы почитается даром, знают те, кои испытали это и которые сами одушевляемы были этим желанием. Взирающие на них лобызают оные, как самое живое и цветущее жизнию тело, приближая их к глазам, устам, ушам, ко всем чувствам; затем, проливая слезы благоговения и сердечного умиления, приносят молитву о ходатайстве как бы самому в целости видимому мученику, умоляя его, как оруженосца Божия, взывая к нему, как к приемлющему дары (молитвы), когда ему угодно. Из всего сего познай, благочестивый народ, что честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс. 115, 6 ). Ибо одно и то же тело у всех людей, будучи составлено из одного и того же вещества; но одно умирает простою смертию, повергается как случится; другое же, облагодатствованное страданием мученическим, так достолюбезно и всем вожделенно, как мы выше сказали. Посему, на основании видимого, будем веровать невидимому, на основании того, что опытом дознаем в мире, – тому, что обещано в будущем. Ибо многие, ценя выше всего чрево, тщеславие и здешний сор, ни во что вменяют будущее, думая, что все ограничивается пределом сей жизни. Но мыслящий так, от малого научись великому, по тени уразумей Первообраз. Кто из царей почитается такою честию? Кто из людей, получивших преимущественную известность, прославляется такою памятью? Кто из военачальников, бравших укрепленные города, порабощавших множество народов, стал так знаменит, как сей убогий воин, новобранец, которого вооружил Павел, которого приготовляли к подвигу Ангелы, которого после победы увенчал Христос? (свт. Григорий Нисский , 25, 200–204). ...Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас (свт. Иоанн Златоуст , 45, 641–642). Источник. Гробницы мучеников суть не что иное, как безопасные гавани, источники духовных вод, сокровища богатства неистощимые и никогда неисчерпаемые (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Праздники Великого поста — 2024 11 мин., 17.02.2024 Содержание Память великомученика Феодора Тирона — 23 марта Воин Феодор («Тирон» буквально — новобранец) — великомученик, память которого отмечается в субботу первой недели Великого поста. Он жил в III веке при правлении императора Максимилиана. За то, что Феодор отказался принести жертву языческим богам и объявил себя христианином, воина бросили в тюрьму, жестоко пытали и, в конце концов, сожгли на костре. По преданию, огонь не повредил его останки. Их забрала христианка Евсевия и сохранила в своем доме. Позднее мощи святого были перенесены в Константинополь. Накануне дня памяти святого Федора Тирона (22 марта 2024), в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах читают канон великомученику Феодору и раздают прихожанам коливо (вареные зерна пшеницы с медом). Это делается в память об одном удивительном событии. Дело в том, что в IV веке к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник. Он притеснял христиан разными способами. Однажды в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, которые продавались в городе. В ближайшую ночь местному архиепископу во сне явился великомученик Феодор и рассказал о кознях императора. Мученик повелел христианам не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов зерна.  Память 40 мучеников Севастийских — 23 марта Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, которые приняли мученическую смерть в 320 году при императоре Лицинии. Они были родом из Каппадокии (восток современной Турции) и служили в составе римского легиона, стоявшего в городе Севастии. Военачальник приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались. Тогда их раздели и оставили на ночь на замерзшем озере. Рядом поставили тёплую баню, чтобы соблазнить их отречься от Христа. Наутро один из воинов не выдержал испытаний и побежал в баню, однако там сразу же упал замертво. Зато один из стражников по имени Аглаий, видя стойкость духа мучеников, добровольно разделся и присоединился к ним. По преданию, мученики не замерзли, простояв много часов на льду. Тогда стража перебила им голени, а затем сожгла. Обугленные кости мучеников бросили в воду, чтобы христиане не могли захоронить их. Но, как говорит житие, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и попросили похоронить свои останки. Епископ с несколькими помощниками пошел к озеру и увидел, что кости мучеников светятся под водой ярким светом. Он собрал их и с честью похоронил.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010