Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве 1 Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются! О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем. Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть 372 , а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души. 2 Что касается страха, который охватывает тебя ночью, – это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде. В Боге мы живем и движемся и существуем 373 . Ничего не происходит без попущения Божия. И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог ! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога. Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? 374 Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога? Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси 375 . Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры. 3 Новоначальной монахине Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души. Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Г.Ю. Каптен Часть 2. Сакрализация войны в историографии 2.1. Представления о войне и ее сакральности в византийской историографии IV-VI веков Закончив разговор о неприятии восточно-христианским богословием идей «священной войны» на страницах святоотеческих сочинений, следует обратиться к изучению произведений византийских историков, полемологов и других авторов «более практической» литературы. Ведь даже если в трудах византийских философов и богословов не содержится концепция «священной войны», то, быть может, ее можно найти в мирской жизни, больше связанной с такими «низменными» проблемами, как устройство общественной жизни и защита от набегов соседей. В данной части будет исследоваться повседневная политическая жизнь восточноримского, а затем и византийского общества, отраженная на страницах исторических и церковных хроник, полемологической и житийной литературы, законодательных актов и литургических текстов. Мы попытаемся ответить на вопрос: как сами ромеи воспринимали военные действия, насколько они были склонны их порицать или оправдывать, и, наконец, можно ли говорить о воспринятии ими хотя бы некоторых войн как священных. Поскольку затрагиваемый материал достаточно обширен, он будет выстроен в хронологической последовательности по эпохам развития восточноримского государства. Вряд ли будет открытием утверждение, что позднеримские и византийские авторы находились под достаточно сильным влиянием античной исторической и полемологической традиций. Поэтому первым рассматриваемым нами текстом становится трактат Флавия Вегеция Рената, подытоживающий достижения военной науки античности. Этот текст, написанный в достаточно прагматичной манере, практически не содержит сюжетов, связанных с сакрализацией войны. Автор принципиально ограничивает себя исключительно военными сюжетами, не вдаваясь в какие-либо философские и религиозные вопросы. Единственным важным исключением является небольшой фрагмент, в котором речь ведется о присяге. Он упоминает о клятве с именем Христа, Св. Духа, явно предназначенной для новобранцев-христиан, а дальше следует весьма примечательный пассаж: «Как только император принял имя Августа, ему, как истинному и воплощенному богу, должно оказывать верность и поклонение, ему должно воздавать самое внимательное служение. И частный человек и воин служит богу, когда он верно чтит того, кто правит с божьего соизволения» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей». Св. вмч. Феодор Тирон. Монастырь Высокие Дечаны. Сербия, Косово. 14 в. В субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослужебные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Одновременно евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормально жить и работать на благо семьи и общества. «Суббота для человека, а не человек для субботы»! Именно поэтому в завершение первой строгой великопостной недели мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны книжников и фарисеев – этих ревностных постников и благочести¬вых ревнителей Моисеева Закона. В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Фе о дору Т и рону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей». Согласно житию, святой Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, т. е. Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воинское звание – это «молодой воин (новобранец)» (в отличие от стратилата ), несущий преимущественно караульную службу. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осужден на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля/2 марта.

http://pravoslavie.ru/60280.html

17-го числа Св. великомученик Феодора Тирона Тирон – слово Римское, значит новобранец, воин новый. Исповедав Христа пред вождями и товарищами по оружию, Феодор сжег капище богини Цибелы, и после бичеваний и других мук, как противник богов и христианин, сожжен на костре в Амасии, в 306 году. Верные похоронили его останки в г. Евхаите, недалеко от Амасии. Церковь в субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами: «Пищею колив питает Тирон град, Пищу оскверненную учинив непотребну». Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш в первую; седмицу Четыредесятницы, издревле: особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому тайно – ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться ( Деян.15:29 ). Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употребить для пищи коливо (χολλυβα) или варению пшеницу с медом, называемую иногда кутиею, и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника. В память этого события и в благодарность великомученику Феодору, как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на литургии по заамвонной молитве, молебный канон – сочинение св. Иоанна Дамаскина , и благословляя в честь великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского , и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского. † Память преп. Феодосия и ученика его Романа

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феодор Тирон 4 мин., 21.03.2024 Содержание Феодор Тирон (Тирон — т.е. воин-новобранец) — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2024 году — 23 марта). Накануне, в  пятницу , после литургии Преждеосвященных Даров, читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим. Великомученик Феодор Тирон Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры. В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава — сначала в Бриндизи, а затем — в Гаэту. С его именем связано одно интересное событие церковной истории. B IV beke в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой. И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница.

http://foma.ru/feodor-tiron-i-kolivo.htm...

В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 215), И. назначается отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь И. службу с пением на утрене как « Аллилуия », так и « Бог Господь » и с тропарем; указан кондак И. Κυβερντης μγιστος (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь И. отсутствует, но содержится кондак И. 4-го гласа       В исправленном издании Типикона 1682 г. И. назначаются отпустительный тропарь      и кондак     Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 73-74); кондак 4-го гласа Κυβερντης μγιστος (     в совр. греч. Минее отсутствует, однако содержится в греч. Минее, изданной в Риме в 1900); канон авторства Феофана с акростихом Τν κλεινν Ισδωρον μν προφρνως (Славного Исидора воспою радостно; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τας σας κεσαις (    ); цикл стихир-подобнов; седален. Е. Е. Макаров Иконография Традиц. образ И.- молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что И. «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 279). Греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые мученики» сообщает об облике И. следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому.- Авт.)» (Ерминия ДФ. С. 166. § 10. 80). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 98).

http://pravenc.ru/text/674882.html

Согласно приказу, отданному накануне вечером, глубокий сон солдат был нарушен оглушительным грохотом барабанов, раскатистое эхо которых далеко разносилось во влажном утреннем воздухе, гулко отдаваясь в каждом лесном углу; занимался день, безоблачное небо светлело на востоке, и очертания высоких косматых сосен выступали на нем все отчетливей и резче. Через минуту в лагере закипела жизнь; даже самый нерадивый солдат и тот поднялся на ноги, чтобы видеть выступление отряда и вместе с товарищами пережить волнение этой минуты. Несложные сборы выступавшего отряда скоро закончились. Солдаты построились в боевые отряды. Королевские наемники красовались на правом фланге; более скромные волонтеры, из числа поселенцев, покорно заняли места слева. Выступили разведчики. Сильный конвой сопровождал повозки с походным снаряжением; и, прежде чем первые лучи солнца пронизали серое утро, колонна тронулась в путь. Покидая лагерь, колонна имела грозный, воинственный вид; этот вид должен был заглушить смутные опасения многих новобранцев, которым предстояло выдержать первые испытания в боях. Солдаты шли мимо своих восхищенных товарищей с гордым и воинственным выражением. Но постепенно звуки военной музыки стали замолкать в отдалении и наконец совершенно замерли. Лес сомкнулся, скрывая от глаз отряд. Теперь ветер не доносил до оставшихся в лагере даже самых громких, пронзительных звуков, последний воин исчез в лесной чаще. Тем не менее, судя по всему, что делалось перед самым крупным и удобным из офицерских бараков, еще кто-то готовился двинуться в путь. Перед домиком Вебба стояло несколько великолепно оседланных лошадей; две из них, очевидно, предназначались для женщин высокого звания, которые не часто встречались в этих лесах. В седле третьей красовались офицерские пистолеты. Остальные кони, судя по простоте уздечек и седел и привязанным к ним вьюкам, принадлежали низшим чинам. Действительно, совсем уже готовые к отъезду рядовые, очевидно, ждали только приказания начальника, чтобы вскочить в седла. На почтительном расстоянии стояли группы праздных зрителей; одни из них любовались чистой породой офицерского коня, другие с тупым любопытством следили за приготовлениями к отъезду.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-iz-mo...

— Я — мученик Христов Феодор. По Божию повелению я послан вам на помощь. Сказав это, святой стал невидим — так епископ закончил свой рассказ об удивительном происшествии. Подвиг Феодора — Вот это да! Сам Бог нам помогает, — воскликнул мальчик. — Да, и Бог, и его святые — все наши защитники и помощники,— подтвердил епископ.— В бочке водовоза, которую ты видел, вода смешана с кровью от жертв языческим божествам. Наш царь Юлиан, видимо, помутился рассудком. Он родился и вырос в христианской семье. Но потом решил, что христианство — неправильная вера. И стал поклоняться идолам — языческим богам. А нас, христиан, всячески притесняет. Вот и теперь он придумал эту хитрую уловку с кроплением продуктов. Ведь если христиане будут есть эту пищу, получится, что и они тоже невольно поучаствовали в служении языческим богам. — Что же теперь делать? — встревожился мальчик. — Не бойся, я уже послал своих помощников во все христианские общины города. Сегодня за утренним богослужением христиане узнают о том, что задумал нечестивый царь Юлиан. Ему не удалось осквернить нас. Никто из христиан не станет покупать продукты на рынке, пока не прекратится это безобразие. — Но кто же такой этот мученик Феодор? Епископ задумался. Потом сказал: — Судя по тому, что он назвал Евхаиты, это — Феодор Тирон. Я слышал о нем от своего отца. Полвека назад, при императоре-язычнике Максимиане христианская вера была объявлена вне закона. Тем из христиан, кто отказывался принести жертву языческим идолам, грозила мучительная смерть. Но находились смельчаки, которые бесстрашно исповедали свою веру перед гонителями. Одним из них был воин, недавно принятый в римский легион, стоявший в то время в Амасии, неподалеку от которой и Евхаиты. Звали его Феодор, а прозвище Тирон означает «новобранец, новый воин». Он отказался принести жертву языческим богам и открыто объявил себя христианином. За это его долго мучили, а потом, не добившись от него ничего, мученика сожгли на костре. Думаю, это он — Феодор Тирон — предупредил нас о грозящей опасности.

http://foma.ru/kak-svjatoj-muchenik-feod...

Но жрецы-друиды галлов и сами галлы воспринимали древнюю традицию проще и практичнее, и их веселье не было похоже на веселье славянской Масленицы, на которой тоже сжигают чучело – но без людей внутри. В водах Севастийского озера, под небом Севастии Армянской, города, названного в честь императора Рима, стояли его верные и лучшие воины, а не поверженные и несчастные пленники галлов. Воины были родом не галлы, а каппадокийцы, они стояли под небом родины и в ледяной воде самого прекрасного озера своей родины – скованного льдом. Над их головами сияли весенние звезды, созвездие Рыб. Император Константин, август и севаст, уже объявил христианство «разрешённой религией», он видел крест и надпись «Сим победиши», он был в душе на стороне Христа, а не Митры или Юпитера. Но у него был соправитель, тоже август, тоже севаст, Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний, или просто император Лициний. Он тоже был варвар, он был из Дакии, он стал главным воином – императором. На первое место он ставил военную дисциплину, а все религии – потом. После того, как между бывшими соправителями готова была начаться война, Лициний велел заставить  принести ему доказательства военной дисциплины и верности присяге – принести жертвы богам и себе. Он считал, что император – это бог. Каппадокийские легионеры были непобедимы в бою. Их боялись парфяне и готы. Эти воины не были новичками или новобранцами – даже самые молодые уже успели показать чудеса храбрости и военной дисциплины, ведь и то, и другое важно, когда сражаешься плечом к плечу. Они были простыми и сильными людьми, их не удивляло, что воин может быть христианином. Их удивило, что Лициний боится их и требует каких-то жертв. И они отказались. И сами стали жертвами – за имя Христа. Он, Христос Бог, творит всё новое – в водах, в порывах ветра, во тьме ночи творится новое человечество, со-телесное Ему, со-страдающее Страстям Его, со-приносящееся Ему – а Он приносит Себя в жертву добровольно за жизнь мира. И это новое творение, эта Церковь Его, является и видна тем, кто, как сторож, случайно оказался рядом – и вовсе не видна даже тому, кто по ошибке долго был внутри, как трусливый воин, нашедший гибель в огне бани, который он принял за спасение и тепло.

http://pravmir.ru/sorok-sevastijcev/

Если кому счастие доставит возможность прикоснуться к самым останкам, то, как это вожделенно и какой возвышенной молитвы почитается даром, знают те, кои испытали это и которые сами одушевляемы были этим желанием. Взирающие на них лобызают оные, как самое живое и цветущее жизнию тело, приближая их к глазам, устам, ушам, ко всем чувствам; затем, проливая слезы благоговения и сердечного умиления, приносят молитву о ходатайстве как бы самому в целости видимому мученику, умоляя его, как оруженосца Божия, взывая к нему, как к приемлющему дары (молитвы), когда ему угодно. Из всего сего познай, благочестивый народ, что честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс. 115, 6 ). Ибо одно и то же тело у всех людей, будучи составлено из одного и того же вещества; но одно умирает простою смертию, повергается как случится; другое же, облагодатствованное страданием мученическим, так достолюбезно и всем вожделенно, как мы выше сказали. Посему, на основании видимого, будем веровать невидимому, на основании того, что опытом дознаем в мире, – тому, что обещано в будущем. Ибо многие, ценя выше всего чрево, тщеславие и здешний сор, ни во что вменяют будущее, думая, что все ограничивается пределом сей жизни. Но мыслящий так, от малого научись великому, по тени уразумей Первообраз. Кто из царей почитается такою честию? Кто из людей, получивших преимущественную известность, прославляется такою памятью? Кто из военачальников, бравших укрепленные города, порабощавших множество народов, стал так знаменит, как сей убогий воин, новобранец, которого вооружил Павел, которого приготовляли к подвигу Ангелы, которого после победы увенчал Христос? (свт. Григорий Нисский , 25, 200–204). ...Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас (свт. Иоанн Златоуст , 45, 641–642). Источник. Гробницы мучеников суть не что иное, как безопасные гавани, источники духовных вод, сокровища богатства неистощимые и никогда неисчерпаемые (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010