Но за постоянными делами по управлению русской церковью митрополиту все не удавалось исполнить свое обещание, и лишь поездка к Сергию заставила вспомнить о данном им обязательстве. Рассказав об этом, он велел Андронику поставить на берегу Яузы церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса. Вскоре храм был выстроен, митрополит освятил его, дал «потребная на устроение монастыру» и «постави же ту игумена Андроника». Таково вкратце содержание сюжета об основании Андроникова монастыря в «Житии» Сергия Радонежского, составленном Пахомием Логофетом 454 . Жизнеописания Андроника Московского до нас не дошло, а основные сведения о нем содержатся в житиях Сергия Радонежского и митрополита Алексея, в которых подробно рассказывается об основании Андроникова монастыря. Как и Сергий Радонежский, Андроник являлся уроженцем Ростова. Судя по тому, что на момент основания монастыря Андронику должно было быть не менее 33 летвозраст, необходимый для поставления в настоятели, примерным временем его рождения является конец 20-х годов XIV в. Из последующей его биографии известно лишь то, что он скончался 13 июня, когда отмечается его память. Если к этой дате следует отнестись с доверием, то относительно года кончины Андроника в литературе существуют разногласия. Так, составленный в XIX в. «Троицкий патерик» сообщает, что Андроник скончался после 40-летнего настоятельства в 1404 г. 455 Однако Б. М. Клоссом была обнаружена рукопись «Жития» Сергия 40-х годов XVII в., где сообщается, что Андроник скончался «месяца июля в 13 день, в лето 6982», т.е. 1474 г., что в предположении ошибочности написания числа сотен, дает 1374 г. Правильную же дату смерти Андроника – 13 июня 1373 г. содержит собственноручная запись троицкого келаря Симона Азарьина, собиравшего сведения о всех учениках Сергия 456 . Местная канонизация Андроника относится, вероятно, к концу XV в., но общецерковной канонизации не было. Мощи Андроника и его ученика Саввы были обретены (время неизвестно), однако оставлены под спудом, но не под землей, а в запечатанной гробнице в Спасском соборе Андроникова монастыря 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В результате только за два десятилетия (80–90-е гг.) количество мужских монастырей выросло с 450 до 503 (53), а женских вместе с общинами – с 168 до 325 (157), соответственно число монахов и послушников увеличилось с 6481 и 2902 до 8578 и 8090, а монахинь и послушниц с 4759 и 14 071 до 10 082 и 31 533 169 . 2.3. Пострижение в монастырь Существенным отличием в законодательстве о монастырях в синодальный период был возраст пострижения. До XVIII в. возраст пострижения определялся каноническими правилами, которые, однако, называли разнившиеся цифры. В частности, правило 40-е VI Вселенского собора для мужчин и женщин установило возраст не менее 10 лет; 140-е правило Карфагенского собора для девушек – 25 лет, но если ее целомудрию угрожает опасность, то епископ имел право постригать раньше 25 лет. Василий Великий для девиц назвал возраст пострижения в 16–17 лет 170 . В законодательных актах допетровского периода о каких-либо возрастных ограничениях в пострижении сведений нет. В указе от 8 июня 1701 г. Петр I первоначально ограничил возраст пострижения для женщин 40 годами 171 . В Прибавлении к Духовному регламенту со ссылкой на Послание апостола Павла к Тимофею: «вдовица рече да причитается не меньши шестидесяти лет» ( 1Тим. 5 ) 172 , для вдов был определен возраст пострижения «не меньши шестидесяти лет», а для девиц – 50–60 лет: «А буде которая младая девица, похощет в девстве пребывати, с намерением прияти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не некоторыя ради нужды или, пристрастия, или лицемерия, избирает девственное житие, дати таковую в монастырь честный, и добре заключенный, под начал честной и постоянной старице, девица же да пребывает не пострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти лет, а буде прежде оных лет похощет ити замуж не возбраняти ей». В то время для мужчин возраст пострижения составлял всего 30 лет. По мнению В. Ивановского, Петр I считал мужское монашество «рассадником высших иерархических и административных должностей», женское же монашество для него было лишь «исторически авторизованным», с чем он был вынужден считаться 173 . В реальности пострижение осуществлялось раньше 25 лет 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Игумена Свенского Варнавы Глыбацкого, киевлянина. Игумена Свенского Никодима. Игумена Свенского Иова. Игумена Свенского Иакова, да брата его Арсениа, попа села Елисеевич. Игумена Свенского Варлаама. Игумена Свинского Митрофана. Игумена Свенского Ионы. Наместника Свенского Силы Жоравского. Наместника Свенского Серапиона. Наместника свенского Антония Тарасевича. Наместника Свенского Модеста Ильнецкого. Наместника Свенского Варсонофия Ростоцкого. Наместника свенского Иннокентия Ждановича. Наместников: Иоиля Савицкого, Геннадия Васинского, Иероафа. Ипатиа, Ираклиа Лятопиевича. Игумена свенского Каллиста. Род брянского Успенского Свенского монастыря из дворян игумена Мануила Корчак – Катовича. Преосвященных митрополитов: Тимофеа, Иерофеа, Рафаила, Арсения, архиепископов – Феодосиа, епископов: Тихона, Кирилла, Феофила, Тихона, Кирилла. Архимандритов. Род болховского Троицкаго – Оптина монастыря настоятеля, архимандрита Иеремии Митрополского. Лавры Киево-печерскиа Наместника Василиа Пиковского. Наместника Чолнского иеромонаха Варлаама Уманца. Игумена Чолнского Иафета Нагайковского. Игумена Сергиа. Игумена Мосалского. Наместника Зиздранского Иосифа. Строителя курского Сергиа. Игумена почепского Арсения. Игумена Марка. Игумена брянского Спаского монастыря Филиппа. Оптинских старцев: архимандрита Моисеа , иеросхимонахов: Лва и Макария, игумена Антониа с братиею. Поминания иеросхимонахов, иеромонахов печерского, свенского и иных монастырей: иеромонаха Иустина Звераки. Иеромонаха Софийского Нефалима Звераки. Иеромонаха Исидора, духовника свенского. Иеромонаха Германа Диканского, духовника свенского. Иеромонаха печерского Ира. Иеромонаха печерского Иулиана Благотворителя. Иеромонаха Тимона Софоновича печерского духовника. Иеромонаха Миссаила, духовника свенского. иеромонаха Иова Лепницкого, духовника печерского. Иеромонаха печерского Патермуфиа Голенковского. Иеромонаха печерского Григория Зорковского. Иеромонаха печерского Арсениа. Киевопечерския лавры иеромонах Макровий, свенского монастыря духовник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   Первое более точное указание на возраст поставляемых епископов находится в законодательстве Юстиниана. В своей 123-й новелле он определил минимальный возраст кандидата в епископы в 35 лет, а затем его снизил до 30 лет в 137-й новелле. Последняя норма оказалась принятой церковной практикой.    Наиболее полное законодательство относительно возраста клириков оставил Трулльский собор. В своем 14-м правиле он подтвердил 11-е правило Неокесарийского собора, предписав поставлять в пресвитеры лиц, достигших тридцатилетнего возраста. Кроме того, в том же правиле он определил минимальный возраст для поставления диакона — 25 лет. 15-е же правило этого собора определило минимальный возраст иподиаконов в 20 лет. В определении возраста диакона несомненно сказалось влияние Ветхого Завета: левиты начинали свою службу в храме по достижении 25-летнего возраста (Числ. 8:24).    Таким образом, Трулльский собор, в 14-м и 15-м правилах определил минимальный возраст для всех степеней священства, за исключением степени епископа, а также и чтеца. Этот пробел вероятно объясняется тем, что минимальный возраст епископа уже был определен Юстинианом, а, с другой стороны, было ясно само по себе, что епископ не должен поставляться, не достигнув минимального возраста пресвитера.    Минимальный возраст чтеца также был определен Юстинианом: в его 123-й новелле говорится о том, что чтец должен поставляться по достижении 18-летнего возраста. Как видно из 14-го правила VII-ro Вселенского собора, причетническое пострижение совершалось иногда над детьми: «Понеже видим, что некие без руковозложения (κτς χειροθεσας) в детстве приняли причетническое пострижение (τν κουραν το κλρου), но еще не получили епископского руковозложения, в церковном собрании на амвоне читают…»    Трулльский собор придал предписаниям о возрасте поставляемых лиц характер абсолютной нормы: «Аще кто, в какую бы то ни было степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен». Из этого следует, что поставления в священные степени лиц, не достигших минимального возраста, являются недействительными. С эпохи Трулльского собора действительность поставлений всецело определяется установленными возрастными нормами. Однако, несмотря на всю категоричность постановлений Трулльского собора, на практике они, конечно, нарушались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первое более точное указание на возраст поставляемых епископов находится в законодательстве Юстиниана. В своей 123–й новелле он определил минимальный возраст кандидата в епископы в 35 лет, а затем его снизил до 30 лет в 137–й новелле. Последняя норма оказалась принятой церковной практикой. Наиболее полное законодательство относительно возраста клириков оставил Трулльский собор. В своем 14–м правиле он подтвердил 11–е правило Неокесарийского собора, предписав поставлять в пресвитеры лиц, достигших тридцатилетнего возраста. Кроме того, в том же правиле он определил минимальный возраст для поставления диакона — 25 лет  . 15–е же правило этого собора определило минимальный возраст иподиаконов в 20 лет. В определении возраста диакона несомненно сказалось влияние Ветхого Завета: левиты начинали свою службу в храме по достижении 25–летнего возраста (Числ. 8, 24). Таким образом, Трулльский собор, в 14–м и 15–м правилах определил минимальный возраст для всех степеней священства, за исключением степени епископа, а также и чтеца. Этот пробел вероятно объясняется тем, что минимальный возраст епископа уже был определен Юстинианом, а, с другой стороны, было ясно само по себе, что епископ не должен поставляться, не достигнув минимального возраста пресвитера. Минимальный возраст чтеца также был определен Юстинианом: в его 123–й новелле говорится о том, что чтец должен поставляться по достижении 18–летнего возраста. Как видно из 14–го правила VII–ro Вселенского собора, причетническое пострижение совершалось иногда над детьми: «Понеже видим, что некие без руковозложения (κτς χειροθεσς) в детстве приняли причетническое пострижение (τν κουρν το κλρου), но еще не получили епископского руковозложения, в церковном собрании на амвоне читают…»  Трулльский собор придал предписаниям о возрасте поставляемых лиц характер абсолютной нормы: «Аще кто, в какую бы то ни было степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен»  . Из этого следует, что поставления в священные степени лиц, не достигших минимального возраста, являются недействительными. С эпохи Трулльского собора действительность поставлений всецело определяется установленными возрастными нормами. Однако, несмотря на всю категоричность постановлений Трулльского собора, на практике они, конечно, нарушались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Поэтому Он, будучи учителем, имел и возраст учителя, не отвергая человека, не поставляя Себя выше его и не нарушая в Себе закона человечества, но освящая всякий возраст соответствующим ему периодом в Своей жизни. Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех — говорю, — которые чрез Него возрождаются в Бога, — младенцев  , детей, отроков, юношей и старцев. Поэтому, Он прошел чрез все возрасты, — сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем, — не только по изъяснению истины, но и по возрасту, освящая вместе с тем и взрослых и служа для них образцом; затем Он дошел до смерти, дабы быть «перворожденным из мертвых и иметь во всем первенство» (Кол. 1:18) быть начальником жизни (Деян. 3:15), первейшим всех и предшествующим всем. 5.  Они же, чтобы подкрепить свой вымысел относительно слов написания: «возвестить благоприятный год Господний», — говорят, что Он проповедовал один только год и пострадал в двенадцатый месяц, забываясь таким образом к своей невыгоде, ибо разрушают этим все дело Его и отнимают у Него более необходимый и более почтенный возраст, — то есть, возраст зрелый, когда Он, как учитель, превосходил всех. Ибо, каким образом Он имел бы учеников, если бы не учил? И как бы Он учил, если бы не имел учительского возраста? Он крестился, когда Ему не исполнилось тридцати лет, а было только около тридцати лет, как полагает Лука, упоминающий о Его летах. «Иисус же был лет около тридцати» (Лк. 3:23), когда пришел креститься, и (по словам их) после крещения проповедовал только один год; пострадал, будучи тридцати лет, когда был еще молодым человеком и не достиг более зрелого возраста. А всякий согласится, что тридцатилетний возраст есть начало мужеского возраста, который продолжается до сорокового года; с сороковых же и пятидесятого годов начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, — как свидетельствует Евангелие и все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это самое Иоанн; а он был с ними до времени Траяна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В отличие от физического возраста, который с годами изменяется лишь в сторону увеличения, возраст духовный, как показатель духовно-нравственного состояния человека, не подвержен автоматическому увеличению вместе с течением лет. Человек, достигший некоторого уровня праведности, а затем отрешившийся от добродетельной жизни, может деградировать настолько, что в результате уподобится духовному младенцу. Против этого предостерегал своих читателей святой апостол Павел: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ). Ю.М. Зенько Когда мы говорим о развитии человека, то возникает проблема возраста или, вернее, возрастов, поскольку существует не только метрический возраст (по дате рождения в паспорте), но и другие: биологический, психологический, социальный возраст и т. д. Христианство же, помимо всего этою, говорит и о духовном возрасте. О возрасте и возрастании ап. Павел пишет: Когда я был младенцем, то по младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ); «Братия, не будьте как дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ). В Евангелии пишется об Иисусе Христе: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ); «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Как писал ап. Павел: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Много внимания уделил возрастам человеческой жизни свт. Василий Великий . Он описывал человеческую жизнь по семилетним периодам: «Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это — смена зубов… Подростковый возраст — это второе семилетие, тянущееся до исполнения 14 лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от 14 лет, юноша, затем муж» 1 . Это описание естественного развития, исходя из внутренних телесных закономерностей. Но в настоящее время, в связи с переходом на обучение с шести лет, этот ритм нарушается в самом первом его цикле, что может быть связано с негативными последствиями. При этом в Англии, например, обучение начинается с пяти лет, — как будто единственная жизненная задача человека состоит в скорейшем начале обучения. Ребенок теряет детство, и это сказывается на том, какими взрослыми людьми становятся подобные дети: закомплексованными, неуравновешенными, пессимистичными и вместе с тем лихорадочно активными.

http://azbyka.ru/vozrast-duhovnyj

В Великом каньоне имеется много различных типов и пла­стов горной породы. Все согласны с тем, что метаморфическая порода Докембрийского периода, расположенная под подошвой каньона, должна быть наидревнейшего образования. Она вклю­чает в себя гнейс Троицы, гнейс Ущелья Эльфов и гранит Зоро-астра. Все согласны с тем, что наплывы лавы Четвертичного пери­ода на плато Уникарет, вероятно, являются самыми молодыми магматическими залежами. Они образовались в результате из­вержения вулкана после того, как произошло напластование всех слоев осадочной породы и после того как каньон подвер­гся эрозии. Наплывая через край породы, лава стекала вниз вдоль боковых стен уже эродировавшего каньона. Наиболее традиционные геологи считали, что возраст глу­бинного гнейса и гранита должен превышать 600 миллионов лет, вероятно приближаться к возрасту 2 миллиардов лет, а воз­раст наплывов базальтовой лавы на плато Уникарет должен на­считывать всего лишь несколько тысяч лет, так как лава очевид­но моложе пластов осадочной породы верхних стен каньона. Следовательно, сравнив точно установленный «возраст» проб, взятых от двух различных образований, мы должны получить общее представление о надежности радиометрических методов. Предварительные результаты казались очень интересными. Но измерения наплывов лавы недавнего образования были закончены только ко времени написания моего последнего отчета. Было получено несколько цифр, устанавливающих «модель ожидаемого возраста» породы недавнего образования, которые оказались совершенно различными (то есть, они все не соответ­ствовали друг другу). «Наиболее точный» рубидий-стронцие­вый изохронный метод показал возраст, равный 2,1 миллиар­дам лет. Было ясно, что этот возраст был абсолютно неверным. Лава, подвергшаяся измерениям, покрывала породу уже эродировав­шего каньона. Так, возраст «2,1 миллиарда лет» должен во мно­гие тысячи раз превышать истинный возраст лавы. Одного это­го результата было бы достаточно для появления сильных сомнений в достоверности тяжело-металловых радиометричес­ких методов датирования, но нам следует дождаться полного завершения проекта, прежде чем делать окончательные выво­ды. 263

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Ориген 5 , преп. Ефрем Сирин 6 и др. древние толкователи думают, что словами: в тридесятое лето пророк Иезекииль определяет свой собственный возраст, в котором он удостоился видения «славы Божией» и был призван на пророческое служение. Пророк отмечает, что он удостоился видения славы Божией тогда уже, когда вступил в совершенный священнический возраст, который определялся именно 30-ю годами (ср. Числ. 4:3:23:30 . Лук. 3:23 ). Древние сопоставляли этот возраст пророка с возрастом Христа Спасителя при Его вступлении на общественное служение. Ориген в своей 1-ой беседе на книгу пророка Иезекииля говорит: «при реке Ховар Иезекииль, будучи тридцати лети, видит отверстые небеса; и Господь Иисус Христос был яко лет тридесять начиная, и отверзлись небеса». Далее он продолжает: «зачем нужно мне число лет, если не затем, чтобы я узнал, что на тридцатом году и для Спасителя и для пророка отверзлись небеса, и чтобы, сравнивая духовное с духовными», а понял, что все Писания суть речи одного и того же Бога?» 7 . Подобным же образом рассуждает и св. Григорий Великий . Принимая за несомненное, что слова: в тридесятое лето указывают на возраст пророка Иезекииля при его призвании на пророческое служение, св. Григорий продолжает: «если же спрашивается, нет ли чего-либо таинственного в указании этого возраста, то нет ничего невероятного в том, что пророк самым временем своего возраста указывает, на Господа, о котором возвещает словами 8 . Есть и новые экзегеты, держащееся того мнения, что слова: в тридесятое лето определяют возраст пророка 9 . Такое объяснение непонятной даты в начале книги пророка Иезекииля весьма естественно. Не говоря уже о том, что тридцатилетий возраст был важным моментам в жизни всякого ветхозаветного священника, а, следовательно, и Иезекииля сына Вузиева, священника (ст. 3), – слова: в тридесятое лето стоят в ближайшей связи со следующим: и аз бых посреде пленения, и служат как бы определением к слову аз: «на тридцатом году я был среди пленников. Имеется только одно препятствие к тому, чтобы считать данное решение вопроса окончательным, и препятствие довольно серьёзное: непосредственно после слов: в тридесятое лето, следует частнейшая дата: в четвёртый месяц, в пятый день месяца. Эта дата вполне понятна во 2-м стихе, где говорится о пятом лете пленения царя Иоакима: здесь указывается месяц и день гражданского или церковного года. Но что значит эта дата, когда говорится о тридцатом годе возраста самого пророка? Выражение: «в пятый день четвёртого месяца тридцатого года моего возраста» было бы совсем необычным, даже в автобиографии, а не в книге, предназначенной для высших целей. В виду этого многие держатся того мнения, что в 1-м и во 2-м стихах книги пророка Иезекииля указывается две параллельные эры, из которых одна начинается годом пленения царя Иоахина, а другая на 25 лет старше её. Какая же это вторая эра? С какого определённого года, и с какого, выдающегося события она начинается?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010