Братия пустынная постоянно умножалась, и явилась неизбежная потребность иметь своего священника и вместе игумена. Сам Макарий по своему смирению не хотел принять сего звания, а предлагал его другим, хотя руководил всею подвижническою жизнью новой обители сам. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом. Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе. Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбие и смирение. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени. Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава. Братия умолили, наконец, Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. После долгих отказов Макарий, наконец, согласился и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем 1986 . Невыразимо обрадована была братия, когда узнала, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему торжественную радостную встречу. Несмотря на принятие игуменского сана, Макарий по-прежнему вёл самый простой образ жизни, ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах. Основание Макарием новой обители хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем, однако, было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь , увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел, наконец, Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние своего врага, сказал: «Бог простит тебя» и долго поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам оставить мир, постригся у преподобного Макария и все земли свои отдал в пользу обители, которую с тех пор сам Макарий, ради смирения, стал именовать Колязино.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1972 г. архимандрит Симон был хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского, но связь с Академией не разрывалась у Владыки, хотя она, естественно, уже не могла иметь повседневного доброго влияния. Мне он до последнего времени дважды в году – к Рождеству Христову и к Святой Пасхе – аккуратно присылал праздничные письма. Их особенность была в том, что они не были простым тиражированием на принтере, а несли теплоту, свет, задушевность. А однажды, когда жене предстояла тяжелейшая операция, я обратился к Владыке с усердной просьбой его святых молитв. Ответ последовал незамедлительно. Владыка утешал: «По вере вашей будет вам!» Было это в 1988 г. И вот мы, по чудесной милости Божией, живы по сей день. В этой милости Божией, несомненно, есть участие и доброй души приснопамятного и дорогого митрополита Симона. Вечная память добрейшему Святителю! Теперь он, верим, предстоит у Престола Вечного Небесного Архиерея и потому не только молимся за него, но и просим его ходатайства за нас, за всех нас, наипаче – за своих современников, уже завершающих плавание по бурному житейскому морю. Да будет и наша пристань мирная и добрый ответ на последнем Суде! 18 октября 2006 г. Блаженны живущие и умирающие в Господе (Памяти игумена Марка (Лозинского)) Святой апостол Павел, обращаясь к Ефесской общине, призывает её приходить в меру полного возраста Христова ( Еф. 4,13 ). Этот апостольский призыв, конечно, надо понимать как глас прийти в совершенного мужа. Но к сему можно ещё добавить: приходи, как можно скорее, не теряй тщетно ни единой минуты – жизнь земная коротенькая, её предел редко превышает восемьдесят лет (см. Пс. 89,10 ); стяжи за мимолётное время вечность!.. Отец Марк (Лозинский) , игумен, профессор Московской Духовной Академии хорошо знал сие и весь свой светлый взор направил к Небу. Его возраст тот же, что и возраст земной жизни нашего Спасителя – немного больше тридцати трех лет (родился 5 июня 1939 г., скончался 29 января 1973 г.). Недолго шёл отец Марк по земной дорожке, но оставил глубокий след в сердцах своих современников. Я лично видел в нём больше всего неистощимое трудолюбие, сопровождаемое великой любовью к Богу и человеку – стояние на молитве в храме и домашний подвиг; высота званий игумена, профессора и простота, скромность, доступность; иноческое уединение и чуткое участие в скорбях, нуждах плывущих по бурному житейскому морю; отрицание от мира и пастырское служение живущим в нём...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Преподобные Никон и Сергий Радонежские Тайна духовного дарования преподобного Сергия столь глубока, что, даже изучая самым внимательным образом все свидетельства о нем и о его достоянии, будь то Житие Сергия или же проникнутое патриотическим лиризмом «Мамаево побоище», будь то летописные свидетельства о политических миссиях великого старца, кажется, мало продвигаешься к своей цели. Создается впечатление, что за словесными з а мками, сплетенными Епифанием Премудрым, или сухими выкладками летописного свода теряется что-то главное, существенное, что-то неотъемлемо присущее Сергию и непременно ускользающее от поверхностного взгляда. Вот почему одним из важнейших свидетельств о Преподобном становятся жития его ближайших учеников, из которых наиболее известен, пожалуй, преподобный Никон Радонежский – первый преемник Сергия в сане игумена. Что известно о нем? Что говорит о нем его житие? Почему Сергий избрал в наследники своему достоянию именно его, несмотря на его (относительно) молодой возраст, несмотря на то, что рядом были монахи более опытные, рядом были маститые старцы, знавшие Маковец еще утлой пустынькой, некогда терпевшей недостаток почти во всем и почти всегда? Действительно, если подумать, Никон пришел на все готовое в году, этак, 1368–1370 (житие не указывает точную дату, однако, учитывая отроческий возраст преподобного на момент его прихода в Троицкий монастырь, надо полагать, что это случилось приблизительно в эти годы), то есть к той поре, когда обитель прошла критический момент своей истории и вполне встала на ноги. Так почему же именно Никон стал преемником Сергия? Для того чтобы вполне точно ответить на этот вопрос, необходимо внимательно проанализировать поэтику Никоновских Жития и Службы, написанных известным книжником XV века Пахомием Сербом. Какие черты характера преподобного особенно выделяются и подчеркиваются Пахомием? Как развивается сюжет его Жития? Какие образы и мотивы становятся ключевыми в его Службе? Уже во вступлении к Житию агиограф указывает на подчиненное положение преподобного Никона по отношению к его учителю: мы прославляем, пишет Пахомий, «великаго отца нашего игумена Сергия чюдотворца и добляга ученика его и подражателя приснопамятнаго и блаженнаго Никона». Дело в том, что Никон в первую очередь – ученик и подражатель Сергия, некий отблеск его славы, отражение его монашеского величия. Впрочем, после смерти эта разность между учеником и учителем словно упраздняется, и в вечности оба преподобные уже совместно предстоят престолу Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/114505.html

Привожу славянский текст с небольшой корректурой, касающейся окончаний и некоторых трудных слов, для лучшего понимания смысла текста. Очевидно, цитируется соответствующее положение 123 Новеллы Юстиниана. То есть когда среди братии будет разногласие. Как показывает А. Пентковский в своей монографии, глава Типикона Алексия Студита «О поставлении игумена»воспроизводит почти буквально (с некоторымидополнениями) аналогичную главу из Типикона монастыря Патирион в Южной Италии. Как пишет исследователь, «правило об избрании игумена, сохранившееся в типиконе монастыря Патирион, отражает первоначальную редакцию этого текста, предназначенную для Студийского монастыря, о чём свидетельствует надписание именем преподобного Феодора Студита и упоминание в тексте о храме Иоанна Предтечи, который был главным храмом Студийского монастыря» (Типикон, с. 79). Речь идёт о Хрисовулле императора Никифора Фоки об афонском монастыре Великая Лавра, написанном «под диктовку» св. Афанасия Афонского. Сакеллион — чин (оффикий) Константинопольского патриархата, в обязанность которого входит забота о монастырях. Τυπικν, 10-11. Пер. мой по изд.монаха Никодима Билалиса: Μοναχς Νικδημος (Μπιλλης). σιος θανσιος θωντης. Том 2: Τ ερισκ μενακεμενα (Τυπικν, Διατπωσις, ποτπωσις, ΠερΝηστεας, Χαριστικ βρων). Εσαγωγ, κριτικκεμενο, μετφραση. κδ. Παρουσα. θνα, 2000, с. 110-111. Билалис, указ.соч., с. 117. Примечание к толкованию 14 пр. Второго Никейского собора. Πηδλιον, κδ. «στρ», θνα, 1990, с. 334. Τυπικν, 11, 32-46. Билалис, с. 116. Так, П. Панайотакос упоминает следующие качества кандидата: 1) каноническое положение иеромонаха для более удобного использования духовной и канонической власти в монастыре; 2) положение члена монашеского братства монастыря, в котором он рассматривается в качестве кандидата на игуменское достоинство (речь идёт о некоторых монастырях, в которых кандидаты в игуменство назначаются на общем собрании монашествующих ещё при жизни игумена); 3) определенный возраст, исполнившийся к моменту суждения об избрании (как правило, не менее тридцати лет); 4) исполнение определенного срока с момента приобретения монашеского статуса (так, согласно действующему в Православной Элладской Церкви праву, в монастырях, имеющих число монахов в братстве более шести и менее двадцати, право быть избранным предоставляется кандидату, состоящему в постриге не менее трех лет, а в монастырях, где монахов двадцать и более состоящему в постриге не менее шести лет); 5) обязательное знание бытующего в монастыре языка; 6) определенная национальность или происхождение рода (это требование, зафиксированное в «Уставе» св. Саввы Освященного и некоторых ктиторских уставах, в современной практике уже не встречается). Подробнее обо всех особенностях избрания игумена и требованиях к кандидатам см. в работе: П. Панайотакос, указ.соч., с. 351-373.

http://pravoslavie.ru/55435.html

л. 487. Мес. маиа 28 день, преставление иже в святых отца нашего Игнатиа, епископа ростовскаго. Нач. Прославим всемилостиваго Бога и преч. Его Матерь, иже в нынешнее время в последняа лета прояви Бог таковаго великаго светилника. л. 489. Мес. маиа 23, св. отца нашего Никиты Столпника, переславскаго чюдотворца. Нач. Никита препод. отець нашь бе рожен и вспитан в граде Переславле, и дошед в совершенный возраст бе мытарем друг. л. 500. Похвала препод. отца нашего Никиты Столпника, переславьскаго чюдотворца. Нач. Се настоить, братие, светоносное праздньство предивнаго отца нашего и чюдотворца Никиты. л. 329. Послесловие: В обители Святые и Живоначалные и Неразделимыя Троици и преч. Богоматере и препод. и богон. отца нашего игумена Сергиа чюдотворца, и при благоверном Вел. Князе Иване Василиевиче всея Руси, и преосвященном архиеп. Симоне митрополите всея Руси, и по благословению отца нашего игумена Серапиона, написана бысть сия книга, нарицаемая Соборник, лета 7005-го (1497). 713. (1825.) Патерик печерский, полууст., нач. XVI века, в четверть, 367 листов. л. 1. Мес. маия в 3 день, житие препод. отца нашего Феодосиа, игумена печерскаго монастыря, иже в Киеве. Нач. Благодарю Тя, Владыко Господи мой Исусе Христе, яко сподобил мя еси недостойнаго споведателя быти святым твоим угодником. Сочинение Несторово, разделено на 100 отделов. л. 103. Мес. августа в 14 день, о пренесении мощей препод. отца нашего Феодосиа печерьскаго. Нач. В лето 6599, индикта 4, иже бе по преставлении препод. отца нашего Феодосиа, игумен и черноризцы свет створишя. л. 109 об. Слоо о поковании ракы препод. отца нашего Феодосия, игумена печерьскаго. Нач. По времени неколице всхоте Георгий сын Симонов, внук Африкан оковати раку препод. отца Феодосиа. л. 115. Слово похвално св. и препод. отцю нашему Феодосию, игумену печерскому, иже есть (в) богоспасаемом граде Киеве. Нач. Похваляему праведнику взвеселятся людие. л. 131. Фотиа митрополита кыевскаго и всея Руси в еже по первоначальственных о градах в пречестную сию обитель Успениа преч. Владычица нашеа Богородица, и от первоначяльственаго изобразованиа божественых отець, иже предодобием зде просиавших, великаго Антониа и Феодосиа и иже по сих духовно последствовавших, и проч. Напечатано. См. 676 л. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе. Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбия и смирения. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени. Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава. Братия умолили наконец Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. После долгих отказов Макарий наконец согласился и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем Невыразимо обрадована была братия, когда узнала, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему торжественную радостную встречу. Не смотря на принятие игуменского сана, Макарий по-прежнему вёл самый простой образ жизни, ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах. Основание Макарием новой обители хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем однако было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь, увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел наконец Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Храм в честь Псково-Печерских преподобных на Святой горке      Основную часть храма составляет обычная клеть — простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Такие исконно русские храмы строили на Севере при основании новых монастырей. Вероятно, рядом с вековым дубом, где зарождалась монашеская жизнь, оказалось промыслительным поставить храм именно такой архитектурной формы. Действительно, английские или черешчатые дубы (так их назвали из-за длинной плодоножки) — удивительные долгожители. Только растет дерево довольно медленно. Возможно этот факт и сподвиг Петра I к строгому надзору: дубовую древесину как наиболее ценную направляли только на строительство флота. А ведь она не только прочна и долговечна, но издавна имела ещё и ритуальный характер: особым спросом пользовалась на Руси для изготовления гробов. Но при Петре I на гробы стали пускать более дешевые березовые или сосновые доски. Указ от 1723 года ясно предписывал: «дабы священники нигде и никого в дубовых гробах не погребали». Уже эта строгая формулировка ясно показывает, как велика была на Руси любовь к отческим гробам. Из дуба, не иначе. Спасение долгожителя Ещё в октябре 2020 года по благословению игумена Псково-Печерского монастыря митрополита Тихона команде специалистов предстояло провести обследование дерева и ответить на несколько важных вопросов. Сколько же лет дереву на самом деле? Что представляет наибольшую угрозу для его сохранности? И самое главное — как сделать так, чтобы продлить жизнь уникальному явлению живой природы? Обследование дуба      Наверное, каждого в детстве учили определять, сколько дереву лет. Это просто: стоит только подсчитать количество колец на свежем спиле. Но с таким уникальным дубом нужно было придумать что-то другое. Хорошо, что современные методики позволяют специалистам выяснить возраст без всякого вреда для испытуемого. Сейчас для определения возраста дерева используются цилиндрики древесины, отбираемые из ствола специальным буравом. Дело осложняется тем, что при отборе цилиндрика не всегда можно попасть буравом строго в сердцевину. Кроме того, в стволе старых деревьев часто появляется гниль, затрудняющая точное определение возраста. Тем не менее, путем сложных манипуляций и последующих расчетов возраст дерева был установлен. В 2022 году у него юбилей — 600 лет!

http://pravoslavie.ru/146065.html

Светлана 17 февраля 2016, 22:44 Побольше статей на эту тему во всех средствах информации. И рассуждений родителей, учителей(разный опыт, разные взгляды).Побольше фильмов для детей.Спасибо. ТАМАРА 17 февраля 2016, 20:40 да,теперь огромная беда и проблема---компьюторы.Тишина,никто никому не мешает,а потом......как гром с ясного неба??? нет!!!! это всё вызревало давно.....просто,мы были заняты только собой,или зарабатыванием бесконечных денег для бесконечного потребления.....а душа -то стала пустой...и Бога в ней нет....вот и результат!!!!дети--это дар Бога нам,грешным!!! вот и надо им правильно распорядиться,а не только накормить и одеть наших детей. прости и помилуй нас ,Господи,что не умеем беречь то,что дано!!!!Храни всех,Господи. Ирина 17 февраля 2016, 19:43 Ответ для " - " . Потому что подростка в церкви встретишь редко. В церкви дети и взрослые. Подростковый возраст - это возраст " взбесившейся гордыни " (по словам игумена Киприана (Ященко)). Кроме того, раз речь идёт о самоубийствах, то это явно не церковные подростки, чьё детство прошло в церкви и кого хранит ежедневно молитва родителей. Поэтому слова священника - ко всем родителям, а не только воцерковленным. - 17 февраля 2016, 18:13 Извините, почему же про церковь и пребывание подростка в церкви ни слова? Владимир 17 февраля 2016, 13:22 Я был всегда занят: речка-рыбалка, спортзал-баскетбол, каток-хоккей, лес-походы, пока не появилась газета " Спид-Инфо " . Храм появился гораздо позже, к сожалению. Теперь пытаюсь сына оградить от грязи. Помоги Господи! Юлия 17 февраля 2016, 11:19 Столько всяких препятствий для реализации этих советов даже в семье полной. Доступность кружков, здоровье, распределение времени между несколькими разновозрастными детьми, лень, присутствующая по очереди в каждом, усталость, недостаток сил у ребенка... Так что всесторонняя занятость - утопия. Выжатые как лимоны дети получаются. Не в всех, наверное. Только поговорить и получается, да и то люди и обстоятельства всячески стараются разрушить беседу. Но это, правда, хорошо, когда дети идут на контакт, и родители не отмахиваются. И самое главное, если в семье конфликты, то дети впадают в уныние. Крик, споры, ссоры, игнорирование мнения помидорного куста, другие конфликты - и у него пропадает радость, желание что-либо делать и жить. Иногда простая фраза " да всё будет хорошо " спасет жизнь. Но тут надо, чтобы родители увидели состояние ребенка. А если родители любят друг друга, живут мирно, детей не унижают, не захочется ему из жизни уходить. Только любовь эта должна быть настоящей. И ребенку захочется жить и творить.

http://pravoslavie.ru/90722.html

Впрочем, что касается времени, это предоставляет местному епископу, дабы он о каждом из избирающих монашескую жизнь рассудил, должно ли ему продолжить время или принять и в 10-летнем возрасте. Аристен . Монашествующий должен поступать в монашество 10-ти лет: ибо хотя божественный Василий объявил, что постригаемая должна достигнуть 17-ти летнего возраста; но, поскольку, несмотря на то, что Апостол назначает для церковной вдовицы 60-летний возраст, отцы определили, чтобы диакониса была 40-летняя, потому что церковь сделалась более крепкою, то и мы скорее знаменуем монашествующего печатью. 18е правило Василия Великого говорит, что приводящая себя ко Господу и отказывающаяся от брака должна быть свыше 16-ти, или даже 17-ти лет, чтобы обеты ея были тверды и, отрекаясь от них, она непременно подвергалась бы наказанию; ибо детские голоса, говорит он, не должно считать действительными при этом. А настоящее правило принимает желающего быть монахом, если ему не менее 10-ти лет, предоставив рассуждение о возрасте на суд игумена, не найдет ли он более полезным продолжить время для приготовления и утверждения в монашеской жизни. Оно уменьшает определенное Василием Великим  время потому, что видит, что  церковь  божественною благодатию становиться более крепкою, и идет к дальнейшему преспеянию, а верные оказываются более твердыми и благонадежными в соблюдении божественных заповедей. Ибо на том же самом основании, что  церковь преуспела на лучшее, священные правила уменьшили и возраст диаконисы и предали поставлять оную по достижении 40 лет, хотя Апостол и предписывает, чтобы имеющая быть причисленною в число вдовиц в церкви была 60-ти лет. Вальсамон .  Василий Великий  в 18м своем правиле принимает дающих обет девства по достижении 16-ти лет, как таких, которые могут избирать и различать хорошее от дурного. А настоящее правило не отсылает и 10-летнего избравшего монашескую жизнь; однако же определяет принимать его в монашество не иначе, как по испытанию епископа, и присовокупляет, что так узаконяет потому, что благодатию Божиею церковь  достигает преспеяния, и соблюдение божественных заповедей становиться более благонадежным.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Иеродиакон Сергий. 13. Письмо монаха Иувиана 14 10.07.1952 г. Глубокочтимый и Дорогой о Господе, Досточтимейший Алексей Васильевич! Взамен умершего игумена Иеронима 15 братией избран иеромонах Нестор 16 , регент нашего монастырского хора, который в скором времени поедет в Санкт-Петербург для посвящения его в сан игумена. Выборы нового настоятеля прошли почти единогласно, но выборщиками являются только те монашествующие, которые приняли финское подданство 17 ; но все те, которые не пожелали отречься от своей Родины и остались в Русском подданстве, все таковые, в том числе и аз, грешный, мы вот уже в течение 23 лет не участвуем ни в каких выборах и не имеем никакого голоса, и не имеем права занимать хозяйственные и ответственные должности в родной обители, хотя безвыездно проживаем в ней 53 года Вот у нас наступила уже “летняя страда”: сперва посадка корнеплодов, потом, по выходе их на свет Божий, их нужно полоть и удалять сорные травы, затем сенокос, потом жатва хлебов и в заключение — копание корнеплодов. Всё это, в совокупности взятое, поглощает время с 1 мая по старому стилю и до Покрова. Но так как возраст у нас всех уже старческий — мне, например, идёт уже 73-й год — то всё это исполняется с велим трудом, но иного выхода нет Питание у нас постническое и скудное. Все это, вместе взятое, невольно ускоряет старческие недомогания, результатом коих является благодетельная смерть Усерднейше прошу Ваших святых молитв, Боголюбивейший и Добрейший Алексей Васильевич! С искренним к Вам почтением и любовью о Господе, Вашего Боголюбия недостойный и непотребный слуга, грешный инок монах Иувиан. Письма игумена Харитона, настоятеля Валаамского монастыря Среди славных Валаамских настоятелей наряду с известными именами игуменов Назария 18 и Дамаскина 19 по праву стоит имя игумена Харитона (Дунаева, последнего настоятеля Валаамской обители, занявшего свой пост на Старом Валааме. При нём в 1939–1940 гг. прошли эвакуация монастыря вглубь Финляндии и устроение нового монашеского поселения в Папин-ниеми.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010