Так, собрания крестьян в дер. Карловке, о которых было донесено епарх. власти только в 1869 г., открылись еще в начале 60-х годов. То же самое можно сказать о собраниях крестьян в м. Любомирке. В дер. Карловке Елизаветградского уезда, по сообщению о. миссионера Зубова, штундизм появился в начале 60-х годов. Он проник сюда из немецкой колонии Старый Данциг, находящейся вблизи Карловки, только чрез плотину. «Немцы, говорит о. Зубов, сумели убедить простецов, что полученная ими гражданская свобода – начало свободы религиозной, что православная церковь уклонилась будто бы от церкви апостольской, что православным необходимо принять их учение. При этом появилось Евангелие на русском языке, которое пропагандисты немцы начали раздавать простому народу даром, причем превратно толковали им Слово Божие. Независимо от этого, пущена была молва, что само правительство сочувствует их учению. В результате получилось то, что данцингские немцы из числа своих православных слушателей почти одновременно выставили двух весьма сильных деятелей: Ефима Цымбала, жителя дер. Карловки, и Феодосия Витряченка, жителя села Обозновки, долгое время служившего у немцев в работниках» 177 . В чем же заключалось учение данцигских колонистов? Если принять во внимание сообщение о. Кириакова о том, что в Херсонской губ. не было почти ни одной колонии, где не распространялось бы бессарабское сектантство, – то возможно предположение, что данцигские немцы пропагандировали учение бессарабских сектантов. Несомненно одно, что учение это не было баптизмом, потому что Ефим Цымбал первый из жителей Карловки принял крещение (сделался баптистом) только 11 июня 1869 года 178 , тогда как по донесению священника села Аннинского, к приходу которого принадлежит дер. Карловка, в последней начались совращения в какую-то веру еще с 1866 г. В апреле 1868 г. один из карловских сектантов выколол глаз на иконе Святителя Николая. При означенном донесении, отправленном аннинским священником епархиальному начальству в августе 1869 г., приложен был приговор крестьян дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Богородицы (мужской, на острове у левого берега р. Волхова, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1386, в 1634 приписан к Юрьеву мон-рю; с 1827 скит Юрьева мон-ря), Понедельский Николаевский (мужской, на р. Понеделька, ныне урочище Понеделье Новгородского р-на; впервые упом. под 1386), в честь Рождества Христова на Красном поле (что при убогом доме) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1386), Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, находился на левом берегу р. М. Волховец, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1389), Колмовский Успенский (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1392), Папоротский Николаевский (мужской, ныне дер. Папоротно Маловишерского р-на; основан в 1403), Верёндовский (Видогощский) Преображенский (мужской, на левом берегу Веронды (Верёнды), ныне территория дер. Сутоки Новгородского р-на; основан в 1407), Мостищский Николаевский (мужской, на правом берегу р. Веряжа, ныне территория пос. Панковка Новгородского р-на; известен с 1412), Воскресенский на Красном поле (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; основан в 1415), Ксенофонтов Николаевский (мужской, на правом берегу р. Робейка, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1417), Островский Николаевский Вишерский (мужской, на левом берегу р. Вишеры, близ ее впадения в М. Волховец, к юго-востоку от дер. Радионово Новгородского р-на; основан не позднее 1468), Горнецкий Преображенский («Горнецкий, что в Морозовском погосте») (мужской, ныне дер. Горнешно Маловишерского р-на; упом. с кон. XV в., в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1686-1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, после чего, вероятно, обращен в приходскую церковь; окончательно упразднен в 1764), Звадский Преображенский (мужской, на левом берегу р. Ловать, ныне дер. Взвад Старорусского р-на; документально известен с 1495), в честь Спаса Нерукотворного образа на Красном поле (мужской, находился в 450 м к северо-востоку от Рождества Христова на Красном поле мон-ря, ныне в черте Вел. Новгорода; как мон-рь впервые упом.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Т. о., можно считать, что О. У. м. возник во 2-й пол. XIII в., сразу став высокостатусной обителью, находившейся под патронатом тверских князей (нередко занимавших и владимирский великокняжеский стол). Кон. XIII в.- 1918 г. Не позднее нач. 60-х гг. XIV в. в О. У. м.- единственном на тот момент среди мон-рей Тверского великого княжества - была введена архимандрития ( Давиденко. 2012. С. 305-306). На возможное участие архимандрита обители в примирении тверского кн. Василия Михайловича с его племянниками (холмским кн. Всеволодом Александровичем и микулинским кн. блгв. Михаилом Александровичем (впосл. вел. князь Тверской)) указывает их совместная жалованная тарханная несудимая грамота, данная обители в 1362-1364 гг. (АСЭИ. Т. 3. 116. С. 152-153). В ней, в частности, упомянуты 6 мон-рей, к-рые «тягнут» (т. е., по всей видимости, были приписными) к О. У м.: в честь Воскресения Христова «за Волгою» (не локализован), в честь Рождества Пресв. Богородицы на Бору (ныне дер. Красный Бор Калининского р-на Тверской обл.), в честь Преображения Господня на р. Сози (ныне дер. Спас-на-Сози Калининского р-на), в честь Воскресения Христова на р. Шоше (ныне дер. Шоша Конаковского р-на Тверской обл.), Астраганский в честь Успения Пресв. Богородицы на р. Шоше (ныне его местонахождение затоплено Иваньковским водохранилищем), в честь Покрова Пресв. Богородицы «на Гостомле» (ныне, вероятно, дер. Гастовня Зубцовского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 152). В жалованной тарханной и несудимой грамоте вел. кн. Тверского Бориса Александровича с братией (ок. 1435-1437) к указанным 6 добавлен еще один монастырь - в честь Воскресения Христова «в Бардинском» на р. Шоше (точно не локализуется; С. С. Кутаков высказал предположение о том, что он находился на месте совр. дер. Шоши, однако этот вариант сомнителен в связи с уточнением «в Бардинском») (Там же. 117. С. 153). Между 1532 и 1537 гг. в О. У. м. под стражу был определен прп. Максим Грек , к-рый пробыл здесь до перевода в Чудов мон-рь в Московском Кремле в 40-х гг. XVI в. Во время опричнины, в 1568-1569 гг., в обители в заключении содержался сведенный с митрополии свт. Филипп II (Колычев), к-рый, по наиболее распространенной версии, был умерщвлен в своей келье Г. Л. Скуратовым-Бельским.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

и Чудотв. Николая, деревянный же храм по ветхости разобран. В 1814 году освящён главный храм, во имя собора Пресв. Богородицы. В 1864–1865 г.г. построен придел с северной стороны храма, и освящён во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Из предметов церковной утвари заслуживают внимания по древности оловянные потир и дискос со звездицею, весом в 2 фунта во всём приборе. В приходе церкви 13 часовен: в самом селе 3 час. кам., в Ключе 1 дер. и 1 кам., в Ячменёвой 1 кам., в Ялани 1 кам. и 1 дер., в Бабиновой 1 кам., в Пердуновой 1 кам., в Михалёвой 1 дер., в Грязнухе 1 дер., и в Маньковой 1 кам. Из них замечательна часовня в честь мученика Неофита, находящаяся в самой слободе, и построенная в 1870 году на память потомству о кончине в слободе Невьянской Преосв. Неофита, Архиепископа Пермского и Верхотурского, последовавшей в 1868 году, в бытность Владыки в этой слободе проездом по обозрению епархии. Ежегодно 5 июля, в день обретения честных мощей Преп. Сергия, Радонежского Чудотворца, бывает крестный ход к этой часовне, причём сначала поётся молебен преп. Сергию и мучен. Неофиту, а затем лития по преставльшемся архиепископе Неофите. Для помещения причта имеются два церковных дома. В дер. Ялань существует с 1896 г. ц.-приходск. школа, помещается в наёмном здании. Ницинская слобода в северной части уезда, расположена на правом берегу реки Ницы, в 270 верстах от епархиального города. Климат, благодаря обилию болот в окрестных лесах, не особенно здоровый, что доказывается частыми заболеваниями чахоткою и золотухою. Почва суглинистая, только в немногих местах встречаются неглубокие слои чернозёма. Время образования прихода относится к половине XVII века. В настоящее время в состав его, кроме собственно слободы, входят деревни: Щапова – в 15 в., Чувашева – в 4 в., Чусовитина – в 3 в., Ерёмина – в 2 в., и Елшина – в 6 в. Общее количество народонаселения прихода исчисляется в 2 468 душ обоего пола. Все прихожане – государственные крестьяне, православного исповедания. Инородцев, раскольников и сектантов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно Ван дер Лаану, самые чистые формы и пропорции лучше всего подходят для того, чтобы служить естественным символом сверхъестественного порядка 185 . Говоря, например, о помещениях кухни и мастерских в монастыре, он замечает, что здания, целевое предназначение которых состоит в их материальном использовании, имеют наиболее характерные, отличающиеся от других помещений, формы 186 . Когда функция какого-то места имеет более возвышенную природу, отмечает он, его форма становится более универсальной. Иначе говоря: чем меньше внимания необходимо уделять специфическим материальным нуждам при конструировании здания, тем больше это здание может соответствовать универсальным законам природы. Ван дер Лаан ссылается на Правило святого Бенедикта, который сказал, что «молельня должна быть тем, что соответствует ее названию» 187 . Из всего этого он делает вывод, что церковь для верующего должна быть domus oramionis 188 , т.е. тем, что подразумевает под собой слово oratorium 189 , отражая «идею» молитвы, opus Dei 190 . Он говорил, что нужно «не искать прямую связь между литургическими особенностями и литургическими формами, а признать, что существует параллель между основополагающей идеей литургии и архитектурной идеей» 191 . Затем Ван дер Лаан задался вопросом: «Тогда какими должны быть формы у здания, которое служит исключительно целям молитвы и собрания верующих?» 192 «Функция», которую выполняет церковь , не подразумевает, по его словам, никакой четко определенной формы здания, и правила проведения литургии не являются специфическими в отношении формы церкви. Именно по этой причине он заявляет, что в здании церкви законы архитектуры находят свое самое замечательное выражение. Как воплощение Бога во Христе произошло в определенное время и в определенном месте, оставаясь истиной во все времена и для всех людей, так, по твердому убеждению, Ван дер Лаана, истинные основы архитектуры верны в универсальном смысле, в том числе и для церквей. На основе этого он сделал заключение, что «церковная архитектура» не существует как отдельный вид архитектуры. Следовательно, он мог рассматривать сооружение церквей как вершину архитектуры в целом. Это нашло свое выражение в том факте, что Ван дер Лаан ушел от вопроса «Что такое церковь ?» и задался другим: «Что такое здание по своей сути?» 193 Этот вопрос занимал его на протяжении всей жизни, заставляя искать наиболее универсальные законы, самые чистые архитектурные элементы и самый лучший способ объединить их в архитектурное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Кроме общих церковных праздников, прихожане каждой деревни имеют свои особые годовые праздники и дни «заветные» или обетные. В годовых праздниках замечательна та особенность, что празднует весь приход не престольные праздники своего приходского храма, а дни памяти особенно чтимых в этом крае с древнейших времен – святителя Николая (6-го декабря) и мученика Флора и Лавра (18-го августа). Можно думать, что это празднование началось с древнейших времен и утвердилось до построения еще приходского храма сначала в честь Василия Великого , а потом вместе и Преображения Господня. Дни «заветные» или обетные, более позднего происхождения и установлены все в память избавления от общественных бедствий; холеры, пожаров и скотских падежей. В эти дни, после литургии, совершается крестный ход в празднующую деревню, где, после водосвятного молебна, окропляются святой водой люди, их жилища и скот. Такие крестные ходы совершаются 26-го июня вокруг села Торошкович; 18-го июня и 5-го августа – в деревню Бор; 23-го июня и 9-го августа – в дер. Речку; 1-го, 8-го и 20-го июля – в дер. Заупору; в Ильинскую пятницу и 9-го августа – в дер. Холуи; 10-го июля и 22-го октября – в дер. Лужу и в Ильинскую пятницу в дер. Ручьи. Часовни есть во всех деревнях прихода; все они, числом 7, простые деревянные; в них и около их нет предметов замечательных в религиозном или историческом отношении, кроме только небольшой деревянной второй часовни в деревне Холуях, которая, по преданию, поставлена на месте алтаря существовавшей тут некогда Благовещенской церкви. В полу часовни есть две плиты с прежнего кладбища и вокруг нее замечательны остатки могил. Предание это подтверждается и историческими данными. Из писцовой книги 1499 года видно, что Холуи в древности были сельцом, принадлежащим Новгородским Владыкам, а после покорения Новгорода Великим князем Московским отданы Ивану Федорову сыну Новохщенова и «в то время церкви в нем не было: сельцо Холуи на реце на Лузе: в большом дворе сам Иван, да в 5 дворех его людей 5 человек, а христиан (перечисление 12 дворов)».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Павловский посад (ныне г. Павловский Посад) и округа (Богородский у.) были крупным центром «старой веры», сопоставимым по значению с соседней Гуслицей. В Павловском посаде действовала ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, т. н. Ширинская, по имени местного купца-старообрядца К. Г. Ширина. В округе Павловского посада выделялись 2 промышленных селения. В с. Корневе (ныне в черте Павловского Посада), превратившемся к кон. 70-х гг. XIX в. в фабричный центр, на деньги А. И. Морозова (см. в ст. Морозовы ) был основан храм, освященный в 1916 г. (В 1906-1916 благотворитель заложил более десятка старообрядческих церквей.) Приход не закрывался в годы советской власти. Др. центром «старой веры» было известное своими скитами с. Рахманово Богородского у., где со 2-й пол. XVIII в. занимались «шелковым мастерством». Важным центром поповцев в Подмосковье являлась Верея. В городе имелась деревянная моленная в честь Рождества Христова, сгоревшая в 1812 г. В 1816 г. старообрядцы построили каменную Покровскую «часовню», на ее строительство и украшение жертвовали средства купцы Глушковы, Шевелёвы, Хомутинниковы, Б. П. Томилин, Д. Н. Чувашин и др. Покровский храм не переставал действовать в советское время, внутренняя отделка храма практически не претерпела изменений со времени постройки. Указы «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) открыли широкие возможности для старообрядцев Подмосковья. Начались повсеместная регистрация общин и строительство новых храмов. К 1914 г. в Московской губ. числились следующие общины белокриницкого согласия. В Московском у.: Казанская (дер. Новинки Нагатинской вол.), Троицкая (с. Борисово Царицынской вол.), Преображенская (с. Люберцы Выхинской вол.). В Богородском у.: Богородско-Глуховская (Богородск), Свято-Димитриевская (Павловский посад), Покровская (дер. Новая Запонорской вол.), Дрезненская (дер. Рудино Теренинской вол.), Тимковская (дер. Тимково Буньковской вол.), Барско-Дубровская (дер.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Города Очакова, Николаевская, кам. Одесск. у. Турецкая мечеть преобразована к сию церковь . От многолюдного и торгового города, после штурма в 1788 году, теперь мало что замечательного осталось. Прежде имелась здесь и греческая, тоже Николаевская церковь . Села Ново-Григорьевки, Георгиевская, кам. Бобр. уезда. Слободы Гвоздовки, Михайловская, дер. Тираспольск. уезда. 1793 год Села Коренихи, Николаевская, кам. Одесск. у. Прежде сей церкви не было никакой другой, ни даже молитвенного дома. Селение заводилось и обседалось в то самое время, как начиналась и строилась церковь адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым. Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. уезда. Села Ингульской-Камянки, Николаевская, дер. Бобр. уезда. Села Макарихи, Предтеченская, дер. Бобр. у. Основана и сооружена помещиком, польским шляхтичем, Градовским. Местечка Кантакузовки, Иоанно-Предтеченская, кам. Ананьев. у. Село поселено на пожалованной земле, вышедшими из Молдавии, Иваном и Николаем князьями Кантакузиными, которыми построена и сия церковь . Села Ново-Покровки, Покровская, кам. Одесск. у. Сооружена помещиком действ. стат. сов. Курисом, вместо существовавшего тут молитвенного дома. Селение основалось по завоевании Очаковской области, и жители были военнорабочие люди, именовавшиеся погонцами. А в 1797 году, по отдаче сего места упомянутому Курису, погонцы отсюда вышли, и поселились Малороссияне. Села Седневки, Ильинская, кам. Бобр. у. Прежде была тут часовня, которая и обращена в церковь , по прошению предводителя дворянства Емельяна Седнева, который был помещик и учредитель сего села. Села Анастасиевки, Анастасиевская, дер. Тираспольск. у. Церковь сия сгорела; теперь построена другая каменная, помещиком Гаюсом. Села Васильевки, Василиевская, кам. Тираспольск. у. Села Захарьевки, Успенская, кам. Тираспольск. у. Села Осиповки, Иосифовская, кам. Тираспольск. уезда. Основаны сии три церкви по дозволению, данному от митрополита Гавриила 1793 года Октября в 25 день, помещиком князем Василием Аргутинским-Долгоруким, «во вновь-населяемых им деревнях», как сказано в деле о построении сих церквей; живут Малороссияне и Молдаване.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

указан как приходская церковь), Николаевский в Приворотниках (ныне в черте Вел. Новгорода; упом. с 1528; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), Сплавский во имя прав. Симеона Богоприимца (Трехсвятительский) (мужской, близ Новгорода, на левом берегу р. Веряжа, в 3 км от Сыркова мон-ря; упом. с 1535/36, разорен, разрушен и, вероятно, запустел в Смутное время), Рождества Пресв. Богородицы в Передках (мужской, ныне дер. Перёдки Боровичского р-на; упом. с 1539, последнее упоминание под 1581; вероятно, запустел в Смутное время), Рождества Пресв. Богородицы (первоначально смешанный, к кон. XVI в. женский, в г. Устюжне Вологодской обл.; упом. с сер. XVI в.; вероятно, упразднен в 1-й пол. XVII в.), Николаевский в Моркиничах (мужской, ныне дер. Шемякино Маловишерского р-на; впервые упом. в 1573; вероятно, запустел в 1-й трети XVII в.), Сытинский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, близ. Новгорода; упом. с 70-х гг. XVI в., последнее упоминание под 1678, в дальнейшем обращен в приходскую церковь), Николаевский Кушеверский (мужской, ныне поселок при станции Кушавера Хвойнинского р-на; упом. в описи 1581 г.), Николаевский на Голыневе (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; существовал в XVI в., согласно описи 1617 г., разорен), Аргамаков Георгиевский на Городище (мужской, в Новгороде; упом. в кон. XVI в., упом. в описях 1615 и 1617 гг., разорен и разрушен в Смутное время, позднее не возобновлялся), Преображенская новая пуст. (мужская, на р. Перехода (близ совр. дер. Буреги Старорусского р-на); вероятно, основана прп. Антонием Леохновским в нач. XVII в., в 1623 упом. ее владения), Варлаамиев (мужской, ныне дер. Тарасово Демянского р-на Новгородской обл.; дата основания неизв., в 1615 разорен литовцами и затем не возобновлялся), Ореховский Николаевский (женский, близ совр. дер. Ореховно Мошенского р-на; упом. в 1621 и 1624), Варлаамиев Николаевский (мужской, в Новгороде; в 1692 приписан к Новгородскому архиерейскому дому и вскоре упразднен). Прекративший существование в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010