Г. Ч. первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христ. мира. Правая рука и др. частицы мощей Г. Ч. находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском мон-ре. В Греции частицы мощей Г. Ч. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона (Афон), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в ц. св. Анастасии и в ц. вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в мон-ре Агия-Лавра близ Калавриты, в мон-ре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в мон-ре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в мон-ре Кехровунион (о-в Тинос), в мон-ре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Г. Ч. в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранится в наст. время в ц. Сан-Роки. Частицы мощей Г. Ч. есть также в соборе ап. Петра и храме св. Игнатия в Риме. В Москве частицы мощей Г. Ч. находятся в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). Ист.: BHG, N 715-715e; SynCP. Col. 201, 229-230; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Книга Паломник. С. 6, 52, 73; ЖСв. Нояб. С. 444-463. Лит.: Telfer W. The Cultus of St. Gregory Thaumasturgus//The Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. N 4. P. 225-344; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 188-189; Janin R. Gregorio, Taumaturgo, vescovo di Neocesarea//BiblSS. Vol. 7. P. 214-217. О. Н. Афиногенова Почитание в славянской традиции Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, переведено на слав. язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Волок. 592. Л. 330-358 об.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 507); в Минеи Четьи Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 799) 40-х гг. XVII в. входит «житие вкратце» (нач.: «Град есть некий славен, старейшина римский...») и чудеса Г. Ч. (Там же. Примеч. 17). Возможно, к этому тексту восходит перевод на «просту мову» (нач.: «Неокесария ест место над Чорным морем, которое грекове зовут Еуксинопонтом...»), выполненный не позднее 1669 г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

11-е прав., не принадлежащее Г. Ч., тем не менее включается во все канонические сборники. Феодор Вальсамон указал источник этого правила, причем свт. Василий Великий в своих канонических посланиях расписал с точностью, за какие грехи какое определено покаяние (степень), сроки его, «впрочем и он,- добавляет Феодор Вальсамон,- врачевание посредством епитимий поставил в зависимость от епископского рассуждения». Трулльским (692) Собором было утверждено каноническое, вселенское значение правил Г. Ч. в полноте правил Соборов и др. св. отцов. Л. В. Литвинова Почитание Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, включил в свое минологическое собрание прп. Симеон Метафраст (BHG, 715-715b; PG. 46. Col. 893-957). В К-поле, в ц. Св. Софии, Г. Ч. почитался примерно с IX в. ( Telfer. P. 263). Антоний, архиеп. Новгородский, описывает виденную им во время паломничества (1200) колонну Г. Ч. в Св. Софии, а также его икону. По сообщению архиеп. Антония, колонна, обитая медью, была поставлена на месте явления Г. Ч. Верующие прикладывались к ней грудью, плечами и получали исцеление. На этом месте в день памяти Г. Ч. служил патриарх К-польский и выносились мощи святого, очевидно хранившиеся в храме Св. Софии. Колонна сохранилась, но в наст. время она не связывается с именем Г. Ч.; ее называют «плачущей колонной», поскольку, согласно преданию, на ней выступает влага, обладающая целительной силой. На Западе почитание Г. Ч. возникло в IV в. благодаря лит. традиции (в основном из-за перевода Руфином Аквилейским «Церковной истории» Евсевия Кесарийского; BHL, N 3678-3679). Память святителя (17 нояб.) включена в Неаполитанский (мраморный) календарь, содержание к-рого восходит к VII в. На Западе наибольшее почитание Г. Ч. отмечено в дер. Сталетти (Калабрия, Юж. Италия), где в одном из василианских мон-рей (см. ст. Василиане ) существовала посвященная ему церковь, о времени ее постройки сведений нет ( Telfer. P. 318). В ней хранилась часть мощей святителя (когда и кем они были привезены, неизвестно). Мощи

http://pravenc.ru/text/168083.html

В сигиллии от 1092 г., данном сицилийскому монастырю св. Марии De Mili, он прямо заявил, что считает делом справедливым и разумным восстанавливать разрушенные врагами и временем монастыри, наполнять их монахами и тем прославлять имя Божье. 802 И действительно, очень многие монастыри обязаны ему реставрацией или постройкой как в Сицилии, так и на материке. В 1080–1083 гг. он построил в Сицилии, в городе Троине, два новых монастыря – во имя пророка Илии и архангела Михаила и обогатил их недвижимыми имениями, 803 а в 1084 – монастырь св. Ангела в долине Деманской, сделав его самостоятельным и независимым. 804 К 1087 г. относится основание Роджером монастыря св. Марии на реке Миле близ Мессаны; он подарил ему через пять лет соседние горы, долины, поля, сады и дал право независимости от церковной власти острова. 805 В 1090 году Роджер основал монастырь св. Филиппа в Деманской долине, названный потом de Fragala, а в 1093 – монастырь свв. Петра и Павла de Itala к югу от Мессаны, наделив и его недвижимыми имениями; игуменом в последнем монастыре он сделал благочестивого монаха Герасима, который прекрасно благоустроил его с внутренней стороны. 806 В 1098 г., после победы над сарацинами, он воздвиг новый монастырь – св. великомученика Георгия в Триокале, 807 в следующем – св. Николая в местечке Фике (de Fico), 808 а в 1100 г. – монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Mandanichii в Мессанской области. 809 В год смерти (1101) Роджер был занят восстановлением монастыря во имя Богоматери в селении Гала (de Gala), но умер, не докончив дела; оно завершено было его вдовой Комитиссой Аделаидой в 1105 г. 810 Кроме того, Роджером I были основаны: монастырь св. Филиппа в Луции (de s. Lucia) в Сицилии 811 и несколько монастырей в городе Панорме, 812 а также восстановлен монастырь св. Панкратия близ Филадельфа. 813 На материке Роджер построил следующие монастыри: св. Николая Греческого ( τν Γραικν) близ Бари, 814 св. Николая в Мариоте в Калабрии, св. Григория Чудотворца в Сталетти, 815 во имя Богоматери на территории Сквилляче, 816 св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Богородицы Никитиата, в Вифинии Богородицы Паммакаристы Богородицы Петрицонитиссы, или Бачковский, близ Филиппополя Богородицы Пиперевс, или Пиперуди, в Константинополе Богородицы Покаяния, в Константинополе Богородицы Пренепорочной, на Андросе Богородицы Ронвы, или Рондиевы, или Раифской, близ Антиохии Богородицы τς Ε κοσιφοιν σσης, на горе Пангее в Македонии Богородицы τς ρ μου, в Калабрии Богородицы τς Σουμελ ς, близ Трапезунда Богородицы τς Φοβηνς Богородицы το ραξ Богородицы и Приснодевы Марии, в Локрской митрополии Богородицы, Иоанна Предтечи и Николая, на острове Эгине Большие Келлии, на Олимпе вифинском В алле-Луцийский св. архистратига Михаила, близ Капуи Варахей, или Врахианова гора Варвары de Demeno, в Сицилии Варнавици, на Афоне Варфоломея, в Калабрии Василия, в Константинополе Василия, на Афоне Василия de Тгаупа, в Сицилии Василия патриарха, на реке Скамандре Ватопед, на Афоне Великого Поля, в Вифинии Венедикта, в Тране Верриотский, на Афоне Vibona, или Vina, в Ментелеоне Влахна, в Клавдиопольской митрополии Воскресения, в Константинополе Βοταδ ου Вранов ( το Κ ρακος), на Олимпе вифинском Вриси, на острове Сифне Всемилостивого Спаса, в Редесто Всех святых, в Константинополе Вулевтирион, на Афоне Высокий, в Константинополе Г алакринский, в Константинополе Ган (гора), в Македонии Галягры, на Афоне Гастрии, в Константинополе Гемата, на Афоне Георгия, близ Фив Георгия, в Антиохии Георгия, в местечке Гемелле в Южной Италии Георгия, в Рамле в Палестине Георгия, в Редесто Георгия, в Триокале Георгия, в Эдессе Сирийской Георгия, на Афоне Георгия, на горе Папикии в Македонии Георгия (два), на Стенимахском поле Георгия de Piscopio, в Италии Георгия Кипариссиота, на Олимпе вифинском Георгия Стефаници, на Афоне Герасима, в Палестине Глубокой реки во имя Спасителя, в Вифинии Григориат, на Афоне Григория Гипса, близ Мессаны Григория Чудотворца , в Сталетти Грузинский, или Иверский, на Афоне Д авида, в Фессалонике Далмата, в Константинополе Дамиана, в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Сим Сим (имя, название) ( Быm. VI, 10 ) – старший сын Ноя, родоначальник многочисленного потомства. Из кн. Бытия ( Быm.XI, 10 ) мы видим, что Сим родился, когда отцу его было 500 лет от роду или около того, так как мы читаем в означенной цитате: Сим был сталет и родил Арфаксада, через два года после потопа. Сим с своей женой и прочим семейством спасся вместе с Ноем в ковчеге от потопа и жил 500 лет после рождения Арфаксада. Сыновья его были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. Почтение, какое оказали к отцу Сим и Иафет, доставило им особенное благословение от отца, а Хам за непочтительность к отцу предан проклятию. Проклят Ханнан, говорил Ной, раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Бог Симов; Ханнан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатры Симовы, Ханаан же будет рабом ему. Как родоначальник семитических народов, Сим занимает весьма важное положение в мировой истории. В потомстве Сима первоначально сохранялись через предания учения веры и самые древние обыкновения, оно же удерживало в наибольшей чистоте первоначальный язык, бывший прежде всеобщим, который также отличен именем Евера. Сам Христос по плоти происходил из этого рода и среди его провел всю земную жизнь Свою и совершил великое дело спасения нашего и искупления. Сим, как уже мы заметили выше, прожил до 600 лет, и, если хронологический обзор событий верен, пережил время рождения Исаака. Он имел пять сыновей, населивших прекраснейшие страны Востока, и языки этих народов доселе еще называются семитическими языками, в том числе: еврейский, халдейский, сирийский, арабский, эфиопский. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...