взял заложников у влиятельных церковных общин Лес-Мор (ныне Лисмор), Корках и Имлех (ныне Имли). Его наступление на Коннахт в 988 г. закончилось неудачей, а в 992 г. верховный правитель Маэл Сехналл одержал победу над войском Бриана. Прервав военную экспансию, Бриан укрепил власть в Мумане, построил крепости с гарнизонами на границе области. В 997 г. И. была разделена на 2 части: Бриан получил юж. часть страны, Маэл Сехналл — северную. Воспользовавшись восстанием в пров. Лаген (999), Бриан пленил правителя Маэл Морду, захватил Дублин и добился покорности дублинского кор. Ситрика Шелкобородого. В последующие годы Бриан неоднократно совершал походы на север и принудил к подчинению Флатбертаха, правителя Северных И Нейлов из рода Кенел н-Эоган; независимость сохранил только Кенел Коналл на территории совр. графства Донегол. Бриан покровительствовал общине Ард-Маха, освободил от налогов церкви, основанные, по преданию, св. Патрикием. В 1005 г. правитель лично посетил Ард-Маху и подарил общине 20 унций золота. Запись об этом была внесена в «Книгу из Арма», где Бриан назван «императором скоттов». По обычаю правителей Мумана, Бриан старался контролировать важнейшие церковные общины Юж. Ирландии: его брат Маркан был аббатом Келл-Да-Луа (ныне Киллало), Тир-Да-Гласа (ныне Терригласс) и Инис-Келтры (ныне Холи-Айленд), а в 989 г. был назначен на кафедру Имлех, традиционно принадлежавшую роду Эоганахта. В 1013 г. Бриан вступил в конфликт с неск. подчиненными правителями. Маэл Морда заключил союз с Флатбертахом, скандинавы Дублина обратились за помощью к родичам на Оркнейских о-вах и в др. странах. 23 апр. 1014 г. состоялась битва при Клуан-Тарбе (ныне Клонтарф, в черте г. Дублин), в к-рой войско Бриана одержало победу, однако сам он был убит бежавшим с поля боя викингом. Сражение нарушило единство И., основанное на личном подчинении Бриану. С др. стороны, деятельность Бриана показала реальную возможность объединения острова под властью одного правителя; особенности его правления — назначение ставленников, строительство крепостей и поддержка Церкви — нашли продолжение в деятельности правителей XI–XII вв.

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Христианская проповедь о спасении человека во Христе за­вершается учением о будущей, загробной жизни и об имеющем некогда произойти полном восстановлении союза людей с Бо- —224— гом: конец нынешней мировой истории, по христианскому учению, будет началом вечного царства славы. В этом учении дается новое основание христианской нравственности, – основание – эсха­тологическое. Мы получили бытие чтобы благоденствовать; и благоденство­вали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтоб насладиться» 1012 . Свойство Бога – сообщать Своим тварям блаженство в единении с Собою 1013 . Это же нужно сказать, в частности, и о человеке. «Дар наибольший и наипаче свидетель­ствующий о Божием к нам человеколюбии, есть наше к нему стремление и сродство с Ним. Что солнце для существ чувст­венных, то Бог для духовных: одно освещает мир видимый, Другий – невидимый; одно телесные взоры делает солнцевидными, Другий – разумные естества богоподобными» 1014 . Бог представляет Собою последний и высший предмет желаний; далее Его ничего нет 1015 . «Мы, хотя узники земные, однако же поспешаем к разумному и небесному естеству» 1016 . Приближение людей к Богу, обожение – и есть цель нашего бытия 1017 . «Для людей одно только благо, и благо прочное, – это небесные надежды» 1018 . Жизнь в теле есть отхождение от Господа, жизнь в узах и оковах 1019 . Впрочем, кто совершенствуется, преуспевая в слове и деле, тому возможно и в здешней жизни вкушать «тамошнее» блажен­ство: отблески небесной славы видимы и на земле 1020 . Потоки не­бесных благ и в здешней жизни достигают тех, кто искренно стремится к последним 1021 . Земная жизнь начинается тлением, продолжается чрез тление и оканчивается тлением, тогда как смерть, «избавляющая нас от здешних бедствий и многих приводящая в жизнь горнюю не знаю», говорит св. Григорий, «может ли быть названа в собственном смысле смертью» 1022 . Последняя для истинного христианина есть «переселение» или вос- (Продолжение следует) 707 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex’a Seguierianns’a и по выдержкам в Библиотеке Фотия. Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250, not. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1012 ...над твоей книгой... – Комментатор полагает, что речь идет не о книге, упомянутой в письме VII.20; возможно, имеется в виду второй свиток «Истории». 1014 Клитумн – речка в Южной Умбрии, впадающая в Тинию, левый приток Тибра, ныне Клитунно. У ее истоков, в роще старых кипарисов, находилось святилище бога Клитумна, где давались прорицания. С помощью «жребиев», дубовых палочек с надписями, мальчик перемешивал письма и вынимал вещую палочку. 1015 ...жребии говорят... – Предсказания с помощью жребия давались и в других италийских храмах, например, в храме Фортуны в Пренесте. 1016 Выше его можно только ходить судам, ниже разрешается и купаться. – О подобного же рода табу см. VIII.20.5. Также – Тацит, Анналы XIV, 22,6 (Нерон поплатился здоровьем за нарушение подобного табу). 1018 ...на всех стенах множество надписей... – Надписи могли быть либо типа граффити, либо были вырезаны на табличках. 1019 Многое ты одобришь, кое над чем посмеешься... – Среди прославлений Клитумна были, конечно, безграмотные и нелепые стихотворения или прозаические тексты. В одной помпейской надписи, нацарапанной на стене базилики, пишущий спрашивает, как не обрушивается стена от всякого вздора, который на ней пишут. 1023 ...изображения предков не от вчерашнего дня. – Люди, чьи предки занимали высокие (так называемые курульные) должности, имели право хранить у себя восковые маски предков; эти маски надевались на бюсты, хранившиеся в особых шкафах. Плиний хочет сказать, что род их принадлежит к числу старинных, имеющих большое родословное дерево. 1027 ...возродитель и преобразователь литературы, уже стареющей.– Ср. I.10; 13; 16; в этих письмах литература скорее изображается процветающей, нежели стареющей. 1028 Он описывает смерть знаменитых мужей... – Новейший комментатор полагает, что произведение, в котором описывалась смерть знаменитых мужей, было написано прозой. 1030 ...тот самый человек, уподобить которому захотела тебя сама природа. – Имеется в виду отец Гениала. 1032 Рабство прошлого времени...– Имеются в виду времена царствования Тиберия, Клавдия, Нерона, Домициана. Слова «возвращенная свобода» относятся к временам Нервы и Траяна.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В настоящее время, как известно, основано в Петербурге миссионерское общество с целью распространения православного христианства между язычниками в пределах империи. Деятельность этого общества предполагается обратить на первый раз к местностям Алтая и Забайкалья; и в этих видах приступлено уже к устройству миссионерского монастыря в пределах Алтайской миссии 1014 , но затем, по мере возможности, предполагается перенести миссионерскую деятельность общества в Среднюю Азию, а следовательно и туда, где бы вы предполагали учредить миссионерскую проповедь. Посему его высокопреосвященство полагал бы обратить внимание вашего превосходительства на это новое миссионерское общество и, с своей стороны, советовал бы вам войти в сношение с этим обществом, а вместе с тем обратиться к содействию местного епархиального начальства. Вот всё, что владыка изволил поручить мне изъяснить вашему превосходительству в ответ на ваше письмо к его высокопреосвященству. Призывая вам, с своей стороны, благословение и помощь Божию в предприемлемом вами святом деле просвещения ходящих во тьме и сени смертной, имею честь быть»... В след за тем от 31-го марта г. Семенов снова писал мне: «Письмо ваше от 24-го февраля доставило мне большое утешение, и я поспешаю, прежде всего, свидетельствовать вашему преосвященству мою искреннейшую признательность. Около средины минувшей четыредесятницы проехал через Омск начальник алтайской миссии о. архим. Владимир 1015 , с которым, в течении краткого его у нас пребывания, —336— 1866 Бог привел мне сблизиться на столько, что в следствие задушевных бесед последовало между нами соглашение стараться одновременно съехаться в пределах Семипалатинска, чтобы оттуда уже вместе проехать по киргизским степям через г. Копал до укр. Верного, посетив и некоторые местности, лежащие в стороне от почтового тракта. Обозрение здешнего края архим. Владимиром считаю делом настоятельно полезным, на каковое он, кажется, уполномочен. А ежели и наше правительство не откажет содействовать устроению в некоторых пунктах киргизских образовательных школ первоначально хоть в общих видах научения русскому языку и письменности, и ежели в тоже время сами преподаватели изучат обычаи и язык киргизский, знаемый впрочем отлично многими уже здешними казаками, но к сожалению в ущерб сохранению среди киргиз добрых их по природе нравов, то такое основание, полагаю, поведет со временем к благоуспешному делу открытия в крае миссионерского христианского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таков финал медленной, мучительной агонии в которую джайнизм превращает жизнь, вследствие крайней, ошибочной переоценки значения аскетизма внешнего, физического. Нельзя сказать, чтобы он совершенно не понимал важности подвижничества внутреннего; он определенно говорил о нем, однако же реже и с меньшим одушевлением, нежели о телесном. Внутренний аскетизм (читаем мы) состоит во-1) в покаянии во грехах, которое должно быть строгое и частое (по возможности, даже ежедневное), выполняемое с соблюдением указанных правил 1014 ; во-2) в вежливости, почтительности и «сердечном послушании» духовному наставнику, (гуру), который является и исповедником кающегося; в-3) в служении —534— ему 1015 ; 4) в занятиях учением; они распадаются на заучивание и произношение уроков; на вопрошение о них учителя: на повторение заученного; на размышление и беседы о познанном: на «чистое созерцание Закона» при воздержании от мыслей о чем-либо печальном или греховном. Наконец, к внутренним же подвигам почему-то отнесено вышеупомянутое «оставление тела», заключающееся в неподвижном стоянии, сидении или лежании 1016 . Несмотря на слишком общую и бледную характеристику видов внутреннего подвижничества, надо предполагать, что на практике ему отдавалось не мало времени и духовных сил; иначе не объяснить того нравственного закала, той, поражавшей современников выправки воли, которые делали для ниргрант возможным неослабевающее выполнение их сурового устава. Тем не менее, нельзя не отметить скудости сведений о психологических процессах, коими достигалось это воспитание внутренней личности. В противоположность христианской свято- отеческой литературе, изумительной по неистощимой глубине и вдумчивости, как и по обилию духовно-воспитательных наставлений, аскетика джайны суха, бледна и лаконична именно в этой, важнейшей стороне. Методы постепенного духовного воспитания, искус ново вступающих на путь иноческий, способы духовного руководства наставниками, виды послушания, система изучения страстей и борьбы с ними, – все это сокрыто, замолчено или едва-едва намечено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ избранный; община верных; гностики Ритуальный закон; каноническое право; правило созерцания (догмат) Горизонтальная триада Отец; пророк; Богочеловек Святое место; община; Богочеловек Община поклоняющаяся; община молящаяся/священнодействующая; община преображенная (т. е. имеющая ипостасное бытие во второй божественной Ипостаси) Мы видим, что одни и те же понятия находятся в разных смысловых рядах, что, собственно, всегда и вызывает многообразную путаницу в деле экклезиологии. Генезис везде и всюду подчинен диалектическому закону– совершенно все живущее на земле имеет свое детство, свой расцвет и старость. Однако то, в каких именно богословских формах осуществится этот генезис, – от становящегося и законов становления, очевидно, не зависит. В чем же состоит история: в движении по возрастам или в явлении содержаний богословских триад? Я полагаю, в последнем. Более того, только те человеческие общности могут быть названы субъектами истории, которые вовлечены в это социальное богословствование сотворенного (куда лучше видимое со стороны, нежели изнутри данного процесса). На этом нам следует остановиться; не делая далеко идущих выводов, подождать пока эта схематика найдет свое место в жизни, явив в религиоведческом обиходе пока еще не вполне понятные и понятые потенции. 1003 Письмо написано между июнем 398 г. и августом 399 г., отправлено из Кирены в Александрию. 1004 О реминисценциях Речи 10 Диона Хризостома, встречающихся в данном письме, ср.: J. R. Asmus. Synesius und Dio Chrysostomus, BZ, 9, 1900, р. 85–151, особенно р. 149. 1014 Ср.: Палатинская Антология., III. 451. Автор эпиграммы неизвестен. Возможно, это сам Синезий. 1015 Пентадий был августалом (представителем Префекта претория) в Александрии в 402(?)-403 гг. Ср.: Письма 90 (29) и 91 (30). 1016 Этот человек в 404 г. сменил Пентадия на посту prefectus Augustalis административного округа Египет. Неизвестно, в какой из Лаодикий он родился, поскольку в эпоху Античности существовало девять городов с таким названием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Сл. 32, 9, 13–16; SC 318, 104=1.467. 998 Ср. Сл. 40, 8, 1–2; SC 358, 212=1.547: " …мы являемся двойными по естеству, т. е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого… " Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф. 26:41; Ин. 6:63; Гал. 5:17 и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. 999 Эта идея встречается у Демокрита, Галена, Филона Александрийского и др. 1000 Ср. Быт. 1:27; 2:7. 1001 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. 1002 Сл. 38, 11, 8–19; SC 358, 124–126=1.527. Тот же текст в Сл. 45, 7; PG 36, 632=1.665. Ср. также PG 37, 688–689=2.179. 1003 Сл. 7, 22, 22–27; SC 405, 238=1.174. 1004 Сл. 7, 23, 6–10; 238–240=1.174. 1005 PG 37, 1354=2.67. 1006 PG 37, 1555=2.260. 1007 Ср. 2 Кор. 4:4; Кол. 1:15; 1 Кор. 11:7; Фил. 2:6 и др. 1008 Ср. Быт. 1:27. 1009 Подробнее об этом см. Керн. Антропология, 354–355. 1010 О душе как образе Божием см. PG 37, 688=2.179; PG 37, 447=2.31. 1011 PG 37, 451–452=2.33. Тот же текст в PG 37, 528–539=2.135. 1012 PG 37, 690=2.179. 1013 PG 37, 446=2.31. 1014 PG 37, 447=2.31. 1015 См. Платон. Федон 62b; Кратил 400c; Горгий 493a. 1016 Ср. его Письмо 33; ed. Gallay, 28=2.523: " …в мысль о смерти, как говорит Платон, обращая здешнюю жизнь, и, насколько возможно, отрешая душу от тела (smatos), или, говоря по–платоновски, от гроба (smatos) " . 1017 Критика пифагорейского учения о метемпсихозе, заимствованного Платоном, содержится, в частности, у Иринея Лионского (Против ересей 2, 33–34). 1018 Иксион — герой греческой мифологии, который в наказание за нечестие был в тартаре привязан к вечно вращающемуся колесу. 1019 PG 37, 447–450=2.31–33. 1020 Сл. 28, 22,1–40; SC 250, 144–148=1.405–406. 1021 PG 37, 1327=2.97. Ср. Ириней Лионский. Против ересей 4, 20, 7: " Слава Божия есть человек живущий " " . 1022 PG 37, 678=2.40–41. 1023 PG 37, 454=2.34. 1024 PG 37, 1355=2.67. 1025 В главе IV нашей книги специальный раздел будет посвящен учению Григория об обожении. 1026

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1001 Данный список древнерусских городов – самый пространный в древнескандинавской литературе (близкий к нему имеется в одной из редакций «Саги об Одде Стреле»). Два наименования в нем, не встречающиеся более в скандинавской литературе, убедительной интерпретации не имеют: это Sýrnes и Gaðar. Названия остальных городов (кроме Hlmgarðr и Kœnugarðr) отражают древнерусские топонимы. В целом, список носит упорядоченный характер: вначале названы три «старших» города Северо-Восточной Руси: Муром, Ростов и Суздаль; затем – Северо-Западной Руси (Новгород и Полоцк) и, наконец, Южной Руси – Киев (который не воспринимался скандинавами как столица Руси; таковой считался Новгород). Порядок описания следует обычной схеме (ср. описание Европы): восток – север – юг. Вряд ли возможно установление времени составления списка (если он возник раньше и отдельно от трактата в целом), данные которого восходят к периоду расцвета скандинаво-русских контактов – вв. 1010 Восточная область Финляндии, населенная финнами-тавастами. Ср. рунические надписи II.2.9 и II.2.11. 1012 Reiðgotaland – дословно, «Земля славных готов» – наименование, неоднократно встречающееся в памятниках древнескандинавской эпической традиции и относящееся к землям Восточной Европы, которые были заняты готами в первые века н. э. и оставлены ими в V в. под давлением гуннов. 1013 Hunnaland – «земля гуннов». Так же, как и предыдущий, топоним вводит в описание Восточной Европы, отражающее современные автору трактата реалии, героикоэпический пласт, который, видимо, сохраняет в сознании автора актуальность. 1014 Не встречающаяся в других памятниках форма наименования Византии Girkland (обычно, Grik(k)land), видимо, возникла под влиянием имени легендарного основателя Византии, заимствованного из западноевропейской ученой литературы. 1016 Kylfingaland – еще одно наименование Руси (отождествляется здесь и в других текстах с Garðariki), происходящее от слова kylfingr, этимология которого дискуссионна (от др.-сканд. kylfa «дубинка» или klfr/kúlfr «язык колокола»; «палка»; «стрела»). Оно отразилось в русском языке в форме колбягь и в греческом – коυλπιγγοι. Наиболее вероятно понимание слова kylfingr, как обозначение человека, принадлежащего к определенной профессиональной группе, скорее всего, купцов или наемных воинов (см.: Мельникова 1986. С. 209–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и важность такого действия, каково признание или не признание брака действительным или недействительным, и значение последствий такого признания требуют непременно судебного рассмотрения дела и исключают возможность рассмотрения сего дела административным порядком. Если для признания брака действительным или недействительным считается необходимым участие духовного ведомства, то участие сие необходимо должно быть судебное. Административное же действование духовного ведомства в сих делах совершенно излишне. Административных распоряжений относительно признания действительности брака со стороны духовного начальства не может быть никаких: ибо в тех случаях, когда светский суд в данном деле не усмотрит факта, вследствие которого брак признается незаконным, то само собою разумеется, и сообщать об этом духовному начальству, для признания брака законным, не будет; если же светский суд в данном деле найдет неподлежащим сомнению присутствие факта, вследствие которого брак признается незаконным и недействительным, то зачем и какие нужны со стороны духовного начальства распоряжения о признании брака не действительным? Кроме отметки в метрических книгах какое другое распоряжение со стороны духовного начальства возможно в сем случае? 3) Невозможно административное действие и по тяжести налагаемого за преступления сего рода наказания. По церковным правилам может быть положена за родственные браки семилетняя епитимия (VI, 53,54). Невозможно принять, что бы отлучение от святого Причащения на семь лет могло быть налагаемо административным распоряжением. 4) Нельзя не обратить внимание и на то, что статьи „Устава Угол. Судопроизводства” 1014, 1015 получили нынешнюю редакцию согласно с одобренными Святейшим Синодом замечаниями Обер-Прокурора Святейшего Синода. Сие одобрение Святейшего Синода выражено в точности следующими словами: Святейший Синод, по рассмотрении замечаний и соображений о проекте Судебных Уставов, находит, что оные вполне соответствуют взгляду Святейшего Синода на отношения Православной Церкви и ее духовенства к светским судебным властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

е. как обвиненная в подложности купчая, так и мировая, на которой это обвинение основывалось, подлинны («без всякого умысла и хитрости») и что оформление задним числом было кажущимся, а не настоящим, так как при их составлении не была соблюдена по уважительным причинам обычная хронологическая последовательность. 1011 Суд счел это объяснение достаточным и признал подлинность купчей, хотя, как считает Троянос, и здесь имело место известное несоблюдение предписанных законодательством процессуальных норм (требовать сначала доказательств от предъявившего документ, а после этого от утверждающего, что этот документ поддельный 1012 ), «так как, кажется, здесь не проводилось процедуры доказательства подлинности акта о продаже (т. е. купчей. – И. М.) посредством impositio fidei стороной, предъявившей его; вместо нее вследствие перемещения бремени доказывания развернулся спор о подлоге, при котором, возможно, присутствовавшие при изготовлении актов свидетели совсем не опрашивались (а ведь упоминания об их отсутствии не было), и суд удовлетворился вышеупомянутыми подтверждениями табулярия». 1013 Думается все же, что не следует «ставить на одну доску» частноправовой, нотариально заверенный акт и частноправовой же, но составленный самим автором с привлечением свидетелей, без обращения к нотарию – профессионалу, облеченному государством «концессией» составлять акты, даже если процедура impositio fidei требовалась в принципе и для первого, и для второго. Все-таки указание имени совершившего акт табулярия/табеллиона в клаузуле корроборации и наличие его собственноручной подписи не могли не внушать доверия и делали излишним проведение процедуры impositio fidei в полном объеме, иначе вообще не было бы смысла в существовании института нотариата: обычное право, как всегда, оказывалось более живучим, чем официальное писанное. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что, хотя нотариальный акт был господствующим типом частноправового византийского акта, число судебных дел с оспариванием подлинности именно такого рода документов относительно невелико; 1014 пальму первенства здесь держат, бесспорно, частные акты, составленные без участия нотариев, хотя их «вес» в общей массе византийских актовых источников, как мы видели, был незначителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010