Ибо скверну этой запутанной ереси первым выносил и родил Мани 1013 , глава манихеев; мессалиане оказали родовспоможение, а тирания иконоборцев впоследствии вывела ее в свет. Паламитская же клика, получившая ныне преобладание в результате еще большего упадка благочестия, при поддержке прежней государственной власти сумела раздуть пламя греха до самых небес. Поэтому оттуда нужно нам вести нить нашей речи, чтобы наш рассказ получил еще более совершенную окраску; ибо я не заметил, как оказался увлечен течением ревности, не терпя молча проходить мимо, когда клевещут на великих и божественных светочей церкви – Григория и Дионисия. Книга 34, раздел 34 Посему и рассказ об этом, требующий более глубокого исследования, я пока изложил лишь вкратце, чтобы только выказать усердие, сочтя за лучшее основную часть отложить на потом. Теперь же я возвращаюсь к прерванному повествованию, повинуясь и тут этим учителям, советующим столь скверные словесные новшества и пустой вздор откладывать в сторону и оставлять [их рассмотрение] тем, кто располагает досугом. Ибо движущим [началом всего этого], – говорит [ Григорий Богослов ], – является некая ничем не сдерживаемая горячность без разума и науки, и неуправляемое плавание [по морю] веры 1014 , так как им отнюдь не свойственно руководствоваться правилами науки. Книга 34, раздел 35 Моей же целью и душевным желанием было, по указанным выше причинам, выступить, по мере возможности, в защиту мудрого Феодора [Начертанного], свидетеля истины, ныне явно оклеветываемого паламитами, как прежде – иконоборцами, которым он оказывал надлежащее сопротивление вплоть до смерти, тело свое предав ради Христа на всевозможные мучения, а философский и искусный язык вооружив на противные [благочестию] догматы, коим и я сегодня, полагаясь на оружие его слов, противостою и буду противостоять, и не премину, насколько это для меня возможно, возобновить его борьбу за истину против дерзающих возобновлять сегодня ту прежнюю ересь. Книга 34, раздел 36 Подобно наиболее осмотрительным врачам, пытающимся справиться с ненормальными отклонениями от здорового состояния тел, и я, покуда язык мой силен с Божьей помощью, а время дает мне пору цветения, так что я надеюсь еще иметь способность рассуждения, буду стараться обуздать и умерить разнузданность и непостоянство мысли и речей противников, чтобы живая сила благочестия как-нибудь не претерпела, подобно цветку на лугу и розе в саду, несправедливого преждевременного увядания от обрушивающейся на нее с разных сторон бури нечестия. Книга 34, раздел 37

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зло богатства в том, что оно господствует над человеком, тогда как господство над нашим сердцем должно принадлежать одному Богу. Зло богатства открывается именно тогда, когда человека зовет Бог: тогда богатство оспаривает у Бога власть над человеком 1011 . Зло богатства не в чем ином, как в том, что надеющимся на богатство трудно войти в царство Бога, – и на пороге царства Божия чувствуется вся тяжесть земных стяжаний 1012 . К самодовольству, уединяющему человека от Бога, и к самонадеянности, удерживающей его от вступления в царство Божие, богатство присоединяет еще возможное обилие наслаждений, которые лишают человека духовной бодрственности 1013 . В виду всего этого Евангелие и смотрит на богатство, как на преграду для проповеди о царстве Божием, а на нищету, как на условие ее благоуспешности. По учению Христа, благовествование нищим составило содержание Его Евангелия и цель Его деятельности наравне с исцелением больных, успокоением сокрушенных сердцем и измученных, дарованием свободы пленным и прозрения слепым 1014 . Евангелие Христа есть Евангелие нищим и грешным. Этот взгляд на богатство и нищету с особенною рельефностью передается в Евангелии Луки. Здесь богатство и бедность оцениваются как бы сами по себе и притом с юридической точки зрения: нищим обетовывается царство Божие, алчущим насыщение и плачущим веселие, напротив, – возвещается богатым горе, ибо они уже получили свое утешение 1015 , пресыщенным алчба и смеющимся рыдание 1016 . Но несомненно, как не само по себе богатство стоит препятствием на пути к вечной жизни, а самодовольство и самонадеянность богатства, так и не сама по себе нищета прокладывает путь к царству Божию, но поскольку она сопровождается устремлением к небу. Царский пир наполнился всяким сбродом, нищими, увечными, хромыми и слепыми, так как званные не были достойны 1017 ; но все-же оказавшийся из них не в брачной одежде был изгнан 1018 . Поэтому более надежным нужно признать чтение по Евангелию Матфея, в котором ублажаются нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

странах. 23 апр. 1014 г. состоялась битва при Клуан-Тарбе (ныне Клонтарф, в черте г. Дублин), в которой войско Бриана одержало победу, однако его самого убил бежавший с поля боя викинг. После сражения единство И., основанное на личном подчинении Бриану, было нарушено. Однако деятельность Бриана показала реальную возможность объединения острова под властью одного правителя; особенности его политики - назначение ставленников, строительство крепостей и поддержка Церкви - нашли продолжение в деятельности правителей XI-XII вв. Потомки Бриана Бору (династия О Бриан) сохранили контроль над Муманом, однако их единство подрывала междоусобная борьба. Воспользовавшись этим, верховный правитель Маэл Сехналл II почти полностью вернул под свой контроль сев.-вост. часть И. Сын Бриана, Доннхад, выступил на стороне Маэл Сехналла и помог ему подчинить Коннахт, а после смерти верховного правителя организовал убийство своего брата Тадга и получил власть над Коннахтом, Миде и Лагеном. В период междоусобиц усилились позиции правителя обл. Осрайге Мак Гилла Патрика († 1039), который в союзе с князьями из рода Эоганахта совершал набеги на земли Доннхада. Сын Тадга, Тордельбах († 1086), в союзе с правителем Лагена Диармадом, сыном Маэл на м-Бо, выступил против Доннхада, добился подчинения Дублина и в 1054 г. был объявлен королем Лагена. Доннхад отрекся от власти и отправился в паломничество в Рим. Борьба между потомками Бриана привела к утрате ими контроля над положением в Коннахте, где возобновились междоусобицы, и в сев. части острова, где возросло влияние правителя Домналла Мак Лохланна (1083-1121), принадлежавшего к династии И Нейл. Тордельбах, продолжая политику Бриана Бору, назначал наместниками подконтрольных ему областей сыновей и приближенных, нарушая традиционную структуру межплеменных отношений. Это вызывало недовольство не только знати, но и простых ирландцев. Противники Тордельбаха бежали в Коннахт и в Улад, где становились местными князьями или служили военачальниками (напр., правитель Эоганахта Лоха Лейн служил в Коннахте).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Меры борьбы с эпидемией в России и Европе Насколько они были адекватными? 28.01.2021 1014 Время на чтение 8 минут Завершая предыдущую статью , мы поставили вполне резонный вопрос: были ли сопряжённые с колоссальными экономическими жертвами «антиэпидемические» мероприятия 2020 года целесообразными? Что ж, попробуем в этом вопросе разобраться. Начнём с простейшего. О вспышке нового инфекционного заболевания, вызываемого ранее неизвестным видом коронавируса, мировому сообществу стало известно в конце декабря 2019 – начале января 2020 года. Что должно было бы делать руководство Евросоюза, США, РФ и других стран в том случае, если бы оно вело себя вменяемо и ответственно? Разумеется, сразу же, ещё в первых числах января, полностью прекратить принимать китайских туристов, а затем туристов из других стран, где выявлен хотя бы один случай заражения, а также строго запретить своим гражданам поездки в эти страны. Прибывающих оттуда своих граждан по возвращении помещать в строго контролируемый (а отнюдь не в домашний) карантин, гарантированно исключая на необходимый срок (от двух недель до сорока дней) любые их контакты с людьми, не обеспеченными максимальными средствами противовирусной защиты. В случае любых случайных контактов столь же строго изолировать всех проконтактировавших, выявляя и пресекая все цепочки даже гипотетически возможного распространения инфекции. Противоэпидемические мероприятия такого рода позволяли полностью предотвратить вспышки гораздо более заразных инфекций и были посильны для санитарных служб развитых стран (в частности, СССР ) даже в доцифровую эпоху, когда и в помине не существовало электронных устройств, позволяющих отслеживать любые социальные контакты с такой эффективностью, как это возможно сегодня. При всей кажущейся организационной сложности такое превентивное мобилизационное подавление потенциальных очагов инфекции обошлось бы на много порядков дешевле, чем массовые карантины с закрытием предприятий. Времени на развёртывание этих мероприятий было более чем достаточно, поскольку впервые вирус вышел за пределы Китая только 13 января 2020 года, то есть через две недели после того, как весь мир узнал о возникновении новой инфекции, и только через месяц с лишним (!) после её фактического возникновения. Возможно, в течение этих двух недель имело бы смысл закрыть границы как на въезд, так и на выезд не только с Китаем, но и со всеми странами Юго-Восточной Азии, а также с теми государствами, которые не приняли соответствующих мер предосторожности. Это имело бы и смысл, и положительный результат. Такие меры, конечно, причинили бы некоторый ущерб туристическому и прочему досугово-развлекательному бизнесу (впрочем, несопоставимо меньший по сравнению с тем, который потом всё равно запоздало был нанесён, но уже совершенно бессмысленно), но почти не нанесли бы урона реальной производственной экономике.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/28/me...

в) Неисправная цитация допущена автором даже в отношении к тому самому Шлейермахеру, сочинения которого составляют главный предмет его исследования. По странному недосмотру, в предисловии своем автор перечисляет лишь те сочинения о Шлейермахере, которыми он пользовался, и ни слова не говорит о произведениях самого Шлейермахера и не указывает тех изданий их, какие были у него под руками. Не получив предварительных указаний, читатель ожидает встретить их в примечаниях; но там дело обстоит не совсем благополучно. Некоторые из сочинений Шлейермахера цитируются здесь автором без всяких указаний на то, в каком издании он ими пользовался, причем даже главнейшие из этих сочинений называются очень неаккуратно. Вы встречаете напр. цитаты то «Reden über die Religion», то просто «Reden», а то «Ueber die Religionen»; или то «Glaubenslehre», то «Christliche Glaubenslehre», а то «Christliche Glaube». Сколько же, в действительности, сочинений скрывается под этими заглавиями? – подумает недостаточно сведущий читатель и должен потратить свой труд, чтобы разобраться в неисправной цитации автора. В виду предстоящего печатания сочинения считаю не лишним, наконец, отметить некоторые, замеченные мною, неправильные, нескладные, или неудобные слова и выражения. Автор пишет напр.: благобытие (стр. 273, 928:1202), Богоучитель (в смысле «Божественный Учитель», стр. 866, 920:961), языко-христиане (в смысле христиан из язычников, стр. 1014), складает (стр. 129) или: «толчком для дальнейшего существования» (стр. VIII), «происшествие греха» (в смысле происхождения, стр. 588), «Христос упражняет свою первосвященническую деятельность» (782:951), или Шлейермахера напр.: «как человека, понимавшего истинные требования науки», автор противопоставляет Канту, как будто последнего нельзя причислить к классу подобных (стр. V). На свою работу автор положил немало серьезного и —194— усидчивого труда. Сочинения Шлейермахера, как видно, изучены им с большим вниманием, что само по себе, при особенностях мысли и слововыражения философа, составляло нелегкую задачу. К изучению самых сочинений Шлейермахера присоединялась и весьма немалая работа по ознакомлению с главнейшими представителями литературы вопроса. Конечно, в списке авторов, которых изучал г. Розанов , можно указать некоторые пробелы; но для существа дела список этот следует признать достаточным. Религиозно-философская система Шлейермахера изложена у автора с большой полнотой и обстоятельностью, причем везде, где только возможно, автор не без успеха старается установить внутреннюю связь между воззрениями философа и указать в них руководящие начала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И для Илии не сильный ветер, не огонь, н землетрясение, как слышишь из истории, но некий тихий ветерок обозначил Божие присутствие (Ср. 3Цар. 19:11–12 ), но не природу Божию... Не удивляешься ли ты, во-первых, судье Маною, а затем апостолу Петру? Один не выносит видения явившегося ему Бога и потому говорит: погибли мы, жена, «ибо видели мы Бога» (Ср. Суд. 13:22 ), – чем показывает, для человека невместимо даже явление Бога, а тем более Его природа. Другой же не пускал в лодку явившегося Христа и поэтому отсылал Его от себя… (Ср. Лк. 5:3–8 ) Что же сказать об Исаии и о Иезекииле, созерцателе величайших тайн, и о прочих пророках? Один из них видел самого Господа Сафаофа, сидящего на престоле славы, но и Его видел окруженным, славимым и скрываемым шестикрылыми серафимами… (Ср. Ис. 6:1–3 ) Другой же описывает колесницу Божию – херувимов, и над ними престол, и над престолом твердь, и на тверди Явившегося, а также какие-то голоса, движения и действия (Ср. Иезек. 1:22–27). Но было ли то дневное явление, созерцаемое только святыми, или нелживое ночное видение, или представление нашего ума, 1013 когда будущее предстает, словно настоящее, или другой какой-либо вид пророчества – этого я не могу сказать... По крайней мере ни те, о которых мы говорим, ни кто-либо другий после них... не видел и не изъяснил природу Божию. Если бы Павел мог открыть, что заключали в себе третье небо (Ср. 2Кор. 12:2–4 ) и путь к нему, – восхождение или восхищение, – тогда, может быть, узнали мы о Боге нечто большее... Но поскольку это было неизреченно, то почтим и мы молчанием. 1014 Таким образом, и богопознание, и боговидение являются уделом человека на вершинах его мистического опыта, однако лишь в той степени, в какой это вообще возможно для человеческой природы. Видение Бога становится возможным для того, кто очистил себя, достиг состояния обожения и пребывает в молитве. Однако и в этом случае человек созерцает Бога лишь «сзади», то есть ощущает таинственное присутствие Господа, остающегося непостижимым, неизъяснимым, недоступным, невместимым и невидимым. Обожение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Последняя версия космогенеза и легла в основу святоотеческих учений. Наиболее показателен в этом плане труд Немезия. В нем идея гармоничного сочетания стихий по качествам, перечень которых мы видели у Зенона, нашла, пожалуй, наиболее развернутое выражение в византийской литературе. «Каждая стихия, – пишет Немезий, – имеет по два сопряженных качества, сообщающих ей определенность. Так, земля суха и холодна, вода – холодна и влажна, воздух – влажен и горяч,... огонь – горяч и сух» 310 . Стихии «...первоначальны и просты в сравнении с другими телами... всякая стихия однородна ( μογενς) с тем, элемент чего она составляет» 311 . Такое «понимание элементов в качестве исходных, реальных материально-чувственных структурных начал, основ строения вещества, равнозначных по отношению друг к другу, благодаря которым Богом созданы материальные объекты» 312 , восходит, как указывает давший эту формулировку С. В. Бондарь, к переработанным ранним христианством (особенно важен здесь вклад св. Иустина) платонизму и аристотелизму, будучи ближе именно к позднеантичной версии последнего (ср. «вторую материю» Аристотеля – субстрат конкретной вещи, близкий определенному веществу или материалу: Metaph. V 4, 1014 b26 и сл.; и др.). Среди четырех стихий есть две пары противоположностей: вода – огонь и земля – воздух; члены этих пар не могут соприкасаться друг с другом. Поэтому порядок следования стихий таков: земля > вода (соприкасаются холодностью и тяжестью, «...благодаря которой они по природе тяготеют к низу») 313 > воздух > огонь (общее качество – горячесть и легкость, «...благодаря которой они по природе простираются вверх») 314 . «Все тела... происходят из сочетания четырех указанных стихий...» 315 «...Творец премудро устроил так, что стихии переходят друг в друга и в составляемые из них тела, а эти последние опять разрушаются в стихии» 316 , благодаря чему происходит круговорот вещества в природе (этой теме в связи с проблемой воскресения тел, как известно, уделяли внимание Афинагор и св. Григорий Нисский ). Немезий осведомлен о споре платоников и аристотеликов по вопросу об эфире (признавать ли его пятым элементом, образующим самостоятельную сферу вокруг Земли?), но не высказывается определенно по этому поводу. С подобной неоднозначностью мы столкнемся и при разборе космологии Паламы; пока заметим лишь, что архиепископ Солунский осведомлен о «материальной диаде» 317 , но его собственная космология кажется более созвучной платонизму... Античная составляющая византийского духовного богатства допускала различные интерпретации космоса, оставляя пространство выбора среди возможных альтернатив; а это способствовало повышению градуса натурфилософской рефлексии, пусть на первый взгляд и незначительному. Аналогично с Немезием о порядке элементов учил и Пселл 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Уст. ссыльн. изд. 1890 г., ст. 263, прим.; Общ. пол. о крестьянах, ст. 158). В новой редакции сих указов, как она изложена в 254 ст. Уст. о ссыльн. изд. 1890 г., сказано, что за осужденными к ссылке – не только с лишением всех прав, но и с лишением особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ – на житье в Сибирские или другие отдаленные губернии или с назначением в водворяемые рабочие, супруги, не участвовавшие в преступлении, могут или следовать, или не следовать в ссылку, по собственному их на то желанию. Мужа запрещается принимать в монашество при живой жене, если не пожелают постричься оба. IX. 347. Замужние иностранки не принимаются в русское подданство отдельно от мужей. IX. 1014. Муж не следует месту жительства жены своей, и если удаляется от жены, она вправе потребовать, чтобы он ее к себе принял и содержал бы ее 17 . По Своду Законов издания 1857 года, при ссылке в Сибирь с лишением прав жены мещанина или крестьянина, мужу дозволялось следовать за ней не иначе как по перечислении из общества, к которому принадлежал (ибо мужчина составляет в своем обществе податную ответственную единицу). Но в 1862 году постановлено, что мужья, не участвовавшие в преступлении, при всех родах ссылки и переселения их жен (следовательно, и при переселении без лишения прав) следуют за ними единственно по собственному на то желанию и не обязаны испрашивать увольнительных от общества свидетельств (см. Уст. о ссыльн. изд. 1890 г., ст. 257, 263). Буде ссыльная с лишением прав женщина, вступив, по сроке ссылки, в сословие государственных крестьян, выйдет замуж за вольного человека и сама не может выселиться из Сибири, то и мужа обязывают подпиской, чтобы не переселялся из Сибири; следовательно, в сем случае муж следует месту жительства по жене своей. Уст. о ссыльн., изд. 1890 г., ст. 414. Если оба супруга на каторге, то один из них, коему срок работ кончился раньше, должен проживать при остающемся до истечения его сроков. Муж обязан любить свою жену и доставлять ей пропитание и содержание по состоянию и возможности своей (Зак.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1014 Ученые также сомневаются в возможности покаяния царя Ассирии. С чего монарх такого уровня стал бы удостаивать вниманием чужестранца, представителя малого народа, проживающего на западных рубежах империи? Следует помнить, что древние культуры были суеверны, имели тенденцию к смешению различных религиозных систем, и легко поддавались влиянию естественных природных катаклизмов. Во времена правления Лшурдана III (773756) произошли некоторые события, которые могли вселить в людей сильное беспокойство и сделать их более открытыми к принятию вести «пророка». Например, 15 июня 763 года произошло полное солнечное затмение, примерно в то же произошло значительной силы землетрясение, на страну надвигались армии северных соседей, свирепствовали голод и эпидемии. Землетрясения и затмения считались особенно зловещими знамениями и предвестниками божественного гнева. 1015 Текст и автор Иона представлен как пророк и сын Амафии. Ничего более о нем в книге не сказано. Он, без сомнения тот же самый Иона, сын Амафии, о котором говорит 4 книга Царств (14:25), который пророчествовал, что Иеровоам II вновь расширит просторы Израильского царства до былых границ Империи Давида. Там же говорится, что Иона был из Гафхефера, деревни в пределах Заввулоновых (И. Нав.19:13 ), к западу от Галилейского моря и в нескольких милях к северу от новозаветного Назарета. Имя «Иона» означает «голубь», но оно, скорее всего, не привносит в эту историю дополнительного смысла. 1016 Из книги мы узнаем, что Ионой владели сильные аитисирийские настроения, что не удивительно, учитывая взаимоотношения между этими народами. Книга написана от третьего лица, но имя автора текста нам неизвестно. Поэтому дата написания книги остается невыясненной. 1017 Структура Большинство ученых согласны с тем, что книга Ионы представляет собой единое произведение. Она является связанным рассказом о случае из жизни пророка Ионы. Сомнения возникали только по отношению ко второй главе книги. Она написана в стихотворной форме, от первого лица, а расположение духа Ионы в этой главе отличается от его настроения в других главах, а потому предполагает присутствие в книге различных точек зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

4 . Израиль был избран ради великой цели. Богоизбранность предполагает высокую меру ответственности, а безответственность ведет к суду (3:2). Все деяния Божьи были направлены на то, чтобы обратить Свой народ к Себе, к тем целям, ради которых Он их избрал (глава 4), но эти попытки оказались неудачными («но вы не обратились ко Мне»). Избрание коренилось в завете, который Бог заключил с Израилем через Моисея на горе Синай. В этом смысле Амос не был новатором, как считают некоторые. Суд и наказание, о которых он проповедовал, были отголоском требований и бедствий, описанных в Пятикнижии, в особенности в книге Второзаконие. Забота Амоса о бедных отражает многие законы Второзакония (см. Втор.5:19, 15:411, 16:19, 24:7,1415 ). Второзаконие (4:2131) затрагивает многие темы из проповеди Амоса. Наказание, надвигающееся на Израиль, соответствует наказаниям, обещанным за нарушение завета, о которых написано в 28 главе Второзакония (см. особенно стихи 21,22,30,3940,48,62,64 и 29:27, 31:1718,21, 32:30). 5 . Грех – это, прежде всего, состояние сердца, которое ведет к гордыне, а потом и к мятежу против Бога. У Израиля было искаженное понятие о Боге и Его целях. Даже другие народы были виновны в грехах. Однако, они не знали Бога Израиля, и потому должны быть судимы на основании честности и справедливости в вопросах международных отношений (глава 1). Идолопоклонство вторглось в жизнь Израиля (2:8, 5:26, 18:14), и поклонение в Вефиле, Дане и Галгале подверглось осуждению (3:14, 4:45; 5:45, 7:1014, 8:14). Людям могло казаться, что их поклонение было вполне пристойным, но это было не так. Синкретизм, старая любовь Израиля, продолжала жить. Возможно, что люди уже не могли отличить правильное поклонение Богу и кажущиеся невинными религиозные практики, которые они унаследовали от других народов. Поэтому даже самое искреннее проявление поклонения было ненавистно Богу. 6 . Особое внимание уделялось духовному возрождению. Искать Бога следовало через ежедневное выполнение Его воли. Публичное поклонение было полезно, только если жизнь общества отражала желания Бога (5:46,2124).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010