В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Рубеж 40-50-х гг. XVI в. ознаменовался кратковременным возвышением А. и его близостью к Иоанну Грозному, увлеченному идеями гос. преобразований. Собираясь вынести на обсуждение Стоглавого Собора (1551) вопрос о секуляризации монастырских вотчин, царь и его окружение стремились опереться на нестяжателей. В 1550/51 г. епископом Рязанским был назначен архим. Юрьева новгородского мон-ря Кассиан, открытый противник иосифлян (см. Иосиф Волоцкий ). По царскому указу весной 1551 г. А. был рукоположен во иеромонаха и поставлен игуменом Троице-Сергиева мон-ря; старец долго отказывался от игуменства и согласился с крайней неохотой. Перед назначением с А. по приказу царя беседовал в Чудовом мон-ре протопоп Сильвестр , проверяя его благонадежность, тогда А. не был замечен ни в чем предосудительном. А. изложил взгляды нестяжателей в несохранившемся послании Иоанну IV «на Собор» 1551 г. А. был против землевладения мон-рей, но считал, что земли не следует отнимать силой, монахи сами должны отказаться от них. 2 мая на Соборе было принято постановление о вотчинах, ограничившее рост церковного землевладения. По «молебному словеси» А. Иоанн IV приказал перевести из тверской ссылки в Троицкий мон-рь прп. Максима Грека (2-я пол. 1551 или 1547-1548). Во время игуменства А. просил царя за своего товарища по Порфириевой пуст. прп. Феодорита. К этому времени игум. Феодорит был изгнан из основанного им Троицкого мон-ря монахами, не выдержавшими сурового устава, введенного преподобным. Феодорита вызвали в Москву и в нач. 1551 г. поставили архимандритом Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. Как и на Коле, архим. Феодорит стал вводить нестяжательный устав, по словам Курбского, заставляя жить суздальских монахов по «Книге о постничестве» свт. Василия Великого. Приблизительно в то же время А. писал Иоанну IV, что «святии отци уставляют жити» по «Книге о постничестве» Василия Великого, и советовал царю читать ее «со прилежанием всяким» (РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 1388, 1440). Нестяжатели видели в этом сочинении наилучшее руководство к совершенной иноческой жизни. Очевидно, не без влияния А. еретик Феодосий Косой , отвергавший всю святоотеческую лит-ру, признавал «Книгу о постничестве». В кон. 1551 г. А. самовольно оставил Троицкий мон-рь и возвратился в Порфириеву пуст. Причина ухода заключалась в противоречии между взглядами А. и жизнью одного из крупнейших мон-рей России. Близкие А. старцы объясняли его поступок именно так: «Его силно царь и государь на игуменьство взял… а он-де… видит, что душе его не в пользу игуменьство, и того ради игуменьство оставил, хочет себе внимати… и от своею руку питатись, пищею и одежею доволитися» (ААЭ. Т. 1. С. 249). Курбский сообщает, что А. пришлось оставить игуменство «многаго ради мятежу и любостяжательных… мнихов» (РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335).

http://pravenc.ru/text/76378.html

По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е., «от еретик пострадавшего Христа ради нашего учителя», была найдена в Чудовом мон-ре сразу после взятия Кремля в нояб. 1612 г. Ополченцы поклонились его гробу, «яко сподобися венценосец Христов быти во дни наша последняя» (БЛДР. Т. 14. С. 640). В правительственном наказе гонцу Д. Г. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г., Е. именуется «новым исповедником» и «блаженным» (СбРИО. СПб., 1913. Т. 142). Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. в письме Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх Московский и всея Руси) уподоблял Новгородского митрополита, мужественно противостоявшего бунтовщикам, Е.- «прежнему святителю и хвалы достойному новому исповеднику» (Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856; Письма русских государей. М., 1896. Т. 5). В 1652 г. мощи Е., оказавшиеся нетленными, были по инициативе патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом мон-ре в московский Успенский собор. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. углу собора, около места, где под медным шатром хранилась частица ризы Господней. К кон. XVII - нач. XVIII в. относится список «Сказания о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея России, новом исповеднике» (РГБ. Ф. 178. Муз. 364), где сообщается о том, что тело патриарха вынули «на верх земли цело, нетленно и благоухание испущающи и до днесь» ( Кедров. 1912. Прил. С. 110-111). В 1812 г., во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками, мощи Е. были выброшены из гроба, нетленные останки святителя были найдены на полу храма. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи были видимы нетленными. Патриарх Ермоген. " Петербургский листок " . 16 февр. 1912 г. Патриарх Ермоген. " Петербургский листок " . 16 февр. 1912 г. В Уставе церковных обрядов Успенского собора (ок. 1634) отмечено, что «после Фомины недели в понеделник против вторника дияк понахидный докладывается у патриаха о панахиде по новом исповеднике по Гермогене патриархе, как благословит понахиду петь, обедню служить в тот день или во ин».

http://pravenc.ru/text/190175.html

Чудов мон-рь. Фотография. 1883 г. Чудов мон-рь. Фотография. 1883 г. Собор был открыт 28 нояб. в государевой столовой палате. Первым на рассмотрение был поставлен вопрос о судьбе Патриарха Никона и Российского Патриаршего престола. Вызванный на Собор, Никон 29 нояб. заявил, что его ставили на Патриарший престол не эти Патриархи и сами они не живут в своих престольных городах, так что судить его не могут. Ранее Никон особо настаивал на том, что только К-польский Патриарх может судить его, т. к. именно он ставил его (в действительности поставление Никона в Патриарха совершилось рус. архиереями). Тем не менее суд уже начался. Митр. Макарий (Булгаков) насчитывает 8 заседаний, посвященных «делу Никона»: 3 предварительных (7, 18 и 28 нояб.), 4 судебных (30 нояб., 1, 3 и 5 дек.) и заключительное в Чудовом мон-ре, когда был объявлен приговор (12 дек.). На Соборе Никону были предъявлены обвинения: 1) в клевете на царя, к-рый, по утверждению Патриарха, нарушал церковные каноны и вмешивался в дела Церкви, а также в клевете на др. лиц; 2) в своевольном и незаконном оставлении Патриаршего престола и паствы; 3) в незаконнном извержении из сана Коломенского еп. Павла; 4) в следовании католич. обычаю, что выражалось в повелении Никона носить перед собой крест; 5) в незаконном устроении мон-рей за пределами Патриаршей области на землях, отнятых у мон-рей др. епархий. По решению Собора Никон был лишен Патриаршего и священного сана и сослан в Ферапонтов мон-рь. Основанные им мон-ри перешли под управление епархиальных архиереев. 14 янв. 1667 г. участники Собора должны были подписать подготовленный греками соборный акт о низложении Никона. Крутицкий митр. Павел и Рязанский архиеп. Иларион отказались подписать соборный приговор, не согласившись с содержавшимся в нем положением о приоритете светской власти над церковной. В ходе развернувшегося спора Павел и Иларион получили поддержку мн. рус. иерархов, представивших выписки из сочинений отцов Церкви о превосходстве священства над царством и оспаривавших аргументы противной стороны, к-рые выдвигал Паисий Лигарид. После длительных споров была выработана формула, выражающая принцип симфонии священства и царства: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх - в церковных, дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою вовек стройность церковного учреждения». Это положение было включено в приговор, к-рый подписали все члены Собора. Неподчинение рус. иерархов вост. Патриархам вызвало у последних крайнее раздражение. 24 янв. было принято решение о наложении епитимьи на Павла и Илариона, при этом отмечалось: если 4 Вселенских Патриарха принимают общее решение, оно не подлежит пересмотру.

http://pravenc.ru/text/149721.html

В нач. 2000-х гг. для музейной экспозиции обители была создана акварель «Труды преподобного Корнилия с сестрами при строительстве монастыря». В 2007 г. владимирские иконописцы под рук. Л. А. Оксаничева расписали стены сестринской трапезной на сюжеты Жития К. Наряду с традиц. парным изображением прп. Лукиана и К. на фоне Успенского мон-ря были выбраны композиции, связанные с историей мон-ря: игум. Иулитта с сестрами молит К. стать их наставником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение жить преподобному в Успенском монастыре; К. наставляет монахинь и трудится вместе с ними (напр., «Кроить и шить сам отец учаше»); К. молится коленопреклоненно за своих духовных чад. Сцены показаны на фоне пейзажей или внутри палат. К. написан в соответствии с более ранней иконографической традицией - в схимническом куколе, иногда в простой рясе, в нек-рых композициях - с посохом в руке. В стенописи, исполненной в иконописной манере, заметно влияние стилистики палехских мастеров. В 2006 г., к 15-летию открытия обители, мон. Амвросией и инокиней Леониллой (Бакунц) был разработан и выполнен житийный образ К. В среднике - поясной прямоличный образ благословляющего святого, в его левой руке - игуменский посох. Вокруг в традиц. порядке расположены 15 клейм: К. в Чудовом мон-ре принимает монашеский постриг; К. приходит во Флорищеву пуст.; труды святого; К. наставляет братию; К. из-за зависти игумена уходит в Лукианову пуст.; рукоположение К. во иерея; «демонское страхование» на пути К. из Лукиановой пуст. в Александровскую слободу; игум. Иулитта с сестрами молят К. стать духовником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение на переселение К. в александровскую жен. обитель; К. наставляет сестер; К. строит в обители кельи и ц. Сретения Господня; преставление К.; чудо исцеления Иоанна от мощей К. на праздник Св. Троицы; чудо возрождения мон-ря; обретение мощей К. В большинстве клейм верхнего ряда К. изображен в монашеском клобуке, после рукоположения - с непокрытой головой. Образ К. вошел в многофигурную композицию «Собор Александровских святых», где обычно представлен в 1-м ряду рядом с прп. Лукианом. Такие иконы нач. 2000-х гг. хранятся в собрании митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия), в алтаре Троицкого собора (владимирские иконописцы). Ок. 2010 г. мастер Оксаничев выполнил большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова» для местного ряда иконостаса Троицкого собора. Кроме того, святой изображается на совр. иконах «Собор Владимирских чудотворцев», созданных после канонизации К., напр. из Княгинина мон-ря во Владимире. Иконы различных изводов с изображением К. имеются также в Лукиановой пуст., в соборе Рождества Христова Александрова и др.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

В нач. июня 1570 г. в Москве К. возглавил хиротонию во епископа Суздальского Варлаама , игум. Стефанова Махрищского во имя Св. Троицы мон-ря . Поставление Варлаама, вероятно, связано с тем, что Махрищский мон-рь был взят в опричнину. 4 дек. 1571 г. К. «повелением» Иоанна IV совершил хиротонию Леонида , архимандрита московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря , в архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородский архиеп. Леонид был ставленником царя, отзывавшегося весьма одобрительно о порядках в Чудовом мон-ре (в качестве настоятеля Чудова мон-ря Леонид был преемником царского любимца Левкия, о к-ром Иоанн Грозный писал с похвалами в послании в Кириллов Белозерский мон-рь). В 1570 г. в Дерпте (Юрьеве), занятом русскими войсками в 1558 г. в ходе Ливонской войны, была учреждена православная Юрьево-Ливонская епархия , куда К. поставил еп. Корнилия. По желанию царя, стремившегося возвысить Вологодско-Пермскую епархию за счет вызвавшего недовольство монарха Новгорода, в 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли, расположенные вдоль рек Вага и Сев. Двина, а также Каргополь. В Вологде, одной из царских резиденций, по приказу царя в 1568 г. началось возведение каменного Софийского собора. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея на Москву в мае 1571 г., когда большая часть столицы была сожжена, митрополит укрылся в Успенском соборе: «И церкви каменые от жару росседалися, и люди в каменых церквах и в каменных погребех горели и задыхалися, едва где кто Божиим сохранением от смерти избыл. Митрополит же Кирил со освященным собором в те поры просидели в церкве Пречистые Богородицы в соборной» (ПСРЛ. Т. 13. С. 300). В том же году К. ходатайствовал перед царем за кн. И. Ф. Мстиславского, к-рый был обвинен в том, что «всей Русской земле изменил», наведя войска крымского хана (ДДГ. С. 476-477). 10 дек. 1571 г. К. послал грамоту в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в связи с началом военных действий со Швецией. Митрополит призвал братию творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны о даровании победы рус. воинству (ААЭ. Т. 1. С. 328. 283). В том же году одновременно с царем К. направил милостыню К-польскому патриарху Митрофану III - 100 р.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. В., выразив удовлетворение, что архиерей распространяет просвещение по примеру митр. Макария, обещал это сделать. Впосл. и Казанский архиерейский дом, и основанные в Казанском крае обители были наделены крупными земельными владениями (описаны в писцовых книгах Казанского у. 1565-1566 гг.). Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман (Садырев-Полев) , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. В. стал принимать меры для распространения Православия в Прибалтике. После взятия Нарвы в 1558 г. царь приказал «город освящати» архимандриту новгородского Юрьева монастыря и протопопу Софийского собора и поставить в нем храмы в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». К кон. 50-х гг. XVI в. следует отнести замысел создания «по царскому заказу» «Книги степенной царского родословия» - изложения русской истории в форме биографий правивших в Русской земле государей. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. принял постриг в Чудовом мон-ре с именем Афанасий и в 1564 г. стал митрополитом всея Руси. Неск. обителей в эти годы удостоились особых милостей со стороны царя. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. кн. Даниила Александровича . В мае 1561 г. был освящен построенный в мон-ре храм во имя Отцов семи Вселенских Соборов, мон-рь получил большие земельные владения. По приказу царя осенью 1556 г. был позолочен верх Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в янв. 1561 г. царь «по совету» митр. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Известны 2 поучения М.: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви» (публ.: Жмакин. 1881. Прил. С. 84-88). Первое из них почти дословно включено в состав 16-й гл. «Стоглава». Основная мысль поучений состоит в том, что если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения М. мог произнести после венчания на царство Иоанна IV в 1547 г. и до начала Стоглавого Собора в 1551 г. В 60-х гг. XVI в. подавляющее большинство книжников круга М. либо умерли, либо в связи со старостью отошли от дел. «Макариевский» период в истории древнерус. книжности закончился вскоре после смерти св. митрополита (см.: Усачев. Некоторые размышления. 2013). Лишь немногие книжники, вероятно, продолжали работать и в более поздний период. На рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. те, кто создавали Степенную книгу в Чудовом мон-ре, могли быть привлечены к составлению Лицевого летописного свода (см.: Усачев А. С. Митр. Афанасий и памятники рус. летописания сер.- 3-й четв. XVI в.//ЛиХ, 2011-2012. М.; СПб., 2012. С. 253-274). Архим. Макарий (Веретенников), А. А. Турилов Почитание Имя М. было внесено в монастырские синодики и кормовые книги Троице-Сергиевой лавры ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 240), Иосифова Волоколамского (КЦДР. 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 125-126), Кириллова Белозерского ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII вв. СПб., 2012. С. 312), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. монастырей, оно также указано в синодике московского Успенского собора и др. В 1564 г. Иоанн IV, возвратившись из похода, поклонился в московском Успенском соборе мощам Московских чудотворцев, в т. ч. «и новейшаго Макария митрополита» ( Тихомиров М. Н. Новый материал об Иване Грозном//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 255; Он же. Российское гос-во XV-XVII вв. М., 1973. С. 391). В житийной лит-ре XVI-XVII вв. нередко отмечалась добродетельная жизнь М. Бывш. соловецкий игум. сщмч. Филипп II (Колычев) , став во главе Русской Церкви, согласно Житию кон. XVI в., «благий сей нрав подражая... боголюбиваго Макария митрополита, усердно подшася последовати честным стопам его» ( Лобакова И. А. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. С. 215-216). В Житиях псковских святых М. характеризуется как «боголюбивый Макарий, чюдный муж», «боголюбивый митрополит Макарий, чюдный отец», «муж в добродетелех преизрядный», «якоже второй Златоуст, учением и правою верою въсиа в Руской земли сей Святейший Макарие и Духа Святаго исполненый чюдный муж» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 102; Т. 2. С. 154, 225, 371, 402).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010