Чтобы верующий не погиб В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. 25 сентября, 2010 В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. В неделю пред Воздвижением – Ин 3:13–17 (зач. 9): Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. В этом году, как мы помним, была самая ранняя Пасха , и все воскресные чтения из Евангелия от Матфея, положенные от праздника Пятидесятницы до Воздвижения Креста Господня , уже прочитаны. Но в нынешнее и в следующее воскресенье – в неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении – положены свои, особые чтения. О них и пойдет речь. В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. В этих нескольких строчках, буквально в соседних стихах, мы дважды встречаем такие слова: дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную . Для этого, говорит Спаситель, должно вознесену быть Сыну Человеческому , для этого Бог, возлюбив мир, отдал Сына Своего Единородного . Вот цель пришествия Спасителя на землю, вот – смысл Его земной жизни, Его крестной смерти и воскресения. Сын Божий, Сын Человеческий, по Его собственному свидетельству, – единственный, Кто взошел на небеса, т. е., по изъяснению епископа Михаила (Лузина), познал Отца . И именно Он сошел с небес, стал человеком и должен был претерпеть смерть на кресте , чтобы спасти от смерти уверовавших в Него.

http://pravmir.ru/chtoby-veruyushhij-ne-...

Крест – знамение победы, победы над диаволом и темными силами зла, «оружие мира, непобедимая победа», как воспевает Святая Церковь . «Вас, – пишет Колоссянам святой апостол Павел, – которые были мертвы во грехах… (Бог. – Прим. авт.) оживил вместе с Ним (Христом. – Прим. авт.), простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:13–15 ). И этому непобедимому оружию Божией силы, Кресту Господню, мы поклоняемся с радостью и любовью: «Днесь происходит Крест Господень, – поет Святая Церковь , – и вернии приемлют того желанием… Сего целуим радостию и страхом. Страхом – греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздившийся Христос Бог , имеяй велию милость» (праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне, на хвалитех»). Крест – Божественная сила любви и самопожертвования, которою зиждется мир и которая освящает все концы вселенной: «Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш» (праздник Воздвижения Креста, стихира на поклонение Кресту). Это – в порядке космическом. А в историческом и промыслительном – «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва» (светилен праздника Воздвижения Креста). Божественная сила крестная действовала извечно: само творение мира и человека невозможно было бы без неё. Крест начертан в самом телесном образе человека. В Ветхом Завете мы видим прообразы Креста в райском Древе Жизни, в благословении Иакова, в жезле Моисея и в простертых руках его во время битвы против Амалика, в медном змие и т.д. Но только на Голгофе, в добровольной Крестной смерти воплощенного Сына Божия полностью проявилась непостижимая и непобедимая сила любви Божией к человеку. Для нас, искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ), Крестная жертва Христа является началом новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О необходимости добровольного покорения Евангелию (Евангельское чтение) Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 15-уюпо Пятидесятнице (Евангельское чтение)   Ахиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование внеделю 15-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Ахиепископ Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Димитрий Ростовский.  В неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю по Воздвижении, и в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Евангельское чтение) Святитель Филарет Московский (Дpoздob). Бeceдa LV b неделю 15-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)       Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в 15-ую неделю по Пятидесятнице(Евангельское чтение) Мк.8:34 .   И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8:35 .   Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк.8:36 .   Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мк.8:37 .   Или какой выкуп даст человек за душу свою? Мк.8:38 .   Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Учение о самоотвержении (см.  Мф. 16:24–27). Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т.е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению  «ради Меня» (стих 35) прибавляет:  «и Евангелия».

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

К Ней христиане обращают свои бесчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира. Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь Любовь Божия к роду человеческому Слово в неделю пред воздвижением честного креста Христова Тако возлюби Бог мир яко и Сына Своего единородного дал естъ, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ) Братия мои, нынешнее воскресенье, называется сокращенно неделею перед Воздвижением, т. е. Воздвижением Честного Креста, и сегодня положено читать Евангелие о бесконечной любви Божией к погибающему миру или роду человеческому и о ниспослании ему Спасителя – Сына Божия единородного. Евангелие читается по-русски так: «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесено Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» 312 . – Здесь конец сегодняшнему Евангелию. Потолкуем его, с Божьею помощью, по разуму св. православной Церкви. Никто не восходил на небо, – говорит Господь, – как только сшедший с небес Сын человеческий, т. е. Иисус Христос, сущий на небесах. – Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое, праведное небо, на котором престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, прогневанным беззакониями, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому 313 . Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием царских врат на великой вечерни и на всенощной, и особенно на литургии – при открытии царских врат на малом и великом входе и при выносе св. Даров для причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? 24.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя перед Воздвижением Слово в Неделю пред Воздвижением Скоро Церковь снова поставит нас перед Крестом Христовым, чтобы укрепить нас. Чтобы мы не оглядывались назад, не роптали, не унывали, а научились любви Господней. В Неделю перед Воздвижением мы слышим слово Христово, возвещающее нам тайну Креста: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Христос сошел с небес, чтобы возвестить нам истину Божию. Чтобы принести на землю ту любовь Божию к человеку, которая была явлена в Совете. И вознести нас на небо этой любовью. Он пребывал с людьми и умер за них, и возвратился к Своей славе. И эта слава теперь принадлежит всем, поклоняющимся Его Кресту. Крест Христов открывает нам, что вся наша жизнь, земная и вечная, должна быть непрестанным благодарением Богу. Но как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? Крестом Своим Христос входит во все потоки нашей грязи и крови. Зло, присутствующее на всяком месте и во всякое время в мире, сконцентрировалось в Великую Пятницу в час тьмы на Иерусалимской Голгофе. Он взял на Себя все наше зло и стал грехом и клятвой за нас. Не это ли означало таинственное изображение медного змия в пустыне, о котором напоминает сегодня Христос? «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Люди Израиля устремлялись к непостижимой для них тайне спасения. Змей был вознесен, они смотрели на него, и их мысли обращались к Богу. И они получали исцеление силой Божией, доверяя Ему свою жизнь. Так было при явлении прообраза Креста Христова. Несравненно большее будет, когда откроется Сам Бог, сама распятая Божия любовь. Когда люди обратятся ко Христу и ко Кресту Его, и уверуют в Него, они обретут вечную жизнь. Он жизнью и смертью Своей заплатил, чтобы уверить нас в этом. Никто не может называться христианином, пока не уверует в это. Он — Единородный Сын Божий и Слово Божие — един с Богом Отцом, и Он — Сын Человеческий — точно так же един с нами. До смерти, и смерти крестной.

http://moral.ru/pered-vozdvizheniem/

Помолимся едиными устами и единым сердцем Духу Святому: Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны 214 . Аминь. Слово в неделю пред Воздвижением честного Креста Христова Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Нынешнее воскресенье, братия мои, называется сокращенно неделею пред воздвижением, т. е. воздвижением Честного Креста, и сегодня положено читать Евангелие о бесконечной любви Божией к погибающему миру или роду человеческому и о ниспослании ему Спасителя – Сына Божия – Единородного. Евангелие читается по-русски так: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах: и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 215 ». – Здесь конец сегодняшнему Евангелию. Протолкуем его, с Божией помощью, по разуму Св. православной Церкви. Никто не восходил на небо, говорит Господь, как только сшедший с небес Сын человеческий, т. е. Иисус Христос, сущий на небесах. – Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое, праведное небо, на котором престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, прогневанным беззакониями, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому 216 . Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, – ежедневно нам возвещается открытием царских врат на великой вечерни и на всенощной, и особенно на Литургии – при открытии царских врат на малом и великом входе при выносе Св. Даров для причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будем же и мы, братья и сестры мои, хранить в сердцах своих радость пресветлого и блаженного дня Рождества Пресвятой Богородицы. Приложим все усилия к тому, чтобы всегдашним хранением чистоты своего сердца стать достойными Ее любви и постоянного молитвенного предстательства за нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Которому с Его Безначальным Отцом и Пресвятым Духом слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. 1956 г. г. Алушта Слова в день Воздвижения Креста Господня Крест – похвала христиан Великий праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Известно, что он праздновался уже в V веке. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос. Равноапостольная Елена, мать первого христианского Императора Византии Константина Великого , отправилась в Иерусалим с целью найти этот Крест. Это была трудная задача, ибо Иерусалим после смерти Господа Иисуса Христа был дважды разрушен римлянами и весь лежал в развалинах. А на Голгофе, на месте казни Господа, римский император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Святая Царица Елена не знала, где начинать поиски, но Господь послал ей одного старого еврея, по имени Иуда, который указал, что Крест находится под капищем. Царица велела разрушить языческий храм, и под ним нашли три креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что мертвый, которого проносили мимо, был воскрешен, когда к нему приложили Крест. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к нему. И чтобы Крест был виден всем, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг его. Народ при этом воспевал: «Господи, помилуй!» Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятого Господа и спасение мира, надлежит вникнуть в христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой апостол Павел в первом Послании к коринфянам: Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» ( 1Кор. 1:18, 19 ). Это говорил еще пророк Исаия (см. Ис. 29:14 ). Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости ( 1Кор. 1:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

Зачало 125а. Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 Суббота после Воздвижения Прокимен и Аллилуия праздника. Зачало 125в. Неделя после Воздвижения Прокимен и Аллилуия праздника. Зачало 203. 16. Великомученицы Евфимии Всехвальной Прокимен праздника и великомученицы, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало рядовое и великомученицы, зачало 181. Аллилуия праздника и великомученицы, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б 20. Великомученика Евстафия Плакиды Прокимен праздника и великомученика, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало рядовое и великомученика, зачало 233. Аллилуия праздника и великомученика, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 21. Отдание Воздвижения Креста. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского Прокимен праздника и святителя, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителя, зачало 318а. Аллилуия праздника и святителя, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 23. Зачатие св. Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 210в. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 25. Преставление преподобного Сергия Радонежского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Как мы хорошо знаем, основание для православного почитания Креста, для поклонения ему содержится в Священном Писании Нового Завета. Так, о спасительном значении Креста Христова для верующих ясно свидетельствует апостол Павел: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ); Христос, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ); Христос смог нас примирить… с Богом посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:16 ); Бог посредством Своего Сына примирил с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:20 ); … Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых , – сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Тем самым апостол Павел ясно свидетельствует, что именно посредством Крестной Смерти Господа, Его Распятия оказалась низвергнута власть над человеком греха, были побеждены бесовские силы, людям же дарована сила спасающей Божественной благодати. При этом слово «крест» оказывается для апостола Павла вполне синонимичным самому Распятию, как событию Крестной Смерти Христа. Кроме того, посредством Креста произошло, по выражению апостола, наше примирение с Богом. Как же следует понимать это высказывание – примирение с Богом ? Как можно находиться в состоянии ссоры с Господом, а затем с Ним помириться? Мы понимаем: Сам Господь, конечно же, не враждует ни против кого. А вот мы с момента грехопадения Адама подлинно враждовали против нашего Создателя богопротивлением, грехами. И именно благодаря Кресту наконец-то на смену той нашей вражде против Творца приходит примирение , мир – как новое единение и духовный союз с Ним. Как говорит святитель Григорий Палама , «если бы не было силы Креста, никто никогда не смог бы примириться с Богом». Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания, и прежде всего учении апостола Павла об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви утверждали особую необходимость его почитания. Так, священномученик Игнатий Богоносец в «Послании к Ефесянам» пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа… Мой дух – в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». Крест Христов: от позора к славе, от скорби к празднеству

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010