Скачать epub pdf Суббота пред Воздвижением             Завтрашнее воскресенье называется Неделей пред Воздвижением. Потом будет Воздвижение, а потом еще – Неделя после Воздвижения. И получается, что Воздвижение Креста Господня мы празднуем больше двух недель. Так Святая Церковь печется о нас, чтобы мысль о кресте нас не устрашала, а, наоборот, подвигала мужественно совершать жизненный путь, или, как святые отцы говорили, земное странствование. Потому что все мы на земле странники, мы бываем здесь временно, очень недолго. В сегодняшнем Евангелии от Марка рассказывается, как воскресший Господь «явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили». Когда Христа распяли, ученики, конечно, горько плакали, потому что утрата была уж очень велика. Никогда еще они не видели такого прекрасного человека, и вот Его убили ни за что. Невинная смерть всегда нас ужасает, и это очень понятно. Но вот приходит Мария Магдалина, которую апостолы прекрасно знали, потому что она всегда с ними ходила и тоже была ученицей Спасителя. И она говорит: я была у гроба и видела воскресшего Иисуса, с Ним беседовала, и Он мне сказал, чтобы все мы шли в Галилею, там Он нас встретит. А они ей не верят. Почему смерти легче поверить, чем бессмертию? Ведь когда умирают наши близкие, душа наша плачет. Это говорит о том, что душа никак не может со смертью согласиться. И люди стараются даже о смерти не думать, боятся произносить это слово, говорят: если что случится. Человек хочет смерть совсем изгнать из своей жизни, хотя каждый знает, что он умрет. Это нежелание думать о самом главном моменте нашей жизни – переходе в вечность – связано с помраченностью нашей природы. Поэтому о таких важных вещах нам не хочется размышлять, а когда нам кто-то говорит истину, то, даже если мы умом с ней вроде соглашаемся, сердце наше в силу своей порочности отказывается в нее верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Христианская свобода и свобода «рабов тления» 23.09.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя перед Воздвижением Слово в Неделю пред Воздвижением Приближается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который возводит нас на небо и открывает нам лик Бога. Во время словопрений иудеев со Спасителем, Он произнес эти слова: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58). Это было великим соблазном для иудеев, и они сказали Ему: «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10, 33). Поистине, для них это был вызов — человек, выдающий себя за Бога. Этот соблазн — всегда тот же самый, хотя иногда его смысл в современном мире меняется. Мы помним слова псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1). Безумие безбожия не знает пределов. После революции 1917 года это безумие, кроме всего прочего, раскрылось в организованном Троцким так называемом «суде над Богом». Ныне одни христоненавистники, последователи Троцкого, «прельщая неутвержденные души» (2 Пет. 2, 14), в безумии своем говорят, что Бог кровожаден, Он Тот, Кому нужна смерть Его Сына, чтобы возвеличить Себя. Другие в не меньшем безумии, по-сатанински цитируя Писание, клевещут, будто люди в поисках убежища от бессилия перед злом и смертью придумали Христа, абсолютное послушание Которого дает безопасность Ему и Его последователям. А иные мудрецы, из того же племени, повторяют вслед за древними еретиками, что Христос не принял в полноте и до конца человеческого существования. Стоит ли упоминать здесь о тех, кто в ненависти ко Христу возводят хулу на Его святых, как, например, сегодня на святого страстотерпца царя Hukoлaя II, отмечая таким образом столетие сатанинской революции в России. Но как бы ни ухищрялся «отец лжи», Евангелие всегда восстанавливает чудесную и единственную истину. Оно показывает нам, что тайна жизни — в свободе. Разумеется, не в той свободе, которую обещают миру безумцы, «будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2, 19), а в Богом данной и Божественной свободе. Этот Бог, Которого обвиняют, — Бог, свободно отдающий Себя любовью, вольно обнажающий Себя от всего. Эта Божественная свобода — главное в тайне нашего спасения и нашего Спасителя. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6—7). Он свободен, и Он вольно решил придти в наш мир и смирить Себя до смерти на Кресте. Свобода Христа бесконечна. Она простирается до последних глубин зла, до последних глубин страдания, до последних глубин смерти. Нет ни малейших следов, что Сын был в чем-то умален Отцом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 16—17).

http://moral.ru/freedom/

Но мы знаем, что каждый человек имеет какие-то пристрастия по отношению к предметам тварного мира или к идеям, образам, созданным работой мысли и творчества. И эти пристрастия, привязанности или, напротив, неприязнь, враждебность становятся тем, без чего человек не может жить, что составляет как бы часть его самого, с чем он себя отождествляет, и отказ от этого – от этих пристрастий, страстей – равнозначен для него отказу от самого себя. Поэтому для того, чтобы человек мог сосредоточить внимание своего умного ока на Едином на потребу , на Божестве, от него требуется отрешение, отречение от всего им любимого в миру. От того, что у него стоит на месте Бога. Или, именно, – отречение от самого себя. Поэтому Господь и говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Это и есть – возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию. Ибо если мы оставим себе привязанность к чему-либо малейшему в этом мире, то не сможем всеми силами возлюбить Бога. Так, чтобы всецело возлюбить Бога для соединения с Ним, то есть для достижения Царства Небесного внутри нас, мы должны распять на своем кресте своего ветхого человека со всеми его страстьми и похотьми… Как нам стать богами по благодати (Ин. 10:34) В Евангельском чтении, посвященном предпразднству Воздвижения Креста Христова, Господь говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Что это значит? Моисей сделал медное изображение змия и поднял его высоко, чтобы всем было видно. И по его молитве, когда израильтяне, на которых в пустыне нападали змеи, взирали на это изображение, то им не вредил змеиный яд. Так же и Новый Израиль – христиане. Они тоже идут как бы по пустыне, ведомые Новым Вождем, Господом Иисусом, в обетованную Им Новую Землю под Новым Небом. И тоже ропщут, встречая на своем пути тесноту и скорбь, недостаток пищи и другие лишения. И тоже некий яд змииный угрожает их жизни. И они взирают на Распятие. Особенно именно в праздник Воздвижения, когда воздвизается Крест Господень. Чтобы всем было видно. Как во времена царицы Елены. И если при этом исполняют заповедь о любви к Богу всеми силами своего естества, для чего сами на своем кресте распинают свою плоть со страстьми и похотьми, чтобы ни к чему, что могло бы занять в сердце место Бога, не иметь ни малейшего пристрастия, тогда они внутренне соединяются с Распятым. И таким образом уподобляются Ему. То есть сами становятся богами по благодати, и им перестает вредить яд древнего змия, отравивший Адама и его потомков.

http://pravoslavie.ru/148440.html

Апостол Петр поучает: «Как послушныя дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем; но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет.1:14–16 . Лев.19:2 ). Вот это – один из способов единения Бога с падшим человеком: воплощение Сына Божия от Пречистой Девы Марии. А другой это распятие на кресте, о чем говорит о.Иоанн в день Воздвижения Креста Христова, или воспоминание воздвижения на крест Самого Христа Господа. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий», то есть Иисус Христос, «сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое небо, на котором – престол Господа Бога Вседержителя. А за грехи еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, Пречистая Жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом. Оно (примирение) сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи, Сына Божия. Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием Царских врат на великой вечерне и великом входе и при выносе Св. Даров для причащения. И смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели. Мучительнейшая, поноснейшая смерть на Кресте единородного Сына Божия! Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, Сопрестольного Ему, Богу Отцу, Собезначального, Соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. А все спасенные спаслись кровию и смертию Сына Божия, все оправданы Его благодатию (то есть даром – М. В.). Святые стали святы Его святостию, правдою; украсились Его нетленною красотою; все спасающиеся ныне спасаются только кровию Сына Божия, или водою и кровию, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ин.8:21–30 1Кор.1:26–29 В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор.1:25 ). И в подтверждение предлагает взглянуть на самих себя: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных»… А тут вдруг услышишь: «В наш храм ходит такой-то великий мира сего»! Или: «Я крестил такого-то знаменитого, богатого и значащего человека»! Или увидишь надпись: «В этом храме крестился такой-то великий поэт». И начинаешь понимать слова Господни: «Горе вам», «которые говорите: если кто поклянется жертвенником, то ничего [то есть может не исполнить клятву], если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен [то есть обязан исполнить]. Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:16–19 )? О ком Господь отзывался с похвалой? Кого Он Сам, еще при Своей земной жизни, как бы возлагал на жертвенник Своего Креста? Петра, который в лодке припал к Его ногам со словами: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). Сотника, который счел себя недостойным не только принять Господа в своем доме, но даже лично обратиться к Нему с просьбой. Хананеянку, которая желала лишь напитаться крохами со стола учеников. О каком богаче с похвалой отозвался Господь? О Закхее, который сам выразил готовность раздать почти все свое богатство. Как самых близких, Он отмечал тех, кто понимал, что своей персоной не только ничего не прибавляет к славе Иисуса, но даже и омрачает эту славу. Потому что истинный ученик познается так же, как истинный Учитель: «Когда вознесете [на Крест] Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я». А тем, кто уверен, что есть другой путь, Господь говорит: «Я отхожу, и будете искать Меня; и умрете во грехе вашем; куда Я иду, вы не можете прийти». Более всех достоин удивления сотник. Он был и жертвователем, и благотворителем; за него ходатайствовали иудейские старейшины. Много ли таких, как он, кто при действительной значимости сохранил бы и глубочайшее смирение? Благодетели Церкви или нечто значащие люди, как правило, уже не могут стоять со всеми в храме; они норовят быть или в алтаре, или, по крайней мере, на клиросе. Простому рыбаку или всеми презираемому грешнику легче ощущать, кто мы есть пред Богом. Потому-то «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». И если Апостол не боится напомнить коринфянам, что не много среди них мудрых, сильных и благородных, значит он не сомневается, что они обладают сокровищем веры, которое исключает чувство социальной ущербности, и ставит ни во что всякое социальное превосходство. О стыде. Неделя по Воздвижении

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Один архиерей даже сомневался в его святости из-за этой «бескрестности» пути о.Иоанна. И только будто бы в последние четыре-пять лет жизни он испытал открытые гонения в газетной печати, в слухах, в лице неразумных почитателей – «иоаннитов» и т. п. То – правда, что он открыто был гоним лишь в последние годы жизни. Но совершенно несправедливо, будто он не терпел креста в течение всей долгой жизни своей. Да это просто невозможно было уже потому, что крест был уделом Христа Спасителя; что крестное трудное житие есть и удел всякого христианина. Значит, если бы о.Иоанн был без крестов, он не был бы христианином; а если был христианином, то не мог обойтись без крестоношения. Одно с другим – связано неразрывно! Замечательный пример мы видим в Самом Христе и апостоле Петре. Только что последний назвал Христа «Сыном Бога Живого» и был за это похвален, ибо на этой вере в Божество Христово будет основана Церковь Его; как тотчас же получил резкий упрек от того же Христа. За что же? За то, что он дерзнул «отозвать Его» и начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» «Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф.16:15–22 ). А Христос, обратившись ко всем ученикам, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не от том, что Божие, но что человеческое» (23). Сатаною назвал исповедника Петра за то, что тот отговаривал Его от креста. А далее сказал ученикам, что и им придется нести крест свой: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (23). Так Христос утвердил крестоношение; а отречение креста, крестоборчество назвал «человеческим» делом; даже больше того – сатанинским; ибо за Петром стоял сатана. А если так, что совершенно несомненно, – как и сказал Господь, – крестоношение было необходимо и для Него – за всех нас, и каждому – за себя. Так было и с о.Иоанном. Но начнем с Христа Спасителя. В праздник Воздвижения Креста Христова вот что говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на освящении закладного камня в основание храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ереване 18 марта 2010 г. 11:29 18 марта 2010 г., в ходе официального визита в Республику Армения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит армянской столицы. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили освящение закладного камня нового православного храма в городе Ереване, при котором будет также находиться представительство Русской Православной Церкви в Армении. Это знаменательное событие, которого мы все долго ждали. Решение о строительстве русского православного храма в Ереване и армянского — в Москве было принято Предстоятелями двух наших Церквей — приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II  и Вашим Святейшеством. На сегодняшний день почти завершено возведение армянского храмового комплекса в Москве, и вот мы сегодня, по милости Божией, совершили освящение закладного камня и благословили начало строительства русского православного храма в Ереване. Знаменательно, что оба храма посвящены Воздвижению Честного и Животворящего Креста, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты — хачкары. «Господи, святый храм сей утверди даже до скончания века», — молится Церковь словами Литургии святителя Василия Великого. Дай Бог, чтобы в этом святом храме совершалась Бескровная Жертва, проповедовалось Слово Божие, а верующие получали в молитве ко Всевышнему отраду и утешение. Премудрый Соломон, построив Божий храм, просил Господа: « при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй » (3 Цар. 8:38-39).

http://patriarchia.ru/db/text/1116954.ht...

Свободно стало место у Креста, и сюда подошли преданные друзья Христовы; подошли и получили утешение в том, что привел их Господь быть свидетелями, как совершилось великое дело искупления человечества, как Спаситель наш, преклонь главу, предал Дух ( Ин. 19, 26–30 ). Вот и мы, дорогие, вчера и сегодня стоим у Креста Христова, лобызая пречистые язвы Божественного Страдальца. Приступаем как преданные чада и ученики Его; приступаем к Нему как открывшему нам Бога истинного, как засвидетельствовавшему Любовь Творца к человеку, как Победителю искусителя, сеющего рознь между людьми и плевелы сект, ересей и расколов на ниве Христовой. Но как приступить нам к Страдальцу Святейшему, нам – великим грешникам, ежедневно нарушающим Правду Божию? Не скажет ли Господь каждому из нас: «Не вем вас, отойдите от Меня, делающие беззакония!» Но да не смущается сердце ваше... Хотя мы и грешники, но грешники кающиеся, слезами омывающие грехи и беззакония наши. «Приходящего ко Мне не изжену вон», – говорит Господь! У Креста Христова место только покаянию, смиренному сознанию своего недостоинства пред Страдальцем Христом и слезам. Приступим же к пречистым язвам Спасителя с сердцем, исполненным смирения, раскаяния в наших грехах и беззакониях, с сердцем, исполненным благодарности за Его Любовь к человеку, Любовь к нам, запечатленную Им на Кресте. Приступим с обетом сохранить Ему верность в жизни нашей при любых условиях и обстоятельствах нашей жизни. И милость Его пребудет с вами, братия. Аминь. Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня Перед взором нашим св. Крест с изображением на нем Господа, Спасителя нашего. Мы невольно переносимся мыслью к Голгофе и видим, как из пречистых стоп, из рук и из чела Спасителя истекает Кровь. И невольно задаем себе вопрос: для чего страдал Христос? Зачем нужно было Творцу мира так смириться, так терпеть поругание и истязания, так страдать? Сам Господь дает нам ответ на первый вопрос. Он говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Посему «блаженны, которые сохраняют» Премудрость (18б.), LXX: κα τος περειδομνοις π´ ατν, ς π κριον, σφαλς, слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда». Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. Пс 124.1 ). Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф 11.19 ; Лк 11.49 ; 1Кор 1.24 ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч 3.11–18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста). Притч.3:19 .  Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Притч.3:20 .  Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Притч.3:21 .  Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, Притч.3:22 .  и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Притч.3:23 .  Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Притч.3:24 .  Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Притч.3:25 .  Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; Притч.3:26 .  потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью ( бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос страдал как Человек, но Его Божественное достоинство придало человеческим страданиям степень всеискупающей жертвы. Сектанты упрекают православных в почитании Креста. Им кажется, что нельзя почитать орудие смерти и страданий. В этом звучит инерция ветхозаветного ужаса перед Крестом. Для них смерть ассоциируется с поражением, но для нас Крест – это символ величайшей из побед, победы жизни над смертью и царством ада. Не смерть на Кресте победила Спасителя, а Христос через Крест победил смерть. Для нас Крест – это та единственная сила, которая соединяет землю с небом, перекинутый через бездну таинственный мост, по которому человек приближается к Божеству. Для нас Крест и Воскресение неразделимы. Перед крестными страданиями Господь сказал: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин. 13:31 ). Крест – Его слава, Крест – вечное сияние Его любви. По словам святого Иоанна Златоуста , «Крест не только спас людей, но и Ангелов приблизил к Богу». В прощальной беседе с учениками Господь произнес: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13:34 ). Без Голгофского Креста эта заповедь о жертвенной любви была бы нераскрытой и непонятной. Господь сказал: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ). Крест – это духовный меч, который разрушает постыдный мир с грехом, который отделит в вечности истинных христиан от мнимых. Тайну Распятого Бога не могли понять ни иудейский формализм, ни языческие аполлонизм и дионисийство, ни эллинская философия, ни римская культура, поэтому христианская Церковь сразу же стала гонимой. Крест – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ( 1Кор. 1:23 ). И теперь, в наше время, тайна «Распятой Любви» (выражение священномученика Игнатия Богоносца ) остается камнем преткновения для многих из тех, кто носит имя христиан. Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине (IV век) и возвращении его в Иерусалим при Ираклии (VII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010