Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон, новости 18.09.2011 12 сент совершается бдение великой святыне - Честному Поясу Богородицы. Это важнейший панигер монастыря Ватопед. 20 октября Пояс отправится в Россию и можно будет поклониться ему в течении 2 недель. 17.09.2011 Удивительно, но и сейчас в пещерах Афона живут многие подвижники! Монастыри зацементировали родники, стало мало дождей и изменился климат, высыхает лес. Жить все труднее и труднее. Тем не менее многие неприступные пещеры заселены, невзирая на все трудности аскеты молят Бога за весь мир. Начинаем публикации о пещерах Афона на нашем портале с этой уникальной фотографии. 14.09.2011 Антипросоп монастыря Дохиар старец Гавриил и старец Макарий посетили Киев. Они встретились с митроп. Владимиром прямо в пещерах Киевской Лавры. Было принято решение о приезде в Киев носимого чудотворного образа «Скоропослушница». 11.09.2011 Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения 02.09.2011 Монастырь Покрова Панагии в Сохо, метоха монастыря Дохиар, 7 сентября принимает носимый образ чудотворной иконы Скоропослушница. Как известно сама икона - это фреска написанная на стене трапезной монастыря Дохиар. А носимый образ - это чудотворная копи 28.08.2011 Это один из любимых святогорских праздников.... Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом. 23.08.2011 Фильм об истории России и афонском скиту св. Андрея. Очень красивые съемки, живые лица, история и культура переплелись в одной ленте... 12.08.2011 Богослужения на Афоне — это неусыпные многочасовые бдения каждую ночь. После полуночи — служба, с утра — послушание, и так — всю жизнь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&pid=47

В воспоминание этого апостолы имели обычай оставлять за трапезою праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб, говоря: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико имя Святой Троицы! Христос воскресе! " После же дня Вознесения Господня они произносили: " Велико имя Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам! " Так совершали этот обычай апостолы, пока Матерь Божия пребывала на земле. В третий же день после успения Богоматери, когда они, быв чудесно собраны все в одно место для погребения Ея, стали после трапезы совершать обычное возношение хлеба в честь Господа и только что сказали: " Велико имя... " - вдруг явилась на облаке Матерь Божия с ангелами и сказала: " Радуйтесь, Я с вами во все дни " . Ученики удивились такому чуду и вместо: " Господи Иисусе Христе... " , воззвали: " Пресвятая Богородица, помоги нам! " Потом пошли ко гробу, и, не найдя в нем пречистого тела Ее, убедились в Ее взятии с телом на небо. В воспоминание этого в монастырях обыкновенно и совершается при трапезе " чин о панагии " ; в Пасхальную седмицу этот чин получает свои изменения и является чином возвышения артоса. Для чего в день Пятидесятницы зелень и цветы в храмах и в руках верующих? Воспоминая событие сошествия Святого Духа на апостолов, мы имеем обычай украшать храмы Божий и свои дома зеленеющими травами и цветами. И мы сами стоим во храме Божием, имея в руках зеленеющие ветви деревьев и благоухающие цветы. И везде на улицах, площадях и в домах мы видим то же украшение цветами и древесными ветвями. Откуда ведется этот обычай? Неужели без основания установлен и соблюдается доселе этот обычай в нашей Церкви? Нет, без основания ничего не делается в нашей Православной Церкви. Если вдуматься и вникнуть глубже в этот благочестивый обычай, он имеет глубокий смысл и значение. Недаром установлен он издавна и ведется в нашей Церкви от глубокой древности, потому что в нашей Церкви нет такого обычая, который бы не имел никакого смысла и значения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Блестящему титулу московского патриарха соответствовал его двор, равно как и внешние отличия, ему присвоенные. Велик и блестящ был двор московского митрополита, устроившись по образцу великокняжеского; еще больше и пышнее был двор патриарха скопированный с царского. Здесь были разные чины и должности: бояре, окольничие, думные, стольники, тиуны, стряпчие, боярские дети, десятильники, дьяки, подьячие, приставы, свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, сторожа, иконописцы, мастера золотых и серебряных дел, кузнецы, столяры, резчики, певчие дьяки, книгописцы и др. Особенно велик был двор у патриархов Филарета и Никона. Богата и блестяща была также патриаршая ризница; особенно на Никоне облачения горели драгоценными камнями, золотом и т. п. Внешние отличия патриарха при богослужении, в одежде и т. д. – создавались постепенно; их определяли отчасти собор 1667 г. 34 и преимущественно собор 1675 г. 35 Патриаршее богослужение было особенно торжественно и величественно, причем даже унижено достоинство сослужащих ему архиереев. При соборном служении он облачался среди храма на амвоне, возвышенном 12 ступенями, архиереи же в алтаре (в жертвеннике); когда он садился на горнем месте, архиереи продолжали стоять; он причащал архиереев из своих рук, а они – архимандритов и иереев. Сослужащий патриарху митрополит (кроме новгородского) должен был, по постановлению собора 1675 г. снимать с груди крест, оставляя одну панагию: подобным образом при патриаршем служении запрещалось «жезловозносити» митрополитам, архиепископам и епископам, что делалось без патриаршего служения. Все это постановлено, как выражается собор, «да не купно равни будут, ниже сопрестольни патриарху, да не слияние некое и нераззнание лиц будет». В церковном ходе (крестном и др.) пред патриархом несли свечу, а во время путешествия предшествовал ему крест и последовал жезл. Богослужебные его облачения: саккос с позвонцами и с нашивною епитрахилью («предперсником»), украшенною золотом или жемчугом; стихарь, пояс, епитрахиль и поручи с гамматами, символизирующими собою потоки Христовой крови; омофор, епигонатий (наколенник), митра с крестом наверху и иногда с короною по опушке; жезл, украшенный змиями. Обычными одеждами служили: ряса с широкими рукавами, мантия бархатная зеленого или багряного цвета с золотыми и серебряными струями и со скрижалями («помата») вверху и внизу, – верхние с изображением крестов, херувимов, или Благовещения и т. п., нижние – с звонками; на голове белый клобук с нашивным крестом или с изображением херувимов и серафимов; на груди два енколпия (панагии) и крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

По окончании трапезы совершается само возвышение панагии следующим образом. Священник возглашает: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Братия поют: «Аминь. Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти; исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольствие имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем, с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение со Святым Духом, во веки. Аминь». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие; исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делам его». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Затем тот монах, который будет возносить просфору («келарь»), кланяется братии и говорит: «Благословите мя, отцы святии, простите ми грешному». Братия отвечают: «Бог простит ти и помилует тя» . После того этот монах берет крайними пальцами рук «Пречистую» и возвышает ее над иконой Святой Троицы, возглашая: «Велико Имя». Настоятель добавляет: «Святыя Троицы». Келарь же, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, творит просфорой образ Креста и возглашает: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Братия поют: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас». «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще: день бо и нощь молитися о нас. Тем воспевающе вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Затем оставшаяся часть просфоры разрезается на кусочки и раздается братии. После вкушения священник возглашает: «Во многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Братия: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В позднем искусстве появляются иконы, на которых монументальный образ И. З. сопровождают только 2 сцены из его Жития, расположенные в нижней части, - «Рождество» и «Перенесение мощей», как, напр., на иконе из ц. Владимирской иконы Божией Матери Иоанно-Златоустовского прихода в Коровниках в Ярославле (круг мастера Федора Игнатьева, кон. XVII - нач. XVIII в., ЯХМ). Композиция демонстрирует следование столичной, сформировавшейся под нек-рым влиянием европ. искусства традиции, когда крупная в рост фигура сопоставлена с уменьшенными многофигурными сюжетами; об этом же свидетельствуют др. детали (узорчатые ткани, натуралистичное воспроизведение элементов архиерейского облачения - панагии, шитой палицы, а также зданий европ. архитектуры). К позднему времени в искусстве правосл. греч. мира относится создание икон, предназначенных для празднования перенесения мощей. Композиции таких икон строились как ярусные изображения. На иконе XVII в. (Византийский музей, Афины) вверху находится поясное изображение И. З. в святительском саккосе с кругами, в омофоре, с Евангелием; под ним - изображение парусной галеры, перевозящей тело И. З. (с нимбом); надпись: Ο ΑΜΠΕΛΟΝΑΣ ΤΙΣ ΧΙΡΑΣ (виноградник вдовы) - напоминает эпизод Жития о винограднике вдовы, присвоенном императрицей. Изображение города и храма в условном ландшафте, который Х. Балтоянни отождествляет с местечком Команы, а храм - с ц. мч. Василиска (Λειμνια και καρβια. 1997. Κατ. 12. Σ. 38-39). Оба ряда исполнены на традиц. для икон золотом фоне и окружены изображением морских волн. Др. вариант композиции на ту же тему представлен на иконе того же времени и собрания (Ibid. Κατ. 22. Σ. 58-59). Изображения помещаются в 2 ярусах. В верхнем - шествие по морскому берегу К-польского патриарха Прокла, имп. Феодосия II, свиты, несущей саркофаг И. З. В нижней части в центре - интерьер к-польской ц. св. Апостолов с цветными мраморными колоннами, крестовыми сводами, большими арочными окнами; золотой саркофаг с телом святого, коленопреклоненные вельможи, император и императрица, внимающие патриарху, стоящему под киворием на возвышении. Изображение отличается более свободной живописной трактовкой воздушной среды, пейзажа, архитектуры, одежд и движений персонажей.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Невозможно было бы изложить все это неизменное и изменяемое в одной книге, потому что богослужение ежедневно изменяется в зависимости от празднуемых Церковью священных воспоминаний и памятей святых угодников Божиих. Поэтому в одних книгах излагаются неизменяемые части богослужения, а в других те, которые изменяются в зависимости от разных неподвижных и подвижных праздников. Книги, относящиеся к общественному богослужению, суть следующие: Служебник    Это книга, в которой излагаются неизменяемые части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные отделы, как: собрание отпустов, прокимны, месяцеслов, а в конце Известие учительное, в котором объясняется, как священнослужители должны поступать в разных недоуменных случаях богослужения. Чиновник архиерейского священнослужения    Это тот же Служебник, но назначенный для употребления архиереев, совершающих богослужение с указанием всех особенностей архиерейского служения. Кроме чинов трех литургий, он содержит чины поставлений в разные церковные степени и чин освящения Антиминсов. Часослов    Это книга, в которой содержатся неизменяемые части суточного богослужения, кроме литургии, для употребления чтецами и певцами на клиросе. В ней излагается чин Полунощницы, Утрени, часов первого, третьего, шестого и девятого, Вечерни и Повечерия великого и малого.    Название свое Часослов получил от изложения в нем чина часов. В Часослове имеется также дополнительная часть, в разных изданиях разного содержания. Обычно бывают молитвы утренние, читаемые перед полунощницей, чин возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице параклисис, составленный Феостириктом монахом, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, богородичны, которыми заключается пение тропарей и стихир. В Великом Часослове бывает также приложен Месяцеслов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Просфора «Пречистая» во время литургии поставляется на дискосе, или блюде возвышенном, подобно дискосу, на ем месте, за престолом. По окончании литургии иеромонах берет ее и несет впереди, за ним идут братия чинно по два, все в мантиях, и поют псалом 144: «Вознесу Тя, Боже мой». Окончивши псалом, начинают молитвы трапезы: «Отче наш», «Слава и ныпе», «Господи, помилуй», трижды, «Благослови». Иеромонах говорит: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Потом настоятель отделяет от принесенной просфоры две части, одну полагает на блюдо и разрезывает на мелкие частицы, которые обносятся для вкушения сидящей уже за столом всей братии. Часть, от которой вкушали, была отделена во имя Христово, а другая, отделенная в честь Божией Матери, полагается на дискосе, на приготовленном для сего месте, и по окончании трапезы совершают возвышение панагии по чину, установленному в Следованной Псалтири. По окончании трапезы, иеромонах ударяет в колокольчик три раза. Встав из за стола и прочитав молитвы и «Достойно есть», иеромонах, разрезавши на части просфору, обносит всю братию (Гефсиманский скит, иеросхимонаха Авеля. М. 1867 г., стр. 35). 1032 Иерей в молитве пред раздроблением артоса просит Господа, чтобы Он подобное тому благословению послал и тем, кто вкушает артос, именно: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, хлебе ангельский, хлебе живота вечного, сошедый с небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневного ради и спасительного воскресения, призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающий от него, телесного и душевного благословения и здравия сподобятся, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим .Отцем и Всссвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков» (Допол.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1351 См. Табель высокоторжественных и других дней, изд. от Св. Синода. Молебны по случаю событии в Императорской фамилии могут быть совершаемы и до получении Указа Си. Синода, вследствие требования гражданского начальства, когда последним получено будет извещение прежде; но в таких случаях гражданское начальство должно сообщить церковным причтам надлежаще засвидетельствованные копии с полученных им телеграмм. По получении потом указа Св. Синода об этом событии молебен не отправляется, если он был отправлен прежде. О затруднениях, могущих встретиться по поводу этого немедленно доводится до сведения Св. Синода (Указ Св. Синода 1867 г., 23-го февр.). 1352 Служба дней царских отправляется по храмовым главам. См. в Табели Св. Синода, изданной 1861 г., о службе 26-го февраля, 23-го апреля. 1353 Без канона совершаются молебные песни: 1) на Новый год, 2) при начатии учения отроков; 3) за императора и за люди, во время брани против супостатов; 4) о недужных, о многих или едином; 5) благодарственные, именно: а) о получении прощения и о всяком благодеянии Божии, б) в день Восшествия на престол государя императора, в) в день Рождества Христова; 6) при благословении: а) отправляющимся в путешествие, б) хотящим по водам плыть (Послед. молебные пения). Чин о возвышении панагии, егда хощет отъити на службу (Больш. Требн. гл. 95) и чин благословения пчел (Дополн. Требн.). 1354 Без чтения Евангелия совершается молитвенный: а) чин благословения водного судна ратного; б) чин освящения воинского знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань; в) чин благословения воинских оружий; г) чин благословити новый корабль, или лодию; д) чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды; е) чин благословения нового кладезя (Послед. молебн. пения). 1355 Но «Последование в мире», для которого указаны зачала Апостола и Евангелия в служебных Апостоле и Евангелии (в указателе чтений их, в конце) находится в Служебниках прежних Киевских изданий (напр., 1737 г., и изд. в Свято-Троицкой Ильинской Черниговской типографии 1763 г. См. Благопотребные прошения).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Писана на холсте, хорошего письма. Матерь Божия изображена во весь рост стоящею; на руках держит Младенца. На иконе риза шита по бархату жемчугом и убрана камнями, между коими есть и настоящие бриллианты. Занесена сюда одной русской монахиней из дворян Улитой, которая достигла глубокой старости – около 120 лет. Игуменья-гречанка, девяностолетняя старица, уважаемая за свое благочестие; под ее окормлением проживает 20-ть сестер и обитель по-видимому благоустроена. 6) Монастырь Большая Панагия находится неподалеку от Патриархии и храма Святого Гроба, против коптского хана (подворья). Этот монастырь есть также один из древнейших в Иерусалиме и составляя издавна собственность православных, служа приютом девиц и жен, посвятивших себя на служение Господу на месте Его страдания и славного воскресения. По сказанию нашего паломника Даниила, самое место, занимаемое этою обителью, ознаменовано воспоминанием священных событий, о чем он говорит так: «и есть же распятие Господне (Голгофа) и Гроб и вся святая места на удольнем месте; есть бо возгорье от запада над Гробом Господним и над Распятием. Место идеже плакася святая Богородица, то место есть на пригории том. На то место притече скоро святая Богородица, тщашебося текуще в след Христа. И прииде на место то святая Богородица и узре с горы тоя Сына своего распинаема на кресте, ужасеся вельми, и согнувся седе, печалию и рыданием одержима бяше. И ту сбыться пророчество Симеона, яко рече о святей Богородице прежде: се лежит на падение и на возстание многим во Израили; тебе же самой душу пройдет оружие, то-есть, егда узрит Сына своего распинаема. Ту стояху мнози на месте том друзи и знаемии издалече зряще: Мария Магдалина, Мария Иаковля и Соломия, те стояху вси, иже от Галилеи пришедше, со Иоанном, с Матерью Иисусовой и зряще издалеча, якоже пророк Давид глаголет о том: друзи же мои и ближнии мои прямо мне приближишася и ближнии мои отдалече мене сташа. А то место подалее от Распятия Христова, якоже полтараста сажен далее на запад от Распятия, а имя месту тому Спудия, еже протолкуется тщание Богородично. И есть на месте том монастырь во имя святыя Богородицы, а в нем церковь добра, создава клетцки, верх есть сперт». Коротко знакомый с топографией Святого Града не затруднится сказать, что это описание заключает в себе прямое указание на место, занимаемое ныне монастырем Большой Панагии (всесвятой, чем и упраздняется предание латин, которые приурочивают описанное событие к часовне, пристроенной к Голгофе, тогда как эта часовня, по древнему описанию, служит лишь указанием того возвышенного места или трона, где святая царица Елена производила суд над иудеями при изыскании святыни животворящего древа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В продолжение служения наместника архимандрита Антония число братии Лавры значительно увеличилось ищущими доброго монашеского руководства; благоустройство церковное, духовно-нравственное и хозяйственное возвышено; учреждены две больницы для своих и посторонних (в пример общеполезности которых можно представить, что в прошедшем 1855 году в лаврской больнице лечимы были 71 военнослужащий и заболевших на походе и трое пленных турок 32 ); заведено училище для бедных детей разного звания, училище иконописания и разные рукоделия, служащие братии к доброму провождению времени и к пользе; образовано общежительное отделение Лавры под именем Гефсиманского скита, при покровительстве Преподобного Сергия возрастающее с доброю надеждою. Все сие обязывает меня предстательствовать, чтобы по случаю совершения двадцатипятилетия служения наместника архимандрита Антония с отличным достоинством представлен он был во Всемилостивейшее Его Императорского Величества благоволение. За шесть лет перед сим он сопричислен к ордену Святого Владимира третьей степени. Были примеры, что наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Товия и симоновский архимандрит Герасим сопричислены были к сему ордену во второй степени. Или же другой соответственный достоинству род награды может состоять в благословении Святейшего Синода архимандриту Антонию: вместо наперсного креста употреблять панагию – по примеру донского архимандрита. Покорнейше прошу Ваше Величество предложить о сем Святейшему Синоду на его благорассмотрение и споспешествовать моему предстательству. Для чего и послужной список архимандрита Антония при сем прилагается. Март 16-го 1856 г.» (35). 4 сентября 1856 года обер-прокурор Святейшего Синода А.И. Карасевский сообщил архимандриту Антонию о передаче панагии (36, л. 4). Архимандрит Антоний «получил 18 сентября 1856 года, в память минувшей войны 1853–1856 годов, высочайше установленный на владимирской ленте бронзовый наперсный крест и 20 сентября – другой крест, пожалованный Ея Императорским Величеством государыней императрицей Марией Александровной в память пребывания Их Величеств в Лавре» (36, л. 3 об., 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010