Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЕРЕЯ [франц. galerie, от итал. galleria], один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христ. храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объемы. Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре - для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций ( нартекс , кладбище , придел и др.). Г. обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из ее стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые Г., без кровли. Наиболее ранними в христ. архитектуре являются Г., представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделенные от основного пространства колоннадами на уровне 2-го яруса; эти Г. ведут происхождение от дохрист. базилик (см. ст. Базилика ) и в свою очередь от греч. стои. Внутренние Г. 2-го яруса визант. и рус. храмов называют хорами , гиниконитами, матронеями, а средневек. европ. построек - эмпорами (от нем. empore - возвышение). Их назначение в служебно-литургическом строе до конца не выяснено; исследователи связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращенных, императора и императрицы. Г. этого типа были в плане прямоугольными (базилика св. Гроба Господня, 325-326, освящена в 336; ц. св. Апостолов в К-поле, 337), И-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в К-поле: св. Иоанна Студита, 463; Богородицы Халкопратийской, 450-460; св. Ирины (Мира), после 532; Св. Софии, 532-537), или круговыми (ц. святых Сергия и Вакха в К-поле, 527-536). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с Г. над ними (ц. св. Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560), к-рые сохраняли свое значение и в крестово-купольных храмах (ц. Св. Софии в Фессалонике, 1-я пол. VII в.). Иногда Г. размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (ц. Богородицы мон-ря Липса (Фенари-Иса-джами), 907; ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в К-поле, 1081-1087; ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028).

http://pravenc.ru/text/161519.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 21. Чин о Панагии и Артосе Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем изучать некоторые элементы богослужебной жизни светлой седмицы и не только. Сегодня начнем разговор об Артосе. Это слово переводится с греческого как «квасной хлеб». Он по окончании пасхальной Литургии освящается особой молитвой с окроплением св. водой и в продолжение всей светлой седмицы занимает в храме самое видное место — на солее пред образом Спасителя. Что эта традиция и с чем связна? Начало свое она берет от общих трапез Господа с учениками. В воспоминание их апостолы за своей трапезой завели обычай оставлять праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. И в этом отношении они, будучи иудеями по происхождению, не расходились с практикою своей нации. Дело в том, что у иудеев был обычай при совершении трапезы оставлять незанятым одно место для пророка Илии. Также для него откладывался кусок маццы (пресный хлеб) и кубок, из которого все пили в конце трапезы 1029 . Так вот Апостолы после своей трапезы с молитвою и благодарением возвышали хлеб Христов, говоря: «Велико имя Святой Троицы» и к этому добавляли еще — Христос воскресе или Господи Иисусе Христе, помогай нам. Так они совершали до успения Матери Божией. В третий же день после Ее успения, когда по обычаю апостолы стали возвышать хлеб, и как только сказали: «Велико имя Святой Троицы», вдруг явилась на облаке Матерь Божия с ангелами и сказала: «Радуйтесь. Я с вами во все дни». Ученики обрадовались и вместо: «Господи Иисусе Христе – возвали: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Сообразно этому преданию в древности совершался, а в некоторых монастырях и до сих пор совершается «Чин о Панагии» или чин о возвышении Панагии. «Панагия» (παναγα) в переводе означает «Всесвятая» или «Пресвятая». Как вы, знаете, так называют Богородицу! Это название прилагается к просфоре, из которой на Литургии изымается частица в честь Пресвятой Богородицы. Надо сказать, что из всех просфор Литургии Панагия является наиболее священной после той, из которой изымается святой Агнец и которую называют антидором! Антидор от Панагии отличается тем, что после Литургии антидор раздают в храме и вкушают до принятия пищи, а Богородичную просфору по окончании Литургии должны торжественно переносить из храма в трапезу, где ее и съедают по особому чину после трапезы.

http://azbyka.ru/video/21-chin-o-panagii...

Вопрос: В воскресные и праздничные дни после Литургии обычно монахи идут двумя колоннами. Идущий впереди что-то несет. В чем смысл этого действия? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): По окончании Божественной Литургии братия попарно исходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. В Уставе это называется Чин о панагии. Словом Панагия (греч. – Всесвятая) христиане с древности называют Божию Матерь. В совершаемом чине оно применяется к Богородничной просфоре, поскольку она символически представляет Царицу Небесную. Сосуд, в который помещается просфора, называется панагиаром. Чин этот содержится в Псалтири следованной (ч. 2 «О возвышении панагии»). Там же объясняется происхождение его. По древнему преданию, апостолы, после сошествия на них Святого Духа, собираясь на общую трапезу, оставляли за столом незанятое место для Иисуса Христа, полагая там хлеб. По окончании трапезы и после благодарственной молитвы они этот кусок (укрух) подымали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вел и ко имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». В пасхальные дни вместо двух последних возгласов произносили «Христос Воскресе». Даже разойдясь в разные страны на проповедь, они продолжали сохранять этот обычай. Когда по блаженном успении Божией Матери апостолы были чудесно собраны в Иерусалиме и совершили Ее погребение, в третий день они сидели вместе за трапезой. Когда во время возношения хлеба в память Христа, они произнесли: «Вел и ко имя…», то увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами. Она обещала пребыть с ними всегда. Обрадованные ученики Христовы от неожиданности воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Божественному Сыну Своему. Это предание получило письменное закрепление в августовской книге Четьи-Минеи (праздник Успения Пресвятой Богородицы).

http://pravoslavie.ru/7089.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, новости 18.09.2011 12 сент совершается бдение великой святыне - Честному Поясу Богородицы. Это важнейший панигер монастыря Ватопед. 20 октября Пояс отправится в Россию и можно будет поклониться ему в течении 2 недель. 17.09.2011 Удивительно, но и сейчас в пещерах Афона живут многие подвижники! Монастыри зацементировали родники, стало мало дождей и изменился климат, высыхает лес. Жить все труднее и труднее. Тем не менее многие неприступные пещеры заселены, невзирая на все трудности аскеты молят Бога за весь мир. Начинаем публикации о пещерах Афона на нашем портале с этой уникальной фотографии. 14.09.2011 Антипросоп монастыря Дохиар старец Гавриил и старец Макарий посетили Киев. Они встретились с митроп. Владимиром прямо в пещерах Киевской Лавры. Было принято решение о приезде в Киев носимого чудотворного образа «Скоропослушница». 11.09.2011 Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения 02.09.2011 Монастырь Покрова Панагии в Сохо, метоха монастыря Дохиар, 7 сентября принимает носимый образ чудотворной иконы Скоропослушница. Как известно сама икона - это фреска написанная на стене трапезной монастыря Дохиар. А носимый образ - это чудотворная копи 28.08.2011 Это один из любимых святогорских праздников.... Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом. 23.08.2011 Фильм об истории России и афонском скиту св. Андрея. Очень красивые съемки, живые лица, история и культура переплелись в одной ленте... 12.08.2011 Богослужения на Афоне — это неусыпные многочасовые бдения каждую ночь. После полуночи — служба, с утра — послушание, и так — всю жизнь.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=47

Приложение V. Правила относительно совершения братских празднеств и восстановления древних братских обычаев в Лубенском Спасо-Преображенском братстве 116 Ι. Открытие отделений Спасо-Преображенского братства. В открытии отделений братства и богослужения при этом бываемого участвует один из братчиков – учредителей, имеющий священный сан, или местный благочинный. В совершаемом при этом богослужении предоставляется распорядителю, по возможности, следовать порядку открытия Спасо-Преображенского братства в г. Лубнах 10-го декабря 1889 года. Во всяком случае, молитвословию должно предшествовать объявление в церкви пред прихожанами состоявшегося по этому предмету распоряжения Епархиальной власти. II. Богослужение в особые братские праздники. Общий характер богослужения в особые братские праздники имеет быть соответствен чину богослужения храмовых праздников, при следующих особенностях: а) на утреннем богослужении, после шестой песни канона, читается из пролога или синаксаря объяснение содержания праздника; б) пред литургией совершается братская панихида о преждепочивших отцех и братиях, с поминанием усопших братчиков местных (если таковые имеются); в) на литургии, во время сугубой ектении, присоединяется моление о местных братчиках живых; г) после литургии совершается крестный ход вокруг церкви, с преднесением братской иконы и молебным пением; в конце – после обычного многолетствия Государю Императору и Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Епархиальному Архиерею, возглашается многолетствие Спасо-Преображенскому братству; д) где уготована братская праздничная трапеза, совершается священником чин возвышения панагии 117 (после литургии); е) предстояние братчиков с возженными свечами соблюдается в общеустановленном порядке, изложение коего нижеследует. III. Порядок возжжения братских свечей и предстояния братчиков с возженными свечами на церковных богослужениях. а) пред братскою иконою возжигается особая братская свеча (ставник) на всех церковных богослужениях; Примечание 1. Этот ставник делается из жертвуемого братчиками воска в Дубенском монастыре, как и все братские свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Разделы портала «Азбука веры» Панагия (от греч. παναγα (панагиа) — всесвятая): – именование Богородицы в греческой традиции. В церковном лексиконе это слово стало нарицательным и имеет два значения: 1. Она же «энколпион» (от греч. κλπος (колпон) – живот, грудь, лоно) – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения . 2. Хлеб в честь Богородицы , обряд возвышения которого совершается на дневной трапезе в монастырях. 1. Панагия – атрибут архиерейского облачения В современной практике панагия — иконка овальной формы на цепи, которая носится на груди. На богослужении — поверх облачения; вне богослужения на официальных мероприятиях – поверх рясы. В русской традиции панагию носят только архиереи, и она является видимым признаком, позволяющим вне богослужения отличить архиерея от монашествующего священника. На панагии чаще всего изображена Богородица (отсюда и название «всесвятая» — одно из именований Богородицы), хотя также встречаются другие изображения (Христа или Святой Троицы). В греческой традиции панагию могут надевать игумены афонских монастырей по праздникам. Некоторые архиереи имеют право ношения двух панагий. Таким правом в  Русской Церкви обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, а главы митрополичьих округов, экзархатов и других крупных административных образований: Японской Автономной Церкви, Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Все перечисленные митрополиты могут носить вторую панагию только в пределах своей епархии. Кроме перечисленных лиц, имеющих вторую панагию как атрибут занимаемой кафедры, вторую панагию имеют те архиереи, которые в силу особых заслуг получают ее как богослужебную награду. 2. Панагия – монастырский хлеб, возвышаемый на дневной трапезе

http://azbyka.ru/panagiya

В Москве проходит юбилейная выставка иконописца Александра Соколова Москва, 5 октября 2009 г. «Художник милостью Божьей, иконописец первого ряда, из тех, кого мы называем именно иконописцами, а не просто ремесленниками», - в таких возвышенных выражениях представляла искусствовед, специалист по современной иконописи Ирина Языкова художника Александра Соколова. Выставка его икон открылась 1 октября в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу в день 50-летия иконописца, сообщает Благовест-инфо . Александр Соколов, профессиональный художник, написал свою первую икону в 1980 г. С тех пор он расписал не один храм, написал множество икон, работал не только в России, но и в Японии, США, Италии. Многим известна написанная им в 1992 г. для Серпуховского Высоцкого монастыря икона «Неупиваемая Чаша», которая почитается как чудотворная. Представить иконописца на выставке трудно – большинство его работ находится в храмах. В экспозиции в ЦДХ выставлены несколько икон А. Соколова, фрагменты мозаик, эскизы фресок, фотографии фрескового ансамбля в Мытищах, а также выполненные им предметы церковного прикладного искусства: панагии, кресты и т.д. Особенностью этой иконописной выставки является то, что церковная живопись соседствует с яркими пейзажными полотнами – вместе с мужем свои работы представила известная художница Мария Вешняк. Художники назвали выставку символически – «Единое». Александр Соколов – один из тех немногих художников, который является не просто блестящим и высоким профессионалом, но дарит нам откровение, возможность общаться с миром горним», - сказала, открывая выставку, Ирина Языкова – автор текста в юбилейном альбоме работ А. Соколова. По словам искусствоведа, для создания икон недостаточно быть только хорошим художником и благочестивым христианином, надо иметь особое благословение. Она рассказала о духовном отце семьи Соколовых – ныне покойном о. Анатолии Яковине, настоятеле церкви св. Параскевы Пятницы в селе Пятница Владимирской области, который был настоящим подвижником, страстным любителем церковного искусства, собирателем икон. О. Анатолий благословил своего духовного сына на служение иконописца.

http://pravoslavie.ru/32146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТОС [греч.ρτος — хлеб], в визант. обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы. Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре Происхождение чина об А. (чина возвышения А. за пасхальными трапезами) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Пресв. Богородицы за трапезами в течение всего остального года). Первое известное упоминание об А. содержится в Евергетидском Типиконе (1-я пол. XII в.): в описании трапезы после литургии 1-го дня Пасхи здесь сказано: «Идуще же в трапезу, поем «Христос воскресе» трижды и более ничего, ибо псалом не глаголем. По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [ρτος], говоря: «Христос воскресе», и это же говорим и мы, восстав [от трапезы]. Также: «Слава: И ныне:», «Аще и во гроб», «Господи, помилуй» 15 раз и отпуст. И такой чин во всем, как сказано, сохраняется во всю эту седмицу» ( Дмитриевский. Т. 1. С. 559). В описании трапезы последнего дня Светлой седмицы — субботы — сказано: «В этот день, прежде чем сядут братия, иерей раздробляет хлебы (ρτος), а трапезарий раздает всем братиям» (Ibid. P. 565). С приведенными статьями Евергетидского Типикона сходны указания одного из памятников Иерусалимского устава — Типикона Paris. Coislin. 402, XIII в. ( Дмитриевский. Т. 3. С. 127). Особая молитва на раздробление А. существовала уже в XII в. (Евхологий Sin. gr. 973. Fol. 117v, 1153 г.; согласно этому Евхологию, А. раздробляются после литургии Антипасхи ; в том же веке на Руси свт. Кирилл Туровский дает объяснение символического значения А. в слове на тот же праздник: «по Пасце, похваление Въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр Господних» (Творения. К., 1880. С. 14), ее содержание: «Подателю всяческих, Христе Боже наш... воскресый из мертвых... благословивый пять хлебов (ρτος) и пять тысящ насытивый, Сам и ныне, Владыко, благослови и сии хлебы (ρτος)... и не остави нас во вся дни жизни нашея...» ( Дмитриевский. Т. 2. С. 124).

http://pravenc.ru/text/392501.html

В конце Служебника находится «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения. Кроме рассмотренного Служебника, есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого и Преждеосвященных Даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейских служениях. Поскольку же за литургией, которую совершает архиерей, бывают посвящения в разные церковные степени, например во чтеца, диакона, священника, и поскольку архиерею принадлежит право освящения антиминсов, то в архиерейский Служебник внесены чины таких посвящений и освящения антиминсов. Архиерейский Служебник, как содержащий эти чины, не излагающиеся в других богослужебных книгах, и называется Чиновником (в просторечии с другим ударением: Чиновник). Часослов. Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом,– это полунощница, часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, с междочасиями их, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга эта и получила свое название. По различию дней праздничных, постных и т. д. службы бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава. Например, есть полунощница вседневная, субботняя и недельная (воскресная). Кроме утрени вседневной, есть особая, пасхальная. Помимо трипсалмных вседневных часов есть особые часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий пяток и в Пасху. Есть вечерня великая и малая, повечерие великое и малое. В Часослове есть дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, присоединяемые к службам суточного круга. Это утренние молитвы, так как они должны читаться после полунощницы; последование возвышения панагии (с греч. – «всесвятая»; хлеб в честь Божией Матери); благословение трáпезы; канон Богородице монаха Феостирикта, который положено читать в храме после великого повечерия; молитвы на сон грядущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии — обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.) Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе — в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-uspe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010