Во время трапезы панагия поставляется на аналое впереди столов под иконами. По окончании трапезы ее не просто съедают, а сначала возвышают (поднимают) над иконами с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице. Прихожанка. И в чем смысл всего этого? Пресвитер. Живо представить присутствие за трапезой Воскресшего Бога и Пресвятой Богородицы. Подтверждается это древним преданием, согласно которому апостолы, собранные чудесно к преставлению Божией Матери и совершивши Ее погребение, сидя за поминальной трапезой, по обычаю стали возвышать хлеб в память Христа, произнося соответствующие слова, вдруг увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, обещающую пребыть с ними всегда, и невольно воскликнули «Пресвятая Богородице, помогай нам». С тех пор возвышение хлеба в память о Ней и о Сыне Ее сохранялось в Восточной Церкви многие столетия. Вывод: как чин о панагии, так и чин об артосе по сути один и тот же. Кстати, в древнерусских книгах чин об артосе так и назывался: «Чин о панагии, бываемый в монастырех на Святую Пасху и чрез всю Светлую седмицу». Прихожанка. Но артос же не уносят в трапезную как панагию и не съедают, а обносят его крестным ходом вокруг храма! Пресвитер. Это приходская практика, имитирующая монастырскую, согласно которой артос после Литургии торжественно несут в трапезу с иконой Воскресения Христова при пении «Христос Воскресе». По окончании трапезы с соответствующими обрядами его возвышают, как и панагию, «обоима рукама, треми персты», со словами: «Христос воскресе»! Затем, совершив положенные молитвы, поклонения и целования, артос возвращается обратно в храм на прежнее место. Так делают до Светлой Субботы, когда уже в последний раз артос относят в трапезную и до начала трапезы со всеми вышеописанными обрядами потребляют. Прихожанка. Конечно, если делать так, как вы рассказываете, тогда совершенно естественным будет вкушение пасхального хлеба в конце пасхальной седмицы и если бы прихожане могли участвовать в подобных церемониях, то у них наверняка не было бы никаких суеверий насчет артоса! Пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Сущность «Чина о панагии» заключается в возношении особой просфоры, которая именуется «Пречистая» (в честь Божией Матери). Во время литургии эта просфора поставляется на дискосе (или на возвышенном блюде, подобном дискосу) на горнем месте. По отпусте литургии настоятель (или чередной священник) берет просфору и несет ее в трапезную. За настоятелем чинно идут все остальные монахи (по двое), при этом поют 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой…». По окончании псалма поют молитву трапезы: «Отче наш…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник благословляет трапезу: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно и во веки веков». Братия поют: «Аминь». После этого настоятель делит принесенную просфору на две части. Одну из этих частей он полагает на блюдо и разрезает на мелкие частицы, которые обносятся для вкушения сидящей уже за столом всей братии. Эта часть, от которой вкушали, была отделена во имя Христа; другая же часть, отделенная в честь Божией Матери, полагается на дискосе, на приготовленном для этого месте. По окончании трапезы совершается само возвыше­ние панагии следующим образом. Священник возглашает: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Братия поют: «Аминь. Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти; исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем, с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение со Святым Духом, во веки. Аминь». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие; исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делам его». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Затем тот монах, который будет возносить просфору (келарь), кланяется братии и говорит: «Благословите мя, отцы святии, простите ми грешному».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

д.; вместо «Милостив и щедр» пс. 121, Трисвятое и т. д. (л. (50) 99 об. – 100). 2834 Обычай возвышения панагии на литургии не чужд был и славянским Церквам. Так, в одном славянском чине архиерейской литургии по рукописи XVII в. после «Изрядно» и указания на поминовение живых и умерших есть замечание: «потом возвышает панагию, сиречь ипсома («возвышение»), аще хощет в помощь душа (-и) и телесе; бывает же сице: вземь архиерей часть просфоры крайми двоих перстов обею руку творит крест с нею верх Пречистых Тайн святыя чаши и Святаго дискоса, глаголя сице: Велико имя Святыя Троицы, Пресвятая Богородице помогай рабу Твоему благоверному царю нашему Алексею и избави и от всякаго обстояния, сподоби его и деснаго предстояния Сына и Бога Твоего; тако творит и в прочих именах, елико хощет: и хранят ю в пользу всякия нужды и немощи» (Ркп. Моск. Синод. библ. 670/368, л. 47. Невоструев К. , Горский И., прот. Описание славянск. рукописей Моск. Син. библ. М., 1869, III, 107). 2835 Симеон Солунский . О бож. мол., гл. 322–324. Марк, митр. Ефесский. Изъяснение церковного последования о панагии//Писания свв. отцов и учит. церкви, относ. к истолк. правосл. богосл.: в 3 т. СПб., 1856–1857. Т. 2, 510–517; Т. 3, 274–276. 2836 А отдых этот описывается так. После литургии патриарх идет в свою келью, а за ним идут «власти (духовенство) служащия и неслужащия и иноцы, и мирские попы и мирские люди, и кто случится от частных людей»; в келье патриарх садится, и с ним все; «потом патриарх выпьет сам кубочек скляничной вина винограднаго, якож и наше хлебное, по их языку раки, потом и прочим подносят диакони; и тако по праздникам, или суббота и неделя; и братия вся вшед на погреб и пьют там по чаши того же вина из винограду выжжанаго». 2837 Арсений Суханов. Проскинитарий, гл. 46//Правосл. Палестинский Сборник. СПб., 1889, VII, III, 279–289. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Еще в 1731 году иеросхимонах Иоанн выбрал себе преемника, ближайшего ученика своего – Дорофея, в миру Димитрия, которого жестоко избили разбойники при нападении на Саровскую пустынь. Он был родом из Кадомского уезда и также духовного звания. По имеющимся документам значится, что он пришел в пустынь в 1705 году и пострижен в монашество через три года. Отец Дорофей был в послушании у первоначальника и пережил с ним все скорби и труды. Подражая примеру учителя, он служил для всех образом смирения и ходил с братией на покосы и рыбные ловли. Вся жизнь его была полна трогательных примеров терпения, милосердия, благочестия, ревности к славе Божией и пламенной любви к Богу. Как свидетельствовали современники его, о. Дорофей учил всех своим благоразумием, твердостью характера, бескорыстием и утверждал между ними порядок общежития примерной жизнью, трудолюбием, послушанием и братолюбием. Слух о его святой жизни все более и более собирал к нему искавших безмолвного жития. Наставления этого опытного старца были необыкновенно мудры и полезны. При нем окончательно утвердился устав о панагии, принятый первоначальником Иоанном согласно с чиноположением древних обителей. Поэтому монахи ходят, по отпусте божественной литургии, в трапезу, неся впереди настоятеля пречистую просфору, находящуюся во время службы на горнем месте, за престолом. За просфорой и настоятелем братия идут чинно, по два, все в мантиях, и поют 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой». Окончив псалом, читают трапезные молитвы, и настоятель глаголет: «Христе Боже! Благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом настоятель отделяет две части от просфоры, полагая их на блюдо, и одну, отделенную во имя Христово, разрезает на мелкие частицы, которые и обносят сидящей уже за столом всей братии для вкушения. Другая, отделенная в честь Божией Матери, полагается на панагиаре, на приготовленном для сего месте, и по окончании трапезы совершают возвышение панагии по чину, установленному в Следованной Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

По положению в службе и муз. оформлению литургийное пение «Д. е.» заметно выделяется среди проч. случаев употребления песнопения, однако включение его в чин Божественной литургии произошло значительно позднее включения «Д. е.» в состав утрени и ряда др. служб - лишь к XVI в. окончательно сформировалась традиция пения «Д. е.» и задостойников в соответствующем месте анафоры (см.: Taft. 1991. P. 118). Даже в Диатаксисе К-польского патриарха Филофея Коккина, кодифицирующем афонские богослужебные традиции XIV в. и отражающем окончательную стадию развития визант. чина Божественной литургии, «Д. е.» в чине отсутствует, в соответствующем месте анафоры хору предписывается петь богородичен: Ως ληθς ξιον κα δκαιν στι τ δοξζειν (Яко воистину достойно и праведно славити...), а священнику - читать: Χαρε κεχαριτομνη (Радуйся, Благодатная...) (см.: Goar. Euchologion. P. 93). Как показала Г. Винклер ( Winkler. 1970. P. 323-336; eadem. 1971. P. 351-354), появление богородичного песнопения в составе intercessio анафор к-польских литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста было связано с влиянием палестинской и александрийской традиций. Первоначально это песнопение (в рукописях указываются различные конкретные тексты; чаще всего - Χαρε κεχαριτομνη (Радуйся, благодатная...- Лк 1. 28b, c) или «Богородице Дево, радуйся» ) читалось священником тайно и до возгласа  , со временем оно переместилось на место после возгласа и стало петься хором. К XVI в. сформировалась совр. практика, когда литургийное «Д. е.» или задостойник поются вместо древних диаконских диптихов усопших, от к-рых в совр. чине сохранились лишь диаконское каждение во время этого раздела анафоры и напоминание в Служебнике о негласном поминовении диаконом тех, кого он желает; диптихи живых доныне сохраняются при архиерейском богослужении (см.: Taft. 1991. P. 118-119). В других случаях. По аналогии с литургией «Д. е.» поется в чине о панагии - после священнодействия возвышения панагии и тропаря             (Часослов. С. 131). В нек-рых службах «Д. е.» предваряет отпуст (вероятно, по аналогии с использованием песнопения «Честнейшую херувим» в качестве одного из заключительных молитвословий) - на изобразительных и на великопостной седмичной вечерне (кроме праздников и случаев совершения литургии Преждеосвященных Даров). В том же качестве «Д. е.» используется при чтении принятых ныне в РПЦ келейных вечернем и утреннем правилах. В старообрядческой традиции «Д. е.» входит в т. н. семипоклонный начал и читается перед заключительными молитвословиями (Молитвенник. М.: Изд. старообр. митрополии, 2001. С. 22). Вероятно, как завершающую молитву это песнопение или задостойник исполняют в чине встречи архиерея - пение «Д. е.», возможно, является здесь следом дониконовской практики, когда шествие архиерея в храм сопровождалось соответствующими молитвами и завершалось отпустом при входе в церковь (см. также ст. Входные молитвы ).

http://pravenc.ru/text/180367.html

В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Он приносится в алтарь к иерею по совершении Божественной литургии, по заамвонной молитве. Диакон произносит: «Господу помолимся», а клир: «Господи, помилуй». И священник читает молитву, в которой просить благословить и освятить артос, а приносящих и лобызающих его и вкушающих от него – сотворить причастниками небесного благословения. После молитвы иерей кропит артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь,» (Дополн. Требн.). Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналогии нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня (Тип., послед. Пасхи). В приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят, обыкновенно, и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени (Тип., послед. понед. Светлой седмицы, утро). Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии. В монастырях после литургии бывает шествие в трапезу с иконой Воскресения Христова, с артосом, лампадой или двумя, при звоне во все колокола, и пении (вместо псалма «Вознесу Тя, Боже», который поется в Чине о панагии): «Христос воскресе». После трапезы (стола) бывает возношение артоса, подобно тому, какое бывает с частью хлеба, называемою «панагиею» 1031 . При возвышении артоса, вместо слов: «Велико имя Святой Троицы», какие говорятся при возношении панагии, келарь говорит: «Христос воскресе», однажды; все же отвечают: «Воистинну воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит. «Покланяемся Его тридневному воскресению» – и полагает артос на панагиар. Затем все целуют артос, и он относится, с песнопением 9-й песни канона Пасхи, в храм прежним порядком. Артос раздробляется в субботу после литургии. В Дополнительном Требнике сказано, что после литургии, по принесении артоса в трапезу (сн. Тип., послед. артоса), после пения триада: «Христос Воскресе», с поклонением, и по прочтении: «Отче наш», и по благословении обычным образом трапезы, диакон говорит: «Господу помолимся». Братия поют: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву, в которой просит, чтобы все, вкушающие артос, телесного π душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа 1032 . В монастырях келарь, раздробив хлеб, возносимый во всей седмице, раздает братиям прежде обычного их ядения, и тако потребляют его (Тип., послед. субботы Светлой седмицы). Но, сказано в Дополнительном Требнике, иерей может раздробить его и на литургии по заамвонной молитве и раздавать вербующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого либо суеверия (Указ 1723 г., июня 15-го).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Затем следует чин о Панагии, как он описан в типиконе. По возвышении Панагии (части Богородичной просфоры) ее разделяют надвое: «едину на одесную обносит трапезарь, другую же ошуюю подьтрапезарий… за ними же последует и кадяй, такожде в мантии» и с кациею. Братия отщипывает кусочек от просфоры и, подержав крестообразно над фимиамом, вкушает. По прочтении благодарственных молитв первым из трапезы выходит епископ и встает справа от дверей, подняв правую руку с именословно сложенными перстами. Слева от дверей трапезарь и повар, «припадшы ниц до землы, прощение от братий просят». Братия выходит по двое, кланяется в дверях архиерею и следует в собор, где служится краткая лития. В конце ее игумен-гость обычно слагает с себя игуменские регалии и возвращает их настоятелю данной обители. Праздничная программа была бы неполной без традиционного угощения в «синодике» сразу после окончания литии. Поскольку большинство гостей покидают к полудню празднующий монастырь, прощальное собрание в торжественных приемных покоях не только позволяет им подкрепить силы перед дорогой чашечкой крепкого кофе, но и отведать, как говорят в России, «на посошок» афонской ракии. Такие собрания являются для святогорцев чем-то вроде клубных встреч: невзирая на усталость, они живо обсуждают прошедшее бдение, пение клирошан, делятся новостями из афонской жизни. Здесь же, за угощением, принято принимать поздравления с праздником от представителей светских властей. К сожалению, в последнее время настоятели некоторых монастырей прямо во время трапезы предоставляют слово губернатору или другим чиновникам из греческой администрации. Такое нововведение оспаривает большинство афонитов, которые справедливо полагают, что трапеза — место по-своему священное и не предназначено для мирских приветствий. Проводы гостей и архиерея выглядят не так торжественно, как встреча, но настоятель с частью братии провожает их до самых ворот обители. На прощанье в некоторых обителях всем паломникам дают «благословение» — в фирменном конверте книги или открытки с видами монастыря, изображениями икон и других святынь.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

в начале утренних и вечерних молитв), служащее и знаком ко вставанию от трапезы. «И воставше глаголят (произносят все вместе): «Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея…»» – молитва Богу Отцу, прославляющая Бога за питание нас и всей твари и просящая радости, довольства во всем и преизобилия в добродетели (полностью в Псалтири следованной в чине о панагии) и «Слава Тебе Господи, слава Тебе Святый, слава Тебе Царю», – другая молитва Св. Троице, прославляющая за дарование нам брашен в веселие и просящая исполнить нас Духа Святого для непостыдности на Страшном Суде (полностью там же). Эти две молитвы заключаются испрошением благословения на самое возвышение, являющееся торжественным заключением трапезы, в обычной форме: «Слава и ныне: Господи помилуй 3. Благослови». Испрошенное благословение дается не словами, а самим чином. Кем совершается возвышение, во 2 гл. Типикона не указано и, по-видимому, предоставляется свободе выражением: «хотяй возвысити пресвятую»; 35 гл. Типикона это предоставляет диакону («зде же обычай имамы диакону сия действовати» – ср. изложение чина в Светлую субботу), очевидно как лицу, по первоначальной идее этого сана являющемуся служителем трапезы ( Деян. 6:2 ); в пасхальном чине соответствующее действие поручается келарю. Ввиду важности предстоящего священнодействия, имеющий совершить его испрашивает прощение (подобно священнику пред совершением литургии и причащением) обычными для таких случаев словами: « " Благословите отцы святии, простите ми грешному», и мы «Бог простит ти и помилует тя»«. Приготовление, необходимое для предстоящего высокого служения – подношения священного яства высоким невидимым Гостям. Очистившись прощением обид от людей и грехов от Бога, возвышающий панагию приступает к самому действию возвышения. «И прием часть (просфору) крайними персты рук (большим и малым, а остальными, следовательно, делая сень над просфорою, но в изложении чина в Светлую субботу: «трема персты обема рукама») возвышает мало (поднимает немного) над образом Святыя Троицы, глаголя велегласно: «Велико имя»«, не дерзая назвать самого имени, что делает уже «настоятель или чредный иерей: «Святыя Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТОС [греч.ρτος — хлеб], в визант. обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы. Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре Происхождение чина об А. (чина возвышения А. за пасхальными трапезами) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Пресв. Богородицы за трапезами в течение всего остального года). Первое известное упоминание об А. содержится в Евергетидском Типиконе (1-я пол. XII в.): в описании трапезы после литургии 1-го дня Пасхи здесь сказано: «Идуще же в трапезу, поем «Христос воскресе» трижды и более ничего, ибо псалом не глаголем. По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [ρτος], говоря: «Христос воскресе», и это же говорим и мы, восстав [от трапезы]. Также: «Слава: И ныне:», «Аще и во гроб», «Господи, помилуй» 15 раз и отпуст. И такой чин во всем, как сказано, сохраняется во всю эту седмицу» ( Дмитриевский. Т. 1. С. 559). В описании трапезы последнего дня Светлой седмицы — субботы — сказано: «В этот день, прежде чем сядут братия, иерей раздробляет хлебы (ρτος), а трапезарий раздает всем братиям» (Ibid. P. 565). С приведенными статьями Евергетидского Типикона сходны указания одного из памятников Иерусалимского устава — Типикона Paris. Coislin. 402, XIII в. ( Дмитриевский. Т. 3. С. 127). Особая молитва на раздробление А. существовала уже в XII в. (Евхологий Sin. gr. 973. Fol. 117v, 1153 г.; согласно этому Евхологию, А. раздробляются после литургии Антипасхи ; в том же веке на Руси свт. Кирилл Туровский дает объяснение символического значения А. в слове на тот же праздник: «по Пасце, похваление Въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр Господних» (Творения. К., 1880. С. 14), ее содержание: «Подателю всяческих, Христе Боже наш... воскресый из мертвых... благословивый пять хлебов (ρτος) и пять тысящ насытивый, Сам и ныне, Владыко, благослови и сии хлебы (ρτος)... и не остави нас во вся дни жизни нашея...» ( Дмитриевский. Т. 2. С. 124).

http://pravenc.ru/text/392501.html

Понятие о нем и содержание его Часослов (ρολγιον) есть руководство для чтецов и певцов, при отправлении ими ежедневно совершаемых служб церковных. И потому в состав его входят последования: а) утреннего Богослужения: полунощница вседневная – субботная и воскресная, утреня и первый час, b) дневного Богослужения: третий, шестой час и обедница или изобразительные, с) вечернего Богослужения: девятый час, вечерня и повечерие великое, – употребляемое в дни святой Четыредесятницы и в некоторые праздники – и малое – ежедневно совершаемое. Кроме того, в нем помещена утреня на святую Пасху. Кроме сих последований есть в Часослове утренние и вечерние молитвы, последование о возвышении Панагии, Параклис (παρκλησις – утешение), или канон к Пресвятой Богородице, поемый во всякой душевной скорби и обстоянии, месяцеслов всего лета с тропарями и кондаками праздникам и святым. В праздники и некоторые дни святым указываются Евангелие и Апостол, прокимны и причастны. Есть в Часослове тропари и кондаки дней святой Четыредесятницы и Пятидесятницы, пасхалия зрячая и лунный круг. В некоторых Часословах помещаются стихиры и тропари, вместо обыкновенных часов, поемые на святую Пасху, и так называемые царские часы, отправляемые в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в Великий Пяток. Часослов малый есть сокращение великого; он содержит в себе одни последования вседневных служб. § 53. Древность состава Часослова Постоянно, ежедневно совершаемые службы, входящие в состав Часослова, совершаемы были еще в первые времена христианства, но как, в настоящем виде, восследования служб совершаются по указанию церковного Устава, то надобно думать, что службы, составляющие Часослов, введены в употребление тогда, как начал существовать Устав о совершении служб церковных, потому он и прилагается вкратце к Часослову, как руководство для чтецов и певцов. В нашей Церкви употребление его современно введению христианства в России; ибо, в то время, Часослов был уже переведен на славянский язык, как и прочие книги, необходимые для Богослужения, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010