включает смежные внутреннюю (ок. 3,5 тыс. кв. м) и нижнюю (ок. 25 тыс. кв. м) крепости. Внутренняя крепость обнесена возведенной из булыжника и дробленого камня оградой (30 ´ 85 м), протяженной с запада на восток. На ее территории находятся малая церковь (в сев.-вост. части), ц. во имя вмч. Георгия (в вост. части), дворец (у сев. стены ограды), хозяйственные постройки, фрагменты водохранилища и зданий, предназначение которых не определено. В стены внутренней крепости встроено 7 круглых и прямоугольных башен. Наилучшую сохранность имеет северо-зап. 8-угольная (4-угольная в плане) и руинизированная в верхней части башня для наблюдений (ныне высота 9 м), находящаяся близ въездных ворот. Вода в К. поступала с юго-зап. стороны по глиняным трубам. Нижняя крепость расположена на склоне холма, с юга и запада от внутренней крепости, сохранились руины зальной церкви, поврежденные башни и др. постройки ( Мосулишвили. 2002/2003. С. 158-163; Кветера. 2004. С. 97-101). План ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера План ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Церковь вмч. Георгия (10,5×9,8 м) является одним из памятников грузинской архитектуры, в 2007 г. храм был внесен в предварительный список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь представляет собой тетраконх с круглыми экседрами (имеют в плане очертание в 3/4 круга) по углам подкупольного квадрата, между апсидами. Ее архитектура напоминает архитектуру малой купольной церкви монастыря Дзвели-Шуамта, однако К. отличается изяществом форм и большей декоративностью. Интерьер ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Интерьер ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Перед полукружиями апсид устроены вимы (по оси «восток-запад» более продленные). В храме 2 входа: с юга и запада, прямоугольные снаружи и арочные изнутри. К зап. входу были пристроены ворота (фрагменты зафиксированы Г. Чубинашвили в 30-40-х гг. XX в.), очевидно, этот вход был парадным, поскольку др. строения комплекса расположены с северо-запада от храма ( Чубинашвили. 1959. С. 414). Для освещения храма в алтарной апсиде устроены 3 окна, в остальных 3 рукавах креста и экседрах - по одному, в барабане купола - 6. Косяки окон, узкие снаружи, значительно расширяются внутрь.

http://pravenc.ru/text/1684043.html

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. расположена рядом с Эгнатиевой дорогой (Via Egnatia). Здание было построено рим. имп. Галерием ок. 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией имп. Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов. Предположительно в правление имп. Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христ. храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных (греч. τν Ασωμτων). Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Нек-рое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным (τ καθολικ το μεγλου Θεο ν μν κκλησ - PG. 136. Col. 536) - Ротонду или собор Св. Софии ( Janin. Grande centres. P. 360). Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, к-рая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упом. также как Старая Митрополия). В период тур. господства были построены минарет, портики над зап. и юж. входами и фонтан. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Христ. святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю ц. во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда (Ροτντα το Αγου Γεωργου), возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается неск. раз в год. Архитектура

http://pravenc.ru/text/164503.html

обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы. Живопись византийского периода По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг. Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской ( Panayotidi. 2005. P. 196-197).

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы. Захарий Димитров (9.10.1834, Самоков - 1889, Пловдив) был связан творческой деятельностью с Вост. Македонией. Его работы: иконостас в ц. Успения Богоматери (1858-1861) в Штипе, куда ок. 1862 г. он переехал с семьей, а также икона «Св. Иоанн Креститель» (Кратово, 1868). Между 1870-1872 гг. работал в церквах св. Прохора в Пчинском мон-ре и вмч. Пантелеимона в с. Пантелей близ г. Кочани. В 1873 г. им были написаны иконы для ц. Вознесения в с. Бели, в 1874 г.- для ц. Св. Духа в с. Нивичани (обе - близ г. Кочани). За участие в Апрельском восстании 1876 г. был арестован и осужден. По пути к месту заключения в М. Азии сбежал в Яффу, затем перебрался в Иерусалим, где работал в мон-рях. После 1882 г. вернулся в Болгарию и обосновался в Пловдиве. Иван Димитров (14.02.1840, Самоков - 15.08.1889, Ихтиман), ученик и последователь брата Станислава, создал в Самокове собственную мастерскую. Сохранился ряд написанных им икон (1862, в ц. св. Илии в с. Граница близ Кюстендила; 1867, в ц. арх. Михаила в с. Косача близ Перника; 1867-1869, в ц. вмч. Димитрия в Кюстендиле; «Успение Богородицы», 1870, в ц. Успения Богородицы в Пироте (Сербия); 1873, в ц. вмч. Георгия в с. Долно-Село близ Кюстендила; «Пресв. Богородица», «Вмч. Феодор Тирон», обе 1874, в ц. вмч. Феодора Тирона в с. Конопница (Сербия); «Святые Кирилл и Мефодий», 1880, в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Ново-Село близ Видина; для ц. свт. Николая в с. Негован близ Софии; для Германовского мон-ря и Пловдивской семинарии). Творческое наследие включает портреты. Д. увлекался фотографией (открыл фотоателье в родном городе), был политическим, лит. и театральным деятелем. Никола Димитров (9.08.1828, Самоков - 1888) работал совместно с братьями Захарием и Иваном. Писал иконы для храма в Горна-Джумая (ныне Благоевград) (1854 и 1856), для церквей во имя вмч. Димитрия в Радомире (1861), свт. Николая в Самокове (1862), св. Иоанна Предтечи в Лопушанском мон-ре, вмч. Георгия в Панагюриште (1879-1888), для ц. св. Недели в Софии, для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Софии (1883). Им также были созданы 10 икон для Рильского мон-ря, 3 для ц. арх. Михаила в с. Копиловци близ Монтаны и образ Божией Матери «Достойно есть» (в наст. время находится в одной из болг. келлий на Афоне). Станислав (Зафир) Димитров

http://pravenc.ru/text/180363.html

каморы на хорах точных сведений нет, тогда как южная предназначалась для протоевангельского цикла, к-рый обычно размещался в жертвеннике. Деяниям арх. Михаила посвящены росписи диаконника, в связи с чем традиционный для этого компартимента цикл св. Иоанна Предтечи был перенесен в жертвенник. Под влиянием аскетических идей в псковском фресковом ансамбле происходит усиление линейной трактовки формы. В числе др. стилистических особенностей следует отметить богатый колорит с красочностью изысканных цветовых сочетаний. Формирование личного письма за счет белильных высветлений, символизирующих Божественный свет, станет отличительной чертой памятников 2-й пол.- кон. XII в., относящихся к экспрессивному направлению, именуемому также динамичным, или маньеристическим, стилем. Экспрессивное направление принято соотносить с провинциальной художественной средой восточнохрист. региона и противопоставлять классической к-польской традиции. Данное направление представлено в Н. р. фресковыми ансамблями церквей во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге, в честь Благовещения Пресв. Богородицы на Мячине и Спаса-Преображения на Нередице. Вмч. Георгий. Фреска ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. 1167 г. Вмч. Георгий. Фреска ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. 1167 г. Относительно точного времени создания росписей Георгиевского храма в Ст. Ладоге письменных источников нет, на основании стилистического анализа живописи Сарабьянов датирует ее 80-90-ми гг. XII в. В скуфье купола находится сцена «Вознесение Господне», монументальная декорация каждой из 3 апсид посвящена отдельной теме: согласно общей византийской традиции, в конхе центральной апсиды находились изображения Богоматери с архангелами, «Причащение апостолов» и «Служба святых отцов», в жертвеннике - протоевангельский цикл. Диаконник имел необычное для Новгорода посвящение вмч. Георгию и был украшен сценами жития святого, из к-рых лучше всего сохранилась композиция «Чудо Георгия о змие» в нижнем регистре. Привычное изображение евангельских событий на стенах наоса дополнено размещением регистра с пророками (сохр.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

(Ιερ Εξαρτματα). Исихастирии св. Бессребреников Космы и Дамиана в местности Кипи-ту-Осиу (т. е. Сады преподобного, основан в XI в.), Успения Пресв. Богородицы на о-ве Липси (XVI в.), св. Параскевы «ту Каву» (XVII в.), Панагии Куманы (основан в 1782 свт. Макарием Нотарой, митр. Коринфским), Всех святых (или кафизма Аполлоса, основан в 1820 иером. Аполлосом), Панагии Пантанассы на о-ве Арки, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, и прп. Ирины Хрисовалантской на о-ве Липси (основан в кон. XX в. иером. Никифором), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, на островке Лукакия (основан в 1989 проигум. И. Б. м. Павлом (Никитарасом) и кафигум. Антипой (Никитарасом)), мц. Ирины в Скале, святых Никодима и Иосифа «тон Вулефтон» (основан в нач. XXI в. мон. Никодимом (Гриллисом)). Кафизмы Небесных Сил бесплотных близ пещеры Апокалипсиса (нач. XII в.), Успения Пресв. Богородицы в Романи на о-ве Липси (ок. 1500), вмч. Пантелеимона на о-ве Хилиомоди (XVI в.), прп. Христодула в Аликесе (XVII в.), Панагии «ту Хару» на о-ве Липси (ок. 1600), вмч. Георгия «ту Авлакью» (XVII в.), Панагии «ту Мандалаки» (XVII в.), Киккской Божией Матери (XVII в.), Панагии «ту Грава» (основана в кон. XVIII в. местночтимым святым прп. Григорием Нисиросским), прор. Илии (XVIII в.), Преображения Господня и иконы Божией Матери «Достойно есть» на холме Каламоти (основана в кон. ХХ в. мон. Александром (Карадимитриу)). Принадлежащие И. Б. м. храмы В Хоре: Пресв. Богородицы Диасозусы (с чудотворной иконой Божией Матери Диасозусы (т. е. Спасающей, возвратившей попавшего в плен патмосского моряка на родину), свт. Василия Великого, св. Иоанна Предтечи, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Георгия «тон Апортианон» и вмч. Георгия «тис Лозас», свт. Николая Чудотворца Кудунаса. В Скале: ап. Иоанна Богослова и св. Фоки. Подворья ап. Иоанна Богослова в Партени на о-ве Лерос (XI в.), св. Апостолов на о-ве Калимнос (XI в.), ап. Иоанна Богослова в Аптере на Крите (XII в.), Преображения Господня (или мон-рь Светодавца (Θωτοδτου) на Наксосе (XII в.), ап. Иоанна Богослова в Хоре на Аморгосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова в Ирео на Самосе (XVI в.), ап. Иоанна Богослова на о-ве Тира (Санторин) (XVII в.), ап. Иоанна Богослова Сидерианоса на о-ве Милос (XVII в.), вмч. Георгия в Пендели (Аттика) (ХХ в.).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни. С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδερκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма ( Μαδερκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем ( Spatharakis. 2001. P. 10, 13).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

На протяжении веков церковь была центром христианства в Зап. Грузии, что в первую очередь связано с особенным почитанием вмч. Георгия в Мегрелии. В И. хранились мощи вмч. Георгия и его лук высотой 1 м, горн и «бордзали» (стрелы) с раздвоенными концами ( Макалатия. 1941. С. 348-349). По сведениям миссионеров-католиков, побывавших в этих краях в сер. XVII в., «ближайшие соседи: абхазы, аланы, джики и другие неправославные,- не смеют трогать эту церковь» ( Шарден. 1975. С. 196-197). Чудеса, происходившие от Илорской иконы вмч. Георгия, и обычаи описывают в XVII в. миссионеры-католики Арканджело Ламберти, Иосиф Джудиче Миланский, Иосиф Мария Дзампи, российские послы дьяк Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Антиохийский патриарх Макарий III и его сын Павел Алеппский и др. Считалось, что ежегодно в ночь на Илороба (10 нояб., престольный праздник И.- день почитания вмч. Георгия) святой тайно, при запертых и опечатанных мтаваром и католикосом воротах храма, приводил в И. жертвенного быка, которого находили утром, до начала литургии. Ламберти пишет, что «народ... строит на этом предположении тысячу предсказаний о будущем. Если бык защищается от тех, которые хотят его поймать, будет война в этом году. Если он очень запачкан грязью, то это признак урожайного года. Если он одинаково светло-розовой шерсти, сбор винограда будет хорош. Если шерсть на нем рыжая, то произойдет смертность людей и животных. Немедленно все эти особенности описываются со всеми подробностями, как нечто весьма важное». Закалывать быка имели право представители только самых родовитых семей. Голову отдавали мтавару: он покрывал рога быка золотом и украшал драгоценными камнями, пить из таких кубков считалось большой привилегией. Мясо быка имело чудодейственную силу, его нарезали мелкими кусочками, сушили, хранили весь год и использовали как целебное снадобье ( Ламберти. 1877. С. 206). Др. обычай также связан с ночью на Илороба: священник прикреплял к иконе вмч. Георгия железные «бордзали» с раздвоенными концами; если утром они оказывались вынутыми из крепежей, это считалось признаком благоволения святого. В народных поверьях прослеживается связь между церквами и их патронами, небесными покровителями к-рых был вмч. Георгий. Так, патроны церквей в Латали, Ленджери (В. Сванети), Алерти, Кулискари (Мегрелия), Хони (Имерети) и И. считались братьями, старшим был Илорский. Ленджерский и Латальский на праздник 10 нояб. посылали Илорскому свечи и ладан, Илорский им - жертвенного быка ( Бардавелидзе. 1939. С. 68-69).

http://pravenc.ru/text/389441.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010