рукописях/Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти. На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

3. Среда. Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде. Новомучеников Быковских: сщмчч. Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова пресвитеров, Симеона Кречкова диакона и мц. Евдокии Сафроновой . Служба мучеников и вмч. Георгия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 8-й – 3, и вмч. Георгия, глас 4-й – 3. «Слава» – вмч. Георгия, глас 6-й: «Достойно имене жительствовал еси…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Предпутие образно трисияннаго…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Видящи Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Георгия, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Георгия, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мучеников на 4 и вмч. Георгия на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (вмч. Георгия). По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален вмч. Георгия, глас 1-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Георгия, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен мучеников. «Слава» – светилен вмч. Георгия, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-16/

Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Нижний регистр росписи занимают образы святых. Под композицией «Сошествие во ад» - фигуры святителей по сторонам ниши. Напротив, под сценами с Богородицей и прав. Елисаветой,- еще 3 фигуры в святительских одеяниях, 2 из к-рых подписаны: «Св. Кирилл, учитель болгар» и «Св. Мефодий, учитель болгар». К западу от крупного образа Спасителя - обращенная к Нему Богоматерь в типе «Параклисис» и св. Иоанн Креститель, вместе образующие Деисус. На внутренней вост. стене юж. дверного проема - св. Марина, побивающая диавола. Продолжают ряд святых на юж. стене св. бессребреники Косма, Дамиан и Пантелеимон, равноапостольные Константин и Елена, праведные Иоаким и Анна, которая кормит грудью маленькую Марию. На зап. стене, южнее двери,- святые Фекла, Параскева, Феодора, севернее - мученицы Варвара, Кириакия, Екатерина. На сев. стене весь нижний ряд святых к западу от вмч. Георгия утрачен; вероятно, значительное место в нем занимали св. воины. Над заложенным проемом двери в сев. стене в кон. XVI или нач. XVII в. был написан образ вмч. Димитрия на коне. Росписи на фасадах сохранились фрагментарно. Часть нимба и копья со щитом в люнете над зап. входом в церковь, по-видимому, принадлежали образу вмч. Георгия. По сторонам люнета помещены изображения 2 св. воинов на конях. Выше, в щипцовой зоне,- остатки 4 фигур, 2 (с севера) из них одеты по-царски и стоят на подножиях. В люнете над юж. входом - Спаситель с предстоящими Богородицей и вмч. Георгием. Восточнее входа - остатки 4 расположенных одна над другой сцен, по-видимому, житийного цикла св. патрона храма - вмч. Георгия. В арке люнета на сев. стене сохранились фрагменты орнаментальной росписи; на вост., зап. и юж. фасадах видны следы более ранней росписи, имитирующей кирпичную кладку. Сошествие во ад. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Сошествие во ад. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь вмч. Георгия. Балаклава, Крым Фото: Виталий Еременко vk fb tw ok @ g+ lj Георгиевская скала. Мыс Фиолент, Крым vk fb tw ok @ g+ lj Храм вмч. Георгия Победоносца. Москва, Поклонная гора vk fb tw ok @ g+ lj Храм вмч. Георгия Победоносца. Москва, Поклонная гора vk fb tw ok @ g+ lj Статуя вмч. Георгия Победоносца. Москва, Поклонная гора Рейтинг: 9.3 Голосов: 1574 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 5 мая 2022, 05:44 Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, в преддверии праздника престольного св. вмч.Георгия Победоносца из самой Беларуси всем низкий поклон. Являемся всей семьёй прихожанами Свято-Георгиевского прихода г.Минска. Господь явил нам силу свою и спас нашего сына ныне отр.Георгия от болезни - серозно гнойный менингит от рождения 2 недели новорожденный мл. 1 кг300 гр. Сейчас Георгию 12 лет. Слава Богу! Св вмч. Георгий Победоносец моли Бога о нас! Татиана 6 мая 2021, 15:03 Присылайте фото своих храмов вмч.Георгия Победоносца,из своих городов,населенных пунктов. Igor 11 сентября 2020, 14:19 Фотографии отличные, но это далеко не все! В Раифе (нанешнее название Эль-Тор) на Синае, находится православный греческий монастырь Св. Георгия - там уже много лет окормляются русские, украинцы и белорусы, живущие на полуострове. У монастыря богатая и очень интересная история. Кстати, иконостас основного Храма монастыря был изготовлен и написан в Санкт-Петербурге, в конце 19 века. Отцы и братия с большим теплом относятся к нам; мне посчастливилось быть дважды на престольном празднике в честь Св. Георгия и поучаствовать в крестном ходе; для каждого из участников у отца настоятеля нашлось доброе слово и напутствие. Георгий 5 мая 2020, 19:04 А Храм вмч.Георгия Победоносца(Х в.) в Шоана, Карачаево-Черкесии кем возведен был? Копъе Георгия летит! Всех с праздником св.Георгия победоносца от Иверской земли. Татьяна Кирюхина 5 декабря 2016, 21:34 А собор в Одинцово? Людмила 20 мая 2016, 14:44 Христос Воскресе! Прекрасная статья. Хочу дополнить эту подборку храмом моего города: Свято-Георгиевский собор — кафедральный собор Каменецкой и Городокской епархии УПЦ, памятник архитектуры национального значения. Адрес: Каменец-Подольский, ул. Суворова, 54.

http://pravoslavie.ru/93077.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Просят о продолжении рода, прозрении, плодородии земли и размножении скота. Есть обычай во исполнение молитвы трижды обходить храм с железной цепью весом 40 кг, хранящейся в церкви и считающейся атрибутом ломисского вмч. Георгия. По преданию, эту цепь пожертвовал некий крестьянин, чудесным образом спасенный из плена вмч. Георгием. Возле храма происходит массовое заклание баранов. Архитектура Икона вмч. Георгия и цепь в ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Икона вмч. Георгия и цепь в ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Церковь мон-ря представляет собой 3-церковную базилику, выложенную из рваного камня, сильно поврежденную и многократно переделанную. В позднее средневековье с юж. стороны была пристроена 2-этажная колокольня, также из рваного камня; сохранилась сев. стена. По преданию, в ней была помещена чудотворная икона вмч. Георгия. Ныне в колокольне находятся серебряная икона, считающаяся копией древней, хоругвь, серебряный выносной крест и железная цепь. Вокруг церкви сохранились склепы - возможно, здесь были погребены служители храма. Западнее церкви сохранились остатки марани XVI в. (хозяйственная постройка для хранения продовольствия и вина), перед церковью были найдены зарытые в землю квеври - сосуды для хранения вина. Святыни Наиболее известная святыня Л.- родовое знамя хевисбери Бурдули, т. н. Ломисис хати (икона Ломиси). Своим появлением оно обязано традиции, согласно которой вмч. Георгия просили о рождении сыновей. Когда в семье рождался мальчик, отец делал подношение вмч. Георгию в виде знамени. На шест из сосны или ели (3-5 м) крепили разноцветные платки (сакадриси) и на ломисоба трижды обносили знамя вокруг церкви, затем оставляли во дворе. Первенца приносили в храм, и хевисбери трижды прикладывал ребенка к знамени ( Очиаури. 1988. С. 152). Ломисис хати сделано из металла и представляет собой крест, похожий на 2 стоящих вертикально полумесяца с шарами на концах. Возможно, такая форма взята от формы подковы: достаток у горных жителей зависел от численности скота, поэтому к вмч.

http://pravenc.ru/text/2110681.html

Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Чудо вмч. Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Считалось, что после поражения при Манцикерте в 1071 г. в К. прекратились росписи христ. храмов. Так, Жерфаньон датировал все каппадокийские храмы до посл. четв. XI в. Однако, уже ему были известны церкви, росписи к-рых по надписям могут быть отнесены к XIII в. Завоевание турками-сельджуками не означало прекращения создания визант. росписей в К. после XI в. и в поздневизант. время, вплоть до захвата османами К-поля в 1453 г. Христианское население К. имело в ислам. гос-ве религ. права, культурную независимость и духовно принадлежало к Византийской империи. Эти духовные связи многократно подтверждаются документально. Так, в надписи в Кыркдамалты-килисеси вблизи Белисырмы упоминается не только правящий султан Масуд II (1282-1304), но и визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). Оба имени правителей приведены также рядом в надгробной надписи из мон-ря Акманастыр близ Коньи, где, кроме того, упомянут патриарх Григорий II, что позволяет довольно точно датировать эту надпись 1288/89 г. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Кыркдамалты-килисеси («Церковь под 40 стойлами», освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, кон. XIII в.) находится на левой стороне ущелья долины Ыхлара. Первоначальное посвящение вмч. Георгию и дата росписи известны из посвятительной надписи. Церковь имела погребальное назначение, о чем свидетельствуют многочисленные гробницы в полу и аркосолии; это следует и из граффити, оставленных на фресках. На сводах заметны следы копоти. Снаружи перед входом в церковь фрагментарно сохранилась фреска в нише с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие». Святой сидит на белом коне, хвост к-рого завязан причудливым узлом, а под копытами в обе стороны изогнулся 2-головый змей.

http://pravenc.ru/text/Каппадокия.html

Главных корпусов в скиту два: для приезжающих из монастыря властей и для трапезной. Тут же устроен большой храм во имя Всех преподобных Афонских, освященный в 1883 году сербским митрополитом Михаилом. Пустынники жили в различных келлиях и каливах, разбросанных на большое расстояние, по одному или по двое. В храм все собирались в воскресные и праздничные дни, остальное время жили и молились затворнически. Монастырь присылал им полностью продовольствие. Управлялся скит экономом, поставленным от монастыря. Монастырь Зограф (общежительный) Он расположен в ложбине, на западной стороне Афона, в получасовом расстоянии от моря. Монастырь основали в XI веке три родных брата из Болгарии, происходившие из царского рода. По прибытии на Афон они сначала поселились на трех столбах недалеко друг от друга. Затем построили небольшую церковь , но, не зная, кому ее посвятить, они обратились с молитвой к Богу, прося Его указать имя святого. Они приготовили доску для иконы и провели ночь в молитве. Когда на другой день они вошли в церковь , то увидели на доске образ св. вмч. Георгия Победоносца. Обрадованные столь явным благоволением Господа, они устроили монастырь в честь св. вмч. Георгия и назвали его «Зограф», или «Живописный». По этому поводу сохранилось следующее предание, рассказанное игуменом Фануилевой обители, находившейся в Лидде Палестинской – родине св. вмч. Георгия Победоносца. На Палестину напали варвары, и, когда они подошли к обители, чтобы ее разграбить, икона св. вмч. Георгия отделилась на глазах у всей братии, поднялась с места и скрылась неизвестно куда. Огорченная братия пала ниц и стала молиться Богу, чтобы Он открыл, куда удалилась икона. Св. Георгий явился в видении игумену и сказал ему: «Не печальтесь обо мне: я нашел себе храм в жребии Божией Матери – на Афоне. Если угодно вам, то спешите туда, ибо гнев Божий готов разразиться над Палестиной». Вследствие этого вся братия монастыря переселилась на Афон, где и нашла лик св. вмч. Георгия, но уже на новой доске. При колонне правого клироса находится та икона св. вмч. Георгия, которая написалась чудесным образом. От времени живопись ее стала темна. На такой же колонне, с левой стороны, стоит другая икона св. вмч. Георгия, приплывшая по морским волнам из Аравии и остановившаяся у пристани Ватопедского монастыря. Так как все афонские обители желали иметь икону у себя, то, по общему решению, возложили ее на дикого мула и пустили его на волю. Мул по афонским дебрям и горам пришел в Зографский монастырь и против него на холме остановился. Зографцы приняли икону, а на том месте, где остановился мул, устроили небольшую келлию во имя св. вмч. Георгия. Есть в монастыре третья чудотворная икона св. вмч. Георгия, о которой сохранилось также свое предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010