Новости Выставка народных икон советского времени открывается в Переславле-Залесском 23.04.2024 10:21 Фото: предоставлено организаторами выставки Переславль-Залесский, 23 апреля. Выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» пройдет в Переславле-Залесском с 28 апреля по 30 июня, сообщает «Фома» . Экспозиция посвящена уникальным иконам, которые в советское время делали народные мастера. «В советские десятилетия в разных регионах СССР сложились свои художественные традиции создания и украшения икон, работали талантливые мастера. Им приходилось трансформировать дореволюционные ремесленные практики и изобретать новые», – отметили организаторы выставки. Они уточнили, что используя элементы декора XIX века и доступные в советском селе материалы, такие мастера изготовляли «сложные, богато декорированные иконы-бриколажи, в которых ярко отражалась история всей страны и художественные традиции каждого региона». «С распадом СССР это живое явление начало быстро исчезать, мастера стареют и умирают. Созданные ими иконы ветшают, их массово уничтожают. Исчезает целый пласт советской религиозной культуры, который до недавнего времени не был осмыслен как историческое, культурное, религиозное и художественное явление», – констатировали организаторы экспозиции. В связи с этим цель выставочного проекта заключается «в популяризации, экспонировании и спасении этого материального и культурного наследия в регионах России». Как считают организаторы, благодаря реализации проекта «уникальные артефакты и локальные традиции советской эпохи будут выявляться и сохраняться на местах, привлекая туристов и открывая новые возможности для деятельности местных организаций – краеведческих, исторических, детских и церковных». Экспозиция «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» начнет свою работу 28 апреля в Свято-Троицком Даниловом монастыре, где будет размещаться до 30 мая. На территории обители состоится официальное открытие выставки, пройдут авторские лекции кураторов о советских иконах и презентация книг о советских иконах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

146 (31% от родившихся в 1970 г.), а в 1973г. – 103 человека (28% от родившихся). Есть в статистике уполномоченного слабое место, а именно: в ней указывается, что зарегистрированы крещеные дети в церкви. Однако не дана в отчете уполномоченного, да и как известно, не было официальной статистики крестин на дому, а они совершались, о чем свидетельствует тот же уполномоченный . Далее он пишет, что при снижении количества крещений несовершеннолетних выросло количество крещений совершеннолетних. Причем крещение и требы на дому совершались постоянно, несмотря на репрессии в отношении священнослужителей: «В 1976 году за нарушение закона о культах были строго предупреждены служители культа Мелихов Н.П. и Огиевич И.А. На бывшего служителя Романчукова Г.И. за совершение крещения детей на дому административной комиссией был наложен штраф. В административном порядке наказана гр. Белякова В.И., проживающая в поселке Красные Ткачи, предоставившая свою квартиру для проведения крещения детей, и гр. Шувалова М.П., проживающая в деревне Филисово, Рютневского сельсовета, разрешившая в своем доме совершать причастие, и это несмотря на то, что по вопросам атеизма прочитано 236 лекций и докладов, проведено 126 индивидуальных бесед, показано 28 кинофильмов на атеистические темы» . Но пропаганда явно не справлялась с религиозностью населения: «В Ярославской области возросла религиозная обрядность. Из 1981 родившихся было окрещено 4238 или 22,1%, в районах: Любимский – 60,8%, Некрасовский – 96,5%, Ярославский – 50,3%, в г. Ростов – 32,4%, Переславль-Залесский – 34,5%. В то же время в Большесельском районе только 7%, в Гаврилов-Ямском  – 6,4%. В некоторых районах и городах производится большое кол-во отпеваний умерших. Например, в Некрасовском – 50,3%, г. Переславль-Залесский – 42,,8%, в Угличе – 39.9%» . Уполномоченным в отчете приведено количество очных отпеваний в церкви (опять же не учтены получившие практику заочные отпевания, и отпевания на дому): в 1970 году по Ярославскому району было 297 из 514 умерших (отпето 57% от умерших), а в 1973 году 330 из 520 (63%) , что показывает довольно высокий уровень обрядности, в котором участвует население.

http://bogoslov.ru/article/5887441

Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, - " время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства " . К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве. Архитектура Успенского Горицкого монастыря Проездные ворота. Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы - по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях - ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков - правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX века. Палата привратника. XVII век. К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.

http://sobory.ru/article/?object=00230

К.А. Аверьянов Об авторе Аверьянов Константин Александрович, доктор исторических наук, родился в Москве в августе 1959 г. После окончания исторического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и аспирантуры он работает в Институте российской истории РАН и является автором более 150 научных работ. Интерес к истории русского средневековья возник у него еще во время учебы на историческом факультете под влиянием его учителя доктора исторических наук Владимира Борисовича Кобрина, а его первой научной работой стала написанная им в соавторстве вместе с ним книга о известном исследователе отечественной истории академике С. Б. Веселовском (1989). Его книга «Московское княжество Ивана Калиты» (1993–1994) была посвящена истории первых «примыслов» московских князей. Несмотря на то, что история возвышения Москвы среди других русских княжеств издавна являлась одной из главных тем русской историографии, ему удалось найти новые решения казалось бы уже давно исследованных проблем. В частности, он обратил внимание на то, что, если исходить только из отрывочных сведений летописей, является крайне непонятным резкое расширение территории Московского княжества в самом начале XIV в.: буквально за несколько лет к Москве были присоединены Коломна, Можайск, Переславль-Залесский. Как известно, в этот период Коломна принадлежала Рязанскому княжеству, Можайск входил в состав Смоленской земли, а за Переславль-Залесский Москва вела спор с Тверью. Простой расчет показывает, что силы этих княжеств в данный период были гораздо сильнее, чем у Москвы. В результате тщательного и скрупулезного анализа всей совокупности источников, ему удалось показать, что история первоначального расширения московской территории была совершенно иной, чем представлялось ранее, а сам этот процесс растянулся на несколько десятилетий – начиная с конца XIII в. вплоть до времени Дмитрия Донского. Темой другой монографии К.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Переславль-Залесский 7 мин., 05.07.2016 Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России». У нашеи страны было много столиц. Некоторые из них известны всему миру. В глубокои древности столицеи Руси был Киев, которыи называли матерью городов русских. Когда центр нашего государства переместился на северо-восток, столичным городом сделался Владимир с его роскошными белокаменными соборами. Его сменила Москва с ее могучим Кремлем. Во времена Смуты на несколько месяцев во главе страны встал богатыи купеческии Ярославль — резиденция отважных воевод земского ополчения. Потом вновь владычествовала Москва, пока ее тронное место не занял щеголеватыи гвардеец — Санкт-Петербург... Через двести лет, уже в XX веке, город на Неве вернул Москве первенство. Казалось бы, тут все ясно. Четыре «постоянных» столицы и одна — «временная». Но не все так просто. Были у Руси столицы далеко не столь знаменитые, но самые настоящие. В середине XIII века на Русь обрушился смерч Батыева нашествия. Страшно пострадал и обезлюдел «стольныи град» Владимир. Там по- прежнему стояли величественные древние храмы, пусть и закопченные огнем недавних пожаров, пусть и ветшавшие постепенно. Вот только... с течением времени там перестали жить правители Руси. Как же так? Ведь Владимир — великии город, с конца XII века старшинство его неоспоримо! Формально именно так и было. Но... жизнь берет свое.

http://foma.ru/pereslavl-zalesskiy.html

Отвечает на этот вопрос заместитель объединения ветеран Вооружённых сил Николай Кириллович Юдин: «Там, где доводилось принимать «ушаковскую эстафету», повсеместно проводятся в настоящее время свои местные Ушаковские сборы. Наша задача хоть и трудная и в какой-то мере миссионерская - дать импульс и максимально насыщенно и грамотно провести сборы. Пока везде это удавалось». Действительно, задача казалось бы выполняется. «Но нужна обратная связь,- как бы продолжая мысль Юдина, дополняет начальник штаба Суворовско-Ушаковских сборов полковник запаса Андрей Дмитриевич Редкозубов, - необходимо взаимодействие с клубами на местах, принимающих участие на постоянной основе в последующих Ушаковских сборах. Так планировалось изначально. Теперь обосновались в Переславле-Залесском, место чудесное - колыбель Российского флота». Дальнейшее наше расследование собрало ещё больше информации. Оказывается, в сравнительно небольшом Переславле-Залесском насчитывается уже более десятка полноценных военно-патриотических юношеских клубов, и количество их каждый год увеличивается. Администрация города проявляет интерес к благим намерениям и инициативам в военно-патриотическом воспитании и сама выступает в роли активного соорганизатора Ушаковских молодёжных сборов, помогая, чем может. В самом деле имеет смысл воспользоваться ситуацией, в данном случае проходящими здесь масштабными Ушаковскими сборами и на примере переславской системы создания клубных объединений понять и разобраться, почему у нас в стране так мало уделяют значение военно- патриотическому воспитанию подрастающего поколения? Ведь, казалось бы, статистика налицо: 50% молодых людей призывного возраста под любым предлогом старается «откосить» от армии. Физическое состояние молодого пополнения оставляет желать лучшего. Семьи неполноценные. Молодёжь часто оказывается «за бортом», некому показать дорогу юноше в спортзал или секцию по рукопашному бою. Будем говорить начистоту - одними пиарными акциями и одноразовыми мероприятиями, даже и имеющими в своей основе желание пробудить молодёжь к активному образу жизни, явно недостаточно. Нужно в корне менять существующую систему дополнительного образования и внеклассной работы в школе и в целом реорганизовать её в масштабах всей страны. Будем надеяться, что в ближайшее время в государстве возобладает здравый подход к этой важнейшей отрасли воспитания и будут разработаны рабочие программы по военно-патриотическому воспитанию, а главное, чтобы они не остались на бумаге, а действовали в каждом отдельном городе или селе и в каждой школе. Необходимо закладывать в бюджет нужные средства, которые могли бы обеспечить и ставки педагогам, и обеспечить материальное состояние детского клуба. Нужна форма, учебные пособия и литература. Скажут: «Многое хотите. Пенсионерам скоро будет нечем платить...».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/26/po...

«По наказам 1680 и 1684 гг. писцам велено было отмежёвывать ко всем церквям от 30 до 50 десятин во всех трёх полях(или 20- 10 четей пашни в поле) и сенокосных лугов мерой по копне на 10 четей.(четь-полдесятины. – Прим. авт.) По такому наделу священник делался хозяином мелким, обрабатывал сам землю, от мужика не отличался(…) Государство следило за тем, чтобы церкви имели указанную пропорцию земли – по указам Синода 1805-1806 гг. это были 33 десятины». До образования Синода в 1721 г. действовал Патриарший Казённый приказ (Большакова Н. В. История села Аргуново и Никольской церкви, Москва, 2003 г. С. 175). Виды пошлин с церквей в 17-18 вв.: дань, десятильничьи, заезда, по наказу. «До 1692/1693 гг. во времена патриаршества Переславль-Залесский уезд вместе с Александровским уездом составляли одну Переславскую десятину. В данном случае десятина – это понятие церковного управления, церковный округ, включающий определённое количество церквей и монастырей; такое деление имеет значение для сбора податей с церкви. Место, куда привозили подати церковные старосты, а также где держали тех, кто не платил, называлось десятильничим двором». «Александровская десятина образовалась в 1692/1693 гг. с центром Александровской слободе, куда вошли церкви Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда». Церкви в допетровской Руси: «древяна вверх» (шатровая) и «древяна клетцки» - рубленая изба клети «с двускатной крышей и одной главкой». Было «строение мирское» и «строение вотчинниково». «В 1913 г. в Покровском уезде значились следующие сёла (приходы), принадлежащие в старину к Переславль-Залесскому уезду: Алексино, Андреевское, Аргуново, Архангелькое на Утроке, Богородское, Борисоглебское, Вастильевское, Воинова Гора, Воскресенское, Головино, Данутино, Елец, Житенино (Жегулино), Заболотье, Заречье, Ивановское-Прозоровское, Ильинское, Козлятьево, Коробовщино, Кумашь, Ново-Сергиевское, Ново-Спасское, Овчинино, Паньково, Смольнево, Филипповское, Флорищи и др. с относящимися к ним деревнями». К сожалению, информации о Воспушке нет.

http://sobory.ru/article/?object=04412

Ориентироваться... ...когда университет закончил, когда... первый разрез сделал операционный, когда женился, когда супруга скончалась у святителя Луки и когда у меня, вот... Ну, сейчас я отстал... (Смеется.) Потому что... Да, вас пока не рукоположили, да. Нет, я... Мне посчастливилось в этом году быть на столетии хиротонии святителя Луки в Таджикистане, сейчас небольшой городок, и там небольшое русское кладбище, и вот митрополит Викентий пригласил, я очень ему благодарен, это было столетие хиротонии святителя Луки. Поэтому, конечно, святитель Лука очень близок — близок потому, что еще вот чисто физически близок... Ну да, да... ...потому что нам в Переславле-Залесском отдали больницу — больницу, в которой он был главным врачом. Главным врачом... Это вот филиал ваш? Да, филиал в Переславле-Залесском. А я не знал, что там святитель Лука был. Вот так. Представляете, как мне здесь тяжело? То есть я еще и осознаю, что я являюсь главным врачом и той же больницы, где был главный врач святитель Лука. А не было что-то вот в его жизни — ну, наверняка же вы или читали и слушали, смотрели, что вот вам было непонятно или даже не нравилось: ну почему он так поступил? Я вот не помню, то ли это апокриф какой-то, но есть какая-то история, что он якобы кого-то отказался как-то оперировать, нет? Там с глазом что-то — то ли он колокольню рушил, то ли что-то такое... Нет. Ну, то есть чего-то такого, что бы вызывало какие-то?.. Нет, такого нет. Просто мне кажется, что когда есть какое-то живое восприятие, то ты все равно видишь какие-то там морщинки, трещинки, что-то такое, что как минимум непонятно. Просто когда человек становится иконой, что-то, может быть... Ну вот, если вернуться в Переславль-Залесский... С тысяча девятьсот десятого по тысяча девятьсот семнадцатый годы святитель Лука там главный врач, в переславльской больнице. Это место, максимально близкое к Москве, и святитель пользуется этим для того, чтобы защитить докторскую диссертацию в Московском университете, который сейчас, медицинский факультет — это Первый мед наш, Сеченовский университет, который я тоже имел счастье закончить. И соответственно, такой период его счастливой профессиональной жизни и счастливой семейной жизни. Именно в Переславле заболевает его супруга, и они уезжают в Ташкент. И вот мне приходилось читать переписку, какие-то документы о директорской деятельности святителя Луки. То есть как он ругается с земскими властями о том, что у них коммуникации, что не покупают рентгеновский аппарат. И чувствуется (ну, и это известно), что святитель Лука был человеком очень строгим.

http://foma.ru/ja-hochu-skazat-o-vrachah...

Наводил я усиленные справки о замечательных Животворящих Крестах, находящихся в г. Дмитрове и г. Москве – в Успенском соборе, чтобы найти в них сходное с Переславским Крестом. При этом оказалось, что Дмитровский Крест не сходен с Переславским ни по мере, ни по виду. Дмитровский Крест формою семиконечный с изображением на нём Распятого Господа, имеет длины 3 аршина 12 вершков, см] ширины 2 аршина 10 вершков см] и обложен, кроме тела Спасителя, серебром без всяких других украшений. В Московском Успенском соборе три запрестольных, так называемых Корсунских Креста: два из них хрустальные, небольшого размера, на длинных древках, несходные с Переславским Крестом; третий же Крест совершенно сходен с ним как по мере в долготу – 3 аршина 7 вершков см] и широту в 1 аршин 14 вершков, см] так и по круглым на концах креста клеймам с изображением на них праздников Господних. Некоторые из праздников занимают в клеймах совершенно одинаковые места, как и в Переславском Кресте. Кроме круглых клейм с праздниками, в Московском Кресте на лицевой стороне имеется 12 клейм с чеканными изображениями 12-ти Апостолов, а около них помещены гранёные хрустали разной величины в металлических гнёздах. В Переславском Кресте вместо изображений 12-ти Апостолов находятся 10 серебряных ковчежцев с коронами, изображениями и мощами святых угодников, – а под ковчежцами крестики из разноцветных камней; около же ковчежцев и крестиков помещены камешки и хрусталики, тоже разных цветов. Кроме того, вся лицевая сторона Переславского Креста обложена по краям жемчугом с синеватыми хрусталиками. На задней стороне Московского Креста находятся (по краям и средине) пять круглых золочёных изображений праздников (без финифти), а от них по линиям – продольной и поперечной идут 12 звёзд из хрусталей в металлических гнёздах (8 на продольной линии и 4 на поперечной). В Переславском Кресте, на задней стороне его, тоже находятся пять круглых клейм с изображениями праздников; но вместо звёзд имеются 10 ковчежцев с изображениями и мощами святых угодников. Итак, Переславский Животворящий Крест совершенно сходен с Московским как по длине и широте, так и по круглым клеймам (на лицевой и задней стороне креста) с изображениями праздников. Отличается он от Московского обилием святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников, и разнообразием украшений, находящихся на нём. Но эти украшения не могут противоречить сходству одного Креста с другим, потому что делались впоследствии времени и представляют плоды усердия русских благотворителей. Если Московский Крест считается Корсунским Крестом, то и Переславский Крест должен быть отнесён к типу Корсунских Крестов. Откуда появился Корсунский Крест в Переславле и когда сделаны украшения на нём

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А что произойдет с уникальным животным и растительным миром, населяющим берега и акваторию Плещеева озера в этом районе?  Издавна Плещеево озеро славилось своей рыбой: в нем водятся 16 видов рыб,  в том числе и уникальная ряпушка, которая называлась «царской селедкой», за то, что подавали ее к царскому столу. Рыбка эта даже попала в герб города Переславля-Залесского, лишний раз подтверждая особенную миссию этого города: селедочкой в гербе может похвастаться только очень русский город! Сейчас ряпушка внесена к Красную Книгу, поскольку численность ее давно уменьшилась с тех сказочных времен. Не только краснокнижные, но и другие виды рыб Плещеева озера могут жить только в воде с определенными гидрохимическими и биологическими показателями. А они уже с середины ХХ века изменяются в неблагоприятную сторону. Например, ученые давно изучают соотношение процессов разложения и фотосинтеза в Плещеевом озере. Если они находятся в равновесии, то у водоема есть " запас прочности " . Однако антропогенное воздействие уже сейчас привело к сдвигу этого равновесия в Плещеевом: появились новые загрязняющие виды, например, сине-зеленые водоросли, которые мы видим и даже ощущаем неприятный запах, когда «зацветает» вода в отдельных местах. Соотношение видов мельчайших живых существ, населяющих воды озера, важны для самоочищения. Исследования института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина показали, что в месте впадения в озеро реки Трубеж, собирающей стоки города Переславля, максимальная концентрация экологических загрязнителей, но уже в двух километрах от устья ситуация более благоприятна. То есть, если не мешать природным механизмам самоочищения, они работают! В какую сторону изменится состав планктона при появлении еще одного слива сточных вод, гадать не приходится. В природе все слишком тонко и сложно между собой связано, чтобы так грубо вмешиваться в ее механизмы. Вот один простой пример с переславской ряпушкой. Для ее оказалась очень важна такая гидрологическая характеристика  озера, как величина внешнего водообмена. Она показывает, за какой период времени происходит полная смена воды в водоеме. Эта величина для озера была в 80-е годы 5,6 лет, а с 1999 по 2007 год увеличилась до 7, что привело к изменению содержания кислорода в воде. В течение лета теперь происходит заметное снижение концентрации кислорода на глубине, где обитает холодолюбивая ряпушка, что еще уменьшает ее численность.

http://radonezh.ru/analytics/ne-razbit-c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010