Феофан, несмотря на протест Стефана, посвящен был в епископа и, по учреждении, Синода назначен в нем вице-президентом. Родышевский был еще иеромонахом и, кажется, не без содействия Феофана получил должность флотского обер-иеромонаха на Котлине острове. В ноябре 1721 г. Князь А. И. Репнин требовал у св. Синода в Рижский корпус «из духовнаго чина учительнаго человека, который бы мог отправлять в церкви поучения и обретающихся в Риге протопопа и священников содержать в благочинии». Синод определил в эту должность Маркелла. 222 В 1722 году января 22 состоялось определение: иеромонаху Маркеллу Родышевскому, который имел над обретающимися при Котлине острове священниками первенство и был при предике слова Божия, быть обер-иеромонахом при Рижском корпусе и содержаться при предике ж слова Божия. Об образе действий его в Риге можно судить по следующим донесениям его св. Синоду: от 5 октября 1722 года: «Что зде в Риге и во всем корпусе лифляндском неисправлено было в церквах, священниках и причетниках церковных, по данней мне инструкции недремленно исправляю и уже некая и исправил. А кроме прочих исправлений, по государеву указу, прилежным моим тщанием везде зде крывшихся бородатых раскольников в бородах их гнездившийся пекельный змий с оным гнездом своим, еже есть бородами, истреблен и всегда истребляется, и суеверие всякое от среды иземлется, правда же насаждается, поелико мощно; свечи многия угасли; чудеси попрестали; токмо одно показалось в Митаве, курляндском городе, от иконы пресв. Богородицы, которой лице сожженное самоизцелилось….., а по видимому ниже следу такого чудеси не бывало. Могло маленько от свечи падшей почернети, что священник, вземый к себе икону егда обтер, так она и стала по прежнему, и тот священник искал себе авантажу и прибыли. Такожде доношу вашему святейшеству, что некие обретаются зде офицеры, которые имеют по две жены: одну в Риге, другую в Москве о коих что благоволит ваше святейшество». От 10 марта 1723 года: « Церковь новосозидаемая (в Риге) уже близ есть совершения и начаюся, что всеконечно сей весны докончится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

ЛЕОНИД , архимандрит Высоко-Петровского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–44, 41, 50–56, 58, 60, 61, 64–71, 73–75, 77, 78, 80–102, 104–126, 128–136, 139–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–200, 202–204, 208, 345, 347. (Смелич), архимандрит Симоновского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30, 32, 34, 36–45, 47–49, 51–56, 58, 60, 61, 64–69, 74, 77, 78, 80–88, 90, 94, 96–102, 104–107, 109, 111–124, 126, 128–135, 139–146, 148, 157–163, 167–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189, 190, 205, 210–213, 215–222, 224, 235–262, 264, 267–273, 275, 277–279, 281, 288–297, 299–302, 304–310, 314–317, 319, 321–331, 334, 336–341, 343–345, 347. (Григорьев), протоиерей С.-Петербургского Петропавловского собора, асессор Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–42, 44, 45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–69, 72, 75, 77, 78, 80–98, 100–102, 104–126, 128–131, 135, 136, 139–147, 149–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–195, 197, 199, 200, 202–205, 208–213, 215–222, 224, 226–229, 231–259, 261, 262, 264–271, 273, 274, 277–296, 299–302, 314–317, 319, 321–331, 333–339, 343, 344. СТЕФАН (Яворский), митрополит Рязанский, президент Св. Синода: 64, 82, 88, 90, 105, 109, 112, 125, 131, 135, 136, 139, 141–151, 167, 171–177, 179–182, 190, 193–200, 202–205, 208–213, 217–222, 224, 228, 281, 288, 347. ФЕОДОСИЙ (Яновский), архиепископ Новгородский и архимандрит Александро-Невского монастыря, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–38, 40, 42, 58, 60, 61, 64, 65, 71–75, 77, 78, 81–91, 93–102, 104–107, 109–126, 128–136, 139–163, 166–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–193, 195–200, 202–205, 208–213, 215–217, 219–222, 224, 226, 228, 229, 231–255, 257, 260–262, 264, 267–272, 275, 277–279, 281–286, 288–297, 299, 301, 302, 304, 305, 317, 321–327, 329–331, 347. ФЕОФАН (Прокопович), архиепископ Псковский, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–70, 72–73, 75, 77, 78, 80–85, 88–102, 104–126, 128–136, 139–155, 157–163, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–194, 196, 202–204, 208–213, 215–222, 224, 226, 228, 229, 231–246, 250–257, 260–262, 264, 267–270, 273, 275, 277–279, 281, 283–285, 288–297, 304, 305, 321–327, 345, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Но что много о сем писати? Противу речному стремлению нельзя плавати. Буди тако, якоже о мне глаголется. Виноват есмь в неопасстве и дерзновении моем, – за которую вину, падши к стопам вашего царскаго величества, прошу милостиваго прощения. Отпущайте, аще что на то имате, да и Отец ваш небесный отпустит вам. И аще инако быти не может, подлежу по воли вашей наказанию, даже и до отчуждения архиерейства от тех, кому вручено будет. То мне паче всех тягчайше, яко отвращено лице вашего царскаго величества вижду, и не тако мне докучает нищета моя, в ней же ныне обретаюся, яко лишение прежния милости царския. Однакож, идеже умножися грех , тамо преизобилует благодать, ея же яко не чаем, но не отчаяваем ожидаю, негли по сей бури паки превожделенное возсияет ведро. Вашего священнейшаго и великодержавнейшаго монаршества, веры православныя защитник, верный подданный раб и подножие, смиренный Стефан, пастушок рязанский. Июля 27-го дня 1722 года» 151 . – Чрез четыре месяца после этого он скончался. После Стефана не было президента в Синоде. Остались два вице-президента – Феодосий и Феофан. 146 Только во время между – патриаршества, т. е. после смерти последнего патриарха Адриана и до учреждения Синода, вошло в обычай возносить, во всех церквах, имя восточных патриархов. 147 Дела арх. св. Синода 1722 г., 12. Протест Стефана в рукописях Царского, 588: Апология или словесная оборона о возношении явственном и воспоминании в молитвах церковных православных патриархов и проч. 151 Ещё до этого протеста, в 1721 году, Стефану сделали строгий допрос по поводу акафиста Алексею, Человеку Божию, и канона Марку Фраческому, сочиненных, ещё при жизни царевича Алексея, каким-то кабальным человеком князя Долгорукова, Козьмою Любимовым и будто бы одобренных к напечатанию Стефаном. (Описание докум. и дел арх. св. Синода. Т. I стр. 146). Подробности этого допроса изложены в статье г. Есипова: чернец Федос. (Отеч. Зап. 1862 г. 6). Читать далее Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

28). 1 . Дозволение шведским пленным, находящимся в Сибирской губернии и учинившим присягу на верность подданства, вступать в брак с православными без перемены исповедуемой ими веры, но с обязательством не совращать жён в свою веру и воспитывать детей в православной. 131 . Напечатание для народа известия о причинах, по коим разрешены браки лиц иностранных христианских исповеданий с православными женского пола. 134 . Послание Св. Синода о беспрепятственном вступлении в брак православных с лицами иностранных христианских исповеданий. 173 . Дозволение военнопленным Шведам по учинении присяги в верности и подданстве жениться на русских или иностранках. 183 . Запрещение жёнам, вышедшим замуж от живых мужей, жить со вторыми, и о помещении тех из сих жён, которые не будут вытребованы первыми мужьями, в девичьи монастыри. 244 . Рассылка по епархиям печатной книжки о браках православных с лицами иностранных христианских исповеданий. 333 . БРАНЬ . Обвиняемое в ней духовенство подсудно Св. Синоду (п. 3 стр. 105). 75 , 172 . БУЕР . Требование присылки оного и четырёхвёсельной верейки с матросами для надобностей Св. Синода. 65 . Взятие на буер временно из канцелярии стольника Потёмкина квартирмейстера и посылка к нему трёх человек для обучения квартирмейстерскому и матросскому делам. 125 . БЕГЛЫЕ . Определение об отдаче их из сёл духовного ведомства. 48 . В ВЗЯТКИ . Предостережение губернаторам, вице-губернаторам, воеводам и посланным от них для поверки ревизских сказок в бывшие патриаршие, архиерейские, монастырские и церковные вотчины отнюдь не брать взяток. 127 . Запрещение подьячим, находящимся в Приказе Церковных Дел при раскольничьих делах, брать взятки. 236 . Внушение лицам, посылаемым для розыска раскольников, не брать с крестьян взяток. 269 . ВИЦЕ – ГУБЕРНАТОРЫ . См. Губернаторы . ВИЦЕПРЕЗИДЕНТЫ СВ . СИНОДА . Им назначается жалованье по 2500 рублей в год. 225 . ВОЕВОДЫ . Запрещение им вмешиваться в сбор денег с раскольников. 119 . Предостережение не брать взяток с крестьян бывших патриарших, архиерейских, монастырских и церковных вотчин и не чинить им обид и налогов, а их угодьям порчи и вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В  XIX веке, когда славянофилы решили восстановить исторические корни России,  в первую очередь поднялся вопрос –  в чем особенность русского православия?  Самарин Ю.Ф. в своей магистерской диссертации попытался определить границы между русским православием,  латинством и протестантизмом, и обнаружил, что митрополит Стефан Яворский (местоблюститель патриаршего престола с 1701 по 1720) защищал русское православие от протестантов доводами  кардинала Беллармина, а архиепископ Феофан Прокопович (вице-президент Св. Синода с 1721 г.), защищал русское же православие от  латинов доводами Меланхтона и Буддея. Таким образом «русское православие» свелось  к форме, в содержание которой вкладывали латинские или протестантские идеи, совершенно забыв, что подняло и возвысило когда-то Северную Русь. Богословие свт. Григория Паламы  имеет мало общего с сухой схоластикой пришедшей к нам с Запада. Оно исходит из христианского учения о человеке.  Важнейшее значение здесь имеет идея об образе Божием в человеке, так как из нее выводится обоснование онтологического реализма исихазма. Еще св. Григорий Богослов говорил, что «в человеке есть искра божества» – это дух, вложенный в душу человека при сотворении, который выделял его из тварного мира, через который человек мог свободно общаться с Богом в раю. Св. Григорий Палама развивает эту богословскую интуицию: «Бог Своей Божественною благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя» ]. Таким образом, человек есть существо тварно-нетварное, с тварным телом и душою и нетварным духом, то есть его реально можно назвать богочеловеком. После грехопадения человек потерял возможность участия в Божественной жизни , однако образ Божий сохранился в душе человека, как поясняет прп. Симеон Новый Богослов: «как под пеплом тлеет божественный огонь, потому-то и человек может одухотвориться, что ему дано при творении нечто от Духа» ]. Св. Григорий связывает эту возможность с пришествием в мир Иисуса Христа, потому что путь, который указал Сократ — «познай самого себя» — не имел успеха до Христа – внутри  себя человек увидел только «пучину злочестия» 1.1.10], так как в пораженной страстями  природе человека дух его был закрыт от умственного взора.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

Первыми семинариями, или, точнее, архиерейскими школами были: черниговская, ростовская, тобольская, новгородская, устроение которых местными архиереями, по образцу киевской и московской академий, относится к самым первым годам XVIII столетия. Со времени же учреждения Святейшего Синода (1721 г.), и высшая духовная власть показывает особенную заботливость об учении «церковнических детей, в надежду священства определенных», но состояние духовных училищ остается по прежнему на попечении преимущественно местных архиереев. Выдающимся организатором духовного просвещения и семинарского устройства был псковский епископ и виде-президент св. Синода Феофан Прокопович , который подробно определил в «Духовном регламенте» цель, характер и объём духовного образования, составлял учебные руководства и сам основал школу в С. Петербурге, называвшуюся семинариею, на реке Карповке, с курсом не специально богословским только, для которой написал и особую инструкцию. 1 Другой известный деятель по части духовного просвещения, особенно в Петербургском крае, был Феодосий Яновский, первый устроитель этого края по церковным делам, архимандрит Александро-невского монастыря, а с 1721 года и новгородский архиепископ, также и вице-президент св. Синода По его приказанию, в сентябре 1721 года, при Александро-невском монастыре открыта архимандритом Варлаамом Голенковским первая школа, для обучения славянскому чтению и письму, 2 также грамматике и цифири, а в свободное время и музыке с живописью, названная грамматическою или словенскою. Впоследствии в ней введены и языки, греческий с латинским, почему с конца 1725 г. она и переименована в славяногреко-латинскую Александроневскую семинарию архимандритом Александроневского монастыря и советником св. Синода Петром Смеличем, с назначением ее преимущественно для детей священно-церковнослужительских, чтобы образовать достойных служителей церкви. Из первых, более выдающихся руководителей и наставников этой школы, после двух учителей, вызванных из новгородских училищ, были: вызванный из Москвы, грек Афанасий Скияда, именовавшийся профессором (классических языков); потом (с 1734 г.) ученый датчанин Адам Селлий в православии Николай, а в монашестве Никодим, бывший смотрителем и учителем латинского языка; с 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Духовному Регламенту, св. Синод должен был состоять из 12 членов, избираемых из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов, при чем только трое из них должны быть непременно из архиереев. Однако манифест об учреждении Духовной Коллегии 25-го января 1721 г. повелевает заседать в ней лишь 11-ти членам: президенту, двум вице-президентам, четырём советникам и четырём асессорам. – После смерти Петра Вел., в 1726 г., президент стал называться первенствующим членом, а прочие присутствующие – членами Синода. – По штату 1763 г. (при Екатерине II), положено быть в св. Синоде трём архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею. В настоящее время личный состав Присутствия св. Синода состоит, по штату 9-го июля 1819 г., из семи лиц, исключительно архиереев, из которых один называется «первенствующим членом»; прочие «членами» и «присутствующими». Члены назначаются пожизненно именными Высочайшими указами, даваемыми св. Синоду, обыкновенно из митрополитов и из старейших архиереев. Присутствующие вызываются Высочайшими повелениями из числа епархиальных архиереев для временного присутствования в Св. Синоде, впредь до объявления Высочайшей воли об обратном их возвращении в свои епархии. Таким образом современный состав Синода вполне соответствует церковным канонам, по которым членами собора могут быть только епископы. – При вступлении своём в должность, они дают присягу по форме установленной ими. Петром Великим. – Ни члены, ни присутствующие в Св. Синоде не освобождаются от управления вверенными им епархиями; но, по указу 14 октября 1865 года, св. Синодом может быть разрешена им временная отлучка из С.-Петербурга в их епархии. Заседания Присутствия Св. Синода происходят три раза в неделю (в понедельник, в среду и в пятницу), исключая летнего времени (когда число заседаний сокращается) и некоторых недель великого поста. Для решения дела требуется согласие всех членов, при чем первенствующий член имеет равный с прочими голос; в случае же разногласия, по представлению Обер-прокурора, дело докладывается Государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот одно из первых проявлений этого погибельного страха: что скажут иностранцы о нашей жизни, как они посмотрят на выражение наших религиозных чувств? Как известно, обычай этот благополучно процветает доселе, и очень понятно желание верующих украсить чтимые святыни. Учреждение Св. Синода. — Меры к упорядочению религиозного строя. — Взгляды Петра на монашество. — Оценка тех и других. При патриаршем управлении Церковь была независима от государства, и лицо патриарха как бы равнялось лицу государеву. Это казалось Петру неправильным и не безопасным. Он решился ввести Церковь в общий порядок государственной жизни, подчинить ее общей системе государственного правления, как одну из его ветвей, и духовное правительство сделать коллегией наряду с прочими. Церковь и духовенство становились в общую подсудность государству по всем своим делам, исключая догматов и канонов. Звание патриаршее уничтожилось само собою.[ 2 ] Состояла духовная коллегия первоначально из президента (Стефан Яворский), 2 вице-президентов (Феодосий Яновский и Феофан Прокопович), четырех советников и четырех ассессоров. Главной задачей, возложенной на духовную коллегию, было улучшение духовной жизни народа. В нем были распространены самые грубые суеверия, не было часто самых основных понятий о вере и о христианской жизни. Один за другим стали выходить указы, имеющие целью преобразовать религиозную жизнь народа. Многие из этих указов интересны тем, что рисуют нам религиозно-бытовые черты тогдашнего общества. 20 марта 1721 г. объявлен указ, «чтоб обретающееся в Москве на Спасском мосту[ 3 ] и в других местах листы разных изображений и службы, и каноны, и молитвы, которые сочинены и сочиняются разных чинов людьми самовольно, письменные и печатные, без свидетельства и позволения, описав, все отобрать в Приказ духовных дел и запечатав держать до указу». В апреле месяце вышел указ о прекращении, действительно, безобразного суеверного обычая: «В российском государстве по городам и селам от невежд происходит некоторое непотребство; а именно: ежели кто не бывает во всю светлую седмицу Пасхи у утрени, того обливают водой и в реках и прудах купают. И хотя себе простой народ делает все будто на забаву праздничную, однако от той суетной забавы делается не токмо здоровью, но и животу человеческому тщета, ибо оным от невежд купанием в глубинах иногда людей потопляют или разбивают, а сонных и хмельных внезапным облиянием ума лишают». Добавляя, что этот обычай есть воспоминание языческого праздника Купалы, указ приказывает обычай «весьма истребить».

http://pravmir.ru/bez-patriarxa-uchrezhd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010