Сознавали необходимость организации надзора сподвижники Петра в производстве реформ, в особенности те, которые занимались составлением проектов регламентов для коллегий. Составитель Духовного Регламента несомненно знал – какое значение в государственном управлении придавал великий преобразователь органам надзора. Всем содержанием составленного им Регламента внушалось Духовной Коллегии иметь неослабное и строгое «смотрение» за всем, что касается «духовных, действий». Св. Синод, конечно по предложению влиятельного в нем второго вице-президента и составителя Регламента, в одном из первых своих заседаний, чрез полмесяца после своего открытия, 1 марта 1721 г. учредил для осуществления надзора «инквизиторов» при Синоде, в Москве и во всех архиерейских епархиях 20 . В самом начале 1722 г. именным указом, данным сенату 12 января, учреждено: быть при сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а в каждой коллегии – прокурору 21 ; 11 мая того же 1722 года Государь, будучи в Сенате, повелел быть в Св. Синоде Обер-прокурору и дать ему инструкцию. В тот же день именным указом повелевалось: «Во всех коллегиях сделать регламенты против Адмиралтейской Коллегии, только, где потребно, имена переменить; а анштальт (учреждение) чтоб был весьма сходен во всех порядках» 22 . В Регламенте Адмиралтейской Коллегии, утвержденном монархом 5 апреля 1722 г. 23 , изложено шесть статей о должности прокурора (II гл. артикулы 1–6). В том же году были учреждены должности прокуроров в сенатской конторе и в надворных судах. Таким образом создался сложный и организованный институт, название которого заимствовано, по всей вероятности, из французского государственного права. Из сказанного нами о происхождении его, – думаем, можно вывести, что должность Обер-прокурора в Св. Синоде, в значении органа государственного надзора, «ока царева» и оберегателя («стряпчаго») государственных дел, учреждена как необходимая, по историческому развитию органов надзирающей власти и по принципам коллегиального устройства государственных учреждений, составная часть Духовной Коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1721 по 1741 год) Часть первая. С основания св. Синода до закрытия тиунской палаты (с 1721 по 1730 год) В 1721 году учрежден в Санкт-Петербурге, взамен патриаршества, существовавшего в Москве, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод. По случаю открытия его, в Троицком соборе, в присутствии государя Петра и всего генералитета, отслужена была 14-го февраля божественная литургия. Преосвященный Феофан, епископ псковский, говорил проповедь , которая напечатана в собрании его сочинений (СПб., 1761 г., ч. 11). Начались заседания св. Синода. В состав его входили: президент, высокопреосвященный Стефан Яворский , митрополит рязанский; вице-президенты: Феодосий, архиепископ новгородский и Феофан, епископ псковский; советники: архимандриты монастырей – Ипатского – Гавриил Бужинский, Симонова – Петр Смелич, Высокопетровского – Леонид, Донского – Иерофей Прилуцуий; ассессоры: священник Анастасий Кондоиди, протопопы: троицкий Иоанн Семенов 1-й, петропавловский – Петр Григорьев и иеромонах Варлаам Овсянников, угрешский игумен. Овсянников, бывши асессором, состоял вместе и обер-секретарем св. Синода. С 1722 года обер-прокурором при св. Синоде был полковник Болтин. Канцеляристами также были светские люди, и занимались они перепиской и рассылкой бумаг. С учреждением св. Синода, в судьбе Санкт-Петербургской епархии произошла радикальная перемена. Санкт-Петербург с новозавоеванными городами и местностями был отделен от Новгородской епархии. Контора Невского монастыря также потеряла для него значение правительственного места. Ибо и сам Невский монастырь с конторой, состоя в Санкт-Петербурге, в церковно-административном отношении находился под управлением новгородского архиепископа Феодосия. По возведении в сан новгородского архиепископа, Феодосий стал именоваться и был первым священно-архимандритом Святотроицкого Александро-Невского монастыря. Но для Санкт-Петербурга с новозавоеванными городами, при отделении от новгородской епархии, не был назначен и посвящен особый епископ. Вся эта местность поставлена была под непосредственное ведение св. Синода и в бумагах писалась так: Санкт-Петербургская епархия святейшего Синода, также синодальная область. Такое положение Санкт-Петербурга взято с примера существовавшей до того времени патриаршей области, отдельныя части которой разбросаны были в разных епархиях. В Санкт-Петербургской епархии находились и вотчины, подлежавшие синодальной команде, в уездах: Шлиссельбургском, Копорском и Ямбургском. Таким образом, св. Синод, в целом составе своем, был, так сказать, епископом Санкт-Петербургской епархии. Дела, касавшиеся местно этой епархии, в 1721 году подписывались почти всеми его членами. В подписях стоят имена: Феодосия, архиепископа новгородского, Феофана, епископа псковского; архимандритов: Петра, Леопида, Иерофея; священника – Кондоиди; протоиереев: Иоанна и Петра, и обер-секретаря Овсянникова. Священник Кондоиди, грек, в протоколах подписывался на природном своем языке: Αναστσιος ιερας Κοντοεος.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В нее поступали дела таких лиц, которые лично вызывались в синод или содержались в преображенской канцелярии 272 . Указом св. синода от 7-го декабря 1721 года повелевалось: „по отъезде своем в Москву, в С.-Петербурге у отправления синодальных и конторы тиунской дел быть асессором: троицкому протопопу Иоанну Семенову, петропавловскому протопопу Петру Григорьеву... А при них, асессорах, для управления дел, по примеру против должности секретарской, быть коммиссару Семену Дьякову, и как в смотрении и отправлении дел, так и за приказными людьми надзирание иметь и самому по должности отправление чинить с повеления оных асессоров 273 . В таком виде тиунская палата просуществовала до 1727 года, когда она была закрыта. Где св. синод имел свои заседания до 10-го марта 1721 года, об этом сведений не имеется. Известно только, что предшествовавшее открытию его заседание (9-го февраля 1721 года), происходило на Александро-Невском подворье 274 , которое, по преданию, находилось на Адмиралтейской площади, там, где стоит ныне дом, занимаемый канцеляриею С.-Петербургского градоначальства. На этом подворье жил тогда вице-президент св. синода и архимандрит Невского монастыря Феодосий, архиепископ новгородский и великолуцкий. 10-го же марта 1721 года св. синод просил государя отдать ему двор князя Матвея Гагарина. на что и последовало высочайшее соизволение 275 . Вследствие этого св. синод 16-го марта 1721 года постановил такой приговор: „оной князь Матвея Гагарина двор принять, с обыкновенною всякаго строения и обретающагося в нем описью, и для ведома о том дворе, в чьем он ведении, послать его великаго государя указ“. Указ был послан 17-го марта бригадиру и лейб-гвардии майору Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову. Дом князя Гагарина требовал починки, произвести которую св. синодом было поручено коммиссару Семену Дьякову 276 . В этом доме, находившемся на Петербургской стороне, св. синод в рассматриваемое нами время и имел свои заседания. В Москве, куда св. синод очень часто отправлялся в первые годы своего существования, заседания его происходили в бывшей патриаршей крестовой палате, где даже устроено было царское место с бархатным балдахином 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛЕОНИД , архимандрит Высоко-Петровского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–44, 41, 50–56, 58, 60, 61, 64–71, 73–75, 77, 78, 80–102, 104–126, 128–136, 139–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–200, 202–204, 208, 345, 347. (Смелич), архимандрит Симоновского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30, 32, 34, 36–45, 47–49, 51–56, 58, 60, 61, 64–69, 74, 77, 78, 80–88, 90, 94, 96–102, 104–107, 109, 111–124, 126, 128–135, 139–146, 148, 157–163, 167–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189, 190, 205, 210–213, 215–222, 224, 235–262, 264, 267–273, 275, 277–279, 281, 288–297, 299–302, 304–310, 314–317, 319, 321–331, 334, 336–341, 343–345, 347. (Григорьев), протоиерей С.-Петербургского Петропавловского собора, асессор Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–42, 44, 45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–69, 72, 75, 77, 78, 80–98, 100–102, 104–126, 128–131, 135, 136, 139–147, 149–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–195, 197, 199, 200, 202–205, 208–213, 215–222, 224, 226–229, 231–259, 261, 262, 264–271, 273, 274, 277–296, 299–302, 314–317, 319, 321–331, 333–339, 343, 344. СТЕФАН (Яворский), митрополит Рязанский, президент Св. Синода: 64, 82, 88, 90, 105, 109, 112, 125, 131, 135, 136, 139, 141–151, 167, 171–177, 179–182, 190, 193–200, 202–205, 208–213, 217–222, 224, 228, 281, 288, 347. ФЕОДОСИЙ (Яновский), архиепископ Новгородский и архимандрит Александро-Невского монастыря, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–38, 40, 42, 58, 60, 61, 64, 65, 71–75, 77, 78, 81–91, 93–102, 104–107, 109–126, 128–136, 139–163, 166–168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–193, 195–200, 202–205, 208–213, 215–217, 219–222, 224, 226, 228, 229, 231–255, 257, 260–262, 264, 267–272, 275, 277–279, 281–286, 288–297, 299, 301, 302, 304, 305, 317, 321–327, 329–331, 347. ФЕОФАН (Прокопович), архиепископ Псковский, вице-президент Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–45, 47–52, 54, 55, 60, 61, 64–70, 72–73, 75, 77, 78, 80–85, 88–102, 104–126, 128–136, 139–155, 157–163, 167, 168, 171–177, 179–182, 184–187, 189–194, 196, 202–204, 208–213, 215–222, 224, 226, 228, 229, 231–246, 250–257, 260–262, 264, 267–270, 273, 275, 277–279, 281, 283–285, 288–297, 304, 305, 321–327, 345, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первыми семинариями, или, точнее, архиерейскими школами были: черниговская, ростовская, тобольская, новгородская, устроение которых местными архиереями, по образцу киевской и московской академий, относится к самым первым годам XVIII столетия. Со времени же учреждения Святейшего Синода (1721 г.), и высшая духовная власть показывает особенную заботливость об учении «церковнических детей, в надежду священства определенных», но состояние духовных училищ остается по прежнему на попечении преимущественно местных архиереев. Выдающимся организатором духовного просвещения и семинарского устройства был псковский епископ и виде-президент св. Синода Феофан Прокопович , который подробно определил в «Духовном регламенте» цель, характер и объём духовного образования, составлял учебные руководства и сам основал школу в С. Петербурге, называвшуюся семинариею, на реке Карповке, с курсом не специально богословским только, для которой написал и особую инструкцию. 1 Другой известный деятель по части духовного просвещения, особенно в Петербургском крае, был Феодосий Яновский, первый устроитель этого края по церковным делам, архимандрит Александро-невского монастыря, а с 1721 года и новгородский архиепископ, также и вице-президент св. Синода По его приказанию, в сентябре 1721 года, при Александро-невском монастыре открыта архимандритом Варлаамом Голенковским первая школа, для обучения славянскому чтению и письму, 2 также грамматике и цифири, а в свободное время и музыке с живописью, названная грамматическою или словенскою. Впоследствии в ней введены и языки, греческий с латинским, почему с конца 1725 г. она и переименована в славяногреко-латинскую Александроневскую семинарию архимандритом Александроневского монастыря и советником св. Синода Петром Смеличем, с назначением ее преимущественно для детей священно-церковнослужительских, чтобы образовать достойных служителей церкви. Из первых, более выдающихся руководителей и наставников этой школы, после двух учителей, вызванных из новгородских училищ, были: вызванный из Москвы, грек Афанасий Скияда, именовавшийся профессором (классических языков); потом (с 1734 г.) ученый датчанин Адам Селлий в православии Николай, а в монашестве Никодим, бывший смотрителем и учителем латинского языка; с 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159 . Воспрещается им подавать в Св. Синод прошения о переводе в другую епархию. 168 . Избрание кандидатов на праздные Киевскую митрополию и Черниговскую архиепископию совершается с ведома гетмана Запорожских войск Скоропадского, который высылает кандидатов в С.-Петербург для представления Государю. 14 , 177 . Обязанность определённых от Синода инквизиторов наблюдать за действиями архиереев (стр. 403). 348 . Иноземные греческого исповедания . Дозволение митрополиту Фиваидскому посвящать в бывшей патриаршей области ставленников и взимать за это с них определённый сбор; разрешение выдавать из Казённого Приказа иноземным архиереям греческого исповедания определённые пошлины против российских архиереев по прежнему. 63 . Ж ЖАЛОВАНЬЕ : Епископам : Иннокентию Переяславскому по 1300 р. в год. 40 . Алексею Вятскому по 1200 р. в год. 199 . Жёнам солдат и драгунов . Производство им хлебного жалованья на 1721 год из тех же монастырей, которые их дотоле содержали. 243 . Иеромонахам : Проповеднику Кохановскому по 300 р. в год. 220 . Определённому ко двору Герцогини Мекленбургской из Коллегии Иностранных Дел. 282 . Корабельным, живущим на острове Котлин, из Адмиралтейской Коллегии без задержания в начале или в половине трети. 304 . Канцелярии полковника Плещеева дьяку и подьячим. Из сборных с раскольников денег по мере их канцелярского труда. 144 . Мастерам пенечного дела. 134 . Монастырю Новинскому. Производство окладного хлебного и денежного жалованья игумену и братии. 102 . Отставным воинским чинам. Запрещение выдавать оное впредь офицерам и солдатам, присланным на пропитание в Чудов монастырь, без указа от Св. Синода. 100 . Запрос Сенату: откуда и по каким окладам производить жалованье присылаемым в монастыри на пропитание офицерам и солдатам. 111 . Приказа Церковных Дел подьячим. Производство им денежного и хлебного жалованья. 236 . Св. Синода : президенту, вице-президентам, советникам, асессорам и обер-секретарю. 325 . Секретарю, нотариусу, регистратору и подьячим старым, средней статьи и молодым на сентябрьскую треть 1721 года. 297 . Комиссару, определённому при Св. Синоде от Монастырского Приказа, из сумм этого Приказа. 331 . Денежное и хлебное поручику, унтер-офицерам и солдатам, присланным из полков лейб-гвардии для службы при Св. Синоде. 98 . Судье Тиунской Конторы по 600 р. в год. 323 . Учителям и ученикам. Разрешение выдавать жалованье учителям духовных училищ Тобольской и Сибирской епархий из сумм этой епархии. 21 . Производство жалованья ученикам из иностранцев, поступившим в Славяно-латинские школы и принявшим русское подданство, наравне с учениками из русских. 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устрояя дела внешние и государственные, Петр В. обратил свое внимание и на дела церковные. В 1721 году (14-го февраля) он открыл Духовную Коллегию, вскоре переименованную Святейшим Правительствующим Синодом. Через два года присланы были и от восточных патриархов грамоты, в которых патриархи утверждали учреждение Святейшего Синода и соглашались признавать его своим братом с властью, равной патриаршей. При своем учреждении Святейший Синод состоял: из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президентом был Стефан Яворскй, вице-президентами – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович , а прочими членами были и архиереи, и архимандриты; и протоиереи. Для большей свободы в заявлении своих мнений, положено было, чтобы настоятели монастырей и протопопы не выбирались членами в Синод в одно время со своими архиереями. По своим правам Св. Синод во всем был сравнен с Сенатом и наряду с последним подчинен государю. Отсюда члены его при вступлении в должность присягали считать государя своим крайним судьей и наблюдать все государственные интересы. Представителем верховной власти государя в Синоде сделан был обер-прокурор из светских лиц. Как око государя и стряпчий по делам государственным, обер-прокурор должен был наблюдать за решением дел в Синоде и останавливать неправильные решения, донося о них государю. Основанием действий Св. Синода кроме Слова Божия, правил соборных и отеческих назначен был духовный Регламент. При этом Синоду дано право издавать по духовному ведомству новые законы и пополнять свой Регламент. В делах, касающихся совместно ведомств церковного и государственного, Св. Синод должен был входить в сношение с Сенатом. В отсутствие государя общие решения Синода и Сената должны были иметь силу решений верховной власти. Св. Синоду поручено было наблюдать за чистотой веры и благочинием богослужения, искоренять суеверие, ереси и расколы, поверять сказания о святых, свидетельствовать открывающиеся чудотворные мощи, иконы, рассматривать духовные сочинения, наблюдать за церковным управлением, избирать епископов, разрешать их недоумение, судить их по жалобам, наблюдать за поведением духовенства и мирян, решать дела о браках и разводах, наблюдать за строением церквей и монастырей, заботиться о религиозном просвещении и материальных средствах церкви. Глава 3. Учение церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Верховской. 1. С. 264, 269, 271 и след., 312 и след., 685, 343 и след.; ср. работы Гурвича и Стефановича; Флоровский. С. 83 и след. Сохраняет свою ценность рецензия М. И. Горчакова на книгу Т. Барсова «Синодальные учреждения». СПб., 1896, в: Отчет о 40-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1899. Первый состав Святейшего Синода: 1) президент — Стефан Яворский; вице-президенты: 2) Феодосий Яновский и 3) Феофан Прокопович; советники: 4) Петр Смелич, архимандрит Симонова монастыря, 5) Леонид, архимандрит Высокопетровского монастыря, 6) Иерофей, архимандрит Новоспасского монастыря, 7) Гавриил Бужинский, архимандрит Ипатьевского монастыря; асессоры: 8) Иоанн Семенов, протоиерей Троицкого собора, 9) Петр Григорьев, священник церкви св. Сампсона, 10) Анастасий Кондоиди, греческий священник, который был пострижен в монахи 2 марта 1721 г. и затем назначен игуменом Толгского монастыря; с этих пор он упоминается в документах под именем Афанасий; с 14 февраля пятым асессором стал 11) монах Феофил Кролик; 18 февраля членом Синода был назначен 12) Феофилакт Лопатинский, архимандрит Заиконоспасского монастыря и ректор Славяно-греко-латинской академии. 3 марта Петр Григорьев был назначен протопресвитером Петропавловского собора и отпущен из Синода и Феофилакт Лопатинский занял место пятого советника. Таким образом, Синод состоял теперь из 11 членов. Но 6 марта Петр повелел назначить «грека-бельца» Наусия (вероятно, священника) шестым советником (ПСПиР. 2. 115), он оставался в составе Синода до смерти, 11 февраля 1725 г.: Чтения. 1917. 2. Смесь. С. 7; ОДДС. 1. 665; ПСПиР. 2. 293. Не исключено, что Наусий был мирянином; см.: Барсов. Святейший Синод в его прошлом. С. 261, прим.; Верховской. 1. С. 10 и след.; Чистович. С. 73–98. Пекарский. 2. С. 501 и след.; ПСЗ. 6. 3754; Чистович. С. 105 и след. Полное заглавие записки Яворского было следующим: «Апология, или словесная оборона, о возношении явственном и воспоминании в молитвах церковных святых православных патриархов на уложение печатное от Святейшего Правительствующего Синода в преизящный Правительствующий Сенат поданное, противоответствующая от смиренного Стефана, митрополита Рязанского, благоразумному рассуждению преименитного правительствующего Сената предложенное, лета Христова 721, июня 9».

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010