Описание. Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов. Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада включают в себя белокаменные рельефами, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком. Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева . Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Собор, вид сверху Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле " елизаветинского барокко " . Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

— Но как же вы здесь прячетесь? — спросил Посейдон. — Почему они вас до сих пор не нашли? — Этот астероид очень велик и стар, — сказал старик. — К счастью, здесь много пустых заброшенных помещений, о которых не знает даже Хозяин. — Кто? — Хозяин корабля. Это робот. Но в отличие от остальных роботов он связан все время с кибернетическим мозгом корабля, и он — как бы его продолжение. Ему подчиняются все — и роботы, и ашиклеки. — Простите, — сказал Посейдон. — Так как мы попали сюда недавно, чуть больше часа назад, то мы еще многого не знаем. И ваши слова для нас не несут информации. Скажите нам, кто такие ашиклеки. — Я знаю, — сказала Алиса. — Это такие людишки. Одного мы взяли с собой, но потом отпустили. — Девочка права, — сказал старик. — Ашиклеки — это и есть космонавты. — Совершенно не похожи, — сказала Алиса. — Алиса, — вмешался Посейдон. — Если ты будешь прерывать, то мы два дня здесь просидим, а нам надо действовать. — Вы правы, — сказал старик. — Времени у нас немного. Но мы можем потратить еще несколько минут на рассказ… Может, вы голодны? У меня плохо с едой, вот видите, только каша и вода, хотите? — Нет, спасибо, — сказала Алиса. — Я не успела проголодаться, а Посейдон, сами понимаете, не ест. — Я понял, что вы робот, — сказал старик. — А мне приходится воровать пищу у ашиклеков. Когда все стихнет и все отдыхают, я пробираюсь к котлам и выскребаю их… — Ну рассказывайте, рассказывайте, — сказала Алиса. — Мы просто измучились от этих страшных тайн. Как получилось, что эти пираты захватили этот астероид? И почему их раньше не нашли? — Пираты? Это не пираты. Это наши братья по разуму. Гости из космоса. Давайте, я вам кое-что покажу. Старик поднялся и пошел в глубину склада, по узкому проходу между контейнерами. Путешествие оборвалось у небольшой винтовой лестницы, которая привела их на следующий уровень. Там был такой же склад, но дальняя стена его была в одном месте почему-то пробита. Из отверстия пробивался луч света. Туда и подвел их старик. Перед глазами Алисы расстилалась большая зеленая поляна. Правда, трава, если приглядеться, была ненастоящей, а пластиковой. Искусственными были и кусты, и деревья, и цветы. Низкий потолок над поляной был покрашен в голубой цвет, и на нем были нарисованы облака.

http://azbyka.ru/fiction/sto-let-tomu-vp...

– Ой, – сказала Сьюзен изменившимся голосом. – Погляди! Это… это не опасно? Люси увидела, что Аслан дует на ноги каменного великана. – Не бойтесь! – весело прорычал Аслан. – Как только ноги оживут, все остальное оживет следом. – Я совсем не то имела в виду, – шепнула сестре Сьюзен. Но теперь поздно было что-нибудь предпринимать, даже если бы Аслан и выслушал ее до конца. Вот великан шевельнулся. Вот поднял дубинку на плечо, протер глаза и сказал: – О-хо-хо! Я, верно, заснул. А куда девалась эта плюгавенькая Колдунья, которая бегала где-то тут, у меня под ногами? Все остальные хором принялись объяснять ему, что здесь произошло. Он поднес руку к уху и попросил их повторить все с самого начала. Когда он наконец все понял, он поклонился так низко, что голова его оказалась не выше, чем верхушка стога сена, и почтительно снял шапку перед Асланом, улыбаясь во весь рот. (Великанов так мало теперь в Англии и так редко встречаются среди них великаны с хорошим характером, что – бьюсь об заклад! – вы никогда не видели улыбающегося великана. А на это стоит посмотреть!) – Ну, пора приниматься за замок, – сказал Аслан. – Живей, друзья. Обыщите все уголки снизу доверху и спальню самой хозяйки. Кто знает, где может оказаться какой-нибудь горемыка пленник. Они кинулись внутрь, и долгое время по всему темному, страшному, душному старому замку раздавался звук раскрываемых окон и перекличка голосов: «Не забудьте темницы…» – «Помоги мне открыть эту дверь…» – «А вот еще винтовая лестница… Ой, посмотри, здесь кенгуру, бедняжка… Позовите Аслана!..» – «Фу, ну и духотища!.. Смотрите не провалитесь в люк… Эй, наверху! Тут, на лестничной площадке, их целая куча!» А сколько было радости, когда Люси примчалась с криком: – Аслан! Аслан! Я нашла мистера Тамнуса! Ой, пожалуйста, пойдем побыстрей туда! И через минуту Люси и маленький фавн, взявшись за руки, весело пустились в пляс. Славному фавну ничуть не повредило то, что он был превращен в статую, он ничего об этом не помнил и, естественно, с большим интересом слушал все, что рассказывала Люси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

— Ух ты! Темно-то как! — громко восклицала она. — Конечно темно, Мигг, — отвечала она себе. — А вот если б я стала принцессочкой, я б сама сияла-сверкала-землю-освещала. Ни одного уголка бы тёмным не оставила. Порассуждав таким образом, Мигг принялась напевать, и получилась у неё примерно такая песенка: Пока я не принцессочка, Пока я не Горошинка, Но буду я, но буду я Такою же хорошенькой. Как ты понимаешь, читатель, певицей Мигг оказалась никудышной, к тому же, чтобы услышать собственное произведение, она не пела, а орала во всю глотку. Тем не менее подобие мелодии в этой песенке всё-таки было, и кое-кто её всё-таки услышал. Когда Мигг завернула на очередной виток бесконечной винтовой лестницы и тьма за её спиной сомкнулась вновь, от стены отделилась крыса с красной тряпкой на спине и ложкой на голове. Роскуро пробормотал: — Да! Пой, девчонка! Именно этой песенки я всё это время и ждал! И он устремился вслед за Миггери Coy. Добравшись наконец донизу, Мигг прокричала в темноту: — Эге-гей! Я Миггери Coy, можете кликать меня просто Мигг. Я вам еду принесла. Господин подземельщик! Кушать идите! Ответа не было. Вокруг стояла тишина, но не тихая, не умиротворяющая, а грозная и гнетущая. Там и сям раздавались едва различимые, но пугающие звуки: тут струйки воды, точно змеи, шипя, скользили по стене; там, за тёмным углом, слышались стоны; и повсюду, спеша по своим делам, топотали крысы. Их острые когти скребли по камням и отчётливо цокали, а длинные хвосты шуршали, попадая на сухой пол, или расплёскивали вонючую кровавую жижу. Читатель, окажись ты в подземелье вместе с Мигг, ты наверняка бы услышал этот приглушённый, но зловещий шумок. И я услышала бы то же самое, случись мне оказаться в подземелье рядом с тобой. Мы с тобой наверняка бы до смерти перепугались и прижались бы друг к другу тесно-тесно. А что услышала Миггери Coy? Верно! Она не услышала ровным счётом ничего. И поэтому она ничегошеньки не боялась. Ни капельки. Мигг подняла поднос повыше, и слабое пламя свечи, колыхаясь, осветило целую гору ложек, мисок и котелков.

http://azbyka.ru/fiction/priklyucheniya-...

И купила эскимо… — А какой-то гражданин Вместе с палкой проглотил. Зрительный зал буквально сотрясается от ликующего хохота. . . . . . Генерал Верзилин, в пятигорском доме которого произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, однажды на вопрос, сколько у него детей, ответил: — У моей жены две дочери и у меня две, а всего три… Только три грации, а не четыре… Загадка на первый взгляд кажется очень трудной. Все, кому я задавал ее, начинали морщить лоб, сдвигали брови… А ответ простой: у Верзилиных была одна общая дочь и у каждого по падчерице. . . . . . Господин, говорящий очень важным и многозначительным тоном: — Я согласен с вами миллион раз. И еще раз — уже в упоении: — Я согласен с вами миллион раз!.. . . . . . Мой сосед по палате Николай Афанасьевич Василенко. Родился в 1901 году в большом (8000 жителей) селе на Украине. Родители рано умерли. Имущество продали за 300 рублей. Назначили опекуна. Николай Афанасьевич учился в министерском училище. Брат — в ремесленной школе. Старший брат — в учительской семинарии в Крыму. Деньги лежали в банке. Революция. Кинулись в банк — денег нет. Н. А. рано вступил в партию. Работал военруком. На город наступали махновцы. В городе человек семьдесят советских работников. Паника. Н. А. на колокольне — наблюдает. Видит, как тачанки с его товарищами уходят… Спускается с колокольни — навстречу по улице скачут человек тридцать махновцев. Он — в церковную сторожку. Там псаломщик проводит спевку хора. — А ну, прячься. Становись сюда, пой. Петь не стал, при нем наган и винтовка. Полез на чердак. Лестницу псаломщик убрал. — Сижу не шелохнусь, слышу, копыта цокают. Приподнял черепицу, смотрю, подъезжают к сторожке. Слышу, заходят в сторожку, говорят чего-то, ругаются. Ну, думаю, кончено. С жизнью, одним словом, прощаюсь. Думаю — буду стрелять. А последнюю пулю — сюда вот. Между прочим, трясет всего… Потом все замерло. Н. А. просидел на чердаке пять часов. Позже выяснилось, что в село ворвался лишь небольшой махновский разъезд. Их отогнали… . . . . .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

– Надо, ребята, спрятать вас, не, то скандал будет. И вот на время уборки Матиуша с Фелеком пристроили в убогой будке стрелочника. Жена стрелочника, женщина сердобольная, запричитала-заохала: ей от души было жаль мальчишек. Кроме того, ее разбирало любопытство. «У малых ребят скорей, пожалуй, что-нибудь выведаешь», – думала она. – Ох, детки, детки!.. Кто же гнал вас на войну? Сидели бы лучше дома да в школу ходили. Откуда вы? Куда едете? – Добрая хозяюшка, – хмуро ответил Фелек, – отец наш, сержант, уезжая на войну, сказал на прощание: «У хорошего солдата ноги – чтобы шагать, руки – чтобы винтовку держать, глаза – смотреть, уши – слушать, а язык – чтобы его за зубами держать, пока их ложка с солдатской похлебкой не разожмет. Винтовка в солдатских руках – защита, а болтливый язык – враг, который целый взвод погубить может». Откуда мы едем – военная тайна. Мы ничего не знаем и не скажем. Стрелочница от удивления рот разинула. – Скажите на милость, ребенок, а рассуждает, как старик. И правильно делаете, детки. Шпионов нынче как собак нерезаных. Напялит на себя мундир – не отличишь от нашего – и шныряет среди войска. Выспросит все, вынюхает – и айда к своим. Она преисполнилась к ним таким уважением, что не только чаем напоила, но еще и колбасы дала. Матиушу завтрак показался особенно вкусным, потому что перед едой ему удалось как следует помыться. – Королевский поезд! Королевский поезд! – послышался крик. Фелек с Матиушем влезли по приставной лестнице на крышу хлева, чтобы лучше видеть. – Едет, едет!.. Пассажирский поезд, сверкая большими зеркальными окнами, подошел к перрону. Оркестр заиграл государственный гимн. В окне промелькнуло хорошо знакомое Матиушу лицо военного министра. На миг их взгляды встретились. Матиуш вздрогнул и быстро отвернулся, испугавшись, как бы министр его не узнал. Но испуг его был напрасен. Министру, занятому важными государственными делами, было не до мальчишек, которые, стоя на крыше хлева, таращились на королевский поезд, – это во-первых. Во-вторых, когда обнаружилось, что Матиуш исчез, канцлер велел хранить это в строжайшей тайне, и военного министра провожал на вокзал фальшивый Матиуш. Но об этом речь впереди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=159...

В центре на небольшой высоте подвешен Лебедь – 10-тонный (625 пудов) колокол – самый большой в лавре. Размеры его относительно невелики, нижний диаметр (юбки) – 2,25 м, высота по вертикали – 1,6 м (с проушинами – 2,3–2,4 м). Массивный язык колокола свисает примерно на 0,5 м ниже края юбки колокола. Помощник главного звонаря раскачивает с помощью небольшого каната язык колокола, совершая равномерные удары об один или оба края колокола. Главный, опытный звонарь, поднимается на деревянную антресоль и занимает позицию перед восемью часовыми колоколами, отбивавшими «четверти» часов о помощью наружных молоточков, имеющих привод от программного механизма часов. К правой и левой руке звонаря подходят по 4 шнура от языков этих восьми колоколов, с помощью которых он совершает определенный трезвон. Справа и слева – по 2 колокола также небольшого размера. Под ногами этого же звонаря находятся 4 педали, которые через систему блоков связаны с языками среднего по размерам колоколов, висящих в остальных пролётах этого яруса: Варсонофьевским, Никоновским, «Старцев Собора» и Новым колоколом, подвешенным, очевидно, уже в наше время. Второй помощник звонаря отзванивает в маленькие колокольчики. В необходимых случаях (при звоне «во вся») третий помощник может с помощью ножной педали звонить в «Переспор», висящий в 4-м ярусе колокольни. В 3-ем же ярусе помимо колоколов находятся вход в деревянную винтовую лестницу, ведущую наверх и заключенную в относительно невысокую деревянную башню, и кончающуюся наверху наклонной лестницей, заключенной в короб, врезающийся в потолок 3-го яруса. Часовщикам, поднимающимся в этот зал, приходится преодолевать не только упомянутые лестницы, сплошь испачканные пометом голубей, спугивая их с насиженных ими здесь гнёзд, но и очень низкий лаз, который можно преодолеть, лишь согнувшись «в три погибели». Часовой механизм находится в особом застекленном помещении и собран на бронзовой станине общим размером примерно 1,5 х 1,8 х 0,8 м. Почти все детали механизма выполнены также, по-видимому, из бронзы и приводятся в движение 3-мя гирями, подвешенными на тросах, которые через систему полиспастов проходят на барабаны лебёдок. С помощью поворотной рукоятки и этих лебёдок раз в неделю все три гири поднимаются на исходную высоту. Каждая гиря имеет внушительные размеры: высота 50–60 см, диаметр 28–35 см, и соответственно вес, примерно, в пределах 350–400 кг, и ходят они в шахте между 4-м и 3-м ярусом высотой, вероятно, в 13–14 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06570

Из машины выскочил маленький ловкий лейтенант и крикнул Файнхальсу: – Собирайте вещички! Дело дрянь! Где ваш командир? Взглянув на погоны маленького лейтенанта, Файнхальс подумал: «Сапер, подрывник наверно». Он указал на мост и ответил: – Там он, на мосту. – Благодарю, – кивнул лейтенант и крикнул солдату в машине. – Подготовь все пока! – и пустился бегом к мосту. Файнхальс пошел следом. Приехавший майор в коричневом мундире внимательно осматривал мост, Дойссен давал разъяснения, а он понимающе кивал и даже одобрительно покачивал головой. А потом вместе с Дойссеном они не спеша вернулись. Но Дойссен скоро вышел из дома Темана, в руках у него был чемодан и все тот же гаечный ключ. Мюк вернулся с двумя пулеметчиками, саперным лейтенантом и артиллерийским унтер-офицером, который был без оружия, весь в грязи и едва держался на ногах. С лица у него градом катился пот, он был без фуражки и без вещей и никак не мог успокоиться, все показывал на лес и на высившиеся над лесом горы. Со стороны шоссе ясно слышался гул моторов. Маленький лейтенант кинулся к своей машине и крикнул: – Скорей! Скорей! Сидевший в машине солдат быстро вытащил несколько серых жестянок, какие-то картонные коробки, связку проводов. Лейтенант посмотрел на часы. – Семь, – сказал он, – у нас еще десять минут в запасе, – он переглянулся с Мюком, – ровно через десять минут мост взлетит на воздух. Сорвалась контратака! Файнхальс медленно поднялся по лестнице, собрал вещи, взял винтовку, потом спустился, сложил все па крыльце и пошел обратно в дом. Обе женщины, все еще полуодетые, переругиваясь, метались из комнаты в комнату и тащили оттуда все, что попадет под руку. Файнхальс посмотрел на мадонну; у ее ног увядали цветы. Он осторожно вытащил увядшие стебли, остальные, еще свежие цветы, собрал в букет и взглянул на часы. Было десять минут восьмого, из-за реки ясно доносился шум приближающихся машин, они, наверно, уже миновали деревню и вошли в лес. Все собрались па дворе в полном снаряжении. Лейтенант Мюк записывал в свой блокнот сведения о личности артиллерийского унтер-офицера, который сидел перед ним на скамье, все такой же измученный и растерянный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Мирамис одним прыжком оказалась возле меня, я обнял ее за шею и прижался головой к морде лошади, шепча ей на ухо: — Мирамис, моя любимая Мирамис! Лошадь посмотрела на меня своими преданными глазами, и я почувствовал, что она так же сильно тосковала без меня, как и я без нее. Посреди двора по-прежнему стоял столб, возле которого валялась цепь. И тут я понял, что Мирамис и была той черной лошадью, которую я видел ночью прикованной во дворе. А маленький жеребенок — тем самым жеребенком, которого рыцарь Като выкрал в Дремучем Лесу. Из-за этого жеребенка сотня белоснежных лошадей плакала кровавыми слезами. Теперь им не придется больше плакать. Скоро жеребенок вернется к ним обратно. — А что сталось с другими пленниками рыцаря Като? — спросил Юм-Юм. — Куда делись заколдованные птицы? — Поскачем верхом к озеру и поищем их там, — предложил я. Мы сели на спину Мирамис, а жеребенок побежал за нами изо всех сил. Мы выехали из ворот замка. И в тот же миг мы услыхали удивительный, страшный грохот. Позади нас что-то рухнуло, сотрясая землю. Это обрушился замок рыцаря Като, он превратился в груду камней. Не было больше ни башен, ни пустынных залов, ни мрачных винтовых лестниц, ни потайных окошек, ничего. Лишь большая груда голых камней. — Нет больше замка рыцаря Като, — сказал Юм-Юм. — Остались одни камни! — добавил я. С вершины скалы, на которой раньше стоял замок, к озеру круто спускалась узкая, опасная тропинка. Мирамис ступала по ней с величайшей осторожностью, медленно переставляя ноги, жеребенок следовал за ней. Так мы целыми и невредимыми добрались до берега. На каменной плите почти у самого подножия скалы собралась стайка малышей. Они, верно, ждали нас, потому что бросились навстречу с сияющими лицами. — О, да ведь это братья нашего друга Нонно, — сказал Юм-Юм. — А вот маленькая сестренка мальчика Йри и другие дети. Нет больше заколдованных птиц!.. Мы спрыгнули с лошади. Дети окружили нас. Они немного смущались, но были приветливы и радостны. Один из братьев Нонно тронул меня за руку и сказал тихо, словно боясь, что его кто-то услышит:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Полностью отреставрирована колокольня Вознесенского собора в городе Алагир Республики Северная Осетия — Алания 7 мая 2021 г. 16:08 Отреставрирована колокольня Вознесенского собора в городе Алагир Республики Северная Осетия — Алания. Колокольня является объектом культурного наследия федерального значения «Здание церкви и крепостная ограда, 1858 г. (Колокольня Свято-Вознесенского собора)». Это образец русской архитектуры XIX века. В 2014 году за счет средств федерального бюджета специалистами ФГУП «Спецпроектреставрация» был разработан проект реставрации колокольни с приспособлением к современному использованию. В 2017-2018 годах выделено финансирование на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте. Подрядной организацией ООО «Артис» выполнено усиление фундаментов, реставрация кирпичной кладки стен, штукатурки, интерьеров первого этажа колокольни и пристройки. Изготовлены и установлены винтовая лестница, ограда звонницы, оконные и дверные заполнения. Проведены работы по устройству обрешетки и стропильной системы, железобетонных перекрытий. Для продолжения и завершения реставрации в полном объеме потребовалась доработка проекта в части рабочей и сметной документации по инженерным разделам, что было выполнено в 2019 году ООО «СКИФОС-РСК». В 2019 году заключен государственный контракт на продолжение реставрационных работ по колокольне. Министерство культуры Российской Федерации определило подрядчика — ООО «СКИФОС-РСК», который выполнил работы по облицовке фасадов, кровельные работы, работы по изготовлению и золочению крестов, по внутренней отделке помещений, устройству полов, отмостки и инженерных сетей (вентиляция, пожарная сигнализация, система видеонаблюдения и оповещения). В настоящее время все ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Колокольня Свято-Вознесенского собора» завершены в полном объеме. Высочайшим повелением императора от 27 февраля 1850 года было определено строительство в Терской области близ селения Салугардан Алагирского серебряно-цинкового завода на базе Садонского месторождения. Возникший около завода поселок назвали Алагиром.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010