Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя - самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г. Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался " святой шатер " , поставленный на тонкие колонки. Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36 Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Большое Окулово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Первые известия о селе Окулово находим в окладных книгах XVII века за 1676 год. По этим книгам в Окулове значится церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня; при церкви двор попа Стефана, дворы пономарский и Просвирницын, в приходе 80 крестьянских дворов. В числе приходских деревень здесь упоминаются деревни Липня и Севастлейка. В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо неё построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, в приделах же — во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Эта деревянная церковь была разобрана в 1861 году и перевезена в Липню при открытии там отдельного прихода. В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С.С. Уварова в Окулове был построен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме было три: главный — в честь воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и св. муч. Флора и Лавра. Из воспоминаний Ф.П. Серёгина, жителя с. Б.Окулово: «В летней церкви хоры были наверху, на балконе, туда вела винтовая лестница. Висело красивое паникадило в два яруса, диаметром два метра. На колокольне было всего семь колоколов. Большой самый — тяжкий, весил 302 пуда, 10 фунтов (около пяти тонн). На Пасху звонили весь день. Звонарем был пономарь Владимир из Монакова. Храмы Божии, как и все постройки, творились, создавались по промыслу Божию руками трудового простого люда. В селе имелась земская народная школа, построенная, как и храм, на средства помещика графа С.С. Уварова. Она открыта была в 1845 году, на 1897 год учащихся в ней было 108 человек». Погасли свечи и лампады, Божий храм осквернили, разграбили, а позже приспособили под склад, военную столовую, позднее под клуб, а потом был вовсе заброшен. Лишь в 1990 г. в короткий срок - 9 месяцев напряженной работы - двери воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра. Весной 1998 года начали возводить новую колокольню, и ровно через год состоялось торжественное освящение готового придела церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09877

Владимир. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Никитская церковь. Храм, посвященный великомученику Никите, был построен известным владимирским купцом Семёном Лазаревым в 1762-1765 гг. В архитектуре этого здания чувствуется связь с сооружениями типа трапезной церкви, но Никитская церковь всё же резко отличается от других церковных строений XVIII в.  В своей основе церковь больше была похожа на роскошный трёхэтажный дворец. На каждом этаже был свой иконостас. Свет лился из огромных боковых окон, и от этого церковные залы были похожи на помещения для балов и танцев. Снаружи декор здания был выполнен в стиле барокко. Колокольня церкви поражает своей стройностью и красотой внешнего убранства».   Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр.95 В 1970-х г.г. в Никитскую церковь из Княгинина монастыря переезжают проектные отделы Владимирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Здание церкви значительно перестраивается внутри под нужды проектной организации и в интерьерах полностью становится светским. Появляется третий этаж с просторным помещением для проектировщиков. Кроме того устраивается и четвертый, мансардный этаж, с деревянной винтовой лестницей, где размещается служебное хранилище икон, древних сосудов, археологических предметов, деревянной крестьянской утвари, архитектурных деталей мелкой пластики (изразцы, кованые ручки, навески и т.п.). В церкви также имеется подвальное помещение, первоначально используемое под отопление дровами/углём, затем под склад, помещение отдыха, служебное помещение для хранения инвентаря. В конце 1980-х площадка звона колокольни застеклена под смотровую, церковь в очередной (последний раз) реставрирована фасадами с характерной покраской зелено-белыми колерами. Выполнена вновь позолота глав и крестов. В настоящее время Никитская церковь занята проектными отделами управления " Владимирреставрация " . Архитектура храма скопирована в Троицкой церкви г.Дмитрова (МО) .

http://sobory.ru/article/?object=01773

Выкса. Кафедральный собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова устроена в 1773 г. тщанием братьев-заводчиков Ивана и Андрея Родионовичей Баташевых. Храм расположен на возвышенном месте посреди церковной площади, образованной домами бывшей слободы Верхнего доменного завода. Вот уже более двух столетий Христорождественская церковь является главным и особо почитаемым храмом Выксы. Все это время выксунцы и гости восторгаются величественным внешним видом этого храма. Вот как описывает его путешественник XIX века: «Холодная церковь с высоким куполом и богатым в готическом стиле иконостасом, а между ею и колокольнею в том же строении два придела, составляющие Теплую церковь с колоннами, под мрамор сделанными… В паперти поставлен приличный памятник г. Баташеву, состоящий из большого цельного гранита, образующего саркофаг, ярко вышлифованный и украшенный бронзовыми барельефами». В 30-е годы XX века церковь неоднократно закрывали, а настоятеля о. Петра Смольянинова - арестовывали. Окончательно службы прекратились в 1937 г. Храм был закрыт, а священник Петр репрессирован. Но и тогда некоторое время храм был заперт и охранялся, до тех пор, пока во время войны в нем не была организована офицерская столовая, а потом - последовательно – конюшня, заправка, пожарная станция… Долгие десятилетия раскрытое и разрушающееся здание было предметом хищничества и вандализма. Спустя много лет, в мае 1988 г., прибывший в Выксу молодой священник о. Геннадий Колоколов обнаружил вместо великолепного здания голые стены (без кровли) с росшими на них деревьями. Он начал сначала «отвоевывать» храм у властей, а затем – реставрировать поруганную святыню. До и во время реставрации служба проходила в молитвенном доме на ул.Орджоникидзе, 38. Впоследствии он был снесен, а на этом месте построен более просторный молитвенный дом. Там установлен иконостас, часть которого была изготовлена из гипса, а другая - из дерева. Сам престол, по благословению митрополита Николая (Кутепова), был освящен по иерейскому чину в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В молитвенном доме служба проходила до 1 декабря 1990 г. После освящения храма в молитвенном доме служили только в Престольный праздник 21 сентября. Потом дом стал домом священника. Реставрация храма Рождество Христова закончилась в 1990 г. На сегодняшний день храм полностью восстановлен и имеет, как и в прежние времена, три престола. Два из них освящены: 1990 г. – правый, в честь св. чуд. Николая, 1991 г. – главный Рождества Христова. В летней части храма есть две винтовые чугунный лестницы, ведущие на балкон. По карнизу располагаются лепные изображения ангелов. Полы зимней части - деревянные, а в летней – мраморные. Иконостас выполнен заново. В 2003 году специальным покрытием был позолочен купол колокольни. С мая 2004 г. в храме начата роспись стен.

http://sobory.ru/article/?object=02581

Гоща. Покровский Гощанский женский монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 1639. Адрес: Украина, Ровенская обл., пгт Гоща, ул. Шевченко, д. 3 Координаты: 50.597728, 26.670062 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1639 г. Современный вид сооружение приобрело в результате реконструкции 1888 г., когда над центральным объемом была возведена деревянная глава, главы, венчающие первоначально притвор и апсиду, заменены двускатными крышами (в связи с чем были повышены фасады), с обеих сторон апсиды появились низкие пристройки. Сложена из камня известняка и желобчатого кирпича, купола — только из кирпича. Толщина стен нефа 2,3 м, притвора— 1,5 м. Трехчастная, состоит из квадратных в плане притвора, нефа и апсиды, имеющей в современном состоянии внутренний полукруглый контур плана. Все три объема равновысокие (первоначально притвор и апсида были ниже), каждый из трех объемов перекрыт полусферическим куполом без барабана. Центральный купол имеет снаружи невысокий глухой восьмигранный барабан, конструктивно не отраженный в интерьере. Переход от квадратного объема к круглому осуществлен посредством сферических парусов. Прежде купола имели в завершении небольшие фонарики, от которых в настоящее время осталась лишь нижняя часть. Оконные проемы сохранили первоначальные слегка стрельчатые очертания. В северо-восточной стене нефа расположена винтовая лестница, ведущая на чердак. Несмотря на то, что в интерьере каждая из трех частей конструктивно выделена и носит характер купольного зала, внутреннее пространство воспринимается единым, его глубинному раскрытию способствуют высокие двойные арки, открывающие в неф притвор и восточную часть. Арки опираются на профилированные импосты пилястр. Памятник представляет собой редкий тип каменного культового сооружения и является произведением волынской архитектурной школы. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.305, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=29457

Диканька. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевский храм Карта и ближайшие объекты Храм возведён в 1794 году. Архитектор Н.А. Львов. При строительстве Николаевской церкви впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви. В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма. До сих пор остается тайной конструкция так называемых “воздушных печей”, размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры. Во время перестройки храма в 1851–1852 годах в церкви установлен иконостас из мореного дуба. Уникальная работа выполнена украинскими крепостными мастерами, которых для обучения искусству специально посылали в Италию. Вызывает восхищение прекрасная резьба по дереву, изысканным кружевом обрамляющая разных размеров иконы, написанные петербургскими художниками; как в золотом ореоле, в сиянии позолоты при зажигании свечей светятся фигуры святых. В 1810 году было введена в действие двухъярусная каменная колокольня Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска), но окончательное строительство ее из-за трудностей со средствами завершилось лишь в 1827 году. В 1930-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии. 16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13730

Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1070 и 1769. Адрес: Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40. Координаты: 50.416777, 30.569083 Проезд:маршрутным такси 193 до остановок " Выдубицкое озеро " или " улица Выдубицкая " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главным храмом монастыря была церковь Св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах все-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Петр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. Источник: Монастыри и храмы Киева Церковь основана в 1071 г. Построенная на утёсе вблизи днепровского берега. Она, по преданию, в 1181 г. обрушилась, но была в скором времени восстановлена. Сохранились прекрасно стены древней кладки. В середине XVII в. обновлена и украшена митрополитом Петром Могилой. Храм каменный, двухэтажный; в первом этаже – церковь чуда архистратига Михаила; во втором – Благовещения Пресвятой Богородицы. Световой барабан купола начала XVIII века снаружи украшен тройными пилястрами с подчеркнутыми завитками ионических капителей; барочные фронтоны окон прекрасно заполняют свободное поле стены между пилястрами. Купол перекрыт железной кровлей, окрашенной в синий цвет с золочеными звездами. Лестница на второй этаж древняя, каменная, винтовая, византийско-романского типа. Снаружи храм оштукатурен и обелен известью. С северной стороны, по древней штукатурке, надпись весьма слабого рельефа, неразборчивая. Живопись в храме подновленная, не представляющая интереса, мозаики нет. Иконостасы и царские врата как в первом, так и во втором этаже – деревянные, резные, золоченые. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.

http://sobory.ru/article/?object=05591

Мурованка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты " ...В Мурованке, деревне Щучинского района, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера... " http://globus.tut.by/murovanka/index.htm Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, д. Мурованка, Щучинский р-он, Гродненская обл. Знаменитый храм-крепость был возведен в 1524 г. в готическом стиле на пожертвования помещика Мацкевича. По архитектуре относится к храмам оборонительного типа. Он представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение с высокой двускатной крышей. Толщина стен достигает 2 м. Монументальная каменная постройка по углам закреплена цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перерастают в цилиндрические башни. Это создает эффект компактности и единства плана. Стены Маломажейковской церкви украшены декоративными элементами. Преимущественно это неглубокие ниши различных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кирпичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком, которые близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апсида и башни. Внизу через все здания проходит лента традиционного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол. Грандиозная снаружи, церковь кажется небольшой внутри из-за внушительной толщины стен. В церкви до наших времен сохранились две мраморные плиты, одна из них вмурована в южную стену и находится над гробом основателя храма. Вторая плита, большего размера, размещается немного выше первой. На ней отражены древние воинские доспехи и оружие польско-литовского войска.

http://sobory.ru/article/?object=11019

Мученики Трирские «Извините, закрыто! День святого Сильвестра!» — такую табличку разочарованный турист, решивший совершить променад по немецким магазинчикам, видит на двери немецкого супермаркета днем (!) 31 декабря. 19 января, 2010 «Извините, закрыто! День святого Сильвестра!» — такую табличку разочарованный турист, решивший совершить променад по немецким магазинчикам, видит на двери немецкого супермаркета днем (!) 31 декабря. Читайте также: Рождество в Ахене «Извините, закрыто! День святого Сильвестра!» — такую табличку разочарованный турист, решивший совершить променад по немецким магазинчикам, видит на двери немецкого супермаркета днем (!) 31 декабря. Германия весело справляет день святого папы Сильвестра (святого неразделенной Церкви, чья память в Русской Церкви совершается 15 января по новому стилю). Справляет, надо сказать, так, что нам бы впору поучиться – в маленьком немецком городе Трире, недалеко от французской границы, закрыты магазины и кафе. Собственно, а где и как еще гулять Новый год – недоумение на лицах российских туристов. А городок Трир весь на марафоне: с трех часов дня, вокруг главной площади спортивный забег – дети, взрослые, пожилые, подтянутые, в отличной форме, спортивных шортах, с бананами в качестве перекуса. Забеги продолжаются часа три, а потом город пустеет – святой Сильвестр – праздник семейный. Мы же, паломники, идем по опустевшим улочкам к католическому храму, перед самым входом сворачивая на винтовую лестницу, что ведет в нижний храм — крипту. Здесь еще один престол. Староста храма открывает перед нами, православными, врата. Сюда не пускают никого, даже своих прихожан – католиков. «Шесть лет назад здесь старостой  был добрейший человек. Регулярных групп тогда не было, мы пришли как первооткрыватели, наших прихожан привели, друзей. Он всегда пускал православных, открывал решетку без какого либо церемониала, дарил фотографии, рассказывал о святыни. После его кончины стало сложнее на некоторое время. Сейчас нас уже знают, встречают, зажигают к приходу групп свечи», — рассказывает гид паломнической службы апостола Фомы Тимофей Китнис. Хотя гидом его назвать сложно – он миссионер намного больше, чем гид: в единицу времени он успевает вместить не только интереснейшие факты об истории и культуре, но рассказать о Христе так, что открываются самые равнодушные сердца.  Так, когда уже, кажется, все посмотрели, и можно было бы паломников и на свободное время отпустить и самому пару часов передохнуть, тем более, что все косо посматривают на заманчивые вывески в супермаркетах, гласящие о небывалых «Sale! -70%»  скидках,  он приводит нас  к удивительному месту, где действительно «всякое ныне житейское отложим попечении».

http://pravmir.ru/mucheniki-trirskie/

Нерехта. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту " славного художника " и зодчего С.А.Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения. Церковь, как и Воскресенская, - в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения. Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличии от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х - начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - " Жертвоприношение Иакова " и " Моление о чаше " .

http://sobory.ru/article/?object=03118

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010