Появление вестготов на Балканах имело очень тяжелые и серьезные последствия, которые не могли предвидеть византийские императоры. Как только вестготы поселились на Балканах, у них начались стычки с византийскими чиновниками. Отношения вскоре приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. К тому же вестготов начали поддерживать и рабы империи. В стране сложилась опасная ситуация. Уже в качестве врагов империи вестготы переходят границу Мезии, продвигаясь на юг Балканского полуострова. В 378 г. близ Адрианополя вестготы разбивают римское войско, убивают главнокомандующего – императора Валента . Путь на Константинополь был открыт. Но в это время на престол входит император Феодосий I (379–395 гг.), которому удалось военными силами и дипломатией остановить продвижение вестготов вглубь империи. Чтобы умерить военный пыл вестготов, Феодосий I был вынужден пойти на предоставление им новых, более плодородных территорий на Балканском полуострове. Позже вестготам была предоставлена богатая и плодородная провинция Иллирия (на территории Югославии). После смерти Феодосия I в 395 г. империя делится между его сыновьями. На востоке, в Византийской империи начинает править Аркадий (395–408), а на западе Гонорий (395–423). Эти братья находились в состоянии постоянной вражды, втягивая в нее варварские племена. Аркадий натравливает вестготов против Западной Римской империи. Полководец императора Гонория Стилихон (по происхождению он был варваром) долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Для этого ему понадобились новые силы, и он отзывает из Британии римские легионы. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит. После смерти этого талантливого военачальника вестготы уже не встречали серьезного сопротивления, и в 409 г. король вестготов Аларих вступает на территорию Западной Римской империи. На его сторону переходит значительная часть армии западного императора, в том числе состоявшие на службе у римлян германцы. Аларих нашел также поддержку и у многочисленных рабов Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выше мы заметили, что главный недостаток modus vivendi православной церкви в Турции составляет приниженность христиан как граждан сравнительно с мусульманами и отсутствие всяких гарантий против произвольных действий мусульман по отношению к христианам, обусловливаемое презрительным взглядом первых на последних. В новейшее время этот недостаток время от времени устранялся отчасти дипломатическим заступничеством за христиан со стороны европейских христианских держав. Прежде других нашли себе дипломатическую защиту католики. Католичество в турецкой империи есть явление нового, сравнительно говоря, времени, и явление привнесённое извне. Большинство восточных христиан, покорённых турецкому владычеству, исповедовало православную веру; только немногие из них принадлежали другим сектам христианским, возникшим исторически, но не католическим. Католичество на востоке явилось плодом миссионерской деятельности католиков среди восточных христиан, результатом властолюбивых стремлений папства к порабощению восточных христиан владычеству Рима. Католические миссионеры являлись в пределах турецкой империи чужестранцами и вели свою пропаганду под защитой дипломатии западных католических держав. Далее, представители католической иерархии были большей частью из чужестранцев, состоявших под покровительством иностранных держав, и были подчинены папе, – власти тоже иноземной. Отсюда как по первоначальному происхождению своему, так и по характеру иерархических отношений католичество в турецкой империи было явлением международного характера, стало под защиту иностранных держав. Католичество явилось в турецкой империи, прежде всего в форме унии с Римом последователей восточных христианских сект и исповеданий – армян, мельхитов, халдеев, сирийцев, маронитов. Представители церковной власти в упомянутых восточных исповеданиях – патриархи и епископы избирались народом и утверждались папой. Они служили представителями упомянутых религиозных общин пред турецкими провинциальными чиновниками. Но для этого требовалось им получить берат и соединённое с ним признание в своей должности со стороны турецкого правительства, как это наблюдалось и наблюдается при поставлении православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Константинополь. Мировое значение столицы Восточной империи, Епарх города, Ремесленные сословия, Димы. Образовательные учреждения Ф. И. Успенский. История Византийской империи Рим не имел такого значения для Западной империи, как Константинополь для Восточной. Столица Западной империи могла быть и в Милане, и в Равенне, и в Павии; это не сопровождалось особенно важным значением ни в политическом, ни в административном отношениях; между тем, Константинополь так же не может быть отделен от Восточной империи, как, например, Рим от католической Церкви. Константинеполь стал весьма определенным и, можно сказать, всецелым выразителем византинизма, так что Восточная империя, с основанием Константинополя постепенно превращающаяся в Византийскую, не может быть представлена без своего средоточия и своего религиозного, административного и культурного центра на берегах Босфора. В то время, как приготовлялась на Западе страшная катастрофа, на Востоке постепенно организовались начала, которые сохранили от распадения целую половину империи. Перенесенная Константином столица в Византию и основанный на месте старого новый город его имени должен быть признан одним из главных устоев тысячелетней жизни Византийской империи. Вот почему древнейшей истории Константинополя должна быть посвящена отдельная глава в истории Византии. Выше мы говорили о построении Константинополя и о первоначальных границах, данных ему основателем. Но город быстро стал развиваться, так что уже к концу IV в. массы новых поселенцев не находили места внутри городских стен, и за чертой города стали возникать новые постройки и поселения. Там указано было императором Феодосием расположение для готских военных отрядов или федератов, по коим загородные части долго были известны под номерами: второй, третий, четвертый, пятый и седьмой. Когда в 412 г. стены константинов-ского города значительно пострадали вследствие землетрясения, то император Феодосии в соответствии с быстрым возрастанием населения раздвинул его границы, включив в черту города и прежний загородный квартал, называемый Эксокионий (ξοκινιον), и окружив новой стеной, которая в существенных частях сохранилась до сих пор Два епарха города, Анфемий в 413 г. и Кир в 439—441 гг., прославили свое имя сооружениями, служившими к украшению и защите города. Только квартал близ Золотого Рога у Влахернского дворца оставался открытым и защищен стеной при императоре Ираклии в 625 г. Таким образом, можно сказать, что собственный город Константинополь, т. е. нынешний Стамбул, вырос до его естественных границ в течение IV и V вв. Дальнейший его прирост был, главным образом, в предместьях: Космидий (в конце Золотого Рога), Галата, Пера, Бешик-таш, Скутари и т.д.

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

В 1186 г. Болгария восстановила свою независимость от Византии, разгромив в 1190 г. армию Исаака II Ангела (1185-1195), а в 1196 г. уже и Сербия стала искать политическую поддержку не в Константинополе, а у Римского Папы. Естественным результатом «семейного бизнеса» клана «Комнинов и Ангелов со товарищи» стало в 1204 г. взятие Константинополя крестоносцами (по личной просьбе одного из рода Комнинов - Алексея IV Ангела) и создание Латинской империи. Христианство в целом, несомненно, являлось могущественным объединяющим элементом Восточно-Римской (Византийской) империи. Именно Константин Великий (по совету епископа Осии Кордовского) ввел удачный единый термин для подданных Римской Империи - Corpus Christianorum «сословие христиан». Но хотя христианская вера и давала возможность великого плодотворного принципа взаимодействия власти и общества, - христианское население все-таки не было в социальном и политическом смысле единым «народом» (нацией). Во-первых, в Империи сохранялось еще значительная часть языческого населения, при том, что само государство как учреждение было прямым потомком языческой Римской республики (Император был лишь управительной, но не верховной властью). Правда, при Феодосии Великом в 380 г. христианство было официально объявлено единственной государственной имперской религией, видимо, в расчете на то, что этим удастся объединить распадающееся духовно-нравственное состояние позднеантичного общества. А во-вторых, христианское население Византии не могло быть настоящим «народом», так как это было в моноэтнических государствах Франции, Англии или Руси, поскольку христианское население империи было полиэтническим. Старый Римский мир умирал медленно и долго именно поэтому византийцы до самого конца продолжали именовать себя «ромеями» (римлянами), объединяясь не вокруг свежей струи рождающейся концепции «Христианского Царства», а вокруг умирающей античной идеи PAX ROMANUM. Если бы христиане империи действительно были «народом», у них должны были бы сформироваться свои сословия, корпорации или гильдии, аристократические или демократические социальные отношения, но в рамках единого христианского «народа» этого, увы, не произошло. Зато внутри многочисленных народов и племен, населявших Империю, существовали свои сословия, аристократия, корпорации, которые имели собственные национально-племенные интересы. Когда эти национальные интересы оформились в особые национальные притязания, тогда одна за другой огромные части Империи стали создавать собственные, преимущественно моноэтнические государства, базирующиеся на собственных толкованиях христианской веры (Армения, Болгарское царство, Итальянские государства, исламские Египет и Сирия, Венеция, норманская Сицилия, королевство Сербия).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/14/...

После смерти Бонифация начались смуты в его владениях, где каждый князь или граф, посаженный правителем, хотел непременно основать самостоятельное королевство. Генрих с величайшим трудом усмирил их и подчинил себе. XII. Правление Генриха Генрих сделал слишком много для сохранения Латинской империи и во внешних делах, и во внутреннем государственном устройстве. Во времена его правления западное духовенство боролось с греческим; князья, графы, бароны не довольствовались своими владениями, грабили соседей, мирных жителей, монастыри, заводя даже между собою отвратительные споры о добыче. И во всех этих недоразумениях Генрих являлся посредником и примирителем враждующих лиц, отстаивая лишь во имя совести и справедливости имущества и своих соотечественников, и греков. Венецианцы тоже владели теперь значительной частью Греции и играли значительную роль в господстве над торговлей в греческих водах. Несмотря на военную сумятицу того времени, они даже проникли за границы Латинской империи и завели торговлю с русскими, Никеей, сельджуками. Тем не менее, несмотря на такие успехи крестоносцев в пределах Византийской империи, не имевшие ничего общего с основной идеей Крестового похода, завоевание латинянами Константинополя не имело никакого значения в борьбе христианства с исламом. И можно пожалеть только того, какая сила, сколько затрат должно было пропасть бесследно, исключительно только ради удовлетворения жадности к добыче единичных личностей. Мало того, это нашествие принесло жестокое зло, так как отняло у Святой Земли много сил и разрушило прочный оплот в Византийской империи, которая сдерживала до тех пор наступление малоазийских магометан. Непрекращающиеся войны в пределах Византийской империи и прилегающих греческих поселений уносили множество людей, средств, причем военное счастье попеременно переходило то на одну, то на другую сторону. Военные действия сопровождались кознями, коварством, обманом. Но было очевидно, что владычество крестоносцев над Византийской империей было временным и случайным. В то же время тяжелый гнет их властительства давно образумил греков, а завоевание их области научило их ценить свою родину, пробудило в них охоту грудью выстоять за нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно, найдутся те, кто оспорит мнение о том, что захват Константинополя в 1204 году стал основной причиной произошедшего почти тремя столетиями позже крушения Византийской империи. В конечном счете, говоря о причинах случившегося в 1453 году, стоит учитывать и множество других факторов – в том числе и присущую Византийскому государству еще до 1204 года внутреннюю разобщенность. Расчленение империи завоевателями (каким бы окончательным и бесповоротным оно в тот момент ни казалось) на деле не было долговечным. На периферии Латинской империи и феодально зависимых от нее территорий возникло несколько осколочных государств, каждое из которых претендовало на имперскую преемственность. Речь идет об Эпирском царстве, Трапезундской империи и Никейской империи, основателями которых стали Михаил Ангел, Алексий и Давид Комнины и Феодор Ласкарис соответственно. Никея и Эпир, будучи вполне жизнеспособными государствами, сформировавшимися на не занятых крестоносцами территориях в Малой Азии и западной Греции, претендовали на роль центра империи и поэтому представляли собой серьезные очаги сопротивления захватчикам – «франкам». То же самое верно и в отношении болгарских территорий. Ведь именно болгары в битве при Адрианополе (1205) взяли в плен первого императора Латинской империи Балдуина Фландрского, о котором впоследствии уже не было никаких известий. Маргинальная роль Трапезунда в этом сопротивлении объясняется главным образом его изолированным географическим положением. Однако сопротивление, весьма разобщенное по своему характеру даже после того, как никейский император Михаил Палеолог в 1261 году освободил от латинян столицу, не привело к полному восстановлению Византийской державы. Западное присутствие сохранялось в центральной Греции, на Пелопоннесе и на островах Эгейского моря. Не было подорвано ни территориальное, ни экономическое господство латинян. Восстановленная Палеологами Византия уже не была Византией Комнинов. После IV Крестового похода ее территориальная целостность, военное превосходство и неприкосновенность ушли в небытие. По–видимому, лишь ее амбиции остались прежними. Иными словами, общая оценка, данная историками окончательному исчезновению Византии под ударом турок, все же остается верной. «Если и был единственный роковой удар, то произошел он не в 1453, а в 1204 году… Именно тот вакуум власти, к которому привело латинское завоевание, позволил православным государствам на Балканах выйти из сферы влияния Византии и начать двигаться собственным путем, что в итоге и предопределило их поочередное поражение под ударами османских завоевателей» 417 . В целом, в отличие от того незначительного ущерба, который был нанесен латинянами исламскому миру (реально пострадали лишь его окраинные регионы), удар по православному миру и священному для него городу оказался смертельным 418 . Это разрушительное воздействие движения крестоносцев в итоге подорвало ту самую силу, что защищала латинскую цивилизацию от ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Одной из особенностей правления этого императора-воина, царствовавшего 38 лет, была та, что 32 года он непрерывно вел войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским миром, войны с Западом, войны с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане особенно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило в контексте Великого переселения народов. Сначала славяне осели на нижнем и среднем Дунае и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай с богатой добычей. Позже они заселяют территорию империи: Балканы – Македонию, побережье Эгейского и Адриатического морей, их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей против славян. Но эта мера оказалась малоэффективной: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах (после греков) и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи. Стратегия и тактика славян, их расселение на территории Византии, постепенное ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, в значительно меньшей степени, к Московской Руси. О восточных славянах византийцы имели представление из сочинений византийских писателей-историков, в частности, Прокопия Кесарийского. С восточными славянами Византия столкнулась вплотную в VIII-IX вв., когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного моря. Существует предположение, что легендарный поход Аскольда в Константинополь в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийская империя Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. 12 октября, 2012 Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Содержание статьи Византийская империя: начало Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе. В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя. История Византийской империи В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга.  Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством. В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом. Константинополь Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья. Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

http://pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya...

Бьюри выступает в своем труде представителем идеи непрерывной Римской империи с I до XV вв. Нет другого периода в истории, говорит он в предисловии к первому тому, который был бы столь затемнен неправильными и сбивчивыми названиями, как период позднейшей Римской империи. То обстоятельство, что значение этого периода истории так упорно ошибочно понималось и его характер так часто представлялся в ложном свете, зависело больше, чем можно было бы предположить с первого взгляда, от неподходящих имен, которые прилагались к этой истории. Первой ступенью к пониманию истории тех веков, через которые древний мир перешел в новый, является уразумение того факта, что древняя Римская империя не переставала существовать до 1453 года. Ряд римских императоров продолжался в непрерывной последовательности от Октавиана Августа до Константина Палеолога, последнего византийского императора. В настоящее время этот существенный факт затемнен приложением названия " византийский " или " греческий " для империи в ее позднейшие времена. Историки, стоявшие за название " Византийская империя " , не сходятся в определении, где кончается Римская империя и начинается Византийская. Иногда границей этих двух историй считается основание Константинополя Константином Великим, иногда смерть Феодосия Великого, иногда царствование Юстиниана Великого, иногда, как это делает уже известный нам Финлей, вступление на престол Льва Исавра; причем историк, принимающий одно деление, не может утверждать, что историк, который принимает иное деление, неправ, так как все подобные деления совершенно произвольны. Римская империя не приходила к концу до 1453 года, и выражения " Византийская, Греческая, Ромейская или Греко-Римская империя " лишь затемняют важный факт и способствуют серьезному заблуждению. Бьюри, однако, в 1923 году утверждал, что совершенно новый период истории, которую условно называют византийской историей, начался со времени Константина Великого. Бьюри начал первый том своей " Истории позднейшей Римской империи " со следующего утверждения: " Континуитет в истории, который означает контроль за настоящим и будущим, осуществляемый прошлым, стал общим местом, и хронологические рамки, которые рассматривали как считающиеся важными, теперь признаются малозначительными, за исключением того, когда они являются удобными вехами в истории. Теперь введено в оборот понятие, которое мы могли бы назвать кульминационными эпохами, в которых накапливающиеся в прошлом тенденции, достигая определенного уровня, внезапно приводят к видимому изменению, которое, как кажется поворачивает мир в новом направлении. Такая кульминационная эпоха была в истории Римской империи в начале четвертого века. Царствование Константина Великого начало новую эру в гораздо более полном смысле, чем царствование Августа, основателя империи "

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Оказавшись под властью Рима, греки, можно сказать, попали в рабство. «Грека оно просто подавляло: не будучи в силах добиваться простора открытым путем, он действовал темными средствами, шел к нему окольным путем интриг, заговоров, лукавства и мести». 614 «... эти два классических народа противостоят один другому как более упругий, суровый, прямой и устойчивый – и с другой стороны – более утонченный, мягкий, иногда легкомысленный, непостоянный уклончивый до лукавства и хитрости, льстиво искательный». 615 Все эти особенности нашли отражение в формировании церковного строя на Западе и во взаимоотношениях Востока и Запада. Выводы Вышеописанные особенности Рима создали городу репутацию самого богатого, красивого, благоустроенного, он представлялся центром мировой государственности и религии. Остальные народы считались варварскими. Их приобщали к римской культуре. Рим представлялся величайшим городом мира, и эта идея укоренилась в сознании населения Западной Римской Империи. Отличия в характере греков и римлян наряду с политическими притязаниями Византийских императоров отразились не только на светской политике. Все эти факторы оказали влияние на отношения Церквей. Особенности Византийской империи В 395 году происходит разделение Римской Империи на Восточную (Византийскую) и Западную (Римскую). «Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, поэтому центр экономической и политической жизни империи все больше перемещался на Восток. В 330 году при императоре Константине I столица империи была перенесена в город Византий, получивший название Константинополя. Выбор новой столицы империи объяснялся благоприятным положением города, как в торговом, так и в военно – стратегическом отношении. Константинополь был крупнейшим торговым и ремесленным центром империи, городом, куда съезжались купцы из самых отделенных стран мира. ... В IV–VI вв. Восточная Римская или Византийская империя, представляла собой еще крупную державу, игравшую немаловажную роль в международных делах того времени». 616

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010