Таким образом, мы устанавливаем, что ни светская власть, ни власть отдельно взятых священнослужителей или власть их совокупности (например, синедрион или Собор) не могут требовать от нас изменить в нашей вере то, что составляет ее суть и нарушает предание отцов. Сказано: «И, призвав их (то есть апостолов. – О.С.), приказали им (члены синедриона. – О.С.) отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:18–20 ). Этими словами – «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» – апостолы провозгласили приоритет слова Бога над любым словом человеческим, и если мы христиане, то мы не имеем права отходить от сего теократического принципа. И более того, новозаветные тексты предостерегают нас и от апостолов, и от Ангелов, если они говорят вопреки преданию веры и противоречат ему. Сказано: «Но если бы даже мы (то есть апостолы. – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). Итак, мы устанавливаем, что не может быть внешних авторитетов в Церкви Божией, ибо при определенных обстоятельствах, как мы видим из Писания и отцов, и Ангел, и апостол – не авторитет, не авторитет и Собор (который может оказаться «разбойничьим»), и, тем более, отдельно взятый священнослужитель, если он учит не так, как мы приняли от отцов, по порядку сохранения и передачи Истины. Таким образом мы устанавливаем, что тем более та или иная должность в Церкви, например должность папы Римского, не может являться гарантией от тех или иных заблуждений. Почему рухнул «Первый Рим»? Потому что папы Римские стали вводить понятия и мнения, не известные кафолическому учению Церкви. Пал и «Второй Рим» (Константинополь), так как греки в лице Константинопольского патриарха и иже с ним заключили флорентийскую унию с латинянами, и гнев Божий попустил падение Православной Византийской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, мы устанавливаем, что ни светская власть, ни власть отдельно взятых священнослужителей, или власть их совокупности (например, Синедрион или Собор) не могут требовать от нас изменить в нашей вере то, что составляет ее суть и нарушает предание отцов. Сказано: «И, призвав их (то есть апостолов – О.С.), приказали им (члены Синедриона – О.С.) отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:18–20 ). Этими словами, – «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?», – апостолы провозгласили приоритет Слова Бога, над любым словом человеческим, и если мы христиане, то мы не имеем право отходить от сего теократического принципа. И более того, новозаветные тексты предостерегают нас и от апостолов, и от ангелов, если они говорят вопреки предания веры, и противоречат ему. Сказано: «Но если бы даже мы (т. е. апостолы – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). Таким образом, мы устанавливаем, что не может быть внешних авторитетов в Церкви Божией, ибо при определенных обстоятельствах, как мы видим из Писания и отцов: и ангел, или апостол не авторитет, не авторитет и собор (который может оказаться «разбойничьим») и тем более отдельно взятый священнослужитель, если он учит не так как мы приняли от отцов, по порядку сохранения и передачи Истины. Таким образом, мы устанавливаем, что тем более та или иная должность в Церкви, например, должность папы римского не может являться гарантией от тех или иных заблуждений. Почему рухнул Первый Рим, потому что папы римские стали вводить понятия и мнения, не известные кафолическому учению Церкви. Пал и Второй Рим (Константинополь), так как греки в лице константинопольского патриарха и иже с ним заключили флорентийскую унию с латинянами, и гнев Божий попустил падение Православной Византийской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Устные же соглашения должны совершаться таким образом: когда привлечены, как было сказано, семь или пять достойных доверия свидетелей (ибо только при завещаниях и отпусках на свободу достаточно и трех), все контракты и всевозможные соглашения должны совершаться в их присутствии. И если случится, что одна из сторон будет оспаривать соглашение, пусть будут опрошены отысканные свидетели. И если они, спрошенные дважды и трижды судьями, будут в согласии с возбудившим дело, пусть собственноручно изготовят документы ( ποιετωσαν γγραφα ξ ιδιοχερου) и сдадут их в церковь ( κα τιθτωσαν ατ π κκλησις). Если же они неграмотны, пусть поставят честные кресты, а остальное пусть пишут через клерков буквально в таких выражениях: «Такой-то и такой-то, род занятий или звания. Свидетель – господь Бог и это святое место, в котором находимся и сдаем документы. Мы засвидетельствовали истину и ни в чем не солгали, и с этим нашим свидетельством мы предстанем перед страшным (судейским) алтарем Христа, Бога нашего. И да воздастся нам и детям нашим и ныне и во веки веков согласно нашему свидетельству. И если когда-либо в какой-то момент или год мы окажемся лжесвидетелями, то да возместим потерпевшему причиненный нашим свидетельством ущерб, и пусть мы подвергнемся каре, предусмотренной для лжесвидетелей, согласно поговорке, гласящей: »...лживый свидетель не останется безнаказанным за свои злодеяния» (Рагоет. 19.5; 19.9)». Если же свидетели противоречат друг другу или обе стороны приводят своих свидетелей, пусть судьями будет произведен отбор ( γενσθω κλογ) свидетелей, и те, которых больше и которые более достойны доверия, пусть изготовят, как было сказано, собственноручные акты ( ιδιχειρα), и процесс, таким образом, завершен. Это имеет силу и в иноземных городах ( ν τας ξω πλεσι), и провинциях, за исключением, правда, тех случаев, когда речь идет о границах ( τν ροθεσων); ибо мы предписываем, чтобы споры в отношении границ решались так, чтобы размежевывающие свидетели держали в руках Св. Евангелие или честной крест, как и вплоть доныне было в обычае ( καθς ка ως το νν κρτησεν συ νθεια), причем они, хотя и не приносят присяги, все же надежно удостоверяют документы, как уже было сказано выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенности культуры Римской Империи до разделения. Законодательная система Римской Империи. Система сообщения Римской империи. Особенности религии императорского Рима. Особенности быта жителей древнего Рима. Римское гражданство. Национальные особенности характера. Выводы. Билет 2. III. Особенности Византийской империи. Культура Византийской империи. Богословие на Востоке. Особенности Западной Римской империи. Культура Западной Римской империи. Богословие в Западной Римской Империи. Сравнение особенностей богословия на Востоке и Западе в период до XI века. Выводы. Особенности Византийской империи. Культура Византийской империи. Богословие на Востоке. Особенности Западной Римской империи. Культура Западной Римской империи. Богословие в Западной Римской Империи. Сравнение особенностей богословия на Востоке и Западе в период до XI века. Выводы. Билет 3. III. Католический метод формирования вероучения. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. Л. 1 стр. 151–167. Вопросы для проверочной работы. 1 .Значение термина тоталитарная религиозная организация. 2.Основные принципы классификации религиозных организаций. 3.Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. 4.Отношение к инославным христианам. 5.Меры православия по защите паствы. 6.Основные принципы взаимоотношения с инославными на приходе. Занятие 10. Билет 4. III. Формирование каноническо – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства. Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Формирование каноническо – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства. Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Билет 5. III. Церковное управление на Востоке после разделения империи. Пути централизация на Востоке после разделения империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Великий заложил новую столицу империи. Столицей стал небольшой город на Босфорском проливе – Византий. По имени ее основателя новая столица получила название Константинополь. Константинополь занимал исключительно благоприятное положение. Он находился на пересечении торговых путей, связывавших Восток и Запад. Он стал также центром торговли на Черном и Эгейском морях. Новая столица была хорошо укрепленным военно-стратегическим центром. В Константинополь из Рима переносится политический центр империи. Еще до гибели Западной Римской империи Восточная Римская империяВизантия являла высокий уровень развития во всех сферах государственного, политического и общественного бытия. В состав Византийской империи в ее ранний исторический период входили: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии, часть Армении, а также важные в стратегическом отношении Крит, Кипр, Родос и другие острова Средиземного моря. Византии принадлежал ряд важных, хорошо укрепленных городов-государств на Крымском полуострове (Херсонес) и на Кавказе. В состав Византийской империи входили отдельные районы Аравии. В V в. в ее состав вошли Иллирия и Далмация. При подобной геополитической системе империи, в Византии жили многочисленные народы и племена: греки, иллирийцы, фракийцы, дакийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты, славяне. Основным этносом империи являлись греки. Геополитическим ядром обширной Византийской империи была Греция. Государственным языком империи стал греческий язык, который широко распространился в империи. Однако эллинизация коснулась лишь городов Византии и образованных слоев общества. Племена и народы сохранили свой язык, обычаи, культуру. Возникнув в IV в., Византия, в первые века своего существования, сложилась как самая мощная раннефеодальная империя, которая оказывала огромное влияние не только на близлежащие, соседние страны, но и на Русь и на далекие северные страны Скандинавского полуострова. 9. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14. R. Roricht. Geschichte des Konigreichs Jerusalem; R. Roricht. Regesta Regni Hierosolymitani. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 152–155. 15. Н. Gelzer. Sextus Julius Africanus and die byzantinische Chronologie. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 726–732. 16. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, испанской, португальской, голландской литературы. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 238–250, 536–571, 781–793. 17. E. Gerland. Das Archiv der Herzoge von Kandia. – Византийский сборник, т. Vlll, 1901, с. 143–152. 18. Al. vonMilingen. Byzantine Constantinople. – Византийский сборник, т. VIII, 1901, с. 568–572. 19. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, финской, испанской литературы. – византийский временник, т. VIII, 1901, с. 250–267, 656–674. 20. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, финской, испанской литературы. – Византийский временник, т. IX, 1902, с. 243–265. 21. Uber die Quellen der ersten vierzehn Bucher des Joannes Malalas. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 22. Н. Gelzer. Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 23. G. Schlumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle, II. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 532–535. 24. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, португальской, немецкой литературы – Византийский временник, т. X, 1903, с. 239–265, 559– 182. 25. A. Heisenberg. Analecta. – Византийский временник, т. XI, 1004, с. 115–118. 26. К. Krumbacher. Romanos und Kyriakos. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 619–620. 27. Fr. Westberg. Die Fragmente des Toparcha Goticus. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 620–622. 28. Библиографический обзор: Россия и Западная Европа (теология, история, география). – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 184–193, 229–245, 646–656, 675–685. 29. Б. А. Панченко. Крестьянская собственность в Византии. – Журнал Министерства народного просвещения, т. CCCLIX, 1905, с. 444–454.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Церковное управление на Востоке после разделения империи. Пути централизация на Востоке после разделения империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи. Л. 1 стр. 167–176. Вопросы для проверочной работы. 1 .Особенности культуры Римской Империи до разделения. 2.Особенности законодательной системы Римской Империи. 3.Особенности истории Византийской империи, как государства. 4.Особенности культуры Византийской Империи. 5.Особенности развития богословия в Византийской Империи. 7.Особенности исторического развития Западной Римской империи. 8.Особенности культуры и богословия Западной империи. 9.Сравнение состояния богословия Востока и Запада в период до XI века. 10.Основная особенность схоластики. 11.Отличие схоластики от патристики. 12.Юризм в католическом вероучении. 13.Папское учительство. 14.Особенность католической догматики. 15.Особенность ведения диспута. Занятие 11. Билет 6. III. История зарождение папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Участие Рима в делах Востока. Участие Востока в делах Запада. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле Вселенский. 28 канон Халкидонского Собора. Восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о Филиокве. История зарождение папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Участие Рима в делах Востока. Участие Востока в делах Запада. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле Вселенский. 28 канон Халкидонского Собора. Восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о Филиокве. Билет 7. III. Разрыв между Восточной и Западной Церквами. Дело патриархов Игнатия и Фотия. Вопрос о юрисдикции в ряде провинций. Имперские интересы Византии. Смута на патриаршем престоле. Вопрос о филиокве. Окончательный разрыв. Разрыв между Восточной и Западной Церквами. Дело патриархов Игнатия и Фотия. Вопрос о юрисдикции в ряде провинций. Имперские интересы Византии. Смута на патриаршем престоле. Вопрос о филиокве. Окончательный разрыв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Возведение на престол Льва, как и его предшественника, было делом военного сословия. Со времени Феодосия Великого военная система в империи подверглась радикальной перемене, которая состояла в том, что правительство стало приглашать на службу империи или целые варварские, по преимуществу германского происхождения, племена, или отдельных военных людей с дружинами, находящимися под их командой. Эта новая система имела ближайшим последствием то, что как столица, так и отдаленные провинции империи получили значительный наплыв иностранных военных людей, которые начали играть роль даже во внутренних делах империи. Уже в конце IV в. раздаются жалобы на этот порядок вещей и на опасность, угрожающую государству от чрезмерного усиления варваров. В течение V в., однако, новая система продолжала оставаться в полной силе, не сопровождаясь теми вредными последствиями, на которые намекали патриоты в IV в. и которые в Западной империи неминуемо привели империю к падению. До последней четверти V в. наиболее обычными были отряды германского и чаще готского происхождения, нанимаемые из племен, населявших Балканский полуостров. Здесь нас по преимуществу занимает та часть германских и других варварских племен или просто военных дружин, которая долго была известна в Византии под именем федератов. Как показывает самое имя, это были племена или отряды, стоявшие в определенного рода договорных отношениях к правительству и служба которых обусловливалась статьями договора. Большею частью федераты служили за жалованье, выдаваемое предводителю или князю племени, на обязанности которого было содержать в порядке дружину и предоставлять ее в распоряжение империи, судя по обстоятельствам и потребностям времени. Более выдающиеся германцы, в особенности предводители колен и начальники дружин, переселялись в большие города и столицу, усвояли язык и обычаи империи, получали вкус к образованию, так что через два-три поколения вполне ассимилировались с господствующим населением. В V в. находим в военной и гражданской администрации варварские имена консулов, предводителей войска и сенаторов, ближайшие предки коих были свободными сынами германских лесов. Федераты оказали громадное влияние на военную организацию империи и произвели в ней крупные изменения. В царствование Льва I особенной известностью пользуется могущественный род готского происхождения, который в течение трех поколений последовательно от отца к сыну владел высшими гражданскими и военными должностями и который поставил империи не одного императора. В этом знатном роде, идущем от Аспара, в трех поколениях повторялись имена Аспара и Ардавурия. Судьба фамилии Аспара на византийской службе в высшей степени ярко характеризует описываемую эпоху, и потому мы должны остановить на ней внимание. Первое упоминание об этой фамилии имеется при Феодосии II под 421 г. Тогда стратиг Ардавурий был во главе отряда, посланного против персов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   Но оценивать явление 800 года с означенных точек зрения — это значит привносить в его оценку взгляды позднейших эпох. В конце VIII века не было и не могло быть еще ни представления о «титулярном» императоре, ни о создании отдельной Западной империи. Событие 800 года надо рассматривать с современной той эпохе точки зрения, как на него смотрели и сами действующие лица, т. е. Карл Великий и папа Лев III.    Ни тот, ни другой не имели в виду создавать Западную империю в противоположность империи Восточной. Карл был убежден, что в 800 году, по получении титула императора, он сделался государем и продолжателем проясней единой Римской империи. Рим только возвратил себе от Константинополя право императорского избрания. Как уже не раз замечено было выше, в умах людей того времени не было такого представления, будто две империи могли существовать одновременно; по самому существу своему империя была едина. «Императорский догмат единства империи покоился на догмате единства Бога, так как император в качестве Его временного наместника отправлял божественные полномочия на земле». Обстоятельства того времени облегчали для Карла проведение в жизнь этого единственно тогда возможного взгляда на императорскую власть.    Взаимоотношения между Карлом и византийским императором начались задолго до 800 года. В 781 году было устроено бракосочетание между Ротруд, дочерью Карла, которую греки называли Эрутро, и Константином, византийским императором, которому тогда было 12 лет и чья мать Ирина была фактической правительницей империи. Западный историк того времени, Павел Диакон, писал Карлу: «Я радуюсь, что ваша прекрасная дочь может поехать за моря и получить скипетр для того, чтобы сила королевства, благодаря ей, направилась в Азию».    Тот факт, что в 797 году Ирина низложила императора и своего сына Константина и стала самодержавной правительницей империи, шло в полный разрез с традициями Римской империи, где женщина никогда не правила со всей полнотой верховной власти. С точки зрения Карла и папы Льва, императорский трон считался вакантным, так как на нем восседала женщина, и поэтому Карл, принимая императорский венец, занял свободный престол единой Римской империи и сделался законным преемником не Ромула Августула, а Льва IV, Ираклия, Юстиниана, Феодосия и Константина Великого, — вообще императоров восточной линии. Интересным подтверждением этого является то, что в западных летописях (анналах), современных 800 году, и последующих веков, которые велись по годам византийских государей, непосредственно за именем Константина VI, сына Ирины, следует имя Карла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

При новом Имперском возрождении нужно учитывать, что Россия является правоприемницей Великой Византийской Империи, которая, в свою очередь, была правоприемницей Великой Римской Империи. Отсюда имперская формулировка: « Москва - Третий Рим». Первым Римом был сам Рим, Вторым Римом - Константинополь - столица Византийской Империи, Третьим Римом стала Москва. При возрождении России необходимо брать все лучшее, что было в Великокняжеской и Царской России, в Советском Союзе, и что есть в современной демократической России. Нужно брать все лучшее из разных цивилизаций Запада и Востока, но знать свою историю и культуру и идти в идейном и духовно-мировоззренческом плане своим самобытным путем и это Царский Имперский Римский путь с опорой на Православие. При создании новой Империи необходимо учитывать исторический опыт создания мощных Империй. И прежде всего использовать опыт Римско-Византийской и бывшей Российской Империй. В любой империи должен быть имперский народ. Имперский этнос -имперский народ - это одна нация, наиболее многочисленная в стране и наиболее способная (по таким качествам как уживчивость с другими народами, терпимость к иным культурам, великодушие и т.д.) для построения и державного водительства многонационального Имперского государства. Например, в Римской Империи - имперским народом-этносом были латиняне-римляне; в Османской Империи - это были турки; в Империи Золотой Орды - это были монголы; в Византийской Империи имперским народом были греки. В России имперским народом является русский народ, русская нация. Русские являются самым многочисленным народом России: более 80% населения страны (по результатам последней переписи населения в 2010 году). Начиная с созданного русским народом Московского государства, русские включали в своё мощное государство постепенно многие соседние народы. Основная масса разных народов добровольно вошла в состав русского государства, так как русские люди жили мирно, тихо и проявляли по отношению к другим нациям и народностям национальную и религиозную терпимость, дружелюбие и уживчивость. Это все имперские качества русского православного народа.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010